Малышевская СОШ Селивановского района

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1. Общие сведения о школе
1.1. Полное название школы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Малышевская средняя общеобразовательная школа» Селивановского муниципального района Владимирской области
1.2. Ф.И.О. директора школы Житкова Елена Васильевна
1.3. Почтовый адрес 602353, Владимирская область, Селивановский район, с.Малышево, ул. Ленина, д.2
1.4. Телефон 8-49(236)6-11-16
1.5. Сайт http://t32721t.sch.obrazovanie33.ru/
1.6. Электронный адрес malschkola@mail.ru
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования В школе обучаются 263 ученика:

начальная школа – 111 человек

основная школа – 130 человек

средняя школа – 22 человека

1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация Коллектив школы:

Администрация школы – 4 чел.

Педагоги – 22 чел.
Квалификация:

высшая кв.кат.– 10 чел.

I кв.кат.- 9 чел.

Награждены:

– Заслуженный учитель РФ -1 чел.

– Почётный работник образования -1 чел.

– Почётная грамота Министерства образования и науки – 6 чел.

– Почётная грамота Департамента образования -14 чел.

1.9. Организация образовательного процесса (краткая информация) Школа работает по пятидневной рабочей неделе. Занятия ведутся в одну смену. Начало занятий в 8.00, окончание – 13.55.

Обучаются дети из 18 населённых пунктов. Подвоз осуществляется 6 школьными автобусами.

1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории Здание школы расположено в самом сердце села, отдельно стоящее, кирпичное, трехэтажное. Есть столовая(на 100 мест) и спортзал. В школе есть краеведческий музей «Поиск».
Число классов ( включая учебные кабинеты и лаборатории) – 28, имеются 2 мастерские, кабинет информатики. Рабочих мест с ЭВМ – 11. Число персональных ЭВМ – 22. Из них — 31 подключены к сети Интернет. В здании имеются: центральный вход, 4 запасных выхода. Год постройки здания 1888.Проездные пути к школе асфальтированы.Школа имеет учебно-опытный участок.
2. История школы: основные вехи
2.1. Дата основания школы 1888 год
2.2. Обстоятельства создания школы Замечательной вехой для села стал 1888 год. Именно с этого года в Малышеве стала действовать церковно-приходская школа. Так, «Журнал очередного Меленковского уездного собрания сессии 1910г.» сообщает, что Малышевская школа обслуживала в этом смысле следующие селения: Малышево, Митрофаново, Неклюдово, Завелево. В школе обучалось 30 человек, а при ведении всеобщего обучения могла бы вместить 98 человек. С открытия, до 1892 года школа не имела своего пристанища и помещалась в частных домах, сначала священника Николая Гусева, затем священника Николая Кипарисова. С января 1892 она переведена была в наскоро выстроенную избу, но и это помещение не предоставляло желаемых удобств. На пожертвованные деньги, деньги отца Иона Кипарисова и других к 1896-1897гг. была построена новая благоустроенная школа на каменном фундаменте, под железной кровлей, размером 15х9 аршин, высотой 3¾ аршин, с 8 окнами, 2 печами, необходимой вентиляцией (см. Владимирские епархиальные ведомости, 1897г. №1, неофициальная часть стр. 13-15). В 1911 году земство построило новую школу (здание за памятником). В этом здании занимались до 1936 года. В 1924 году в школу пришла молодая учительница Паршина-Мочалова Зинаида Фёдоровна, которая проработала в школе 37 лет, была награждена за заслуги в деле образования орденом «Трудового Красного Знамени». В 1937-1938 годах было построено два новых здания неполной средней школы. В 1939 году школа преобразуется в среднюю. В 1954 году был построен школьный интернат, через два года здание склада МТС (бывшее здание церкви) передали под новое здание интерната, где проживало около 100 человек, а в 1965 году построили новую столовую. В 1972 году построено новое здание интерната, в котором проживали учащиеся до 1991 года. В настоящее время в этом здании располагается коррекционная школа интернат. В 1978 году в селе было выстроено новое трех этажное здание школы, в котором мы обучаемся в настоящий момент.
2.3. Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения) С 1936 года первым директором был учитель из села Дуброво Минеев Николай Алексеевич. Учителями Немова Мария Ивановна, Ершов Алексей Феофанович, Зуйков Алексей Иванович, Волков Николай Алексеевич, Ивановы Алексей Иванович и Нина Васильевна, Мошкова Глафира Григорьевна, Киселева Клавдия Дмитриевна,Корытникова Анастасия Георгиевна.

