МАОУ СОШ № 142 Екатеринбургский ГО с. Горный Щит

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 142
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Обожина Наталья Степановна
1.3.        Почтовый адрес

 

620902, Свердловская область, город Екатеринбург, село Горный Щит, улица Ленина  д.15А
1.4.        Телефон

 

(343) 266-03-33
1.5.        Сайт

 

школа142.екатеринбург.рф

 

1.6.        Электронный адрес

 

mou_142@mail.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

1038,  1ступень – 19 классов, 2 ступень – 18 классов, 3 ступень – 2 класса.
1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

52,  высшее образование – 47 чел., средне-профессиональное  – 4, средне-техническое — 1
1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Реализуются программы начального образования, среднего полного, среднего общего, коррекционного  и дополнительного образования
1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

3-х этажное кирпичное здание 1967 года постройки, МТБ – удовлетворительное. Есть библиотека, актовый зал, спортивный зал. Пришкольная территория имеет ограждение, на территории есть корт, футбольное поле, волейбольная площадка.
2. История школы: основные вехи

 

1.1.            Дата основания школы

 

 1817 год
1.2.            Обстоятельства создания школы

 

В селе Горный Щит Горное земство открыло первоначальную школу.

 

1.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

1.Лиханова Екатерина Николаевна (1934-1935г)

2.Осетров Алексей Андреевич (1936-1939г)

3.Суслонов (1940-1941г)

4. Калугина Феодосья Ивановна (1942-1948г)

5.Воробьёв Иван Александрович (1948-1950г.)

6. Портунова Зоя Степановна (1950-1951г. Открыта десятилетка)

7.Нудьга Андрей Степанович (1951-1959г.)

8. Чернавских Александр Андреевич (1959-1963г.)

9.Жихарев Алексей Петрович (1963-1965г.)

10 Медведева Раиса Михайловна (1965 – 1967г. Построено новое трехэтажное здание)

11.Аникин Иоким Фомич (1968-1977г.)

12.Бардова Ирма Павловна (1978-1979г.)

13. Адуллин Федор Борисович (1979-1987г. Построен пристрой с актовым залом и аудиториями)

14. Воронин Игорь Юрьевич (1987-1989г.)

15. Почечихина Вера Николаевна (1989-1991г.)

16. Булыкина Надежда Алексеевна (1991-2018г.)

17.Обожина Наталья Степановна и/о (2018г)

1.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1817г.  – Первое упоминание о школе в рамках переписи населения Полевского района

1886 г. — Деревянное здание числится казенным.

1908 г. – Горнощитское начальное училище готовит мастеров по обработке мрамора.

1922 г.  Сделали школу рабочей молодёжи – ШКМ

1928 г. – Школа имеет два здания: Красная школа,

Белая школа.  192 ученика.

1931 г. – Открыта школа колхозной молодежи (ШКМ)

с трудовым обучением.

1937г. – Построено двухэтажное деревянное здание

силами народной стройки.

 1941г. —  На фронт ушли  учителя и  выпускники школы

– более 100 человек.

1950 годы – Открыта  школа  с десятилетним образованием.

1965г.  – Начато строительство новой школы. Школа

получила новый номер. Школа № 142

1967г.  – Открытие школы – новостройки.

1997 — 2002 год школа стала называться «Школа-сад»

2015г.  — Школа стала автономной МАОУ СОШ № 142

 

1.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

      27  лет руководила школой директор Булыкина Надежда Алексеевна (с 1991 по 2018)

Ветеран труда,  награждена Медалью « За вклад в развитие Екатеринбургского образования»,  Знаком  « Почетный работник общего (начального, среднего, высшего профессионального) образования РФ».

За годы работы воспитано не одно поколение горнощитцев, сформированы  большие многолетние традиции, которые, придают самобытный характер школе.

Коллектив учителей в  период работы Надежды Алексеевны   неоднократно становился победителем  и призером различных конкурсов: «Школа России», городской и областной тур конкурса «Сердце отдаю детям», «Молодой учитель года», «Учитель года», «Самый классный классный».

1.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Среди выпускников школы есть ученые, руководители разного ранга, предприниматели, врачи, юристы, педагоги, представители творческих профессий. Глава Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга Мишарин Вячеслав Николаевич.
1.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы) Центр культуры «Горный Щит». Совместные мероприятия, кружки, которые посещают обучающиеся школы.
2.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы Отношения — главный объект педагогической работы
3.2.            Ценности школьной жизни

 

Ученик является основной ценностью всей жизни школы.
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Гимн школы

Не сразу все устроилось,

И школа наша строилась.

Росла и разрасталась

уже две сотни  лет.

И вся ее история

теперь лежит в теории,

В музее грузом времени

Лежит ее секрет.

Припев:

Школа, школа, наша школа,

Мы всегда навек с тобою,

Стали мы твоей судьбою.

Ты вглядись в мое лицо.

Что бы ни было в начале,

Утоли мои печали.

Вновь с утра я поднимаюсь

На знакомое крыльцо.

И вот уже две сотни лет

Ты школа проповедуешь

Добро, любовь, романтику

И жизни учишь ты.

