МБОУ Творишинская СОШ Гордеевский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

 

 

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Творишинская  средняя общеобразовательная школа
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Шкуратова Антонина Ивановна
1.3.        Почтовый адрес

 

243675, Брянская область, Гордеевский район, с. Творишино, ул. Школьная, д.1
1.4.        Телефон

 

8(48340)24474
1.5.        Сайт

 

http://grd-tvr.sch.b-edu.ru
1.6.        Электронный адрес

 

Tvorish-skola@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

Количество учащихся — 136

1-4 классы: — 4 класса – 59 учащихся

5-9 классы: — 5 классов —  62 учащихся

10-11 классы: — 2 класса – 15 учащихся

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

 Количество педагогов —  23 человека

Образование:

Высшее: 17 человек

Среднее специальное – 6 человек

 

Педагогическая категория:

Высшая —  4 человека

Первая – 15 человек

Без категории – 4 человека

 

 

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Форма обучения — очная

Язык обучения — русский

Изучаемый иностранный язык — английский/немецкий язык.

Режим работы:

понедельник — пятница

9:00 — 15:40 — уроки по расписанию, внеурочная деятельность

Школа реализует следующие основные общеобразовательные программы:

— образовательные программы начального общего образования;

— образовательные программы основного общего образования;

—  образовательные программы среднего общего образования.

Созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ.

Внеурочная деятельность в Учреждении строится в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и организуется на основании программы по внеурочной деятельности и плана внеурочной деятельности.

 

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Школа располагается в двухэтажном здании и занимает площадь 2791,1 кв.м.

Для организации учебного процесса муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Творишинская  средняя общеобразовательная школа владеет на праве оперативного управления  зданием по адресу: 243675, Брянская область, Гордеевский район, с. Творишино, ул. Школьная, 1. Общая площадь учебных помещений составляет 1105,2 кв.м. В Творишинской средней общеобразовательной школе созданы необходимые условия для осуществления образовательной деятельности: оборудование помещений и материально – техническое оснащение образовательного процесса соответствует лицензионным нормативам и показателям, удовлетворяет требованиям, предъявляемым для реализации ФГОС.

Школа располагает:

— 4 административными кабинета;

— 18 учебными кабинетами;

— 1 компьютерным классом;

— 1 мастерской;

— 1 столовой;

— 1 спортивным залом (с раздевалками, душевыми, санузлами);

— 1 актовым залом;

— 1 библиотекой;

— 1 музейной комнатой.

Учебные кабинеты, мастерская, компьютерные классы оснащены учебниками и учебными пособиями, наглядными и дидактическими

средствами обучения, лабораторным оборудованием, ТСО.

В школе проводится работа по совершенствованию учебно – воспитательного процесса, внедрению новых педагогических и информационных технологий, развитию материальной базы, улучшению социальных условий.

Постоянно происходит модернизация учебно — материальной базы школы:

— ежегодно

— производится ремонт учебных классов и помещений школы;

— закупается компьютерная, мультимедийная, интерактивная и оргтехника;

— обновляется книжный фонд школьной библиотеки;

— оснащаются всем необходимым оборудованием учебные лаборатории, в том числе спортивный зал, мастерская.

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

 1896 год

 

2.2.            Обстоятельства создания школы

 

Первое упоминание об образовании школы в селе Творишино связано с именем Сурина (клинцовского промышленника), который построил спиртзавод в 1896 годупоявилась кирпичная школа

 

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

 1934 — 1936 год  — Киселев Афанасий Андреевич,

1936 —  1938 год – Панковский Тимофей Емельянович

1938 — 1940 год – Славникова Анастасия Яковлевна

1941 — 1948 год — Телеш Демьян Иванович.

1948 — 1970 год —  Капитанов Алексей Титович.

1970-1980год  — Чуйко Иван Никитич

1980 — 1990 год —  Подстреха Анатолий Адамович.

1990 — 1995 год — Мазуревский Александр Николаевич

1995 — 2015гг.   —    Копцева Надежда Леонидовна

с 2015 по 2016 — Литвин Наталья Михайловна.

2016 г. (август – октябрь) — Ковалева Светлана Николаевна

в  настоящее время – Шкуратова Антонина Ивановна

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1896 год  кирпичная школа

В 1932 году  открыта 7-летняя школа.

В январе  1986 года занятия уже начали проводиться в современном здании школы в одну смену

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

  Тендентникова Тамара Федоровна

Родилась в 1936 году в с. Гордеевка. В 1954 году окончила Гордеевскую среднюю школу. В 1967 году окончила Новозыбковский госпединститут по специальности русский язык и литература. Работала старшей пионервожатой в Смяльчской восьмилетней школе, учителем русского языка и литературы в Роговецкой восьмилетней школе, а с 1963  по 1998 гг. – в Творишинской средней школе учителем русского языка и литературы. В течение пяти лет работала в должности заместителя директора по воспитательной работе, а потом пять лет  — заместителем директора по учебной работе.

Отличник народного просвещения, Ветеран труда.

Школа Надежда Игнатьевна

Родилась в 1940 году в с. Гордеевка. В 1957 году окончила Гордеевскую среднюю школу. В 1959 году окончила Брянский кооперативный техникум. В 1962 году, после окончания Трубчевского педучилища, была назначена учителем начальных классов в Творишинскую среднюю школу. С 1969 года по 1998 год, после окончания Новозыбковского пединститута, работала учителем математики и физики в Творишинской средней школе.

Отличник народного просвещения, Ветеран труда.

 

Никитенко Светлана Васильевна

Родилась в 1953 году в с. Творишино. В 1971 году окончила Творишинскую среднюю школу. В 1973 году стала студенткой первого курса факультета русского языка и литературы. В 1977 году его окончила. С 1980 года по 2010 год работала учителем русского языка и литературы в Творишинской средней школе.

