МБОУ Норская СОШ Селеджинский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

 

 

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Норская средняя общеобразовательная школа»
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Сенчишин Николай Прокопьевич
1.3.        Почтовый адрес

 

676570 Амурская область Селеджинский район с.Норск Новая, 15
1.4.        Телефон

 

89638019180
1.5.        Сайт

 

www.norsksosh.ru
1.6.        Электронный адрес

 

shkola-norsk@mail.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

10 чел – дошкольное образование

17 чел.- начальное образование

13 чел.- общее образование

4 чел.- среднее образование

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

17 педагогов, из них

10 чел –высшее образование

7 чел.- средне специальное

6 чел – I квалификационная категория

11 чел.- соответствие занимаемой должности

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Школа реализуют образовательные программы

-дошкольного образования

— начального общего образования

-основного общего образования

-среднего общего образования

Для обучающихся школы созданы условия для дополнительного образования, которое реализуется в форме творческих объединений и дает возможность детям проявить свои способности.

На ступени среднего образования реализуется профильное обучение по химико-биологическому профилю. Знание полученные на данной ступени являются хорошей базой при поступлении в учебные заведения по профилю «медицина» и «биология».

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

C декабря 2011 года обучение осуществляется в новом современном здании, построенном в соответствии с требованиями СанПина. Здание школы, площадью 1870м2, ,  рассчитано на 80 обучающихся и 20 воспитанников группы дошкольного  образования. В школе имеется 12 учебных кабинетов ( 4 для начальной школы и 8 для средней и старшей школы), оборудованные современной мебелью ( столы, стулья, шкафы для учебных пособий). В каждом кабинете имеется компьютер, мультимедиа, экран. В школе есть 6 интерактивных досок. Функционирует кабинет информатики с выходом на спутниковый Интернет. Также в распоряжении школьников есть актовый и спортивный залы. Спортивный зал оборудован современными тренажерами для занятий в урочное и внеурочное время, имеется весь необходимый спортивный инвентарь для проведения уроков физической культуры . Для занятий лыжной подготовки имеются комплекты лыж и лыжных ботинок. Территория школы огорожена металлическим забором. На территории имеются площадки для отдыха, площадка отдыха для группы дошкольного образования оборудованная качелями и беседкой, занятий физической культурой в осенне-весенний период. На территории школы имеется участок для культурных растений. По периметру школы посажены деревья и кустарники, перед школой силами школьников разбиты клумбы.

В школе также есть столовая, оборудованная современным технологическим оборудованием, ежедневно для школьников готовят горячие завтраки и обеды.

Обучающиеся школы имеют возможность бесплатно пользоваться библиотечным фондом, состоящим из учебной и художественной литературы.

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1912
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

На селе проживало много безграмотного населения и поэтому при церкви была создана школа.
2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

1912-1917- Церковно-приходская школа.

1917-1933- начальная школа

1933-1959- семилетняя школа

1959-1965 – восьмилетняя школа

1965-1995 – средняя школа

1995-2011-  муниципальное общеобразовательное учреждение

2011- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

1970-1975 – Балбинский В.С., Белоусова К.И.

1976-1977-Маханов Н.П., Петренко Е.П.

1977-1978 – Рябухина Л.Ф., Белоусова К.И

1979-1982- Косова Н.М., Смолярчук Г.А.

1982- 1987 – Бижанов М.А., Смолярчук Г.А.

1987-1989 – Туманин И.В., Дружинина Т.Ф.

1989-2000- Сенчишин Н.П., Бижанов М.А.

2000-2005 Сенчишин Н.П., Николаева Т.Н.

2005-2017- Сенчишин Н.П., Сенчишина Л.И.

 

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1912 год — построена церковь в селе, позднее — здание школы и дом для попа.

1912-1917 годы — годы существования церковно-приходской школы.

1917 год  —  церковно-приходская    школа    преобразована   в    начальную, просуществовала до 1933 года.

1933 – школа преобразована в семилетнюю.

1959 год — семилетняя школа преобразована в восьмилетнюю.

1965 год — преобразование восьмилетней школы в среднюю.

1989- ввод нового «крыла» школы, где расположились кабинеты начальных классов.

1990-2011- борьба администрации школы за строительство нового здания для детей села.

2011- ввод в эксплуатацию нового современного здания школы.

2012 – школа отметила 100-летний юбилей

2017- 105-летие  школы.

 

 

 

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Шкарина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, пед.стаж-37 лет, награждена грамотой Министерства образования и науки Амурской области.

Кугук Марина Ивановна – учитель начальных классов, пед. стаж- 31 год.

