МКОУ Школа № 18 с. Верхняя Санарка им. П.И.Сумина Пластовский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

 

 

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 18» с. Верхняя Санарка имени П.И.Сумина
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Мамаева Марина Анатольевна
1.3.        Почтовый адрес

 

457035,Челябинская область, Пластовский район, с.Верхняя Санарка, ул.Садовая, 9А
1.4.        Телефон

 

8(35160)24615
1.5.        Сайт

 

School18-plast.ru
1.6.        Электронный адрес

 

School18_plast@mail.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

1-4 класс- 47 чел

5-9класс – 77чел

10-11класс-      8 чел.

Итого: в школе обучается 132 ученика

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

В школе работает интересный, творческий, высокопрофессиональный коллектив учителей, деятельность которого направлена на решение главной задачи образовательной политики на современном этапе — дать учащимся полноценное качественное образование. Педагогический коллектив школы — 17 педагогов (вместе с администрацией),  2  педагога-совместители среди которых:

-имеют высшее образование  -13 учителей (76%)

-имеют средне-специальное образование -4 учителя (24%)

Количество работников школы, отмеченных  правительственными и ведомственными наградами:

-Почетный работник Общего образования Р.Ф.-1чел

-Лауреаты Гранта Президента РФ-1чел

-Лауреаты грамоты Министерства образования РФ-3ч

-Лауреаты  грамоты Губернатора Челябинской области-5 чел

-Лауреат премии Законодательного Собрания Челябинской области  -1 чел

-Призеры муниципального  конкурса «Учитель года»-1

-Победитель конкурса « Человек года Пластовского муниципального района в номинации                                « Образование»- 1 чел

-Призеры муниципального этапа конкурса «Лучший учитель»-1чел

Многие учителя удостоены Грамот  и Благодарственных писем Главы района и Управления образования Пластовского муниципального района

 

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

 Школа работает в режиме 6-дневной недели- 3 класса, 5-дневной недели — 8классов.

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:

 

I ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4 года);

II ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет);

III ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения  — 2 года).

В целях модернизации образования осуществляется:       реализация  в учебном плане  предмета

—   реализация  в учебном плане  английского языка со второго класса;

—    организация элективных предметных  курсов;

-внеурочная деятельность в1-4, 5,6,7,8 классах

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Здание двухэтажное кирпичное построено в 1955 году. В отдельном здание размещена столовая и мастерская. В  настоящее время школа располагает материально- технической базой, обеспечивающей необходимые условия для учебной деятельности, развития способностей и интересов учащихся:                                                 -12 учебных кабинетов, в которых имеется универсальная мебель, отвечающая требованиям СанПиН;

-1 спортивный зал                                                                           — 1 компьютерный класс;

— Мастерская технического труда

— Библиотека;

— Столовая (70 посадочных мест), на 100% обеспечена современным технологическим оборудованием;

— Школьный краеведческий музей;

— Спортивная площадка

— Хоккейная коробка;

— Пришкольный участок.

— Теплица

— кабинет информатики — 7 рабочих мест с мультимедийным оборудованием

-АРМ учителя – 15

— «Сетевой город. Образование»

-Интерактивная доска 1 шт

-Интерактивная панель 1шт                                                                                                       -Учреждение оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, кнопкой экстренного вызова охраны;

— Во всех кабинетах сделан современный ремонт, в 100 процентах заменены оконные блоки;

 

 

 

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

Точной даты открытия школы в селе Верхняя Санарка нет, но как известно, что  в селе, основанном в 1743 г изначально  жили казаки, которые  всегда уделяли большое внимание обучению детей, можно предположить,  что   первая школа была построена в селе   в середине 19 века.  Первое официальное упоминание, что в селе есть школа датируется 1891 г
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

Старожилы  села помнили, что одна из первых  школ располагалась на  углу улиц Санарской и Белорусской, ее называли « зеленой», затем была построена  школа на берегу озера, на улице Санарской , ее называли                     « деревянной». Обучение также  проводилось в частных  больших домах, ранее принадлежавших зажиточным людям, но в советское время богатые люди были раскулачены и  в их домах учили детей ( дом на улице Ленина 82 и Ленина 57.