Много лет руководила районным методическим объединением учителей русского языка и литературы, являлась членом районной аттестационной комиссии по проверке экзаменационных работ.

Отличник народного образования, Ветеран труда.

В 2010 году ушла на заслуженный отдых.

Цыгановский Михаил Васильевич

Родился в 1954 в с. Творишино. В 1971 году окончил Творишинскую среднюю школу. С 1974 по 1976 гг. проходил службу в рядах Советской Армии. В 1976 году окончил Новозыбковский сельскохозяйственный техникум по специальности «Техник-механик». С сентября 1976 года по август 1978 год работал мастером производственного обучения в родной школе. В августе 1978 года переведен учителем в Гордеевский УПК, где проработал до августа 1981 года, а затем снова был переведен в Творишинскую среднюю школу. В 1988 году окончил Брянский педагогический институт по специальности «Общетехнические дисциплины и труд». Работал учителем ОБЖ и технологии в Творишинской средней школе.

Награжден грамотой Министерства Просвещения РФ.

Ветеран труда. На заслуженный отдых ушел в 2010 году.

Мельникова Екатерина Трофимовна

Родилась в 1954 году в с. Гудовка Суражского района.

В 1969 году окончила Гудовскую среднюю школу. В этом же году поступила в Суражское педагогическое училище. После его окончания работала учителем начальных классов в Гудовской средней школе. А с 1984г.  по 2010 г.– учитель начальных классов в Творишинской средней школе.

Награждалась грамотами школы, района, области и Министерства Просвещения РФ, Ветеран труда.

В 2010 году ушла на заслуженный отдых.

 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Шевцов Георгий Егорович

бывший выпускник, Депутат Государственной Думы Федерального собрания  4, 5 созывов.

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Творишинская средняя общеобразовательная школа живет активной жизнью.

Школа поддерживает тесную связь со многими организациями и учреждениями.

— Администрация Гордеевского района

—  Администрация Творишинского сельского поселения

— ГБУЗ Гордеевская ЦРБ

—  Районный краеведческий музей

— Центр занятости населения Гордеевского района

—  Районная газета «Ударник»

—  Центр социального обслуживания населения

—  МАУК «Гордеевский межпоселенческий культурно-досуговый центр»

—  Районная библиотека

—  ФОК «Звездный»

—  ГИБДД, ОВД, МЧС

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

усиление роли школы в становлении самостоятельной духовно — крепкой и нравственно — ориентированной личности выпускника;

— личностно — ориентированное обучение;

— проективное образование (образование должно пониматься как ядро карьеры в течение всей жизни);

— компетентностный подход;

— гуманитаризация и гуманизация образования;

— формирование универсальных учебных действий;

— технологизация учебного процесса;

— компьютеризация обучения.

 

3.2.            Ценности школьной жизни

 

— осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования;

— доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей, гостей и помощников школы;

— стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса;

— стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;

— атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учащихся и учителей;

— безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;

— стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника школы.

 

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Девиз «Дари огонь, как Прометей, и для людей ты не жалей добра, любви своей»
3.4.            Традиции и ритуалы

 

 

1. Гражданско-патриотическое воспитание

 

— День народного единства;

— День Конституции;

— День защитника Отечества;

—  День Победы;

—  Акция «Никто не забыт — ничто не забыто»;

— Акция «Мы помним — мы гордимся»;

—  Акция «Как живешь ветеран?»;

—  Акция «Георгиевская ленточка»;

— Акция «Обелиск»;

-Акция «Письмо солдату».

 

2. Нравственное и духовное воспитание

 

— День пожилого человека.

— День учителя;

—  Международный женский день;

—  День защиты детей.

 

3. Воспитание положительного отношения к труду и к творчеству

 

—  День профориентации;

— Акция «Чистота и порядок – дело рук наших»;

—  Акция «Забота».

 

 

4.Интелектуальное воспитание

 

— Интеллектуальный конкурс «Самый умный».

 

5.Здоровьесберегающее воспитание

—  День здоровья;

—  Всемирный день отказа от табакокурения;

— Всемирный день борьбы с туберкулезом;

—  Всемирный день памяти жертв СПИДа.

 

 

 

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

 
3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Всероссийская акция «День неизвестного солдата»;

—  Всероссийская акция «День Героев Отечества»;

—  Районная патриотическая акция «Как живешь, ветеран?»;

— Акция «Обелиск»;

—  Акция «Георгиевская ленточка»,

—  «Бессмертный полк»;

— «Спорт как альтернатива пагубным привычкам»;

—  «Коррупция глазами детей»;

—  «Час кода в России»;

—  «Внимание – дети»;

— Программа патриотического воспитания;

— Программа ЗОЖ

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Детская  общественная организация «Прометей»
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

 
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа      От Жовнецы, выше по течению реки Ипуть, с правой стороны поймы, основано село Творишино. Исторические источники утверждают, что освоение земель здесь началось в первой половине семнадцатого века. Оно основано со смутным временем самозванца Лжедмитрия 2, когда прошумела крестьянская война, под предводительством Ивана Болотникова, когда Новгород — северские, Черниговские и Смоленские земли подпали под власть июльских завоевателей, тогда же началось царствование династии Романовых.

Творишино было одним из старейших заипутьских сел в Стародубье. На чём основано это утверждение? Дело в том, что при захвате земель нашего края Польшей в 1618 году Россия вынуждена была уступить черниговские и другие земли Польше. Жители Творишино платили медовую дань польскому шляхтичу Чижу. А ещё «до того деды и отцы их отвозили дань» малороссийским властям.

Творишино было относительно зажиточным селом. В селе работала артель по изготовлению деревянных шин (ашин) для колес, на которые ставили кареты. Отсюда и пошло название села («творишь» — делаешь шину) — Творишино.

