Проблемы и стратегия инновационного развития творческого потенциала подрастающего поколения

к.пед.н. Григорьев Д.В., учитель-методист Ерюхина Н.П.

Образование и воспитание – самые стратегически важные сферы человеческой деятельности. Не имея программ воспитания, государство действует в режиме чрезвычайщины, а значит, не эффективно.

Среди всех трансформаций, переживаемых современными российским обществом, самая опасная – это превращение в «общество потребления». Идеология «общества потребления» выбрала молодежь как самую податливую социальную прослойку и требует превращения молодых людей в адептов потребительской цивилизации и носителей утилитарно-гедонистических мировоззренческих установок. Юному человеку не дают возможности даже на мгновение выпасть из системы потребления, стирают все его идентичности, кроме идентичности приобретателя, сковывают его свободу и делают приложением к вещам (компьютерам, мобильным телефонам, музыкальным хитам, бестселлерам, блокбастерам и т.п.), превращают в послушного «вещеглота».

Распространение потребительской идеологии, происходящее на волне массовой культуры, вызывает деформацию практически всех институтов и механизмов социализации, в том числе и образования. Превращение образования в один из институтов и механизмов системы потребления вызывает две группы последствий.

Первая группа последствий связана с утратой образовательной функции школы, превращающей систему образования в институт социализации «потребителя», отличающегося несамостоятельностью, ограниченностью и утилитарностью мышления.

Вторая группа последствий связана с утратой воспитательной функции школы. Из трех ключевых позиций, которые может занимать юный человек в школе – ученик, гражданин школы и гражданин общества – первая, «ученическая» позиция оказывается явно доминирующей. Происходит экспансия учебности – перенос учебных форм и учебного содержания (причем, в довольно упрощенном виде) как на внутришкольную, так и на внешкольную общественную среду. Процветает «заурочивание воспитания» (термин В.А. Караковского): «урок мужества», «урок этики», «урок толерантности» и т.д. вместо создания возможностей и ситуаций для мужественных, нравственных поступков.

Утрата воспитательной функции образования приводит к росту масштабов девиантного поведения в среде учащихся, к массовой утрате молодежью трудовой мотивации и трудоспособности.

В то же время не секрет, что сегодня всё большее количество детей и подростков способно участвовать в реальной жизни общества. Этого, однако, не происходит, прежде всего, из-за невостребованности обществом вклада детей в решение вопросов, касающихся их жизни, а также из-за отсутствия гуманитарных технологий, позволяющих этот вклад получить, систематизировать и включить в процессы принятия решений взрослыми.

Сегодня доминируют технологии и практики индивидуализированного сопровождения детей и диадного взаимодействия «взрослый – ребенок». Отодвинуто на задний план фундаментальное положение русской и советской педагогической традиции о том, что помимо силы личности взрослого, влияющего на ребенка, есть еще силаобщности значимых для ребенка людей – ровесников, младших и старших сверстников, взрослых. Именно детско-взрослая общность (в формах малой группы, команды, коллектива, и т.д.) является тем подлинным пространством, где возникают собственно человеческие способности ребенка. И именно детско-взрослые общности обладают уникальным потенциалом по обновлению нашей общественной жизни.

Детско-взрослые общности многообразны. Всех их отличает то, что дети и взрослые здесь не рядом, но вместе друг с другом. На наш взгляд, общностью с высочайшей степенью совместности и взаимной ответственности детей и взрослых является детско-взрослое образовательное производство.

Мировой педагогикой давно признано, что нет более мощного воспитательного средства, чем свободный и совместный труд взрослого и ребенка. Однако наш педагогический гений, создатель, по определению Ватикана, «светской религии труда» Антон Семенович Макаренко подчеркивал, что в воспитании важен не сам по себе трудовой процесс – то есть не определенная последовательность действий, ведущая к результату (это «труд-работа»), и не овладение необходимыми для работы знаниями и навыками (это «труд-учеба», обучение труду). Воспитывающий труд – это «труд-забота», то есть всегда деятельное попечение юного человека о мире, о других людях, о самом себе.

И ещё. По А.С. Макаренко, воспитывать и образовывать может исключительно «образцовый труд», то есть такой, организация и содержание которого являются наивысшими на данный момент времени. Образцовый труд – наукоёмкий, высокоорганизованный, командный и при этом персонализированный, создающий высокое качество жизни, прибыльный если не в экономическом, то уж точно в социальном плане.

Все вышеназванное достижимо именно в условиях детско-взрослого образовательного производства. Это передовое производство, в котором дети в учебно-воспитательных целях занимают посильные управленческие и исполнительские позиции. Для выполнения же наиболее сложных и ответственных работ и консультационных функций приглашаются взрослые профессионалы.

Детско-взрослое образовательное производство – это высокопродуктивная социально-педагогическая инновация, ибо не замкнута в школьном «мирке», а выводит подростков и старшеклассников в реальные социальные и экономические отношения, начинает производить частное и общественное благо.

Детско-взрослые образовательные производства – это инновация, благодаря которой мы можем вернуть себе лидерские позиции в мировом образовании и детско-молодежной политике, которые сегодня задыхаются под натиском глобального потребительства и обслуживающих его идеологических доктрин.

Следует отметить, что задача развития человеческого потенциала детства не вмещается в рамки образования, требует системной проработки в контексте всей социальной политики. Такую проработку ставит перед собой группа специалистов, инициирующая Программу Союзного государства «Развитие человеческого потенциала детей с особыми потребностями».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники