МКОУ СОШ №10 с. Заречный Людиновский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1. Общие сведения о школе
1.1. Полное название школы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 с. Заречный»
1.2. Ф.И.О. директора школы Яшкина Галина Ивановна
1.3. Почтовый адрес 249419 Калужская область, Людиновский район, с. Заречный, ул. Школьная, д.2
1.4. Телефон (48444)68766
1.5. Сайт http://www.40423s013.edusite.ru/cs_common.html
1.6. Электронный адрес direktor10lud@.ru
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования 80 учащихся:

1-4 классы – 40 человек

5-9 классы – 35 человек

10-11 классы – 5 человек

При школе функционирует группа дошкольного образования численностью 20 человек

1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация 16 педагогов, из них высшую категорию имеют 2 человека, первую – 1, соответствие – 10.

Образование: высшее – 14 человек;

Среднее специальное – 2человека.

1.9. Организация образовательного процесса (краткая информация) В школе 11 классов- комплектов. Все учащиеся занимаются в первую смену. Уроки начинаются в 8.30 час и заканчиваются в 14.10 час. При этом учащиеся 1 класса занимаются по 5 – дневной, учащиеся 2 – 11 классов – по 6 – дневной рабочей неделе. Группа дошкольного образования работает в режиме полного дня: с 7 до 19 часов.

В школе обучаются учащиеся из следующих населенных пунктов: с. Заречный, д. Вербежичи, д. Березовка, д. Савино, д. Колчино, д. Кретовка, д. Буда, д. Косичино, д. Голосиловка, д. Курганье, г. Людиново.

1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории Здание МКОУ «Средняя школа №10» расположено при въезде в населенный пункт. Здание школы приспособленное, кирпичное, двухэтажное, имеется подвал, средняя высота помещений – 2,9 м. Общая площадь здания – 822,8 кв.м. В здании имеются: центральный вход, 2 запасных выхода. Год постройки здания 1989. Проездные пути к школе заасфальтированы.

Имеется столовая на 60 посадочных мест. Количество учебных кабинетов – 14, из них один кабинет информатики с 4-мя компьютерами, кабинеты физики и химии с лабораториями. Спортивный зал школа арендует у ЦСДК по договору. Все учебные кабинеты оснащены автоматизированными рабочими местами педагога. Территория школы огорожена металлической оградой.

2. История школы: основные вехи
2.1. Дата основания школы 14.11.1989 г.
2.2. Обстоятельства создания школы Средняя школа № 10 является правопреемницей Вербежичской восьмилетней школы, которая в 1989 году была реорганизована в среднюю школу № 10 (решение Калужского облисполкома №451 от 14.11.1989 г.). Школа переехала в нынешнее здание. В Вербежичах до 2003 года существовала Вербежичская начальная школа.
2.3. Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения) 1. – Хохлова Мария Николаевна – с 1909 года; В это время школа была начальной. Ежегодно школу заканчивали только 7-8 человек. Грамотность взрослого населения составляла 20% (при этом грамотными считались уже те, кто умел расписываться).

2. – Юдин (имя, отчество неизвестно) – 30-е годы

3. – Громов (имя, отчество неизвестно) – по июнь 1941 года; По всей Калужской области была широко развернута работа по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения.

4. – Громова Наталья Владимировна – с июня 1941 г.

5. Сменила на посту директора своего мужа, ушедшего на фронт.

6. – Селифонтова М. (имя, отчество неизвестно) – с 01.08.1945 по август 1946 г. Работала директором ровно год. На ее плечи легла работа по восстановлению зданий Вербежичской семилетней школы, разрушенной войной. Однако из-за отсутствия средств, строительных материалов, помощи со стороны исполкома и руководства местного колхоза, запланированные работы выполнены не были, директора уволили с должности.

7. – Матюшкин В. М. – 1946 -1947 учебный год. В школе было организовано обучение взрослого населения с целью завершения ликвидации неграмотности и малограмотности, прерванное Великой Отечественной войной.

8. – Оглоблин Дмитрий Федорович – 1947 -1948 учебный год

9. – Бабашин Василий Иванович – с 1948 года по 1960 год; Василию Ивановичу удалось организовать работу педагогического коллектива и вывести школу в число лучших в районе. В отчете РОНО о работе школ Людиновского района за первое полугодие 1948-49 учебного года читаем: «На основании данных инспектирования и других материалов, лучшими школами в районе можно считать: начальную школу №2 (города), Запрудновскую, Гусевскую, Дмитровскую начальные школы, Вербежичскую семилетнюю школы. В этих школах дружные коллективы, методическая работа у них поставлена неплохо. Учителя этих школ много внимания уделяют отстающим». В этом же отчете упоминается и то, что в школе в это время была хорошо поставлена юннатская работа. Пришкольный участок находился в образцовом состоянии. Была предпринята попытка завести питомник тутового дерева.

10. – Бирюлева Нина Ивановна – с 1960 года по 1966 год;

– Ефимов Сергей Кириллович – с 1966 года по 1973 год; Именно в его бытность школа была отстроена фактически заново и приобрела современный по тем временам облик. Трудные это были годы, учителя работали без отпусков, сами ремонтировали школу, заготавливали дрова.

– Романенкова Лидия Антоновна – с 1973 по август 1985 года; Небольшой, но дружный коллектив школы, возглавляемый Лидией Антоновной, много сделал по закреплению молодежи на селе, укреплению связей с подшефным совхозом «Людиновский».

– Залуцкая Людмила Валентиновна – с августа 1985 года по август 198 6 года;

– Яшкин Владимир Юрьевич – с сентября 1986 года по август 1999 года; Здание, в котором школа располагается в настоящее время, было введено в эксплуатацию вбытность ВладимираЮрьевича. Интерьер школы выполнен по его эскизам.

Владимир Юрьевич сам занимался спортом, всячески поддерживал увлечение физической культурой и спортом учащихся, финансировал зачетные туристские походы. Во время его директорствования учащиеся школы приняли участие в походе третьей категории сложности, посетили Ялту, Крым и Туапсе, совершили восхождение на гору Ай Петри.

В 90-е годы В.Ю.Яшкиным и его заместителем по УВР Г.В. Найденковым в школе много было сделано по созданию нормативно-правовой базы. Дважды школу посещал начальник Управления общеобразовательных учреждений и инспектирования Министерства образования России Сауткин В.Ф., изучался накопленный администрацией школы опыт работы по формированию НПБ.

Несколько лет подряд школа участвовала в Международной конференции «Образование в 21 веке», руководил которой П.И. Третьяков (г. Брянск, Смоленск, Москва, Ульяновск)

Коллектив школы тесно сотрудничал с Калужским институтом усовершенствования учителей по совершенствованию модели управления малокомплектной сельской школой и формированию учебного плана школы (куратор проекта – Кишеев В.А.)