Поляк Чиж известен как владелец Буды по выработке пошота, необходимого для изготовления стекла. Впоследствии на месте, где была прежде Буда, Гордей Ношкевич основал село Гордеевку.

После изгнания поляков творишинцы отдавали свою дань Стародубским полковникам. В те времена в Творишине было всего два казацких двора и десять крестьянских. Творишинские казаки и четыре двора Панькович относились к Лопатенскому куреню, Новоместской сотни.

В 1736 году Творишино и Поконь с их землями были переданы Степану Шираю. Кто такие Шираи?

Это дворяне иностранного происхождения. Потомки их, выходцы из Польши, служили Российскому престолу и владели имениями.

Степан Ширай был сыном полковника Стародубского войска, богатого мещанина,  и женат на дочери полковника Миклашевского.

 

По ревизской описи 1781 года в Творишине было 46 крестьянских дворов и 49 бездворных хат. Все крестьяне были крепостными и принадлежали Михаилу Шираю.

В Паньковичах 26 крестьянскими дворами и 29 хатами владели вдова Даниила Ширая и дочери Ивана Ширая.

Это далеко не все владения Шираев. Известно, что один из потомков в конце девятнадцатого века в Стародубском уезде имел 4022 десятины земли. По данным 1882 года в Творишино была такая картина: грамотных мужчин 43 и женщин — 4.

Земли в среднем на двор приходилось 8,6 десятины. Два двора были безземельными, а рабочего скота не имели 12 процентов хозяйств, без всякого скота — 3,8 % крестьян.

Наряду с охотой на диких зверей, местные жители занимались и земледелием, посменно осваивая глухие места. И когда появилось достаточно много пригодных мест для земледелия, они переселились к ним поближе, чтобы не тратить силы и время на дорогу к ним.

Сказалось очевидно и то, что своенравная Ипуть стала во время половодий постоянно подмывать село.

Постепенно население росло. Сюда пришли жители из соседских мест Белоруссии, бежали крепостные из России. Было немало Стародубских казаков, которые основали свой посёлок на востоке Творишина. Долгое время наше село было близким к границе. В то время пограничные стычки были обычным делом. Россия в лице Ивана 3 и его сына и внука вела борьбу за захват земель с Великим Княжеством Литовским,  в чьём владении был наш край. Понятно, что наших предков могли убить в любой момент. Хватало тогда в глухих местах всяких банд.

В 17 веке по нашим местам прокатилось восстание Ивана Болотникова. Многие жители округи участвовали в нём. Крестьянские бунты были здесь нередки, хотя они и не отличались массовостью, случались и междусобицы.

Основной прирост населения в Творишино произошёл в конце 19 — го века. Появилось много зажиточных крестьян и казаков. Значительно оживили местную промышленность Клинцовские помещики Сурин и Сапожков, крупный фабрикант.

В 1896 году Сурин построил спиртовой завод (сейчас завод не работает), также появилась кирпичная школа Сурина, в которой обучались местные дети. На месте старой  деревянной школы раньше была деревянная церковь, это место до недавнего времени все ещё называли «цвинтер» — по украински центр, так как церковь на Руси считалась центром села.

По Всероссийской переписи 1897 года в Творишине было 248 дворов и 1616 жителей, работала земская школа.

В селе был винокуренный завод № 84, принадлежавший дворянину П.И. Сурину. Годовая производительность его составляла 12 205 рублей. На нём работало 8 человек, имелся 12 — сильный паровой двигатель.

Сурины дворянство приобрели из гражданских чинов, пожалованных орденом. Иван Иванович Сурин службу начал учителем Суражского уездного училища в 1853 году. Спустя 20 лет, продолжил службу по судебным делам в уезде. Был мировым судьёй. В 1889 году он был награждён орденом Святого Владимира 4 степени, а в 1891 году произведён в статские советники.

В страдную пору 1905 года, естественно не от добра, крестьяне села Творишино «самоправно» скосили и убрали сенокос, свезли гречневые и овсяные копны с земельных участков Сурина и клинцовского фабриканта Сапожкова. Суражский исправник арестовал «главарей» и при 6 казаках и полицейских стражниках отправил их в суражскую тюрьму. Однако на окраине улицы толпа крестьян с кольями, вилами и топорами остановила конвой, освободила арестованных. А вскоре после этого в Творишино приехали вицегубернатор и жандармский полковник Рудов с вооружённым отрядом. После суровой расправы было арестовано и отправлено в тюрьму 22 человека. Крестьянское движение в Суражском уезде продолжалось. В конце 1905 года было разгромлено 35 помещичьих имений. В связи с этим сюда вновь прибыла карательная экспедиция во главе с Рудовым.

В середине января 1906 года Рудов появился в «разбойничьем» гнезде — селе Творишино.

В начале 20 века помещик Сапожков пустил по реке Ипуть пассажирский пароход. Гавани и стоянки и поныне местами хорошо сохранились. Круизы по реке устраивались для богатых гостей помещика.

В первой революции 1905 года приняли участие и творишинцы. Для подавления бунта в наши края прибыл генерал Дубасов, который «огнём и мечом» навел порядок. Несколько человек упекли на каторгу. Других, после воспитания розгами, отпустили или забрали в солдаты. Во время революции 1917-го года наши земляки принимали участие во многих событиях тех дней. Немало их полегло в боях, остальные вернулись и строили новую власть.

Творишино к тому времени стало крупнейшим в округе селом. Многие люди из-за тесноты селились на выселках. Тогда же возле села Творишино возникли многочисленные хутора и посёлки. Стали самостоятельными единицами Крещенский, Чемерна, Буросовка, Ипуть, некоторые затем прекратили своё существование.

В период Великой Отечественной войны творишинцы встали на защиту Родины. Большинство из них награждены орденами и медалями.

В послевоенные годы наиболее значимыми событиями и датами для села стали многие достижения в развитии производства и социальной сферы.