До 1955 года в селе была семилетняя школа, находившаяся на берегу озера. В 1955 году  при участии организации « Троицкий сельхозстрой»  была построена двухэтажная школа  на улице Садовая, 9, где она и сейчас находится. Школа была переведена в статус средней. В средней школе обучались дети не только из Верхней Санарки, но и из Борисовки, Радиомайки, Степного, поэтому в селе был интернат. Учащиеся начальной школы продолжали учиться в «  деревянной школе» до  мая 1968 года. В 1977 году школа была реорганизована в восьмилетнюю.  В 1991 году  школа снова стала средней

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

 

1950-55 год — Фомин Алексей Дмитриевич

1955-1957 годы — Чухланцев  Филлимон Семенович

1957-1959-  Борисов Георгий Александрович1959-1963-  Долгих Вячеслав Кириллович

1963-1966г — Чернякова Александра  Ивановна

1966-1969г-   Мочалкин Евгений Иванович

1969- 1969г-   Коронник Аркадий Иосифофич

1971-1973г- Лобов Георгий  Федорович участник Великой Отечественной войны.

1973 год -Иванов Петр Никифорович

1974-1976- Лобов Геннадий Георгиевич

1977 год   -Куликов Вячеслав Иванович

1977-1986  — Шитиков Михаил Васильевич

1986-1988- Колесникова Нина Васильевна

1988-1997-Шитиков Михаил Васильевич

1997 – 2001 – Палагина Светлана Павловна

2001-2009 -Башкова  Юлия Николаевна

С 17 апреля 2009 по настоящее время -Мамаева Марина Анатольевна.

 

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

 1955 год- открытие  средней школы.

1956- первый выпуск

1956- закладка школьного сада

1957-участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке

1958 -участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке

196061 год- похвальные листы за проведение опытов  на пришкольном участке.

1966 год 1 место в эстафете

1972 год  грамоты за проведение опытов  на пришкольном участке.

1972 год 1 место на первенстве города по шахматам

1974 год посадка елей у входа в школу.

1975 году- самый большой выпуск 54 человека.

1975год высокие результаты  в спортивных соревнованиях по лыжам, легкой атлетике.

 

1982-1986г Сотрудничество школы с областным Челябинским музеем. Экспедиционные журналы за 1982 и1983 год подарены   музею.

1983 год -1 место в конкурсе экспедиционных журналов.

1983  год  работа школьного лесничества.

1984 год-1 место в конкурсе экспедиционных журналов.

1984 год -1 место в конкурсе ориентирования

1985  год-1 место в конкурсе экспедиционных заданий на городских соревнованиях

1985 год участие на 23 областном лете туристов- краеведов. Выступление  на областной краеведческой конференции по теме « Изучение редких растений» Награждены поездкой в лагерь « Артек»

1985 год-  памятный знак Всероссийского общества охраны природы.

1988 году в школе был открыт класс шестилеток

1990 год участие школы  в областном мероприятии, посвященном 50- летию юннатского движения                      ( защищали честь города Пласт)

1990 год лето- поездка учащихся вгород Калининград, посещение Москвы.

1997 г 15марта-приезд губернатора Сумина П.И. в школу

1997 году  — была построена  новая котельная, перевод на мазутное отопление , сделан пристрой к школе, где разместили туалет.

1997 г 9 октября – приезд губернатора  в школу.

1999 год — посадка сосен у здания школы

2000  10 июня — встреча губернатора Сумина П.И. с одноклассниками

2001 год 8 сентября- перевод котельной на газовое отопление. Приезд губернатора  Сумина П.И. в школу.

2004 год 28 августа. 50-летний юбилей школы Приезд губернатора  Сумина П.И. в школу.

2004 год- посадка елочки Суминым П.И.

2004 год -1 место по футболу.

2007 май-1 место о областном конкурсе «На лучшую организацию питания в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2006-2007учебном году»

2008 году – ремонт: меняли крышу и потолки,

2008год 14.июля.-победитель конкурсного отбора лучших образовательных учреждений челябинской области внедряющих инновационные образовательные  программы. ( Грант Губернатора)

2009 год- ремонт  фасада школы.

2009 3 октября- празднование 55 -летия школы. Приезд губернатора  Сумина П.И. в школу.

2011 год 7 июня- открытие мемориальной доски Сумину П.И.на здание школы.

27 января 2011 года  МОУ СОШ № 18 с Верхняя Санарка  было присвоено имя Петра Ивановича Сумина.

2012год-1 место в конкурсе проектов «Цветущий край» 1 место в конкурсе проектов «Цветущий край»

2013год

2014год-1 место  в смотре конкурсе по подготовке школ к началу учебного года

2014 год-1 и 2 место в конкурсе проектов «Цветущий край»

3 место  в областном конкурсе образовательных учреждений на лучшее озеленение « Оазис»

22.07.2015 года  постановлением №  494  администрации Пластовского муниципального района  МКОУ СОШ № 18 с Верхняя Санарка  переименована в МКОУ    «Школа № 18»  с. Верхняя Санарка имени П.И. Сумина.

