МКОУ СОШ им. Героя Советского Союза Энвера Ахсарова с. Зильги Правобережного района

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

 

1.    Общие сведения о школе
1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Энвера Ахсарова с. Зильги» Правобережного района Республики Северная Осетия – Алания
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Хаблиева Римма Романовна
1.3.        Почтовый адрес

 

363011, РСО-Алания, Правобережный район, с.Зильги, ул.Э.Ахсарова, д.17
1.4.        Телефон

 

+7 (867 37) 56-6-91;     +7 (867 37) 56-9-03;
1.5.        Сайт

 

http://zilgi.mwport.ru
1.6.        Электронный адрес

 

E-mail: zilgi@list.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

1 кл. – 17               5 кл. – 21               9 кл. – 22

2 кл. – 19               6 кл. – 21              10 кл. – 8

3 кл. – 22               7 кл. – 19              11 кл. – 13

4 кл. – 21               8 кл. – 17

 

Всего обучающихся: 200

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

В школе сложился стабильный педагогический коллектив в количестве 24 учителей.

Из них 88 %  — педагоги с высшим образованием, 12 % — со средне – специальным образованием. Высшую категорию имеют 3 учителя, первую квалификационную категорию – 17 учителей

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком, учебным планом, расписанием занятий. Образовательный  процесс  осуществляется в режиме пятидневной (1 класс) и шестидневной  (2 – 11  классы) рабочей недели с продолжительностью уроков 40 минут. Занятия ведутся в одну смену. Вторая половина дня заполнена индивидуальными консультациями, работой творческих объединений, секций и факультативов.

 

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Здание  школы  трехэтажное, кирпичное, на 350  мест, введено в строй в 1975 году. Территория   озеленена, освещена и ограждена.Учебные классы  частично оснащены современной компьютерной техникой, мультимедийным оборудованием. Есть столовая, спортивный зал. Для обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе работает библиотека с читальным залом на 5 мест. В рамках ПНПО кабинеты биологии, химии, физики, географии, информатики оснащены современным оборудованием. Спортивный  зал полностью оснащен спортивным оборудованием после капитального ремонта, завершившегося в 2017 г. Пришкольная территория разделена на зоны: спортивная, игровая, зона отдыха.

 

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

 Образовательный процесс осуществляется в здании, введенном в эксплуатацию в  1975 году после пожара в старом здании школы.
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

К 1917 г. в селении проживало несколько тысяч человек. Село стало быстро заселяться. Возникла необходимость открытия в селе школы. Поначалу  открыли начальную школу  на краю села в небольшом  доме. Затем перевели её в центр села в здание, которое  было  более  пригодное для проведения занятий, и она стала средней.  В 1975 году было построено  новое трехэтажное здание  школы. В этом же  году состоялся  34 выпуск  учащихся.

 

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

1947-1955 г.г.        — Кулов Магомет Константинович

1955-1960 г.г.        –  Газалов М.

1960 г.                    –  Албегов С.Г.

1960-1961 г.г.        –  Зангиев В.Х.

1961-1967 г.г.        –  Джигкаев Ханджери Григорьевич

1967-1970 г.г.        –  Фарниев М.Б.

1970-1977 г.г.        –  Плиев Яков Сергеевич

1977-1983 г.г.        –  Хамицев Роман Алексеевич

1983-1989 г.г.        –  Муртазалиева Фатима Джериевна

1989-1994 г.г.        –  Козырев Ян Тамерланович

1994-2010 г.г.        –  Тебоева Казета Магометовна

2010 по настоящее время  –  Хаблиева Римма Романовна

 

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

По названиям, отображенным на печатях в книгах приказов, школа именовалась:

с 1955-1961 г.г. Зильгинская средняя школа

с 1961-1991 г.г. Зильгинская средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением

с 1991-2003 г.г. Зильгинская средняя школа

с 2003-2011 г.г. Муниципальная средняя общеобразовательная школа с.Зильги

с 2011-2015 г.г. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Зильги»

В 2015 г. школе присвоено имя Героя Советского Союза Энвера Ахсарова

 

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

ХАБЛИЕВА РИММА РОМАНОВНА

 

 

Римма Романовна Хаблиева в течение 18 лет трудится в учреждении в качестве учителя биологии. Последние 7 лет в качестве руководителя  образовательного учреждения и учителя биологии по совмещению. Имеет высшую квалификационную категорию, которую подтверждает своей результативной педагогической деятельностью. Систематически проходит курсы  повышения педагогической  квалификации при РИПКРО, широко  использует информационные  технологий в образовательном пространстве.