Пусть времена меняются,

Ты школа не склоняешься,

Растешь и разрастаешься,

И лучше нет судьбы.

Припев:

Школа, школа, наша школа,

Пусть века твои проходят,

Ты детей своих выводишь

В жизнь дорогою прямой.

Пусть года тебя лишь красят,

Оставайся ты прекрасной,

Мы пробьемся, наша школа,

Будем мы всегда с тобой.

Герб

Изображены березы — символ края, школа стоит среди старых берез,  и будильник  — символ школьного фестиваля творческих возможностей,  «разбудит всех, кто спит», книга – символ учения .

 

Флаг

Сине зеленый с цифрами 142.

3.4.            Традиции и ритуалы

 

— Много лет все классы участвуют в годовой акции «Наше классное дело». В начале года класс выбирает дело для сверстников, старших людей, школьного коллектива. Класс является организатором дела от разработки  заданий классам, написания сценария до завершения дела. Вся акция  нацелена  не только на развитие классного коллектива, но и на объединение  всего  школьного сообщества.  Дело  должно быть по-настоящему «классным», т.е интересным, творческим, незабываемым, делом всего класса.  Это наша традиция.

 

— Каждый год в течении 25  лет в школу приходят выпускники на Вечер встречи.  И эта традиция не иссякает, поскольку школа дала хороший старт в жизни выпускников и они благодарны школе. Дело, к которому готовятся выпускники юбилейных выпусков. Каждый выпуск становится не только гостем, но и участником представления.

 

— Неделя Памяти.  Каждый ученик оформляет с родителями свою «памятную доску» — лист бумаги, на котором написано имя и краткие сведения о родственнике, воевавшем в годы Великой Отечественной войны.    В назначенный день на стены второго этажа школы дети вывешивают свои «доски памяти». Перед стеной ставятся цветы и свечи,  и она превращается в Стену Памяти. Перед Стеной Памяти  школьники с 1 класса до 11-го по очереди несут Вахту Памяти. Каждый класс участвует в Часе памяти, готовит свою песню о войне, героях, памяти. Школа организует в селе Бессмертный полк, участвует в митинге на площади села, организует акцию Вальс Победы.         И никому не приходит в голову разговаривать, баловаться, смеяться.

 

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

   Школьному музею «История села Горный Щит» более  сорока лет. За это время  он стал копилкой исторических ценностей, местом интересных встреч, образовательным центром. Музей собрал огромные коллекции материалов. Зал истории крепости «Горных заводов щит»;

•         Зал боевой славы горнощитцев – в котором хранятся оригиналы писем с фронта, награды, личные вещи бойцов,  экспозиция  двухсотлетней истории горнощитской школы.

•         Зал «Русская изба»- гордость нашего музея,  настоящая, бревенчатая,  с действующей русской печью, полатями, оригинальными предметами быта русских крестьян 19 века.

Здесь история учится не по книгам, а по судьбам людей. Составной частью музея  является работа Школы экскурсоводов. Школа экскурсоводов  реализует проект «Музейные уроки». Такие уроки предполагают командные соревнования, ролевые игры, где сочетаются рассказы, показ экспозиционных материалов, коллекций музея, инсценировки, викторины, театрализация,  разучивание текстов или действий.

Создано много уникальных экскурсий, связанных с историей Горного Щита. Существование школьного музея подвигло учителей и учащихся  реализовать проект «Музей своими руками». Название проекта говорит само за себя. Ещё один музей — Музей природы в школе действительно создан  руками детей и педагогов. Сейчас работают экспозиции: «Колодец Бажовских сказов»,  «Родные просторы», «Подземные сокровища Урала».

Музей ежегодно участвует в  мультикультурном  проекте «Ночь музеев».

В школе есть игровой коллектив «Зеленый сад». Он               — неоднократный лауреат и призер многих городских, региональных, российских, международных конкурсов в  г. Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Оренбурге, Озерске, Екатеринбурге.  В 2019 году стал Лауреатом 1 степени во Всероссийском фестивале-конкурсе игровых коллективов «Забава» с программой «Вместе спасем человечество!», победитель в специальной номинации «Образовательно-познавательный проект «.  Участвуя в Международном  фестивале «Детство без границ» (Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация  детских организаций «(СПО-ФДО) стал  также Лауреатом 1 степени.

В 2017 году в школе сформирован Юнармейский отряд им. А. Маресьева. Члены Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»  участвуют  в городских, областных военно-патриотических мероприятиях района и города,  участвуют в военно-полевых сборах, являются организаторами  благотворительных акций для военнослужащих. В 2019 году отряд занял 2 место  в Городском  конкурсе  «Зарница» .  Слет юнармейских отрядов Свердловской области «Истоки героизма»  принес отряду Грамоту  за общекомандное 1 место.

В школе работает два  волонтерских отряда. Отряд  «АЛЫЕ ПАРУСА»  организует работу со сверстниками и детьми дошкольного возраста.  Волонтеры отряда – любимые гости трех детских садов Чкаловского района. Основное занятие – обучение способам продуктивного досуга. Немало уделяет отряд   патриотическому воспитанию.  Ежегодно отряд участвует во всероссийской акции «Вальс Победы» Отряд со своими проектами неоднократно становился победителем районных и городских конкурсов. Отряд активно участвует во многих программах Российского движения школьников.

