Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»
1. Общие сведения о школе
|
|
1.1. Полное название школы
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кюндяинская средняя общеобразовательная школа имени Б.Н.Егорова» муниципального района «Сунтарский улус (район)»
Республики Саха (Якутия) |
1.2. Ф.И.О. директора школы | Иванова Маргарита Николаевна |
1.3. Почтовый адрес
|
678286 Республика Саха (Якутия) Сунтарский улус село Кюндяе, ул. Юбилейная, 46 |
1.4. Телефон | 41135 27646 |
1.5. Сайт | kynsosh.sun.sakha.school |
1.6. Электронный адрес
|
kcosh@mail.ru |
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования
|
145
1-4 классы – 61 5-9 классы- 61 10-11 классы – 23 |
1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация | 24
Высшее образование – 19, среднее проф – 5 Высшая категория – 11, первая категория – 1, СЗД – 8 |
1.9. Организация образовательного процесса (краткая информация)
|
МБОУ «Кюндяинская СОШ им. Б.Н. Егорова» МР «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия) осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общего образования, установленными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
I уровень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года) – обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. II уровень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет) – обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия для становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего общего образования, начального и среднего профессионального образования. III уровень – среднее общее образование (нормативный срок освоения – 2 года) – является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ данной ступени образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования обеспечивают реализацию Федерального государственного образовательного стандарта с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. Дополнительные общеобразовательные программы включают в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Содержание образования в ОУ определяется общеобразовательными программами, утверждаемыми и реализуемыми Учреждением самостоятельно. Основная общеобразовательная программа разрабатывается на основе соответствующих примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных соответствующими ФГОС. Организация образовательного процесса в ОУ осуществляется в соответствии с программами и расписанием занятий. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Прием на обучение в ОУ, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приёма для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации предоставлены особые права (преимущества) при приёме на обучение. МБОУ «Кюндяинская СОШ им. Б.Н.Егорова» является ассоциированной школой ЮНЕСКО с агротехнологическим направлением. Народ саха испокон веков для покорения сурового края свою жизнь связала с землей и сельскохозяйственным трудом, сохраняя язык, культуру и традиции. Миссия школы заключается в воспитании ученика, способного к добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, готового к умелому сочетанию трудовой деятельности в сельском хозяйстве, с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе. Воспитание толерантной, творческой, с высокой культурой, гуманной, понимающей прекрасное, дипломатически развитой, подготовленной к сложному, постоянно меняющемуся миру личность. Мы строим школу, в которой развитие детей обусловлено идеей: учащийся, живя на земле, должен знать и любить свою землю и быть готовым ее преобразовывать. В школе действует традиционная система обучения с применением личностно-ориентированных методов обучения, внедряется деятельностный подход к преподаванию. В учебно-воспитательном процессе включены следующие компоненты: Общеобразовательный компонент: введение элективных курсов: 1-4 классы – «Терут дьарык», «Валеология», «Экологическая тропа», «Мой мир», «Настольные игры» и др. 5-9 классы – «Растениеводство», «Валеология». «Уран уус», «Сувениры», «Экология Якутии», «Уход за домашними животными», «Сайылык оонньуулара», «Занимательная физика» и др. 10 – 11 классы – «Основы агрономии», «Основы предпринимательства», «Основы семейной экономики». «Основы животноводства», «Основы сестринского дело» Научно-исследовательский компонент: проведение исследовательской работы обучающихся на пришкольном участке, на природе с выходом в научно-исследовательские конференции, конкурсы, выставки по сельскохозяйственным, медицинским, экологическим, естественным, точным наукам. Привлечение специалистов НИИСХ, ЯГСХА, МСХА на договорной основе. Компонент дополнительного образования: С 2006 года школа является АШ ЮНЕСКО. Воспитательная работа ведется по принципам ЮНЕСКО. Принципы ЮНЕСКО соприкасаются с принципами агротехнологического обучения и воспитания и обычаями, традициями народа саха. В школе действует ЕДД «Кундэйээнэ», филиалы РДЮСШОР по вольной борьбе, мас-реслингу, ЦДТ по шитью национальной одежды, Работают фольклорно-танцевальный ансамбль «Кундул», филиал вокальной студии «Тулуйхан», секции по игровым видам спорта, легкой атлетике, настольному теннису, футболу. Сотрудничество филиалов школы с РДЮСШОР по вольной борьбе, улусным комитетом по физической культуре и спорту по национальным видам спорта, вокальной студией «Тулуйхан» колледжа культуры и искусств республики под руководством С.А, Е.И Неустроевых, улусным ЦДТ по шитью национальной одежды «Золотой перстень», в школе функционируют для развития детского творчества школьников фольклорно-танцевальный ансамбль «Кундул», для развития спортивного мастерства школьников секции по игровым видам спорта, легкой атлетике, футболу. Агротехнологический компонент: создание ученических производственных бригад, мобильных отрядов по направлениям: «Краеведение», «Животноводство», «Охотничьи промыслы и рыболовство», «Растениеводство». Организация летней трудовой занятости обучающихся. |
1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории
|
Учебно-техническая база школы соответствует современным требованиям и позволяет осуществлять полный цикл образовательных услуг. Каменное здание школы с вводом в 2011 году располагает 11 оборудованными учебными кабинетами. Уровень материально – технического обеспечения учебных кабинетов соответствует современным требованиям. Для организации и проведения лабораторных работ кабинеты химии, биологии и физики укомплектованы учебным оборудованием.
