ГКОУ РД СОГ  Ахвахского района

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Дагестан «Средняя общеобразовательная гимназия Ахвахского района»
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Алиев Хангерей Хангереевич
1.3.        Почтовый адрес

 

368045,  Хасавюртовский район с. Камышкутан,

 п/о Тукита, улица Ахвахская ,2

1.4.        Телефон

 

89285870996

89387937932

1.5.        Сайт

 

https://kamishsog.gosuslugi.ru/glavnoe/bilet-v-buduschee/
1.6.        Электронный адрес

 

kamishsog@mail.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по уровням образования

 

НОО- 126

ООО- 117

СОО- 23

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

Всего учителей – 34, из них высшее образование имеют-20, а среднее специальное-14.

Квалификационная категория: высшая-9, первая-6. Заслуженный учитель РД-6

Заслуженный работник образования РД-3

Почетный работник общего образования-6

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Наша  школа – гимназия с профилем «Этнокультура народов  Дагестана».              

В ГКОУ РД «СОГ Ахвахского района» решает проблему реализации государственного стандарта образования, в школе функционируют различные типы классов: общеобразовательные, классы с углублѐнным изучением отдельных предметов и профильные классы. Учебные занятия проводятся в 30 учебных кабинетах. Имеются лаборатории, кабинет психологии, ОБЖ, кабинет информатики, библиотека, музей. В гимназии  имеется столовая, которая рассчитана на 30 посадочных мест.

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Территория  гимназии   площадь 2 га  , она ограждена сеткой – 753 м.

   Основное  здание школы     двухэтажное,     есть еще  два отдельных учебных  корпуса, площадка для подвижных игр и для тихого отдыха. Двор уютный ,благоустроенный. Спортивная зона включает в себя   современный спортивный зал, комбинированную площадку для спортивных игр,   для волейбола, баскетбола и  футбола и крытую детскую площадку. Здание столовой, кабинет  технологии и  постройки   хозяйственного назначения, находятся в отдельном здании.  Здесь  построен и гараж для школьного автобуса.    

   В центре школьного двора окруженный  деревьями  уютно располагается здание школьного  историко – краеведческого музея имени Алиевой Ш.А. Музей является  достопримечательностью республики. В учебно-воспитательном процессе используется актовый зал на 90  посадочных мест. В учебном процессе используются мультимедийные установки – 9, интерактивная доска – 12   , для индивидуализации образовательного процесса используются 30 переносных компьютеров (ноутбуков); к сети Интернет подключены 10 ПК.

Имеется кабинет информатики, в кабинете установлены 13 компьютеров, объеденных в локальную сеть.

Имеется спортивный зал площадью 135 кв.м., в зале имеются спортивный инвентарь.

        В гимназии организовано горячее питание, охват горячим питанием составляет 50 %. Приготовление пищи идет качественно. Столовая оснащена необходимым оборудованием.

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1952год
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

  Наша  гимназия   имеет   очень богатую историю.  Школа основана в 1952году на землях отгонного животноводства.

 

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

 За 70 лет в школе сменилось 6 директоров, мы помним их всех ныне покойных.

 В 1952 году школа расположилась в частном доме.

Первым заведующим начальной школой приказом по Хасавюртовскому райОНО был назначен Гаджиев Магомед (пр. № 62 от 01.09.1952 г), школа относилась к Чагоратарскому сельсовету Хасавюртовского района.

В 1953 году 6 октября был назначен новый заведующий начальной школой Садыков Зайнулабид Дибирович из Хунзахского района.  27 лет отдал педагогическому труду, до 1955 года был заведующим. В 1955 году уволился Садиков Зайнулабид.

 Менялись заведующие, менялся и контингент учащихся.

         Первое небольшое здание было построено третьим заведующим школой Дибировым Бутаем в 1954 году.

       С назначением заведующим школой Раджабова Абдулхамида из Казбековского района в 1955 году связаны стабилизация контингента учащихся, улучшение преподавания учебных дисциплин. Он четвертый руководитель. С 1961 года заведующим школой работает Насухов Магомедгази Караевич из села Тукита Хасавюртовского района. Он добился выделения для школы колхозом трёхкомнатного помещения. В 1968 году начальная школа была реорганизована в восьмилетнюю школу.

