МБОУ СОШ с.Берёзовка Данковского района

Договор с НКО

 

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

 

 

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Берёзовка Данковского муниципального района Липецкой области
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Шерстобитова Наталья Григорьевна
1.3.        Почтовый адрес

 

399811, Липецкая область, Данковский район, село Берёзовка, улица Парковая дом 3/1
1.4.        Телефон

 

8(47465)41159
1.5.        Сайт

 

brz08.ucoz.ru
1.6.        Электронный адрес

 

berezowka07@rambler.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

Всего – 204

Начальное общее образование – 92

Основное общее образование – 96

Среднее общее образование — 16

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

Всего – 33

Высшее образование – 30

Среднее – специальное – 3

Высшая категория -2

Первая категория – 28

Соответствие занимаемой должности — 3

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

 Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:

I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года);

II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет);

 III ступень – среднее общее образование (нормативный срок освоения – 2 года).

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

 
2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1897г. на средства Юрия Степановича Нечаева – Мальцева / сына поэта декабриста С.Д.Нечаева
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

Село Берёзовка расположено в Данковском районе Липецкой области. В краеведческой литературе есть такое указание: в 1678 году тульский Предтечев монастырь выменял часть земли у помещика С. С. Скорнякова-Писарева и поселил на ней монастырских крестьян. Название села произошло по растущим в этих местах берёзах.
2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Акимкина Александра Владимировна (1946-1948)

Базаев Иван Васильевич (1948-1949)

Кирпичев Иван Григорьевич (1949-1951)

Зайцев Иван Яковлевич (1951…)

Пугачёв Михаил Петрович (1955 -1956)

Тутыхин Фёдор Фёдорович (1957-1967)

Кутищева Галина Михайловна (1967-1989)

Фролов Иван Иванович (1989-01.07.2011) – 1 апреля 1999г. открытие новой школы

Усов Павел Иванович (01.07. 2011-02.09. 2011)

Мокшина Наталья Александровна (3.09.2011-31.10.2011)

Шерстобитова Наталья Григорьевна (с 01.11.2011 по настоящее время)

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

Берёзовская школа построена в 1897 году на средства

         Юрия Степановича Нечаева-Мальцева      

    (сына поэта-декабриста  С. Д. Нечаева).

В мае 1870 года Нечаев встречался с известным русским педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским. Они обсудили вопросы постройки школы для крестьянских детей в селе Берёзовка* и деревни Полибино.

К. Д. Ушинский подготовил проект здания церковно-приходской школы в селе Берёзовка и прислал Ю. С. Нечаеву-Мальцеву. В последствие он был притворён в жизнь.

Церковь (храм Дмитрия Солунского), построенная на средства крупнейшего предпринимателя и мецената России Ю. С. Нечаева-Мальцева в 1897 году, возведена в память о погибших русских воинах на Куликовом поле. Этот уникальный памятник в русском стиле проектировался одним из видных архитекторов своего времени (вероятно, это Леонтий Бенуа, много строивший для Нечаева-Мальцева в эти годы). Есть сведения о том, что храм расписывал В. М. Васнецов, а мозаики исполнял знаменитый петербургский мастер Фролов. Однако живопись и мозаики не сохранились. В настоящее время этот архитектурный памятник начали восстанавливать.

За годы функционирования церковно-приходской, а затем просто школы здесь проработали многие талантливые педагоги, было выпущено немало замечательных и способных учеников.

В 1997 году в торжественной обстановке школа отметила свой 100 юбилей, на который пришло немало гостей. присутствовали представители администрации Данковского района, заведующая РОНО, а также известный данковский поэт Любавский, посвятивший школе следующие строки

Пусть школа ваша  источает свет,

Свет разума, людскую честь.

Передаём горячий вам привет

От краеведов школы номер шесть.

 

От школьников и всех учителей,

От граждан города Данкова.

Желаем вам отметить юбилей

Любимой школы и трудиться снова.

 

На благо жителей Берёзовки села,

На благо матери России,

Чтоб жизнь  у вас порядком шла,

и вы довольны ею были.

