МБОУ Усвятская СОШ Дорогобужский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

 

 

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усвятская средняя общеобразовательная школа»
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Осмоловская Нина Федоровна
1.3.        Почтовый адрес

 

215722 Смоленская обл., Дорогобужский р-н, д. Усвятье, ул. Центральная, д.17
1.4.        Телефон

 

8(48144)6 75 12
1.5.        Сайт

 

www.usv.edusite.ru

 

1.6.        Электронный адрес

 

dorusv137@mail.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

Начальная школа (1-4 классы)- 30 чел.

Основная школа (5-9 классы) –  32 чел.

Средняя школа (10-11 классы)  — 6 чел.

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

Количество педагогов – 15 человек, 100% — высшее образование, 53% — высшая квалификационная категория, 47% — первая.
1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Школа работает в режиме шестидневной учебной недели для обучающихся 9 класса, обучающиеся 1-8, 10, 11-х классов – в режиме 5-ти дневной учебной недели. Продолжительность учебного года, сроки каникулярного периода регламентируется календарным учебным графиком.

Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: 1 класс—33 учебные недели, 2-4 классы —  34 учебные недели. В 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения, а именно: в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае — по 4 урока по 45 минут каждый. Продолжительность урока во 2-4 классах — 45 минут.

Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года —  34 учебные недели. Продолжительность урока — 45 минут.

Учебный план 10-11 классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ среднего общего образования. Продолжительность учебного года- 34 учебные недели. Продолжительность урока — 45 минут.

Выбор обучающимися элективных курсов и элективных учебных предметов осуществляется добровольно на основе личных интересов и склонностей.

 

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

До 1980 года школа размещалась в двух деревянных зданиях. Современное здание – типовое, кирпичное, двухэтажное, общей площадью 2293кв. м. Школа  располагает спортивным залом площадью 203 кв. м, элементами спортивной площадки, столовой на 52 посадочных места, учебной мастерской, библиотекой. Общее количество учебных кабинетов — 14. В школе два компьютерных класса площадью 120 кв. м, оснащенных 16 персональными компьютерами типа IBM на базе процессоров с выходом в Интернет, двумя мультимедийными проекторами, интерактивной доской, копировальной техникой (четыре принтера, три сканера, ксерокс). Шесть кабинетов имеют мультимедийные проекторы, четыре из них интерактивные приставки, два – интерактивную доску. Кабинет начальных классов оснащен мобильным компьютерным  классом. Компьютерная оснащенность школы определятся количеством обучающихся на один компьютер. В нашей школе – 2 : 1. Общее количество компьютеров – 37. Подключение к локальной сети школы имеется для 20 компьютеров. Компьютер-сервер – 1.

Выход в Интернет для 12 компьютеров.

Кабинет литературы, школьный интернат, гпд оснащены телевизорами, DVD — проигрывателями, магнитофонами. Для организации внеклассной работы используется музыкальный центр. Имеется учебно-опытный участок площадью 0,1 га.

При школе функционирует интернат, в котором живут дети из отдаленных деревень или дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

 

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1867 год
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

Усвятская школа в официальных документах именуется старейшей школой в уезде. Годом её образования считается  1867  год, когда школа стала земской и получила поддержку земства и казны, но фактически она появилась в 1864 году. По количеству обучающихся стояла на первом месте не только среди сельских училищ, но опережала городские. С 1917 года Усвятская школа стала советской школой первой ступени. С  сентября 1964 года Усвятская школа стала начальной. В 1980 году закончено строительство типового здания школы, начатого  по инициативе директора совхоза «Маяк» Семена Никифоровича Баранова, и свои двери открыла Усвятская восьмилетняя школа. В 1981 году она становится средней школой.

 

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Руководители Усвятской школы в разные годы

Шабанов Анатолий Никитич (1980-1988 гг.)

Степанов Александр Ильич (1988-2006 гг.)

Осмоловская Нина Федоровна (2006 – по настоящее время)

 

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

В 2008 и 2011 годах Усвятская школа стала победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

В 2008 году разработана модель школьной информационной среды. Ее перспективность в течение шести лет  подтверждают дипломы первой, второй и третьей степени областного конкурса «Информационные технологии в образовании» в номинации  «Лучшая информационная среда» в рамках Ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии».

С 2006 года школа постоянно работает в режиме инноваций. Она имеет статус муниципальной площадки по темам «Развивающая информационная среда школы как условие успешной реализации ФГОС нового поколения» и «Школа правовых знаний как средство формирования социально-правовой компетенции личности».

В настоящее время школа проходит практический этап реализации программы развития «Школа успешного поколения».

