МБОУ «Нарымская СОШ» Парабельский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

  1. Общие сведения о школе
1.1 Полное название школы  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нарымская средняя школа»
1.2 Ф.И.О. директора школы Саитов Расим Юсупович
1.3 Почтовый адрес 636611 Томская область, Парабельский район, с. Нарым, улица Школьная, 16
1.4 Телефон 8(38252)33148
1.5 Сайт par-nrschool.edu.tomsk.ru
1.6 Электронный адрес narumschool@rambler.ru
1.7 Количество учащихся, классов по ступеням образования Дошкольная группа  — 38 чел., 1-4 классы – 52 чел., 5-9 классы – 64 чел., 10-11 классы – 12 чел.
1.8 Количество педагогов, их образование и квалификация 21 педагог; высшее образование – 18 педагогов, среднетехническое – 1 педагог, средне–специальное – 2 педагога; высшая квалификация – 2 педагога, первая – 6 педагогов.
1.9 Организация образовательного процесса (краткая информация) Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ:

Дошкольное образование – обеспечивает воспитание и развитие ребенка и осуществляет предшкольную подготовку ребенка к школе.

 Начальное общее образование — обеспечивает воспитание и развитие обучающихся, овладение их чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

 Основное общее образование — обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. При наличии условий и, исходя из запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей), Учреждение организует предпрофильную подготовку. Предпрофильная подготовка организуется с целью обеспечения возможности для обучающихся предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Предпрофильная подготовка осуществляется за счет введения курсов по выбору обучающихся. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Среднее общее образование — является завершающим этапом общеобразовательной подготовки и обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования. Задачами среднего (полного) общего образования являются: развитие интереса к познанию и развитие творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

Образовательный процесс начального общего образования и основного общего образования для обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии осуществляется по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

1.10 Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории 2-х этажное здание из красного кирпича, есть подвал. Общая площадь – 7372 м, полезная площадь – 2864 м, площадь застройки – 1897 м. В пришкольную территорию входят цветник, огород, игровая и спортивная площадки.
  1. История школы: основные вехи
2.1 Дата основания школы 1949 г
2.2 Обстоятельства создания школы В связи с ветхостью старого здания.
2.3 Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения) Сидоров Иван Карпович 1948-1952, Иванов Евгений Прокопьевич 1952-1965, Зубрий Борис Григорьевич 1965-1974, Колотовкин Борис Федорович 1974-1978, Гуляева Фаина Николаевна 1978-1985, Саитов Расим Юсупович 1985-до настоящего времени.
2.4 Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам) 1997 г. – снос старого деревянного здания школы.

2003 г. – открытие новой кирпичной школы.

2005 г.-  открытие школьного музея.

2006 г. – акция «Прощение и память».

2007 г. – семинар ветеранского актива Томской области на базе Нарымской СОШ «Нарымский край жил, жив и будет жить».

2009 г. – двойной юбилей – 220 лет со дня основания первой школы в Нарыме по указу Екатерины II и 60 лет со дня открытия Нарымской средней общеобразовательной школы.

2.5 Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы — учителях, администраторах и др.) Иванов Евгений Прокопьевич 1952-1965 стоял у истоков становления среднего образования в Нарымской школе.

Мартемьянова Эвелина Петровна много лет была бессменным завучем школы, работала с 1952-1980 гг.

Гуляева Фаина Николаевна 1978-1985гг. была директором школы, при ней был проведен капитальный ремонт школы.

Головина Галина Григорьевна была завучем школы 1980-1985 гг, большое внимание уделяла работе методических секций.

2.6 Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях) Сергей Валерьевич Костарев родился 12 апреля 1963 года в с. Нарым Томской области. Окончил Томское высшее военное командное училище связи, Военную академию связи имени С.М. Будённого. Прошел, все должностные ступени от заместителя начальника радиоцентра по технической части до начальника связи – заместителя начальника штаба Сибирского военного округа по связи. С октября 2005 года по 2009 год – начальник Кемеровского высшего военного командного училища связи (военного института) имени маршала войск связи И.Т. Пересыпкина. С декабря 2010 года – начальник Военной академии связи.

Юргин Борис Иванович

Родился в 1955 г. в Томской области. В 1981 г. окончил технологический факультет Томского инженерно-строительного института, получив квалификацию инженера-строителя по специальности «Водоснабжение и водоотведение».