– Яшкина Галина Ивановна – с августа 1999 года по настоящее время. По области прокатилась волна оптимизации образовательных учреждений.В 2003 году закрылась Колчинская средняя школа. Школьный автобус стал доставлять учеников из Буды, Колчина, Савина, Березовки и Вербежич в среднюю школу №10. Второй маршрут автобуса связал поселок Заречный с населенными пунктами: д. Куява, д. Косичино, д. Курганье, д. Голосиловка.

Большое внимание уделяется научно – исследовательской деятельности школьников. Учащиеся школы под руководством учителей Курносовой И.И., Самусенко Н.И., Харламовой Л.П., Пряхиной Е.М. неоднократно становились лауреатами, победителями и призерами региональных и Всероссийских конкурсов исследовательских работ «Юность. Наука. Культура», «Отечество».

Успешно реализован социальный проект «Парк культуры и отдыха села Заречный».

В сентябре 2014 года был реорганизован детский сад №10 «Ромашка». К средней школе №10 была присоединена группа дошкольного образования (20 воспитанников).

2.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам) В истории школы, как в зеркале, отразились история и судьба нашей страны.

Возникновение и становление школы. Начало грамотности на селе

Школа в Вербежичах существовала еще с конца 19 века, но подробной информации о ней нам найти не удалось.

В начале XX века школа была деревянная и находилась в центре деревни. Позднее на этом же месте было возведено новое кирпичное здание. Новую школу открыли в 1909 году, обучение в ней длилось 3 года. Желающих учиться было немного. Девочки должны были помогать своим мамам по хозяйству, нянчить младших детей, а мальчики с 11-12 лет вместе с отцами уходили в город на правах учеников на плотничьи работы. Ежегодно школу оканчивали только 7-8 человек. Заведующей школой была Хохлова Мария Николаевна. Грамотность взрослого населения составляла всего 20%, это при том, что грамотными считались уже те, кто умел расписываться.

После Октябрьской революции 1917 года по всей стране началась борьба с неграмотностью населения. Учителя организовывали занятия для обучения неграмотных взрослых.

Количество учащихся возросло в начале 30-х годов, когда в стране было введено начальное обязательное образование. Занятия велись в две смены, электрического света не было и ученики занимались при керосиновых лампах.

Школа в военное время

Уже 23 июня 1941 года многие мужчины получили повестки, а некоторые пошли на фронт без повесток. В июне грозного сорок первого года на фронт ушли учителя: Родин Павел Дмитриевич, Вощуков Николай Николаевич, Бабашин Василий Иванович, директор школы Юдин, завуч Громов (их имена установить не удалось). Стал солдатом и выпускник 1941 года выпуска Лысов Василий Архипович, которому уже исполнилось 19 лет. Остальные парни в связи с малолетним возрастом призыву в армию не подлежали.

Во время оккупации Людиновского района школа в Вербежичах не функционировала, в ней размещалась немецкая конюшня.

Школа и учителя в послевоенное время

После победоносного окончания войны, возобновились занятия в школе. Повсюду была разруха. Многие мужчины с фронта не вернулись. Восстановление разрушенного хозяйства легло на хрупкие женские плечи. Приказом по Людиновскому РОНО директором школы была назначена Селифонтова М. Собственными силами учителя школы готовились к началу 1945-1946 учебного года, но женскому персоналу многое было не под силу. Не хватало рабочих рук, денег, материалов. Работы по восстановлению школы затянулись. На совещании директоров и заведующих школ Людиновского РОНО 01.08.1945 года , где был заслушан отчет директоров о подготовке школ к учебному году, т. Селифонтовой был объявлен выговор, а в августе 1946 года она была освобождена от должности как не справившаяся с исполнением должностных обязанностей. Директором школы был назначен Матюшкин В.М., имеющий высшее образование. Статистический отчет школы ОШ-1 за 1947-48 учебный год подписан уже другим человеком – Оглоблиным Дмитрием Федоровичем. Никакой подробной информации о Селифонтовой, Матюшкине В.М., Оглоблине Д.Ф. в фондах Людиновского архива найти не удалось. В 1948 году директором школы был назначен Бабашин Василий Иванович, учитель географии. В школе был пришкольный участок, ребята даже отправляли свои работы на ВДНХ. Интересен тот факт, что на участке под руководством учителя биологии Жикленковой А.Г. ребята «предпринимали попытку завести питомник тутового дерева, но семена, выписанные из ботанического сада, оказались невсхожими».

В 1960 году директором стала учительница начальных классов Бирюлева Нина Ивановна. Школа в те годы была не привлекательна внешней стороной, но ей везло на добрых и замечательных учителей! Большая заслуга в сплочении педагогического коллектива принадлежит Сергею Кирилловичу Ефимову, который директорствовал в 70-е годы.

Сергей Кириллович преподавал русский язык и литературу, а также пение. Сам хорошо играл на баяне, аккомпанировал на всех школьных мероприятиях. На общественных началах руководил художественной самодеятельностью в местном клубе.

Школа сегодня

С 1989 года школа функционирует как Средняя школа №10.

9.09.2014 года был реорганизован МДОУ «Детский сад №10 «Ромашка» путем присоединения к МКОУ «Средняя школа №10». С этого времени при школе функционирует группа дошкольного образования численностью 20 человек.

2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.) Василий Иванович Бабашин (18.03.1919 – 02.03.1994)

Бабашин Василий Иванович родился 18 марта 1919 года в д. Поляна Думиничского района в многодетной семье. Трудовую деятельность начал в 1937 году, работая по найму. Заочно обучался в Калужском учительском институте. После его окончания был назначен учителем географии и истории Вербежичской семилетней школы. Это был большой эрудит. Его знаниям, кругозору мог бы позавидовать любой человек. Василия Ивановича очень любили ученики, уважали коллеги.

Когда началась Великая Отечественная война, Василий Иванович вместе с другими учителями школы добровольцем ушел на фронт. Прошел долгий путь войны от Ельни до Восточной Пруссии. Был ранен. Награжден двумя орденами Красного Знамени, медалью «За боевые заслуги». Вернувшись после войны в Вербежичи, был назначен сначала завучем, а в 1948 году директором школы. Был хорошим организатором и психологом, патриотом, на первом месте у него была забота о чести школы. Большое и важное дело заключалось в том, чтобы создать стиль, порядок жизни и работы школы. Кропотливым каждодневным трудом учителя передавали ученикам не только свои знания, но и учили главной науке – быть личностью.

