МБОУ Парабельская СОШ имени Николая Андреевича Образцова Парабельский р-н

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1. Общие сведения о школе
1.1. Полное название школы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Парабельская средняя школа имени Николая Андреевича Образцова»
1.2. Ф.И.О. директора школы Пичугина Екатерина Геннадьевна
1.3. Почтовый адрес 636600 Томская область, село Парабель, улица Советская, 36.
1.4. Телефон 838252 2-15-68, 838252 2-13-17
1.5. Сайт http://par-parschool.edu.tomsk.ru
1.6. Электронный адрес parschool@sibmail.com
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования 1 ступень – 254 (11 классов)

2 ступень – 314 (14 классов)

3 ступень – 34 (2 класса)

1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация Количество педагогов: 50

Образование:

Высшее – 47

Среднее специальное – 3

Квалификация:

Высшая кв. категория – 8 чел. 16%

Первая кв. категория – 13 чел. 26%

Соответствие занимаемой должности – 15 чел. 30%

Без категории – 14 чел. 28%

1.9. Организация образовательного процесса (краткая информация) Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования.

Школа осуществляет образовательный процесс в 1-6 классах по федеральному государственному стандарту второго поколения (ФГОС).

Организация учебного процесса в школе регламентируется учебным планом, разрабатываемым школой самостоятельно, в соответствии с примерным государственным учебным планом и регламентируется расписанием занятий. При этом:

— школа работает по графику шестидневной рабочей недели с одним выходным днем в воскресенье для учащихся 2-11 классов, 1 класс – пятидневной недели, в две смены;

расписание занятий предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания и осуществления двигательного режима в течение дня обучающихся;

— в учебном плане школы количество часов, отведенных на преподавание отдельных предметов, соответствует количеству часов, определенным государственным, примерным учебным планом.

Учебный год в школе начинается с 1 сентября. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой аттестации), в 1,9,11 классах 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней. Для обучающихся 1-х классов установлены в течение года дополнительные недельные каникулы.

Текущий контроль успеваемости учащихся школы осуществляется учителями по пятибалльной системе (минимальный балл 2, максимальный 5). Промежуточные итоговые отметки в баллах выставляются за четверть (2-9 кл.), полугодие (10-11 кл.). В конце учебного года выставляются итоговые годовые отметки. В 1 классе применяется безотметочная система.

Школа создает детям с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования на основе специальных педагогических подходов. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются учебные занятия на дому.

Освоение образовательных программ основного общего, среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией обучающихся.

1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории Здание типовое, кирпичное; год постройки 1974г.; трехэтажное.

Учебные помещения (включают в себя кабинеты и спортзал), учебно-вспомогательные, подсобные, административные, лабораторно-практические, санитарно-гигиенические, социально бытовые помещения занимают 2850,3 м2.

Пришкольный участок представлен площадью в 500м2. Рядом со школой расположена детская площадка площадью 400м2.

Актового зала нет, для проведения массовых мероприятий используется столовая (S – 144,4 м2), библиотека (S – 79,6 м2).

Помещения для питания обучающихся, воспитанников и работников представлено пищеблоком (S – 226,1 м2),

в т.ч. обеденным залом, который рассчитанн на 72 посадочных места (S – 144,4 м2) и кухней (S – 81,7 м2).

Каждый кабинет оснащен необходимыми наглядными пособиями, мебелью, компьютером и телевизором.

2. История школы: основные вехи
2.1. Дата основания школы 1936 год
2.2. Обстоятельства создания школы В 1868 году в Парабели открылось министерское училище, в которое приняли 17 мальчиков и 2 девочки. Всего по 1898 год его окончили 40 человек. В школе было так холодно, что учитель был вынужден заниматься с детьми на печке. Учителей остро не хватало.

В 20-е годы следующего столетия школы в основном были начальными, а их наполняемость незначительной. Многие дети школьного возраста не имели возможности учиться.

В 30-е годы начался переход на всеобщее семилетнее обучение. В 1936 году открылась Парабельская средняя школа. В 1942 году в ней учились 148 человек. Одним из первых выпускников стал Николай Андреевич Образцов, будущий директор этой школы, чьё имя школа носит сейчас. В 1940 году аттестаты о среднем образовании получили первые 17 парабельских школьников.

