Справка по Белгородской области

По статистике в 2016 году в Белгородской области насчитывалось 555 начальных и средних общеобразовательных учреждений. Из них в сельской местности находилось 388 школ, в которых обучалось 42508 детей (в городских поселениях обучалось 104489 детей).

В официальной документации Департамента образования Белгородской области, Администрации Белгородской области нами не обнаружено аналитической информации о состоянии сельских школ области.

К марту 2017 года 60 сельских школ Белгородской области приняли участие в Национальном проекте «Энциклопедия сельских школ России» и предоставили историко-культурные справки о себе и своей деятельности.

 

Справки были проанализированы нами по следующим критериям:

– состояние материально-технической базы школы;

– полнота представления культуры школы, школы в контексте истории  села, поселка, района, области;

– цельность и глубина главных педагогических идей школы;

– осмысленность и глубина понимания ценностей школьной жизни;

– полнота и глубина осмысления школьных традиций, их самобытность;

– наличие и качество инициативных проектов (дел, программ, акций), реализуемых в школе;

– особенности организации учебно-воспитательного процесса;

– состояние профориентационной работы в школе (в том числе, по рабочим и сельскохозяйственным специальностям), реальная трудовая занятость школьников;

– раскрытие человеческих и профессиональных качеств учителей, выпускников в описании культуры и истории школы;

– наличие и качество школьного фольклора (песни, танцы, игры, легенды и т.п.);

– вовлеченность школы в дела и проведение досуга жителями села (участие школы в жизни местного сообщества);

– участие школьников в подготовке историко-культурной справки о школе.

Судя по информации в справках, все 60 школ имеют удовлетворительную  материально-техническую базу. Как правило, школы расположены в типовых кирпичных 2-х или 3-х этажных зданиях и  удовлетворительно оснащены современным оборудованием. Подавляющее большинство школ имеют автобус для перевозки детей, учебно-опытные  участки, теплицы, спортивные площадки и футбольные поля. У части школ (6,6%) функционируют плавательные бассейны. 75% школ имеют учебно-опытные участки, 53,3% имеют автобусы. Пять школ имеют даже по 2 автобуса, а одна школа – 3 автобуса.

Практически все учреждения рассказали в справках об истории своей школы, показали хронологию важнейших событий в жизни школы, назвали руководителей, выдающихся сотрудников  и  выпускников.

К сожалению, раскрывая свои педагогические идеи, составители школьных справок в основном ограничиваются указанием предельно общих целей воспитания и обучения. Чаще всего называют такие цели как: нравственное, духовное воспитание личности, воспитание всесторонне развитой и здоровой личности, формирование интеллектуального потенциала и индивидуальности каждого школьника, создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка на основе педагогической поддержки, создание условий для развития и самореализации школьников. Называют также идею развития, творчества, сотрудничества, выбора. Такие общие цели,  в той или иной подаче, называют  83,3% опрошенных школ. 13,3% школ постарались определить свои особенные педагогические идеи. Две школы не указали в справке никаких педагогических идей.

В лучшем случае дается описание уроков и методов преподавания учителей школы. Впрочем, есть школы, которые стараются мыслить свою педагогическую концепцию конкретно и самобытно.

Так, коллектив Графовской средней общеобразовательной  школы сосредоточен на реализации «деятельностного подхода» в обучении и воспитании школьников. Дети не просто готовятся к будущей взрослой жизни, но ярко и насыщенно живут уже сейчас, в школе. Их школьные дни наполнены делами и событиями, связанными с учением, творчеством, трудом, укреплением здоровья, досугом. Эта школа продекларировала 7 принципов по которым ведется педагогическая работа в школе, в том числе принцип социальной активности.

Рассказывая об особенностях образовательного процесса, педагоги школы села Русская Халань Чернянского района описали «рейтинговую систему успешности и достижений обучающихся в развитии, обучении и воспитании». Основная цель рейтинговой системы – представить значимые образовательные результаты, обеспечить отслеживание индивидуальной динамики развития учащихся в широком образовательном контексте.