В школе имеется 1 компьютерный класс с лицензионным программным обеспечением. Обеспеченность учебниками – 100%. Имеются спортивный и актовый залы, столовая, медицинский, методический кабинеты, кабинет психокоррекции. В школе имеется кабинет «Здравница» для улучшения и коррекции здоровья педагогов и детей инвалидов. Рекреации обставлены столами для настольного тенниса, шашки, диванами для отдыха и др. Территория школы благоустроена, по периметру ограждена забором, имеется освещение по периметру территории школы, спортивная площадка с футбольным полем, беговой дорожкой, баскетбольной и волейбольной площадками. Ежегодно в школе проводятся мероприятия по ее озеленению. |
2. История школы: основные вехи | |
2.1. Дата основания школы | 16 декабря 1919 г. |
2.2. Обстоятельства создания школы
|
Кюндяйская школа Сунтарской волости начала функционировать с 16 декабря 1919 г. дом для школьного здания был пожертвован господином Кангаласского наслега Василием Николаевым – Токойо. Учителем школы с 10.11.1919 г. назначена Попова Клавдия Петровна. До этого в 1918-1907 г.г. работала в Мегинской школе, но долго не работала, поскольку она имела много детей.
Клавдия Петровна родилась в 13 марта 1890 г. окончила Якутское Епархиальное женское училище. Она считалась якутской мещанкой, владела якутским языком. Клавдия Петровна работала в Кюндяйской школе с 1919-1923 г.г. до его закрытия в связи с событиями гражданской войны. За добросовестный и долголетний педагогический труд была награждена орденом Ленина. При открытии школа значилась как начальное одноклассное однокомплектное училище. (основные данные о Кюндяйской школе взяты из материалов, хранящихся в Национальном архиве РС(Я) (фонд 82, опись 1 Дело 1)). |
2.3. Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)
|
Попова Клавдия Петровна, заведующая однокомплектной трудовой школы (1919-1921), (1932-1933).