2.3. Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения) Соловьёв Владимир Михайлович

Писарец Михаил Иванович
Вербинец Трофим Андреевич
Андреева Аполлинария Сергеевна
Усков Василий Михайлович
Макарова Евдокия Сергеевна
Ерёмин Иван Васильевич
Бобров Пётр Афанасьевич
Образцов Николай Андреевич – с 1966 по 1978 гг
Щетинин Борис Андреевич
Сечин Андрей Алексеевич
Епанчинцева Тамара Андриановна
Вейбер Светлана Борисовна
Анненкова Надежда Петровна
Панченко Наталья Михайловна
Мамонова Антонина Владимировна 2004-2009 год
Галимов Владислав Николаевич
Лебедева Светлана Юрьевна

Дронов Владимир Николаевич

Качакова Ольга Анатольевна (2015 год)

Пичугина Екатерина Геннадьевна — с 2015 года по настоящее время

2.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)
2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.) Имя Образцова Николая Андреевича заслуживает особого внимания и памяти, ведь именно его имя носит Парабельская средняя школа. Николай Андреевич стал одним из первых выпускников школы. Юношей он ушёл на фронт, а, вернувшись, сразу стал работать учителем истории и одновременно учиться в институте. Много лет он проработал директором Старицинской средней школы, а с 1966 года по 1978 был директором Парабельской средней школы. В 1959 году Николаю Андреевичу Образцову было присвоено звание «Отличник народного просвещения», а в 1965-м – «Заслуженный учитель школы РСФСР». Слово строгого и справедливого директора было обязательным для всех. С ним считались все – ученики, учителя, родители. Его работоспособности можно было позавидовать. Он слыл требовательным, но и сам был образцом для всех, мог дать мудрый совет любому, умел и пошутить. Именно при Николае Андреевиче в школе процветала спортивная и культмассовая работа, ставились спектакли на сцене районного Дома культуры, в которых принимали участие и ученики, и учителя. Бок о бок с Николаем Андреевичем всю жизнь шла его супруга – замечательная, умная женщина Анастасия Назаровна. Она работала в школе учителем русского языка и литературы, и всегда была неизменным постановщиком всех спектаклей. Очень обаятельная, талантливая и добрая учительница стала настоящим кумиром учащихся школы.

Тамара Андриановна Епанчинцева – талантливый учитель русского языка и литературы. Кроме того, эта женщина – умный, энергичный директор, которая возглавляла Парабельскую среднюю школу в последнее десятилетие прошлого века. Тамара Андриановна очень ценила творчество у своих учащихся, учила думать, иметь активную жизненную позицию. Вместе с тем эту прекрасную женщину и учителя отличали строгость, дисциплинированность и обдуманность решений. Поэтому в годы её работы директором школа продвинулась вперёд в своём развитии: появились новые технические средства, компьютеры, обновился образовательный процесс и воспитание школьников. Именно благодаря Тамаре Андриановне в учебном процессе стали применяться новые, современные технологии, большое внимание уделялось связям с общественностью, участию в областных и межрегиональных семинарах и в районных, областных соросовских олимпиадах.

Дащенко Александр Николаевич

24 года проработал преподавателем изобразительного искусства в школах с. Парабели, начиная в 1985 году и заканчивая в 2009 году. Это были годы интересного и счастливого общения его с детьми, среди которых было очень много увлеченных рисованием, талантливых детей, которых Александр Николаевич холил и лелеял, помогал им раскрыть талант, вместе с ними радовался успехам и огорчался , если у них что-то не получалось. В эти годы на базе Парабельской СОШ под руководством Дащенко А.Н. работала изостудия ДДТ, собравшая под своим кровом будущих художников, известных ныне не только в Томской области, но и далеко за ее пределами. Работы студийцев постоянно становились достоянием школьных, районных и областных выставок. В 1995 г. за участие в областной выставке «Я рисую мир» Александр Николаевич был награжден Благодарностью «за высокий профессионализм, добросовестный, кропотливый труд, мастерство и педагогический талант». А потом Грамоты, Благодарности всех «мастей», от районных до Министерских, буквально « посыпались на головушку» Александра Николаевича: «за приобщение детей к миру Прекрасного», «за энтузиазм, подвижничество, терпение в работе с детьми, формирование художественного вкуса, доброе сердце и умелые руки», «за внедрение в образовательный и воспитательный процесс новых форм и методов обучения и воспитания», «в знак признания в приобщении детей к миру искусства, за чуткое отношение к детскому мировосприятию» и так далее, без конца и края. Кроме основного, главного дела своей жизни (воспитания любви к Прекрасному) Александр Николаевич дважды избирался депутатом районного Совета, в 2005- 2010 г.г. являлся представителем районной Думы Парабельского района.

