Интерактивное образование «Сельским школам»

Председатель экспертного совета Энциклопедии главный редактор журнала «Интерактивное образование» Дмитрий Махотин, продолжает просветительскую работу для сельских школ. Заходите на сайт журнала «Интерактивное образование«!!!

Методологические проблемы учебного предмета «Технология в школе»

Д.А. Махотин, канд. пед. наук, доцент, главный редактор журнала «Интерактивное образование»

Сегодня дидакты и исследователи, обсуждая основания для разработки содержания и планируемых результатов школьных предметов, обращаются к методологии предмета (предметной области), поиску научного обоснования его развития, формулировки проблем, описанию подходов к их решению.

Методология предмета выстраивается либо от методологии научной области знаний, на основе которой выстраивается школьное обучение предмету; либо ищутся другие культурные или деятельностные основания предметной сущности. Спецификой технологии как предмета или предметной области является многозначная трактовка его предмета исследования, который с одной стороны интегрирует в своем основании естественнонаучные и гуманитарные дисциплины, а с другой стороны является деятельностным – отражает созидательную, преобразовательную деятельность человека.

В обосновании сущности технологии как предмета (или предметной области, что также является одной из проблем) можно выделить три подхода:

* научный (предполагающий наличие некой научной области знания, отражающей содержание предмета);

* культурологический (рассматривающий технологическую культуру как один из компонент культуры и служащей основанием и результатом технологического образования школьников);

* деятельностный (раскрывающий структуру преобразовательной деятельности человека по созданию объектов труда, продуктов).

Научный подход к предмету «Технология» предполагает наличие некой научной или научно-практической области знаний, которая могла бы стать основой для определения содержания школьного предмета и логики его изучения обучающимися. Исследования В.Д. Симоненко показали, что технология «многоаспектное, универсальное понятие, которое пронизывает все стороны жизни человека и общества. «Технология», является по меньшей мере, философской, социально-педагогической, экономической категорией и требует своего дальнейшего изучения».

Культурологический подход к предмету «Технология» предполагает описание технологической культуры, которая наравне с другими типами культуры (гуманитарной, математической, художественно-эстетической, экономической и пр.) представляет предметное поле общего образования.

Деятельностный подход к предмету «Технология» предполагает раскрытие содержания предмета через практическую (преобразовательную) деятельность обучающихся по созданию объектов труда (продуктов), реализации проектов. Компонентами практической деятельности в этом случае являются осваиваемые школьниками технологические операции и приемы, а метакомпонентами выступают УУД (универсальные учебные действия), отражающие личностные и метапредметные результаты образования по ФГОСам общего образования.

Предметное поле для поиска научного обоснования «Технологии» надо искать на пересечении образования и производства, образовании и науки, образования и современной цифровой экономики. Исходя из логики, что образование готовит кадры для всех сфер экономики, а наука играет существенную роль в разработке новых технологий для производства, можно предложить такую модель (рис. 1), где «образование – экономика – наука – производство» образуют круговорот, обеспечивающий:

* воспроизводство кадров для цифровой экономики;

* разработку и применение базовых и перспективных технологий;

* синхронизацию профессиональных и образовательных стандартов;

* взаимодействие научных исследований и прикладных (бизнес) проектов.