 

Пускай пройдут другие сотни лет,

И честь людей им будет всем порука,

Чтобы у школы рос авторитет,

А у детей любовь к наукам!

 

 

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

 Учитель- ветеран ВОВ нашей школы — Фёдор Фёдорович Тутыхин.
Тутыхин Фёдор Фёдорович родился 1 декабря 1922 года в с. Бигильдино Рязанской области. В школу пошёл в 8 лет и закончил её в 1938 году. Сразу поступил в Чаплыгинское педучилище, где проучился 3 года. В 1941 году 20 июня был выпускной вечер, 21 июня приехал домой, а 22 июня началась война. 8 июля 1941 года его призывают в армию и направляют на Дальний Восток. Из города Сараево Рязанской области шли пешком до г. Саранска Мордовской ССР, отдыхали месяц. Через месяц посадили в товарный вагон и довезли до г. Куйбышева- вновь остановка. Через неделю снова дорога до города Челябинска, а в конце пути с. Городеково и граница. Рыли землянки, валили лес для покрытия, применяли хвою для жилья. В 1942 году Фёдора Фёдоровича направляют в артиллерийское училище учиться. Проучившись там год, он возвращается в свою часть- так решил командир Кравцов. После прибытия в часть он был направлен в группу топографов, готовить материал для стрельбы. При подготовке планшетов отличился, за что был отмечен командующим дивизии. При подведении итогов стрельбы Фёдору Фёдоровичу было присвоено звание ефрейтора. Немного позже новое звание- лейтенанта. На западном фронте ему воевать не пришлось. Его определили в секретную часть при штабе бригады, где он и прослужил до 1947 года. Когда окончилась война с Германией, Япония, оккупировавшая северную часть Китая, уходить не собиралась. 9 августа советские войска пересекли границу, и началось изгнание японцев с китайской территории, о. Сахалина Курил. В течение 16 дней квантунская армия капитулировала, война закончилась. В 1947 году Фёдор Фёдорович демобилизовался из армии по болезни. Имеет награды. 2 года работал в г. Москве начальником ЖКО завода. Из-за болезни матери вернулся домой. Заочно окончил Московский педагогический институт. Работал помощником секретаря Горкома, в РОНО инспектором, учителем истории, учителем НВП, директором Берёзовской средней школы. 24 декабря 2004 года, в возрасте 82 лет, Тутыхин Фёдор Фёдорович умер.Заслуженные учителя

 

Первым  «Заслуженным учителем» нашей школы стала Дьякова Лидия Васильевна (учитель биологии). Вторым «Заслуженным учителем» стала Акимкина Александра Владимировна (учитель русского языка и литературы). Также звание «Заслуженный учитель» присвоены: Гудошниковой Анне Васильевне, Хвалиной Анне Ильиничне и Ивановой Марии Ивановне.

 

Гудошникова Анна Васильевна родилась 16 мая 1929 года в селе Берёзовка Данковского района Липецкой области в семье крестьян. В 1946 году окончила 10 классов Берёзовской средней школы. В 1947 году экстерном окончила Чаплыгинское педагогическое училище, а 1955 году—Рязанский государственный педагогический университет (факультет русского языка и литературы). В 1960 году была делегатом Всероссийского съезда учителей, память о котором сохранила до сегодняшнего дня. В школе проработала с октября 1947 года по сентябрь 1885 года, стараясь дать своим ученикам максимум знаний. За годы педагогической деятельности Анна Васильевна получила звание «Заслуженный учитель РСФСР», награждена значком «Отличник народного просвещения», орденами «Знак Почёта» и «Трудового Красного знамени». Светлые воспоминания о днях, проведённых в школе, согревают душу теперь уже пенсионерки. К сожалению, 29 января 2014 года Анна Васильевна ушла из жизни.