Трудовую деятельность начал с 1981 г. на Шегарском сельском строительном комбинате. Работал мастером, прорабом, главным инженером, начальником межколхозной передвижной механизированной колонны. В 1984 г. был избран депутатом Шегарского районного Совета и на сессии райсовета утвержден 1-ым заместителем Председателя райисполкома. С 1986 г. по 1990 г. — председатель райисполкома. С 1990 г. по 1994 г. — заместитель начальника Управления снабжения и сбыта Облисполкома. С 1994 г. переведен в Администрацию Томской области на должность председателя комитета по строительству, заместителя начальника департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства, начальника департамента строительства, архитектуры и дорожного комплекса Администрации Томской области. С 2005 г. по 2008 г. — генеральный директор ОАО «Завод ЖБК-100». С 2008 г. по 2009 г. — заместитель генерального директора по капитальному строительству ОАО «Томская горнодобывающая компания». С марта 2009 г. – проректор по административно-хозяйственной работе Томского политехнического университета

Красильников Сергей Александрович

Доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудникCектора истории социально-экономического развития.

Родился 30 октября 1949 г. в с. Нарым Томской области.

Окончил с отличием Гуманитарный факультет Новосибирского государственного университета по специальности «История» (1971).

Занимался в спецсеминаре д-ра ист. наук В.Л. Соскина. Под его научным руководством защитил в 1980 г. кандидатскую диссертацию по теме «Интеллигенция Западной Сибири в период борьбы за установление и утверждение Советской власти». В 1995 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Социально-политическое развитие интеллигенции в Сибири в 1917 — сер. 1930-х гг.».

Специалист в области истории социально-культурного и политического развития России и Сибири в первой половине ХХ в.

Основные направления научной деятельности — история отечественной и региональной (сибирской) интеллигенции в первой трети ХХ в.; динамика и формы развития регионального научного потенциала в 1920–1930-х гг.

Качалов Николай Александрович

Должность: Доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин   Уровень образования / квалификации: высшее

Наименование направления подготовки / специальность:  английский, немецкий языки

Опыт работы:

1977 – 1985 – Томский государственный педагогический институт  1986 – 1989 – аспирантура ЛГПИ им А.И. Герцена, г. Ленинград

1989 – 1999 –  Томский государственный педагогический университет

1999 – по н.вр. – зав.кафедрой иностранных языков ЭИ, Томский политехнический университет

Преподаваемые дисциплины:

Иностранный язык (английский)

Иностранный  язык в профессиональной сфере (английский)

Ученая степень / ученое звание: Кандидат педагогических наук, доцент

2.7 Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы) Совхоз «Нарымский», бывший депутат Томской областной Думы Калюжный В. И., бывший Начальник Департамента строительства Томской области Юргин Б. И.
  1. Культура школы
3.1 Главные педагогические идеи школы Тема школы: Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные стандарты второго поколения.

Цель: Содействовать овладению учащимися ключевыми компетенциями – готовностью использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Задачи: 1. Совершенствование условий для реализации ФГОС НОО и подготовка к введению ФГОС ООО.

2. Повышение качества образовательного процесса через:

  • Осуществление компетентностного подхода в обучении и воспитании
  • Применение современных технологий образования
  • Обеспечение усвоение обучающимися обязательного минимума содержания начального, основного, среднего (полного) общего образования
  • Работу с обучающимися по подготовке к сдаче выпускных экзаменов в форме ОГЭ и ГИА
  1. Формирование у обучающихся высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, пропаганда героизма, воспитание гордости за подвиги старшего поколения.
  2. Повышение результативности блока дополнительного образования в условиях подготовки к переходу к введению ФГОС ООО.
3.2 Ценности школьной жизни Школьный музей, картинная галерея, цветник, учебные и спортивные достижения.
3.3 Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.) нет
3.4 Традиции и ритуалы Военно-спортивная игра «Зарница»;  участие в районных, региональных, областных краеведческих конференциях; смотр строя и песни; уход за территорией кладбища политссыльных; участие в районном конкурсе «Дельфийские игры»; участие в митинге, посвященного памяти павших в годы Великой Отечественной войны; встречи с тружениками тыла, вдовами, детьми Великой Отечественной войны.
3.5 Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей) Открытые уроки и внеклассные мероприятия:

Петрова А. А. «Витамины. Обмен веществ»

Вельш Л. А. «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Гришаева О. А. Приведение подобных слагаемых»

Смирнова Л. В. Богатство земли Нарымской»

Фраинд Т. И. «С детства дружбой дорожить»

Перемитин П. А. «Волейбол, нападающий удар»

Янина Л. И. «Мой дом – моя семья»

3.6 Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой 1. Зеленый наряд образовательного учреждения.