2.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях) Среди медалистов ПСШ им.Н.А.Образцова можно отметить следующих:

1983 год – Рулёв Игорь

1988 год – Галимов Владислав

1990 год – Евсеечев Александр

1992 год – Глик Наталья

1996 год –Голощапова Светлана

1997 год – Полтарак Вера

1998 год – Мамонова Татьяна

1999 год – Денисов Евгений, Баринов Алексей, Чебыкина Жанна, Кнауб Елена

2002 год – Вейбер Вадим, Джумаева Татьяна

2004 год – Зебзеев Алексей, Олешкевич Мария, Вялова Наталья

2005 год – Голещихина Оксана,

2006 год – Залесов Владислав, Иженбина Валентина, Мосина Елена, Новосельцев Матвей, Шмидт Елена

2009 год — Щетинина Татьяна

2011 год – Новосельцева Дарья

2012 год – Самсонова Яна

2013 год – Воронков Дмитрий, Дорохова Лера, Чалкова Анастасия, Коновалова Ксения

Среди выпускников средней школы им.Н.А.Образцова есть довольно известные люди:

Александр Афанасьевич Бобин-Шмидт, артист Мурманской филармонии;

Галина Шендель, член Союза художников России;

Василий Омельченко, неоднократный чемпион Томской области Сибири и России по пауэрлифтингу;

С. Л. Шварцев, доктор геолого-минерологических наук, профессор, лауреат государственной премии, заслуженный деятель науки, заведующий кафедрой ГИГЭ ТПУ;

Александр Карлов, глава Парабельского района

2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы) МБУ ДО «ДДТ», МУЧ ДШИ ИМ. Г.Д. Заволокина, ОГКУ «СРЦН Парабельского района», МБОУ «Парабельская гимназия», МБОУ ДОД ДЮСШ, ПФ ОГБПОУ «ТПТ», музей боевой славы им.Деменина, краеведческий музей на протяжении всего существования школы участвуют в жизни школы.
3. Культура школы
3.1. Главные педагогические идеи школы Обеспечение условий для создания единого образовательно-воспитательного пространства, основанного на развитии познавательных потребностей и личностного развития обучающихся.
3.2. Ценности школьной жизни Гармонизация внешнего и внутреннего пространства школьников, обеспечение целостности развития в единстве интеллектуального, эмоционально-психологического и здоровьесберегающего компонентов формирования личности современного выпускника ОО.
3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)
3.4. Традиции и ритуалы Доброй традицией была и остается игра КВН, в которой принимают участие дети, родители и бывшие выпускники школы.
3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей) Учителями школы накоплен большой опыт в проведении уроков и внеклассных занятий в рамках введения новых федеральных стандартов. Элементы проблемного обучения, технологии критического мышления, проектной деятельности, игровые технологии прослеживаются на открытых мероприятиях последних лет у Анненковой Татьяны Александровны, Пичугиной Екатерины Геннадьевны, Швецовой Анны Николаевны, Гербер Валентины Владимировны, Панченко Натальи Михайловны, Зайцевой Надежды Яковлевны, Кнауб Татьяны Михайловны, Гришаниной Ольги Леонидовны, Мамоновой Антонины Владимировны, Насыровой Светланы Сергеевны, Хворенковой Анны Владимировны и других замечательных педагогов школы.

На протяжении ряда последних лет успешно реализуется проект по ведению элективного курса для учеников старших классов «Школьникам о некоторых профессиях», на котором побывали представители практически всех организаций Парабельского района. Элективный курс ведет учитель истории и обществознания Тиханов Виталий Клавдиевич.

Основной отличительной особенностью школы является поставленная на высоком уровне военно-спортивная деятельность под руководством Комарова Ивана Ивановича и спортивно-массовая работа под руководством Харькив Михаила Богдановича, Швецова Андрея Леонидовича и Гербер Алексея Владимировича.

3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой Значимым проектом в жизни школы является многолетняя работа по краеведению, которую возглавляла Панченко Наталья Михайловна – проект «Галерея славы школы Образцова». Вместе с учениками школы она собрала и систематизировала огромный пласт исторически значимого для школы материала об учителях с первых лет существования школы – с 40-х годов прошлого века. Беседы детей с педагогами-ветеранами, сбор воспоминаний, фотографий, организация внеклассных мероприятий, оформление стендов для школы, памятных альбомов очень ценны для воспитания подрастающего поколения.

В Парабельской средней школе имени Н.А.Образцова началась активная работа над проектом «Прощение и память», посвященного сохранению исторической памяти о жертвах репрессий. Ученики 4-10 классов посещают тех, кто был репрессирован, в ком до сих пор жива боль от несправедливости и унижений, несмотря на прошедшие десятилетия. Школьники узнают много нового и неизвестного ранее из бесед с этими людьми.

