МБОУ Верхнеигнашкинская СОШ им. В.З. Иванова – Паймена Грачевский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

 

1.    Общие сведения о школе

 

 
1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнеигнашкинская СОШ им. В.З. Иванова – Паймена»

1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Шемякова Гульнар Салаватовна  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.        Почтовый адрес

 

461818, Оренбургская область, Грачевский район, с.Верхнеигнашкино, ул. Советская д.10
1.4.        Телефон

 

8(353 44) 33-5-33
1.5.        Сайт http://sh2verh.ucoz.ru/
1.6.        Электронный адрес

 

shkolavsh@rambler.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

61 учащихся.

Начальная ступень (1-4 классы) – 26 обучающихся

Средняя ступень (5-9 классы) –  31 обучающихся

Старшая ступень (11 класс) – 4 обучающихся

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

Всего 13 педагогов из них:

высшую категорию имеет 1 педагог;

первую категорию имеют  – 9 педагогов;

прошли на соответствие – 1 педагог;

два педагога не имеют категорию.

Высшее педагогическое образование  – 11 педагогов;

Средне-специальное – 2 педагога.

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Школа работает по шестидневной рабочей неделе, занятия ведутся в 1 смену.

Уроки начинаются в 9-00 и заканчиваются в 14.40.

Во второй половине дня организованно внеурочная деятельность учащихся

1 – 6 классах.

Учатся дети из 2 сел: Верхнеигнашкино,

п. Андреевка.

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Здание МБОУ «Верхнеигнашкинская средняя общеобразовательная школа

им. В.З. Иванова-Паймена» имеет два корпуса:1. Основной по улице Советская д.10,   2. Начальная школа улица Новая д.4

Основное здание школы отдельно стоящее кирпичное двухэтажное, с подвальным помещением, средняя высота помещений – 3.40м. Общая площадь по внутреннему обмеру здания – 720 кв.м., В здании имеются: центральный вход, 4 запасных выхода. Год постройки здания 1982. Год постройки начальной школы 1972 год. Проездные пути к школе асфальтированы. Школа имеет учебно-опытный участок 50 кв. м., имеется столовая на 50 посадочных места в здании одноэтажного корпуса начальной школы по ул. Новая, дом 4. Наличие классных комнат составляет 13, из них один кабинет информатики с 9-ю компьютерами, кабинеты физики и химии с лабораторными.  Здание спортивного зала в корпусе начальной школы, рядом спортивная площадка. Все кабинеты оснащены мобильными  рабочими местами педагога. Территория  школы огорожена металлической сеткой высотой 180 см.

2. История школы: основные вехи

 

 
2.1.            Дата основания школы

 

2002 год — основная МОУ «Верхнеигнашкинская СОШ»

2003 год – средняя МОУ «Верхнеигнашкинская СОШ»

2011 год – МБОУ «Верхнеигнашкинская СОШ»

2015год — МБОУ «Верхнеигнашкинская СОШ им. В.З. Иванова – Паймена»

2.2.            Обстоятельства создания школы

 

Школа была открыта по решению сельского схода в качестве основной

в 2002 году и реорганизована в среднюю в 2003 году, в 2015 году школе

присвоено имя чувашского  писателя-земляка

Власа Захаровича Иванова-Паймена»

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Таляев Гаврил Григорьевич

Николаев Василий Филиппович

Васильев Александр Владимирович

Филиппов Семен Михайлович

Калиновская Елизавета Ивановна до 1962 г.

Федорова Галина Федоровна с 1962 по 1984 г.- заведующая начальной школы.

Трофимов Александр Дмитриевич с 2002 года по июль 2016 года.

Шемякова Гульнар Салаватовна с августа 2016 года.

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1867 г. – земская четырехлетняя начальная школа.

1930 г. – преобразована в семилетнюю до 1957 г.

1958 г. до 1964 г.- восьмилетняя школа (директор Калиновская Елизавета Ивановна)

1964 г.- преобразована в начальную школу 1-4 классы и открыт нулевой (подготовительный) класс, старшие классы переведены в десятилетнюю школу с. Русскоигнашкино. В Верхнеигнашкинской школе работали учителя Федорова Г.Ф., Николаев А.Н., Николаев Г.А., Андреева А.Р., Андреева Е.М.

