МКОУ СОШ с. Верхний Булай Черемховского района

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

 

 

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Верхний Булай Черемховского района Иркутской области
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Боровченко Надежда Юрьевна
1.3.        Почтовый адрес

 

665431, Иркутская область, Черемховский район, село Верхний Булай, ул. Школьная, 2А
1.4.        Телефон

 

89041145828
1.5.        Сайт

 

Vbulay.CHEREDU.ru
1.6.        Электронный адрес

 

vbulay2012@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

110 человек
1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

23 педагога, из них:

— с высшим образованием-14 человек

— 1 квалификационная категория-14 человек

— высшая категория-2 человека

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Продолжительность учебной недели: 5-дневная учебная неделя

Количество занятий в день  для каждой ступени :

1 ступень: минимальное — 4урока, максимальное -5 уроков;

2 ступень: минимальное — 5 уроков, максимальное- 7 уроков;

3 ступень: минимальное- 7 уроков, максимальное – 7 уроков.

Продолжительность уроков (мин.) 40 минут.

В 1 классе ступенчатый режим: 1,2 четверти — 35 минут; 3,4 четверти — 40 минут.

Продолжительность перемен (минимальная, максимальная) минимальная — 10 минут; максимальная -15 минут.

Сменность занятий:

Смена Классы (группы) Общее количество обучающихся в смене
1 смена 12 110
1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

На земельном участке МКОУ СОШ с. Верхний Булай выделены следующие функциональные зоны: спортивная площадка, игровая площадка, пришкольный  приусадебный  участок, хозяйственная зона, котельная.

  На игровой площадке имеется беседка  для прогулки детей в любую погоду.

  Спортивная  площадка  предназначена для круглогодичного проведения программных и дополнительных физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных развлечений и праздников.

  Участок МКОУ СОШ с. Верхний Булай  имеет ограждение и защитную зеленую зону.

Типовое  блочное  трехэтажное   здание с уютными учебными кабинетами с лаборантскими. Общая площадь помещений составляет 2386 м2. Учебных  кабинетов  19 ед. На первом этаже имеется  актовый зал, спортзал с раздевалками для мальчиков  и девочек.  Также на первом этаже находится столовая с горячим питанием на 80 посадочных мест. Медицинский кабинет  с  необходимым медицинским оборудованием.

Имеются кабинет технологии для мальчиков и девочек. На втором этаже находятся учебные кабинеты начальных классов. В школе имеется  учебное оборудование: 2 интерактивных комплекса, система голосования, документ-камера, принтеры, компьютеры, ноутбуки.   Кабинеты физики, географии обеспечены полностью лабораторным оборудованием в рамках  Национального проекта  образования. В школе имеется Компьютерный класс  с  учебным оборудованием; имеется подключение  интернета. В библиотеке   имеется  9264 экземпляра учебной и художественной литературы, музей с историческими экспонатами.

 

 

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1934 г.
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

К концу 30-х годов 20 столетия в селе действовали две школы: районная опорная школа (РОШ) и школа крестьянской молодежи (ШКМ). Желающих учиться с каждым годом становилось все больше и больше. Возникла необходимость в строительстве новой, более просторной школы. В 1930 году, методом народной стройки, началось строительство нового двухэтажного здания. В 1934 году новая школа раскрыла двери для всех желающих учиться в Черемховском районе.
2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

1929-1930 гг – Белодед Александр  (директор РОШ       

                         – районная опорная школа,

                         четырехлетка

1929-1932гг – Константинов ….(директор ШКМ –               

                         школа крестьянской молодежи)

