МБОУ Башкатовская СОШ Мценский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1. Полное название школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Башкатовская средняя общеобразовательная школа»
1.2. Ф.И.О. директора школы

 

Бахилова Людмила Николаевна
1.3. Почтовый адрес

 

303021, Орловская область, Мценский район, д.Башкатово,ул.Школьная, д.4
1.4. Телефон

 

Рабочий телефон/ Факс  8(48646)5-12-47
1.5. Сайт

 

http://bashkatshkola.ucoz.ru
1.6. Электронный адрес

 

Bachul@yandex.ru
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

НОО – 13 человек;

ООО – 16 человек;

СОО – 3 человека

1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация

 

16 педагогов (все имеют высшее образование)

Высшая категория-6 педагогов

Первая категория-7 педагогов

Без категории -3 педагога

 

1.9. Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Образовательный процесс организован в 1 смену с 8ч30мин до 15ч30мин (пятидневная рабочая неделя). В школе организовано 2-х разовое бесплатное горячее питание, работает группа продлённого дня с 8ч30мин до 15ч.30мин., организованы кружки по интересам «Музыкальная шкатулка».
1.10.            Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Типовое 2-х этажное кирпичное здание, пришкольная детская площадка, спортивная площадка, хозяйственные постройки, фруктовый сад и приусадебный школьный участок

 

2. История школы: основные вехи

 

2.1.               Дата основания школы

 

15 августа 1967 года
2.2.               Обстоятельства создания школы

 

    Во время революции в 1917-1922 годах у     помещика Александра Николаевича Тинькова был отнят дом, усадьба и всё было передано Советам. В нижних этажах дома разместили     ветлечебницу. И только в 1928 году в барском доме открылась семилетка (ШКМ—школа крестьянской молодёжи), при которой организовали ликбез (ликвидацию безграмотности населения). Наполняемость классов была огромной. В школу ходили дети из ближайших сёл: Клеймёново, Ломовца, Жуково, Борниково и других… Ученический коллектив доходил до 400 человек, поэтому учились в 2 смены. Под классы был занят весь барский дом с подвальными помещениями. Отопление было печное, и размещались в доме только 5-7 классы, а начальная школа оставалась на прежнем месте.
2.3.               Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Одним из первых директоров школы был Лощаков А.В., который в 1938г был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а вручал награду ему лично в Кремле нарком Просвещения Михаил Иванович Калинин. С 1964г. школа стала средней и чтобы разместить всех учащихся в 1966г. сделали к старому барскому дому пристройку. В 1966-1967гг. был построен интернат, а в 1969г. мастерские и гараж. Ученическая производственная бригада «Степная бригантина» занимает особое место в истории Башкатовской средней школы. В 1957 году она была организована в школе при директоре Юрии Николаевиче Масленникове и состояла из двух звеньев: овощеводы и кролиководы. С 1963 по 1988 годы школу возглавлял Лобынцев Василий Иванович. Будучи директором школы и учителем географии, Лобынцев В.И. увлёк учащихся туризмом и 14 лет подряд школа занимала 1 место в районе по туризму и краеведению (12 лет участник областных слётов, дважды участники Всероссийских слётов). 5 лет подряд под руководством директора школы Лобынцева В.И. «Степная бригантина» занимала 1 место среди сельских школ района, 2 года 1 место в области, была удостоена областной премии, награждена медалью «Участник ВДНХ», а победители медалями «Юный пахарь». За бригадой было закреплено 160 га земли. Урожайность зерновых составляла 28-30 центнеров с га. Осуществлялся пятипольный севооборот при непосредственном участии Орловского института зернобобовых культур. Бригада была оснащена необходимой техникой и сельхозинвентарём для всех видов работ и обучения учащихся. В «Степной бригантине”, кроме земледельческих звеньев, были организованы звенья: по уходу за КРС, свиноводческая и кролиководческая. Все учащиеся обеспечивались бесплатным питанием и учебниками, а члены бригады получали зарплату и спецодежду. Своим кропотливым трудом учащиеся Башкатовской школы заработали деньги на туристические поездки в Минск, Одессу, Киев, Москву (ВДНХ), Херсон, Ярославль и др…

С 1988—2006г директором школы была Волобуева Мария Алексеевна, отличник образования, которая приняла школу, перейдя из Апальковской основной школы. В 1993г. произошёл пожар и деревянная постройка барского здания была уничтожена огнём. В 1998г благодаря помощи депутата областного совета Н.А. Володина началось строительство на месте сгоревшего крыла и уже в 2001г учащиеся заняли новую современную часть школы.

С 2007-2012г. Башкатовскую среднюю школу возглавлял Евсиков Александр Васильевич, активный и деятельный руководитель, который с первых дней взялся за решение хозяйственных и организационных проблем. Ранее он работал директором районной спортшколы, затем главой Отрадинского сельского поселения.