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества МБОУ Творишинская СОШ  принимает активное участие в благоустройстве села, акциях, смотрах, концертах:

— Участие в праздновании 9 Мая;

—  Акция «Обелиск»;

— Всероссийская акция «Лес Победы»;

— Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России»

 

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Администрация муниципальное образование Гордеевский район
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)    ВОСПОМИНАНИЯ О ШКОЛЕ ТЕНДЕНТНИКОВОЙ Т.Ф.

Мои воспоминания о работе в Творишинской средней школе (1963-1998гг)

Я, Тендентникова Тамара Федоровна, (по паспорту), по диплому о высшем образовании  Новозыбковского государственного педагогического института – Перевозник Т.Ф.

Под этой фамилией я долгое время работала в Творишинской средней школе (до выхода на пенсию)

В Творишинскую среднюю школу меня направил Гордеевский РОНО на замещение декретных отпусков учителей данной школы Неменок М.Н. и Хмельницкой Т.В., которые работали учителями-словестниками.

13 ноября 1963 года я (после декретного отпуска), ( работала ранее в Роговецкой 7-летней школе учителем русского языка и литературы) приехала в Творишинскую среднюю школу, где администрация школы дала мне полную ставку учителя русского языка и литературы в среднем звене. Я жила с семьей (муж, двое дочерей) в Гордеевке у матери Толстовой А.В., бывшей партизанки в годы ВОВ. Из Гордеевки я ходила на работу в основном  пешком, т.к. не было дороги и транспорта. В данной школе я работала до 1998 года, т.е 35 лет, в том числе 7 лет после выхода на пенсию по возрасту.

В Творишинской средней школе я набиралась опыта работы, знаний и умений работать не только с учащимися, но и с коллегами, т.к стаж работы до этого у меня был только 6 лет. Уходя на заслуженный отдых, стаж моей работы исчислялся десятками лет – 43 года. За время работы в данной школе мои заслуги оценили как в районе, так и в области и даже в Министерстве просвещения: это многие почетные грамоты от администрации школы, районной и областной организаций, Министерства просвещения. Я награждена значком «Отличник народного просвещения», медалью «Ветеран труда». Я благодарна бывшим директорам школы: Капитанову А.Т., Чуйко И.П., Подстреха А.А., завучу школы Дегтяреву И.Н. и всем коллегам, кто мне помогал в работе.

А сейчас мне хочется рассказать подробнее, что представляла тогда собой школа и ее коллектив, в те далекие 60-80-е годы прошлого столетия.

Школа состояла из 2-х деревянных и одного каменного здания, значительно удаленного от двух основных, куда надо было учителям предметникам за перемену добежать к началу урока. Классные комнаты были тесными, т.к. вместимость учащихся была до 30 человек. А всего в школе обучалось свыше 500 человек, в две смены. Печное отопление,  иногда утром попахивало угарным  газом. Технички старались закрыть пораньше грубочки, чтобы было теплее (зимнее время). Один класс был оборудован под кабинет физики, потом появился кабинет математики, Ленинская комната, где проходили внеклассные мероприятия, экспонаты и выставка материалов о В.И.Ленине, горн, барабан. Это было для всех «святое» место, и уч0ся бережно ко всему относились, считая за честь заниматься в этой комнате.

Директором школы, в то время как я пришла сюда, был Алексей Титович Капитанов. Завучем работал бессменно  всеми уважаемый умный, талантливый, интеллигентный педагог-математик Дегтярев Иван Никифорович. Он занимался образованием и воспитанием не только учащихся, но и педагогов. Его рабочий день начинался с 8 утра и до позднего вечера (занятия велись в две смены) При школе еще работала вечерняя, а потом заочная школа.

Большое количество учащихся обучало около 30 педагогов разных возрастов, в том числе и предпенсионного возраста. Директор школы Капитанов А.Т. был одним из них. Медлительный, коренастого телосложения, со слабым зрением до школы добирался пешком из д.Михайловка, где постоянно проживал (3км). Дорога плохая, едва по-стариковски приходил в свой небольшой кабинет. По выходу на пенсию А.Т. Капитанова сменил более энергичный, средних лет учитель-историк Чуйко Иван Никитич, который работал завучем производственного обучения.     Из всех троих администраторов того периода у меня сложились самые теплые воспоминания о завуче Дегтяреве Иване Никифоровиче. Он был не только умным, талантливым математиком, отличным организатором учебно-воспитательного процесса в школе, но и добрейшим, душевным человеком, каких в то время было немного. Он сыграл большую роль в моей педагогической деятельности.

Из декретных отпусков вышли учителя Неменок М.Н., Хмельницкая Т.В. Спасибо им, они поделились со мной часами со своей нагрузки (выделили мне по классу русского языка и литературы), а завуч  Дегтярев И.Н.,  видя во мне задатки педагога-организатора, предложил добавить до полной нагрузки часы пения и биологии. Помощь мне с его стороны была во всем. Он помогал в работе не только мне, но и всем, кому нужна была помощь, поддержка, совет. Он никогда ни на кого не повысил голос.

Посещая уроки учителей, он при анализе их умело и тактично давал советы, ставя в угол зрения сначала положительные моменты. С преподавателями русского языка и литературы (нас было пятеро) у меня сложились хорошие взаимоотношения и воспоминания о них, а с некоторыми и дружественные.

Прекрасный, деловой педагог, с небольшим юмором Неменок М.Н. Несколько скрытая, деловая Т.В.Хмельницкая.  Знающая  себе цену Чуйко М.М., открытая, разговорчивая Е.Г.Белаш. Две первых были моими односельчанами.