В рамках гражданско-патриотического воспитания ежегодно проводятся акции «Доброе слово ветеранам», где ребята нашей школы поздравляют ветеранов с Днем Победы, помогают при необходимости по хозяйству.

Ежегодно в школе проходит научно-практическая конференция «Шаг в будущее», в ней принимают активное участие школьники с 1 по 11 классы. Лучшие проекты ребят успешно представляются и на областном уровне.

В 2015 году дети нашей школы по собственной инициативе приняли участие в благотворительной акции «Дети Образцова – детям Донбаса». Это было отмечено не только отделом образования Парабельского района, но и уполномоченным по правам ребенка по Томской области Л.Эфтимович.

3.7. Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе В школе существует детская организация ученического самоуправления «Звездопад», с помощью которой школьники реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

Так же ребята могут раскрыть свои творческие возможности и таланты, выразить свои впечатления о разных мероприятиях и событиях в школьном пресс-центре «Образцовая газета», который осуществляет свою деятельность под руководством педагога-организатора Перескоковой М.А.

Существуют следующие детские объединения, по которым осуществляется и дополнительное образование: «Стрельба», «Книжная страна», «Русская лапта», «Волейбол», «Декоративная обработка древесины», «Комнатное цветоводство», «Секреты здоровья», «Я и моя школа».

3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе) Всеми любимой стала ежегодная игра КВН между командами учащихся, педагогов и родителей. Детям очень приятно, что родители принимают активное участие в их школьной жизни, не только в плане учебы.

Есть дети, которые сочиняют стихи, песни и представляют их на различных мероприятиях не только школьного уровня.

4. Школа на земле
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Парабель – старинное сибирское село. Определённой даты возникновения села нет. По архивным документам фиксируются 1600 г. и 1650 г. Однако известно, что основано оно было крестьянами-переселенцами из Поморья. В отличие от других поселений, получавших свои названия по фамилиям первых его жителей, село Парабельское названо по реке, на которой оно стоит. Первые избы поставили православные на крутояре. Место для села на высоком берегу выбрали не случайно: какая ни была бы большая вода по весне, его не топит. Могучая тайга и болота долго ещё крепко подпирали село к обрыву и не давали ему расти.

Вскоре, после основания села, встал вопрос о строительстве церкви. В 1640 г. поселяне били челом государю, а в 1650 г была построена первая церковь. В 1807 г. тщанием прихожан была построена новая деревянная трёх престольная Спасская церковь, которую перестроили в 1904г.

В 1883 г. в с.Парабельском был учреждён ветеринарный пункт, а в 1888 г. – фельдшерский, который расположился в волостном правлении. Там же имелась небольшая аптека. В 20-е годы в одном из купеческих домов была организована амбулатория.

Парабель долго оставалась небольшим по численности селом. Бурный рост пришёлся на 30-е годы, когда в Нарымский край были высланы тысячи спецпереселенцев.

В строительстве начальной школы ( современная районная библиотека) инициатором был Д.Д.Донской (1926-1930гг.)

В 1946 г. здание Парабельской церкви разрушили, и на этом месте был построен Дом Советов (Райисполком; Администрация района).

В 50-х годах началось строительство новой парабельской поликлиники.

Зимой, парабельцев с «большой землёй» связывала «малая» авиация.

Шло время, Парабель росла, менялась, превращаясь из таёжного села с развитой лесной, рыбной и сельскохозяйственной промышленностью, в современный посёлок нефтяников и газовиков.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Парабельская школа им.Н.А.Образцова принимает ежегодное участие в митингах, шествиях приуроченных ко Дню Победы. Не забывают наши ребята и ветеранов Парабельского района и оказываю посильную помощь по «хозяйству».
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Администрация Парабельского района, РНУ «Парабель».
5. История и культура школы в деталях
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Павел Георгиевич и Любовь Павловна Кривец. Для них Парабельская средняя школа стала первым местом педагогической деятельности. И именно здесь они заслужили огромную любовь и уважение учеников, коллег и родителей.

Этих двух прекрасных учителей объединяло то, что в каждом ученике они видели личность, умели раскрыть таланты. Павел Георгиевич и Любовь Павловна Кривец в 1957 году приехали в Парабель молодыми специалистами: она – учитель начальных классов, он – преподаватель физкультуры. Малыши готовы были целыми днями не отходить от Любови Павловны, доверяли ей свои детские тайны. Она же отдавала им всю свою любовь, помогала в учёбе, давала добрые советы и поддерживала в трудную минуту.