С августа 2012г. МБОУ «Башкатовская средняя общеобразовательная школа» возглавляет Бахилова Людмила Николаевна, которая  работает в данной школе с 1996 г, сначала учителем биологии и географии, затем заместителем директора, в настоящее время является директором школы. Благодаря творческой работе данного руководителя и коллектива школы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Башкатовская средняя общеобразовательная школа» заняла 65 место в рейтинге сельских школ России ТОП-200 в 2014 году.

 

2.4.               Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1928 г. — открытие в барском доме семилетней школы

1938 г. — награждение первого директора школы Лошакова А.В. орденом Трудового Красного Знамени.

1956 г. — школа, расположенная в барском доме, была основательно утеплена.

1958 г. — в школе появилось небольшое подсобное хозяйство (кролики, лошадь, стали выращивать рассаду для клумб и пришкольного участка)

1960 г.- 1963г.- капитальный ремонт школы.

1964 г. — школа стала средней.

1966 г. — к барскому дому была  сделана пристройка.

1966 г. — замена печного отопления на водяное, построено первое крыло интерната.

1967г. – построено второе крыло интерната.

1967г.- полностью завершено строительство интерната (третье крыло, строение напоминало букву П, там была котельная на угле)

1968г. — подключение к большому движку, который вырабатывал энергию для сельчан.

1969 г. — построены мастерская и гараж.

1970-1988 гг.- строительство квартир для учителей на территории школ.

1980-е годы — школа перешла на кабинетную систему, оснащение учебных кабинетов техническими средствами.

1963-1988 гг. — создание ученической  производственной бригады «Степная бригантина». Учащиеся школы разводили в школьных сараях бычков, поросят, кроликов и выращивали рассаду капусты, огурцов, помидор  и реализовывали сельчанам. За кроликами ухаживали ученики начальной школы. Администрация совхоза работавшим выделяла деньги на поездки в различные горда СССР.

1985 г. — юные животноводы побывали в Белоруссии (Минске), в Москве на ВДНХ.

1988 г. — школа награждена автобусом за участие школьной бригады в республиканских соревнованиях.

2000 г.- 2001 г-завершено строительство нового крыла школы, начальная школа вновь перешла на 4-х годичную.

2001г. — учащиеся полностью перешли в новую пристройку школы.

2001 г. — школу газифицировали.

2002г. – в школе функционирует компьютерный класс. Имеется доступ к сети Интернет.

2005 г. — в школе работают танцевальный, музыкальный кружок по руководством преподавателей школы искусств п. Отрадинское.

2009г. – Апальковская основная школа стала филиалом Башкатовской школы.

2011 г. – школа получила автобус «Газель» и организован подвоза детей в школу из отдаленных населенных пунктов д. Апальково, Плаутино, с Клейменово.

2012г. – капитальный ремонт спортивной площадки.

2013г. – частично установлены пластиковые окна.

2014г. – Башкатовская школа занимает 65 место в рейтинге сельских школ России ТОП-200.

2014-2019гг. – организованы трудовые бригады из числа обучающихся (с 14-летнего возраста и старше) школы. В свободное от учёбы время члены трудовой бригады выполняют работы по благоустройству пришкольной территории и территории сельского поселения Башкатовского, ухаживают за братскими захоронениями в д.Башкатово и д.Апальково, помогают пожилым людям. Возможность проявить себя в личном деле не только оздоравливает систему отношений в социуме, но и позволяет решать некоторые экономические и социальные проблемы села, материально поддерживать малообеспеченные семьи.

2018г. – в школе установлено видеонаблюдение.

2019г. – Башкатовская школа получила новый школьный автобус «Газель».

 

2.5.               Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

 