16 декабря 1919 г. в наслеге открыта однокомплектная трудовая школа. На местности Куолай в доме Ефимовой М.Е. Семенов Филипп Алексеевич, заведующий (1921-1922) Попова Нина Васильевна, заведующая начальной школы (1931-1932). Янков Николай Игнатьевич, заведующий начальной школы (1933-1935). Габышев Дмитрий Петрович, заведующий начальной школы (1935-1936). Михайлов Афанасий Прокопьевич, заведующий начальной школы (1936-1937). Львов Савва Саввич, заведующий начальной школы (1937-1939), литературный сотрудник газет “Юный большевик”, “Искра” Иванов Исидор Иванович, директор Кюндяинской школы (1941-1942). Участник Великой Отечественной войны. Награжден Орденом Славы III степени, медалем «За победу над Германией» Дмитриев Георгий Петрович, заведующий начальной школы с 1942 по 1955 г.г. Награжден медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне” Иванов Николай Степанович, заведующий Кюндяинской начальной (1955-1958), директор 8-летней (1977-1986), средней школы (1986-1988). «Отличник народного просвещения РСФСР», награжден медалью «За доблестный труд». Степанова Дария Хрисанфовна, заведующая начальной школы (1958-1962), 7-летней, 8-летней школы (1966-1968). «Отличник народного просвещения РСФСР», учитель – методист Федоров Егор Ильич, директор 8-летней школы (1962-1965). “Заслуженный учитель РСФСР”, «Отличник народного просвещения РСФСР», “Почетный ветеран системы образования Республики Саха (Якутия)”, “Почетный гражданин Сунтарского района” Иванова-Сантаева Анна Федотовна, директор 8-летней школы (1965 – 1966) “Почетный ветеран системы образования Республики Саха (Якутия)”. Попов Виссарион Петрович, директор 8-летней (1968-1977) «Отличник народного просвещения РСФСР», ветеран труда. Николаев Николай Иванович, директор средней школы (1988-1990). Мастер спорта СССР по вольной борьбе, “Заслуженный тренер ЯАССР по вольной борьбе”, “Отличник физкультуры и спорта СССР”, “Почетный гражданин Сунтарского района” Сергучев Валериан Иннокентьевич, директор средней школы (1990-1993). “Заслуженный учитель РС(Я)”, “Отличник образования Республики Саха (Якутия)” Максимов Игорь Дмитриевич, директор средней школы (1993-2002). ”Отличник образования РС(Я)”, “Почетный гражданин Кюндяйинского наслега” Николаев Николай Макарович, директор средней школы (2002-2004).Кандидат в мастера спорта по русским шашкам. Иванова Маргарита Николаевна, директор средней общеобразовательной школы с 2004 г. ”Заслуженный работник образования РС(Я)”, “Почетный работник общего образования РФ”, “Методист Якутии”. Награждена знаком отличия “Гражданская доблесть”. https://cloud.mail.ru/public/2oWJ/wdxZA1xXS
|
2.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)
|
1919 – 1920 уч.г. – 16 декабря 1919 г. в наслеге открыта однокомплектная трудовая школа. На местности Куолай в доме Ефимовой М.Е.
1980 – 1985 г. построены базы лагерей труда и отдыха. 1981 г. по указу республиканского Обкома КПСС в школе проведен республиканский семинар по обмену опыта работы ЛТО, с участием всех министров республики. Построены ЛТО по выращиванию молодняка на местности Кумах Атах, по дойке коров на берегу речки Кюндяйка, площадка по заготовке кирпича. 1986 – 1987 уч.г. Открыта средняя школа. Начата работа по инновационной деятельности. 2000 г.– Кандидат на республиканскую экспериментальную площадку. с 2001г. – Республиканская экспериментальная площадка по теме: «Эстетико-оздоровительное направление в обучении и воспитании. – внедрение профильного обучения в старшей ступени. 2005 г. – филиал Саха – Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса. 2006 г. – Ассоциированная школа ЮНЕСКО 2008 г. – опорная школа МО РС (Я) по обучению якутскому языку и литературе с использованием интерактивного аппаратно-программного комплекса. 2011 г. – 17 ноября 2011 г. состоялось торжественное открытие нового здания школы в каменном варианте на 165 мест, с участием Президента РС(Я) Егора Афанасьевича Борисова. 2014 г. – член Союза агрошкол Республики Саха (Якутия). |
2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.) | Иванов Климент Егорович, политический деятель Республики Саха (Якутия), «Заслуженный работник народного хозяйства РС(Я)», Почетный гражданин Республики Саха (Якутия). Награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Дружбы, медалями «За трудовую доблесть», Почетной грамотой Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я). Депутат Верховного Совета ЯАССР десятого, одиннадцатого созывов, народный депутат Верховного Совета Якутской ССР двенадцатого созыва. Народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) первого, второго созывов, народный депутат Республики Саха (Якутия) третьего созыва, народный депутат СССР двенадцатого созыва.