Он же построил и сборнощитовую школу в 1974 году. В 1979 году Восьмилетняя школа была реорганизована в среднюю школу. В 1980 году был первый выпуск средней школы. В 1980 году на место Насухова Магомедгази директором школы была назначена Алиева Шамсият Алиевна  она проработала до 8 августа 2007 года. С 1955–1989 гг. школа относилась к Ахвахскому райОНО.       В 1989 году было создано территориальное управление (ТУНО) для прикутанных школ, которое способствовало улучшению материальной базы школы, усовершенствованию учебно- воспитательного процесса. При Алиевой Ш.А.прикутанская школа поднялась до передовой в республике , 2 раза становилась «Школой Года России». В 2000 году Камышкутанская средняя школа реорганизована в гимназию с профилем « Энтокультура наро-

дов Дагестана» — это первое инновационное учрежде-

ние этнокультурного профиля в Республике Дагестан.

Мы изучаем культуру и традиции народов Дагестана

(КТНД) с 1 по 11 классы, профильные предметы в гим-

назии — историю и географию Дагестана, дагестанскую

литературу и родной язык, декоративно-прикладное

искусство народов Дагестана, дагестанскую музыку,

физкультуру и дагестанские народные игры, техноло-

гию с уклоном на дагестанские народные промыслы.

Вел уроки КТНД Учитель с большой буквы, заведующий

учебно-в оспитательной работой Шамхвалов Микаил

Кваилович. В 1984 году поступил на работу в Камышку-

танскую гимназию и до конца своих дней оставался пре-

данным своему делу и гордому званию Учитель. Он автор книг по КТНД 2- 3 классов, энтографической книги «Ахвахцы»,учебного пособия по истории Дагестана, тестовые задания  по истории Дагестана. Особо, можно отметить книгу по истории Дагестана, которая стала настольной книгой для всех учителей и учащихся Республики Дагестан.  Известный в республике педагог-новатор, краевед и общественный деятель, автор многих книг и трудов по истории Дагестана и этноса ахвахцев,патриот, он оставил о себе добрую память и пример, какнужно жить и трудиться на благо людей, малой и большой Родины. Привил любовь к науке и творчеству своим ученикам и детям — наследникам, которые продолжат его дело.

 

 

С 2007 года  и по сей день директором Камышкутанской гимназии работает Алиев Хангерей Хангереевич. Он седьмой директор. Он поистине педагог по призванию, учитель со своей собственной педагогикой. Для коллег Хангерей Хангереевич это, прежде всего, эрудит, прекрасно владеющим своим предметом. В обучении детей всегда проявляет добросовестность, ответственность, до конца вкладывает душу в любимое дело. Сегодня благодаря умелому руководству и слаженной работе коллектива гимназия продолжает занимать ведущие позиции в Территориальном управлении образования. Школа функционирует в режиме развития и занимает  ведущее место в рейтинге школ республики.

 

 

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

В 1952 году была основана первая начальная школа в частном доме.

В 1968 году начальная школа была реорганизована в восьмилетнюю школу .

В 1974 году построена и сборно-щитовая школа.

В 1979 году восьмилетняя школа была реорганизована в среднюю школу .

1982 году школе было присвоено имя Шамхала Салихова , командира красно[1]партизанского отряда Ахвахского района. В 1984 году состоялось открытие школьного историко- краеведческого музея.

В 1995 году Музей стал лауреатом Всероссийского смотра школьных музеев.

В 1998 году отметили 45-летний юбилей школы .

В 2000 году школа приобрела статус гимназии с профилем «Этнокультура народов Дагестана». Дважды становилась Школой года России, приобрела статус гимназии.

В 2005 году открыт памятник полковнику Акилову Абердилаву Абдулхамидовичу .

В 2007 году построено двухэтажное здание школы.

В 2011 году Камышкутанская Гимназия ТУО преобразована в Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная гимназия Ахвахского района» .

В 2024 году ГКОУ РД «СОГ Ахвахского района»отметил  70-летний юбилей.

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

В 1954–1955 уч. году в Камышкутан прибывает новое пополнение педагогов. Эта Каримулаева Жавгарат — первая женщина — учительница в Камышкутане. Родилась в селе Харахи Хунзахского района. Заочно учи-

лась в Буйнакском педучилище и с 1954 года работала

в нашей школе. Семья Каримулаевых жила в г. Хасавюрте по улице Орджоникидзе № 210. В 1954 году после окончания 10 класса был направлен в Камышкутан через

Хасавюртовский  райОНО  брат  Каримулаевой Жавгарат — Каримулаев Магомед. Он через год был призван в ряды Советской Армии и больше не вернулся к педаго-

гическому труду. Магомед получил техническое образование работал на разных заводах. Умер в 1995 году. Каримулаевы внесли свой вклад в развитие образования

в данной школе. Их помнят жители, ученики как добрых людей. Жавгарат скончалась в 2003 году, похоронена она в селении Харахи Хунзахского района.