Лобынцев Василий Иванович-с 1963 года стал директором Башкатовской школы. Конец 50-х годов и начало 60-х годов ознаменовались взлетом туристической работы школы под руководством Василия Ивановича. 14 лет подряд школа занимала 1 место в районе по туризму и краеведению. Опытом туристической работы Василий Иванович делился на разных уровнях. 13 лет руководил районной секцией «Юный турист».Новой вехой в жизни директора школы В.И.Лобынцева в 60-е годы стало сооружение пристройки к старому барскому дому, строительство интерната, котельной, столовой, пищеблока, мастерских, гаража, квартир для учителей. Одной из самых первых школа перешла на кабинетную систему обучения. По инициативе Василия Ивановича и непосредственном его участии была организована первая в области ученическая производственная бригада «Степная бригантина». Члены бригады участвовали в республиканском соревновании, где были награждены медалями ВДНХ, а школа- автобусом. О делах бригады знали не только в районе и области, о ней писали республиканские газеты: «Сельская жизнь», «Пионерская правда», «Учительская газета». Лобынцев В.И. и педагогический коллектив доказали, что трудовое воспитание в сельской школе является нравственным условием формирования личности будущего селянина. Труд способствовал успешному обучению в школе. Выпускники по окончанию учебного заведения получали удостоверения тракториста. В 1972 году В.И.Лобынцев награжден знаком «Отличник народного просвещения», в 1975 г-знаком «Победитель социалистического соревнования». За умелое руководство ученической производственной бригадой «Степная бригантина» и распространение опыта по обучению и трудовому воспитанию Василий Иванович в 1980 г награжден знаком «Ударник 10-й пятилетки», награжден бронзовой медалью ВДНХ работа бригады обобщалась на пленуме обкома ВЛКСМ, школе была присуждена премия лауреата Орловского обкома ВЛКСМ. За многолетний и добросовестный труд Президиум Верховного Совета СССР в 1984 г наградил Василия Ивановича Лобынцева медалью «Ветеран труда». Вплоть до 1988 г Лобынцев В.И возглавлял Башкатовскую школу, а в общей сложности отдал ей полвека своей жизни. Уйдя с поста директора, он до 1994 г продолжал работать в ней учителем географии. В 2003 г. Лобынцеву Василию Ивановичу присвоено звание «Почетный гражданин Мценского района».

2.6.               Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Есть на земле места, памятные и родные для многих поколений людей разных профессий. Самое главное из них – место, где стоит твоя родная школа. Здесь началась дорога жизни, дорога взросления. Школа светоч, научивший любви, жизни, преданности, верности. Учителями славится Россия! Ученики приносят славу ей! Лучшими достижениями в жизни школы являются её ученики, люди разных профессий, получившие азы знаний, жизни в родной школе под руководством мудрых наставников. Врачи и учителя, военные и работники разных профессий гордятся, что они являются выпускниками Башкатовской школы. Назовём некоторых из наших выпускников, которыми гордится школа: Давыдов Александр Иванович и Лобынцев Владимир Иванович – хирурги; Давыдова Римма Ивановна, Паршина (Жилина)Тамара Аркадьевна, Филиппова Галина Александровна, Чупахина (Батунова) Елена Анатольевна, Захаренко (Ермолова) Ольга Ивановна, Трутнева (Жилина) Елена Анатольевна, Штанова (Паршина) Ольга Михайловна, Селиверстова (Филиппова) Юлия Алексеевна – учителя; многие выпускники Башкатовской школы связали свою жизнь с сельским хозяйством – Ламонов Валерий Владимирович, Жилин Алексей Павлович, Жилин Михаил Алексеевич, Жилин Роман Алексеевич, Жилин Анатолий Никанорович, Паршин Михаил Алексеевич, Паршин Александр Алексеевич, Чупахин Павел Анатольевич, Волобуев Сергей Владимирович, Чесноков Юрий Сергеевич, Семёнов Евгений Николаевич, Апальков Владимир Михайлович и многие другие; защите родной страны, сохранению правопорядка, соблюдению законности служат Зубков Сергей Васильевич, Семёнов Сергей Николаевич, Чупахин Игорь Анатольевич, Ивашин Сергей Александрович, Чесноков Станислав Юрьевич. Во всех сферах и службах трудятся выпускники нашей Башкатовской школы и большинство из них заслуживают уважения и чувство гордости. Более подробно хочется остановиться на некоторых из них.

Жилин Алексей Павлович обучался в школе с 1962 г по 1971. По окончании школы Жилин А.П. поступил в Московскую ветеринарную академию имени Скрябина. По окончании вуза  в 1977 г призвали в ряды Советской Армии, а отслужив, вернулся в свое родное село. Долгое время Алексей Павлович работал ветеринарным врачом в совхозе «Башкатовский». После ликвидации совхоза стал фермером. В данное время Жилин А.П. является главой КФХ «Полевое», специализирующееся на выпуске продукции животноводства (молоко, мясо).

Лобынцев Владимир Васильевич — родился 17 апреля 1956 г в деревне Башкатово Мценского района. В годы учебы показывал отличные знания по предметам. В 1973 г Лобынцев В.В. окончил школу с отличием и поступил в Рязанский медицинский институт. В 1979 г по окончании института и по распределению Владимир Васильевич попал в областной центр Вологду, где                                                     проходил интернатуру в хирургическом отделении. В 1980 г закончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию в Москве. В данное время Лобынцев В.В. является кандидатом медицинских наук, работает в хирургическом отделении «общая хирургия» г. Вологды. Является главным хирургом областной ВТЭК.