С такими педагогами-коллегами, как Школа Надежда Игнатьевна, математик высшей категории. Алексеенко Леонид Иосифович, физик-душа коллектива и учащихся,  Татьяной Васильевной Хмельницкой приходилось  отсчитывать версты в оба конца Гордеевка-Творишино, т.к мы жили все в Гордеевке, а транспорт ходил редко(не было дороги), приходилось большей частью шагать пешком. Иногда в зимнее время ездили на лыжах (расстояние 6 км.)

Так как занятия велись в две смены, педагогические советы и прочие совещания проводились вечером после 19 часов. Порой они затягивались надолго. Домой приходилось возвращаться  с боем курантов. Почему мы не жили в Творишино? Не было жилья для семьи. Одинокому педагогу можно было снять квартиру, а для семейной такой возможности не представлялось. Иногда приходилось ночевать у своих коллег, таких, как Неменок М.Н., Мелешенко А.И. и Капмтанов В.М.  Они всегда предоставляли нам ночлег в их домах. Я очень им благодарна и с нежностью вспоминаю те времена. Кстати, первой, кого я встретила у входа школы в то далекое время, была учительница иностранного языка Мелешенко Антонина Ильинична, добрейшей души человек. Все годы работы в школе, ее внимательное и заботливое отношение ко мне и моей семье я чувствовала всегда. Мы с ней дружили до последних дней ее жизни. Жили рядом, работали рядом, переживали горести, делили радости сообща. Это была настоящая подруга. Двери ее дома постоянно были открыты для всех. Ее муж, учитель истории, Капитанов Василий Матвеевич, любезно встречал всех, кто приходил в их дом. Он делился всем, чем мог. Добрый, отзывчивый, Василий Матвеевич всегда находился в центре внимания односельчан.

Мне приходилось вести уроки пения, биологии, с хоровым и драматическим кружками ездить в район на смотры, хотя музыканта не было в школе, а сельский самоучка, работник ДК с гармошкой аккомпанировал нам по просьбе.

Преподавая уроки биологии, водила учащихся на экскурсии в природу, делали гербарии, в осенне-зимнее время выращивали в ящиках на окнах зерновые и бобовые. Надо сказать, справлялась с этим предметом не хуже специалистов. Инспектора РОНО, посещая уроки биологии и пения, оставались довольны их преподаванием. В школе не было ни актового зала, ни спортзала, но внеклассные мероприятия проводились постоянно, в зимнее время – в коридорах школы. Работали секции, кружки (в кабинетах). Уроки физкультуры вел бывший офицер запаса Чуйко Василий Ефимович, военную подготовку – военрук Петр Ефимович Немцев, тоже бывший офицер. Они не жалели сил и энергии, растили неплохие кадры для военной службы. Василий Ефимович Чуйко в летнее время с учащимися ходил в походы по местам партизанских отрядов, возили с Петром Ефимовичем на военные сборы в Клинцы.  А когда пришло время уходить им на пенсию, пришли молодые физруки: Тендентников Иван Николаевич и Шмаргун Нина Николаевна. Они продолжили дело бывших преподавателей  Чуйко В.Е. и Немцева П.Е. Одно время при школе был военизированный лагерь отдыха (в зимнее время на зимних каникулах). Вот эти преподаватели занимались с детьми:  изучали военное дело, готовили учащихся к игре «Зарница», совершали походы на лыжах, участвовали в районных зимних соревнованиях на лыжах. И не только с учащимися, но и с педагогами.

В 1970 году они предложили мне возглавить воспитательную работу  в школе, став зам. директора школы (организатор внеклассной, внешкольной работы). Я сначала отказывалась, боялась браться за это дело (ни курсов, ни семинаров не проходила), но они меня уговорили, обещали свою помощь и поддержку. Самой приходилось заниматься самообразованием, к счастью в школе выписывали журнал «Воспитание школьников», «Вожатый», «Пионер» и др. Первым, кто пришел мне на помощь, был завуч И.Н.Дегтярев (царство ему небесное). Он стал моим наставником, моим учителем-консультантом. Мне ведь тогда не было и 35 лет(33). Это был добрейшей души человек. Первым крупным общерайонного масштаба мероприятием был «Огонек» «Хвала рукам, что пахнут хлебом». Это мероприятие проводилось на базе Творишинской средней школы для организаторов всех школ Клинцовского района (мы тогда были Клинцовского района). На это мероприятие приехали и работники РОНО. На комитете комсомола обсуждали подготовку к этому мероприятию. Было решено привлечь три поколения учащихся: октябрят, пионеров, комсомольцев и конечно, же коммунистов. Пригласили на

«огонек» работников колхоза «Верный путь»: механизаторов (лучших), доярок, комбайнеров, бригадиров-полеводов и др. Готовились всей школой к его проведению. Это мероприятие присутствующими было оценено высшим баллом. Комсомольская и пионерская организации в школе проводили большую учебную и воспитательную работу: нерадивых учащихся «разбирали» на совете дружины и комитете комсомола,  на комсомольских собраниях, на школьных линейках. Секретарь комитета комсомола школы Коротченко Виктор был настоящий боец; умелый организатор старшеклассников. Он сам готовил выступления для общешкольных комсомольских собраний, комитета комсомола и в районе среди других школ был на хорошем счету. Участвовал в соревнованиях, спектаклях, походах по родному краю, помогал мне и физрукам школы.

Хочется отметить работу учащихся старшеклассников. Они никогда не отказывались выполнять поручения, были заводилами всех начинаний. Это такие, как Капитанов Александр, Исаченко Александр, Колесников Андрей, Хомяков  Александр, Мелешенко Владимир, Чуйко Петр, Чуйко Александр, Колесников Николай, Середа Владимир, а также девочки: Косенок Людмила, Хомякова Людмила, Чуйко Нина, Косенок Елена, Таптунова Света, Капитанова Людмила, смолянок Анна, Коротченко Екатерина, Мелешенко Любовь и др. Они были активистами в работе с пионерами (вожатые отрядов), участвовали в работе драмкружка, в хоре и других мероприятиях. Я им очень благодарна, помню и люблю их. Из старшеклассников была создана агит бригада, которая выступала с концертами на фермах колхоза перед работниками, на тракторных станах колхоза «Верный путь», в полеводческих бригадах. Об этом даже писали в районной газете «Колхозный ударник» в то время.