Отряд «Часовые добра» организует благотворительные акции в пансионате  для престарелых людей «Отрадное». Ребята там – желанные гости. К каждому празднику совместно с родителями готовятся подарки пожилым людям,  и обязательно – концерт. Отряд – активный участник всех волонтерских акций и конкурсов, которые проводит центр «Диалог».

Отряд юных инспекторов движения «Зеленый огонек» является призером районного конкурса агитбригад,  конкурса «Безопасное колесо». Члены отряда ежегодно готовят агитбригаду и неоднократные конкурсы, квесты по правилам дорожного движения для сверстников.

Школьная команда КВН  «Пока не знаю» является активным участником Свердловской областной юниор-лиги.  В игре  Юниор-команд  КВН  2019 года (Свердловская областная юниор-лига КВН, региональное представительство Всероссийской юниор-лиги КВН)   заняла 2 место, выйдя  в областной полуфинал, а последняя игра принесла команде 1 место и выход во всероссийскую лигу.

 

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Проект «Музей своими руками».

Проект «Игра – дело серьезное».

Программа «Развитие музея  — как средство воспитания патриота и гражданина».

(Сетевой опорный центр  по теме «Школьный  музей – социокультурный, просветительский и воспитательный центр»)

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Семейный ансамбль ложкарей.

Игровой коллектив «Зеленый сад».

Волонтерский отряд «Часовые добра»

Волонтерский отряд «Алые паруса»

Команда КВН «Почти город»

Юнармейский отряд им. А. Маресьева

Фотоклуб «Мастерская Мурзилки»

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Слоганы

 

Эй, друг, учи домашку,

Чтобы не было промашки!

Тренируй свое сердечко,

Чтобы не было осечки!

В удовольствие, удобно

Нам писать экзамен пробный.

Будем есть побольше каши,

Справимся и с настоящим!

 

Наталья Манько

Если есть у школы день рождения,

Значит,  у неё есть и душа,

хоть и возраст её лет за 200,

школа молода и хороша!

Каждый год потоки первоклашек

будто звон хрустальный вешних вод,

молодеет с ними школа наша,

прибавляя, убавляет год!

***

— Красой неброской ты нас пленяешь,

И взоры наши полны тобой.

Тебя люблю я, село родное,

Село родное, горжусь тобой.

Здесь родился и здесь я вырос,

Здесь годы жизни прошли с тобой,

Село родное, село родное,

Мой Горный Щит, любимый мой.

А люди наши села родного

И любят песни, и любят труд.

И мне дороже всего на свете,

Что я родился и вырос тут.

 

Эти строки написал наш земляк, поэт А. Клепов…

 

4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Село

Cело Горный Щит стоит на возвышенном ровном месте, на расстоянии 20 км к юго-западу от Екатеринбурга и в 37 км  от г. Полевского, 8 км от знака «Европа-Азия», что по Полевскому тракту.

—   Как же возникло село с этим необычным названием? Перепись населения Арамильской слободы 1695г.  свидетельствует о том, что на месте нынешнего села в то время здесь стояли деревня Уктусская и находящаяся рядом с ней деревня Фомина, в которой жили переселенцы,  поселенные здесь арамильским приказчиком в 1680г. Первыми жителями Уктусской были Шиловы, Пазниковы. Село Верхний Уктус первоначально было деревней Уктусской, переняв название речки, на которой она находилась.

«25 июня 1709 г. село Верхний Уктус было разорено, сожжены деревянные церковь и часовня». Многие жители села сбежали под защиту укреплений Уктусского завода. Возродившись вновь, сильно уменьшив население.  Верхний Уктус  стал иметь статус уже не села, а вновь деревни. Сильному разорению Верхний Уктус подвергся в 1718 г., а также летом 1721 г.

— И тогда Татищев В. Н. в 1721 г. издал распоряжение о создании укрепления возле деревни Верхний Уктус.          Небольшое укрепление в том же году было создано, и туда были направлены драгуны Уктусской роты. Вначале они размещались по квартирам деревни, а затем для них были построены казармы.

В 1723 году на основе прежнего небольшого укрепления была построена настоящая сильно вооруженная крепость. В крепости было 5 бастионов, окружена была земляным бруствером и обнесена надолбами. И названа была  эта крепость «Горных заводов защита». Позже название было  сокращенно,    Горный Щит.

Уральский писатель Павел Петрович Бажов в своем сказе «Две ящерки» писал, «деревню Горный Щит нарочно строили, чтобы дорога без опаски была».

Защита от кочевников — башкиров имела не только военное, но и экономическое значение. Через село проходила удобная дорога из Сибири в Россию.

Вот почему Василий Татищев в 1721г., в письме к сибирскому губернатору писал, что Горный Щит лежит на большой дороге из России в Сибирь, и поэтому просил позволения «ездить всем через Горный Щит, в котором собирались бы пошлины с провозимых товаров, как и в Верхотурье».