Жилин Анатолий Никанорович — родился в 1939 г в деревне Башкатово Мценского района Орловской области. В 1947 г пошел учиться в 1 класс в Башкатовскую школу, которую окончил в 1957 г на «4» и «5».После окончания школы учился в Ливенской школе механизации. По окончании школы механизации пошел работать механизатором в совхоз «Башкатовский». В 1967 г окончил Мценское СПТУ-14 на мастера-наладчика. По окончании училища механизации работал заведующим ремонтными мастерскими. В 1979 г освоил новую технику-трактор К-701 и остался работать механизатором до выхода на пенсию. За время работы был награжден почетными грамотами совхоза «Башкатовский», ценными подарками администрации района. Был награжден двумя бронзовыми медалями ВДНХ. После распада совхоза «Башкатовский», Жилин А.Н возглавил фермерское хозяйство «Урожай».

Чупахин Павел Анатольевич — родился 5 марта 1965 г в деревне Чупахино Мценского района Орловской области.В 1972 году Павел Анатольевич пошел учиться в 1 класс в Апальковскую среднюю школу, а в 1982 г закончил учиться, но уже в Башкатовской школе. Чупахин П.А. принимал активное участие в ученической производственной бригаде «Степная бригантина», за что и был награжден бронзовой медалью ВДНХ. После окончании школы Павел Анатольевич  обучался в СПТУ-18, по окончанию СПТУ призвали в ряды Советской Армии. После службы в Томской дивизии особого назначения специальных частей внутренних войск, Чупахин П.А. возвращается в свое родное село Башкатово. В данное время Павел Анатольевич является главой КФХ «Елена», которое специализируется на выращивании зерновых культур.

Паршин Александр Алексеевич — родился 6 ноября 1965 г в деревне Башкатово Мценского района Орловской области. В 1983 г окончил Башкатовскую среднюю школу,был призван в ряды Советской Армии. Работал в школе учителем физической культуры, механизатором в совхозе «Башкатовский», рабочим на песчаном карьере в д. Башкатово. С 1997 г занялся частной предпринимательской деятельностью, в 2000 г основал ЗАО «Агро-Велес», занялся освоением пустовавших земель, ранее принадлежавших совхозу «Башкатовский». В 2003 г Паршин А.А скончался.

2.7.               Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

СКЦ «Башкатовский» Мценского района

ЦДОД администрации Мценского района

Музей-усадьба И.С. Тургенева «Спасское-Лутавиново»

Национальный парк «Орловское полесье»

 

3.          Культура школы

 

2.1.               Главные педагогические идеи школы

 

Успешность воспитательного процесса определяется степенью заинтересованности всех его участников (обучающихся, педагогов, родителей) в положительных, лично значимых результатах. Достижение высоких результатов развития каждым обучающимся возможно в том случае, если решена задача оптимального сочетания: основного и дополнительного образования; разнообразных форм познавательной деятельности; индивидуальных способностей и склонностей воспитанников; эмоционально-психологической комфортности и познавательной деятельности обучающихся;  использование в развивающих практиках  информационно-коммуникативных технологий.
2.2.               Ценности школьной жизни

 

Обеспечить получение основного и  общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности; содействовать в адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворить образовательные потребности учащихся, родителей, региона.  Ценность школьной жизни состоит в том, чтобы создать условия для развития учащихся с учетом их возможностей, познавательных интересов и склонностей. Образование, которое получают учащиеся школы, должно обеспечить их самореализацию сегодня и в будущем. Ведущий педагогический замысел моделирования и построения новой образовательной системы связан с желанием педагогов наиболее ярко раскрыть возможности и способности каждого ученика.
2.3.               Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Гимн школы

1.Пусть нелегко в нашей школе учиться

Здесь нам  скучать не дают  никогда

Но нашей школой мы можем гордиться всегда

Сегодня, завтра, повсюду, всегда.

Припев:

Нам школа жить и мечтать помогает,

Она вперед нас по жизни ведет.

И кто у нас аттестат получает

Тот никогда и нигде не пропадет.

2.Мы будем вместе играть и трудиться,

Нас школа учит любить и дружить.

Наш долг- всегда на «отлично» учиться

И честью школы повсюду дорожить.

Припев:

3.Учителя могут нами гордиться,

И мы всегда будем помнить о том,

Что в жизни можно чего-то добиться

Лишь только знаньем, терпеньем, трудом.

Наш девиз: «Знания-сила»

Герб школы

•          Звонок – символ начала школьного урока.

•          Книга и школьные принадлежности – символ образованности, ума, знаний.

•          Глобус – знак целеустремленности и самопознания

 

2.4.               Традиции и ритуалы

 

Особое место в жизни школы занимают внутри школьные традиции и ритуалы. Традиции и ритуалы расширяют возможности меж возрастного общения. Возникает особый дух школы. И попав в школу, уже не возможно забыть тех форм и установлений жизни, ценностей, норм поведения, передающихся из поколения в поколение, с которыми растут, взрослеют, на которых воспитываются наши ребята. Большое значение в жизни школы имеют традиции, то есть определённые обычаи и установившиеся порядки. Воспитательная система работы в нашей группе строится на основе школьных традиций. Развитие традиций школы, последовательное их использование в педагогической работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совместно. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни. Можно проводить в школе массу самых разнообразных мероприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы общения основаны на подчинении и приказе, традиции станут безнравственными и вредными!