2015 год 1 место в конкурсе проектов «Цветущий край» 2 проекта

2015 год- 1 место  в смотре конкурсе по подготовке школ к началу учебного года

2015 год- 1 место в районной выставке букетов и композиций из цветов.

2015 году  в школу и столовую был  проведен  водопровод

2016 году -около школы установили светофор.

2017 году – 100 % оконных блоков заменены на пластиковые, проведена канализация в столовой.

2018 год 3 июня -открытие бюста Сумину П.И. в школьном дворе

2018 год 3 место в конкурсе проектов «Цветущий край»

2018 год 3 место в конкурсе программ «Правила дорожного движения каникул не знает!»

 

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Шитикова Наталия Михайловна-

 учитель географии .Родилась  19 декабря 1956 г с Городище Оренбургской области. После окончания в 1976 году Оренбургского педагогического училища начала трудовую деятельность в Оренбургской области. С 1977 года работает  в Верхнесанарской школе. В 1983 году заочно окончила Челябинский педагогический институт, естественно-географический  факультет.

Работая учителем географии, постоянно занимается  краеведческой работой.  Работала  в сотрудничестве с областным краеведческим музеем,  выступала с докладами на  областных  научно –практических конференциях  в городе Челябинск.

С 1991 по 2007 год работала заместителем директора по учебной  работе. Избиралась депутатом Пластовского городского Совета и  Борисовского сельского Совета.                                                                                                                                    Наталия Михайловна-учитель высшей категории, владеет современными методами обучения. Ее ученики показывают  высокие результаты при прохождении итоговой аттестации. Учитель делится опытом своей работы с коллегами школы и района.

Наталия Михайловна является инициатором по благоустройству  территории около памятника в селе Верхняя Санарка. Участвовала  в проекте « Цветущий край», занимала призовые места.  Проводит поисковую работу, собирает материал по истории школы и села. Постоянно участвует в разных конкурсах. Является председателем профсоюзного комитета школы.  Сотрудничает с музеем города Пласт, газетой  « Знамя Октября».

Имеет звание  « Почетный работник общего образования Российской Федерации» , « Старший учитель» , «Ветеран труда».  Награждена медалью  « За вклад в развитие образования». В 2009 году  получила Грант Президента. Награждена  почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации, Губернатора Челябинской области, Министерства образования и науки Челябинской, управления образования Пластовского района, школы и другие.  Лауреат премии Законодательного Собрания Челябинской области. Победитель конкурса                « Человек года Пластовского муниципального района в номинации    « Образование» -2009г.  Награждена дипломом « Созидатели»  редакцией  газеты  « Знамя Октября» за акцию Улица Героя» и помощь пожилым землякам в поисках сведений о воевавших родственниках.  За личный вклад в становление женского движения в Челябинской области, активную  гражданскую  позицию  и участие в реализации государственной политики по защите интересов женщин, семьи и детей, воспитанию подрастающего поколения награждена почетной грамотой    « Союза женщин России».   Внесена в  Большую международную энциклопедию   « Лучшие люди, Лучшие в образовании» в 2017 году.

 

Брускова Оксана Михайловна –учитель начальных классов высшей квалификационной категории родилась 9 ноября 1974 года

Имеет следующие награды:

1.                 Диплом Управления образования Пластовского муниципального района за 3 место в конкурсе «Учитель года 2012» (2012г);

2.                 Почётная грамота министерства образования и науки Челябинской области за многолетний плодотворный труд и высокое профессиональное мастерство(2012г.);

3.                 Почётная грамота губернатора Челябинской области за многолетний добросовестный труд (2004г);

4.                 Грамота МКОУ СОШ № 18 с. Верхняя  Санарка за организацию летнего отдыха детей (2011г);

5.                 Грамота начальника управления образования г.Пласта за многолетний добросовестный труд (2007г);

6.                 Диплом «Учитель цифрового века»(2012г).

 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Сумин  Пётр Иванович— выпускник школы-1964г российский государственный и политический деятель. Председатель Челябинских городского (1984) и областного (1989) исполкомов, депутат Государственной Думы (1995), губернатор Челябинской области (c 1996 по 2010 года), почётный гражданин города Челябинска (2006).

Пётр Иванович Сумин, русский, родился 7 июня (по паспорту — 21 июня) 1946 года в селе Каменная Санарка Троицкого района Челябинской области в многодетной крестьянской семье, в полугодовалом возрасте с семьей переехал в село Верхняя Санарка Пластовского района Челябинской области.