2. Зимний сад школы.

3. Проект «Свою историю мы бережно храним».

4. Акция «Прощение и память».

5. Акция «Трудовой десант» по очистке территории возле памятника воинам, погибшим в годы ВОВ.

3.7 Объединения  (детские, детско-взрослые), существующие в школе 1. Декоративно-прикладное искусство.

2. Шахматы.

3. Математика в числах.

4. Юные музееведы.

5. Удивительный мир слов.

6. Баскетбол.

7. Волейбол.

8. Веселые нотки.

9. Вязание.

10. Мягкая игрушка.

11. Цветовод

12. Школьная газета.

13. Эколог.

14. История Нарыма.

15. Совет старшеклассников.

16. ДО «Луч».

3.8 Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты ит.п., любимые в школе) нет
  1. Школа на земле
4.1 Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула ит.д.), где расположена школа На территории Парабельского района, близ впадения в Обь маленькой речки Нарымки, лежит село Нарым, более чем четырехсотлетняя история, которого началась в 1596 г. с постройки русского острога, ставшего одним из опорных пунктов освоения Сибири русскими первопроходцами.

Оно является центром политической ссылки, имеет много зданий, определенных как исторические памятники республиканского значения и входящих в сводный список памятников истории и культуры Томской области, находящихся под государственной охраной. Общая площадь охранной зоны 12,5 га.

В 1601 г. Нарым получил статус города.

С ХVП века здесь жили ссыльные. Знали Нарымские болота участников крестьянских восстаний Степана Разина и Емельяна Пугачева, пленных шведов и декабристов. В 30-е-60-е годы ХIХ-го века в Нарым были сосланы многие польские революционеры, участники восстаний 1830 и 1863 годов в царстве Польском. В Нарыме остались и поныне семьи-старожилы.

Царское правительство не забыло о маленьком заштатном городишке, посчитав его очень удачной находкой в поисках гиблых мест для высылки непокорных. Нарым был превращен в политическую «тюрьму без решеток». Условия здесь для этого были самые подходящие: неосвоенные пространства дикой тайги, болота с мириадами  ядовитого гнуса, снега и морозы зимой, бездорожье в остальные времена года.  Нарымскую ссылку прошли многие известные революционеры, позже ставшие крупными государственными деятелями.

В 1925г. Нарым утратил статус города по административной реформе.

4.2 Участие школы в жизни местного сообщества Сотрудничество с Советом ветеранов, Домом культуры, Нарымским музеем политической ссылки.
4.3 Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня нет
  1. История и культура школы в деталях
5.1 Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Саитов Расим Юсупович, директор школы Имеет звание «Почетный гражданин Парабельского района», «Отличник народного просвещения»,  награжден медалью «За заслуги в сфере образованияIII степни».

Шесть учителей имеют грамоты Министерства образования Российской Федерации: Велш Л. А, Гришаева О. А., Филиппи Л. В., Смирнова Л. В., Саитова О. М., Фрайнд Т. И.

Школьники-спортсмены под руководством учителя физкультуры Перемитина П. А. ежегодно завоевывают кубок в районных спортивных соревнованиях. В 2015 г. Павел Александрович участвовал в районном конкурсе «К вершинам мастерства» в номинации «Педагогический дебют», где стал финалистом.

Учитель информатики и ОБЖ Перемитина М. А. вместе со своими воспитанниками участвуют в районном конкурсе «Смотр строя и песни» не один год, где занимают только призовые места. Обучающиеся Марины Антоновны имеют многочисленные призовые места за участие в областной дистанционной олимпиаде по информатике.