Егоров Борис Никифорович, первый Глава Кюндяйинского наслега, «Заслуженный работник народного хозяйства РС(Я)», Почетный гражданин Сунтарского улуса, ветеран тыла и труда. Депутат улусного собрания народных депутатов Сунтарского улуса. Автор комплексной программы развития наслега «Социально-экономическое развитие села». Соавтор инновационного проекта школы «Нэьилиэгинэн буттуун о5о иитиитигэр». Степанова Дарья Хрисанфовна, директор школы, учитель якутского языка и литературы. «Отличник народного просвещения РСФСР», добилась открытия 5-го класса, затем 8-летней школы, по ее инициативе родители и общественность начали строительство здания 8-летней школы (1963). Внедрила кабинетную систему в школе. Степанова Капитолина Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы, ветеран педагогического труда, «Отличник образования Республики Саха (Якутия)», «Лучший вожатый СССР», Почетный гражданин Сунтарского улуса. Иванов Николай Степанович, директор школы, учитель математики. Под его руководством школа стала средней из 8-летней, построены общежития для молодых учителей, здание спортивного зала, базы летних трудовых лагерей. Егорова Анна Афанасьевна, учитель французского языка, ветеран педагогического труда, «Отличник народного просвещения РСФСР», «Учитель учителей РС(Я)», награждена медалью «Ветеран труда». Внесла огромный вклад в присвоении школе статуса АШ ЮНЕСКО. Иванова Маргарита Николаевна, директор школы с 2004 г. “Заслуженный работник образования РС(Я)”, “Почетный работник общего образования РФ”, “Методист Якутии”. Награждена знаком отличия “Гражданская доблесть”, делегат 1 Форума учителей филологов РС(Я) (2000), «Учитель-мастер» (2001), обладатель Гранта Главы улуса «Лидер филологического образования» (2004), призер республиканского конкурса «Лучший директор ОУ» в номинации «Эффективная организация воспитательной работы» (2007), участник Всероссийского форума лидеров образования в г. Москве (2007), XII съезда учителей и педагогической общественности (2010), делегат 1 съезда учителей якутского языка и литературы РС(Я) (2017), победитель в номинации «Директор – новатор» улусного конкурса «Лучший директор» (2018), лауреат Всероссийского конкурса «100 лучших директоров школ России – 2018». Школа получила статус АШ ЮНЕСКО и стала членом Союза агрошкол РС(Я). Школа с 2000 года является республиканской инновационной площадкой в сфере образования. Обладатель Грантов Президента РФ (2007), Ил Дархан РС(Я) (2015), Министерства сельского хозяйства РС(Я) (2015). Победитель Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» (2018), республиканских конкурсов «Эколог Якутии» в номинации «Лучшее образовательное учреждение» (2013), «Школа – эколидер РС(Я)» (2019). Максимова Наталья Николаевна, учитель биологии, химии, «Отличник образования РС(Я)», «Почетный работник общего образования РФ», Лауреат республиканского конкурса «Учитель года 2009», делегат педагогической Ассамблеи РФ, победитель конкурса «Лучшие учителя РФ» (2007, 2013, 2019), «Лучший эколог Сунтарского улуса». Ее воспитанники победители, призеры Всероссийской олимпиады школьников, научно-практических конференций. Соавтор инновационного проекта школы. Под ее руководством ведется многоплановая работа по экологическому воспитанию.
|
2.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях) | Ими гордится школа:
· Иванова Розалия Семеновна, кавалер ордена «Знак почета», Депутат Верховного Совета СССР. · Степанова Елена Григорьевна, кавалер ордена Ленина, Заслуженный работник сельского хозяйства ЯАССР. · Львов Михаил Саввич, ветеран тыла и труда, основатель музея, Автор книги «Кундэйэ» · Степанова Дария Хрисанфовна, «Отличник народного просвещения РСФСР», «Учитель методист». · Иванов Николай Степанович, ветеран педагогического труда, тыла и труда, «Отличник народного просвещения РСФСР», кавалер медалей «За доблестный труд», «За трудовую доблесть». · Степанова Капитолина Хрисанфовна, ветеран педагогического труда, «Отличник образования Республики Саха (Якутия)», «Лучший вожатый СССР», Почетный гражданин Сунтарского улуса. · Егорова