Таким образом, традиции должны быть добрыми, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.

Традиции сохраняют вечное ценное: преемственность поколений, любовь и уважение к истории родной школы, стремление приумножать её славу…

За много лет работы сложились традиции, которые не только поддерживаются, но укрепляются, совершенствуются и развиваются.

Они передаются от старшеклассников, их подхватывают первоклассники, которые с удовольствием принимают участие в жизни школы. Вместе со всеми дети нашей группы принимают активное участие во всех традиционно сложившихся мероприятиях.

1 сентября – День знаний

В этот день традиционно проводится торжественная линейка, затем тематические классные часы.

Уже с первых дней пребывания в школе малыши знакомятся с такими традициями, как «Посвящение в первоклассники», «Праздник первой оценки», «Посвящение в жильцы».

Ежегодный праздник – выставка «Золотая осень», «Праздник осени»

На которой представлены овощные культуры, цветы и сухоцветы, выращенные дома детьми и учителями. Цель выставки: эстетическое и трудовое воспитание, демонстрация разновидностей овощей, удивительных форм некоторых плодов, поделок, изготовленных из природных материалов, повышение интереса к урокам естественного цикла и трудового воспитания, проявления творческой фантазии.

День учителя

В этот день ребята традиционно поздравляют педагогов. Они готовят праздничный концерт, выпускают стенгазеты, делают открытки для учителей.

Новогодний карнавал

Каждый год в школе украшается большая ёлка, проводятся классные вечера, каждый ученик готовит карнавальный костюм. Накануне праздничной программы проводится акция «Подарок другу». Ребятам доставляет немало удовольствий готовить для друзей маленькие сюрпризы и получать такие сюрпризы сами.

Спортивно – оздоровительные мероприятия.

Ежегодно осенью вся школа принимает участие в проведении Дня здоровья. Кроме того, каждый год проводятся соревнования по футболу, настольному теннису, легкоатлетический кросс, «Весёлые старты» для малышей.

Операция «Забота»

Ежегодно наши ребята выезжают с шефскими концертами в геронтологический интернат для престарелых людей, изготавливают и дарят им  игрушки, готовят поздравления.

Каждую зиму дети изготавливают и развешивают на пришкольном участке кормушки для птиц.

Цель таких мероприятий – воспитание милосердия, сострадания и желания помочь тем, кто в этом особенно нуждается.

Предметные недели

В течении каждого года проходят Недели по различным предметам, во время которых даются открытые уроки и внеклассные мероприятия, выпускаются тематические стенгазеты, проводятся школьные олимпиады, конкурсы и викторины, выявляющие самых лучших знатоков предмета.

Трудовые мероприятия

Традиционным стало участие ребят и взрослых нашей школы трудовых акциях:  тематические конкурсы, общешкольные олимпиады, субботники, побелка деревьев на пришкольном участке.

День самоуправления

Это одна из любимых традиций наших учеников. Ребята с большим энтузиазмом подходят к выбору на руководящие должности, со всей серьёзностью относятся к самостоятельным подготовке и проведению уроков. И, хотя признают, что в роли учителей быть совсем не просто, но каждый год с нетерпением ждут этого дня.

Линейка

Прочно укрепилась у нас традиция проведения рабочей линейки по понедельникам, где ребята отчитываются о проведённых делах, успехах в учёбе, докладывают о нарушении правил поведения, если такие были.

В традициях группы – проведение праздников, таких как «День пожилого человека», «День матери», «День Святого Валентина», «День защитника Отечества», «8 марта», «Масленица», «День Победы», «День неизвестного солдата», «Дни памяти» воинам-афганцам и участникам локальных войн, жертвам холокоста и т.д. 

Волонтерские акции.
• «Бумажный бум» — общешкольный сбор макулатуры, средства от которого идут на нужды школы.
• «Доброе сердце» — сбор вещей, книг, игрушек, которые направляются в качестве подарков в фонд «Защита детей».
• «Вахта памяти» — блок мероприятий, посвященных Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, Дню Победы.
• «Подарок ветерану» — изготовление сувениров и подарков ветеранам, организация волонтерами праздничных мероприятий.
• «Акция милосердие» — сбор одежды, обуви, игрушек, канцтоваров для беспризорных детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Волонтерские акции, проходящие в течение года, каждому дают право на хороший поступок! Много добрых дел ждёт впереди, но прежде надо вырасти настоящими людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми

Фестивали детского творчества.

Предметные недели.

                                        Игра «Зарница», «Кубок доблести»

Доброй старой традицией является и «Последний звонок». Это один из самых светлых и немного грустных праздников. Выпускники вспоминают о школьных годах, принимают тёплые Именно та школа, которая стремится создать для себя доброе имя и через традиции сберечь это доброе имя, имеет будущее.

