II Всероссийский съезд учителей сельских школ «сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм»

17-19 ноября в Тамбовской области состоялся II всероссийский съезд сельских учителей. Организаторами его стали Министерство образования и науки РФ, общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание» и органы государственной и муниципальной власти Тамбовщины.

«Съезд проходил в течение трех дней на базе пяти школ Тамбовской области – Новолядинской, Тулиновской, Бондарской, Избердеевской и Татановской. Это инновационные образовательные организации, которые олицетворяют современную сельскую школу. На базе этих учреждений были организованы тематические дискуссии, мастер-классы, круглые столы и диалог-клубы, в рамках которых состоялось обсуждение ключевых проблем сельского образования.

В ходе дискуссий педагоги, директора образовательных учреждений, руководители региональных и муниципальных органов власти, эксперты ведущих научных и образовательных организаций – всего более 400 человек – обсудили вопросы доступности качественного образования на селе, духовно-нравственного воспитания, организации дополнительного образования школьников, проблемы дефицита педагогических кадров, поделились опытом решения многих насущных для сельской школы вопросов. Участники форума рассмотрели различные модели образовательных организаций в сельской местности, возможности кадрового потенциала сельского учителя и роль школы в развитии села.» (obraz.tmbreg.ru – с сайта Управления образования Тамбовской области).

Своё впечатление о съезде я попытаюсь сконцентрировать в нескольких фрагментах.

1. Общее впечатление от сельских школ Тамбовской области.

Конечно, перед поездкой посмотрел сайты тех образовательных организаций, где планировалось проведение тематических площадок мероприятия. Сами сайты и фотографии на них выглядели очень и очень достойно. Но, как говорится, картинки нарисовать можно всякие, а действительность иногда бывает иной. Но не в данном случае.

Сайты далеко не полностью отражают высочайший уровень архитектуры тамбовских сельских школ. И это не громкие слова, школы Тамбова строят, как строят церкви и храмы – с любовью и верой. Это касается не только их внешнего облика. Продуманы подходы к школам, практически везде тротуарная плитка высокого качества, строгие заборы. Внутри зданий много света, просторные разноцветные коридоры и удобные раздевалки. В кабинетах и школьных помещениях разнообразная мебель – добротная, в разной цветовой гамме с учётом направленности учебно-воспитательного процесса.

Школы Тамбова – это не только место для всестороннего развития подрастающего поколения. Они задуманы и выполнены как сосредоточие образовательной, культурной, спортивной и досуговой жизни всех граждан села. Они призваны стать тем местом, где люди разного возраста приходя в эту прекрасное здание, могут каждый раз сказать: «Да, сегодня у нас получилось построить новую школу, а завтра получится создать новое село».

2. Люди съезда.

Уверен, что эта реальность создана благодаря профессиональной и слаженной работе команды областных и муниципальных лидеров образования под руководством начальника управления образования Тамбовской области Натальи Егоровны Астафьевой. Я увидел её вечером 17 ноября в Татановской школе, где готовились к пленарному заседанию съезда. Очень спокойно, внимательно слушая советы своей команды, Наталья Егоровна до позднего вечера руководила подготовкой к мероприятию. На моё восхищение от увиденного и фразу, что нужно в ноги кланяться за такие сельские школы, она ответила: «Мы такими их представили и нарисовали, а затем планомерно создавали, неустанно контролируя весь процесс и сейчас не бросаем». И этот профессионализм и чёткое понимание, каким должно быть будущее сельской школы и как к нему идти, были видны, когда я общался и с ректором Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования Шешериной Галиной Александровной, и с пресс-секретарём управления образования и науки Тамбовской области Ситниковой Еленой Васильевной, и с директором Татановской школы Илларионовой Ольгой Петровной.

Все глобальные изменения в образовании Тамбова инициированы действующей исполнительной и законодательной властью региона и личностной позицией главы администрации Олега Ивановича Бетина.