Павел Георгиевич был строгим учителем и за это его уважали. Он растил спортсменов и в то же время уделял большое внимание общему физическому развитию школьников, укреплению их здоровья. Его уроки и тренировки для многих мальчишек и девчонок становились главным уроком в школе. Спортсмены, которых тренировал Павел Георгиевич, выступали на равных с городскими школьниками. Кубки, медали, грамоты они привозили с каждых соревнований. Во время работы летнего лагеря труда и отдыха он своими руками построил стадион с множеством спортивных снарядов. Каждый житель Парабели знал этих двух талантливых педагогов.

Дмитрий Валерьянович Скворцов. Его педагогический стаж составляет почти полвека. Это человек до глубины души влюблённый в свой предмет – царицу наук – математику. Высочайший профессионализм, углубленное изучение математики, готовность не только на уроках, но и в послеурочное, личное время постигать премудрости далеко непростой дисциплины – вот свойственные для Дмитрия Валерьяновича качественные характеристики. Такая самоотдача не может вызывать восхищения и уважения у коллег и учеников. Являясь соросовским учителем, Дмитрий Валерьянович никогда не ограничивал учебный материал рамками учебников. Всегда своим ученикам он давал дельные советы в области математической науки, и это не мудрено, ведь за его плечами – целая жизнь. Ко всему этот замечательный учитель обладает недюжинным трудолюбием, чувством юмора и всегда был и остаётся хорошим другом для детей. Все выпускники, его ученики, вспоминают Дмитрия Валерьяновича с благодарностью и уважением.

Тюменцева Лилия Михайловна в 1952 году после окончания Колпашевского педучилища начала свою педагогическую деятельность учителем начальных классов в школах Парабельского района. На протяжении 40 лет она отдавала свое золотое сердце детям. В те далекие годы наполняемость классов была очень высокой, до 40 учеников.

Работать было нелегко, болеть- некогда, каждого нужно было научить всему: не только читать, писать, считать, но и стать хорошим человеком, добрым, честным, любящим свою родину. Все эти задачи были по плечу Лилии Михайловне: она не просто любила детей ,а считала школу райским уголком, в котором гармонично жили и развивались ее ученики. А они, ее ученики, безумно любили свою учительницу, подражали ей во всем, хотели быть похожими на нее.

По всей России-матушке «разбрелись» ученики Лилии Михайловны, учат детей, лечат больных, помогают слабым. Лилия Михайловна поистине счастливый человек, которого не старят годы.

Ее оптимизму, юмору, энергии каждый может позавидовать. С человеком любого возраста найдет общий язык эта удивительная женщина: поможет, подскажет, посоветует. Вместе с мужем Лилия Михайловна воспитала и своих пятерых детей: трех сыновей и две дочери.

Ушла на заслуженный отдых Лилия Михайловна, а на смену ей пришли ее бывшие ученики (8 человек), которые после окончания педагогических учебных заведений вернулись домой, в Парабель. Помнят и любят они свою первую учительницу, дарят ей слова благодарности, признательности и любви.

Галина Николаевна Марфенко в 1968 году закончила Шпалозаводскую среднюю школу. После окончания института распределилась в Старицу, там и замуж вышла. С 1975 по 2005 год Галина Николаевна проработала в стенах Парабельской средней школы в разных должностях: организатором внеклассной и внешкольной работы, завучем, учителем русского языка и литературы и на протяжении всех лет работала классным руководителем. За 30 лет работы в школе у Галины Николаевны было 7 полных выпусков учащихся, которых она брала в 5 классе и выпускала во взрослую жизнь семнадцатилетними.

За распространение педагогического опыта, большую работу (сейчас называют инновационной) по активизации познавательной деятельности учащихся, развитии их талантов Галине Николаевне были присвоены звания «Учитель- методист», «Лучший учитель района».

Вспоминая свои «школьные годы чудесные» Галина Николаевна с особой теплотой говорит о своих первых учителях, которые вовремя встретились на её жизненном пути. Это первая учительница Нина Петровна Мельничук, литераторы Агния Яковлевна Войцехович и Нина Георгиевна Абакумова, биолог Галина Степановна Куракова, Диана Андреевна Бахилина и Галина Степановна Заварзина, Владимир Акимович и Инна Васильевна Бояриновы, Нина Иннокентьевна Грабовская, Валентина Афанасьевна Одегова, Николай Андреевич Образцов и многие другие.

Ушла из школы она на заслуженный отдых, но остались работать её ученики: Е. Ф. Райс, В. В. Гербер, Н. П. Притула, М. С. Михайличенко, М. А. Петрова, Е. Б. Мищенко, А. В. Гербер.

