Председатель экспертного совета Энциклопедии главный редактор журнала “Интерактивное образование” Дмитрий Махотин, продолжает просветительскую работу для сельских школ. Заходите на сайт журнала “Интерактивное образование“!!!
Методологические проблемы учебного предмета «Технология в школе»
Д.А. Махотин, канд. пед. наук, доцент, главный редактор журнала «Интерактивное образование»
Сегодня дидакты и исследователи, обсуждая основания для разработки содержания и планируемых результатов школьных предметов, обращаются к методологии предмета (предметной области), поиску научного обоснования его развития, формулировки проблем, описанию подходов к их решению.
Методология предмета выстраивается либо от методологии научной области знаний, на основе которой выстраивается школьное обучение предмету; либо ищутся другие культурные или деятельностные основания предметной сущности. Спецификой технологии как предмета или предметной области является многозначная трактовка его предмета исследования, который с одной стороны интегрирует в своем основании естественнонаучные и гуманитарные дисциплины, а с другой стороны является деятельностным – отражает созидательную, преобразовательную деятельность человека.
В обосновании сущности технологии как предмета (или предметной области, что также является одной из проблем) можно выделить три подхода:
* научный (предполагающий наличие некой научной области знания, отражающей содержание предмета);
* культурологический (рассматривающий технологическую культуру как один из компонент культуры и служащей основанием и результатом технологического образования школьников);
* деятельностный (раскрывающий структуру преобразовательной деятельности человека по созданию объектов труда, продуктов).
Научный подход к предмету «Технология» предполагает наличие некой научной или научно-практической области знаний, которая могла бы стать основой для определения содержания школьного предмета и логики его изучения обучающимися. Исследования В.Д. Симоненко показали, что технология «многоаспектное, универсальное понятие, которое пронизывает все стороны жизни человека и общества. «Технология», является по меньшей мере, философской, социально-педагогической, экономической категорией и требует своего дальнейшего изучения».
Культурологический подход к предмету «Технология» предполагает описание технологической культуры, которая наравне с другими типами культуры (гуманитарной, математической, художественно-эстетической, экономической и пр.) представляет предметное поле общего образования.
Деятельностный подход к предмету «Технология» предполагает раскрытие содержания предмета через практическую (преобразовательную) деятельность обучающихся по созданию объектов труда (продуктов), реализации проектов. Компонентами практической деятельности в этом случае являются осваиваемые школьниками технологические операции и приемы, а метакомпонентами выступают УУД (универсальные учебные действия), отражающие личностные и метапредметные результаты образования по ФГОСам общего образования.
Предметное поле для поиска научного обоснования «Технологии» надо искать на пересечении образования и производства, образовании и науки, образования и современной цифровой экономики. Исходя из логики, что образование готовит кадры для всех сфер экономики, а наука играет существенную роль в разработке новых технологий для производства, можно предложить такую модель (рис. 1), где «образование – экономика – наука – производство» образуют круговорот, обеспечивающий:
* воспроизводство кадров для цифровой экономики;
* разработку и применение базовых и перспективных технологий;
* синхронизацию профессиональных и образовательных стандартов;
* взаимодействие научных исследований и прикладных (бизнес) проектов.