поздравления, пожелания, напутствия, благодарят своих учителей за их нелёгкий труд, за частичку души, оставленную педагогом в каждом ребёнке.

Любимой традицией в нашей группе стало проведение «Дня Именинника» где мы проводим различные конкурсы, игры, готовим подарки для именинников.

Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какие отношения складывались у них в школьном коллективе, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь в школе.

Очень приятно, что эти традиции соблюдают и хранят в своих сердцах наши учащиеся, учителя и выпускники.

 

2.5.               Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

У нас малокомплектная сельская школа и учебный процесс, организованный в классе с небольшим количеством учеников позволяет учителю уделить максимум внимания каждому. Много времени отводится на развитие творческих способностей детей и их воспитанию в нашей дружной школьной семье.
2.6.               Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Участие в волонтёрском движении «Добровольцы России»
2.7.               Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

На базе МБОУ «Башкатовская средняя общеобразовательная школа осуществляется дополнительное образование. В школе работает кружок «Музыкальная шкатулка»
2.8.               Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Колыбельные песни. Люли, люли люленьки. Прилетели гуленьки, Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Стали гули ворковать, Стали Дашеньку качать, Стали Дашеньку качать, Стала Даша засыпать.

Детские анекдоты

1.

— Папа, скажи лук очень полезный?

— Да сынок.

— Папа, а сметана очень полезная?

— Ну конечно сынок.

— Папа, а тогда купи мне чипсы с луком и сметаной

2.

Учительница спрашивает у класса:

— Дети, скажите, кто-нибудь знает, какая птица не вьет гнездо?

— Кукушка, — отвечает Вовочка.

— А почему, Вовочка?

— Да она же в часах сидит!

Легенды

Легенда о трех возрастах  школьного детства.

Жил-был человек. Был он слеп, глух и нем, потому что темно и пусто было в его душе.
И был он одинок, хотя вокруг него жили люди.
Но вдруг он почувствовал необыкновенное тепло. В его душе появился маленький лучик света.
И увидел он мир вокруг себя и услышал он смех детей, шум ручья, шепот ветра, звон птичьих голосов. И сказал он: «Здравствуй, мир, и здравствуйте, люди!»
И понял он, что не один он в этом мире, и взошел в его душе зеленый росток любви, дружбы и взаимопонимания.
И понял он, что должен в этом мире, что обязан подарить людям счастье, любовь и красоту.  Ибо, не сделав этого, не расцветет прекрасным цветком его душа!
А кто же устроит в мире красоту?

Дети с удовольствием танцуют народные (хороводы) современные танцы,очень любят новогодний хоровод снежинок, вальс на выпускной, на военную тематику.

3.          Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа История села Башкатово насчитывает около 300 лет. В областном государственном архиве есть сведения центрального статистического комитета МВД Орловской губернии 1866 г. о нашем селе. Село располагалось по правую сторону Тульско-Орловского шоссе, находилось в окружении тех деревень, которые существуют сегодня.

Село Башкатово располагалось в 26,5 верстах от г. Мценска, считалось казенным и владельческим. В нем тогда было 28 дворов, проживало 150 мужчин и 170 женщин. Башкатово было волостным центром. В Башкатовскую волость входили деревни: Башкатово — владелец барин Тиньков, Плаутино- владелец барин Сафонов, д. Лукьяново, Жердево -Клементьево, Цуриково при колодцах — владелец граф Шереметьев, село Вышний Ломовец — владелец Крашенников, Клейменово при колодцах -барин Шеншин, село Деменино — помещик Горбатов.

Каждое село имело свои достопримечательности, о которых говорится в статистических отчетах.

Село Клейменово располагалось при прудах, их было несколько. Башкатово — при прудах, и сейчас они являются украшением села. В сведениях сборника статистического отчета по орловской губернии 1885 г говорится, что численность крестьянских дворов меньше, чем в 1866 г. Их было 16. Жило 46 мужчин, из них — 22 работника, 49 женщин, из них — 22 работницы. Эти семьи были наделены землей, только 2 семьи были безземельными.

Из всех жителей села только 8 человек были грамотными. Из наделенных землей крестьян 5 семей имели по 3 лошади; 3 семьи по 1 лошади, 4 семьи не имели ни лошади, ни коровы. 43 души были окладными. Они платили оброчную подань, государственный земельный налог, подушную подань, земский и волостной сбор, сельский сбор. Сумма всех платежей составляла 423,2 рубля. Численность населения уменьшилась после реформы 1861 г. отмены крепостного права; многие крестьяне уходили на заработки в город. Село Башкатово по отчетам 1866 г. числилось под № 3594 среди деревень, расположенных по правую сторону Орловско-Тульского  шоссе.