Творческая натура Хаблиевой Р.Р. всегда стремится к новому, интересному, чем увлекает своих питомцев. Римма Романовна проводит интересные продуманные практические занятия. Она создает условия для самореализации и раскрытия творческих способностей детей. У нее всегда есть новые разработки. Она заинтересована в результатах работы свои учеников.

Одним из путей творческого воспитания Риммы Романовны является систематическая исследовательская работа по актуальным вопросам экологического образования. Многие исследования ее учеников связаны с изучением природы родного края и села, деятелей науки РСО — Алания и их работ. Педагог развивает экологическую культуру, любовь и бережное отношение к природе, своему родному краю и селу.

Использование в обучении различных заданий с проведением наблюдений и опытов дают возможность развивать у воспитанников навыки исследовательской работы.

С 2004 года обучающиеся ежегодно активно участвуют и являются победителями   в муниципальных, региональных и Российских конкурсах и олимпиадах Тезисы их исследовательских работ опубликованы в сборниках участников 21,22 и 24 всероссийских конференций обучающихся «Национальное достояние России» (2006, 2007, 2009гг.).

Опыт работы Риммы Романовны   по  экологическому воспитанию обобщен на муниципальном уровне в октябре 2007 года.

Ученики Риммы Романовны занимают призовые  места на  олимпиадах по предмету.

Многие ученики связали свое будущее с  профессиями, где профилирующими предметами  являются биология, экология и обучаются  в СОГМА, Самарской Медицинской Академии, на факультете лесоводства ГГАУ, медицинском колледже.

За высокое качество творческих работ написанных под ее руководством она отмечена:

-2005,2006г.-Грамоты, 2-я,3-я республиканские конференции «Юность. Наука. Культура»;

-2005, 2007 г. — Дипломы, 7-я, 9-я республиканские конференции «Шаг в будущее»;

2007г.-Благодарность от имени учредителей 22-ой Всероссийской конференции обучающихся «Национальное Достояние России» Министерства образования и науки РФ -2008г.-Диплом, Всероссийский конкурс социальных проектов. Региональный комитет партии «Единая Россия».

-2008г.–Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (Приоритетный национальный проект «Образование» Министерства образования и науки РФ).

—  2009, 2011 г. – Грамота, 6-ой, 8-ой республиканский конкурс «Ступень в науку».

— 2010г. – Грамота Министерства образования и науки РСО – Алания.

Обладая богатым багажом знаний, она щедро делится своим опытом с коллегами: проводит открытые мероприятия, участвует в конкурсах, подготавливает доклады. Поощрена за участие в 7-ом Республиканском конкурсе «Сердце отдаю детям» Министерством образования и науки РСО- Алания , 2007г.

Римма Романовна систематически работает над повышением своего педагогического мастерства. В 2004 году успешно защитила диссертацию в ГГАУ на кафедре биологии и биохимии на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук. Восприимчива  к инновационным технологиям в педагогике. Немало усилий прикладывает для приумножения собственных знаний, умений и навыков.

За плодотворный труд и большой вклад в практическую подготовку обучающихся в 2012г. ей  присвоено звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

Хаблиева Римма Романовна  является примером добросовестного и творческого отношения к работе, высокой требовательностью к себе и окружающим. Пользуется большим уважением среди коллег, обучающихся и их родителей.

 

СИДАКОВА ЛЮДМИЛА ХАДЖИСМЕЛОВНА

 

заместитель директора по воспитательной работе,

 

Каждый человек время от времени задаёт себе вопрос: «Кто я?», «Зачем я родился?», «В чём смысл моего пребыва­ния на этой Земле?», «Чего я хочу?», «Что я делаю?» Эти во­просы задаю себе и я.

Кто я? Я Учитель. Я стою перед закрытой дверью в класс. Что за ней? За ней Вы, мои «крышесносящие» Ученики. Вас много, а я одна. Ваше мнение для меня — самое важное. Если я не права, вы мне об этом скажете. Скажете громко и понят­но. У вас есть власть. Вы передаёте записки, кидаете каран­даши, болтаете, смотрите в окно. Но и вы зависите от меня. Я могу помочь вам обрести уверенность в себе. Да, с вами надо возиться, воспитывать, учить, у вас могут быть ошибки и срывы, Вы боитесь не­правильного ответа, опасаетесь что-то неправильно сделать. Но вы пришли ко мне учиться, вы хотите быть способными, умными, достойными любви. Вы ждёте моей поддержки, моей веры в ваши, пусть даже самые маленькие, успехи.