Полевской  тракт  имел большое значение для развития Горного Щита. Строились постоялые дворы, которые служили местом отдыха для проезжающих. На улице Свердлова, на берегу реки Теплой сохранились остатки постоялого двора: высокие  рубленные сараи, служившие конюшней для лошадей проезжих торговцев.

Однако после 1725г., значение Горного Щита, как транзитного пункта, стало уменьшаться, так как новая дорога из Кунгура  в Сибирь была проведена севернее села.

 Горный Щит в 19 веке потрясла «золотая лихорадка»:  в 1803 году горнощитский крестьянин Василий Бабин открыл золотосодержащую породу возле реки Чусовой. С 1826г. здесь добывали золото. На этой улице, бывшем Полевском тракте,  была золотая лавка, где продавались или обменивались мелкие золотые украшения.      В 1887 году в селе имеется 6 торговых лавок.

Золотодобытчики мыли золото до 30 годов 20 века. И до сих пор в лесах Горного Щита остались следы золотой лихорадки: большое количество шурфов во многих местах затрудняет передвижение. Троицкое озеро, что к югу от села — одно из самых красивых мест в окрестностях Щита — результат рудничных работ.

 

Наше село можно считать и литературным памятником. В центре села стоит самое старое здание – это церковь. Церковь-это культурный и духовный памятник народа.

Деревянная церковь сгорела в 1726 году и на ее месте была  построена каменная  в 1830г. архитектором Малаховым

В юности к нам приезжал уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Он навещал своего дедушку, который служил дьяконом в Покровском храме.

«В этом Покровском храме, — написал  краевед Лукашин,- служил диаконом дед Д. Н. Мамина-Сибиряка по матери — Семен Степанович, у которого Дмитрий Наркисович, бывало, гостил».

Действительно, в своих воспоминаниях «Из далекого прошлого» писатель посвятил Семену Степановичу целую главу, так и назвав ее «Дедушка Семен  Степанович». «Маленький Мистус, как звал его дед, приехал в Екатеринбург в епархиальное училище. Впервые надолго покинувший родной дом в Висиме, остро чувствующий свое одиночество среди  чужих, он бросился в Горный Щит за утешением и поддержкой. И нашел их там».

Лукашин  говорил, что церковь в Горном Щите является историко-мемориальным памятником, т. к. Мамин-Сибиряк, безусловно,  сам бывал и молился в ней.

Но не только крепость  дорога, принесли известность Горному Щиту. Главную славу ему принес Горнощитский  мраморный завод, гранильная и шлифовальная фабрики при нем. В 1806 году на фабрике работали 19 мастеровых, а четыре года спустя, когда их стало более двухсот, предприятие  получило высочайший статус и подчинено было ведомству управляющего кабинетом императора. Замечательные мастера гранильного и камнерезного искусства, художники, по рисункам которых были созданы прекрасные изделия, служили здесь, В лучших музеях России выставлены их работы. Были выполнены украшения для Царского села, уральским мастерам делал заказы архитектор Растрелли. Солидной работой явился памятник Ермаку в Тобольске, открытый в 1835 году.

Ладили на заводе мраморные вазы, камины, пьедесталы. Камины поначалу делали из белого, потом из цветного мрамора. Один из них украшает Мариинский дворец в Петербурге. В связи с сокращением заказов в 1858 году завод приостановил работу.

Наша школа является одной из достопримечательностей села Горный Щит.  Жили в старые времена в селе старатели, горных дел мастера. Грамотных в ту пору мало было. Вот горное земство и открыло школу, чтоб детишек учить. Поначалу учили в ней в трех отделениях 52 мальчика. Девчонок в школу не брали. Работал один учитель. Давно это было, посчитай лет этак 190…  Ну вот, а село  в то время была не маленько. Росла деревня,  ученики в двух зданиях учились.  Называли их красной и белой школами.  А в 1922 году сделали школу школой рабочей молодежи. (ШКМ). Ребятишек много к грамоте потянулось, места не хватало. И решил народ горнощитский всем миром построить новую большую деревянную школу, в два этажа. И стала она в 1937 году семилеткой.

Сороковые-роковые огнем опалили и нашу родину. Более 650 горнощитцев ушли на фронт, не вернулся каждый второй. Среди них и выпускники школы и педагоги. На фронт ушло 11 учителей, не вернулись двое. Суровое лихолетье наложило свой отпечаток и  на школьные будни. Учебный день начинался с вопроса детям: «Кто хочет есть?».

А есть хотел каждый. Учителя кормили детей, делились своим скудным пайком, а потом писали диктанты, решали задачи. А еще картошку копали, колоски собирали, варежки вязали для фронтовиков.

В середине 60- годов снова в школе тесно стало. И опять всем миром  строили новое трехэтажное здание.

В 1965-66 годах школьный стадион превратился в строительную площадку. Активными помощниками стали и учителя, и ученики, и родители. 1 сентября 1967 года встречали в новом здании.

1980 годы… У школы очередное новоселье! К трехэтажному зданию,  ставшему основным, пристроено новое  здание.