Гостей было много. Было заметно, что остались довольны увиденным вице-премьер правительства РФГолодец Ольга Юрьевна, министр образования Ливанов Дмитрий Викторович, Полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Беглов Александр Викторович. Только ленивый критически не отзывался о реорганизации сельских образовательных учреждений, находя в ней больше изъянов, чем преимуществ. Масса негативных отзывов в СМИ. И вот ответ – красивый и убедительный. Пример того, как могут эффективно работать федеральные и региональные власти в этом направлении. Кстати, когда мне удалось задать вопрос о тиражируемости тамбовского опыта в других регионах России, то первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Владимировна Третьяк ответила утвердительно. Наталья Владимировна, на мой взгляд, очень уверенно руководила ведением пленарного заседания, с уважением относилась к ораторам, ценила время делегатов съезда. Наталья Владимировна вместе с Натальей Егоровной обошли выставку, на которой размещались материалы о сельских школах Тамбовской области, а также продукция для нужд образования. Практически около каждого стенда с представителями школ и бизнеса состоялся разговор о представленных материалах и продукции. Внимание к деталям, которое демонстрировала зам.министра федерального министерства, говорило о серьёзном подходе к теме сельских школ и сельского образования.

На пленарном заседании было много интересных выступлений. Особенно запомнились выступления директора Шелаевской СОШ Валуйского района Белгородской области, Народного учителя РоссииПодерягина Василия Савельевича, руководителя отдела общего образования Министерства образования Саха Якутия Ситниковой Натальи Васильевны и учителя истории Тидибской СОШ Шамильского района Республики Дагестан Ахбердилова Ахбердило Абдуллаевича.
Эмоциональным и точным было выступление председателя Всероссийского педагогического собранияИвановой Валентины Николаевны, которая видит в партнёрах сельских школ не только структуры Минобра, но и Минсельхоза и РосАгролизинга. Выступили на заседании с поддержкой сельских школ и депутат Государственной Думы, заместитель Председателя Государственной Думы по образованиюМануйлова Ирина Викторовна, и член Совета Федерации, заместитель Председателя Аграрного комитетаИрина Альфредовна Гехт. Кстати, Ирина Альфредовна пообщалась со всеми представителями Челябинской области. Надеюсь, что увиденные ею примеры модернизации сельских школ найдут своё применение и вЧелябинской области
Общаясь с делегатами, учителями и администраторами сельских школ, было видно, что они по-хорошему завидуют Тамбову. Вместе с тем, большинство из них говорили о том, что и у них есть масса сдвигов в лучшую сторону, так что можно поверить в реальность курса на новую сельскую школу.

3. Какой быть сельской школе.

Тамбовский регион показал ряд моделей сельских школ, которые, несомненно, будут востребованы в других регионах РФ. Сам подход региональных властей сделать уникальные со всех точек зрения школы, как по внешнему виду, так и по содержанию, верен и оправдан. Перспективы села во многом связаны, по мнению людей, со школой. Не случайно в России сильно мнение – пока существует школа, жива и деревня. Но, наверное, это мнение нуждается в корректировке. Для нескольких деревень нужна одна эталонная школа, в которую сегодняшние ученики захотят повести своих детей. И, кстати, Тамбов затронул ещё одну важную тему – как качественно сильная школа может привлечь для жительства в деревню горожан. Нужно уходить от убеждения, что сельские дети должны остаться жить в селе. Всё равно часть уедет. А чем восполнить недостающих жителей села? Уверен, что часть бывших сельских жителей, уезжая в город, одной из основных причин называли, что негде учить детей и лечиться. Так вот с учёбой ситуация резко меняется в лучшую сторону. И сегодня, увидев такую сельскую школу, несомненно, ряд городских жителей смогут начать обдумывать свое возвращение. Надо только научиться доводить эти примеры до людей. А вот с этим пока не всё хорошо. Посмотрел в Интернете оценки съезда и увидел, что более-менее освещался съезд в СМИ Центрального федерального округа, Южного федерального округа, Дальневосточного федерального округа. Есть материалы из Сибири и Ленинградской области. Практически не замечен был съезд СМИ Урала. Да и на самом съезде очень мало было региональных министров и начальников управлений образований и департаментов, хотя это главные агенты перемен.
Работы предстоит немало для того, чтобы нетипичная сельская тамбовская школа стала типовой для регионов России.