В 1939 году директором становится Шичков Фёдор Гаврилович. Вновь прибывают другие учителя:

Дианова-Киселёва Вера Андреевна – учитель русского языка и литературы, Герасимова Серафима Павловна – математик, Соловьёва Клавдия Николаевна – историк, Цветков Алексей Парфирьевич – физик, работал завучем с 1945-1946 год. В 1940 в школу приезжает работать Сизов Борис Иванович – учитель истории, Крайнова Анастасия Георгиевна – учитель физики и математики, Огурцова-Акимова Антонина Александровна – учитель немецкого языка, Кухаркина-Ивонтьева Татьяна Фёдоровна – биолог, Беляева Антонина Константиновна – учитель русского языка и литературы. Клюев Юрий Иванович – пионервожатый, Сальников Иван Петрович – военрук, Масалова Зинаида Фёдоровна, Житкова Александра Петровна, Иванова Нина Васильевна – учителя начальных классов.

Школа занималась в две смены при ламповом освещении, отопление было печное. В школу ходили ученики из 28 населенных пунктов. Желающих обучаться было много, наполняемость классов была 38-40 человек. Ученики и большинство учителей жили на частных квартирах.

С началом Великой Отечественной войны директор школы Шичков Фёдор Гаврилович, учителя Цветков Алексей Парфирьевич, Клюев Юрий Иванович были призваны на фронт. Директором школы приезжает работать Колычков Николай Арсентьевич, завучем становиться Беляева Антонина Константиновна. Школа все годы войны активно принимала участие в организации помощи фронту. Коллектив учителей вместе с учениками изготавливали дрова для школы, собирали теплые вещи для фронтовико, учащиеся вели шефство над фермами, особенно над молодняком. В зимнее время устаивали концерты силами учителей и учащихся. Выступали в деревнях Переложниково, Угрюмово, Драчёво, Митрофаново, Неклюдово. Хорошо была организованна тимуровская работа

В апреле 1942 года в действующую армию призывают Сизова Бориса Ивановича, учителя истории, который погиб в 1944 году на территории Польши и посмертно получил звание Героя Советского Союза, с 1965 года школа носит его имя.

1 сентября 1944 года школа становится семилетней. Многие учителя уезжают, в том числе и директор Колычков Николай Арсентьнвич. Директором школы становится Герасимова Серафима Павловна, завучем Крайнова Анастасия Георгиевна.

С 1946 года школа становится средней. Директором становится Крайнов Павел Матвеевич, который руководил школой до 1958 года. В этот период начинается благоустройство школьной территории. Силами учителей и учащихся ставится забор, разбивается опытный участок, закладывается плодовый сад. В 1949 году в школу приезжает работать Савин Василий Тихонович – учитель химии и Савина Ольга Ивановна. В это время начинает налаживаться связь школы с колхозом «Красная звезда» в селе Малышево. Школе был выделен участок земли для ведения опытнической работы. На ней сажали кукурузу квадратно-гнездовым способом. В каникулы ученики работали вместе с родителями в колхозе. В это время в школе работало множество кружков: по изучению мотоцикла, фотографический, математический, драматический, хоровой, юннатский. Ученики были участниками выставки областной станции юннатов. Школу посещали учащиеся из 32 населенных пунктов. В 1954 году был построен школьный интернат.