Период директорствования Бабашина В.И. в Вербежичской школе длился 12 лет. В силу личных обстоятельств, в 1960 году он переехал в д. Манино, где возглавил Манинскую семилетнюю школу.

Вместе с супругой, Василий Иванович вырастил и воспитал троих достойных детей, всем дал высшее образование. Сыновья Бабашина – Юрий и Сергей – связали свою жизнь с органами внутренних дел, оба полковники милиции. Дочь Галина окончила Калужский государственный педагогический институт, работает директором Манинской средней школы.

Василий Иванович неоднократно избирался депутатом Куяво – Кургановского и Вербежичского сельских советов. С 1977 года Бабашин В.И. на заслуженном отдыхе. Умер Василий Иванович 2 марта 1994 года.

Лидия Антоновна Романенкова (19.12.1931– 11.06.2011)

Родилась 19 декабря 1931 года. Родина Лидии Антоновны — деревня Семово, что в Вяземском районе на Смоленщине. Росла в крестьянской семье. Несмотря на это, родители были людьми интеллигентными, стремились и детям привить культуру. После школы несколько лет работала делопроизводителем — машинисткой, затем поступила в Калужский государственный учительский институт на физико — математическое отделение. После его окончания, в 1953 году, была назначена учителем физики и математики в Вербежичскую семилетнюю школу. С тех пор Вербежичи стали ее вторым домом, дали любимую работу. Потом был Московский заочный педагогический институт.

Общительная, деятельная, она привлекает к себе внимание людей, быстро передвигается по служебной лестнице. Уже в 1962 году была назначена завучем школы, а позднее возглавила педагогический коллектив. Лидия Антоновна отлично знала свой предмет, могла донести его до каждого, отдавала всю себя целиком школе и детям, щедро делилась с коллегами своими профессиональными секретами. После выхода на пенсию еще некоторое время работала учителем математики в средней школе №10 с. Заречный.

За кругом непростых производственных дел находила время на общественную работу. Неоднократно избиралась депутатом Куяво — Кургановского сельского и Людиновского городского советов, была секретарем второго отделения партбюро совхоза «Людиновский», руководила лекторской группой общества «Знание». Этот период в ее биографии настолько расширил ее кругозор, научил разбираться в людях, что без участия в общественной жизни просто не смогла бы справиться с руководящей должностью.

Трудовой путь Романенковой Л.А. отмечен многими наградами. Это и почетные грамоты, и ценные подарки, и заслуженное звание «Отличника народного просвещения». Но самая большая награда для Учителя — любовь учеников, уважение и признательность коллег.

В 2011 году Лидии Антоновны не стало. Она ушла из жизни в возрасте 80 лет. В памяти своих односельчан, учеников она навсегда останется как человек грамотный, интеллигентный, готовый помочь любому обратившемуся к ней за советом.

2.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях) Иван Яковлевич Чугунов, Герой Советского Союза

В годы Великой Отечественной войны более 250 тысяч советских танкистов были награждены орденами и медалями, 1142 танкиста стали Героями Советского Союза, и среди них наш земляк, выпускник Вербежичской начальной школы Иван Яковлевич Чугунов.

Иван Яковлевич родился 9 октября 1921 года в деревне Вербежичи. В Людинове окончил три курса машиностроительного техникума, в 1940 году был призван в армию и направлен в полковую танковую школу. С этого времени он навсегда связал свою жизнь с Советской Армией, в рядах которой прошел славный боевой путь от рядового танкиста до генерал – майора.

Войну начал И. Чугунов механиком – водителем и закончил командиром роты. Громил фашистов на Украине, в Белоруссии, Прибалтике и Германии.

В 1943 году Иван Яковлевич встретился на фронте со своим братом Василием. С тех пор братья Чугуновы не расставались, находясь в одном танковом экипаже. Вот несколько эпизодов из их боевой деятельности.

В конце июня 1944 года в ходе Белорусской операции войска 4-й ударной и часть сил 6-й гвардейской армии I – го Прибалтийского фронта, прорвав оборону противника, вели наступление в направлении Полоцка. Гитлеровцы оказывали упорное сопротивление. Темпы наступления замедлились. В сложившейся обстановке было решено ввести в бой 1-й танковый корпус, части и соединения которого, выйдя на оперативный простор, громили подходившие резервы врага, его тылы, захватывали плацдармы, удерживали переправы.

В составе этого корпуса действовал 1-й танковый батальон 89 – й танковой бригады, где командиром взвода танков Т-34 был младший лейтенант И.Я. Чугунов.

26 июня 1944 года батальон подошел к деревне Каменка – важному узлу обороны противника. Танк Чугунова на полном ходу врезался в колонну отходящих гитлеровцев и нанес ей значительный урон: уничтожил два противотанковых орудия, бронемашину, штабную машину, три пулемета и истребил до 25-ти солдат и офицеров.

За деревней путь танкистам преградила река. Мост был цел, но находился под сильным артобстрелом и был заминирован. Несмотря на это, Чугунов попросил разрешения у командира батальона форсировать реку. Как только танк проскочил по мосту, сзади раздался грохот: фашисты взорвали мост. Оказавшись в таком положении Чугунов принял решение громить противника до подхода основных сил.

29 июня танкисты и стрелковые подразделения перерезали железнодорожную линию Полоцк – Молодечно и заняли станцию Ветрено. Действуя в составе батальона, взвод Чугунова завязал бой с заслоном отходящего противника. Умело маневрируя на местности, взвод обошел заслон, вышел ему во фланг и метким пушечно – пулеметным огнем разгромил его.

21 июля враг перешел в контратаку из района Радыше. Танкисты взвода Чугунова, находясь в засаде, подпустили гитлеровцев и мощным огнем уничтожили до 30 солдат и офицеров, две автомашины, противотанковое орудие, захватили штабную машину с офицерами и штабными документами.

Газета «Правда» 9 августа 1944 года писала об этой операции: «… Прорвавшись в глубь немецкой обороны, Иван Чугунов остановил свою машину недалеко от развилки дорог и открыл люк. Василий, оставив брата с машиной, пошел в смелый поиск. На перекрестке стоял немецкий регулировщик. Храбрый танкист подполз к посту и, пристрелив немца сам встал на дороге и регулировочными знаками. На дороге появились две, бешено мчавшиеся, немецкие машины. Новый регулировщик направил их прямо в засаду…»

Под Шауляем танковая рота, возглавляемая И. Чугуновым, получила задание пройти в тыл противника, перерезать его коммуникации и до подхода основных сил удержать железнодорожный узел. Небольшая группа танков прорвала оборону немцев, вошла в город, захватила штаб немецкой дивизии во главе с генералом и доставила в свою часть важные документы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года Ивану Яковлевичу Чугунову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

После окончания Великой Отечественной войны И.Я. Чугунова направляют для учебы в Академию бронетанковых войск. По окончании академии он работает заместителем командира полка, затем на ответственной работе в Министерстве Обороны СССР. В последние месяцы своей жизни (умер в 1978 году) работал заместителем командующего Забайкальским военным округом.