Средняя общеобразовательная школа села Волотово Чернянского района представила концепцию «Школы сотрудничества, сотворчества, содружества детей и взрослых». Согласно концепции, школа ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг населению, но и развитие местного сообщества, взаимодействие педагогов, родителей и жителей села в решении общих проблем.

Смородинская основная общеобразовательная школа Яковлевского района активно работает в предметном обучении с идеей опорных сигналов, схем и т.п., гарантирующих усвоение учебного материала и активное учебное продвижение учащихся независимо от их индивидуальных особенностей и способностей.

Так же, в основном пространно и не конкретно, сельские учебные заведения представляют свои ценности.

 

 

Чаще всего составители справок также называют общие направления, цели воспитания и обучения, факторы или условия успешного развития личности школьника. Направления, цели воспитания: нравственное, духовное воспитание подрастающего поколения в народных традициях предков, в духе патриотизма и любви к своей малой родине. Факторы и условия развития человека: Отечество, природа, семья, доверие и уважение  между учащимися, педагогами и родителями. Называется основная ценность школьной жизни — ученик, его развитие, воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, формирование здорового образа жизни. Эти ценности, цели и условия воспитания школьников называют  83% опрошенных сельских учебных заведения.

Существуют в справках школ и более пространные суждения о своих школьных ценностях. Так, например Наголенская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области написала: «Наше образовательное учреждение это храм душевного просветления, где учат  детей  искусству аналитики, вырабатывают в них принципы жизнедеятельности, умения разбираться жизни, воспитывать в себе черты «по зову времени», уважать историю своего народа, не предавать предков; где доносят до современных детей  запах родной матушки-земли, русский дух, русский лад, величие и благородство русской души, святость лучших людей».

Менее половины школ (41,6%) рассказали о своих символах. Между тем, символы школы (девиз, гимн, флаг, герб) выполняют большую роль в поддержании традиций и ценностей учебного заведения.

«С 2014 года  в МБОУ «Козинская СОШ» появился гимн школы, который исполняется  на торжественных мероприятиях школьного уровня. Одновременно с гимном выпускники 2015 года разработали эскиз флага школы и передали его первоклассникам на торжественной линейке 25 мая: на белом полотне прямоугольной формы изображена сова – символ мудрости» (из справки школы).

В средней общеобразовательной школе села Орлик Чернянского района гимн написан выпускницей школы, поэтессой Т.И. Котляровой. Слова гимна отражают историю развития школы, особенности образовательной деятельности с приоритетом духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, в том числе и средствами музейной педагогики. Составители справки школы считают одним из символов учебного заведения пять залов школьного комплексного краеведческого музея: зал образования, зал иконописи, зал природы, зал этнографии, зал боевой славы.

Интересный музей – Музей Хлеба – существует в Мокро-Орловской средней общеобразовательной школе Грайворонского района. «Музейная работа воспитывает молодое поколение в духе добра и милосердия. Ежегодно, и это уже вошло в традицию, в школе проводится неделя «Музей и дети». В школьном музее проходят музейные уроки и уроки мужества, где дети знакомятся с жизнью людей в прошлом и настоящем, историей русского народа» (из справки школы).

Потенциал музейной педагогики активно используется в воспитательной системе Смородинской средней общеобразовательной школы, где работает «Музей народного костюма», экспонаты которого были собраны учащимися  и педагогами школы.

Во многом уникальная история – храм на территории школы. В 2002 году на территории Графовской средней школы, на месте бывшей церкви св. Митрофана Воронежского, разрушенной в середине прошлого века, был заложен и в течение года построен небольшой храм-часовня. В 2003 году он был освящён епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном. Наличие действующего храма на территории школы, по мнению педагогов, выводит на более высокий уровень духовное просвещение учащихся.

