Социально-образовательный проект как результат взаимодействия НКО и сельской школы

Одним из самых действенных направлений взаимодействия сельской школы и НКО является социально-образовательный проект. Социально-образовательный проект может реализовываться в различных направлениях: культуре, спорте, образовании и т.д. Но что бы сделать совместный хороший и эффективный проект, нужно знать технологию его создания.Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут касаться любых сторон (и проблем) общественной жизни: отношений между социальными группами и стратами, гражданской самоорганизации, общественной поддержки представителей социально незащищенных слоев населения, защиты и развития культурной и природной среды существования общества и т.д.

Современный социум настолько внутренне дифференцирован, в нем такое множество противостоящих деятельностных и политических позиций, что любая мало-мальски стоящая социальная инициатива детей сразу обретает не только сторонников, но и противников, причем последних обычно больше. И с этими реалиями детей надо учить работать.

Образовательной технологией, которая, с одной стороны, учит детей находить достойное место своим инициативам в сложно организованном, динамично изменяющемся социуме, а, с другой стороны, устойчиво обеспечивает достижение в социальном творчестве школьников воспитательных результатов третьего уровня (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия), является социально-образовательный проект.

В отличие от уже привычных социальных проектов, как правило, прямо выводящих детей в социальное действие (диалог педагога и детей: «Ребята, видите проблему? – Видим.  – Так давайте вместе придумаем, как ее решить, и начнем действовать!»), социально-образовательный проект обязательно предполагает серьезное исследование контекста решаемой проблемы, а уже потом проектирование действия (диалог педагога и детей: «Ребята, видите проблему? – Видим.  – У вас есть идея, как ее решить? – Кажется, есть. – А, давайте, прежде чем воплощать идею, попробуем увидеть эту проблему с разных сторон, изучить всё, что с ней связано? – А зачем, все и так ясно! – Да? Тогда обратите внимание на такой факт… — Интересно. Может быть, действительно, стоит изучить…»).

Этот исследовательский момент открывает перед школьниками глубины общественной жизни: оказывается, что разные люди видят одну и ту же проблему по-разному; оказывается, что есть те, кто заинтересован в решении проблемы, и те, кто не заинтересован; оказывается, что решений больше, чем видно на первый взгляд и т.д. В результате из вдохновенных социальных романтиков, которые быстро «загораются» и не менее быстро «гаснут», или, напротив, социальных прагматиков, которые склонны к наиболее быстрым и прямолинейным решениям, школьники превращаются в ответственных «социальных предпринимателей» – людей, у которых слово не расходится с делом, которые ищут и находят решения с учетом интересов других людей, которых заботит как результат, так и процесс его достижения.

Проблема, на которую направлен социально-образовательный проект, обычно связана с территорией, на которой находится школа или проживает ребенок. Такая проблема понятна ребенку, он находится с ней в пространственном соприкосновении (хотя не обязательно сам затронут проблемой).

Технология социально-образовательных проектов разработана на основе следующих принципов:

  • востребованность и социальная значимость результатов деятельности, возможность оценить эффективность;
  • участие ребенка в создании замысла проекта, включающего в себя анализ проблемного поля, личное самоопределение, постановку конкретной цели;
  • опора проекта на управление ресурсами (человеческими, знаниевыми и др.), коллективно-распределенный характер деятельности, кооперацию с «внешними» социальными агентами, имеющими отношение к выявленному проблемному полю (имеются ввиду необразовательные учреждения);
  • образовательное сопровождение всего хода осуществления проекта с позиции обеспечения рефлексии ребенком используемых средств, полученных результатов, эффективности деятельности, планирования нового цикла.

Социально-образовательные проекты могут стать составной частью местных (региональных, муниципальных) «сквозных программ» как формы координации интересов органов власти и инициативных групп детей и учреждений образования в целом. Интересно, что чем серьезнее берется проблема, тем эффективнее решаются воспитательные цели и задачи: растет ответственность подростков за свой муниципалитет; усиливается идентификация с «нашей», «своей» детской общностью; формируется ощущение наполненности жизни значимыми вопросами и делами, межпрофессиональным и межпоколенным взаимодействием и др.