Голощапов Александр Павлович – учитель физики ПСОШ имени Н.А.Образцова. В 1961году закончил Томский государственный педагогический институт. Стаж работы-45 лет! Александр Павлович — удивительный физик! Так преподавать физику, как он, мало кому удавалось. Он занимался с детьми углубленным изучением предмета, готовя их к областным олимпиадам не только по физике, но и по информатике, где они занимали призовые места, а учитель — грамоты и благодарности за отличную подготовку. Огромную работу проводил Александр Павлович по оснащению кабинета физики необходимыми приборами, многие из которых конструировал своими руками. На протяжении многих лет руководил районным методическим объединением, передавая свой богатый опыт коллегам из других школ района.

В те годы был дан старт очередному конкурсу по выявлению талантливых учителей и распространению их опыта, который так и назывался « Учитель года». Александр Павлович стал победителем одного из них. Вот что говорили о своем любимом учителе его ученики: «Александр Павлович принципиален до мелочей, честен. Обладает большим запасом знаний как в фундаментальны, так и в новейших областях знаний. Знания дает легко и надолго. Имеет большой талант преподавания физики, химии и других аналитических наук. Любой, кто желает учиться, получит от него максимум знаний».

Кто из выпускников Парабельской средней школы не помнит уроков Галины Тимофеевны Дубровской, на которых узнавали все-все о себе и окружающем тебя мире, о жизни, о непростых взаимоотношениях людей. Галина Тимофеевна – не только кладезь биологической мудрости, она щедро делилась своими знаниями с учениками, почти каждый год ее ребята занимали призовые места в районных и областных олимпиадах, из знания были прочны, объемны, современны. Это – преподаватель, еще и исторический справочник, летописец, врач, садовод и просто очень хороший и душевный человек. За эту душевность, внимание, домашность и любят Галину Тимофеевну ее выпускники. Галина Тимофеевна по праву носит звание «Почётный гражданин Парабельского района».

Костарев Евгений Иванович проработал в школах района с небольшим перерывом свыше 30 лет. В основном он вёл уроки истории, но иногда — и психологии, логики, химии, географии, физики. Школа была в старом деревянном здании, которого сейчас уже нет, и работала в две смены. Среди учеников Евгения Ивановича есть представители практически всех профессий, и, конечно, педагогической: достаточно назвать известные всему району имена учителей Галины Тимофеевны Дубровской и Бориса Андреевича Щетинина. Евгений Иванович гордился своими учениками, которых было немало. Он был для них настоящим Учителем, способным отдать им все свои знания и опыт. Атмосфера всеобщей подозрительности, репрессий, царившая в стране, коснулась и школы. В начале 50-х годов Евгений Иванович был репрессирован по политическим мотивам, сидел какое-то время в лагерях Восточной Сибири, а когда освободился-вернулся в Парабель, где снова работал учителем, но уже в вечерней школе.

Петр Васильевич Вялов

Петр Васильевич много лет работал шофером, часто помогал жене-учительнице Людмиле Андреевне в оформлении кабинета. Понравилось ему возиться с учениками после уроков, полюбился и он ребятам, так и стал учителем труда. Учился на курсах, много занимался самостоятельно. За годы работы в школе многого добился. Свидетельства тому – Почетная грамота Министерства просвещения РСФСР, звание «Лучший учитель района 1983 – 1984 учебного года» и другие поощрения. Все учащиеся 10-х классов, как правило, успешно сдавали экзамены по автоделу и получали права шоферов-профессионалов. Предметный кружок «Умелые руки», которым руководил Петр Васильевич, являлся лучшим предметным кружком в школе.

Казанцева Римма Яковлевна

Свой педагогический путь Римма Яковлевна Казанцева начала в Парабельской средней школе в 1963 году в должности старшей пионерской вожатой. Спустя год, была переведена учителем английского языка, преподаванию которого она посвятила всю свою жизнь. Учитель от Бога. Скольких детей она научила читать, писать, говорить по-английски, научила любить иностранный язык. Добрая, но требовательная, внимательная, готовая помочь каждому ребенку, всю душу она отдавала детям. Обладая замечательными организаторскими способностями, Римма Яковлевна на протяжении нескольких лет исполняла обязанности организатора внеклассной и внешкольной работы. Интересно под ее руководством работал Клуб субботнего дня, комитет комсомола. Ученики с удовольствием участвовали во всех внеклассных и внешкольных мероприятиях, смотрах и конкурсах. Она умело организовывала и контролировала работу факультативов, кружков, спортивных секций. Строгая, принципиальная, ответственная, Римма Яковлевна Казанцева пользовалась заслуженным авторитетом как среди ученического коллектива, так и среди своих коллег. За отличные показатели в учебно-воспитательной работе и активное участие в общественной жизни Римме Яковлевне было присвоено звание «ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ РАЙОНА». В ее портфолио хранится множество Грамот и Благодарностей. В 1982 году Министерство просвещения РСФСР наградило ее Почетной грамотой за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся. В настоящее время Римма Яковлевна находится на заслуженном отдыхе, но продолжает помогать детям всей Парабели постигать премудрости иностранного языка. И по сей день, она остается настоящим педагогом, другом и наставником детей и своих коллег.