Проанализировав историко-культурные справки школ Белгородчины, мы с сожалением вынуждены констатировать, что для большинства проводимых сельскими школами акций и проектов характерны шаблонные наименования и форма проведения. Например, очень часто встречаются такие акции: «Отзовись добротой», «Ветеран живёт рядом», «Поезд памяти», «Алая гвоздика», «Георгиевская ленточка», «Уютный двор» «Память», «Неделя добрых дел», «Добром и теплом согреем душу» «Внимание, дети!», «Добрые дела»,  «Рука помощи»,  конкурс «Безопасное колесо», акция «Птицы – наши друзья», акция «Чистый памятник», акция «Дом без одиночества», Дни здоровья, акции «Сохраним природу», «За чистоту родного села», «Акция добрых дел» и другие.

Однако и здесь есть приятные исключения. Например, Троицкая средняя общеобразовательная школа Губкинского района проводит Фестиваль проектных идей, в котором принимают участие учащиеся каждого класса со своим проектом. В частности, в рамках повышения туристической привлекательности поселка Троицкий был разработан проект создания музея «У Хавроньи».

В  Афанасьевской средней школе Алексеевского района разработаны и реализованы проект «Ветераны живут среди нас», акции «Весна без огня», «Сбережем планету», «Живи елочка», «Копилка добрых дел», «Вместе в школу соберем», «Моя семья». Реализуются программы «Школьное молоко», «Школьный мед». Одним из направлений научно-исследовательской и поисковой работы в этой школе является изучение памятников, находящихся на территории села Афанасьевка, сбор сведений о воинах Великой Отечественной Войны.

Во всех сельских школах, чьи справки мы анализировали, существуют детские общественные объединения и организации. Так, в Мокро-Орловской средней школе Грайворонского района функционирует ученическая организация «Радуга». В это объединение входят младшие школьники, подростки и старшеклассники. «Это единая трехступенчатая система, включающая в себя страну детства «Радужный город» (1-4 классы), «Город школяров» (5-8 классы) и «Город Юности» (9-11 классы). Каждая из них является базой воспитания и развития для последующей ступени» (из справки школы).

Практически все справки приводят лишь  названия детских объединений без описаний их работы и дел. Мы назовем такие объединения как: детское общественное объединение «Солнышко» Серетинской основной общеобразовательная школы Яковлевского района Белгородской области»; детская общественная организация «Пионерская дружина им. Ю.А. Гагарина» Смородинской основной общеобразовательной школы Яковлевского района Белгородской области; детская общественная организация «Романтики» МБОУ Головчинской СОШ  с. Головчино Грайворонский район; детское общественное объединение «Пламя» Мартынцовской  основной  общеобразовательной  школы Ровеньского района Белгородской области»; детская общественная организация «Ватутинцы» (2-11 класс) Никаноровской средней общеобразовательной школы Губкинского района Белгородской области.

В ответах на вопрос об участии школы в жизни местного сообщества мы чаще всего встречаем стандартное: «Наша школа работает в тесном контакте с сельской библиотекой, которая оказывает методическую и теоретическую помощь учащимся в поиске информации, с сельским Домом культуры». Лишь некоторые учебные заведения более подробно рассказывают о своей социальной активности и партнерстве с другими институтами.

Никаноровская средняя общеобразовательная школа Губкинского района ответственно позиционирует себя как социокультурный центр села. Школьники и педагоги участвуют в становлении и укреплении традиций села: проводятся акции по благоустройству, школьники участвуют в концертах и праздниках, заботятся о ветеранах.

В историко-культурной справке Покровской основной общеобразовательной школы Ивнянского района отмечается, что в 2010 году в центре села был заложен «Молодежный сквер». Школьники под руководством учителей сажали деревья, кустарники, цветы. Также учащиеся школы ухаживают за могилами погибших солдат, поддерживают в порядке территорию мемориала  «Курская дуга».

В справке средней общеобразовательной школы села Ольшанка Чернянского района указано, что на территории Ольшанского поселения  с 1 апреля 2005 года действует Духовно-просветительский центр. Он  координирует совместную работу образовательного учреждения с администрацией Ольшанского поселения, сельским православным приходом, учреждениями культуры, Советом ветеранов. Эта работа охватывает различные направления: просветительское, культурно-массовое, историко-краеведческое, туристско-экскурсионное, благотворительное.