Окончив в 1964 году Верхнесанарскую среднюю школу, поступил на металлургический факультет Челябинского политехнического института (закончил в 1969 году). Трудовой путь начал на Челябинском металлургическом заводе (ЧМЗ), работал подручным сталевара в электросталеплавильном цехе, позже стал мастером этого цеха. С 1971 по 1978 год — секретарь комитета ВЛКСМ ЧМЗ, секретарь Металлургического райкома ВЛКСМ, первый секретарь Челябинского горкома ВЛКСМ.

В 1980-1984 годах — второй, затем первый секретарь Металлургического РК КПСС.

С 1984 года — председатель Челябинского горисполкома.

В 1987 году назначен первым заместителем председателя Челябинского облисполкома, в 1988 году был избран вторым секретарём обкома партии.

В 1989 году был избран председателем Челябинского облисполкома, в 1991 году — председателем Челябинского областного Совета народных депутатов.

С 1990 года являлся народным депутатом России. В 1993 году победил на первых выборах главы администрации Челябинской области, однако итоги выборов были отменены.

С 1993 по 1995 год — вице-президент инвестиционной холдинговой компании «Выбор». Основатель и председатель Совета общественно-политического движения «За возрождение Урала» (с 1994 года).

С декабря 1995 года — депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва, член комитета Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам, член депутатской группы «Народовластие».

22 декабря 1996 года Сумин был избран губернатором Челябинской области,

оставался на этой должности до 22 апреля 2010 года.

Сумин входил в состав Совета Федерации (с 1996 по апрель 2001 года); являлся членом комитета Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности. Возглавлял рабочую группу президиума Госсовета по вопросам развития физической культуры и спорта.  В целом на руководящих постах Сумин проработал более 30 лет. « Эпоха Сумина»- так сегодня говорят об этом времени. Все эти годы он работал и жил для области и вместе с областью. Что навсегда в памяти южноуральцев будет связано с именем первого губернатора Южного рала Петра Сумина? Это эпоха возрождения Челябинской области, когда восстанавливались производства, социальная сфера, строились новые больницы, школы, спортивные сооружения. Их общее количество превысило две сотни, и среди них такие значимые и уникальные, как федеральный центр кардиохирургии, конькобежный дворец имени Лидии Скобликовой в городе Челябинске, областной краеведческий музей.  Петр Иванович сделал очень много для родной Верхнесанарской школы:  были подарены  компьютеры, мебель, спортивный инвентарь, литература, оборудование, произведен капитальный ремонт здания, построена газовая котельная.

Визитной карточкой села Верхняя Санарка является  деревянный храм, построенный по инициативе  Сумина П.И.

Награды:        Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2010)

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006)

Орден Почёта (2001)

Медаль «  За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина ( 1970г)

Медаль  «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» ( 1970г)

Орден « Святейшего Даниила Московского» II степени (2000).

Умер 6 января 2011.

В городах Челябинск и Пласт есть улица Сумина, в селе Верхняя Санарка проходят ежегодно «  Суминские встречи».

 

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

Борисовский совхоз

Восточно-Санарское лесничество

Западно-Санарское лесничество

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Миссия школы — создание образовательного пространства школы, которое позволит обеспечить личностный рост учащегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.
3.2.            Ценности школьной жизни

 

Способствовать формированию поликультурной, толерантной, интеллектуальной и творческой личности через развитие потребности к саморазвитию и самообучению, ценностного отношения к понятиям  «семья», «отечество», «толерантность», «духовная культура», «мировая культура».

Основа всей работы  ОУ  ведётся по следующим направлениям:

-развитие творческого потенциала каждого ребенка;

-развитие гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственного воспитания учащихся;

 

-подготовка  учащихся  к жизни в современных условиях.

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

ученического самоуправления

«Современные дети»

 Солнце – символ власти,  созидательной энергии.

Желтый цвет – символ развития доброты, силы, радости, тепла.

Сердце – символ жизни, развития доброты, любви, понимания, сострадания.

Красный цвет – символ силы, стремления добиться успеха.

Телефон – символ современной жизни.

Земной шар с проводной мышью – символ мировой социальной сети  Интернет. Это современная возможность общения со всем миром.