1932-1934гг — Глушков Родион Проклович

1934-1937 гг – Плотников Дмитрий дмитриевич

1937-1941 гг – Бородин Иннокентий Карнилович

1941-1942 гг – Похоев Трофим Тархаевич

1942-1944 гг – неизвестно

1944-1945 гг – Виноградова Мария Антоновна

194 5-1947 гг –Тимуров Василий Владимирович

1947-1948 гг – Пляскин……

1948 -1945 гг – Бардымов Николай Бохаевич

1965-1970 гг – Черемисина Антонина Алексеевна

1970-1974 гг – Кудрявцева Вера Константиновна

1974-1975 гг – Мельникова Лидия Николаевна

1975 -1976гг —  Прокопьев Александр Иванович

1976 — 1984гг – Князева Нина Васильевна

1984 –1985гг – Валеев Игорь Закирович

1985 –1992 гг- Боровченко Любовь Еремеевна

1992 — 1993 гг – Базинский Николай Павлович

1993 — 1995 гг – Боровченко Любовь Еремеевна

1995 — 1998 гг – Корецкая Татьяна Петровна

1998 – 2000 гг – Тарасов Сергей Владимирович

2000 – 2005 гг – Середкина Татьяна Николаевна

2005 – по настоящее время -Боровченко Надежда Юрьевна

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

В селе Верхний Булай с 1929 года по 1934 год работали две школы, размещавшиеся в крестьянских домах: 4-летняя начальная районная опорная школа (РОШ) и межрайонная образцовая школа крестьянской молодёжи (ШКМ) для 5-6 классов.

При ШКМ был организован детский колхоз «Внучата Ильича». В его пользовании находился земельный надел общей площадью 52 га, на котором школьники выращивали пшеницу, ячмень, картофель, капусту, кукурузу, сахарную свёклу, бобы. На скотном дворе ученики ухаживали за кроликами, овцами, свиньями, дойными коровами, рабочими лошадьми. Ребята на практике постигали основы агрономии и животноводства, а также существенно пополняли запас продовольствия в школьной столовой.

В 1934 году в селе открылась новая 7-летняя школа, продолжившая сочетание обучения с воспитанием любви к своей малой родине, окружающей природе, сельскохозяйственному труду.

Военное лихолетье не обошло стороной и село Верхний Булай. Дети помогали взрослым в их нелёгком труде на скотных дворах, полях, лугах. Некоторые из них прервали учёбу, заменив на работе ушедших на фронт отцов и братьев.

В 1949 году школа стала средней. В школьном музее хранятся книги 50-60х годов прошлого века, на которых штамп с названием школы содержит слова «…трудовая политехническая…».

В те времена была организована школьная производственная бригада, которая ежегодно трудилась и отдыхала в летнем трудовом лагере. Некоторые ученики за добросовестное отношение к труду и высокие урожаи награждались грамотами, ценными подарками, путёвками во Всесоюзные лагеря «Артек» и «Орлёнок». В 60-е годы ребята из  школьной производственной бригады посетили ВДНХ в Москве, где представляли результаты своей опытнической работы и за это получили заслуженные награды. Большую роль в воспитании любви к труду и родной земле многие годы играл совхоз, на полях которого самоотверженно трудились ученики нашей школы. Верхнебулайская нива традиционно являлась районной житницей и поставщиком мясо-молочной продукции. Широко за пределами области был известен совхоз «Черемховский».

Так продолжалось до 1991 года. В сложное время 90-х годов школа выживала за счёт продукции, выращенной на пришкольном участке.

Сегодня в Верхнебулайском поселении нет своего совхоза, но поля не пустуют, их арендует СХ ПАО «Белореченское» — лидер среди предприятий АПК  Иркутской области.

И в настоящее время МКОУ СОШ с. Верхний Булай продолжает жить и трудиться, сохраняя свои лучшие  традиции.

 

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Суворова Нина Антоновна, «Заслуженный учитель».

Сомкина Мария Иннокентьевна учитель физики с 55 летним стажем (отработала с 1961 по 2016 гг).

Имеет звания:

«Старший учитель» — 1984 г.

«Ветеран труда» — 1986 г.

«Отличник народного образования» 1993 г.

Боровченко Любовь Еремеевна, учитель русского языка и литературы, отработала в школе 49 лет.

Имеет звания:

«Ветеран труда», «Отличник народного образования».

Боровченко Надежда Юрьевна, директор школы, учитель технологии.

Имеет звание – «Почетный работник общего образования»

Корецкая Татьяна Петровна, учитель географии.

Имеет звания:

«Ветеран труда»,  

«Почетный работник общего образования»

Тюрнева Людмила Борисовна – «Ветеран труда»

 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Рудковский Андрей Юрьевич (выпуск 1966 г.)

Полковник внутренней службы, заместитель начальника Окружного управления уголовно-исполнительной системы по Дальневосточному федеральному округу.

 Петина (Змановская) Вера Степановна (1975 г.)

 заместитель начальника отдела эпидемического надзора Управления Роспотребнадзора по городу Москве.

 Моторин Леонид Викторович(выпуск 1977 г.)– заместитель начальника кафедры боевой и физической подготовки ВСИ МВД РФ, подполковник

Уваров Юрий Миронович (выпуск 1956 г.) – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры организации и управления на предприятиях АПК экономического факультета ИрГСХА

Колмаков Александр Романович (выпуск 1966 г.) – летчик, инструктор летного состава, член отряда поиска космонавтов.