В данный момент школа- победитель Всероссийского конкурса в рамках национального проекта «Образование»

 

Таковы основные вехи  развития села Горный Щит.

Наша жизнь станет полнее от того, что мы будем знать свою историю. И начать нужно с истории своей малой Родины.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Школьный музей тесно работает с жителями села. Это встречи с выпускниками школы, интересными жителями села, ветеранами. Это уход за обелиском, в честь погибших в Великой Отечественной войне односельчан. Это сбор материалов музея посредством контакта со старожилами села.

Акции «Поздравь ветерана», «Десант добрых дел»

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Академия сельского хозяйства
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)      Дерягина Фаина Николаевна.

Из окон этого школьного кабинета  село  видно, как на ладони.  Частные дома, огороды, палисадники с цветами,  пешеходный тротуар, шоссе… Мало что изменилось в Горном Щите с 1968 года… Именно в этом году в школу №142 приехала из Башкирии Дерягина Фаина Николаевна, молодая и энергичная, учить сельскую ребятню современной науке – химии. Теперь за её плечами – 42 года педагогического стажа и 60 выпусков.

Школа была новая, только-только ребятишек приняла. И коллектив новый. И молодой! А значит, активный и неутомимый. Фаина Николаевна с теплотой вспоминает тех, с кем начала свой путь в Горнощитской школе: и директора Аникина Иокима Фомича, и завуча Берсенёва Александра Кузьмича, и супругов Быстровых, Лидию Петровну и Григория Григорьевича… И подруги задушевные появились (приехали в школу-новостройку): Хворостова Нелли Николаевна, Гончарова Наталья Васильевна.

Фаина Николаевна  оживлённо рассказывает о том, как  дружно и весело работали в те годы. Времени хватало на всё: уроки интересные подготовить, стенгазеты с активом класса выпустить, в совхозе на уборке урожая поработать, в поход с учениками сходить, в кино и театр детей вывезти. Отношения с учениками были особенные: уважительные, тёплые. Фаина Николаевна вспоминает свой первый День учителя в Горном Щите. Старшеклассники устроили праздник, который до сих пор греет душу и сердце.  Украсили кабинет букетиками рябины, пригласили учителей на вальс.

Школьная жизнь  интересна и разнообразна. Пионерской дружине и комсомольской организации присвоено имя героя Советского Союза Александра Матросова: это был заслуженный результат активной поисковой работы учеников и учителей.      Лучшие ученики удостоены права отдыхать во Всесоюзной пионерской здравнице «Артек».

Каждое десятилетие оставляет в истории учебного заведения свой неповторимый след. «Застойные» семидесятые для школы застойными не были. В славные страницы ее летописи по праву вписана «Вахта памяти» (г. Екатеринбург), тимуровская работа, шефство над младшими школьниками, пионерские и комсомольские слеты, коммунистические субботники, сбор металлолома и макулатуры, маевки, взаимодействие с шефствующими предприятиями: совхозом «Горнощитский», ПМК-2, лесничеством, лесхозом «Свердловский», плодопитомником «Уральский».

Ученики вспоминают: «В одно и то же время Фаина Николаевна может улыбаться и оставаться строгой, хвалить и ругать, восхищаться и требовать. Хвалит и тут же задаёт провокационные вопросы, чтобы думали, отстаивали свою точку зрения». Молодая учительница со своим твёрдым и волевым характером, устоявшимися принципами и любовью к педагогическому труду сразу завоевала авторитет в школе и в селе.

Гордится  учитель выпускниками.   И главной ценностью своих учеников Фаина Николаевна считает внутреннюю красоту, человечность. Самозабвенно любя свою родную Башкирию, малой родиной считает Горный Щит: «Случись что, в любое окошко постучу – мне помогут».

Окна в кабинете химии теперь новые – пластиковые. А вид из кабинета химии всё тот же. Те же  сельские просторы, чистое небо. Мимо окон идут сельчане — ученики любимого Учителя, человека с большим сердцем и огромной человеческой мудростью.

Дерягина Фаина Николаевна, учитель химии и биологии, Почётный работник общего образования РФ, ветеран труда, работала в школе с 1968 по 2010 год. В 2017 году Фаина Николаевна ушла от нас. У многих сотен горнощитцев остался в памяти добрый, строгий, мудрый учитель.

Устинова Эмилия Васильевна

Профессиональная судьба Устиновой Эмилии Васильевны определилась в 1956 году после выхода на экраны страны фильма «Весна на Заречной улице». Он так впечатляюще подействовал на  неё, девчонку-подростка, что перед ней  вообще не стоял вопрос выбора профессии. С тех школьных лет она неразрывно связана со школой, детьми. Училась хорошо. Нравилось учиться и учить. Соседи по улице всегда просили помочь их детям в учебе – этим гордилась. Училась в Москве, в МГПИ у ведущих специалистов,  результат  —  диплом с отличием, качественное образование. А затем — учитель начальных классов, преподаватель педагогики и психологии.