3.4.            Традиции и ритуалы

 

Гражданско-патриотическое воспитание

День народного единства;

День Конституции;

День защитника Отечества;

День Победы;

Акция «Вахта памяти»

Акция «Бессмертный полк»

Акция «Георгиевская ленточка»;

Концерт «Песни, опаленные войной» —

Мероприятие «Суминские встречи»

Международный день борьбы с терроризмом «Голубь Мира»

День неизвестного солдата

День героев Отечества

Вывод войск с Афганистана

Международный день памяти Холокоста

День России

День памяти и скорби – день начала ВОВ

 

2. Нравственное и духовное воспитание

День учителя;

Международный женский день;

День защиты детей

Международный день матери

День космонавтики Гагаринский урок «Космос и мы»

День местного самоуправления

День пожарной охраны

 

3. .Интеллектуальное воспитание

Школьные олимпиады по предметам

Дистанционные олимпиады

 

4.Здоровьесберегающее воспитание

День здоровья;

Всемирный день отказа от табакокурения;

Всемирный день борьбы со СПИДом

Акция «Мы против наркотиков»;

Акция «Спорт – как альтернатива вредным привычкам!»;

«Веселые старты»;

Осенний, весенний  кросс

Кросс в честь Дня Победы

«Лыжня России»;

«Школьная Спартакиада»

5.Социокультурное и медиакультурное воспитание

День самоуправления

Вечер встречи выпускников

День народного единства;

Медиабезопасность

Урок безопасности в сети Интернет

Урок безопасности «Час кода»

6.Культуротворческое и эстетическое воспитание

Школьный фестиваль талантов;

Конкурсы рисунков

Конкурсы чтецов

Новогодние елки

Праздник Букваря

Осенний конкурс поделок из природного материала

7. Правовое воспитание и воспитание культуры безопасности

Неделя акции «Внимание — дети!»;

Акция «Дорога и дети»;

День защиты детей;

Акция «Мир твоих прав»;

Акция «Мои права – мои обязанности»;

Международный день прав 10 декабря

Всероссийский день правовой помощи детям 20 ноября

 

8.Формирование коммуникативной культуры

Работа на школьном сайте;

Тренинг «Учимся общаться»

9.Экологическое воспитание

День Земли;

«Зеленый щит»;

День лесного работника

Акция  — «Лес – лёгкие планеты!»

 

10.Семейное воспитание

День матери;

День отца.

«Мама, папа, я – спортивная семья»

Л/а кросс «Золотая осень»

Вечер встречи выпускников

Лыжные гонки на лучшего лыжника школы

Акция «Бессмертный полк»

Акция «Водитель  – ты же тоже родитель!»

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Педагогический коллектив эффективно работает по созданию условий для развития индивидуальной способности каждой личности, формированию информационно-коммуникативной и социальной компетентности обучающихся, сохранению физического и психического здоровья, готовности школьников к продолжению образования после окончания школы, их конкурентоспособности на рынке труда.

И поэтому цель работы нашего педагогического коллектива — создание условий для обеспечения дальнейшего плодотворного развития и функционирования образовательного учреждения, повышение уровня преподавания педагогов школы за счёт использования новых технологий, повышения профессионального мастерства педагогов и развитие одаренности способных обучающихся, создание комфортной, здоровьесберегающей среды.

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

 Проект «Цветущий край»

День самоуправления

Всероссийские акции   « Георгиевская ленточка»,

« Бессмертный полк»

Программы: Семья и школа, Одарённые дети, дороги которые мы выбираем, утром вечером и днём осторожен будь с огнём, дети и лето.

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

В школе действует Совет ученического самоуправления «Современные дети»
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

 В школе работают кружки  « Веселые ребята, « Юный химик», « Умелые ручки»

Сдача отчета по дежурству на школьной линейке часто проводится в стихотворной форме собственного сочинения. Флешмобы на переменах.

4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа                                 История села.

Село было основано в 1743 году как редут  в черте  Степной крепости на пограничной  Уйской линии.  Официальное  первое  описание Верхнесанарской крепости сделал руководитель Оренбургской экспедиции Рычков П.И. в 1762 году. « … Крепость Санарская есть на речке  Санарке, от  Степной в 15 верстах. В ней дворов  25, служивых казаков 56. Укрепление- круговой деревянный оплот. Церкви еще нет»

В мае 1770 года один из первых российских академиков Петр – Симон Паллас посетил «казной Санарский рудник». Вот что он пишет в своей книге: Еще версты три оставалось нам до Санарского рудника, когда нас встретили присланные из ближайшей крепости казаки. На реке Санарке учрежден рогатками пикет. Крепость Санарская находится на тихой речке Санарке, протекающей инде между каменистых, инде между болотистых берегов и имеющей на себе небольшую мельницу. Сама крепость стоит на холмике, на правом берегу, жильев до 50 и столько же военных казаков под предводительством сотника (атамана). Деревянная ограда, часовня…»

Верхняя Санарка является одним из первых сел района, которое изначально было казачьим. Казаки Санарки участвовали в защите наших рубежей, как и все Оренбургское казачье войско.