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Активное сотрудничество с СКЦ «Башкатовский», участие во всех значимых мероприятиях Мценского района и Орловской области
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Совхоз «Башкатовский» 1967-1996гг.;

ОАО Агрофирма «Мценская»2012г.-по настоящее время;

ЗАО Сахарный комбинат «Отрадинский» 2012-2016гг.;

КФХ «Елена»1997г — по настоящее время;

ООО «Авангард-Агро-Орёл» СХП «Клеймёново» 2012 по настоящее время;

НПАО «Научприбор» 2016 по настоящее время;

ООО «Проект-Труд» 2015 по настоящее время.

5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Учителя, проработавшие длительное время в Башкатовской школе и внесшие большой вклад в образование и воспитание будущего поколения: Жилина Екатерина Васильевна, Бурданова Екатерина Никифоровна (ветеран ВОВ), Родина Любовь Васильевна, Бурданова Анна Егоровна, Лобынцевы Василий Иванович и Надежда Алексеевна, Писаревы Дмитрий Константинович и Екатерина Александровна, Давыдовы Иван Борисович и Клавдия Дмитриевна, Ефимовы Сергей Гаврилович и Нина Петровна, Полетаева Надежда Антоновна, Черкасова Раиса Сергеевна, Музалёва Тамара Владимировна,  Волобуева Мария Алексеевна, Коршикова Людмила Дмитриевна, Жилина Татьяна Владимировна, Лабадрига Надежда Ивановна, Борзёнкова Лариса Викторовна, Ермолова Ольга Ивановна, Кулькова Любовь Тимофеевна, Швецова Елена Алексеевна, Лапшина (Кузавкова) Елена Анатольевна, Бохан Надежда Исафиевна, Кошевая Наталия Александровна, Богатырь Неля Александровна, Бахилов Валерий Андреевич.

Работающие в настоящее время и посвятившие жизнь благородному делу – обучению и воспитанию детей: Паршина Тамара Аркадьевна, Филиппова Галина Александровна, Волобуева Татьяна Александровна, Чупахина Елена Анатольевна, Костина Елена Николаевна, Новикова Светлана Николаевна, Бахилова Людмила Николаевна, Чеснокова Елена Владимировна, Селиверстова Юлия Алексеевна, Хомякова Наталья Валентиновна, Иноземцев Михаил Владимирович, Баранникова (Новоточина) Юлия Владимировна, Волобуева Валентина Вячеславовна, Коробова Татьяна Владимировна, Балабанов Иван Сергеевич.

Подробно хочется рассказать об одном из наших молодых педагогов Чесноковой Елене Владимировне.

Каждый человек проходит через волшебный, замечательный, сказочный мир детства. И очень важно, кто поведет его тропинками к познанию мира, открывая тайны знаний, силу предмета, науки, процесса самообразования и самосовершенствования. А. Дистервег подчеркивал, что настоящими учителями и воспитателями рождаются. Только тот педагог оставляет часть себя в детях, кто, не жалея сил, творческого воодушевления, таланта, вкладывает в душе воспитанников наибольшие сокровища — душевность, человечность, порядочность.

Труд учителя сложный. Проверка тетрадей, подготовка к урокам — все это забирает много времени и сил. Кроме того, работа с нерадивыми учениками, которые не хотят учиться и прогуливают школу. А сам урок! Учителю надо проверить наши знания, объяснить новый материал, да еще и дисциплину поддерживать.

Я хотела рассказать о Чесноковой Елене Владимировне. Она учитель музыки, изобразительного искусства и технологии, а теперь ещё и педагог-организатор. Организатор наших творческих дел

Удивительно, как этот человек умеет сплачивать людей, собирать вокруг себя, заражать своим оптимизмом! Коллеги и учащиеся ценят педагога за  добросовестный  труд, чуткость, искреннюю любовь к детям, желание всем помочь. Сама Елена Владимировна признается, что не любит сидеть на одном месте. Любит каждый день узнавать что-то новое и рассказывать об этом детям. Не любит рассказывать о своих достижениях, имеет множество грамот и благодарственных писем. Мне захотелось больше узнать о ней, и я решила спросить:

— Елена Владимировна, скажите, пожалуйста, почему Вы захотели стать учителем?

— Выросла я в обыкновенной простой семье, но уже с детства мечтала об этом. Я очень люблю детей. Когда я училась в 9 классе, мы  проходили практику в детских учреждениях. Мне было очень интересно. И тогда я уже поняла, что стану учителем. Также очень хорошо помню свою первую  учительницу в начальных  классах Альбину Эдуардовну. Она повлияла на мой выбор. Богатейшей души человек!

— Что Вам нравится и что не нравится в Вашей работе?

— Очень хорошо, что ученики стали более разносторонними. Но мне не нравится, что в связи с этим многообразием потерялась какая-то нравственность, ценности. И для меня большая радость, что не забывают выпускники, приходят на встречи, здороваются на улице. Радуюсь их успехам.