1972 г.- 1-3 классы перешли в новое здание (сейчас здание начальной школы по улице  Новая д.4)

2002 год — основная МОУ «Верхнеигнашкинская СОШ»

2003 год – средняя МОУ «Верхнеигнашкинская СОШ»

2011 год – МБОУ «Верхнеигнашкинская СОШ»

2015 год — МБОУ «Верхнеигнашкинская СОШ им. В.З. Иванова – Паймена»

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Филиппов Логин Маркелович – учитель конституции СССР и истории (участник ВОв).

Николаев Афанасий Николаевич — учитель начальных классов (защитник Брестской крепости)

Прокопьев Владимир Семенович — учитель математики

Федорова Галина Федоровна – учитель начальных классов(1962-1984 год заведующий начальной школы) выпустила около 300 учеников.

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Трофимов Николай Григорьевич(1925 г.р.) – участник ВОв.

Васильев Петр Иванович (1923 г.р.) – участник ВОв, летчик.

Артемьев Александр Николаевич (1955 г.р.) – заслуженный артист республики Беларусь.

Маргелова Надежда Климовна (1958 г.р.) – отличник народного просвещения

 

За 14 лет школа выпустила выпускников 11 класса более 100 и выпускников основной школы 12 человек из них 6 медалистов и четверо окончили основную школу с отличием. Выпускники нашей школы успешно поступают и обучаются в высших учебных заведениях: в  медицинской академии, ОГАУ, ОГПУ, ОГУ, Высших военных Вузах, и т. д.

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

Партнерами и активными помощниками коллектива школы являются ЧНКА Оренбургской области — президент автономии Семенов П.И., ЧНКА Грачевского района-председатель Рыбаков Н.А., партнеры из Республики Чувашия, Фермерские хозяйства (18 КФХ), базовое хозяйство ООО «Верхнеигнашкинское»-Щелкунов С.Д., местная сельская Администрация Рыбаков Н.А., Работники сельского Дома Культуры Романова Н.А.. Максимов А.М. .Клочкова И.Ю, сельская Библиотека Гаврилова И.М., Совет ветеранов Трофимов Н.Г., и др..
3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Воспитание подрастающего поколения в народных традициях предков и гордости за то место, где ты родился.
3.2.            Ценности школьной жизни

 

Воспитание школьников в духе патриотизма и любви к своей малой родине.
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

 Гимн школы «Мы из Верхнеигнашкино» на музыку Максимовой Р.Е. и слова Брискера Б.Ю. Девиз: Из  успешной школы в успешную и активную жизнь»
3.4.            Традиции и ритуалы

 

Школа ежегодно участвует в организации и проведении национального праздника «Акатуй»

С 2002 организована ученическая производственная бригада «Строитель», в 2007году — реорганизована в трудовой отряд.

С 2005 года в школе работает «Школьное лесничество»

Ежегодно учащиеся участвуют на конкурсах «Чувашская ласточка», «Долг. Честь. Родина», «Талант. Музыка. Дети», «Малахитовая шкатулка».

Ежегодно учащиеся старших классов совершают коллективные поездки в Чувашскую Республику г. Чебоксары на празднование дня Республики.

Ежегодно проходят общешкольное мероприятие «Служат наши земляки».

Ежегодно проводится вечер встречи выпускников «День родной школы»

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

С 2007 года  по настоящее время функционирует муниципальная экспериментальная площадка «Школа —  социокультурный центр села». В рамках учебного плана школы преподается чувашский язык во 2-4 классах, в 5-9 классах ведется кружковая работа «Чувашский орнамент» преподает чувашский язык Трофимова М.А. учитель начальных классов 1 квалификационной категории. Также педагогам проводится кружки от ЦРТДЮ (дополнительное образование) где участники изучают основы орнамента, культуры и традиции чувашей.

Ежегодно в марте месяце в школе  проводится турнир по волейболу и настольному теннису «Весенняя капель». Руководитель учитель физической культуры Трофимов В.Д.

Учителем технологии Алексеевым Д.Б. ежегодно организуется кружковая работа от ЦРТДЮ «Народные промыслы», где учащиеся получают навыки работы по дереву. Также педагог является руководителем школьного лесничества, его учащиеся занимают призовые места в конкурсах на региональном уровне.

Школа не имеет своего музея, но силами социума создан сельский музей в здании администрации сельского совета, где  учащиеся и коллектив школы принимают активное  участие в сборе материала. Музей работает по муниципальной программе «Мой – родной край».