Камоза Елена Яковлевна –учитель истории и обществознания, пед.стаж- 32 года, награждена грамотой Министерства и образования Амурской области.

Сенчишина Людмила Ивановна – учитель английского языка, пед.стаж- 29 лет, награждена грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Нечепал Юлия Алексеевна – учитель русского языка и литературы, пед.стаж 22 года.

Васильева Валентина Николаевна – учитель ИЗО , технологии, пед.стаж 16 лет.

Глазунова Ольга Михайловна –учитель начальных классов, пед.стаж 37лет

 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

2003- Супрун Надежда Ивановна, серебряная медалистка школы; в 2008 окончила Амурский Государственный Университет по специальности «Бухучет». В данный момент работает в г.Благовещенске.

2004 – Сенчишина Наталья Николаевна, серебряный медалист школы, в 2009 окончила Амурский Государственный Университет; в настоящий момент работает в пенсионом фонде г. Уссурийска.

Обучающиеся, награжденные бесплатными путевками в

— Океан

Вернер Екатерина

Речкина Софья

Вербицкая Анастасия

— Орленок

Морева Дарья

Победители и призеры  районного конкурса «Северное сияние»

Речкина Софья

Федюкович Наталья

Вербицкая Анастасия

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

Сельский дом культуры.

Сельская библиотека

 

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Воспитание разносторонней личности, адаптированной к различным условиям жизнедеятельности
3.2.            Ценности школьной жизни

 

Духовность, нравственность, гражданственность, патриотизм, уважение к истории родного края, здоровье всех участников образовательного процесса.
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Герб: в центре глобус, символизирующий кругозор знаний, летящий в небесах голубь символизирует чистоту полета мысли, лучи солнца символизируют силу, свет знаний.

Гимн: в словах гимна выражается любовь к родной школе и прославление ее.

3.4.            Традиции и ритуалы

 

— Линейка памяти выпускников школы, погибших в годы Великой Отечественной войны

— Вручение памятных значков с эмблемой школы первоклассникам

-День Земли

-День Здоровья

— День Знаний

-Мероприятия к памятным датам

-Ежегодные поездки по музеям области

— Сбор материала для краеведческого хранилища.

— Возложение венков к памятнику погибшим

— Волонтерское движение

— Масленица

— Спортивные соревнование среди учителей, родителей, обучающихся

— Предметные недели

— Научно-практическая конференция

— Участие в региональных конкурсах

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

 
3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

— Волонтерское движение.

— Помощь зимующим птицам.

— Уборка мест захоронения участников Великой Отечественной войны.

— Благоустройство школьного двора.

—  Научно-практическая конференция.

— Участие в региональных конкурсах

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Ласточка. Детская экологическая организация.

Патриоты России, военно-патриотический клуб для обучающихся 6-11 классов

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Как вы смеете, учитель,

«Двойку» ставить мне опять,

Вы с оценкой не спешите,

Я же знаю все на «пять»

Надо только приглядеться

В мой диктант под микроскоп,

Никакой там нет ошибки

Я учу все на зубок

У меня ведь знаний много

Только вот учителя

Судят нас уж очень строго,

Только в этом вся беда.

4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Село было основано в 1892г.и получило название Успеновка, позже было переименовано в Норские Склады,  а в 1912  -в Норск.

1900- приезд и строительство охотником Червинским, создание резиденции владельца золотых приисков в верховьях реки Селемджа Мордина П.В., миллионера, проживающего в Петербурге.

1908 год — приезд переселенцев из Новгородской губернии в Норские Склады.

1909 год — приезд плановых переселенцев.

1912 год — построена церковь в селе, позднее — здание школы и дом для попа.

1912-1917 годы — годы существования церковно-приходской школы.

1917 год  —  церковно-приходская    школа    преобразована   в    начальную, просуществовала до 1933 года.

1918 год — приезд в Норск японских захватчиков, которые искали коммунистов, изымали у населения оружие, вывезли золото. На территории Селемджинского района орудовала банда Иванова, который, выдавая себя за красного партизана, занимался грабежом мирного населения, убийствами.

1928 год — строительство складов в селе, куда поступали грузы на пароходах.

1929 год — большое наводнение, что привело к массовому отъезду 15 семей из села. Создание коммуны «Труженица».

1933 год — создание леспромхоза, который занимался заготовкой леса по берегам реки   Нора,   Селемджа,   Альдикон   и   сплавом   его   до   г. Свободного, Благовещенска. Начальная школа преобразована восьмилетнюю, директором назначена Шучковская Мария Фёдоровна. Строительство бамлага на территории Норского сельсовета. По данным списочный состав по дислокации на 1 июля 1935 г. 179 человек заключённых.