— А чем Вы любите заниматься дома?

— Люблю готовить, вязать,  книги читать, разгадывать кроссворды, люблю отдыхать на природе.

— Елена Владимировна, расскажите секрет своего постоянного оптимизма, неугасающей энергии, удивительного умения всегда все успевать?

— Просто надо любить жизнь, быть активным человеком, любить выбранную профессию.

— А какой совет Вы можете дать начинающим учителям?

— Хочется пожелать своим коллегам здоровья, веры в то, что учитель займет достойное место среди  детских душ  и будет получать достойную зарплату.

Мы быстро усвоили урок, данный Еленой Владимировной: достичь единства можно лишь не выпячивая своего «я». Главенствовать в классе должно слово «мы». И мы стараемся.. Мы учимся, репетируем, спорим, выступаем на концертах, рисуем, поём, шалим….

А самое удивительное – уроки. Уроки, где каждый чувствует себя личностью. Елена Владимировна  даёт нам возможность раскрыться, показать лучшее, на что мы способны.

Вихрь, сгусток энергии, инициатор идей, творец – это все о Елене Владимировне. Она отдаёт  нам жар своего сердца, не считаясь ни со своим, ни с нашим временем. Не было ни одного дня, чтобы мы не остались в школе после уроков. А какие умелые руки у Елены Владимировны! Она вяжет, лепит из солёного теста, играет на гармони, на деревянных ложках. Неоднократно поделки из соленого теста, салфетки связанные крючком выставлялись на различных выставках и фестивалях. Елена Владимировна в школе ведёт кружок «Очумелые ручки». Ребята с удовольствием посещают этот кружок.

Мы гордимся Еленой Владимировной! Желаем ей творческих успехов и новых побед!

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Учительские династии:

Лобынцевы Василий Иванович и Надежда Алексеевна; Писаревы Дмитрий Константинович и Екатерина Александровна, Ирина Дмитриевна, Игорь Дмитриевич; Давыдовы Иван Борисович и Клавдия Дмитриевна; Ефимовы Сергей Гаврилович и Нина Петровна; Родина Любовь Васильевна и Родина Татьяна Алексеевна, Филиппова (Петрова)Галина Александровна и Селиверстова (Филиппова) Юлия Алексеевна, Бахилова Людмила Николаевна и Бахилов Валерий Андреевич.

Трудовые династии: Жилин Алексей Павлович, Жилин Михаил Алексеевич, Жилин Роман Алексеевич; Паршин Михаил Алексеевич, Паршин Александр Алексеевич.

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Людмила Николаевна, как вы считаете, Вы правильно выбрали свой жизненный путь, связав его со школой и, став учителем? Кто был примером? Обоснуйте почему.

-Я считаю, что правильно выбрала свою профессию.

Она мне очень нравится.

Примером для меня стали мои учителя. Моя первая учительница  — Снурницына Лариса Георгиевна, она не только прекрасный учитель, но и замечательный человек.

Еще одним примером для меня послужила учитель биологии — Ревякина Анна Николаевна (к великому сожалению, её уже давно нет). Как мне кажется, она и подала для меня пример того самого идеального учителя.

   Вы собираетесь и дальше профессионально совершенствоваться?

— Конечно, я чувствую, что имею большой потенциал, стала более уверенна в себе и своих силах, получаю моральное удовлетворение когда мои ученики успешно выступают на различных конкурсах, олимпиадах, успешно сдают государственные экзамены, да и в повседневной жизни показывают свои прочные глубокие знания, проявляют неподдельный интерес к моему предмету.

Если бы Вам представилась возможность что-либо изменить в нашей школе, то что бы Вы изменили? Почему?

— Если бы мне представилась возможность что-либо изменить в нашей школе, то я бы усовершенствовала материальную базу нашей школы, закупила бы новый инвентарь, современные технические средства обучения и обеспечила учебный процесс и делопроизводство высокоскоростным интернетом. Мне очень бы хотелось, что бы у нас в школе был спортивный зал, более совершенные компьютерные технологии. Еще бы мне очень хотелось, что бы в проводимых мероприятиях участвовали не только дети, но и родители.

Детям нашей школы не хватает культурных программ, походов в музеи, туристических походов и т.д. это помогало бы в организации досуга наших детей. Я  думаю, что с такими изменениями дети станут лучше учиться и в такой школе им будет действительно интереснее проводить большую часть своего времени.

Все эти изменения должны быть введены для более полного развития детей, их талантов и способностей. Что бы учителя и ученики с большой радостью ходили в школу и, чтобы школа стала их маленькой жизнью и каждодневным праздником.

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): Бахилова Л.Н., Паршина Т.А., Филиппова Г.А., Волобуева Т.А., Чеснокова Е.В.)