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Валентина Николаевна Райс— учитель начальных классов Парабельской СШ имени Н.А.Образцова.
Почти 40 лет отдавала она свое доброе материнское сердце детям, которые приходили к ней маленькими несмышленышами, а после 4- х лет кропотливого труда учителя становились настоящими учениками, умеющими жить и трудиться в коллективе, помогать друг другу, уважать своих родителей, любить школу. В настоящее время в Парабельской СШ имени Н.А.Образцова учителем русского языка и литературы работает дочь Валентины Николаевны, Елена Федоровна Райс.
Акимцева Людмила Ивановна –библиотекарь, художник-оформительВ 1968 году она закончила культпросвет школу в г.Томске по специальности «библиотекарь» и «художник-оформитель». Более 35 лет проработала Людмила Ивановна в Парабельской средней школе библиотекарем. Она сделала из обыкновенного классного кабинета не просто библиотеку, а уютный сказочный уголок.

Являясь глубоко творческим человеком, Людмила Ивановна создавала различные авторские сценарии утренников, праздников, придумывала викторины, диспуты, игры.

Талант режиссера раскрывался в ней при постановке авторских пьес, сказок, отрывков из классических произведений. На детских новогодних утренниках она надевала костюм Деда Мороза и от души веселилась сама и веселила детвору. К Людмиле Ивановне всегда тянулись дети, она вовлекала их в интересную творческую деятельность, Педагоги приходили за помощью в подборке необходимого материала к уроку или классному часу и она с удовольствием оказывала необходимую помощь. Любовь к книге была своеобразным культом для нее. Она постоянно устраивала выставки методической и художественной литературы, презентации вновь поступивших книг. И все это делала с душой и любовью. Людмила Ивановна принимала активное участие в различных выставках и конкурсах районного и Областного уровней и занимала на них призовые места. В портфолио Людмилы Ивановны хранится множество грамот, благодарностей «за многолетний добросовестный труд, неугасающий огонек добра, творчества, любви к детям и своей профессии». Министерство народного образования РСФСР наградило Людмилу Ивановну значком «Отличник народного просвещения РСФСР». На сегодняшний день в нашей школе преподавателем физкультуры работает сын Людмилы Ивановны, Алексей Владимирович Гербер, который выпускался из стен этой школы. Так же, являясь выпускницей школы им.Н.А.Образцова, учителем русского языка и литературы здесь работает супруга Алексея Владимировича, Валентина Владимировна Гербер. Их старшая дочь, Анна, окончила среднюю школу в 2014 году и обучается в ТГУ, а младшая – Варвара — учится в 3 классе этой же школы.

Охрименко Светлана Валентиновна- учитель английского языка

В 1969 году закончила Томский Государственный педагогический университет.

Стаж педагогической деятельности 40 лет. Из них 10 лет она отдала Парабельской восьмилетке, остальные 30-Парабельской СШ имени Н.А. Образцова. Светлана Валентиновна преподавала английский язык на очень высоком профессиональном уровне. Ее мастерству учились педагоги иностранного языка всех школ района: она давала открытые уроки, мастер-классы, делилась опытом на районных методических объединениях. Ее чистым английским произношением восхищались коллеги и ученики. Скольких детей она научила читать, писать, говорить по-английски, любить английский язык, интересоваться культурой англоязычных стран. Всегда серьезная, требовательная, обаятельная, она вызывала восхищение всех окружающих. Кроме того она была необыкновенно скромна и интеллигентна. В портфолио Светланы Валентиновны — Почетные грамоты районо и областного уровней, множество благодарностей. Министерство образования РСФСР наградило Светлану Валентиновну значком «Отличник народного Просвещения РСФСР». В настоящее время так же учителем английского языка в Парабельской СШ имени Н.А. Образцова, работает дочь Светланы Валентиновны, Волостнова Елена Владимировна.