В 1891 году в Верхнесанарском поселке было 138 дворов, 656  человек , школа, водяная мельница, ветряная мельница о двух поставах.

К 1900году была построена Георгиевская церковь.

Обуче6ние детей казаков было обязательным с середины 19 века.

После гражданской войны село  Верхняя Санарка было центром Верхнесанарского сельсовета ( до 1961 года). По переписи 1926 года в селе проживало1662 человека, из них 898 женщин и 764 мужчин, 1551 русских, 68 татар. Число дворов-388

В селе В. Санарка был организован колхоз «Красный Пахарь».

Годы Великой Отечественной войны нанесли невосполнимый урон и потери для населения  села. 282 человек проводило наше село на защиту Родины, а вернулось живыми только 131

В 1955 году в селе распахнула свои двери новая двухэтажная средняя школа.

Большие изменения в селе произошли в 70-80 годы: были построены 2 свинокомплекса, гараж, два магазина, столовая и контора  лесничества. Село являлось 2-ым отделением Борисовского совхоза, который был организован в 1966 году. Во 2-ом отделении работало до 127 человек.

 Благодаря Губернатора Челябинской области Сумина П.И., в1997 году в селе построен прекрасный мост через речку Санарка, отремонтированы клуб и школа, заасфальтированы улицы Ленина и Санарская.

В 2001 году в село пришел природный газ, в 2005 году освещен  уникальный деревянный храм, который является  визитной карточкой села. Построены новые дома, значит, село живет и мечтает о будущем.

 

Уникальность села Верхняя Санарка

Село Верхняя Санарка единственное в России, в котором родились:   Полный Геогриевский кавалер ( 4 креста)-Зонов Харитон Иванович                                            -Кавалер трех Орденов Славы- Коршунов Петр Иванович

-Три Героя Советского Союза- Веденеев Николай Денисович, Шишкин Александр Павлович, Булатов Михаил Алексеевич

-Комсомольский и партийный деятель -Тяжельников Евгений Михайлович

-Первый Губернатор Челябинской области- Сумин Петр Иванович

 

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества МКОУ «Школа № 18 с Верхняя Санарка»  имени П.И. Сумина принимает активное участие в благоустройстве села, субботниках, акциях, смотрах, концертах:

— Проводы русской зимы

— Участие в митинге 9 Мая

— День села

-Суминские встречи

— День пожилого человека

— День русского языка

— День А.С. Пушкина

Два учителя: Абдуллаева Л.С. и  Брускова О.М. являются депутатами Борисовского поселения.

Работа в избирательной комиссии педагогов школы: Председатель избирательной комиссии  — директор школы  — Мамаева М.А..

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня -Администрация  Пластовского муниципального района

-Администрация Борисовского поселения

-Челябинское областное бюджетное  учреждение  «Пластовское лесничество»

— ДК с.Верхняя Санарка

-музей имени П.И. Сумина

-МКДОУ № 15

— Сумина Ольга Ильинична-супруга Сумина П.И.

— Сумина Татьяна Ивановна- сестра Сумина П.И.

5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Фомин Алексей Дмитриевич родился 12 августа 1917 года в селе Тогузак Троицкого р-на Челябинской области . В 1938 году Алексей Дмитриевич окончил Тобольское русское педагогическое училище и начал трудовую деятельность в качестве  учителя  географии и естествознания в Тюменской области.  В годы  Великой Отечественной войны находился в трудовой армии. 12.01.1945 года начал работать в Верхнесанарской неполной средней школе учителем естествознания и географии. С 1950 по 1955 года Фомин А.Д. был директором  Верхнесанарской семилетней школы.  Строительство новой двухэтажной школы  пришлось на время работы директором школы Фомина А. Д.                                                                                    С  1 сентября 1955 года работал учителем биологии и сельскохозяйственного труда. В это время был заложен школьный сад, разработан пришкольный участок.  Алексей Дмитриевич уделял большое внимание опытнической работе на пришкольном участке. В 1957 и 1958 годах школа являлась участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, которая проходила в Москве.

Каждое лето  на пришкольном участке проводились опыты. За проведение опытов   школу  награждали   Похвальными  листами Пластовского  ГорОНО и  Горкома ВЛКСМ.

Школа награждалась дипломом  Министерства  просвещения РСФСР и ЦК ВЛКСМ  за высокие показатели во Всероссийском конкурсе на лучшую постановку в школах  и внешкольных учреждениях РСФСР опытнической работы по сельскому хозяйству.

Общий педагогический стаж Фомина Алексея Дмитриевича составляет 48 лет, из них 40 — в Верхнесанарской школе.