   Увеличилось количество учащихся в школе, поя-

вились первые местные учителя.

Гереев Курамагомед — первый местный учитель, работал вместе с Каримулаевыми. В 1954– 1955 годы уехал в Россию и жил в Свердловской области в городе Ивдель, п. Митяево.

      Учительница начальных классов Салихилаева Нажават Нурмагомедовна, окончившая Республиканскую партийную школу, была принята на работу 1 сентября 1966 года. Она проработала в Камышкутанской школе 45 лет. Обучилат чтению и письму около трехсот детей. Имеет большой опыт работы и пользуется авторитетом среди учеников и родителей. Сейчас на заслуженном отдыхе. (2023 г.)

В сентябре 1969 года учителем математики принят выпускник ДГПИ Гаирбеков Садрудин Гайчаевич — первый учитель с высшим образованием из Камышкутана. 20.01.1974 г. он назначен завучем.

01.09. 1992 г. Гаирбеков Садрудин назначается учителем шахмат. Он проработал в школе 23 года, снискал любовь и уважение учеников и родителей. Умер Садрудин Гаирбеков 7 августа 1996 года.

Ярцева Любовь приехала в Камышкутан из города

Гудермес Чечено-Ингушской АССР. Преподавала русский язык. Жила на квартире у председателя колхоза «Шамхал» — Абдулы. Ее родители жили в Новогрозном. Работала в Камышкутане до начала (февраля) 1962 года.

Ученики помнят Ярцеву доброй, отзывчивой.

В 1963году подготовительный класс вел Чинчаров Шарапудин, приехавший из с. Лологонитль Ахвахского района. Поработал только 1 год. Был призван в ряды Советской Армии. Далее он работал в Лологонитлинской школе. Других учителей, кроме Насухова М. К. и Чинчарова Ш., в Камышкутанской начальной школе не было.

1965год.Начальная школа. Подготовительный класс. Этот

класс вел Курамагомедов Насрудин из с. Кирпичкутан

Ахвахского района, который был принят на работу в сентябре 1964 года.

Насрудин поработал 1 год и перевелся в Кирпичкутан-

скую НШ. Работал заведующим, преподавал географию

до 1996 года, умер в 1996 году.

Этот класс вели заведующий школой Насухов М. К.

учитель Шамсудинов Сааду. В 1964–65 учебном году был принят на работу учителем начальных классов Загалов Апанди из Карата Ахвахского района.

 

 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

1.  40 медалистов .Первый медалист Гасанов Шахрудин  Акибович.(1994г.)

В 2018-2019 году – 4 медалиста : Шейхахмедов  Абдулбасыр, Шейхахмедов Абдулмажид , Махмудова Мадина , Шахрудинова Майсарат .

 

2.В   2019-2020 году – 4 медалиста :Исхакова Асият, Таймасханова Аминат,Абдулкадырова Фатима, Дубукилаева Меседо

 

3.Выпускник Аскаров Аскар Сайпулаевич -Чемпион Судлимпийских игр , российский боец смешанных боевых искусств,  Заслуженный мастер спорта России, Мастер спорта России по боевому самбо;

 

4.Выпускница  Магомедрасулова Рашидат Шамсудиновна –Заслуженный врач РД ,  начальник Отдела здравоохранения    Правительства Республики Дагестан;

 

5.Выпускник  Магомедрасулов   Багадур Шамсудинович

Начальник  ОМВД;

 

6. Гайирбекова Наида Абдулаевна-заведующий Камышкутанской амбулаторией .(2023г.)

Шамилова Зульфия Шамиловна – врач-терапевт , заведующий Камышкутанской амбулаторией.(2018-2022г .)

 

 

7.Хабибова Наида Абдулаевна –врач –терапевт, пульмонолог,заместитель главногврача полечебно- диогностическойработе ГБУ РД «Поликлиника№ 3»,Заслуженный врач РД,

 

 

a.                  Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

 
3.Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

 

Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана

 

  

3.2.            Ценности школьной жизни

 

Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Труд, Культура, Знания. 

 

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

 

 

3.4.            Традиции и ритуалы

 

-Вручение ежемесячной именной стипендии ,

 -чествование  призеров районных и республиканских     олимпиад  , конкурсов  и соревнований,

 -ежегодный конкурс «Лучший ученик  »,

-ежегодная   «Осенняя ярмарка»,  

-праздник приема шестилеток , «Прощание с Азбукой».