С 1958 по 1982 год бессменным руководителем школы был Шишкин Иван Николаевич. Много интересных дел было организовано в это время в школе. Это и детский кинотеатр, с коллективными просмотрами фильмов, первая поездка на родину Бориса Ивановича Сизова в Ивановскую область, встреча с другом николая Гастело, Фоминым Николаем. Под его руководством в 1959 году в школе была создана комната боевой славы. Была организованна деятельность ученической производственной бригады. В 1965 году была построена новая столовая, в 1972 году было построено новее здание интерната. В 1978 году Иван Николаевич вместе с коллективом школы перешёл в новое уютное, большое трехэтажное здание, где мы находимся и по сей день. В 1982 году по состоянию здоровья Иван Николаевич переходит на должность учителя истории и обществознания. Был удостоен звания «Отличник народного просвещения», награждён медалью «За трудовую доблесть».

После ухода Шишкина И.Н. с поста директора школы новым руководителем был назначен Крайнов Николай Михайлович 1982-1985 гг., затем Володин Михаил Александрович 1985-1986 гг, за время пребывания их на посту директора школы никах значимых изменений не произошло.

В 1986 году на пост директора Малышевской школы назначается молодой и энергичный учитель физической культуры Гуреев Николай Анатольевич, в это время была осуществлена давняя задумка Николая Анатольевич, была построена спортивная площадка, разделенная на разные уровни силовые, кордиционные и общие упражнения по физической подготовке. Была восстановлена футбольная команда, которая на протяжении долгого времени являлась лучшей в районе, проводились соревнования по различным видам спорта. КВНы, брейн-ринги, и другие мероприятия, Все это послужило тому, что в 1998 году Николай Анатольевич был избран главой Малышевского сельского округа.

Далее два года директором школы являлась Лезина Нина Викторовна (1998-2000гг), а затем Яшкова Татьяна Павловна (2000-2006 гг.), время было сложное, поэтому значимых событий в школе не происходило.

В 2006 гоу директором школы становится Волосова Надежда Александровна, в это время на базе школы создается образовательно-культурный центр.

С 2008 года и по настоящее время ОУ возглавляет Терентьева Наталья Юрьевна. За это время школа притерпела много изменений, были реорганизованы малокомплектные школы и сейчас в школу организован подвоз детей из 18 населенных пунктов. Была реализована программа «Доступная среда», на базе школы действовали различные экспериментальные площадки это и «Социокульрный центр» и, была реализована программа модернизации и т.д.

2.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам) 1. 1888 год открытие церковно-приходской школы в селе Малышево

2. 1896-1897гг. была построена новая благоустроенная школа на каменном фундаменте, под железной кровлей, размером 15х9 аршин, высотой 3¾ аршин, с 8 окнами, 2 печами, необходимой вентиляцией

3. 1911 году земство построило новую школу (здание за памятником). В этом здании занимались до 1936 года

4. В 1937-1938 годах было построено два новых здания неполной средней школы

5. В 1939 году школа преобразуется в среднюю

6. 1 сентября 1944 года школа становится семилетней

7. С 1946 года школа становится средней

8. В 1949 году школе был выделен участок земли для ведения опытнической работы

9. В 1954 году был построен школьный интернат

10. В 1965 году построили новую столовую

11. В 1965 году школе присвоено имя Героя Советского Союза Б.И.Сизова

12. В 1972 году построено новое здание интерната, в котором проживали учащиеся до 1991 года

13. В 1978 году в селе было выстроено новое трех этажное здание школы, в котором мы обучаемся в настоящий момент

14. В 1986 году была построена спортивная площадка, разделенная на разные уровни силовые, кордиционные и общие упражнения по физической подготовке

15. В 1994 году в первые в школе (и мы же первые в районе) стали проводить Кубок Здоровья для обующихся 5-11 классов и педагогов.

16. В 1995 году на базе школы был организован и стал активно работать Клуб старшеклассников «Юность».

17. В 2000 году в школе создана детская общественная организация Республика ТРИЕР.

18. В 2001 году – военно-патриотический клуб «Витязь».

19. В 2004 году музейная комната была паспортизирована и получила официальный статус музея «Поиск». В этом же году школа приняла участие во II Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений и стали дипломантами I степени.

20. В 2005 году стартует Кубок «Крепыш» для обучающихся начальных классов.

21. В 2006 году школа получает статус «культурно-образовательный центр».

22. С 2008 года ОУ начинает работу как социокультурный комплекс.