Что я делаю? Я учу. Я учу вас думать. Я учу вас поиску истины, умению сформули­ровать и доказать Своё мнение. Потому что прежде, чем защищать его, необходима уверенность. Я стараюсь видеть и уважать личность в каждом. Особенно дороги мне те дети, которые могут отстаивать своё мнение. Я согласна с Экзюпери, который ска­зал: «Если кто-то мыслит иначе, чем я, он не только не оскорбляет меня этим, но, на­против, обогащает меня».

Я учу вас любить себя и уважать других. Мне хочется, чтобы у каждого из Вас была высокая самооценка. Самооценка — это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Тот, кто любим, открыт для нового. Человек, чья само­оценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострада­ния. Он чувствует себя важным и нужным, ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Только ощущая свою собственную высокую ценность, вы будете способны видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. И я всегда помню, что ребенок с низкой самооценкой, несмотря на все свои удачи, постоянно терзается сомнениями, для него достаточно одной промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи.

Чего я хочу? Как мать, я понимаю, что никакой интеллектуальный багаж не будет иметь значения, если ребёнок болен. И я хочу, чтобы вы были здоровы. Я не смо­гу даже попытаться подавить, истребить все, что является волей и свободой вашего духа, силой ваших требований и намерений. Я боюсь, что, став послушными и удоб­ными, вы станете внутренне безвольными и жизненно немощными. Как и любой ма­тери, мне хочется, чтобы моих детей окружали яркие, сильные и здоровые люди — вы, мои ученики.

Я хочу, чтобы у вас не только сохранилось физическое здоровье, но и была здорова душа. Я считаю, что только тогда мы сможем разобраться в «экологии планеты», ког­да наведём порядок в «экологии души». Поэтому я стремлюсь создать такие условия на уроке, которые обеспечивали бы духовное развитие каждого из вас, ваш душевный комфорт. Я бережно и трепетно обращаюсь к вашему внутреннему миру, к вашим чув­ствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, Вашему отношению к себе, сверстникам, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой.

Но любое обучение — наполовину учение. Я учусь у Вас. Учусь настойчивости, тру­долюбию, терпению, любознательности и упорству, вашей открытости и тому ощу­щению счастья и радости, которые бывают только в молодости. И главное в моей деятельности, я считаю, не унижать вас высокомерием, снобизмом и жалостью, а ува­жать, видеть личность и помогать развитию.

К чему я стремлюсь? Я стремлюсь, чтобы моя личность стала значимой для вас. Я учусь любить вас. Любить не безликую аморфную массу под общим названием уча­щиеся, а любить каждого. Любить застенчивую и доброжелательную Заиру и неуго­монного дерзкого Аслана. И самой главной наградой для меня является ощущение того, как Ваши души и сердца с радостью открываются навстречу мне. Я стараюсь делать всё возможное, чтобы быть достойной этого признания.

 

 

РАМОНОВА ОЛЬГА МУНИЕВНА

учитель истории и обществознания,

 

Поистине велик учитель, воспитавший ученика, который его превзошёл.

УЧИТЕЛЬкороткое слово,

А смысл, как тугая коса,

Плетение с виду простое,

Но так многогранна краса.

Тыдруг, тыпример, тынаставник,

Геолог ты и ювелир,

Ты точной и мудрой огранкой

Алмаз в бриллиант превратил.

Будь бережлив с каждым алмазом,

Который доверила жизнь,

Он дастся огранке не сразу

Терпения ты наберись.

Учитель, и словом, и делом

Таланта искру разожги

 И каждому добрым примером

Путь в жизни найти помоги.

 

«Любить можно то, чему отдал частицу своей души», — пи­сал В.А.Сухомлинский. В детстве я играла лишь в две игры — я была либо «врачом», либо «учителем». Но поскольку с врача­ми в детстве сталкиваешься редко, да и то, в основном, только с зубными, а с учителями каждый день, то, наверное, это и сы­грало большую роль в выборе моей профессии. Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь — что может быть лучше?