 

-Ежегодные  встречи  с ветеранами  ВОВ, ветеранами  труда, с  воинами интернационалистами , участниками СВО и адресная помощь им.

-Встречи с выпускниками – студентами  высших учебных заведений .

-Ежегодные общешкольные экскурсии за село, п.о памятным местам республики

 

 

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

         У нас сложилась и непрерывно развивается система воспитания учащихся на средствах духовной культуры народа, формированию у наших детей, юношей, девушек главных черт, достоинств национального характера, гуманистического отношения к людям, миру, природе, человеческому созидательному труду.

        Названная система включает:

                а) Изучение этнокультурных предметов    с 1-  11  кл  включительно

                б) Введение этнокультурного компонента в содержание не только гуманитарных, но и естественнонаучных дисциплин

                в) Музейная педагогика

                г) Краеведческая работа

                д) Научно- исследовательская работа старшеклассников по этнокультуре и по этнопедагогике.

 

        Уроки КТНД, все, что связано с этим предметом вызывает у детей, старшеклассников живой и стабильный интерес. К традициям, культуре своего малочисленного, но имеющего богатую историю ахвахского народа они относятся как к святыне. Сознание своей принадлежности к такому самобытному этносу формирует у них чувство национальной гордости и человеческого достоинства.

        Мы, воспитывая у старшеклассников любовь к родной земле, истории родного народа, проявляем заботу о привитии им интереса, вкуса к исследовательской работе по этнокультуре, этнопедагогике.

        Во многом этому способствует наша собственная научно-исследовательская деятельность по истории, этнографии, культуре ахвахского народа, где исследователя ждут открытия.

       Нами    выполнено исследование по теме «Жилища и поселения ахвахцев», которая ранее не стала предметом научного изучения. Наши старшеклассники в  . на научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» заняли более 20 первых-вторых мест по 7 номинациям. Особые успехи они имеют по этнокультуре, этнопедагогике,  по которым исследования посвящаются не только локальным традициям, обычаям, особенностям семейно-общественного быта, но и славным людям из древней истории и современности. Так, например, объектом исследований старшеклассников под научным руководством Ш.А.Алиевой стала жизнь замечательного человека сельского доктора Абдулкадырова Ахмеда, который свою жизнь посвятил охране здоровья жителей, молодого поколения села Камышкутан, воспитал прекрасных детей, которые высоко держат благородное имя отца, оставившего глубокий добрый след в сердцах благодарных земляков.

 

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

– Проект школьная газета «Вестник» с 2014 года;

– проект «Давайте вместе Землю украшать»;

-проект «Мое имя»;

-телепередачи «ТОКС ведет поиск»

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Ученическое самоуправление по системе А.С. Макаренко;

Точка Роста;

-«Фитодизайн»;

-«Сувенир»;

-Отряд «ТОКС» (телевизионный отряд краеведов- следопытов);  «Активисты школьного музея»

-Вольная борьба

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

 
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Наше село Камышкутан —  населённый пункт на территории Хасавюртовского района, административно входящий в Ахвахский район Дагестана.Расположено село на берегу Аксайского водохранилища. Раньше эта была болотистая местность,проросшая камышом, и отсюда название Камышкутан.

Первые переселенцы здесь появились в довоенный период. Нелегко было благоустраивать эту территорию, так как не было дорог, оросительных каналов, нормального жилья, питьевой воды, были распространены болезни. Постепенно люди освоили эту местность.

Сегодня Камышкутан большое село. Здесь проживают

более тысячи человек. Появились асфальтированные

дороги, провели газификацию, питьевую воду, элек-

трический свет. Сегодня в селе есть школа —  гимназия,

мечеть, медпункт, медресе.

Раньше место, где расположено село Камышкутан,

называлось хутор Татьяновка. Его основали немцы-

переселенцы в 1898 году. По данным на 1914 год хутор

Татьяновка состоял из 24 дворов, во владении хутора находилось 736 десятин земли, в том числе 554 — угодий. В 1914 году на хуторе проживало 88 человек (48мужчин и 40женщин), 100% населения — русские.

