Эксперт проекта Александр Горбушов об Энциклопедии

О  необходимости и значимости национального проекта «Энциклопедия сельских школ России»

Данную статью я считаю необходимо начать с того, что в настоящее время перед российским обществом остро стоит вопрос сохранения сельских образовательных учреждений, и прежде всего, сельских школ, как возможных социокультурных центров, формирующих окружающее пространство, среду. Необходимо отметить и то, что в условиях глобализирующегося пространства мировой и социальной среды, данная проблематика так или иначе затрагивает всё мировое сообщество.

В своё время, когда я впервые в ходе фольклорной практики приехал в деревню Конёво Невьянского района, был очарован пейзажами русской глубинки. Тогда мысль – посвятить свою жизнь изучению русского села, деревни ещё не окончательно сформировалась в моём сознании. Однако вскоре она дала свои плодотворные ростки, как и знания, что, закладываются в сельских школьников, позднее прорастают великими открытиями в науке и технике, великими свершениями – вспомним создателя Московского государственного университета, которые имеют определяющее значение для формирования мирового пространства.

Будучи аспирантом кафедры педагогики УрГУ – стал активно изучать теоретический материал и проводить исследования по сельской школе, её деятельности, активности в социокультурной среде, личностях, благодаря которым образовательные учреждения села не только сохраняются, но и развиваются в окружающей их среде, становятся социокультурными центрами притяжения новшеств, нового, инноваций. Здесь отмечу значимость проекта «Энциклопедия сельских школ России», который одной из своих приоритетных задач ставит «создание исторической справки о каждой сельской школе, её руководителе, учителях, учащихся». Это позволит не только нынешнему поколению исследователей и другим интересующимся лицам узнать для себя много интересной и полезной информации, но и последующим поколениям сформировать в своем сознании представление о таком уникальном явлении, как сельская школа России. В дальнейшем успешно защитив кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.01 и став кандидатом педагогических наук, я продолжил свои исследования.

В 2016 году выпустил в свет монографию – «На перекрёстке: сельская школа России перед выбором путей развития», в которой обобщил и систематизировал имеющиеся теоретические положения, касающиеся сельских школ, описал её современное состояние и возможные пути развития. Акцентирую внимание на том, что российские сельские школы имеют достаточно отличий от иных сельских школ в мировом образовательном пространстве, прежде всего – их значительная удаленность от крупных населенных центров, городов и мегаполисов, что оказывает значительное влияние на формирование особой социокультурной среды как школы, так и окружающего ее населенного пункта. Здесь также отмечу значимость проекта «Энциклопедия сельских школ», поскольку он помогает глубже понять социокультурный потенциал данной среды в историческом развитии. Это поможет в дальнейшем скорректировать представленные в монографии критерии социокультурной целесообразности сельских образовательных учреждений, особенности сельской школы и особенности сельского социума. В свою очередь критерии и выработанные положения о сельской школе, активная реализация и участие в проекте «Энциклопедия сельских школ России» и других подобных  поможет вывести образовательные учреждения сельской местности из некой закрытости, замкнутости, что представляется на начало XXI века уже анахронизмом, на новый перспективный уровень развития.

Работа с аспирантами УрО РАН и одновременное участие в проекте «Энциклопедия сельских школ России»  позволило мне наглядно видеть, знать, сопоставлять и анализировать состояние разных образовательных систем – системы подготовки кадров высшего образования и средней, общеобразовательной, начальной школы.  Мои наблюдения и выводы реализовались в издании – Практико-ориентированные вопросы курса «Методология преподавания в высшей школе», 2018 год.

В заключение отмечу, что в современных условиях необходимо не только сотрудничество и преемственность уровней образования, но и сотрудничество сельских и городских образовательных учреждений, например, как это предлагает национальный проект «Энциклопедия сельских школ России».