Наиболее близка этим идеалам, этому призванию профессия Учителя. Учитель — это духовный наставник. В его труде — самоотречение и радость творчества, сила духа и способность сопереживания. Каждый день, переступая школьный порог,

учитель должен забывать о мирской суете, о тревожащих его сердце бедах и входить в класс с просветленной душой. Где же взять силы для каждодневного вдохновения? В самом себе и в детских пытливых глазах, заинтересованных, вопрошающих, ожи­дающих. Не оправдать их надежды невозможно. Они верят в тебя. А какому учителю поверят? Ученики отвечают обычно на этот вопрос так: «Учителю, которого ждут».  Умному? Да. Эрудированному. Конечно. Умеющему? Безусловно. А главное, человеч­ному.

Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет — должна. Но это не стена и не барьер, которые нельзя перешагнуть, а бо­лее высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики — Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Учительское мастерство обучения и воспитания, синтез познавательного и нравственного позволяет педагогу перейти от профессионального общения с ребен­ком к высокому вдохновению, к Со-Творчеству Учителя и Ученика. И если бы меня попросили раскрыть сущность их взаимоотношений, я бы нарисовала два сердца, бьющихся в такт. Итак, выбор сделан — я учитель.

 

КРУПП  ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

заместитель директора по УВР , учитель трудового обучения

 

Мечты сбываются!

И Феникс оживает,

Маня своим полётом за собой.

Он изобилием несметным одаряет,

Успехом, радостью, победой над собой

А. Зимина

 

Леонардо да Винчи когда-то сказал: «Не надо ничего вы­думывать в этой жизни, не надо суетиться, жизнь сама под­скажет тебе и научит как надо, только зорче гляди и внима­тельней слушай».

Эта мысль мне близка, так как я определилась с профес­сией учителя давно, ещё в детстве. Во дворе собирала ребя­тишек и играла «в школу» с ними. Уже тогда я говорила, что буду учителем. Моя мечта сбылась.

26 лет я проработала в школе старшей пионервожатой. Все годы пионерская дру­жина Героя Советского Союза имени Э.Б Ахсарова была одной из лучших в районе и в республике.

Став победителем республиканского конкурса педагогов дополнительного обра­зования в номинации «Старший вожатый», участвовала во Всероссийском конкурсе в Санкт-Петербурге, где заняла призовое 3 место.

Я уверена, что будущее нашей страны зависит от учителя, от того, какую жизнен­ную позицию сформирует он у своих учеников, насколько поможет раскрыть их твор­ческий потенциал. Надо помочь каждому стать личностью, человеком, умеющим при­нимать решения и быть ответственным.

Каким должен быть учитель? На мой взгляд, это должен быть человек эрудирован­ный и образованный, знающий свой предмет. Учитель должен стать другом. Он может быть и артистом, и художником, и писателем, и певцом, но самое главное — должен быть творцом детской души.

Вот уже двадцать седьмой год первого сентября я переступаю порог родной шко­лы, и нет для меня большей радости, чем видеть счастливые детские глаза, улыбки, осознавать, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь. Школа стала не просто работой. Это — моя душа.

Мечта любой школы, любого ученика — умный, добрый, понимающий и всё уме­ющий учитель. Стремиться надо именно к этому. Быть учителем — ответственное и нелегкое дело. Каждый ребёнок неповторим, индивидуален, талантлив. Нужно только своевременно разглядеть искорку в учащемся и сделать её ярче. Считаю это самым важным делом, которое должен делать учитель, а значит, и я.

 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

АЙЛАРОВА ГАЛИНА ИДЫГОВНА

 

руководитель Управле­ния Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания

 

Родилась 1 января 1953 г. в селении Зильги Правобережного района Северо-Осетинской АССР. В 1973 г. окончила Орджоникидзевский финансовый техникум, в 1982 г. — Се­веро-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, специальность «экономист». Кандидат экономи­ческих наук. Свой трудовой путь начала в Министерстве финансов Северо-Осетинской АССР. В 1990 – 1993 гг. занима­ла пост заместителя начальника бюджетного отдела Минис­терства финансов Республики Северная Осетия-Алания, а в апреле 1993 г. назначена начальником бюджетного отдела. В апреле 2006 г. переведена в УФК по РСО-Алания. В настоя­щее время — руководитель Управления Федерального каз­начейства по РСО-Алания. Награждена Почетной грамотой Российской Федерации за заслуги в области экономической и финансовой работы. Заслуженный экономист Республики Северная Осетия-Алания, отличник финансовой работы.