В административном отношении подчинялся Ново- Владимирскому сельскому обществу Хасавюртовского округа Терской области. В 1918–1919 годах немцы покинули местность. Основной причиной этому считают набеги чеченцев. В годы гражданской войны разорен и покинут населением, позже заселен чеченцами. В 1929 году хутор Татьяновка входил в состав Кандаур-Аульского сельского совета и состоял из 23 хозяйств. В 1929 году на хуторе проживало 114 человек (60 мужчин и 54 женщины), 100% населения — чеченцы. В 1944 году чеченское население хутора выслали в Казахстан и Среднюю Азию. В середине 50-х годов земли бывшего хутора передали колхозам Ахвахского

района. На месте хутора образовался кутан —  Камыш-

кутан. В кутане проживает 2162 человека. Преоблада-

ющее население —  выходцы из сел Изано, Кудиябросо

и Лологонитль Ахвахского района. Основной проблемой прикутанных земель даже на сегодняшний день является невозможность прописаться в домах, которые построили своими же руками, потому что нет законного статуса этих сел. Эти села: Кудиябросо, Изано и Лологонитль. Они объединились и давно носят одно название —  Камышкутан.

В настоящее время жители предлагают придания

кутану статуса населённого пункта с названием Ахвах.

 

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества  Школьники и педагоги являются активными участниками  сельских субботников и праздников .
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Муртазалиев Магомед Муртузович –Глава Ахвахского района , меценат, учредитель школьной именной стипендии;

 

Аскаров Аскар Сайпулаевич- выпускник , Чемпион сурдломпийских игр , учредитель школьной именной стипендии;

 

Салихилаева Нажават Нурмагомедовна –первая местная учительница , учредитель школьной именной стипендии;

 

 

 

 

5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колена…»

 

     У каждого из нас есть в жизни Учитель в высочайшем понимании этого слова: мудрое руководство, суровый наставник, близкий друг. И наверно прав И. Гете, который говорил, что “те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя”. Мне повезло: в моей жизни был именно такой учитель, Учитель с большой буквы – Шамхалов Микаил Кваилович. Учитель, который  научил  меня не только ответственному отношению к работе и повлиял на выбор моей профессии, но и научил жить, правильно поступать. Я всегда чувствовала неловкость перед ним: мне казалось, что я не в полной мере выражаю  заслуженную им  благодарность.  

             Я учитель русского языка и литературы, работаю в той самой школе, в которой когда-то училась. Микаил Кваилович был моим учителем  с пятого класса: вел у нас уроки КТНД и истории Дагестана. Это были не просто  уроки, а  путешествия   по дорогам и тропам Дагестана.  Любовь к родной земле,  к ее истории, к культуре, обычаям, к людям Микаил Кваилович сумел привить и нам, своим ученикам.   Для меня он был мерилом всего хорошего и достойного в человеке. Помню,  в 5 классе, в начале года, нам задали сочинение на тему: «Кто такой культурный человек?».  Мое детское сочинение было о  моем учителе –  я писала о том, что культурный человек должен быть таким, как Микаил Кваилович. Я,  может,  и не помнила бы об этом, но через много лет, разбирая папки с творческими работами учеников в кабинете КТНД, которым заведовал Микаил Кваилович, я нашла и свое детское сочинение.  В 11 классе, отдавая дань традиции школы,  мы писали письма в будущее: самому себе, друзьям, учителям. В своем письме  я обращалась к  любимому учителю,  обещала, что буду следовать его урокам нравственности. Было принято в день встречи выпускников вручать письма адресатам, но наша встреча не состоялась, и письмо вернулось ко мне.

      Окончив учебу в ДГУ, я вернулась в родную школу  в качестве учителя русского языка и литературы.  Первый урок, который посетил Микаил Кваилович, был   урок русской литературы в 7 классе по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Я очень нервничала: как оценят меня мои учителя?    Урок мой похвалили. Конечно, было немало недочетов, но  Микаил Кваилович протянул мне  анализ урока со словами: «Не считай это замечаниями, это рекомендации учителя ученику».  Этот листок я храню до сих пор.

                   Светлых моментов, связанных с этим Человеком,  в моей жизни немало. Моего учителя уже нет в живых, но память о нем всегда живет в моем сердце.

 

Абдулкахирова А.Б.,

учитель русского языка и литературы

ГКОУ «СОГ Ахвахского района»

Выпускница гимназии 2000 г.

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Учительские династии: Абдулатиповых, Алиевых , Гасановых
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) https://school-letopis.ru/catalog/1464 -«Школа -твой дом родной, и ты его береги»,книга воспоминаний выпускников  к 70-летию гимназии, издана в проекте «Всероссийской школьной летописи»

 

 

     

Информация подготовлена и предоставлена:  

 заместителем директора по воспитательной работе Расуловой  Сидрат Нухбековной и   заместителем по учебно-воспитательной работе Магомедовой Ажай Шавкатовной .