Большая часть сельских школ Белгородчины, чьи справки мы анализировали, не пишут о профориентационной работе по сельскохозяйственным и рабочим специальностям. По-видимому, не считают это приоритетным. Хотя на сайтах отдельных школ информация об этом есть.

Так, в Шараповской средней общеобразовательной школе Новооскольского района работают творческие объединения школьников профориентационной направленности «Юный овощевод» (7-9 классы), «Юный фермер» (8-10 классы), «Юный автомобилист» (9 классы).

Нешаблонно разработан план профориентационной деятельности в Смородинской основной общеобразовательной школе Яковлевского района. Вот задачи, которые ставят перед собой педагоги:

«- создать систему подготовки учащихся 1–9-х  классов в рамках профориентационной  подготовки;

– наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;

– раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий;

– способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов».

Традиционно принято считать, что в условиях сельской школы легче решается задача трудовой социализации молодого поколения. В своих историко-культурных справках 38,3% сельских школ Белгородской области  указали на наличие производственных и учебных мастерских, 31,6% – на возможность получения в стенах учебного заведения профессии водителя, тракториста. Три школы могут обучить девушек специальности «швея», а одна школа профессии «дояр».

В Добросельской основной общеобразовательной школе Грайворонского района реализуется проект «Школьный фруктовый сад», целью которого объявлено «благоустройство территории пришкольных участков как объектов окружающей среды, дальнейшего места организации досуговой, спортивной, трудовой деятельности учащихся». Проект ставит перед собой следующие задачи:

«- объединить усилия учащихся, педагогов, родителей, направленные на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение  территории школы;

–  высадить саженцы плодовых и декоративных растений в зону дендрария;

– разбить клумбы. Посадить  фруктовые деревья. Посеять газон;

– разграничить зоны пришкольной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы;

– создать условия для отдыха учащимся  школы, а также всем живущим в селе;

– способствовать наиболее широкому использованию пришкольной территории в учебном процессе и внеучебной работе;

– обеспечить фруктами школьную столовую».

В Афанасьевской  средней школе Алексеевского района разработан и реализуется проект «Создание межшкольной ученической производственной бригады Алексеевского района совместно с компанией ООО «Агротех – Гарант Алексеевский»». В 2014 году  ученическая производственная бригада этой школы стала призером областного смотра-конкурса ученических бригад, а в 2015 году – победителем регионального этапа Всероссийского заочного смотра-конкурса ученических производственных бригад.

Интересный опыт трудовой занятости школьников существует в школьном лесничестве «Лесная застава» средней общеобразовательной школы села Ездочное Чернянского района. Лесничество существует с 1969 года и оказывает благотворное влияние на создание культурного ландшафта села и прилегающих территорий. «Сделать свой край одним из лучших» – таков девиз юных лесоводов школы. Увлеченность природоохранной деятельностью влияет на выбор профессии выпускниками школы – 15 человек из них связали свою профессиональную судьбу с экологической деятельностью.

В формате нашей энциклопедической справки у сельских школ есть возможность рассказать о судьбах своих учителей и выдающихся выпускников. 56% белгородских школ частично представили данный раздел справки, поместив краткие отзывы о школе или небольшие рассказы о судьбах учителей и выпускников. 40% школ написали полновесный раздел справки, т.е. представили и рассказы о судьбах людей в контексте истории школы, и прямую речь в виде отзывов и воспоминаний очевидцев событий из жизни школы. В 4% историко-культурных справок этот раздел оказался пустым.

Во всех обращениях к школьным коллективам оргкомитет «Энциклопедии сельских школ России» подчеркивает, что подготовка историко-культурной справки о школе может и должна быть общим делом взрослых и детей, что это пусть малая, но реальная возможность рождения и укрепления детско-взрослой образовательной общности. Анализ белгородских справок показал, что в составлении энциклопедических описаний только 14 из 60 школ (23,3%) принимали участие школьники.