Я была руководителем драмкружка  молодежи села. На сцене (тогда старого клуба) мы ставили пьесы (отрывки) из  произведений В.Вишневского «Оптимистическая трагедия», Л.Леонова «Нашествие», М.Шолохова «Понятая целина» А.Толстого «русский характер» и др.

На базе Творишинской средней школы в летнее время работал «Лагерь труда и отдыха» для учащихся 7-10 классов, которые проходили практику на школьном участке и в полеводческих бригадах. Начальником лагеря была Мелешенко Антонина Ильинична, принявшая от меня должность организатора с уходом меня в декретный отпуск. Эта умная, энергичная женщина, прекрасный педагог, умелый организатор, не жалея ни сил, ни времени днем и ночью (лагерь работал круглосуточно, даже в выходные дни) была с уч-ся и дежурными учителями в ночное время.

В это время в педколлектив влились момлодые силы: Обыденнокова В.Г., Савнина А.Н., Толстова В.П., Кульчицкая Н.В. и др. Антонина Ильинична была у них наставником, пользовалась среди коллег заслуженным авторитетом.

Среди педагогов, работающих в начальном звене, хочется добрым словом вспомнить Румянцеву Анну Николаевну. Она была наставником всех молодых учителей, которые приходили в начальную школу. Рядом с Анной Николаевной, которая была душой педагогов начального звена, работали такие учителя, как Дегтярева Мария Григорьевна, Мелешенко Антонина Макаровна, Капитанов Василий Яковлевич, Тендентников Иван Николаевич, Иус Мария Трофимовна. Они работали в отдельном корпусе кирпичного здания, где находилась школьная библиотека (в центре села).

Директор школы Чуйко И.Н. мечтал о новом здании простой школы. Он добился в районе разрешения на строительство школы. Положили фундамент, но дальше дело не пошло. Стройка была «заморожена». И только через несколько лет с приходом нового директора (Чуйко Иван Н. ушел на пенсию) Подстреха Анатолия Адамовича началось строительство новой, ныне действующей школы. Почему именно с приходом Подстреха А.А? Потому, что он был напористым, пробитным человеком. Отступать не мог и не желал.

Итак, школа в два этажа уже стояла в центре села, недалеко от старой, где работать начал школьный интернат.

Обустраивать новую школу начали с осени 1985 года весь учительский состав, технические работники школы, сторожа, шофера и тракторист. Анатолий Адамович Подстреха был прислан в Творишинскую ср.школу директором в 1980 году.

С семьей он приехал в Гордеевку и вместе с женой, Нилой Михайловной Подстреха, учителем-словесником, на работу в Творишинскую среднюю школу ездили с Гордеевки. На работу приезжали рано. Рабочий день Анатолия Адамовича начинался с проверки  чистоты и порядка школьного двора, а затем кабинетов. В то время при школе (еще старого здания) было подсобное хозяйство: лошадь, кролики, несколько свиней (ухаживала свинарка), за кроликами – юннаты под  просмотром завхоза школы Чуйко Василия Кузьмича. Была школьная машина «ЗИЛ» и трактор «Беларус», под присмотром водителя Луцкова Александра Дмитриевича. В отдельном здании школы бала мастерская, где учащиеся учились навыкам столярного и слесарного мастерства под руководством Косарима  Александра Михайловича. Школьный участок в размере 3 га находился в поле, а при школе были опытные грядки, где выращивали в основном овощные куль туры. В поле на участке выращивали зерновые культуры и картофель. В школьной столовой готовили обеды для уч-ся и учителей, работал буфет. Там  работала Марфа Ивановна Никитенко, Косарим Нина Ивановна, Покрашенко Лидия Никитичнаи др. Помещение было очень тесное, не соответствовало количеству учащихся.

Директор школы А.А.Подстреха был хоть и молодым, но у него была хозяйская хватка, организаторские способности. Математик по специальности,  он просчитывал все до мелочей. Знал, где забит гвоздь в классе, или его надо забить, в каком состоянии находятся вешалки для одежды. Сам много работал и  заставлял всех работать, хотя, глядя на него, мы сами понимали, что подводить его нельзя, т.к. он – человек дела.

Взявшись за строительство новой школы, добился того, что в течение 3-х лет она была завершена. Осенью 1985 года школу приводили в полный порядок: убирали двор, красили полы кабинетов, мыли стекла окон, которых было множество, вешали наглядные пособия, перевозили библиотечный фонд, инвентарь спортзала, завозили в столовую оборудование. Начальные классы должны располагаться на 1-м этаже в специальном блоке, а старшим отведен был 2-й этаж. В  этом просторном здании были кабинеты и для директора, завуч, организатора, пионервожатой, учительская, даже комната для секретаря школы. На зимних каникулах 1986 года все было перевезено, помечены таблички на кабинетах и класс, который будет заниматься (отвечать за кабинет). Школа стала работать по кабинетной системе.

Просторный актовый зал, большой спортзал с оборудованием, большая библиотека. Все это настраивало на успешную работу учителей и учащихся.

В школе пахло краской, ходили в сенной обуви, правда,  было холодновато в классах, т.к. котельная, находясь на далеком расстоянии от школы и, отапливаясь углем, давала минимум тепла. Для  верхней одежды  в школе имелась раздевалка.

В новой школе многим учителям не пришлось работать: некоторые ушли на пенсию, некоторые уехали, отработав в школе 3 года после направления.