«Приобретая опыт работы, совершенствуя педагогическое мастерство, осознаю, как много еще не сделано. А о том, что успела сделать, могу поделиться». (Фото 5)

Эмилия Васильевна – человек ищущий. Работая  с учениками начальной школы,  этот педагог всегда  видел педагогические проблемы: несовершенство школьной отметки, сложность адаптации детей в периоды возрастного кризиса, понимание результата образования, совершенствование школьных технологий.

Желание найти ответы на вопросы помогало совершенствовать не только свое мастерство, но распространять свой опыт, свое понимание сути педагогической работы:

апробация безотметочного обучения, первые дети – шестилетки, формирование надпредметных способов деятельности, школьный стандарт результата образования. Результаты были удивительными.

Эти аспекты педагогической деятельности сейчас известны всем. Но в восьмидесятые годы это было смело, даже порой дерзко.    Опыт организации безотметочного обучения широко распространялся педагогом в масштабе области по линии ИРРО в 1990-1992 годах.

Научный подход педагога виден всюду. Программы адаптации учащихся первых и  пятых классов, созданные Эмилией Васильевной,  отмечены Дипломом Всероссийского конкурса авторских работ в Москве. Они напечатаны в научно-методическом журнале «Завуч начальной школы» (М.,2002-2003гг.).

Работая в должности завуча,  Эмилия Васильевна много внимания  старалась уделять методическим условиям, способствующим развитию творческой инициативы педагогов.

Учительская работа Эмилии Васильевны также полна творчества. Особенности  каждого класса  дают пищу для новаторства и реализации огромного опыта. Эмилия Васильевна  в школе – мудрый учитель учителей. (Фото 6)

   Устинова Эмилия Васильевна, завуч начальных классов, отличник просвещения РФ, дипломант Всероссийского конкурса авторских работ, лидер образования 2004/2005 учебного года, учитель высшей категории, ветеран труда. Работает в школе с 1974 года.

В 2017 году мы простились навсегда  с талантливым учителем и умным неравнодушным человеком.

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)       27  лет руководила  школой директор Булыкина Надежда Алексеевна.

Родилась в  Тюменской области. В семье было пять девочек, трое из них  стали учителями, закончили  Омский государственный педагогический институт им. А.М.Горького: Надежда Алексеевна – учитель химии и биологии, Ольга Алексеевна – учитель истории, Галина Алексеевна – учитель английского языка.

Учителями  стали и обе дочери Надежды  Алексеевны: Татьяна и Алена преподают информатику в Горнощитской школе.

Общий педагогический стаж династии —  145 лет, из них 40 лет педагогического стажа принадлежит Надежде Алексеевне.

Булыкина Надежда Алексеевна  —  Ветеран труда,  награждена Медалью « За вклад в развитие Екатеринбургского образования»,  Знаком  « Почетный работник общего (начального, среднего, высшего профессионального) образования РФ».

 

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Со мною следует незримо…

(Памяти моего отца Берсенёва Александра Кузьмича, учителя русского языка и литературы)

Трудно в это поверить, но мой отец не ругал меня ни разу в жизни. Когда я была школьницей,  и у меня  не ладилось  что-нибудь с учебой, самым большим наказанием был вопрос: «Ну,  как у тебя дела с физикой? Нормально? Я рад». И если не все в порядке, то было очень стыдно. Хотя говорить  вслух о своих неудачах было необязательно.

А еще раньше он любил водить меня в лес за первыми грибами.  Дойдем до знакомой поляны, скажет: «Ты иди по солнечной стороне, а по другой опушке  я пойду, встретимся в конце поляны». И когда на моем пути попадались маслята или первые красноголовики, несказанно радовался и восхищался моими способностями грибника. И я верила, что мне сопутствует удача. А на обратном пути смастерит мне из ивы свистульки с разными голосами, нарвем полевых цветов, наберем земляники.

Когда я пришла работать в школу, то отец уже не работал, был на пенсии. Постепенно я поняла, что так,  по-доброму, уважая достоинство каждого, ставя каждого, кто был рядом,  в ситуацию успеха, он общался со всеми. Я часто слышала от учителей, работавших с ним: «Вот когда был завучем Александр Кузьмич…» или «А вот Александр Кузьмич…», и далее шли школьные истории про доброго волшебника, Александра Кузьмича. Было приятно, потому что слова благодарности были искренними. Он был учителем, для которого слово «коллектив», имело особое значение. Для него был важен дух коллектива и каждого его представителя.

А ещё помогал юмор. На одном из вечеров встречи  мне рассказывал один выпускник, мой ровесник: «В классе пятом во время урока меня послали за журналом в учительскую. Со мной очень хотел пойти друг, Витька Резин. Его тоже отпустили. Бежим по коридору, навстречу завуч, Александр Кузьмич: «Почему вы не на уроке? За журналом? Вдвоем?!»  Заводит в учительскую, берет журнал: «Ты Толя, берись за эти углы журнала. А ты, Витя, за другие уголки. Крепко держите? Ну, а теперь идите. Осторожно идите, не уроните».