 

 

ХАБЛИЕВ САФАР МУРАТБЕКОВИЧ

 

Хаблиев Сафар Муратбекович родился 27 марта 1933 г. в сел. Зилга Северной Осетии. В 1956 г. окончил исторический факультет Северо-Осетинского педагогического института. Трудовая биография Хаблиева началась с комсомольской работы. Затем он занялся журналистикой — корреспондент, редактор, переводчик радиокомитета. Работал в редакции газеты «Растдзинад» литературным сотрудником, секретарем, переводчиком.

Переводя партийные и государственные документы, значительно обогатил политическую терминологию осетинского языка.

С 1989 года — заместитель председателя правления Союза писателей Северной Осетии.

С. Хаблиев — заслуженный работник культуры СОАССР. Член Союза писателей СССР с 1983 г. Сафар Хаблиев — автор книг рассказов и повестей: «И боль, и слезы матерей» («Ǽнамœ мын чи бадзурдзœн»); «Где ты был до сих пор» («Нырмœ кœм уыдтœ»); «Орешник роняет листву» («Ǽхсœрыл сыфтœр нал хœцы»); «Легенда о Коста» («Къостайы кадœг»); «Райская птица» («Дзœнœты маргъ»); «Братья навеки» («Хъаймœты œфсымœр»).

Среди произведений осетинских писателей, посвященных Коста Хетагурову, особое место занимает «Легенда о Коста» («Къостайы кадœг») С. Хаблиева и Н. Хетагуровой. Материалом для авторов послужили легенды о Коста, издавна бытующие в народе. Книга знакомит нас с детством Коста, с годами его учебы в Нарской школе, с его первыми учителями и наставниками. В книге выведен ряд ярких и светлых образов людей, окружавших Коста, уже взрослого. Книга повествует и о несбывшемся личном счастье поэта, об его отношениях с Анной Цаликовой.

На протяжении всего творческого пути Сафар Хаблиев занимался переводом. Перевел на осетинский язык роман Юрия Бондарева «Горячий снег», книгу словацкой писательницы Евы Франевой-Малиевой «Путешествие с Анзором», рассказы Верой Пановой, Анатолия Дзантиева, Нодара Думбадзе и др.

 

 

АЗИЕВ АРСЕН АСАМОЕВИЧ

(21 сентября 1931 г.- 30 ноября 2014 г.)

Азиев Арсен Асамоевич родился 21 сентября 1931 года в с. Зильги Правобережного района СО АССР. По окончании Зильгинской средней школы поступил на физико-математический факультет Северо-Осетинского государственного педагогического института им. К. Л. Хетагурова.

Успешно закончил физико-математический факультет в 1954 году и был направлен учителем математики и физики в Зильгинскую среднюю школу.

В 1955 году избран Первым секретарем Правобережного районного комитета ВЛКСМ, а в 1966 году переведен в Научно-исследовательский институт высокочастотных органических материалов — ВОМ (впоследствии завод «Полимер») на должность инженера-исследователя. Одновременно являлся секретарем партбюро института.

В декабре 1962 года  избран ассистентом кафедры алгебры и геометрии СОГПИ им. К. Л. Хетагурова.

Учебно-педагогическую и научную работу всегда совмещал с административной и общественной деятельностью.

В период с 1955 -1960 гг.– депутат Правобережного районного Совета депутатов трудящихся, а с 1961 по 1964 гг. – депутат Орджоникидзевского горисполкома.

В 1967 году окончил курсы французского языка при Московском Государственном Ордена Трудового Красного Знамени педагогическом институте им. В. И. Ленина и командирован Министерством высшего и среднего специального образования в Гвинейскую Демократическую Республику г. Канкан, где проработал два года преподавателем высшей математики в политехническом институте.

С момента возвращения в родной вуз в 1969 году, интенсивно занялся научно-исследовательской работой в области теории функций многих переменных, в области связной теории термоупругости, а с 1973 года в одной из основных областей общей теории дифференциальных уравнений математической физики. Исследования были продолжены в период годичной аспирантуры в 1975-1976 гг. в Воронежском государственном университете на кафедре дифференциальных уравнений. Результаты исследований докладывались на различных семинарах, конференциях, симпозиумах в городах:  Москва, Киев, Ленинград, Воронеж, Новосибирск, Челябинск, Алма-Ата, Нальчик, Орджоникидзе.