Бирюлев Виктор Николаевич, председатель Людиновского городского суда Калужской области.

Виктор Николаевич – выпускник Вербежичской восьмилетней школы. После окончания юридического института в период с 13.04.1976 г. по 18.08.1997 года проходил службу в качестве председателя Людиновского городского суда Калужской области. Указом Президента РФ №437 от 31.03.1996 г. «О награждении государственными наградами РФ» ему было присвоено почетное звание «Заслуженный юрист РФ».

2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы) -Совхоз «Людиновский» во главе с бывшим директором А.А. Шуруповым – помощь в пополнении материально-технической базы школы, совместная деятельность по профессиональной ориентации учащихся;

– ЦСДК села Заречный – совместная организация досуговой деятельности обучающихся;

– Администрация местного поселения села Заречный – помощь в реализации социального проекта «Парк культуры и отдыха села Заречный», профилактическая работа с семьями группы «риска».

3. Культура школы
3.1. Главные педагогические идеи школы Формирование у подрастающего поколения чувства гордости за свою малую родину, сохранение и приумножение местных традиций.
3.2. Ценности школьной жизни – Формирование здорового образа жизни;

– Патриотическое воспитание.

3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.) Из школьных символов присутствует только герб и эмблема детского объединения

3.4. Традиции и ритуалы – Походы и экскурсии по родному краю.

– Ежегодно проходит школьный осенний турслёт.

– Праздник урожая.

– концерт ко Дню Учителя, Международному женскому дню.

– Неделя экологии.

– Праздник Последнего звонка.

– На базе школы функционирует детская оздоровительная площадка.

– Ежегодно в марте проводится товарищеская встреча по волейболу между командами учителей, учащихся, родителей и выпускников школы.

3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей) С 2011 года начался поэтапный переход на работу по Федеральным государственным образовательным стандартам. Реализуемая образовательная система – «Школа России». Учителя школы успешно используют в работе системно – деятельностный подход, современные образовательные технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, проектные технологии, технологию продуктивного чтения и др.
3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой Одним из направлений научно-исследовательской и поисковой работы является изучение истории сельского поселения. Силами учащихся выполнены исследовательские работы: «История деревни Вербежичи» (автор Никишина Ирина, руководитель Зайцева Т.И.), «История колхоза «Красная дубрава» (автор Тихоненкова Александра, руководитель Курносова И.И.), «Народные умельцы деревни Вербежичи» (автор Гольтикова Анна, руководитель Самусенко Н.И.), «История возникновения и становления Вербежичской школы» (автор Ромасюкова Анжела, руководитель Харламова Л.П.), «История братской могилы глазами очевидца» (автор Зубков Максим, руководитель Курносова И.И.), «Агротуризм как альтернативный путь развития сельских территорий» (автор Серегин Максим, руководитель Харламова Л.П.)

Второе направление – реализация социально значимых проектов. Под руководством заместителя директора по ВР Пряхиной Е.М. разработаны и реализованы социальные проекты: «Парк культуры и отдыха села Заречный» (обустройство парковой зоны), «Солнечный берег» (обустройство пляжа на р. Болва), «Память сердца» (благоустройство места воинского захоронения), «Мы за здоровый образ жизни», «Подари детям радость» (шефская помощь реабилитационному центру «Чайка»), «Елочная игрушка – детям» (изготовление игрушек для украшения елки в детском саду).

В школе функционирует краеведческий уголок, в котором собраны предметы крестьянского быта, старинные книги, монеты, редкие экспонаты, представляющие историческую ценность.

3.7. Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе Школьное детское объединение «Алые паруса»;

Детское экологическое объединение «Истоки»;

Школьный волонтерский отряд

3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе) Игры на больших переменах: «Помогатор», «Я-банан», «Я смотрю на макароны» и другие.

Полюбившиеся частушки, прозвучавшие на концерте в исполнении младших школьников:

Я девчонка боевая,

Я без дела не сижу,

Я частушки сочиняю,

Я за модою слежу!

Я умылся, причесался,

Даже галстук повязал.

И, конечно, в зале женщин

Сразу всех очаровал!

А теперь сказать про школу

Нам пора уже пришла,

Каждый день у нас веселый,

Хороши у нас дела!

В нашей школе нынче праздник

Женский день! Цветы и смех!

Всем учительницам сразу

Скажем: вы прекрасней всех!

А директору споем

мы куплет отдельный.

Чтобы в школе этим днем

Правило веселье!

Чтоб улыбка озаряла

Ей красивое лицо!

Каждый день мы повторяем:

Наш директор – золотцо!

Как – у нашей классной мамы

С нами дел невпроворот.

Обещаем в праздник славный –

Будем слушаться весь год!

На восьмое, да на марта,

Скажем всем учителям:

Будем смирными за партой,

чтоб не стыдно было вам!

Нет – болтливым ученицам!

Нет – драчливым пацанам!

Обещаем мы учиться!

Да – пятеркам! Нет – колам!

Наши школьные ребята

Не вышли росточком:

У них ножки колесом,

Носики крючочком!

Угораздило ж влюбиться

Не в орла, а в воробья!

Целовать меня боится –

Не допрыгнет до меня!

Ой, девчонки, вот беда,

Вымахали вы куда?

Если хочешь чмокнуть в щечку,

Не достанешь никогда!

Мы желаем вам добра

И еще – терпения,

Счастья, мира и тепла,

Огромного везения.

Не грустить, не унывать,

Пусть сбудутся желания!

А мы вас будем покидать,

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

4. Школа на земле
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа История деревни Вербежичи отражает историю тысяч российских деревень. Многое было в ней: переселение, революция, гражданская война, коллективизация, всенародная борьба с фашизмом, были неурожаи и голод, разруха и жестокое горе, и Чернобыль коснулся своим крылом родного края.

А было это так. Около 300 лет тому назад, там, где сейчас раскинулся город Людиново, на сотни километров простирались дремучие леса. Непроходимые заросли могучих дубов, столетних сосен, мохнатых елей стояли по берегам рек Болва и Жиздра, переходя южнее в сплошные массивы брянских лесов. Только кое – где среди необъятного океана лесной чащобы, заселенной многочисленным зверьем, близь рек размещались небольшие селения. Таким небольшим селением была и наша деревня Вербежичи. По преданию, предки жителей деревни переселились сюда их теперешнего Кировского района. Они уходили в глухие леса, спасая свою веру. В то далекое время на Руси была христианская церковь и староверческая – искаженная христианская. Царское правительство преследовало староверов, и тогда они бежали в леса Сибири, на север и в брянские леса. Построив деревню на берегу реки Болвы, наши предки назвали ее Вербичи.