 

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Одним из приоритетных направлений деятельности образовательного процесса в школе является учебно – исследовательская, проектная  и поисковая работа. Педагогический коллектив совместно с учащимися ведут работу по данному направлению, ежегодно участвую  в конкурсах муниципального, регионального уровней: «Шаг в будущее», «Рукописная книга», «Растим патриотов»» и другие. Данные работы хранят богатый материал по изучению истории родного края, села, истории его основания.                                                                     Разработан и реализован проект «Ветераны живут среди нас».        Проект «Как прошлое сохраняется в настоящем» (заочная экскурсия по улицам села).                                                                                      Всероссийская акция «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк». Учащиеся собрали сведения о боевом и жизненном пути участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла.                     Разработан проект для учащихся начальных классов «Разговор о правильном питании».                                                                         Большая работа по реализации  данных проектов проделана заместителем  директора по воспитательной работе Александровой А.И.
3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Детское общественное объединение «БЭМС». Руководитель Александрова А.И.  
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Ежегодно проводим фольклорные праздники  где участвует фольклорный детский ансамбль «Рассвет» которые исполняют чувашские народные песни и танцы. Руководителем группы является педагог дополнительного образования школы, художественный руководитель СДК Клочкова И.Ю.  
4.        Школа на земле

 

 

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа По словам старожилов  села Игнашкино, Яшкино, Пронькино основано беглыми братьями — чувашами Игнатом, Яковым и Прокопом, пришедшими в наши места еще в начале 18 века, а в 1709 году. В 2009 году нашему селу исполнилось 300 лет. Наше село старше Бузулука на 27 лет, а Оренбурга — на 34 года.
Прошло 300 лет с тех пор, как появились на берегах Тока землянки и курные избенки первых поселенцев. Возникает вопрос, почему предки покинули родные места (Чувашию, ныне Чувашскую республику) и переселились в такую даль — Оренбургские степи. Видимо не от хорошей жизни — малоземелье, гнет царских чиновников, нищета. Они видимо искали места, где можно были жить свободно, вольно в лучших условиях.
Позже по имени основателя Игната названо Игнашкино. Позже через столетия к чувашам подселились русские государственные крестьяне на левом берегу Тока. До революции село было одно, не было Русскоигнашкино. Это село было самое большое в Кузьминовской волости.
В 1910 году в Верхнеигнашкино числилось 432 двора, 1392 человека мужского пола, 1373 женского пола, всего 2765 человек населения. А сейчас в Верхнеигнашкино и Андреевке 290 дворов, населения всего 860 человек и 975 человек в Русскоигнашкино, всего 1835 человек (на 900 человек меньше).
Первая русская школа появилась еще до отмены крепостного права, в 1860 году. Через 10 лет в 1870 году построили церковь (на месте сегодняшней Русскоигнашкинской школы). Поэтому среди чувашей были грамотные люди. И один из них был волостным писарем — это Филиппов Филип Корнелович.
В декабре 1917 года во всех волостях губернии власть пришла к советам. И в 1918 году Игнашкино разделилось на два села — Верхнеигнашкино и Нижнеигнашкино. Затем незадолго до Великой Отечественной войны Нижнеигнашкино переименовано в Русскоигнашкино, потому, что там подавляющее большинство населения — русские.
И русские и чуваши в революцию и гражданскую войну вместе утверждали советскую власть. Иванов Захар — отец писателя, Осокин Павел из Верхнеигнашкино активные участники событий не только в своем селе, но и в волости и уезде.
В апреле1919 года Игнашкино оказалось в прифронтовой полосе. Главные силы армии Колчака, рвавшиеся через Самару к Москве, были остановлены в весеннюю распутицу на реке Боровка. От Боровки до Игнашкино не более 12 км. Шум сражения доносился до нашего села. Бойцы — чапаевцы из бригады Кутякова побывали в селе и помогали ребятам сажать деревья.
Закончилась гражданская война, мирным трудом занялось население села: растили хлеб, строили дома — образовывались поселки Мочаловка, Подгорное, Ильинка, Андреевка, Михайловка.
Осенью 1929 года началось массовое вступление крестьян в колхозы. В ноябре 1929 года в Верхнеигнашкино была создана сельхозартель «Канаш» (совет, согласие).
Первым председателем стал москвич Яковлев. Во второй половине 30-х годов колхозные поля порадовали хорошим урожаем.
Весна 1941 года была дождливая и обещала хороший урожай. Но грянула война, развязанная германским фашизмом. Первым ушел на фронт Алексеев Василий Андреевич. Всем селом провожали на войну призывников, пели песни, плакали. Работа в колхозе и дома легла, прежде всего, а женские плечи. Некоторые женщины сели на тракторы — Долгих Антонина Петровна, Егорова Клавдия Андреевна и другие. НЕ вернулись с полей сражения 123 защитника Родины из Верхнеигнашкино. Из Верхнеигнашкинской школы ушли на фронт и не вернулись, оставив о себе добрую память учителя: директор школы — Гавриил Григорьевич Таляев — политрук погиб в первые дни войны, учитель математики Василий Николаевич Никитович погиб на Днепре.
Высоко оценили ратные подвиги вернувшегося домой Гаврилова Петра Максимовича — двумя орденами Красной Звезды и двумя орденами Славы. Он участвовал в таких грандиозных сражениях как Сталинградская и Курская битвы. Жил в нашем селе учитель Николаев Афанасий Николаевич — защитник Брестской крепости.
В послевоенные годы в селе был небольшой саманный клуб, при клубе небольшая библиотека. На сцене клуба часто ставили пьесы на чувашской языке.
В 1951 году в селе провели свет — построили водяную электростанцию. В 60-е годы стали жить лучше — строили фермы, дома. В конце 60-х годов построили новую начальную школу, спортзал. В одном крыле открылся сад — ясли.
В 80-е годы появились животноводческий комплекс, магазин, столовая, КБО, медпункт, мастерские, гараж, заработало пекарня, маслобойка, в дома колхозников провели газ, водопровод.
В нашем селе сменилось 20 председателей колхоза. Дольше всех руководил хозяйством Ефремов Николай Иванович.
Три столетия здесь на берегах Тока живут и работают потомки первого переселенца Игната.
 
