«Made in Russia» – как музейная вывеска

Работая по привлечению к участию к Летней школе инженеров, часто сталкиваюсь с одним и тем же – непониманием со стороны администрации школ вопроса, что они могут что-то производить и продавать.

Был недавно на круглом столе, по вопросу возрождения престижа рабочих профессий. Заседание проходило в Челябинском институте развития профессионального образования (ЧИРПО). Было много разных выступлений, итогом которых был вывод, что теперешняя ситуация совершенно невозможна и надо что-то делать! В плане мероприятий назывались разные меры: реклама рабочих профессий, развитие промышленного туризма (так теперь называются экскурсии на предприятия) и т.п.

При этом круглый стол, организованный минобром челябинской области, проходил в режиме он – лайн, но сугубо для руководителей и специалистов среднего профобразования. А школ не было! Т.е., люди говорили о том, как нужно готовить в школах для выбора профессий, а администрация и педагоги школ в этом не участвовали. И в очередной раз убеждаешься, какую огромную организационную пропасть нам нужно преодолеть, что бы даже в рамках одного министерства смогли разрулить разобщённость среднего, общего и профессионального образования.

Что бы они, наконец, встретились, пока хотя бы на переговорных площадках, ибо, пока существует подушевое финансирование, школа будет обеими руками держаться за каждого ученика, т.к. это деньги.

Нужно всем начать приучать себя к мысли, что старшие классы школы – это конкурсный отбор, это ограничение их количества в регионе. Да, не избежать при этом и блата, и коррупционности, несправедливости. Всё это будет, и будет много. Но тогда, с одной стороны, появится здоровая конкуренция и отбор тех, которые могут учиться по модели нынешней школы – школы-учёбы, с другой – варианты обучения технологическим и обслуживающим профессиям гораздо большего количества ребят. При этом увеличится количество родителей, заинтересованных в успешных и сильных учреждениях профобразования, в которые попали их дети. Они будут давить на власть, требуя более серьёзных финансовых вложений со стороны государства, одновременно поддерживая эти учреждения финансово и организационно, как сегодня происходит в реальности в школах.
Сегодня пласт таких родителей среди техникумов и училищ крайне мал. Мне могут возразить, что мы тем самым ухудшаем возможности и выбор подростков. Абсолютно неверно! Мы даём им сегодня новые качественные возможности для роста в других областях, к которым они более подготовлены, но современная школа не даёт им возможности мастеровой и технологической практики. В сегодняшнем большинстве школы, и это не секрет, загнаны далеко-далеко вглубь. И поэтому тот
интерес, который есть у многих мальчишек и девчонок к технологическим обслуживающим и производственным профессиям, реализовать невозможно.

Без создания реальной конкуренции в школах с выбыванием по разным причинам не выдержавших её, мы создадим сильный профтех. Но, чтобы это не стало резервацией для «неудачников», то нужно среднему профессиональному образованию и новые смыслы. Просто заменой оборудования и созданием так называемых кластеров здесь не обойдётся. И решать это нужно очень и очень быстро. А то лейбл «made in Russia» скоро можно будет увидеть только в музее.

Николай Махнёв