 

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

МКОУ СОШ села Верхний Булай обладает позитивным опытом профориентационной работы с обучающимися, в перспективе которой – решение проблемы кадрового обеспечения квалифицированными специалистами с инновационным мышлением и бизнес-подходом к сельскохозяйственному производству в региональном агропромышленном комплексе.

Но профессиональное самоопределение по времени гораздо шире периода школьного. Поэтому профессиональное самоопределение обеспечивается взаимовыгодным сотрудничеством социальных партнёров школы, среди которых образовательные организации разного уровня и сельхозпредприятие – ДОУ села Верхний Булай, МКОУ СОШ села Бельск, Усольский аграрно-промышленный техникум, ИрГАУ им. А.А. Ежевского, СХ ПАО «Белореченское».

Профессиональное самоопределение школьников развивается в процессе преподавания основ наук, а также в ходе экономической, трудовой и профессиональной подготовки. Формирование профессиональных интересов учащихся, их готовности к выбору профессии осуществляется с учётом потребностей экономики региона. При этом пропагандируются профессии, необходимые и перспективные для социально-экономического развития родного села Верхний Булай, Черемховского района и всей Иркутской области.

 

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

МКОУ СОШ села Верхний Булай –  образовательное учреждение Черемховского района Иркутской области. Для неё, как и для других сельских школ, актуальна проблема организации работы по профессиональному самоопределению детей и молодёжи.

В 2010 году наша школа в рамках регионального мегапроекта успешно реализовала программу проекта «Развитие социального партнёрства как условие повышения качества профориентационной деятельности и профессиональной подготовки», в 2012 году заслужила статус «Общественно-активная школа Иркутской области», с 2014 года является пилотной площадкой регионального проекта «Агробизнес-школа и формирование системы непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года».

Наша школа не случайно выбрана пилотной площадкой для развития непрерывного агробизнес-образования. Она имеет многолетнюю историю и богатый опыт профориентационной работы.

 

3.2.            Ценности школьной жизни

 

Особый социальный статус школы определён  положительными факторами:

нравственным (школа – центр сохранения и развития сельских традиций);

культурным (школа – база местных культурных ресурсов);

социальным (школа – сообщество профессионалов);

экономическим (школа – источник будущих кадров для сельского хозяйства).

 

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Детская организация «ШОК» — школьное объединение классов.

«ШОК» — это не шоколадка, и не стресс, а совместный интерес.

Ш – школьное, потому что в хорде игры мы учимся управлению, добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и инициативность;

О- объединение, потому, что наша игра – сеть равноправных взаимосвязей в школе;

К – союз классов, символизирует единение в ходе игры учителей и учеников.

Эмблема школы: желтый круг, символизирующий солнце, в обрамлении детских разноцветных ладошек – лучиков.

Флаг представляет собой полотнище желтого цвета с изображением в центре флага  эмблемы школы.

 

3.4.            Традиции и ритуалы

 

Традиционные мероприятия: День знаний, День матери, Новый год, Смотр песни и строя, День здоровья, День урожая, День рождения школы.
3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

В целях реализации модели непрерывного агробизнес-образования в ОУ

·         проведено интегрирование в отдельные учебные предметы курсов основ сельского хозяйства и экономики, основ безопасного экологически-грамотного природопользования и основ предпринимательской деятельности;

·         реализуются программы факультативных курсов по садоводству,  механизации АПК, предпринимательству;

·         внеурочная деятельность учащихся насыщена их участием в различных проектах, среди которых – «Огород круглый год», «Ландшафтная ферма», «Музей комнатных растений»;

·         учащиеся 10-11 агро-классов изучают профильные предметы «Основы агрономии», «Основы животноводства», «Основы сельскохозяйственной техники»;

·         проведено профессиональное обучение незанятого населения профессии «Оператор машинного доения» силами педагогов школы;

·         ежегодно на базе школы осуществляется профессиональная подготовка старшеклассников и взрослого населения по профессии «Тракторист категории С»;

·         в школе проводятся сессии «Академии предпринимательства» для старшеклассников и представителей малого бизнеса; 

·         на июнь 2017 года запланировано функционирование игрового лагеря для школьников «Предпринимательская деревня».

 

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Механизмами реализации программы развития являются конкретные проекты на каждом уровне образования.