Ежегодно обучающиеся школы со своим руководителем Смирновой Л. В. участвуют в районных, региональных и областных  краеведческих конференциях, где получают высокие оценки своих проектов и попадают в число победителей. Музей, которым руководит Лариса Валентиновна, по оценке совета ветеранов ежегодно занимает призовые места. В 2014 г. она приняла участие в областном конкурсе школьных музейных проектов и вошла в число трех победителей. В 2015 году участвовала в районном конкурсе «К вершинам мастерства», где победила в номинации «Опыт и мастерство».

Обучающиеся активно принимают участие во всех районных конкурсах, в чем большая заслуга завуча по воспитательной работе Петровой А. А. Александра Александровна участвовала в конкурсах «Самый классный классный», «Педагог года», где становилась финалисткой. Вот уже второй год ребята под ее руководством участвуют в районном конкурсе «Дельфийские игры», где занимают IIместо.

Саитова Ольга Михайловна вот уже много лет является руководителем методического объединения учителей русского языка и литературы Нарымской и Шпалозаводской СШ. Ее выпускники всегда успешно сдают выпускные экзамены в форме ОГЭ и ЕГЭ, показывая высокие баллы.

5.2 Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Педагогические династии:

  1. Колотовкина Нина Владимировна, учитель начальных классов работала в школе 1961 г.- 1999 гг. – Вельш Л. А. (дочь), учитель математики, работает с 1990 г.
  2. Фраинд Татьяна Ивановна, учитель начальных классов, работает в школе с 1970 г. – Гришаева Оксана Александровна (дочь), учитель математики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, работает в школе с 1995 г.
  3. Перемитина Марина Антоновна, учитель информатики, работает в школе с 1986 г. – Перемитин Павел Александрович (сын), учитель физической культуры, работает с 2012 г.
  4. Петрова Александра Александровна, учитель химии и биологии, заместитель директора по  воспитательной работе, работает в школе с 1989 г. – Алексеева Хрестина Борисовна (дочь), учитель биологии, работает в школе с 2013 г.

В 2008 г. в  школе создан Управляющий совет, куда вошли представители от родителей обучающихся. Два раза в год проходят общешкольные родительские конференции.

5.3 Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) «Школа замечательная, очень уютная, красивая».

Андрушишина Надежда, выпуск 1978 г.

«Сегодня, ветеранский актив, посетив Нарымскую школу и школьный  музей, в восторге! Чувствуется, что педагоги и руководство школы  признают главные задачи современной молодежи – воспитание патриотов».

«С удовольствием и легкой завистью к нынешним ученикам осмотрел школу. Очень! Очень! Очень рад нарымчан и учителей. Хорошая школа, надеюсь, что  будет еще лучше».

Выпускник 1957 г. Елсуков В. П.

«Впервые в Нарыме, впервые в прекрасной школе! Удивлен и восхищен!»

Маркелов В. А.

«Удивительные впечатление оставляет эта школа! Прекрасный цветник, музей, память учителей и выпускников. Прекрасно оборудована и ухожена. Восхищен чудесным отношением учителей к школе и как следствие бережным отношением  детей к школе».

Петрик П. М., зам. директора государственного учреждения «Управление государственной экспертизы  Калужской области

«Я живу в г. Томске и в Нарым приехала первый раз. Побывав в вашей школе, я поняла, что лучше школы я еще не видела. Особенно мне понравился ваш цветник и конечно музей».

Некрасова М. С.

«Я, Абакумова Нина Георгиевна, выпускница Нарымской средней школы 1959 г., познакомилась с новой школой. Восхищена!!! Как бы я хотела поработать в такой школе. Рада, что мои внучки учатся в такой школе».

«Я закончил школу здесь, в 1959 г. Но это была совершенно другая школа, а это очень красивое здание новой школы как «небо и земля» в сравнении с прежней. Я очень восхищен ею и в части оборудования всех кабинетов всем необходимым, и тем, что очень просторная и светлая внутри. Сама «аура» этой школы заставляет учиться хорошо, быть чистым и светлым как в делах своих, так и в мыслях».

В. В. Самойлов

Информация подготовлена и представлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы):  Смирнова Лариса Валентиновна – учитель истории МБОУ Нарымская СШ, Петрова Ксения – обучающаяся 10 класса МБОУ Нарымская СШ, Сыркина Ксения  обучающаяся 8 класса МБОУ Нарымская СШ.