 

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Среди учителей школы два победителя  и один лауреат конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Смоленской области в рамках ПНПО-2009, 2011, 2014. Двое награждены нагрудным знаком «За вклад в развитие муниципальной системы образования», пятеро отмечены Почетной Грамотой Министерства образования РФ.

Якене Ольга Потаповна и Белякова Галина Петровна – учителя русского языка и литературы МБОУ Усвятская СОШ, творчески работающие, инициативные, компетентные  педагоги. Их педагогическая деятельность направлена на формирование у обучающихся ключевых компетенций. Галина Петровна и Ольга Потаповна успешно используют на уроках разнообразные методы повышения учебной мотивации, умеют привлечь внимание школьников нестандартными заданиями, занимательным содержанием изучаемого материала и нетрадиционными формами работы.

Ученики Г.П. Беляковой и О.П. Якене –  ежегодные участники и победители Международных филологических чемпионатов,  олимпиад, научных конференций,  конкурсов читательской грамотности, областных краеведческих конкурсов, олимпиад  и литературно-исторических конференций, районных литературных праздников.

Неотъемлемой частью школьного образования учителя считают внеурочную деятельность по предмету, которая призвана расширить представление обучающихся о культурно-историческом наследии  малой родины. Изучение истоков отечественной культуры, фольклора, нравов и обычаев своего народа происходит на фольклорных посиделках и праздниках, музейных уроках, в экспедициях и походах, на уроках народоведения, в исследовательской работе и в реализации социальных и литературных проектов.

Материалы учителей по организации проектной деятельности представлены  в муниципальных сборниках «Из опыта работы Усвятской средней общеобразовательной школы по организации проектной деятельности школьников» (Дорогобуж, 2011), «Фольклор как средство воспитания школьников» (Дорогобуж, 2013 год).

Педагоги принимают участие в профессиональных конкурсах и конференциях: областном конкурсе проектов и методических разработок «Творчество А.Т. Твардовского в контексте современного школьного филологического образования» (2011 год), международном литературном конкурсе «Купель 2012-2013», 7-ой международной межшкольной научно-практической конференции «Русский фольклор: проблемы исследования и преподавания в современной школе на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности» (2013 год), международного фестиваля педагогических идей «Стандарты нового поколения: методика и практика обучения» (2014 год). Белякова Галина Петровна – участник районного конкурса «Учитель года» (2008 год), лауреат конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Смоленской области (2014 год). Якене Ольга Потаповна  отмечена знаком «Отличник народного просвещения».

Бондаренко Ирина Николаевна, учитель биологии и географии высшей квалификационной категории. В 1989 году была распределена в Усвятскую среднюю школу. Человек, увлеченный предметом и стремящийся увлечь им своих учеников. Опытный педагог, творческий специалист, свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях. Обеспечивает высокий уровень учебной мотивации и  знаний по предметам. Ее ученики ежегодно участвуют и побеждают в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Неотъемлемой частью современного образования Ирина Николаевна считает экологическое воспитание школьника, которое достигается средствами элективных курсов, элективных учебных предметов, кружковой работы, программы которых она сама разработала. Опыт работы учителя по формированию экологической культуры транслировался на муниципальный и региональный уровень. В 2012 Бондаренко И.Н. была отмечена нагрудным знаком «За вклад в развитие муниципальной системы образования».  В 2011 году Ирина Николаевна стала победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации.

Старовойтова Елена Викторовна, учитель истории и обществознания. Закончила Смоленский педагогический колледж и Смоленский государственный университет. Представитель педагогической династии, учитель в третьем поколении. Педагогическую деятельность начинала в Озерищенской школе Дорогобужского района. С 2000 года работает в МБОУ Усвятская СОШ – школе, которую заканчивала. Старовойтова Елена Викторовна – человек творческий, восприимчивый к новациям. Находясь в постоянном поиске, она серьезно занимается самообразованием. В 2009 году Старовойтова Е.В. стала победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Ученик Старовойтовой Е.В. Колобов С. в 2006 году стал победителем Всероссийской гуманитарной олимпиады  «Умники и умницы» и был зачислен в МГИМО МИД РФ.

Каданова Галина Николаевна, учитель немецкого языка высшей квалификационной категории. С 2006 по 2016 годы  — заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Опытный руководитель способный увлечь новациями педагогический коллектив. Ей присущ демократический характер управления. Креативность мышления, способность чувствовать требование времени, восприимчивость к нововведениям обеспечили успешное продвижение коллектива школы в достижении высоких результатов в образовательном процессе. Опытный методист  заложила основы и способствовала развитию в школе предметного проектирования.