В 1972-1974 гг. заместитель декана физико-математического факультета и одновременно заведующий кафедрой математического анализа.

В 1979 году по полученным результатам в Алма-Ате в институте математики АН Казахской ССР защитил кандидатскую диссертацию. В 1980 году присвоено звание доцента кафедры алгебры и геометрии, а с 1993 года профессора этой же кафедры.

В период с 1981 – 1985 гг., 1990-1998 г.г. – декан математического факультета. С 1985 по 1990 годы – заведующий кафедрой прикладной математики.

Автор 35 научных статей и множества докладов на различных семинарах, конференциях, симпозиумах, многие из которых переведены на иностранные языки.

Признан ветераном Великой Отечественной войны как тыловик, за работу почтальоном села и оказание помощи во время сельскохозяйственных работ в колхозе и МТС Правобережного района в годы Великой Отечественной войны.

От имени Президиума Верховного Совета СССР 26 апреля 1989 г. награжден медалью «Ветеран труда».

Указом Президиума Верховного Совета СО АССР от 22 июня 1992 г. за многолетнюю активную работу по подготовке педагогических кадров награжден «Почетной грамотой» Верховного Совета СО АССР, а Указом Президента РСО-Алания от 17 июля 1995 г. присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСО-Алания».

За весомый вклад в дело подготовки и воспитания молодых специалистов, а также за активное участие в ветеранском движении республики 21 сентября 2006 г. удостоен звания лауреата Форума «Общественное признание» и награжден  дипломом  и знаком.

Указом Президента Российской Федерации В. В.Путина от 07 декабря 2000 г. награжден Орденом Дружбы народов. Указом Президента Российской Федерации награжден юбилейными медалями «Победы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» от  28 февраля 2004 г., 04 марта 2009 г., 21 декабря 2013 г.  Ежегодно получал персональные поздравительные  письма от Президента Российской Федерации.

За вклад по подготовке высококвалифицированных специалистов и многолетнюю плодотворную деятельность Указом Главы РСО-Алания от 17 февраля 2012 года награжден медалью «Во славу Осетии».

 

Дзантемир МИРЗОЕВ  уроженец с. Зильги, первым из осетинских борцов выполнил норматив мастера спорта СССР. Это случилось еще в 1952 году в Баку на чемпионате СССР. Во Владикавказе он уверенно стал чемпионом России в полулегком весе в четвертый раз (всего семь чемпионских званий).

 

 

 

ДЗАРАСОВ САВКУДЗ ДЗАБОЕВИЧ

Родился 5 января 1930 года в селении Зильги Правобережного района Северной Осетии. Больше 10 лет был первым номером сборной команды СССР по вольной борьбе в тяжёлом весе. На чемпионате Южной зоны он победил дагестанского гиганта Османа Абдурахманова. В 1958 году в Тбилиси стал чемпионом СССР. В 1959 году стал бронзовым призёром чемпионата мира и чемпионом СССР. Двукратный чемпион Вооруженных Сил СССР. ЧемпионУкраины. Двукратный чемпион Москвы. Пятикратный чемпион РСФСР. В 1960 году на Летних Олимпийских играх в Риме стал бронзовым призёром.

В 1950 году окончил факультет физического воспитания и спорта Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова

Последние годы своей жизни работал председателем ДСО «Спартак».

Имеет двух сыновей (Тимур и Сослан).

Умер 12 июля 1990 года.

Спортивные достижения

Бронзовый призёр Летних Олимпийских игр в Риме (1960)

Двукратный чемпион СССР (19581959)

Пятикратный чемпион РСФСР

Двукратный чемпион Вооруженных Сил СССР

Чемпион Украины

Двукратный чемпион Москвы

Награды и звания

Медаль «За трудовое отличие» (1957)

Медаль «За трудовую доблесть» (1960)

Заслуженный работник культуры СОАССР (1980)

 

СИДАКОВ ЗАУРБЕК КАЗБЕКОВИЧ

Выпускник  школы с.Зильги Заурбек Сидаков  самый перспективный спортсмен, борец вольного стиля  России.

Основные достижения:

Международный турнир по вольной борьбе, 16-17.05.2015 г., г.Олимпия (Греция): 1 место

Первенство Мира среди юниоров, 11-16.08.2015 г.,  г. Сальвадор (Бразилия): 3 место.