Социально-образовательный проект развертывается в следующей последовательности:

  • обсуждение с детьми социальной ситуации. Исходная смысловая и эмоционально окрашенная фиксация проблем, личностная отнесенность к заявленной теме (актуализация несистематизированного опыта);
  • проведение пробных исследований по выбранной тематике, исходя из интересов учреждений образования, групп детей, педагогического ресурса и программ, реализуемых в школе (то есть проведение социологических опросов сверстников, жителей, экологических исследований, журналистских исследований, информационных кампаний и.т.д.);
  • обсуждение с детьми того, в чем состоит ситуация и что мы можем (хотим) в ней изменить, как повлиять на развитие нашей территории. Эта фаза позволяет детям сформировать индивидуальные замыслы, несет в себе сильный мотивирующий заряд;
  • учебное занятие по анализу ситуации, поиск литературы по существующим способам решения данной проблемы, подготовка предварительных планов работы, проектирование деятельности;
  •  оценка имеющихся ресурсов, в том числе партнеров, структур, заинтересованных в решении проблемы. Распределение ролей (позиций) в проекте. Организация встреч и взаимодействия с потенциальными партнерами, поиск консультантов и заинтересованных компаньонов;
  •  осуществление практических действий, предусмотренных проектом, предъявление результатов партнерам;
  • анализ (рефлексия) результатов и эффективности способов деятельности, соотношения предпринятых действий с исходным замыслом. Последняя фаза имеет наибольшее образовательное значение, поскольку позволяет восстановить всю целостность проекта, которую, возможно, разные дети осознавали и реализовывали в разной степени.

При соблюдении всех необходимых процедур проект будет иметь образовательный результат независимо от его социальной эффективности.

Социально-образовательный проект как социальная технология ориентирован на изменение социальной ситуации, связан с воздействием на общественное сознание, либо изменением структуры жизни определенных целевых групп, на которые этот проект направлен. С общественной точки зрения такие проекты могут иметь значение как средства пробуждения и реализации социальной активности молодежи, формирования и развития молодежной политики на территории с участием самой молодежи.

Социально-образовательный проект является и образовательной технологией, смысл которой – в обучении социальному действию, а также в освоении, изучении ребенком социального пространства, развитии социальной компетентности. Еще один образовательный аспект связан с освоением самой деятельности проектирования (проектная компетентность). Дополнительные образовательные эффекты обусловлены освоением той предметной области, в фокусе которой разрабатывается проект (экология, транспортная безопасность, социальная педагогика, языкознание, здоровьесбережение и т.д.).

Остановимся на специфических чертах социально-образовательного проекта.

  1. Обязательная ориентация на осуществление социального действия. Часто социальным проектом называют включение детей в различные формы социальной работы, когда учащиеся на добровольных основаниях либо в силу социальной лояльности, либо институциональной или общностной принадлежности участвуют в чьих-то социальных проектах. Эти проекты могут быть  связаны, например, с волонтерской деятельностью, помощью инвалидам, сбором средств для сирот, общественно-полезным трудом по уборке городских территорий, урожая и т.п. При этом сами дети не погружены в осмысление социальной ситуации. Общественный и организационный контекст действия, которое они реализуют как исполнители, представлен для них в весьма общем виде (на уровне целевой установки «полезное дело, которое надо сделать») или просто как трудовая повинность.

Необходимо также отличать социальное проектное действие от исследовательского. Если ребенок изучает социальную реальность и имеет целью и конечным результатом получение некоторого знания об обществе, но при этом нет направленности на совершение преобразовательного действия, то «проект» приобретает форму социального исследования. Часто, например, экологические исследования, связанные с изучением состояния природных объектов (проведением замеров химического состава воды, почвы, воздушной среды), ошибочно относят к социальным проектам.