Освоение учителями современных педагогических технологий…

Как учитель-предметник  неоднократно участвовала с учениками в международных проектах.

Ее авторитет среди коллег, учеников и родителей- это авторитет профессионала, творческого учителя и щедро одаренной интеллектуальной личности.

 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Казаков Иван Васильевич

 

Иван Васильевич Казаков родился 1 мая 1937 года в деревне Усвятье Дорогобужского района Смоленской области. В 1954 году окончил Дорогобужскую среднюю школу, в 1959 – Мичуринский плодоовощной институт. Работал управляющим центрального отделения Обоянского плодопитомнического совхоза Курской области (1959-1961 годы), главным агрономом совхоза «Шульгинский» в Дорогобужском районе Смоленской области (1961-1963 годы). С 1963 года его научная и преподавательская деятельность всецело была связана с Кокинским опорным пунктом Всероссийского селекционно-технологического института садоводства и питомниководства, функционирующим на базе Брянской государственной сельскохозяйственной академии (Брянская ГСХА); в 1991 году он становится директором Кокинского опорного пункта.
И.В. Казаков — крупный ученый, один из ведущих селекционеров-плодоводов России. Им разработано новое направление в селекции малины – создание ремонтантных сортов.

В перечне научных трудов И.В. Казакова 230 научных работ (в том числе десять книг и монографий), многие опубликованы за рубежом. Он неоднократно участвовал в международных симпозиумах — в Болгарии, Чехословакии, Индии, США, Китае.
Научная школа И.В. Казакова включает 18 кандидатов и одного доктора сельскохозяйственных наук. Иван Васильевич активно преподавал в Брянской ГСХА, являясь с 1988 года заведующим кафедрой плодоовощеводства, где также готовил высококвалифицированных специалистов.
И.В.Казаков был награжден орденом Почета, многими медалями, в том числе тремя медалями ВДНХ и золотой медалью ВВЦ «Золотая осень-2005».
Ушел из жизни Иван Васильевич 26 августа 2011 года.

 

Колобов Сергей Анатольевич

Выпускник 2006 года. Отличался особым трудолюбием и целеустремленностью. Стал победителем Всероссийской гуманитарной олимпиады  «Умники и умницы» и был зачислен до окончания школы в МГИМО МИД РФ. Работает помощником юриста в юридической конторе Херберта Шмидта, г. Москва.

 

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

Сложилась следующая система общественных связей школы:

Учреждения образования: МБДОУ «Маячок», МБОУ ДОД «Дорогобужская ДМШ»,  Верхнеднепровский политехнический техникум.

Учреждения системы здравоохранения: МУЗ Дорогобужская ЦРБ Усвятская сельская амбулатория.

Общественность: Администрации Усвятского, Слойковского, Балакиревского, Кузинского сельских поселений, депутат областной Думы Вуймин В.В., ООО «Маяк», ИП Бурдаков М.Н., ИП Захаров А.К., ИП Родченков Д.Н.

Учреждения культуры: Усвятский сельский Дом досуга, сельская библиотека, Дорогобужский краеведческий музей, районный Дом культуры, УДО Дом творчества.

Властные структуры: Отдел МВД России «Дорогобужский», комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО «Дорогобужский район», органы опеки и попечительства, военный комиссариат Дорогобужского района.

 

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

создание условий для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного человека, патриота своей родины,  личности, готовой к жизни в высоко технологичном, конкурентном мире.

 

3.2.            Ценности школьной жизни

 

— гуманистический характер обучения;

— свобода выбора форм образования;

— общедоступность образования;

— воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

— демократический характер управления образованием.

 

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

 
3.4.            Традиции и ритуалы

 

День Знаний, День Учителя, осенний бал, Новый год, Зимняя зарница, Масленица, 8 Марта, Посвящение в первоклассники, последний звонок, Вахта памяти, День защиты детей, туристические походы

 

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

 
3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

С 2006 года школа активно занимается социальным проектированием. За годы реализованы проекты: «Наша чистая речка Ужа», «Школьный огород», «Музей Старой Смоленской дороги», «Живи, родник!», «Чтобы старость в радость» и лр.

Должное место в образовательном процессе занимает исследовательская деятельность обучающихся. Исследовательские работы «Утерянный храм во имя иконы Божьей Матери в Ректах», «Бизюков Крестовоздвиженский мужской монастырь», «Изучение состояния родника и прилежащей к нему территории»,  «Изучение экологического состояния  сельского парка», «Лингвистическая значимость молодежного языка в Германии», «Гражданская идентичность советских немцев во время Великой Отечественной войны» стали победителями и призерами конкурсов и конференций различного уровня.