Международный турнир по вольной борьбе серии Гран-при «Иван Ярыгин», Красноярск, 27.01-01.02.2016: 1 место (70кг)

Чемпионат России, 24-30.05.2016, Якутск: 1 место

Первенство России среди юниоров, 21-25.04.2016, Красноярск: 2 место

Первенство Европы, 23-26.06.2016, Бухарест (Румыния): 2 место

Международный турнир «Гран При Иван Ярыгин», 26-30.01.2017, Красноярск: 2 место (70кг)

 

БОРУКАЕВ АРТУР ЭНВЕРОВИЧ,

29.03.2000 года рождения, кандидат в мастера спорта

Выпускник школы с.Зильги 2017 г.

 

1.      Неоднократный победитель и призёр первенства РСО-Алания по вольной борьбе

2.      Двукратный чемпион международного турнира памяти Солтана Бердиева

3.      Победитель Всероссийского турнира г.Новошахтинска

4.      Серебряный призер первенства России г.Перьм

5.      Победитель турнира памяти Елкана Тедеева

6.      Победитель республиканского командного турнира памяти Б.Кудухова г.Беслан.

 

 

 

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)  
3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы Достичь высокой  результативности и эффективности педагогической  деятельности, высокого качества знаний, значительных сдвигов  в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Соответствовать современным достижениям педагогики и методики.
3.2.            Ценности школьной жизни Повышения качества знаний и общей культуры учащихся, духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников. Повышения уровня квалификации педагогического коллектива, организация взаимодействия с другими учебными заведениями с целью обменом опытом с передовыми технологиями в образовании. Воспитание школьников в духе патриотизма и любви к своей малой родине.
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)  
3.4.            Традиции и ритуалы

 

День знаний.

Неделя Коста Хетагурова.

День матери.

День памяти Героя Советского Союза Э.Ахсарова

День вывода войск из Афганистана.

День родного языка.

Вахта Памяти.

Последний звонок

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей) Основной целью образовательного процесса в школе является повышение качества образования и обеспечение его доступности. Образовательный процесс построен на основе индивидуализации и дифференциации. На уроках педагоги применяют современные педагогические технологии и методики
3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Проекты: «Мы помним!», «В жизни всегда есть место подвигу!», «Мама всех важней на свете…», экологический проект «Будущее Земли зависит от тебя»

Акции: «Помоги пойти учиться», «Письмо солдату», «Письмо ветерану», «Дети – детям», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Доброе утро, ветеран!»

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе Клуб старшеклассников «Юность».
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Хор школы
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Зильги — в переводе с осетинского языка означает «поворачивающийся». Село получило своё название от реки Камбилеевки, которая в этом месте извивается настолько, что создается впечатление, что она течёт по кругу.

В начале 19 века тагаурские алдары — Темирболат, Иса и Джанхот Дударовы вынуждены были покинуть Дарьяльское ущелье и поселиться на правом берегу реки Камбилеевка образовав там поселения Джанхотов-Ларс, Иса Дударово, Темирболат Дударово. Село Тасултаново образовалось в 1814 году, а село Габисово в 1815. Оба села находились недалеко от стен русского военного укрепления Елизаветинского, которое было построено в 1783 году на берегу Камбилеевки, между нынешними Зильги и Хумалагом.

Среди первых поселенцев аулов были представители горных сел: Джимара, Фиагдон, Чми, Саниба, Куд, Ламардон. В 1850 году в селе Габисово проживало — 48 дворов, а в Тасултаново — 56. В 1855 году алдаров-первопоселенцев Тасултана и Габиса Дударовых вынудили переселиться в селение Карджин, а оставленные сёла переименовали в общее название — Зильга.

Помимо Дударовых среди первых поселенцев называются: Албеговы, Азиевы, Бадоевы, Бедоевы, Боцоевы, Бзаровы, Болиевы, Борукаевы, Ватаевы, Габаковы, Гаппуевы, Гариевы, Гудиевы, Гусаловы, Дзарахоховы, Дзусовы, Дзуцевы, Дауровы, Итазовы, Кониевы, Козыревы, Кесаевы, Кокаевы, Куловы, Кцоевы, Майрамукаевы, Мильдзиховы, Мисиковы, Муриевы, Марзоевы, Пораевы, Псхацаевы, Рамоновы, Таймазовы, Тебиевы, Тогузовы, Фидаровы, Цогоевы и другие.