После смерти отца мне рассказывал также выпускник школы, которого отец учил: «Однажды несколько старшеклассников закурили в школьном туалете. Зашел завуч. Меня увидел с папиросой. Взял меня за плечи и стал говорить, глаза в глаза: «Ты думаешь, я для того воевал, чтобы вы тут вольницу устраивали!?  Друзья мои погибали,  за это!? Жизни отдавали, за это!?» Курить я не бросил. Но в школе — ни-ни! Уважали мы его!»

Да! Война была в его жизни особой страницей. И хотя в детстве и в юности я слышала его рассказы о войне, по-настоящему поняла весь её ужас, когда перечитывала воспоминания. Перед войной. В 1941  году окончил Тюменский педагогический институт. Учитель русского языка и литературы.  Война началась, его определили на работу на «турбинку» электриком, первая специальность пригодилась. На фронт не брали.  Бронь была. Нужны были специалисты.  Работали днем и ночью.  А в 1943, когда формировали Уральский добровольческий танковый корпус, он добился своего. Ушел добровольцем на фронт. Воевал в разведбатальоне Уральского добровольческого танкового корпуса. На войне был минометчиком, наводчиком-артиллеристом, командиром отделения, парторгом батареи. О войне его воспоминания  тяжелые. Читаешь и понимаешь тот страх, ту боль, ту ненависть к врагам, и любовь к Родине, родным и близким.

«…29 августа УДТК  был  выведен в резерв для подкрепления сил, как техникой, так и людскими  резервами.  Отдельные части механизированной пехоты вели бои до 1 октября. Уральцы — добровольцы с честью выполнили наказ земляков, и танковый корпус стал называться десятым  гвардейским. Помню, как под Брянском, в брянских лесах, построили нас и вручили гвардейское знамя.
А  5 августа 43- го, в честь особо отличившихся частей, Москва произвела артиллерийский салют, первый в истории Великой Отечественной войны, в том числе, нашему УДТК.
В январе 1944 года наш корпус  был переброшен на юг, на Первый Украинский фронт… Мы подъехали к городу Киеву. Волнуясь, течет могучий Днепр. А ведь тебя возвеличил, прославил Гоголь. И вспомнились его слова: «Чуден Днепр…»
Когда-то великолепный, мост взорван фашистами в нескольких местах: сваи стоят, а сам мост опустился в воду. Вот варвары!..
Мы покинули Киев и остановились в украинской деревне, в 50-ти километрах от города. Для меня пребывание в деревне было необычайно интересным, дома не такие, как у нас, на Урале. У нас из бревен, а тут мазанки из глины, белые, как снег. А снега здесь мало бывает, но в это время шёл то снег, то дождь.
Взволновал меня украинский язык. Своеобразный говор, для русского человека наполовину понятный. Что-то было в нем искреннее, искристое, теплое и нежное, звонкое, напевное, когда говорили женщины. А мужчин не было, как и везде —  все были на фронте.
Вечером мы ходили по селу и в одном доме услышали шум, веселье. Мы вошли, поздоровались. Собрались девчата. Они немного стушевались, но вскоре продолжили веселиться, петь, шутить. Я смотрел, и на душе было радостно, приятно. Как хорошо, что у нас есть такие красивые девушки! Какие яркие, с вышивкой, платья! А песни какие! На всю жизнь я полюбил украинский язык и украинские песни, сердечные, душевные. А как много в них чувства!»
«…Кончилась наша мирная жизнь на гостеприимной Украине. В январе 1944 года Уральский корпус, как и вся 4-я танковая армия, были  переброшены  на Первый Украинский фронт, в резерв командующего.  С февраля месяца продолжались ожесточенные бои, вот Острог, Волочинск, Каменецк — Подольск,  Львов! Сколько же городов и деревень было освобождено? Сколько полегло наших солдат? Сколько крови пролито? Один бог знает.
Наш батальон назывался мотоциклетный, и в то же время разведовательный. Две роты автоматчиков, пулеметная рота, сначала батарея минометная, а затем более мощное подразделение, артиллерийское, 57-я противотанковая батарея.