 

Хвалина Анна Ильинична родилась 2 октября 1941 года в селе Перехваль Данковского района Липецкой области. Родители — Илья Григорьевич и Анна Андреевна — работали в колхозе. В 1949 году Анна Ильинична пошла в первый класс Перехвальской школы, где закончила 8 классов и поступила в Лебедянское педагогическое училище на факультет начальных классов. По окончании которого была направлена на работу в одну из школ Данковского района, а в 1972 году была переведена в Берёзовскую школу учителем начальных классов. В 1981 году её назначают на должность завуча. Проработав 13 лет, в 1994 году вновь начала работать в начальных классах и заочно училась в Мичуринском педагогическом институте на факультете методики и педагогики. За годы работы в школе Анна Ильинична имела много поощрений как со стороны руководства школы, так и по линии РОНО. Награждена значком «Отличник народного просвещения». В 1995 году присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». В настоящее время Анна Ильинична находится на заслуженном отдыхе, помогая своим сыновьям воспитывать внуков.


Иванова Мария Ивановна родилась 11 декабря 1931 года в селе Рассказово Рассказовского района Тамбовской области, где прошли её детство и юность. После окончания средней школы она поступила в Тамбовский педагогический институт на математический факультет. Благодаря настойчивости и целеустремлённости сумела окончить институт, получив специальность учителя математики. В 1954 году Мария Ивановна была направлена в Данковский район Липецкой области в нашу школу, где проработала 42 года. В совершенстве владея педагогическим мастерством, она прививала ученикам любовь к своему предмету и добивалась хороших результатов. Несколько лет была завучем школы, умело руководила учебным процессом, передавая свой опыт и знания молодым специалистам и учащимся. За заслуги в области народного образования Марию Ивановну наградили значком «Отличник народного просвещения», присвоили звания «Учитель-методист» и «Заслуженный учитель школы РСФСР». К огромному сожалению, в настоящее время Марии Ивановны нет рядом с нами.

 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Выпускники прошлых лет с благодарностью школе:

 

Выпускник 1963 года  Зоткин Вячеслав Иванович

 

(первый учитель Гудошникова Анна Васильевна,

классный руководитель Дёмушкин Александр Андреевич)

 с наилучшими пожеланиями и воспоминаниями о школе:

 

/Zotkin.rar

 

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

 
3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Создание условий для развития, саморазвития, самореализации личности ученика — личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
3.2.            Ценности школьной жизни

 

    Современная ситуация требует новых подходов, принципов воспитания. Педагогический коллектив построил свою работу по следующим принципам:

Принцип социальной активности;

Принцип мотивированности;

Принцип проблемности;

Принцип индивидуализации;

Принцип социального творчества;

Принцип взаимодействия личности и коллектива;

Принцип развивающего воспитания;

Принцип целостности воспитательного процесса;

Принцип единства образовательной и воспитательной среды;

Принцип опоры на ведущую деятельность.

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Флаг— прямоугольное полотнище голубого цвета, в левом верхнем углу изображен герб организации.

Герб представляет собой круг в котором на фоне восходящего солнца изображен земной шар. На фоне земного шара сверху вниз изображено название организации «ШАР».

Гимном организации является песня «Я не знаю где встретиться…»

3.4.            Традиции и ритуалы

 

-Игра «Вперёд, мальчишки!»;

-участие в танцевальном марафоне;

-вечер встречи с выпускниками;

-предметные недели;

-неделя самоуправления , приуроченная к Дню учителя;

-конкурс новогодних букетов;

-ежемесячные выпуски школьной стенгазеты;

-еженедельные выпуски дежурным классом «Молнии»

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Образовательный процесс  проходит через все виды и формы  деятельности школы. Особое внимание в реализации воспитательных и образовательных  задач  уделяется учебному процессу, который несёт большой воспитательный заряд (конференции, олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, деловые игры).

Другая подсистема– внеклассная и внеурочная деятельность учащихся совместно  с педагогами (классные часы, различные конкурсы, внеурочные мероприятия, спортивные соревнования, вечера и т.д.)

Следующая подсистема — дополнительное образование в школе.