В то же время сам социально-образовательный проект может и даже должен включать разные типы исследовательских процедур как составную часть проекта на разных этапах его движения. Но исследование в проекте носит прикладной характер. Помимо диагностики состояния физической среды, это могут быть различные процедуры социологического исследования, направленные на изучение социальной ситуации, общественного мнения. Исследование помогает очертить проблему, выявить причины, лежащие в ее основании. Его результаты могут существенным образом повлиять на выбор объекта и предмета преобразований, на характер и направленность самого проектного действия. Исследовательские процедуры также могут применяться для оценки результативности проекта.

Например, в одном из проектов учащиеся, озадаченные проблемой снижения грамотности сверстников, первоначально пытались решить эту проблему, организовывая дополнительные занятия по русскому языку. Выявив с помощью опроса причину явления – уменьшение численности «читающих» школьников – пытались повлиять на ситуацию, издавая журнал, рекламирующий преимущества чтения. Действие вновь оказалось не достаточно эффективным – журнал не пользовался популярностью. В результате дополнительного исследования, направленного на изучение структуры интересов и свободного времени подростков, удалось «выйти» на более действенные формы работы (интерактивные дискуссии и игры).

  1. Направленность на решение реальной, конкретной социально значимой проблемы. Среди педагогов бытует мнение, что ученическое проектирование ценно само по себе, даже если и не имеет конечного востребованного продукта. Еще со времен Джона Дьюи принято практиковать облегченные, упрощенные формы, имитирующие «настоящее» действие.

Принципиальное отличие подхода разработчиков технологии социально-образовательных проектов состоит в том, что необходимо уже сейчас, начиная со школьного возраста, включать детей в осмысленную социальную практику. Проблема, на которую направлен проект, может быть связана с территорией, на которой находится школа или проживает ребенок. Такая проблема понятна ребенку, он находится с ней в пространственном соприкосновении, хотя не обязательно сам затронут проблемой.

Социально-образовательный проект не должен быть искусственным, «игрушечным». Он должен иметь адресата и социального заказчика (пусть даже номинального — вне договора), то есть быть реально востребованным. Встраивание образовательного проекта в систему социальных связей и деятельностей – это особый процесс, который должен сопровождаться как образовательными, так и организационно-управленческими средствами.

 

  1. Необходимость строгого учёта социального контекста. Социально-образовательный проект реализуется в сложном социальном пространстве вне школы, среди множества деятельностных и политических позиций, в «чужом» поле, являющемся сферой чьей-то профессиональной компетенции, интересов и действий. Всё это необходимо учитывать в процессе проектирования.

Например, проект, касающийся проблемы генномодифицированныx продуктов или табакокурения, неизбежно (пусть даже не напрямую, а опосредованно) вступает в отношения с фирмами, поставляющими или производящими соответствующую продукцию. Любой экологический проект с неизбежностью упирается в интересы хозяйствующих субъектов и производственно-эксплуатационных структур.

Социально-образовательный проект предполагает наличие процедур анализа, исследования не только самой проблемы, но и сложившейся социальной ситуации, основных социальных сил и позиций, действующих в этом поле.

Исходя из этого, для социально-образовательных проектов обязательны: 1) процедуры социального исследования проблемы, степени ее выраженности, причин возникновения, значимости для целевой группы, отношения к ней других социальных групп; 2) процедуры изучения имеющейся инфраструктуры, выделения существующих ресурсов (изучение того, кто ещё занимается или должен по долгу службы заниматься решением, имеет свои интересы в этой сфере (общественные организации, учреждения, службы), изучение причин недостаточности существующей практики работы с проблемой).

  1. Групповой характер социально-образовательного проекта. Социальное проектирование не может быть уделом одиночек, оно всегда носит групповой характер. Социальное действие трудно, а зачастую и невозможно осуществить одному человеку. Социально-образовательный проект обязательно является групповым, и не только в том смысле, что группа школьников действует с учителем. Детско-взрослая общность здесь основана на широкой коалиции и взаимодействии с социальными партнерами.