1934 год — перевод коммуны «Труженица» на устав сельскохозяйственной артели, в неё влились хозяйства из колхоза «Победа», который до этого существовал в деревне Отрадное.

1937 год — создание Норской МТС, обслуживающей колхозное хозяйство.

1940 год — ликвидирован леспромхоз.

1954 год — строительство клуба на берегу реки Селемджа молодёжью села.

1958 год — наводнение, нанесшее большой ущерб Норску и Усть-Норску. Колхозы этих сёл были расформированы и переведены в другие хозяйства Мазановского района. Жители Усть-Норска переселились в Норск. В Норске перестала существовать МТС

1959 год — семилетняя школа преобразована в восьмилетнюю.

1965 год — преобразование восьмилетней школы в среднюю.

1970 год — открыта мемориальная портретная аллея учеников школы, павших в боях за Родину на фронтах Великой Отечественной войны.

1975 год — строительство Дома Культуры.

1983 год — организация подсобного хозяйства прииском «Селемджинский».

2001 год-подведение к селу линии ЛЭП.

1998 год — на базе Норского заказника основан маревый заповедник «Норский».

2001 год — подведение к селу Норск линии ЛЭП, свет стал гореть 24 часа в сутки.

2011 год- ввод в эксплуатацию нового здания школы, которая стала центром жизни села.

 

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества На базе школы проходят все мероприятия , приуроченные к памятным датам (концерт-поздравления к 8 Марта, дню пожилого человека, 9 Мая.
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня СДК

Администрация села

Школы района

5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Бызова Тамара Петровна ,23.10.1930 года рождения, уроженка г.Арзамасс. Приехала в Норск в 1951 после окончания Арзамасского двухгодичного педагогического института. В это время в Норске была семилетняя школа, после окончания которой ученики продолжали обучение в п.Майск. В 1970 Тамара Петровна поступила в педагогический институт, получила высшее образование. На протяжении 56  лет прививала Тамара Петровна норским ученикам любовь к математике .

Рябуха Александра Федоровна 24.10.1940 . в 1960 году окончили Благовещенское педагогическое училище №3 и работала учителем начальных классов в Ромненском районе. В 1964 году поступила в Благовещенский педагогический институт на филологическое отделение и успешно его закончила в 1969. С 1978 года преподавала русский язык и литературу  в Норской школе. Педагогический стаж – 50 лет.

Тихомирова Валентина Александровна уроженка с.Ивановка Амурской области.  В 1967 году закончила Благовещенский Государственный педагогический институт и стала преподавать биологию и географию в Ивановской школе.

В 1969 году переехала в поселок Экимчан. Здесь проработала в школе 1 год. Затем 4 года в Февральской восьмилетней школе.

А с 1974 года преподавала в Норской школе по 2013 год. Трудовой стаж учителя в нашей школе 39 лет. Учитель давала прочные знания по предмету, у нее не было второгодников.

Сенчишин Николай Прокопьевич окончил Норскую школу в 1980 году. После службы в рядах Советской армии поступил в БГПИ на отделении начальной военной подготовки, которое  успешно окончил в 1987 и вернулся в стены родной школы учителем НВП , а затем учителем физической культуры . с 1989 года работает директором школы. За свой  нелегкий труд в системе образования отмечен грамотами  Министерства образования Российской Федерации и Амурской области, Администрации Амурской области, его имя внесено в Международную энциклопедию Лучших людей.

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) 25 лет проработала в школе Щур Ирина Сергеевна, сначала воспитателем детского сада, затем –учителем русского языка и литературы.

А с 2000 года в школе работает ее дочь Васильева Валентина Николаевна- учитель ИЗО, технологии.

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) «Я люблю свою школу, потому что я встречаюсь в ней с друзьями, получаю знания» Кузьмин П., 2 кл

«Я люблю свою школу, потому что в ней мои друзья, моя любимая учительница» Корсакова Р, 2 кл

«Я люблю свою школу, потому что в ней хорошие учителя. А самое главное, я люблю учиться» Путилова В 2 класс.

«Я очень благодарна педагогическому коллективу Норской школы за знание , которые она мне дала, за то , что они научили меня жить в обществе, находить выход в трудной ситуации» Самокрутова Юля, выпускница 2013 года

«Я люблю свою школу.  Она самая красивая и учит нас добру» 4 класс, Щур Ира.

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): __Сенчишина Людмила Ивановна, Камоза Елена Яковлевна, школьники, собирающие информацию о школе и селе .