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

В школе организовано шесть кружков, которые реализуют различные направления внеурочной деятельности в рамках реализации  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Кружок «Познавательная экология», клуб «Хочу знать!»  реализуют интеллектуальное направление во внеурочной деятельности, создают условия для развития социальных, исследовательских и проектных навыков младших школьников. Кружок «Подвижные игры. Ритмика» реализует спортивно-оздоровительное направление. Кружок «Веселая кисточка»-  художественно-эстетическое направление.  Объединение «Учусь создавать проект» —  социальное направление. Цель — развитие творческих способностей обучающихся, выработка социальных навыков. Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности нашло отражение в занятиях кружка «Основы православной культуры».

Система дополнительного образования представлена кружками:

«Биологические исследования»

«Кружок любителей химии»

«Рукодельница»

«Агротехнический кружок»

«Кружок компьютерной грамотности»

Спортивная секция

 

 

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Русская игра «Лапта» между учениками и учителями стала доброй традицией .
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Школа расположена на бывшей центральной усадьбе ООО «Маяк», вблизи Старой Смоленской дороги, в двенадцати километрах от районного центра в деревне  с  красивым  названием  Усвятье, что означает «у Святого ручья». Когда-то это было село с двумя храмами, ныне утерянными. В микрорайоне школы два культурно-просветительских учреждения — сельский Дома досуга и сельская библиотека.

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Участие в подготовке и праздновании Дня  деревни; привлечение сельского социума к участию в социальных проектах.
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Сложилась следующая система общественных связей школы:

Учреждения образования: МБДОУ «Маячок», МБОУ ДОД «Дорогобужская ДМШ»,  Верхнеднепровский политехнический техникум.

Учреждения системы здравоохранения: МУЗ Дорогобужская ЦРБ Усвятская сельская амбулатория.

Общественность: Администрации Усвятского, Слойковского, Балакиревского, Кузинского сельских поселений, депутат областной Думы Вуймин В.В., ООО «Маяк», ИП Бурдаков М.Н., ИП Захаров А.К., ИП Родченков Д.Н.

Учреждения культуры: Усвятский сельский Дом досуга, сельская библиотека, Дорогобужский краеведческий музей, районный Дом культуры, УДО Дом творчества.

Властные структуры: Отдел МВД России «Дорогобужский», комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО «Дорогобужский район», органы опеки и попечительства, военный комиссариат Дорогобужского района.

 

5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Осмоловская Нина Федоровна, выпускница физико-математического факультета Смоленского педагогического института. Работала в Пермской области, после возвращения на Смоленщину, с 1985 года, — в Усвятской средней школе. С 2006 года Нина Федоровна  директор  школы.  Более 10 лет умело направляет коллектив на решение задач по совершенствованию образовательного процесса. Ведет работу по укреплению и модернизации материально- технической базы образовательного учреждения. Благодаря ее усилиям школа стала современным образовательным учреждением, где созданы все условия для всестороннего развития личности ребенка. Под  руководством Осмоловской Н.Ф. школа дважды становилась победителем ПНПО.

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Учительская династия Силкиных  насчитывает  три поколения. Общий педагогический стаж  всех представителей династии составляет 192 года. Основатель династии Силкин Федор Иванович  закончил  Соболевское  педучилище в 1937 году. По призыву учился в Иркутском, потом в Харьковском военно-авиационном училище, воевал, дошел до Берлина. После увольнения в  1946 году в запас учил физике детей Монастырщинской средней школы. Там же начинала свою трудовую деятельность  учителем русского языка и литературы после окончания Ярославского педагогического института его будущая жена Кузьмина (после замужества Силкина) Татьяна Васильевна. Их дети Силкин Виктор Федорович и Нина Федоровна (в замужестве Осмоловская) — выпускники физико-математического факультета Смоленского педагогического института. Работали в Пермской области, после возвращения на Смоленщину, с 1985 года, — в Усвятской средней школе. Дочери Виктора Федоровича и дочери Нины Федоровны тоже закончили в разные годы Смоленский педагогический институт, не разочаровались в профессии, продолжают работать: Белова Светлана Викторовна — директором МБОУ Дорогобужская СОШ № 1, Старовойтова Елена Викторовна — учителем истории МБОУ Усвятская СОШ, Игуменова Марина Викторовна – учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 43 города Иваново. Муж Нины Федоровны Осмоловский Виктор Михайлович   14 лет преподавал ОБЖ в Усвятской школе.

Осмоловская Нина Федоровна с 2006 года работает директором Усвятской школы. Под ее руководством школа дважды становилась победителем ПНПО.

 

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)  

 

 

Информация подготовлена и предоставлена: Н.Ф. Осмоловская, Г.Н. Каданова