Людмила Андреевна Вялова. В 1952 году закончила Парабельскую восьмилетнюю школу и поступила в Колпашевское педагогическое училище. В 1956 году закончила училище и была направлена работать учителем начальных классов в деревню Падога (ныне Прокоп) Парабельского района, где проработала 3 года. «Много было учителей, — вспоминают ее выпускники. — Все они хорошие, добрые, но в Людмиле Андреевне есть что-то такое, чего нет ни у кого другого. Она стала родной, многому нас научила, многое нам отдала. Сейчас, когда мы стали сами взрослыми, мы часто вспоминаем свою первую учительницу и говорим: спасибо Вам за все, что вы сделали для нас, наша Людмила Андреевна. Будьте всегда жизнерадостны ». Вялова Людмила Андреевна проработала учителем начальных классов 39 лет. Дочь Людмилы Андреевны,Надежда Петровна Анненкова, будучи учителем химии ПСШ имени Н.А. Образцова за свои педагогические заслуги отмечалась званиями и наградами: «Отличник народного образования» в 1988 году, «Соросовский учитель» в 1996, 1998, 2000 годах, грамотами областного и районного отделов образования. Более 20 лет отдано педагогом служению единственной и горячо любимой науке – химии. Свою увлеченность Надежда Петровна передавала и ученикам, которые преданно любили и учителя, и предмет. Ее педагогический опыт изучали и осваивали коллеги, посещая открытые уроки, являвшиеся творческой мастерской не только для учителей химии. В течении многих лет Надежда Петровна возглавляла районное методическое объединение учителей естественных предметов.

Мамонова Антонина Владимировна, учитель биологии, выпускница нашей школы 1973 года. Много лет Антонина Владимировна отдала своей профессии, как опытный педагог, мудрый наставник. С 2004 по 2009 год возглавляла школу им.Н.А.Образцова, а сегодня продолжает свою деятельность в должности учителя. Антонина Владимировна награждена. Грамотами МОиН и ДОО. Татьяна Сергеевна Михалевская – дочь Антонины Владимировны продолжив династию учителей, работает учителем истории в Парабельской гимназии.

Традиционной формой сотрудничества с семьей является совместная организация и проведение классных и общешкольных семейных праздников: Дни именинников, «Праздник мамы», «Праздник папы», общешкольные походы.

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Воспоминание о Волковой Полине Михайловне, учителе русского языка и литературы: «Я сама проработала всю жизнь учителем математики, сейчас на пенсии, вожусь с внуками. Но помню Вас, как будто это было вчера. Помню, что на Ваших уроках была идеальная дисциплина. Помню Вашу требовательность, никому не давали спуску, доставалось не только рядовому ученику, но и дочери Вашей. Какая Вы были МОЛОДЕЦ! Очень интересными были уроки литературы, мы ведь не очень-то любили читать, но Вас слушали, затаив дыхание. Большое Вам спасибо, Полина Михайловна, за все, что Вы для нас сделали! Благодаря Вам, многие Ваши ученики получили высшее образование. Дай Вам Бог здоровья!» Ваша ученица Сарап Людмила.

А.Л.Карлов, бывший ученик, ныне глава Парабельского района: «Есть такое слово “подвижник”. В нем сочетается два понятия: “движение” и “подвиг”. Они-то и выражают самую суть труда учителя, человека, который ведет сквозь годы детства, совершая каждодневный, незаметный подчас подвиг, отдавая свои знания, вкладывая в учеников частицу своего сердца и души. И это не высокопарные слова, а сама жизнь! Движение по этому пути не из легких! Учитель своими делами и своим словом преподает самую трудную на свете науку – быть людьми. Великое счастье встретить такого учителя, как Л.М.Тюменцева».

Николас С., бывший ученик: «Александр Павлович Голощапов принципиален до мелочей, честен. Обладает большим запасом знаний, как в фундаментальных, так и в новейших областях знаний. Знания дает легко и надолго. Имеет большой талант преподавания физики, химии и других аналитических наук. Любой, кто желает учиться, получит от него максимум знаний».

Г. Скирневская о Вяловой Людмиле Андреевне: «Помню ее своей ученицей 7 класса. Скромная и застенчивая, но старательная и трудолюбивая. Сидела обычно на первой парте. О Людмиле Андреевне ее ученики говорят с какой-то радостью, восхищением. «Я очень люблю свою учительницу. Люблю, как маму». А когда я спросила Сережу, не забыл ли он свою первую учительницу, то он удивился: «Что вы, разве можно ее забыть. Мы ее все любили».

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): Панченко Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы; Петрова Мария Ивановна, заместитель директора по ВР; Самсонова Ольга Николаевна, заместитель директора по УВР, Швецова Анна Николаевна, заместитель директора по УВР.