Новое звучание урока. Опыт онлайна.

Тюттерина Елена Валерьевна

    Стресс от перехода в онлайн каждым педагогом переживается по-разному. Умело или не очень, но  все мы ведем уроки и в этом новом для всех режиме. В последние годы неоднократно говорилось, что «его величество урок» как форма умер. Я берусь смелости утверждать обратное — урок еще имеет большой потенциал. Все мы трудно перестраивались в связи с требования Стандарта, и вот новый вызов — всеобщий онлайн.

Пережив первый шок, ко второй неделе дистанта задумалась, почему же мне легко? Ответ лежал на поверхности. На каждом уроке я  создаю среду. За  несколько лет освоения средового подхода в воспитании (автор проф. Ю.С. Мануйлов)  среда прочно вошла в мою жизнь. Не стану углубляться в терминологическую дискуссию, что считать «средой». Скажу лишь одно — педагогу просто жизненно необходимо иметь опору: теорию и технологию, благодаря которой он работает практически.

Теория помогает мне четко понимать, что каждый урок можно рассматривать как среду временного пребывания, где среда — это все то, среди чего находится ребенок и что влияет на его развитие и формирование. Ключевое здесь выражение все среди чего: это и звуки, и все богатство визуально воспринимаемого, все, что питает ум, ощущается  тактильно, переживается сердцем. С таким пониманием среды каждая мелочь играет роль. И что самое интересное и вдохновляющее, что всем этим богатством можно управлять, тонко воздействуя на ребенка. Как вам образ: педагог-дирижер, чувствующий каждую скрипку…Поэтично? Да. Но и технологично. Что очень важно для педагогики как науки и искусства управления становлением ребенка. Средовой подход как методология, теория и технология опосредованного управления личностью не только заново открывает знакомые понятия, но и  вводит новые: личность, образ жизни, среда, управление. И главное, дает педагогу инструмент для работы (связав все эти понятия в единую технологическую цепь).

На любом уроке (офлайн или онлайн) цель ставится на уровне личности: что личность будет «иметь» и что будет «уметь». Это очень емкие понятия, помогающие судить о человеке. Известно, что цель — это желаемый результат. Чем яснее поставлена цель, тем больше у Вас шансов, что результат будет достигнут. Чтобы достигнуть цели, ученику необходимо взаимодействовать со средой (ведь человек и среда неотделимы). И это взаимодействие совершается определенными способами: ребенок на уроке ИЗО (офлайн и онлайн) может со-прикасаться с красивыми вещами (благо возможности визуального материала сейчас огромны), со-зерцать красоту, углубляясь постепенно в объект. Но скажем честно, в онлайн формате на это не хватает должного времени. Он может со-переживать художнику и тому, что тот хотел вложить в свое полотно. И что не менее важно, со-здавать рисунок (за месяц в онлайне талантливыми учителями изобретено множество методов подобного рисования). Со-прикасаясь,  со-зерцая, со-переживая, художник в итоге ведет особую жизнь, а ребенок живет на уроке определенными способами (и офлайн, и онлайн). Так незаметно мне удалось подвести к следующему ключевому понятию образ жизни (вбирающий в себя все: и деятельность, и игру, и отношения, и общение..).

Но самое захватывающее для меня в разработке уроков как среды временного пребывания — это средства. В логике средового подхода средством является среда. Она состоит из трофических ниш, стихий и меченых…. Какие странные понятия. Стихия на уроке? Вы с ума сошли. А трофика? Это что-то от медицины или гастрономии… Про меченых даже страшно спрашивать. При чем здесь педагогика? Традиционная – да, с трудом понимает, но новаторская берет на вооружение.

Трофику (питание) я тщательно подбираю к каждому уроку (к онлайн-особенно, ведь время ограничено и мы разделены расстоянием и техникой), прогнозируя заранее, что это пища будет усвоена. Традиционное содержание не заботиться об этом. Главное донести материал, а усвоил его ребенок или нет, это не первостепенная задача. Что дает мне гарантию, что питание будет употреблено? Стихия, как мощная сила, увлекающая и направляющая человека, может помочь педагогу не только привлечь внимание ученика к трофическому объекту, но и соединиться с ним, в итоге усвоив. Стихия интереса направит ребенка на красивую вещь, стихия направленного внимания поможет ему забыть обо всем на свете и погрузиться в картину или визуальное изображение, стихия больших чувств поможет ему испытать катарсис, а стихия творчества создать новый продукт.

Помните образ педагога — дирижера? Так вот, как вам новый образ –генератор стихий. Меченые – это увлеченные дети, когда-то их коснулась одна из стихий и оставила свой след, и теперь они главные помощники взрослого по запуску стихий, по созданию среды.
Как запускать стихии на обычном уроке? Это же самое интересное. Да и может ли появиться мощная сила, увлекающая за собой и влияющая в итоге на детей в онлайне, когда все вроде бы вместе, но одновременно по своим нишам-окошкам? Скажу честно, в офлайне делать это не просто, а в онлайне можно довольствоваться лишь небольшой энергией (атмосферой). Если вы на онлайн-уроке можете обыграть тему, одухотворить и оживить увиденное детьми, организовать процесс создания рисунков и обсуждения работ, и сделать все это за короткое время, то атмосфера у вас точно получится. Так незаметно, используя глаголы на букву «о» я показала управленческие действия педагога-организатора среды, дирижера, генератора стихий. Красиво, не так ли?

Новые вызовы открывают для нас новые возможности. В ситуации неопределенности важно иметь прочный фундамент в виде той теории, технологии и практики, которая близка именно Вам. Урок, воспринимаемый как среда временного пребывания, имеет большой потенциал. У меня подобный фундамент есть, а, значит, в ситуации шока я не только плыву по течению, страшась бурного потока, а управляю кораблем.  И ветер в моих парусах.

Чего и всем желаю!