Дошкольное образование

Проект «Росток»

В реализации данного проекта используются различные  формы организованной образовательной деятельности способствующей активному внедрению агробизнес-образования в детском саду.

Начальное общее образование (1-4 класс).

Проект  «Ландшафтная ферма»

Проект  «Огород круглый год»

Внедрение данных проектов обеспечивает формирование у школьников основ проектной деятельности, технического творчества, воспитание лидерских качеств, предпринимательской психологии. Помогает максимально приблизить к школе родителей по средствам вовлечения их в семейные проекты.

 

Основное общее образование

(5-9 классы)

Новые подходы к обучению вносят принципиальные коррективы в учебный план и учебные предметы.

Для обеспечения  непрерывного  агробизнес-образования  в  учебные предметы интегрированы темы агробизнес- образования.

Идёт реализация проекта «Создание музея комнатных растений».

Это зимний сад, где ребята  не только отдыхают, но и проводят исследовательскую работу, ставят опыты, ведут наблюдения за растениями. В процессе работы над зимнем садом консультационную помощь оказывают ученые из ИрГАУ ,  преподаватели Усольского аграрно-промышленного техникума. Неотъемлемыми помощниками являются  наши родители.

Реализация индивидуальных проектов проходит через НОУ «Академия творчества».

Организована работа кружков, социальные практики агробизнес-направленности.   

Планируется:

 Создание мини-агрокомплекса в ОУ

Профессиональная подготовка по профессии: «Цветовод»,  «Флорист-дизайнер»

Организация работы летнего трудового лагеря с участием СХОАО «Белореченское», ИрГАУ им. Ежевского. 

Среднее общее образование

Профильная подготовка — работа агро- класса.

В основном изменения в учебном плане произошли в среднем общем образовании.

Принцип построения учебного плана:  основан на идее двухуровневого (базового и профильного) компонента федерального государственного образовательного стандарта.

Профильный уровень предусматривает индивидуальную траекторию обучения. Для реализации данного направления организовано  сетевое взаимодействие с МКОУ СОШ села Бельск. В школе ведется обучение по трем профильным предметам: «Основы сельскохозяйственной техники», «Основы агрономии», «Основы животноводства». Эти предметы ведут преподаватели ИрГАУ им.Ежевского. Данные предметы ведутся с учетом индивидуального выбора учащихся  двух школ. Также идёт усиление часов биологии, химии, введены факультативные курсы агробизнес-направленности.

Профессиональная подготовка  по профессии – «Тракторист» кат. С. Эта  профессия пользуется спросом как у юношей, так и у девушек.

Базой для проведения практик является один из филиалов СХОАО «Белореченское»- ОПХ «Сибирь».

В результате организации сетевого взаимодействия между школами введение  профиля не потребовало  дополнительных финансовых затрат.

Работа агрокласса уже даёт свои первые плоды. По результатам анкетирования на 1 января этого года 25% выпускников школы желают поступить ИрГАУ, а ещё 10 сентября их было только 5%.

Планируется

•          Создание мастерской «Механизация сельского хозяйства»

•          Проведение итоговой летней конференции по представлению и защите проектов   «Предпринимательская  деревня»

 

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

В школе существует детская общественная организация «ШОК» (школьное объединение классов), волонтерский отряд «Сильная нация» и семейный клуб «Очаг»
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

В школе традиционно проводятся народные праздники: Масленица, Рождество, Светлый праздник – пасха, Посиделки, Колядки, Праздник русской березки.

Любимые игры: лапта, городки, ручеек.

4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Село наше – Верхний Булай. Оно основано в 1775 году. История названия села очень интересна и имеет несколько легенд. По одной из них название нашего села произошло от бурятского слова «булай», что в переводе означает «яма». И действительно, село находится в углублении, со всех сторон холмы и лес.
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Организован информационно-консультационный пункт АПК  (консультирование по вопросам создания агробизнеса  проводят преподаватели Аграрного университета, Усольского агропромышленного техникума, специалисты СХОАО «Белореченское» и др.)

Наши ребята из волонтёрского отряда «Сильная нация» проводят социологические опросы жителей села для организации работы информационно-консультационного пункта АПК. Они в процессе беседы выясняют, какие вопросы агробизнес — образования интересуют односельчан.

 

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня На протяжении многих лет школа сотрудничает с:

Ø  СХОАО «Белореченское».