В книге «Список населенных мест Калужской губернии» по сведениям 1859 года написано: «по левую сторону Рославского торгового тракта находится деревня Вербежичи. Деревня казенная при речке Язвице от уездного города в 30 верстах. Число дворов 86, мужчин 258, женщин – 249.»

В книге «Список населенных мест Калужской губернии» издания 1893 года читаем «по Жиздринскому уезду, Кургановской волости деревня Вербежичи, в которой число жителей мужского пола 621, женского 634. Есть земская школа.»

В начале XX века в деревне уже было 100 дворов. Здесь жили зажиточные крестьяне и бедняки, как тогда называли «безлошадные».

Сразу же после Великой Октябрьской революции в Жиздринском уезде, в который входила деревня Вербежичи, был создан уездный Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 26-29 ноября 1917 года (по старому стилю) состоялся уездный съезд Советов, на котором было решено конфисковать все земли и передать их в ведение волостных и земских комитетов. Это постановление было проведено в жизнь и в деревне Вербежичи. Первыми активистами были машинист Москвин Егор и учительница Тимашова Евдокия. Вскоре во всем Жиздринском уезде, в том числе и в нашей деревне, начинается ожесточенная классовая борьба.

В 1921 году в деревне была создана комсомольская ячейка. Первыми комсомольцами были Чугунов Михаил, Егоренков Степан, Дедков Алексей. Они собирают по вечерам молодежь, рассказывают им о делах на фронтах и готовят художественную самодеятельность.

В 1930 году по всей стране стали создавать колхозы. Активисты деревни Вербежичи: Медведков Владимир, Хохлова Елизавета, Егоренков Карп, возглавляемые председателем сельского совета Рысиным Григорием Михайловичем, проводят общие собрания, на которых разъясняют политику партии и правительства. Говорят о том, что стране нужен хлеб, много хлеба, а его можно получить только работая сообща на больших земельных массивах.

Колхоз был создан в конце 1930 года. 2 мая 1931 года колхозники вышли на первую колхозную борозду на горе Дубрава. В честь этого массива колхоз был назван «Красная дубрава». В первое правление колхоза вошли Рысин Г.М., Зайцев А.П., Егоренков М.Г.

Перед войной в колхозе в основном выращивали зерновые культуры, была молочная ферма. К концу 30-х годов жизнь в колхозе наладилась, поэтому работники получали хорошую оплату за трудодень.

Горе пришло тогда, когда его не ждали. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Все мужчины деревни ушли на фронт. Женщины поехали рыть окопы к Десне. Там они находились до тех пор, пока не стали отступать наши войска. Вскоре в деревню пришли немцы. Они расположились в домах местных жителей, отняли скот, одежду. Весной 1942 года немцы заставили жителей возделывать землю вдоль реки Болвы и засадить ее овощами, которые шли для питания немецких солдат. Поля засеяли овсом для немецких лошадей.

С первых дней оккупации нашей местности в лесах появились партизаны. Осуществлял связь жителей деревни с партизанами Кутейников Алексей, но 14 марта 1942 года, когда он возвращался из леса от партизан, был замечен немцами, тяжело ранен и вскоре скончался. На могиле Кутейникова А. установлен памятник с памятной надписью.

22 месяца находилась деревня в немецкой оккупации. За это время хозяйство колхоза было разрушено. Отступая, фашисты подожгли деревню. 9 сентября 1943 года войска Брянского фронта освободили Людиновский район и деревню Вербежичи.

Чтобы поднять хозяйство колхоза, понадобились героические усилия всех жителей деревни. Вся работа легла на плечи женщин и подростков. Пахали землю на коровах, вручную засевали, восстановили молочную ферму. Из освобожденных районов Германии привезли скот. С фронта стали возвращаться мужчины. Это были раненые и инвалиды, но все – таки это была мужская сила и главное, они осуществляли руководство колхозом.

Наступил 1945 год. Отгремел салют Победы. Не все вернулись домой. Многие остались лежать в земле Белоруссии, Украины, Польши, Чехословакии, Германии. Не вернулись домой с полей войны наши земляки: Гладков Н.П., Кутейников Н.М., Тимашов С.А., Дроздов П.А., Дроздов Н.А., Шилкин А.Н., Чугунов П.Н., Горбачев М.И., Щербаков Т.Е., Тришкин Н.Т., Кутейников И.А., Пугачев А.И., Щербаков И.И., Финогенов И.П., Егоренков В.Б., Кутейников А.Н., Дедков И.К., Сычев П.Ф., Дедков Д.Е., Романенков А.А.

Вместе с народом всей страны жители деревни Вербежичи приступили к мирному труду. Председателем колхоза стал Егоренков П.Б. Не хватало инвентаря, не было денег, чтобы купить необходимое для колхоза, и тогда жители решили открыть производство кирпича. Хозяйство налаживалось с большим трудом. По решению правительства на базе подсобного хозяйства Людиновского завода был создан совхоз «Людиновский». Позднее в него влились близлежащие колхозы «Волна революции» и «Красная дубрава». В это время в два раза увеличиваются посевные площади. В 1966 году полеводческая бригада получила урожай 23 центнера с гектара. Животноводческая ферма совхоза явилась одной из лучших в районе.

Поселок Заречный был построен в 1980 году как центральная усадьба совхоза «Людиновский».

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Ежегодно принимаем активное участие в Дне села. Практически все учащиеся, проживающие в селе Заречный, посещают объединения дополнительного образования на базе сельского дома культуры, принимают участие в художественной самодеятельности учреждения культуры.
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Дом детского творчества, детская школа искусств, центральный сельский дом культуры с. Заречный, центр диагностики и консультирования, администрация сельского поселения с. Заречный
5. История и культура школы в деталях
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Анна Филипповна Кретова (родилась 16.02.1928 г.)

В данной школе трудилась с 1947 по 1976 год.

