Выдающиеся учителя сельского образования РФ

Уважаемые коллеги!
Мы начинаем создавать рубрику выдающихся учителей сельского образования РФ.
Кто может туда войти?
- Учителя сельских школ, уже неработающие или ушедшие из жизни.
- Работающие сегодня

Критерии вхождения в рубрику:

    1. Рекомендация от коллективов сельских школ.
    2. Рекомендации от институтов повышения квалификации педагогов, региональных профсоюзных комитетов.
    3. Рекомендации от районных управлений и отделов образований муниципалитетов, муниципальных профсоюзных комитетов.
    4. Рекомендации экспертов национального проекта «Энциклопедия сельских школ России».
    5. Рекомендация исполнительного директора национального проекта «Энциклопедия сельских школ России»
    6. Рекомендации исполнительных и законодательных органов власти сельских     муниципалитетов.
    7. Представления от региональных лабораторий сельских школ.

Заполненную информацию отправить на Email: nam-ural@mail.ru

 

Миссия сельского учителя

Эссе на тему:
«Миссия сельского учителя»
Комолова Лариса Викторовна - учитель Баженовской СОШ № 96 Свердловской области

На селе я не просто житель,
Для всех моё имя – Учитель!..
Ничто не уходит от взора людей.
И это понятно: я учу их детей!

Да, профессия учителя - одна из самых уважаемых и почитаемых на селе, но профессия учителя – это самая ответственная на селе. Здесь учитель у всех на виду, всю жизнь живет как на сцене перед зрителями–односельчанами (а вместе с ним – вся его семья). Ответственно? Да… Но и почетно, чувствуешь свою значимость на земле. На селе учитель всегда был больше, чем просто учитель. Со мной советуются не только ученики (потому что село не богато на психологов), но и их родители, соседи в доме…
Как воспитывать современных детей? Я считаю, что только личным примером. По мнению К.Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».
Если хочу, чтобы мои ученики были добрыми, то я должна относиться к окружающим доброжелательно, с пониманием. «Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером», - утверждал Сенека.
Если хочу, чтобы они не были безразличными, то должна сама иметь активную жизненную позицию, быть человеком увлеченным, получать удовольствие от своего дела.
Хочу что-то изменить в них, начинаю с себя. «Мудрый человек требует всего от самого себя, а эгоистичный – от других», - гласит китайская пословица.
Хочу, чтобы они были целеустремленные, ставлю перед собой цель – важную, делающую осмысленным мое существование, направляющую мои стремления, озаряющую мое достоинство, мое самоуважение.
Если я хочу, чтобы ученики уважали меня, стараюсь проявлять уважение к ним и …к их родителям. От меня требуется искреннее участие в судьбе ребенка, а хорошее знание условий его проживания в семье, повседневное общение с родителями детей предусматривают установление оперативных контактов с ними, принятие действенных мер в случае возникающих проблем. Не забываю, что     социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна, и мне, педагогу, приходится считаться с этим. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. В век компьютерных технологий и Интернета открываются огромные возможности, издается огромное количество учебных пособий, по которым дети могут заниматься самостоятельно. Но все это не заменит «живого» слова учителя. Только оно должно быть по-настоящему живым. В условия атмосферы доверия, свободы, творчества, самоуважения пробуждаю у ребенка веру в самого себя, стараюсь помочь ощутить свою ценность, свое достоинство, дать созидательный стимул: хочу, могу, делаю.

На сегодняшний день система образования России находится в состоянии модернизации. Мы, сельские учителя, почувствовали улучшение материально-технического обеспечения образовательного процесса. Полученное оборудование, выход во всемирную сеть позволили вырваться  из рамок, когда мы, сельские педагоги, были ограничены в возможностях для самообразования и самостоятельного культурного роста: дефицит общения, недостаточные фонды библиотек. Мы не можем себе представить урок без современных технологий. Для нас ИКТ – это не просто бренд, а повседневная жизнь сельской школы. Телекоммуникационные технологии позволяют ученику дистанционно общаться со своими сверстниками из других городов, стран, участвовать в дистанционных конкурсах, олимпиадах, Ученики из обычной сельской школы могут иметь доступ к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным на сайтах музеев, библиотек.
Но об одном (главном!) источнике я стараюсь не забывать. О народной мудрости, передаваемой из поколения в поколения. У сельской местности особое значение – сохранение и развитие национального наследия. Нашей культуры, традиций, обычаев. А школа на селе – это островок нравственности, духовности, источник культуры. У сельских детей огромная привилегия перед другими детьми – они могут видеть, прикасаться к источнику духовности русского народа.
«Миссия сельского учителя» - звучит красиво, гордо, пафосно. Миссия (из словаря) – это ответственное задание, роль, поручение. Роль… Да, учитель - немного актер, ему отведена роль наставника, воспитателя, проводника знаний. И каждый раз, когда входишь в класс, хочется сыграть свою роль так, чтобы глаза детей горели любопытством, удивлением. Как говорил Януш Корчак: «Удивление рождает любопытство, любопытство – тропинка к любознательности, любознательность – дорога к знаниям». Вот в этом и есть - миссия сельского учителя.