Награды: Две медали ВДНХ, «За победу над Германией», «Двадцать лет Победы», «Тридцать лет Победы», «Сорок лет Победы»,«100-летие со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда», «За доблестный труд в В.О.В. 1941-1945 г.», «Победитель соревнования 1975 год».

Уволился из школы Алексей Дмитриевич в 1986 году, а 1 ноября 1988 года   ушел из жизни. Похоронен на кладбище села Верхняя Санарка.

Фомина Юлия Павловна-учитель начальных классов Верхнесанарской школы.

Фомина Юлия Павловна родилась 19 июня 1924 года в городе Копейске Челябинской области в семье рабочего-шахтера.

В 1941 году закончила 9 классов, когда началась Великая Отечественная война. Детство сразу закончилось. Юлия Павловна начала  работать на заводе № 25 имени С.М. Кирова   ( это был эвакуированный машиностроительный  завод с Украины город Горловка). Сначала работала  рабочей, потом разметчицей  по металлу,  комплектовщицей готовых изделий,  технологом. В 1943 году, вступила в ряды коммунистической партии Советского Союза .За работу  во время войны в июне 1946 года Юлия Павловна    была награждена  медалью « За доблестный  и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг».

В1946 года  Юлия Павловна приехала  в село Верхняя Санарка и стала работать учителем начальных классов,

заочно обучаясь  в Челябинском педагогическом  училище. Награждена медалями:

« Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1991-1945 гг», « Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1991-1945 гг»,   «  Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1991-1945 гг», « За доблестный труд  в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Имеет звание « Отличник народного просвещения», « Ветеран труда».

Общий трудовой стаж 42 года, из них педагогический-37 лет .

Умерла 4.10.2002 года

Огаркова Клавдия  Ивановна —учитель географии .

Заслуженный учитель школы РСФСР.

Участница Великой Отечественной войны.

Родилась 22 марта 1918 года в селе Борисовка Челябинской области. После окончания начальной школы училась в Кочкарской  неполной средней школе, с  1936 по  1938 — студентка Кочкарского металлургического рабфака в поселке  Пласт.  С 1938 по  1942 год — студентка Свердловского пединститута. Получив диплом учителя географии, Клавдия Ивановна сразу была призвана в действующую армию и с января 1942 года по август 1945 была участницей Великой Отечественной Войны (замполит). Проходила службу в первой дивизии  второй полк  аэростатов заграждения в должности  аэростатчик.   Звание- от ефрейтора до сержанта.

Находясь на фронте,  в  1944 года Клавдия Ивановна вступила в члены КПСС. После  окончания Великой Отечественной войны начала педагогическую деятельность.  Работала учителем географии в городе  Жданов (Украина), затем  в Краснодарском крае  станица Темиргоевская.

 

С 1961 года — учитель географии в Демаринской школе, а 01.09.1962 г. переведена учителем географии в Верхнесанарскую среднюю школу, где Клавдия Ивановна проработала до пенсии и 25.08.1973 года ушла на заслуженный отдых.

Клавдия Ивановна была доброй, отзывчивой, мягкой по характеру, но в то же время -очень требовательным педагогом. Государство высоко оценило заслуги Клавдии Ивановны. Она награждена орденом  Отечественной Войны II степени, медалью Жукова, юбилейными медалями « Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», « Сорок лет лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», « 50 лет лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»,  « За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», « 70 лет Вооруженных сил СССР», нагрудными знаками « Фронтовик 1941-1945»,  « Ветеран I корпуса ПВО»

В 1957 году Клавдия Ивановна получила значок «Отличник народного просвещения»,  указом от 29 сентября 1960 г. ей было присвоено звание Заслуженный учитель школы РСФСР за заслуги в области народного образования. Клавдия Ивановна награждена и почетной грамотой заслуженного учителя школы РСФСР. Имеет множество грамот, благодарностей.

Общий трудовой стаж — 39 лет, из них  в Верхнесанарской школе — 11 лет.

Умерла Огаркова Клавдия Ивановна 02.02.2002 года, похоронена в с. Борисовка Пластовского района.

Шитиков Михаил Васильевич-директор школы, учитель биологии и химии

родился 11 ноября 1951 года в   селе Николаевка  Оренбургской области.В  196 9 году закончил среднюю школу.

Трудовую деятельность Михаил Васильевич начал сразу после окончания школы.

В 1977 году был назначен   директором Верхнесанарской  8-летней школы. Вел часы биологии и химии.