«..Помню, холод в школе был такой, что в чернильницах всё замерзало. Мы, ученики, с нетерпением ждали перемену, чтобы погреться у печи. Писали на упаковочных мешках от снарядов, на книгах между строчками. Чернил практически не было, их разводили свекольным соком, сажей, но тяга к знаниям была огромна …» – вспоминает бывшая ученица, а позднее и учительница нашей школы Кретова (в девичестве Сычева) Анна Филипповна. Анна Филипповна в 1941 году окончила 6 классов Вербежичской семилетней школы, а после освобождения Людинова продолжила обучение в средней школе №2 (бывшая «Сталинская» школа). После окончания школы юная Анна поступила в Мещовское педагогическое училище, которое вскоре перевели в г. Киров. Обучение в училище совмещала с работой в качестве учителя начальных классов. Ее трудовая биография началась в Савинской начальной школе Людиновского района, а с 1947 по 1976 год она трудилась в Вербежичской восьмилетней школе. Трудное положение, в котором находилась страна, накладывала отпечаток на весь уклад школьной жизни. Были трудности в организации учебного процесса. Не хватало одежды, обуви. Поэтому часто дети из многодетных семей в школу ходили по очереди.

Хорошо успевающих учащихся стремились поощрять. Формы поощрения были разные. Например, отличникам учебы (тогда их называли ударниками учебы) в конце учебного года учителя дарили на память фотографию с надписью.

В одном классе обучались учащиеся разного возраста. В обязанности учителей вменялась организация индивидуального обучения взрослых, особенно ребят допризывного возраста, которые не закончили к 18 годам начальную школу. Много внимания уделялось трудовому воспитанию учащихся. Вместе с учителями после уроков школьники шли на колхозные поля, убирали вручную колоски злаковых культур, копали картофель, пололи гряды с овощными культурами. Вечерами и в выходные дни учителя вместе с колхозниками косили, стоговали сено, возили его с полей на фермы на лошадях.

Сельские учителя жили полнокровной жизнью своих населенных пунктов. Они принимали активное участие в художественной самодеятельности, выступали в составе агитбригад, читали лекции. Авторитет учителя был непререкаем.

Тимошенко Василий Емельянович (родился 14.08.38 г.)

В данной школе работал с 1976 по 2013 год.

Трудно представить, глядя на этого подтянутого спортивного вида мужчину, что у него за плечами более семидесяти лет жизни. Лишь серебро волос выдает его возраст.

Родился Василий Емельянович Тимошенко в небольшом селе Хмелевке на Брянщине.Кто бывал в этих местах, хорошо знаком с их бесконечными лесными массивами, изысканными кружевами деревенского зодчества. Говорят, характер человека формируется уже в раннем возрасте, и, очевидно, здесь истоки его удивительного трудолюбия, целеустремленности, нескончаемой любви к людям. Ведь детские годы нашего героя пришлись на трудное военное лихолетье.

Выходец из большой крестьянской семьи, он имел самые приземленные мечты. И профессию Василий выбрал самую земную – стал педагогом по примеру своей мамы, учительницы истории. В далеком 1959 окончил филологический факультет Новозыбковского педагогического института. Учительствовал в сельских школах родной Брянской, а позже и соседней Калужской областей. Порог Вербежичской восьмилетней школы Василий Емельянович перешагнул в 1976 году в качестве учителя трудового обучения. С тех пор прирос сердцем и душой к деревне, ставшей ему родной, к любимому делу. Сколько же любви к своей профессии нужно иметь, чтобы на протяжении почти полсотни лет нести эту нелегкую ношу, ни разу не изменив ей и себе?!

К урокам технологии в нашей школе особое отношение. На них учащиеся получают те умения и навыки, которые пригодятся в повседневной жизни. Василий Емельянович помогает подросткам освоить азы столярного и слесарного дела, знакомит с рабочими профессиями, потребностями района и области в кадрах. А еще на его уроках много внимания отводится творческим проектам по выбору учащихся: каждый ученик выбирает для себя изделие и выполняет всю технологическую цепочку от построения чертежа до эстетического оформления готового изделия. Из года в год степень сложности изделий увеличивается, а навыки совершенствуются. Многие поделки школьников ежегодно бывают на разных конкурсах, и неоднократно наши ребята становились победителями районных и областных конкурсов.

Василий Емельянович трудолюбивый, принципиальный, честный, ответственный и очень интеллигентный. Это отмечают и ученики, и учителя. Все спорится у него в руках. А руки у него золотые. Стоит посмотреть на его собственные поделки.

Любит Василий Емельянович с острым топориком в руках по собственному подворью походить. Страсть у него такая – чтоб в хозяйстве все было добротно и прочно: бревнышко к бревнышку, дощечка к дощечке, чтоб всюду порядок и хозяйский догляд был. Ни одного человека не оставляют равнодушным резные наличники его большого просторного дома. Всю мебель в доме собственными руками смастерил, особый предмет его гордости – яблоневая кровать, украшенная ажурной резьбой. Соседям тоже ни в чем не отказывает: кому топорище сделает, кому – табурет. Нехитрому этому ремеслу сельских ребятишек который год обучает. Его кружок «Столяры – конструкторы» пользуется большой популярностью у ребят, даже из соседних деревень на занятия приходят.

А в деревне ценят Василия Емельяновича за общительность, отзывчивость, веселый нрав. Ни один праздник в Вербежичах не обходится без его гармошки.

Сохранил Василий Емельянович все эти годы и преданность здоровому образу жизни. Несмотря на то, что на восьмой десяток уже перевалило, он с удовольствием принимает закаливающие процедуры, обливается колодезной водой, а всем видам транспорта предпочитает свой старенький велосипед.

… О Василие Емельяновиче Тимошенко можно рассказывать долго. В небольшом очерке трудно поведать, что умеет делать этот удивительный человек, об огромной созидательной силе его личности. Ну, а рассказать о человеке, наделенном множеством талантов, и вовсе невозможно…

Яшкина Галина Ивановна (родилась 23.01.1960 г)

В средней школе №10 работает с 1984 года

Каждое утро спешит на работу по нахоженной тропинке Яшкина Галина Ивановна. Дорога до школы занимает всего несколько минут. День только начинается, но сделать предстоит очень много, поэтому надо торопиться.

Вот уже тридцать с лишним лет работает Галина Ивановна в средней школе №10. Многие в селе помнят, как после окончания педагогического института приехала в Заречный молодая семья Яшкиных. Сначала Галина Ивановна работала учителем математики. Уроки свои стремилась организовать интересно, вела внеклассную работу, была школьным турорганизатором, много времени уделяла воспитательной работе с классом. Строгость и требовательность в ней сочетались с огромной любовью к детям. Сегодня она директор одной из лучших школ в районе.

Что значит для Галины Ивановны школа? Все – работа, вдохновение, радость и заботы нескончаемые – словом, жизнь. О школе Г.И. Яшкина всегда говорит с любовью, как говорят родители о своих детях. Да и то сказать, ведь средняя школа №10 наполовину ее детище с самого начала. В ней она с момента основания. 11 лет ее муж, Яшкин Владимир Юрьевич, возглавлял учебное заведение. А теперь уж еще столько же минуло с тех пор, как он передал ее в надежные руки жены. За это время школа не только не сдала своих позиций, но и укрепила их благодаря неустанному труду Галины Ивановны. Яшкина Г.И. приятно удивляет коллег своей работоспособностью, энтузиазмом, оптимизмом. В каждом ребенке она в первую очередь видит личность, стремится создать реальные условия для ее развития, хочет, чтобы каждый ребенок чувствовал себя уверенно.