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Наша школа работает в тесном контакте с администрацией села, сельской библиотекой, которая оказывает методическую и теоретическую помощь учащимся в поиске информации, Домом культуры, Советом ветеранов, с Чувашской национально-культурной автономией Оренбургской области, с партнерами из Чувашской республики.                                                                                               Школа и СДК проводят совместные мероприятия с использованием краеведческого материала и представляют собой театрализованные представления.
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Администрация сельсовета, Чувашская национально-культурная автономия Грачевского района, фермерские хозяйства.
5.        История и культура школы в деталях

 

5. История и культура школы в деталях
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Влас Захарович Иванов – Паймен.

Одним из известнейших жителей нашего села, живших в нашем селе и учившемся в нашей школе надо считать Власа Иванова (псевдоним Паймена), который родился 22 февраля 1907 г. в семье крестьянина – бедняка. В 1918 г. окончил начальную школу, впоследствии вступил в комсомол и ушел добровольцем в Красную армию.

После окончания Военно – политической школы работал политруком взвода особой военной дружины, участвовал в боях на польском фронте.

1930-1933 гг. – прошел курс обучения в Самарском педагогическом институте, одновременно учился в аспирантуре, преподавал философию на рабочем факультете.

В.З. Иванов – Паймена – один из основоположников чувашской советской литературы удостоены в 1972 году за роман «Мост» на чувашском языке Государственной премии им. К.В. Иванова.

Послевоенные годы Влас Захарович жил в Самаре, работал редактором в журнале «Волжская новь» и заместителем редактора альманаха «Волга».

В последние годы жизни писатель несколько раз приезжал в родное село Верхнеигнашкино, посещал школу.

В 1970 г. даже был на августовском совещании учителей в с.Грачевка вместе с Хлебниковым сидел в президиуме и с приветственным словом обратился к учителям Грачевского района.

    Федорова Галина Федоровна.

Родилась 1 января 1942 года. Родители – Матрена Ивановна Краснова и Федор Леонтьевич Филиппов. В мае 1941 года отец был призван в Тоцкие лагеря, а 22 июня началась война и он попал на фронт в Смоленском направлении. После этого связь с отцом потерялась – пропал без вести. Письмо матери отцу о  рождении дочери – Галины Федоровны, вернулось назад.

Галина Федоровна из числа детей войны, которые не узнали ни отцовской заботы, ни ласки. Воспитывали их  матери — героини, которые своим трудом  кормили фронт и работали, заменяя своих мужей, и в поле и на ферме без устали, во имя победы страны. Мамы только урывками ночами могли нас видеть, накормить, чем могли со слезами на глазах.