В годы работы директором в школе проводилась большая краеведческая  работа. Ученики школы  сотрудничали с областным краеведческим музеем, участвовали в туристических слетах, завоевывали призовые места. Учащиеся были участниками областных краеведческих конференций. Михаил Васильевич  сам принимал участие в городских турслетах . Большое внимание уделялось физкультуре. Проводились  лыжные соревнования, школьные туристические слеты. Ученики играли в шахматы.

В школе проводилась большая работа по  охране природы.  Под руководством Михаила Васильевича в школе работало  школьное лесничество. Учащиеся помогали лесхозу в посадке  и прополке сосен, сборе шишек.   Выпускалась газета « Лес и человек».  В 1979-1980 школьное лесничество  было отмечено  Челябинским управлением лесного хозяйства. Ученики были участниками   областных слетов. Каждый год Михаил Васильевич весной  проводил« День птиц»,  учащиеся изготавливали скворечники и развешивали их  в школьном саду, дворе.

Учащиеся школы были лучшими в городе  по сбору металлолома. Вместе  с директором школы учителя и учащиеся помогали Борисовскому совхозу убирать урожай. Школа была награждена грамотой ГК КПСС  за участие в уборке урожая-87г

Каждый год 9 Мая Михаил Васильевич   выступал на митинге, готовил доклад, в котором всегда упоминал фамилии земляков

Директорский стаж в Верхнесанарской  школе почти 20 лет.

Умер в 2008 году, похоронен в селе Верхняя Санарка.

 

Многие выпускники школы закончив педагогические учебные заведения вернулись в школу в качестве учителей. Среди них: Сухтерева В.Н., Колесникова Н.В., Екимиова Н.В., Палагина С. П., Котышева М.В., Ходырева Н.Н., ШабунинаО.А, Абдуллаева Л.С., Шевченко А.Н, Изотова М.А., Деревскова Т.С.

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)   Династии учителей: Колесникова Нина Васильевна , ее дочь Конина Екатерина Валерьевна работает учителем в соседнем селе, внучка ДеревсковаТатьяна Сергеевна работает в нашей школе.

На протяжении многих лет в школе работали супружеские пары: Фоминых, Шитиковых, Лобовых.

Село Верхняя Санарка окружает Санарский бор. Многое выпускники связали свою жизнь с лесным хозяйством, среди них династия Ходыревых. Ходырев Петр Яковлевич( 1930-1985)- лесничий Западно-Санарского лесничества, его сын Ходырев Сергей Петрович (  1962г рождения)-Почетный  работник лесного хозяйства( 2017г) -лесничий Западно-Санарского лесничества,  Ходырев Петр Сергеевич ( 1987 г рождения)- руководитель организации Челябинское областное бюджетное  учреждение   « Верхнеуральское лесничество»,

 

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) 1.Воспоминание выпускника  средней школы1956 года Прокопчука Георгия о  директоре школы Фомине Алексее Дмитриевиче: Внешне суровый человек, орлиный профиль, лицо с оспинами, военная форма (без погон, естественно), хромовые сапоги с подковками. Идёт по школе — цок, цок, цок! — и школа замирает. Но на самом деле был ОЧЕНЬ ДУШЕВНЫЙ ЧЕЛОВЕК!  Мы его ВСЕ — и ученики, и родители, — очень уважали и любили! Это был сталинский склад характера — суровый, к прохиндеям свирепый, но ОЧЕНЬ СПРАВЕДЛИВЫЙ ко всем!  Невиновного НИКОГДА(!) не наказывал, а виновный от него нигде не мог скрыться.

Детей было в семьях много, 5 — как норма. Занимались в две смены, а вечером ещё и Школа рабочей молодёжи работала, занимались взрослые после трудов дневных. И множество кружков по учебным предметам — по истории, физике, математике, географии — да практически по всем предметам.  С упоением занимались в драм. кружке, им безсменно руководила моя любимая Александра Николаевна Корнюшина. Заложила любовь к литературе, книгам, чтению на всю мою долгую жизнь. Я теперь маленьким внукам сказки наизусть рассказываю — пушкинские, конёк-горбунок, выученные наизусть тогда… ( авторский стиль сохранен)

2.Воспоминания  выпускника 1973 года Матвиенкова Виктора Николаевича об Огарковой К.И.: «Я учился у Клавдии Ивановны только один год, но запомнил ее уроки на всю жизнь. Клавдия Ивановна отлично знала свой предмет, умела интересно объяснить материал, всегда использовала на уроках дополнительную литературу, следила за событиями в мире и мы всегда получали новые сведения об экономике зарубежных стран из газет и журналов. Превосходно Клавдия Ивановна знала географическую карту, могла с закрытыми глазами показать любой объект».

 

 

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): Шитикова Наталия Михайловна

________________________________________________________________________________________________________________________________________________