… А начиналось все как у всех.

В обыкновенной рабочей семье Серегиных на окраине Людинова две повзрослевшие дочери объявили о своем желании стать педагогами. Не сказать, что для родителей оказалось это полной неожиданностью: девочки хорошо учились, проявляли активность в общественной жизни школы, занимались в лыжной секции. Выбор детей они одобрили, в семье всегда существовало почтительное отношение к учительской профессии. Через пять лет в Людиново вернулись два дипломированных педагога. Галина Ивановна к этому времени уже семьей обзавелась, на четвертом курсе сын родился. По распределению Яшкины приехали в поселок Заречный, а об остальном вы уже знаете.

Мы любим Галину Ивановну за порядочность, отзывчивость, уважительное отношение к каждому школьнику. Удивляет, как эта хрупкая женщина может тянуть столько упряжек? Одно директорство чего стоит, особенно его хозяйственная сторона. И, конечно же, непосредственно педагогическая деятельность. Она не может не поделиться своим опытом, знаниями, наблюдениями. А совсем недавно селяне оказали Галине Ивановне доверие, избрав ее депутатом сельского поселения «Село Заречный». Кроме того, она является депутатом Людиновского районного собрания, возглавляет комитет по социальной политике.

За творческое отношение к своей работе, любовь к детям, успехи в обучении она награждена значком «Отличник народного образования».

Харламова Лариса Петровна (родилась11.09.1960 г)

В средней школе №10 работает с 1999 года

Учителем надо родиться. Что это так, легко убедиться на судьбе Ларисы Петровны Харламовой, посвятившей школе всю жизнь.

После окончания средней школы Лариса Петровна поступила на биофак Калужского государственного педагогического института. С тех пор в правильности выбранного пути ни разу не усомнилась. По распределению вернулась работать к себе в район, в Косичинскую среднюю школу. Проработав год учителем биологии и химии, была назначена заместителем директора по воспитательной работе, а спустя еще два года – заместителем директора по учебно – воспитательной работе. К возложенным на нее обязанностям всегда относилась добросовестно, как могла, старалась изменить к лучшему направления учебно – воспитательной деятельности. За вклад в дело развития образования Людиновского района в 1995 году была награждена значком «Отличник народного просвещения».

С 1999 года Харламова Л.П. работает в средней школе №10 в должности заместителя директора по учебно – воспитательной работе, преподает биологию.

… Руководителей, как и родителей, не выбирают. Лариса Петровна очень уважительно относится к руководителям, которые были до нее: В.Ю. Яшкину, Г.В. Найденкову, Г.А. Анцуковой. Они много трудились на ниве образования. Со слов Ларисы Петровны, от них она приняла совершенный механизм педагогического руководства, высокопрофессиональный коллектив. Она старается поддерживать и повышать профессионализм педагогов, и, наверное, благодаря именно этому, наша школа сохраняет свое лицо.

Уроки биологии – это уроки жизни, они всегда содержательны, конкретны, тесно связаны с практикой, часто сопровождаются демонстрацией эксперимента, раздаточным живым и гербарным материалом. Под руководством Ларисы Петровны учащиеся выполняют исследовательские работы, участвуют в краеведческих и экологических конкурсах, олимпиадах и добиваются успехов. Вызывает удивление и глубокое уважение, как при такой большой нагрузке Лариса Петровна все успевает. Она всегда выслушает и поймет, приободрит и посочувствует, похвалит и пожурит. Никогда не пройдет мимо чужого горя, не остается безучастной к судьбе детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Такая она, наша Лариса Петровна, беспокойная и всезнающая, болеющая душой за дело, доводящая любое начинание до конца, влюбленная в свою профессию.

Апокина Наталья Сергеевна (родилась 22.03.1977 г.)

С давних времен у школьников принято делить предметы на любимые и нелюбимые. Так уж повелось. Но если спросить нынешних учеников, чьи уроки им нравятся больше, без всякого сомнения, услышите: «Натальи Сергеевны Апокиной». Надо видеть, с какой ответственностью подходит она к подготовке уроков, с какой любовью разрабатывает внеклассные мероприятия, как увлечена воспитательной работой с классом. И совсем не случайно Наталья Сергеевна была названа в числе победителей в престижном в свое время школьном конкурсе «Лучший учитель года».

О своем пути в профессию она рассказывает охотно. Быть учителем мечтала с детства. Родители также ориентировали на учительскую профессию. Папа грезил, чтобы дочь продолжила дело деда, Ерохина Николая Ивановича, который долгое время был директором Кургановской восьмилетней школы, прекрасно знал историю и был уважаем во всей округе. Впрочем, и с учителями Наталье Сергеевне повезло, они у нее были настоящие. О своих учителях она отзывается с редким в наши дни почтением. Событием, во многом определившим ее дальнейшую судьбу, она считает встречу с Татьяной Викторовной Власенковой. Наталья Сергеевна любит вспоминать, какой красивый каллиграфический почерк был у ее учительницы, и как она мечтала так же красиво писать.

С тех пор минуло уже много времени. Шестнадцать лет Наталья Сергеевна сама сеет «разумное, доброе, вечное», стремится «чувства добрые лирой пробуждать», организует свои уроки так, чтобы чувства и мысли писателя были восприняты учениками как их личные мысли и чувства, их восторг и их боль. Она всегда требует осмысливания изучаемого, самостоятельности суждений и выводов. И почерк у нее такой же красивый, как у ее любимой учительницы.

Дать урок на уровне современных требований совсем не просто. За те же 45 минут, что и десять, и двадцать лет тому назад, сейчас надо успеть значительно больше. Этого требуют и усложненные программы, и более высокий научный уровень, и современные методы обучения.

Тщательно готовясь к каждому уроку, Наталья Сергеевна часто использует информационные технологии: готовит презентации, использует готовые цифровые образовательные ресурсы. Она убеждена, что они экономят время урока, оживляют работу, обостряют внимание учащихся, помогают восстановить в памяти ранее пройденный материал. Предметом ее гордости является с любовью оформленный кабинет. Удобство, простота, рациональность и красота здесь взаимно гармонируют.

Много работает Апокина Н.С. как классный руководитель. Она по – матерински переживает за каждого учащегося, регулярно следит за успеваемостью в классе, поддерживает тесную связь с родителями. Наталья Сергеевна очень светлый, обаятельный, добрый человек.