А такие молодые учителя, как Каменская Ольга Юрьевна, учительница начальных классов, Моисеева Оксана Леонидовна (нач.классы), химик Аксененко Маргарита Викторовна, математик Радченко Анна Степановна, учитель иностранного Илларионов Ю. А., биолог  Кувшинова В. И., Маргарита Анатольевна Колевид и другие покинули школу в связи  с тем, что в апреле 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС.  Уезжали из зараженной зоны не только учителя, но и учащиеся с родителями. Остались работать педагоги предпенсионного возраста, да коренные жители села.

Ушел на пенсию завуч школы Мелешенко Василий Архипович в возрасте 60 лет.

На его место Анатолий Адамович Подстреха предложил эту должность мне. С 1988 года в течение 5 лет я работала завучем в новой  школе. Было очень трудно работать,  т.к. многих специалистов не было, приходилось, как говорится, ломать голову над расписанием уроков. В старших классах приходилось ставить 3-4 урока. Не было историка, один математик, один физик, один преподаватель иностранного языка.

С директором школы Анатолием Адамовичем работалось мне легко в том плане, что он мне на первых порах помогал как завучу и  теоретически, и практически.

Надо отметить большую кропотливую работу Нилы Михайловны Подстреха. Она была очень простой и доброй во всех отношениях учительницей.  Бралась за  любое дело и доводила его до конца. Ее уважали учителя и любили учащиеся за ее деловитость,  остроту ума и смекалку. Она обладала и организаторскими способностями.

Математик Школа Надежда Игнатьевна – любимица школьного коллектива, душа учащихся. С ней запросто общались учащиеся ее класса, как с подругой, где она была кл.руководителем с 1 по 10-й класс. Она обладала чувством юмора, как среди уч-ся, так и среди коллег. Требовательная, но справедливая, не терпела лжи и упрямства.

Пед.коллективу  школы много приходилось работать с родителями учащихся во внеурочное время. Это были рейды педагогов  вечернее время по проверке нахождения учащихся на улицах. Учителя выступали с лекциями и докладами в СДК, на родительских собраниях (1р. в четверть), работа агитаторов и политинформаторов на фермах колхоза «Верный путь», на тракторном стане и в полеводческих бригадах, работа на десятидворках и школьных собраниях. Педколлектив принимал  участие в районных, зональных и областных смотрах самодеятельности.

Учащиеся школы под руководством учителей помогали колхозу в посеве и уборке урожая: убирали свеклу, копали картофель, заготавливали яблоки в саду для отправки на консервные заводы.

При школе работали группы продленного дня и интернат,  где жили учащиеся с поселков, т.к. тогда были плохие дороги, и не было транспорта. В интернате по графику дежурили в ночь учителя.

Хочется особо отметить работу директора Подстреха А.А., за 10 лет  работы в школе он сплотил коллектив. Он  был требовательным, но справедливым организатором. Все, кому пришлось в это время работать в школе, вспоминают его деловые качества, добропорядочность, сожалеют о том, что он покинул школу, которую строил, обустраивал, но только 4 года в ней работал. Уехал он с семьей из-за аварии на ЧАЭС. В 1990 году он уехал в Краснодарский край, где и  доныне работает завучем в средней школе.  Не могу не сказать о других учителях, с которыми мне пришлось работать до 1998 года. Это бывшие наши ученики: Никитенко Светлана Васильевна, преподаватель  русского языка и литературы.  Умница, учитель от Бога, награждена значком «Отличник народного просвещения», учитель труда и НВП Цыгановский Михаил Васильевич – золотые руки,  виртуоз игры а гармошке и баяне; Петроченко Татьяна Васильевна – преподаватель физвоспитания, мастер своего дела; Строганов Виктор Павлович, учитель физвоспитания, влюбленный в свою профессию; Чуйко Елена Борисовна – химик, умница, прекрасный, добрый человек; Жорова Наталья Ивановна, Макаренко Татьяна Васильевна; Куцебо Анна Викторовна,  Мельникова Екатерина Трофимовна – плеяда прекрасных педагогов начальной школы. Низкий им всем поклон. Среди  них особо выделяется Екатерина Трофимовна. Талантливая во всех отношениях, мастер на все руки, певица на все село, район. Никогда ни в  чем не отказывает коллегам и всем, кто нуждается в ее помощи.

Руденко Светлана Михайловна,  учитель биологии, умелый организатор ученического коллектива, прекрасный, знающий биолог. Умеет найти подход к каждому ученику.

Итак, на смену Подстреха А.А., уехавшему в 1990 году, в школу пришел на должность директора молодой  педагог иностранного языка Мазуревский  Александр Николаевич. Жил в Гордеевке  с семьей. Затем он был переведен в Гордеевскую школу учителем  иностранного языка.

На место А.Н.Мазуревского директором школы в Творишино стала работать бывший организатор внеклассной работы Копцева Надежда Леонидовна (некогда моя ученица), ныне учитель – словесник. Я в ее бытность работать стала учителем русского языка и литературы, а завучем с ней работала Лисименко Тамара Ивановна, историк, как и  ее отец, бывший директор школы Чуйко Иван Никитович.

Они наладили с Тамарой Ивановной учебный процесс в школе,  пошатнувшийся при А.Н.Мазуревском. Надежда Леонидовна Копцева оказалась самой устойчивой в кресле директора школы. Никогда не повышает голоса, спокойная, уравновешенная, знает свое дело и требует от коллектива быть исполнительными. В районе  Творишинская средняя школа находится на хорошем счету. О  деловых качествах Надежды Леонидовны  с подачи работников РОО пишут в районной газете «Ударник». Хочется пожелать ей доброго  здоровья, сил, умения и терпения на долгие годы.

В 1997 году в январе месяце я подала Надежде Леонидовне заявление об уходе из школы, т.к. возраст превысил 60 лет. Но она меня попросила поработать еще хотя бы год, т.к. некому было предать нагрузку мою – 18 часов. Я осталась, но в 1998 году снова подала повторное заявление, и новый учебный год (1998-1999) я уже не начинала. Таким образом, в данной школе я отработала 35 лет, а  педагогический стаж у меня равен 43 года.