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Ни одно мероприятие в селе не обходится без участия учащихся школы. Совместно с сельским домом культуры проводятся концерты, игровые программы, театрализованные представления, вечера. Школа участвует также в благоустройстве территории села. Жители села охотно посещают школьные мероприятия. Особенно любимы  праздники первого и последнего звонка, день Матери, мероприятия, посвящённые дню Победы.
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Итазов Николай Абдулович, выпускник школы с.Зильги. В настоящее время успешный предприниматель в Ставропольском крае. Систематически обеспечивает  обучающихся школы новогодними подарками.
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)  

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) КУЛОВ МАГОМЕТ КОНСТАНТИНОВИЧ

 

Кулов Магомет Константинович – заслуженный учитель Северо-Осетинской АССР, ветеран труда.

Родился он в 1912 г. в селе Хумалаг Кировского района в крестьянской семье.

После окончания Хумалагской средней школы, поступил на математический факультет Северо-Осетинского государственного педагогического института.

Окончив институт в 1922 г., был направлен на работу завучем в село Кирово Ардонского района.

В 1940 г. М.К. Кулова направляют на учебу в партийную школу при Северо-Осетинском обкоме ВКП (б), по окончании которой в 1942 г. назначается председателем исполкома райсовета Кировского района.

В 1947 г. он был назначен директором в село Зильги Правобережного района.

Более 20 лет Магомет работал в должности директора – руководитель, владеющий методами управленческой деятельности, обладающий прекрасными знаниями в области математики, педагогики и психологии. Он находился в постоянном творческом поиске оптимальных решений основных задач учебно-воспитательного процесса.

Магомет Константинович совмещал должность директора с преподавательской деятельностью. Его ученики: Меликов Х.Х. – профессор кафедры математического анализа. Х.Х.Меликов опубликовал около 70 научных трудов по математике, в том числе 8 учебных пособий и учебников.

Кулов Р.А. – профессор ГГАУ, Азиев А.А. – профессор СОГУ.

За большие достижения в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе, за многолетний добросовестный труд удостоен звания – Заслуженный учитель СОАССР, многократно поощрялся «Почетными грамотами».

С 1947 – 1968 гг. – проработал директором школы с.Зильги.

Умер в 1968 г.

 

КУЛОВА ЗИНАИДА ДАУРБЕКОВНА

Зинаида Даурбековна заслуженный учитель, ветеран труда.

Родилась она в селе Зильги Правобережного района СОАССР.

В 1932 году окончила среднюю школу и поступила в педагогическое училище.

В 1935 г. успешно окончила училище и была направлена на работу в Зильгинскую среднюю школу.

С 1935 г. – 1978 г. проработала в данной школе учителем начальных классов.

За многолетний добросовестный труд, творческое отношение к организации учебно-воспитательного процесса в школе была удостоена звания «Заслуженный учитель СОАССР», многократно поощрялся «Почетными грамотами».

Зинаида Даурбековна- многодетная мать воспитала шестерых детей. Все получили высшее образование: Тебоева-Кулова К.М. – учитель математики в Зильгинской средней школе – продолжила работу своих родителей.

 

ТЕБОЕВА-КУЛОВА КОЗЕТТА МАГОМЕТОВНА

 

Козетта Магометовна Кулова – «Почетный работник общего образования Российской Федерации», «Ветеран труда», учитель математики I – категории

Родилась в 1943 году в селе Зильги Правобережного района Северо-Осетинской АССР.

В 1961 году окончила среднюю школу и поступила на физико-математический факультет Северо-Осетинского государственного педагогического института им.К.Л.Хетагурова.

В 1966 году успешно окончила институт и была направлена на работу в Павлодольскую среднюю школу Моздокского района СОАССР.

В 1973 году была переведена в школу № 2 г.Владикавказа СОАССР.

С 1979 г. по 1982 г. проработала в Фарнской средней школе Правобережного района.

В 1994 г. была переведена завучем в Зильгинскую среднюю школу Правобережного района.

С 1 декабря 1994 г. была назначена директором Зильгинской средней школы.

В 2010 г. переведена учителем математики, и с тех пор по настоящее время работает  в данной школе.

 

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)  

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): Хаблиева Римма Романовна