Для того чтобы танковый корпус  мог наступать, продвигаться вперед, надо знать силы противника, военную технику людей, т. е. знать, что же сосредоточено в данной местности против нас. Трудно сейчас вспомнить места, где я участвовал в разведке боем. По-моему, это было на Орловско-Курском направлении. Разведгруппа состояла из одного танка, бронетранспортера, двух минометов,  мотоциклистов —  автоматчиков, пулеметчиков. Была темная ночь, ни зги не видно. Ехали с большой скоростью, без света, в пути то и дело попадались окопы, и мотоциклы подскакивали вверх, а мы еле держались.
Когда выехали из леса в поле, скорость еще увеличили. С огромной скоростью ворвались на передовую. Влетели, остановились и приготовились к бою… Надо было узнать, какие силы фашистов сосредоточены в данном населенном пункте, но не менее трудная задача — захватить «языка»…»
«…Вспомнилась еще одна ночная разведка. Состав разведгруппы был больше и мощнее. Танк, бронетранспортеры, машина с рацией, автоматчики, пулеметчики и вместо  минометов —     противотанковая пушка 57 мм. Мы долго стояли в обороне. Велась часто перестрелка. Особенно нас беспокоила методическая стрельба из орудий дальнего действия. Иногда через  пять минут, иногда через  десять разрывался снаряд вверху, и осколки снарядов летели прямо на нас, в окопы… Разведка в том и заключалась, чтобы вызвать огонь на себя и узнать силы противника».
«Куда бы нас ни бросали, спокойных дней не было. Опытные солдаты знали марки многих вражеских самолетов и по виду, и по звуку. И вот слышится крик: «Воздух! Воздух! Рама!…»
Мы не так часто стояли на месте. Больше всего наш корпус двигался с одного места на другое. То в одном направлении марш —   бросок, то в другом, то краткая передышка, то вновь стремительно мчимся вперед.  Вспоминаю летнее время. Стоим в березовом лесу. И вдруг видим: фашист совсем небольшого роста, подросток, вероятно, лет 14 -15. Схватили его, привели к своей пушке, дрожит, смотрит на пушку, на нас с автоматами, боязливо озирается по сторонам. Бедный мальчишка, что с тобой делать? Расстрелять!!! Не отпускать же его. Внезапно раздалась команда: «По машинам!». Мальчишку мы взяли с собой… Промчались километров 10-20 и оказались в деревне. Обстрела здесь не было. Закуриваем махорочку. Кто-то подает махорку и бумагу немецкому подростку. Он удивленно, стараясь подражать солдатам, сворачивает сигарету, но у него ничего не получается. Один из нас помогает ему. Мальчик крепко затянулся и закашлял. Видно, никогда не курил русский табачок или вообще не курил… Вдруг увидели: по дороге шли пленные немцы. Мы переглянулись, поняв друг друга: «Беги к своим родичам! Коммен зи!» Опасность миновала, молодой немец, потомок Карла Маркса, видел, понимал, чувствовал благородство, милосердие русского человека…»

«…А вот и Германия! Ночь. Ничего почти не видно. Земля землей. Вдруг раздается оглушительный взрыв. Семь немецких самолетов летели прямо на нас. От разрыва бомб в реке вздыбилась вода.
Сержант Харьковский хотел спастись под берегом, но был убит, солдата Гаврилова осколки скосили насмерть; свердловчанину Широкову осколки бомб пробили голову; старшему сержанту Савинову перебило руку, ранен был офицер Долматов… Тяжело вспоминать гибель товарищей. Когда мы собрались около своей машины, то не досчитались многих…»
«…То медленно, то стремительно продвигался танковый корпус. Ближе к Берлину… Стоим где-то в юго-западном Берлине на перекрестке улиц. Я дежурю у пушки. Кругом строчат пулеметы и автоматы. Но вот стрельба вроде бы прекратилась. Чувствую легкий удар по ремню. Оказывается, пуля ударилась в толстый ремень и отлетела в сторону, видимо, потеряла убойную силу, а стрелок был далековато, да и ремень крепок. Рядом со мной были ребята. Он подняли пулю, отдали мне, сказали: «Возьми на память!» Я понимал, что могло произойти, попади пуля выше или ниже ремня. Но я как бы был заколдован от таких случаев. Одних моих товарищей убивало, другие были дважды, трижды ранены, а я был цел. Таких на войне было мало, единицы…»
«…6 мая Уральский добровольческий танковый корпус с другими частями стремительно мчался в Прагу. 9 мая мы в Праге! А домой еще нескоро…»

Видно отец, в рубашке родился. Прошел  войну без ранения и контузий.  Награжден медалями «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», орденом Славы III степени, орденом Красной Звезды.

С 1945 года работал учителем, директором  на родине первого президента России, в  селе Бутка Талицкого    района.  С 1965 по 1982 годы работал в Горнощитской школе. Сначала  учителем русского языка и литературы, затем завучем.

Вырастил 4-х детей. И я, дочь его младшая,  пришла работать в школу.  Занимаюсь воспитательной работой.        С детства веду разные программы: праздничные, концертные. Это потому, что он в детстве для нас стихи читал. Очень душевно, выразительно, со значением.  Люблю придумывать,   давать полет фантазии,  сценарии писать такие, которых ещё не было. Это потому, что он все в жизни делал необыкновенно:  клумбу —  из камней и полевых цветов, свои стихи  — на каждый праздник маме, яичницу – с чем-нибудь очень-очень вкусным, такую, что просто и не назовешь яичницей – королевское блюдо.  Люблю во всем дознаваться до самой сути: как и в детстве,  любой ответ я  нахожу в книгах, которых в доме было великое множество. Это потому что и он любил  все это,  потому, что,  общаясь с ним в детстве,  был пример неиссякаемого добра, стремления все познать, улучшить мир…

Ушел из жизни  Александр Кузьмич в 84 года в День Учителя.  Ушла великая душа. В его душе было место множеству  учеников, коллег, родных…  Великодушие – его главная самая большая и значимая черта.

Зам. директора по воспитательной работе

школы №142

г. Екатеринбурга, села Горный Щит,

Ионина Надежда Александровна

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): Ионина Надежда Александровна, Чухарева Татьяна Иннокентьевна, Галимьянова Анастасия Владимировна (по материалам музея и публикациям).