Фатина Егоровна, ветеран педагогического труда, Отличник Образования Республики Саха (Якутия), ветеран педагогического труда, «Учитель учителей», первый меценат школы. · Васильев Иван Федорович, Заслуженный работник культуры ЯАССР, Почетный гражданин Сунтарского улуса, кавалер знака «Гражданская доблесть». · Сергеев Николай Егорович, · Кюндяйцева Вера Иннокентьевна, · Игнатьев Василий Алексеевич, первый ученый-ихтиолог Якутии, кандидат биологических наук. · Егорова Анна Афанасьевна, ветеран педагогического труда. Отличник Образования РФ, «Учитель учителей», награждена медалью «Ветеран труда». · Аввакумов Михаил Степанович, ветеран педагогического труда, Отличник Образования Республики Саха (Якутия), «Учитель учителей», автор методического пособия «Сурук-бичик». · Николаева Раида Ивановна, ветеран педагогического труда, «Учитель учителей РС(Я)». · Егоров Николай Васильевич, Почетный строитель Республики Саха (Якутия), член Союза журналистов РФ, РС (Я), обладатель памятного знака В.А. Протодьяконова – Кулантай «За верность традициям якутской культуры и литературы». · Иванов Владислав Прокопьевич, Отличник Образования РС (Я), учитель высшей категории ИЗО и черчения, тренер настольного тенниса · Максимов Алексей Николаевич, «Отличник образования республики Саха (Якутия)», «Почетный работник общего образования РФ», мастер спорта СССР по вольной борьбе. · Васильев Александр Васильевич, Заслуженный работник культуры РС (Я), Лауреат государственной премии Николая Озерова, республиканских премий «Золотое перо», Союза журналистов РС (Я). · Николаева Февронья Трофимовна, селькор, член Союза журналистов РФ · Саввинов Александр Васильевич, Отличник культуры Республики Саха (Якутия), запевала осуохая рекорда Гиннеса. · Назаров Анатолий Николаевич, Отличник здравоохранения Республики Саха (Якутия), Заслуженный врач РС (Я), главный врач республиканской офтальмологической больницы. · Федотова Галина Егоровна, член Союза художников РФ, Отличник Образования РС (Я), народный мастер, модельер-художник · Кюндяйцева Антонина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент ЯГСХА. · Васильева Александра Владимировна, кандидат медицинских наук. · Львов Иван Геннадьевич, АО ФГУП «Ростех инвентаризация – Федеральное БТИ». Обладатель премии «Лучший работник Дальневосточного округа». · Аммосов Максим Егорович, мастер спорта СССР по вольной борьбе · Андреев Егор Егорович, мастер спорта РФ по боксу · Николаева Дария Александровна, доктор исторических наук, Стипендиатка Президента Версальского университета, награждена медалью Министерства Наук и Образования РФ «За лучшую научную работу по Истории», обладатель Гранта Правительства Франции, Гранта ЯГУ им. М.К.Аммосова, Гранта Президента РС(Я) В.А. Штырова, участница Саха – французской археолого-этнографической экспедиции. · Львов Александр Анатольевич, мастер спорта по вольной борьбе РФ, мастер спорта по борьбе хапса5ай РС(Я). |
2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы) | Саха – Бельгийская гимназия Усть – Алданского улуса
Арктический государственный агратехнологический университет АШ ЮНЕСКО Союз Агрошкол Республики Саха (Якутия) |
3. Культура школы | |
3.1. Главные педагогические идеи школы
|
Миссия нашей школы – воспитание личности, способной к добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, готовой к умелому сочетанию трудовой деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе. Мы строим школу, в которой развитие детей обусловлено идеей: учащийся, живя на земле, должен знать и любить свою землю и быть готовым ее преобразовывать. |
3.2. Ценности школьной жизни
|
|
3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)
|
Кундэйэ оскуолатын гимнэ
(Гимн школы) Исидор Иванов тыла уонна мелодията Кун тахсан сетуелуур сирэмэр, Кундэйэм утуекэн сиригэр Мин таптыыр оскуолам дьэндэйэр, Ыччатын уерэтэн кетутэр.
Учуутал сурэ5ин сылааЬа Уостубат иэйиинэн илгийэр, Куннэтэ уерэтэр кылааЬа Кулумнэс мичээргэ иЬийэр.
Уерэхтэн билиини сомсоммут, Дьолбутун ол онтон булуохпут, Дьулуспут сыалбытын тутаммыт, ДьоЬуннаах хоЬууттар буолуохпут.