Четвёртая  подсистема – семья, социум. От качества взаимодействия всех прямых и косвенных участников воспитательного процесса зависит его успешность.  Таким образом, создается и развивается единая образовательно-воспитательная система, где естественным продолжением учебного процесса является внеклассная и внеурочная  деятельность.

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой -Рейд «Неделя молодёжного служения»;

-акция «Ветеран живет рядом»;

-помощь ветеранам-учителям;

-проект «Мы-будущее России»

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

В школе действуют 2 детских организации:

-«Цветочный город» (1-4 классы, Программа «4+3»)

-«Шар» (школьная ассоциация романтиков, программа гармоничного развития личности «Мы- будущее России» 5-11 классы)

Каждая организация  имеет свою символику, девиз, песню, структуру управления.

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе) Гимн организации «Шар» является песня «Я не знаю где встретиться…»

Я не знаю, где встретиться

Нам придется с тобой.

Глобус крутится, вертится,

Словно шар голубой.

И мелькают города и страны,

Параллели и меридианы,

Но нигде таких пунктиров нету,

По которым нам бродить по свету.

 

Есть одна неизвестная

Широта из широт.

Там дорога чудесная

Непременно сведет.

И пускай мы сто верст проплыли,

И меж нами километры были,

Но за тысячами верст разлуки

Песни друга ты услышишь звуки.

 

Я не знаю, где встретиться

Нам придется с тобой.

Глобус крутится, вертится,

Словно шар голубой.

Потому что мы народ горячий,

Потому что нам нельзя иначе,

Потому что нам нельзя без песен,

Потому что мир без песен тесен.

4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа  
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества  
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня  
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Берёзовская школа построена в 1897 году на средства

         Юрия Степановича Нечаева-Мальцева      

    (сына поэта-декабриста  С. Д. Нечаева).

В мае 1870 года Нечаев встречался с известным русским педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским. Они обсудили вопросы постройки школы для крестьянских детей в селе Берёзовка* и деревни Полибино.

К. Д. Ушинский подготовил проект здания церковно-приходской школы в селе Берёзовка и прислал Ю. С. Нечаеву-Мальцеву. В последствие он был притворён в жизнь.

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Династии учителей:

Материал любезно предоставлен Котовой Галиной Владимировной (октябрь 2013 года):

 

 1. Акимкина Александра Владимировна, являющаяся бабушкой Котовой Г. В., уроженка с. Берёзовка много лет отдала педагогической работе. В период с 1932 – 1934 годы работала учителем в Берёзовской школе. Затем в 1934- 1935 годы направлена учителем в соседнее село Ивановка. С 1936 года работала  учителем русского языка и литературы в Берёзовской школе, а в период с 1946 года по 15 августа 1948 года директором Берёзовской школы. В 1942 — 1944 годах работала зав. РОНО Березовского района Рязанской области (ныне Липецкой области). Присвоено звание «Заслуженный учитель РФ». В 1960 году вышла на пенсию.

 

2. Акимкина Лидия Михайловна, являющаяся мамой Котовой Г. В., окончила школу с золотой медалью (1942-1943 учебный год).

 

3. Акимкина (Орлова по мужу) Евгения Михайловна, являющаяся тётей Котовой Г. В., с 1947 по 1951 годы работала старшей пионервожатой в Берёзовской школе, а после окончания института с 1951 по 1960 годы работала преподавателем истории. Её супруг, Орлов Анатолий Александрович, с 1946 по 1956 годы был преподавателем физики и инспектором обл. РОНО.

 

4. Акимкина Мария Ивановна, являющаяся Котовой Г. В. двоюродной бабушкой, с 1937 по 1964 годы работала учителем начальных классов в Берёзовской школе.

 

5. Камакин Владимир Андреевич (отец Котовой Галины Владимировны).  После ранения на фронте был направлен в Берёзовскую школу учителем военной подготовки. Работал до поступления в юридический институт приблизительно с 1944 по 1946 годы.

 

6. Фотоматериал династии Акимкиных:

/Akimkin_dinast.rar

 

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)  

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): __Шерстобитовой Натальей Григорьевной_