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Михалева Людмила Ивановна (родилась 04.11.1956 г.)

В педагогическую профессию Людмила Ивановна врастала с раннего детства. Ее мама, Киселева Мария Тимофеевна, всю жизнь посвятила обучению и воспитанию младших школьников. Старшая сестра Светлана также выбрала педагогическую стезю, проработала в школе более сорока лет. Продолжая традиции семьи, Людмила Ивановна тоже с детства мечтала стать учителем.

Трудовую биографию начала совсем девчонкой: после окончания средней школы №4 г. Людиново учительствовала в Войлове. Затем была учеба в институте, работа в сельских школах района. Был в ее жизни и период, когда она работала переводчиком французского языка в Алжирской народно – демократической республике.

В средней школе №10 Людмила Ивановна Михалева с момента ее основания.

Опыт пришел не сразу. Несмотря на хорошую языковую подготовку, испытывала трудности при распределении времени урока, отборе содержания материала. Вспоминая начало педагогической деятельности, Людмила Ивановна рассказывает: «Помню, когда устраивалась на работу в школу, мне казалось, что совершаю ошибку: я обычная, а школе нужны более интересные люди. Хотелось быть не только учителем, дающим прочные знания иностранного языка, но и хорошим воспитателем».

С первого года работы ей дали классное руководство. Дети после уроков с радостью приходили к молоденькой учительнице. Они знали, что их встретит добрый, отзывчивый человек, готовый помочь в решении любых проблем – как школьных, так и бытовых.

А уроки Людмилы Ивановны заслуживают особого разговора. Они всегда продуманы до мелочей, познавательны, ориентированы на самостоятельную работу, творческий подход. Людмила Ивановна считает своим педагогическим долгом не просто дать учащимся хорошие знания, но и развивать в них любознательность, фантазию, воображение.

Людмила Ивановна талантливый учитель. В силу личных качеств она занимает особое место в сердцах своих учеников. Она честная, справедливая, терпеливая, тактичная. Главным же ее качеством является любовь и привязанность к детям. За все время, пока она работает в школе, не было случая, чтобы она голос на кого – то повысила. И своих детей Михалева Л.И. достойно воспитала, дала им образование.

В продолжение семейной династии, несмотря на все учительские проблемы, сын Людмилы Ивановны, Алексей, совершенно осознанно выбрал профессию педагога, работал педагогом дополнительного образования в нашей школе.

За добросовестный многолетний труд Людмила Ивановна Михалева имеет благодарности и Похвальные грамоты, награждена значком «Отличник народного просвещения», имеет звание «Ветеран труда». Но превыше всех наград – любовь и уважение учеников, которых в Заречном она взрастила не одно поколение.

Зайцева Татьяна Ивановна (родилась 09.10.1948 г.)

«Она останется для нас учителем на всю жизнь» – говорят о Татьяне Ивановне Зайцевой многие из тех, кто в разные годы были ее учениками.

Более сорока лет посвятила Татьяна Ивановна педагогической деятельности. У нее русскому языку и литературе училось не одно поколение сельских ребятишек. Первые ее ученики давно уже сами бабушки и дедушки, но всегда с любовью и нежностью вспоминают своего учителя.

Татьяна Ивановна из местных. Она родилась и выросла в деревне Вербежичи, здесь же окончила школу. Когда пришло время выбирать профессию, раздумий не было – в педучилище, по стопам мамы. Зайцева Т.И. не раз наблюдала, с какой любовью и самоотдачей трудилась в Вербежичской начальной школе учителем начальных классов ее мама, Евдокия Гавриловна Тимашова, и с ранних лет вынашивала мечту стать педагогом.

После Кондровского педагогического училища было заочное отделение КГПИ, работа в Чернопотокской, Вербежичской сельских школах. И всегда – кропотливый, добросовестный труд.

Учитель литературы в сельской школе сталкивается с тем, что у учащихся отсутствует или очень низок интерес к чтению. Поддержать или развить его часто бывает сложно в связи с небольшим фондом сельских библиотек, отсутствием в достаточном количестве необходимой литературы. В речи населения часто присутствуют диалекты, искоренить которые очень сложно. Татьяна Ивановна считает, что привить любовь к языку и литературе можно только личным примером, грамотной и правильной устной и письменной речью. Она учит ребят любить русский язык, нашу великую литературу. Это благодаря ей большинство ее учащихся предпочитают русскую классику другим жанрам.

Учитель может считать себя профессионалом, если его ученики выбирают тот же путь. Среди бывших учеников Татьяны Ивановны немало учителей, воспитателей, работников дополнительного образования.

За многолетний добросовестный труд Зайцева Т.И. неоднократно награждалась грамотами, имеет звание «Отличник народного просвещения».

Есть великий учительский закон – повторить себя в учениках. В разных концах страны трудятся сегодня те, кто называют своим учителем Зайцеву Татьяну Ивановну. Все они ценят в ней профессионализм, эрудицию, желание отдать свою любовь, знания и опыт. И ради этого следует быть творцом.

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) «Школьные годы – прекрасная пора! Сейчас, спустя годы, вспоминаешь все чаще те дни! Лично я принимала участие во всем, и гордо могу сказать, что не зря. Самыми яркими днями в школе для меня были те дни, в которые проводились различные спортивные мероприятия. походы и туристические слеты. Опыт, полученный в школе, останется навсегда. Видимо, благодаря этим дням и преподавателю физической культуры Пряхину М.Ю. я и стала педагогом по физической культуре. Огромное спасибо за счастливые школьные годы».

Фетисова Лилия, выпускница основной школы 2012 года.

«Для меня школьная жизнь связана с туризмом и спортом. Вспоминаю свою первую победу в соревнованиях по ТПТ (1990 г.), 1 место среди 17 команд – невероятно! Считали, что это случайная удача. Однако, когда мы выиграли эстафету в два последующих года, удачей это уже никто не называл. Нас считали достойными соперниками. Команда у нас была дружная, слета мы ждали всегда и готовились серьезно.

Участвовать в слете нам не мешали даже экзамены. Мы брали с собой билеты и в свободное от соревнований время готовились к экзаменам.»

Егоренкова (Гришаева) Александра, выпускница 1992 года выпуска

«7 лет прошло … Вспоминается многое. Спасибо учителям за любовь, терпение и знания!»

Тихоненкова Александра, выпускница 2008 года выпуска

Информация подготовлена и предоставлена Харламовой Ларисой Петровной, заместителем директора по УВР, Ромасюковой Анжелой, выпускницей МКОУ «Средняя школа №10» 2015 года. Цитаты, приводимые в тексте, взяты из документов Людиновского городского архива.