Кэскилбит биьиэнэ оскуола Кэрэ5э ыцыра туруо5а, Кундэйэм ыччатын махтаныа, Куннэтэ уеруе5э, саныа5а. |
3.4. Традиции и ритуалы
|
– Слет отличников ударников и отличников;
-Присуждение именных номинаций и стипендий «Утуе утуену са5ар»; – Шефство над ветеранами труда и тыла; – Фестиваль агрошкол Сунтарского улуса; – Клуб отцов «Утум»; – Улусный конкурс молодых модельеров «Ай Куо»; – Циклограмма воспитательной деятельности по традиционному календарю народа саха; – Национально-спортивные состязания «Уруц уолан», «Игры предков», «Удьуор утума»; – Традиционные выходы на природу по агротехнологическому направлению; – Экологический лагерь «Эко Кун»; – Эколого- оздоровительный трудовой лагерь «Ус кут» и др. |
3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)
|
Школа предоставляет учащимся возможность выбора занятий, направленных на развитие школьника (агротехнологическое направление, АШ ЮНЕСКО и др.):
1. «Палитра» Формирование эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; способствовать развитию интереса к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, также сюжетному рисованию нетрадиционными техниками изображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности. 2. «Занимательная физика». Введение данного курса позволяет осуществить преемственность между начальным звеном и изучением физики в 7 классе у учащихся по предметам естественнонаучного цикла, а также помогает облегчить им адаптационный период. 3. «Экология Якутии» Изучение «Экологии Якутии» формирует ценностное отношение школьников к природе родной земли, создает условия для самостоятельной деятельности учащегося, познать экологическую деятельность как ценность и норма жизни и применять его в общественной и личной жизни и в любых жизненных ситуациях. 4. «Растениеводство». Курс содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Темы опираются на школьные дисциплины, как математика (например, «инвентарь для работы в цветнике», «Разбивка цветника»), естествознание («Строение цветкового растения»), труд («Изготовление тары для хранения крупных партий семян»). 5. «Сувениры». Курс ориентирован на развитие творческой активности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение, конструкторские способности.
6. «Уран уус». Курс способствует формированию у обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помогает им в овладении навыками декоративно-прикладного искусства и его значением в жизни каждого человека. 7. «Валеология». Курс направлен на изучение закономерностей формирования, сохранения и укрепления здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни. 8. «Вокал». Курс направлен на развитие музыкальной культуры школьников, интереса учащихся к песенному творчеству, приобщение к культуре исполнительского мастерства, воспитание интереса музыкальному искусству своего народа и других народов мира. Обучает детей вокальным навыкам. 9. «Основы безопасности жизнедеятельности». Курс предназначен для формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека, выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих, приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей. 10. «Уус-уран литература-духуобунай сайдыы сагаланыыта» – куурус уерэнээччини аа5ыыга, норуот духуобунай култуурата диэн ейдебулгэ иитии, айымньы тылын-еьун ис хоьоонугар, сацарыыга, сахалыы толкуйга ке5улуур. 11. «Кулинария» Курс направлен на получение дополнительных знаний, умений и навыков по кулинарии, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности и применения в быту |
3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой
|
1. Комплексная программа «Нэьилиэгинэн буттуун о5о иитиитигэр» (Воспитание всем миром)
2. «Социальное партнерство как условие модернизации учебно-воспитательного процесса» 3. «Открытая школа социализации сельских детей» 4. «Социальное партнерство как фактор формирования агротехнологических компетенций обучающихся в условиях устойчивого развития села» 5. «Создание производственно-ученических объединений как условие в развитии и реализации образовательных компетентностей» https://drive.google.com/file/d/1O650o_Jbh6T1PoCwociL4dg6uY2ADTW1/view?usp=sharing
|
3.7. Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе
|
ДОО «Кундэйээнэ»
Спортивный клуб «Дьулуур» Клуб молодых матерей «Кубэйэ» Клуб отцов «Утум» Молодежная организация «Урдэл» |
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе) | Вокально-танцевальный ансамбль «Кундул» |
4. Школа на земле | |
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа | https://cloud.mail.ru/public/2SXZ/3avuzorio |
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества | Комплексная программа «Нэьилиэгинэн о5о иитиитигэр» (воспитание всем миром) |
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня | Меценатство выпускников школы |
5. История и культура школы в деталях | |
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) | https://cloud.mail.ru/public/2SXZ/3avuzorio |
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) | https://cloud.mail.ru/public/2SXZ/3avuzorio |
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) | https://cloud.mail.ru/public/2SXZ/3avuzorio |
Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы):
Иванова Маргарита Николаевна, директор школы,
Андреева Таисия Ильинична, замдиректора по УР,
Лазарева Ольга Юрьевна, замдиректора по ВР,
Саввинова Снежана Ефимовна, замдиректора по НМР.