У меня о Творишинской средней школе и ее педагогах сложились самые теплые, душевные воспоминания.  Я благодарна всем бывшим и нынешним педагогам и уч-ся школы всех лет, с кем  я поднималась на высшие ступеньки своей педработы.

И еще хочу отметить одного педагога, с которым работала несколько лет. Это Исаченко Фаина Васильевна. Очень добрая, отзывчивая, грамотный педагог-географ. С ней приходилось делиться самыми сокровенными мыслями,  советами. В новой школе ей пришлось работать мало. Она перешла  в Поконскую восьмилетнюю школу по семейным обстоятельствам, т.к. она живет  в  Михайловке, а эта  деревня ближе к Покони.

Много лет в школе проработала завхозом Екатерина Савельевна Гречаник. Много  сил и энергии она вложила в обустройство новой школы, хотя ей пришлось работать и в старой школе. Это энергичная, умная, доброты необыкновенной женщина была опорой директоров школы А.А.Подстреха и А.Н.Мазуревского. Она рано приходила в школу и уходила позже всех, кроме дежурных техработников.

Пусть меня простят те, о ком я еще не смогла написать в своих  воспоминаниях. Конечно, за давностью лет многого не вспомнишь. Я надеюсь, что найдутся еще педагоги, которые продолжат свои воспоминания после 1998 года.

С уважением Т.Ф.Тендентникова – декабрь 2010 год

Краткие сведения о себе

Девичья фамилия моя – Толстова Тамара Федоровна. Родилась в с.Гордеевка 25.06.36 года. Пережила годы немецкой оккупации в п.Займище Глинновского с/совета у родителей отца (1941-44гг)

В 1944 году пошла  в первый класс Гордеевской средней школы, т.к. мы переехали в Гордеевку на постоянное место жительства. Отец погиб на фронте, мать одна нас растила с моей младшей сестрой. В 1954 году окончила 10 классов Гордеевской средней школы. Мечтала стать врачом, но стала педагогом, т.к. эта профессия меня с детства привлекала. Получила высшее  образование в Новозыбковском пединституте по специальности русский язык и литература.

До работы в Творишинской средней школе пришлось поработать в семилетних школах Смяльча, Кожанов и Роговца в течение  7 лет. В 1963 году, как я уже писала, по направлению Гордеевского  РОНО стала работать в Творишинской  ср.школе. Ушла на пенсию в 1998 году.

Педагоги, которые работали со мной в Творишинской средней школе за годы 1963-1998 годов.

1.Капитанов Алексей Титович-директор

2.Дегитярёв Иван Никифорович-завуч

3.Чуйко Иван Никитович-директор

4.Чуйко Василий Фёдорович-химик

5.Чуйко Василий Ефимович-физрук

6.Немцев Пётр Ефимович-военрук

7.Чуйко Мария Михайловна-словесник

8.Белаш Екатерина Григорьевна-словесник

9.Неменок Марта Никитична-словесник

10.Дегитярёва Мария Григорьевна-учитель начальных классов

11.Хмельницкая Татьяна Васильевна-словесник

12.Капитанов Михаил  Кириллович-математик

13.Капитанов Виталий  Васильевич-математик

14.Капитанов  Ваилий  Матьвеевич-историк

15.Капитанов Василий Яковлевич-учитель  начальных  классов

16.Мелешенко  Антонина Ильинична-учитель иностранных языков

17.Школа  Надежда  Игнатьевна – математик.

 

 

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Династия Цыгановских

Цыгановский М.В. – учитель ОБЖ

дочь – Недоливко (Цыгановская) Елена Михайловна – учитель химии

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)  Справка члена РК МБОУ Творишинская СОШ по обеспечению качества образования.

В основу жизнедеятельности  Творишинской средней общеобразовательной школы положены общественный характер управления. Родительская общественность вовлечена в работу учебно-воспитательного процесса через работу школьных Советов, родительских комитетов.

Для работы с родительской общественностью разработаны планы в соответствии с Воспитательной компонентой. С родителями проводятся всеобучи, конференции, Дни открытых дверей.

Нареканий со стороны родителей по вопросам обеспеченности школьников учебниками не поступало. Обеспеченность учебниками на учебный год составляет 100%. Ежегодно администрация школы проводит закупку учебников, учебных пособий, периодических изданий.

Важным показателем качества образовательных услуг, предоставляемых школой, является уровень подготовки обучающихся и участия школьников во всероссийской олимпиаде. В школе осуществляется предпрофильная и профильная подготовка учащихся. В течение пяти лет учащиеся школы становились победителями и призерами  муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Ежегодно школа выпускает медалистов, в вузы региона и страны поступают до 90% выпускников.

По итогам учебного года успеваемость составила 100 % в целом по школе; качество знаний – 45 %.

Анализ уровня учебных достижений обучаемых за последние 3 года свидетельствует о том, что наблюдается устойчивая мотивация на получение качественного образования у всех участников образовательных отношений, особенно у обучающихся старшей ступени.

Родители обучающихся  Творишинской средней общеобразовательной школы дали высокую оценку: безопасности пребывания обучающихся в образовательной организации, материально – техническому обеспечению учебного процесса, профессиональному уровню учителей и наличию условий организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья и  инвалидов.

 

 

 

Информация подготовлена и предоставлена:

Шкуратова Антонина Ивановна, директор школы;

Титова Мария Анатольевна, зам. директора по УВР;

Корец Оксана Ивановна, старшая вожатая;

Грибова Татьяна Александровна, руководитель школьного музея;

Липовая Раиса Михайловна, учитель русского языка и литературы;

Пастухова Виктория, ученица 9 класса.