Пошла Галина Федоровна в первый класс в 1949 году в селе Верхнеигнашкино, первым учителем стала Куципина Мария Ивановна из Чувашии. После седьмого класса учебу продолжила в Грачевской средней школе, которую закончила в 1959 году. В этот же год учителя Верхнеигнашкинской школы уговорили её работать в родной школе учителем начальных классов. Она поступает в Оренбургское педагогическое училище на заочное обучение и продолжает работать в школе. Окончила педучилище в 1964 году.

Педагогический стаж Федоровой Г.Ф. составляет 40 лет. Из них с 1962 г. по 1984 г.  была заведующей школы.

Имеет медаль «Ветеран труда» (1983 год), многочисленные Почетные  грамоты и Благодарности от Грачевского ОНО и Оренбургского отдела образования.

Выпустила около 300 выпускников. Многие из них выбрали профессию учителя, которые работают сейчас в г.Бузулуке, г.Оренбурге и МБОУ «Верхнеигнашкинская СОШ им. В.З. Иванова – Паймена»

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Учительские династии

Отец: Николаев Василий Филиппович (1909 г. -1944 г.). Окончил Бугурусланские педагогические курсы по специальности  физик – математик. Работал в селе  Старояшкино,1932 г. – с. Верхнеигнашкино

1935 г.- директор школы. В войну  ушел на фронт и погиб.

Дочь: Николаева Роза Васильевна  – 1935 г.р. Окончила Оренбургский педагогический институт по специальности физика – математика.

Работала учителем в с. Таллы. Имеет педагогический стаж — 40 лет.

Внучка: Курсанова Елена Николаевна. Учитель истории в с.Таллы, продолжает работать и сейчас.

 

Отец: Филиппов Логин Маркелович (1911г.-1961г.). Окончил педагогические курсы, затем педагогический институт. Работал учителем, преподавал предметы —  история, география, Конституция СССР. Участник ВОв, вернулся по ранению  и продолжил работу в Верхнеигнашкинской школе

Дочь: Степаненкова Татьяна Логиновна. Окончила Орский педагогический институт по специальности математика – информатика. Работала в Грачевской средней школе и Самарканде.

Внучка: Степаненкова Елена Викторовна. Окончила Самарканский университет математики – информатики. Работает в Омске учителем информатики. Имеет высшую категорию.

Внучка: Степаненкова Антонина Викторовна. Окончила Самаркандский педагогический университет по специальности психология, методика обучения в начальных классах. Работает  учителем технологии в г. Самара.

 

 

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)  Воспоминания о школе

Федорова Галина Федоровна                                                                                                Я училась в своем родном селе, В Верхнеигнашкинской школе до 8 класса. Добрым словом всегда вспоминаю своих учителей Филиппова Л.М., Степанова Т.А, Осокина Н.А., Васильева А.В., Егорову Т.В., Куципину М.И., Ендюкову Р.И.                                                                                Наша школа отапливалась кизяками, по утрам в классе было холодно сидели одетые, иногда замерзали чернила. После войны и еда то была скудная. Из дома приносили в бутылках молоко, хлеб и на большой перемене, за партами ели то, что приносили. Весной учителя выводили нас в поле на отлов сусликов и водили в лес собирать куколки вредных насекомых.                                                                                              Классы были большие, в каждом классе  оставляли на второй год по 5-6 человек. С санитарией было плохо, всех стригли наголо, так спасались от вшей. Многие болели трахомой. Это болезнь глаз. У нас в медпункте был специалист по этой болезни, и больные дети лечились у него.  Раньше учительская работа была очень уважаемая среди населения, а мы дети боготворили их труд, старались в учебе.                                  Наши учебники все были на чувашском языке.                                           Я начала работать учителем 1959 году, моя зарплата была 49 рублей.     А после окончания педучилища добавили еще 3 рубля.                      Учебники тогда уже были на русском языке, но многие дети плохо знали русский язык, и мне было тяжело, приходилось повторно объяснять материал урока на чувашском языке, для тех, кто не понял. Прокудина В.Я. (из районного ОНО) всегда делала мне замечания, почему я иногда говорю на родном языке.                                                                        Теперь уже другая беда – дети нашего села не знают родной чувашский язык. И когда выступающие ученики поют в группе «Шурампуд» («Рассвет»), мы пожилые зрители – улыбаемся, когда они коверкают чувашские слова, не зная их перевода на русский язык.

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы):  Федорова Галина Федоровна – ветеран педагогического труда, Трофимов Александр Дмитриевич – ветеран педагогического труда, Шемякова Гульнар Салаватовна – директор школы.