Предприятие оказывает всестороннюю поддержку и помощь в реализации модели агробизнес-образования: обеспечивает базу для прохождения производственных практик обучающихся, оказывает содействие в профориентационной работе. Специалисты агрохолдинга проводят консультирование по вопросам АПК.

Ø  Усольский аграрно-промышленный  техникум:

Оказывает инструктивно-методическую помощь педагогам школы, ведёт профориентационную работу с учениками, помогая им в реальном выборе будущей профессии. Педагоги и студенты проводят различные мастер-классы для ребят нашей школы.

«Иркутский государственный университет им. А.А. Ежевского»:

Преподаватели университета руководят исследовательской работой учащихся по выращиванию комнатных цветочных растений, сельскохозяйственных культур; ведут занятия по основам агрономии, животноводства и сельскохозтехнике в  профильном агро-классе, читают лекции  для слушателей консультационного пункта АПК.

Ø  Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования:

Научное руководство и консультирование.

Ø  Центр занятости населения г.Черемхово и Черемховского района

Профориентационная работа.

 

Результатом целенаправленной работы по созданию школы социального партнёрства можно считать то, что в перспективе с сельскохозяйственной техникой и техническими профессиями связывают свою жизнь до 25% учащихся, ежегодно поступают на работу в СХОАО «Белореченское» от 10 до 20 % учащихся, продолжают обучение в ИрГАУ от 10 до15%.

 

5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Кузякина Алевтина Михайловна, учитель географии    (из воспоминаний Сомкиной Марии Иннокентьевны)

 Алевтина Михайловна приехала в Верхний Булай в 1950 году после окончания Иркутского педагогического института и прожила здесь всю свою жизнь до последнего дыхания, посвятив свою жизнь воспитанию и обучению подрастающего поколения.

  Профессионал высокого класса, мастер своего дела, с широким кругозором, богатыми знаниями, активной жизненной позицией. Любила свое дело, свой предмет и дети не могли оставаться равнодушными. Они получали качественные знания, занимались внеклассной работой. Занимали призовые места на туристических слетах. Под руководством Алевтины Михайловны в школе велась постоянно краеведческая работа на высоком уровне. Следопыты вели переписку с людьми, живущими в самых отдаленных уголках нашей страны. Алевтина Михайловна, совместно с учителем истории Мельниковым виктором Александровичем , организовали в школе музей, где был собран богатейший материал. Изучена история села, гражданской и Великой Отечественной войн, после военного времени.

  Алевтина Михайловна была замечательным классным руководителем. Не безразличная к детским проблемам, она располагала к себе и дети шли к ней со своими бедами. Она переживала за них и помогала им, как мать. Связи со своими выпускниками сохранялись до последних дней.. Они писали ей о своих делах, успехах, неудачах и при любой возможности приезжали к ней.

Думаю, что они будут с благодарностью помнить о ней.

  Я приехала работать в Верхне-Булайскую  школу в 1961 году и все годы общалась с Алевтиной Михайловной. Умная, умеющая проникнуть в душу человека, скромная. Ни когда не стремилась к власти.

  Я благодарна судьбе за то, что рядом со мной столько лет жил этот замечательный человек, который понимал с полуслова, мог дать дельный совет, оказать помощь, посочувствовать в горе.

 Общение с Алевтиной Михайловной мне всегда доставляло удовольствие. Ведь это было общение с умным и богатым знаниями Человеком.

 
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Галина Манько (Левченко)

Да, я помню всех своих учителей: Бочарова Вера Константиновна – русский и литература, Кузякина Алевтина Михайловна – география, Романенко Петр Титович – физрук и классный наш руководитель, Черемисина Антонина Алексеевна – английский язык. Мои одноклассники: Белькова Света, Черкасовы Люба и валя, Кондаков Юра, Дубовик Валера, Григорьева Валя,  Гибанова Нина, Никитин Коля, Лохов Миша. Веретновы Тоня и Володя, Боровченко Толя, Шмакова Галя, Шмаков Коля. Мы с семьей жили в Чернобыле. После аварии нас эвакуировали и мы приехали на Орловщину. У меня четверо детей и уже 5 внуков. Всегда часто вспоминаю нашу школу и своих одноклассников. К сожалению приехать не смогу на Юбилей. Спасибо за письмо, если Вам не трудно напишитечто-нибудь о нашей школе, может вы знаете что-то о судьбе перечисленных мною людей, мне бы очень хотелось знать. С уважением Галя.

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): ___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________