23. С 2013 года школа работает в инновационном режиме (открыта региональная инновационная площадка по теме «Управление сельской школой на основе маркетингового подхода»).

2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.) Громов Иван Анатольевич, заслуженный учитель РФ, автор многих методических и дидактических пособий к учебнику «Русский язык» 5-9 классы (автор М.В.Панов).

Миронова Людмила Николаевна, заслуженный учитель РФ, автор Гимна Селивановского района.

Большакова Надежда Николаевна ею была разработана воспитательная система школы, ежегодно начал проводиться «Кубок Здоровья» и «Кубок Крепыш», был организован и паспортизирован школьный историко-краеведческий музей «Поиск», была организованна деятельность ДОО «Республика Триэр» и клуб старшеклассников «Юность». Имеет звание «Почётный работник образования».

Лезина Нина Викторовна, Сафронова Татьяна Николаевна, отличник народного образования, воспитали ни одно поколение талантливых учеников.

2.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях) 1.Столяров М.М. – учёный, физик, один из разработчиков радиолокатора (закончил нашу школу, когда она была ещё церковно-приходской)

2. Фомичёв А.С. – ветеран, участник парада Победы 24.06.1945года

3.Коробова Т.Ф. – председатель СПК «Вперед»

4.Гуреев О.Н. – заведующий историческим отделом Владимиро-Суздальского музея- заповедника председатель Владимирского регионального отделения

Российского военно-исторического общества

5.Горшков А.А. – директор СПК «Стародворский»

6.Анфимов О.В. –начальник государственной инспекции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Владимирской области

7.Минеев С.Ю. –начальник ОВД Селивановского района

8.Краев Д.В. – начальник отдела архитектуры и градостроительства Селивановского района

9.Терентьев Ю.В. – специалист службы наркоконтроля (г.Сыктывкар)

10.Конов Д.В. –следователь

11.Терентьев А.В. – специалист по ГО и ЧС

12.Калинин К.В. – руководитель ЧП «Калинин К.В.»

13.Березкин Н.В. – директор ООО «Костенецкий карьер»

14.Тарасов В.Ю. – специалист по пожарной безопасности

15.Гурьянов И.С. – ЧП «Деревообрабатывающее предприятие»

16.Есефьев А.А. – индивидуальный предприниматель по деревообработке

17.Миронова Л.Н. – заслуженный учитель РФ, автор Гимна Селивановского района

18. Громов И.А. – заслуженный учитель РФ

19. Волосова Н.А. – председатель Владимирского горкома профсоюза

20. Волосов Р.В. – старший следователь по особо важным делам МВД России.

2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы) 1.Коробова Т.Ф. – председатель СПК «Вперед»

2.Березкин Н.В. – директор ООО «Костенецкий карьер»

3.Гурьянов И.С. – ЧП «Деревообрабатывающее предприятие»

4.Есефьев А.А. – индивидуальный предприниматель по деревообработке

5. Комкова Н.М. – председатель СПК «Мир»

6. Дёгтев В.А. – председатель СПК «Луч»

7. Варущенко Н.Б. –руководитель «Селивановская вода»

8. Элоян М.С. – предприятие «Фабрика окон»

3. Культура школы
3.1. Главные педагогические идеи школы Патриотизм начинается с любви к своей семье, школе и малой родине.
3.2. Ценности школьной жизни ü Идейность и стремление к новому

ü Формирование ЗОЖ

ü Школа и отношение в коллективе

ü Школьные традиции

ü Коллективизм

ü Ответственность каждого

ü Патриотизм

ü Сообщество учащихся, родителей и учителей

3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

Логотип школы

3.4. Традиции и ритуалы
  • Кубок здоровья, кубок Крепыш
  • Школьные календарные праздники
  • День ученика
  • Школьная газета «Дом на колёсах»
  • Круглый стол «Решаем сами»
  • Литературно-музыкальные гостиные
  • Экологические марафоны
  • Спортивный праздник «Будь здоров»
  • Краеведческие конференции
  • Дни школьного музея
  • Школьное радио «Юность –FM»
3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей) Хрестоматийное выражение: «Школа должна учить», предполагающее усвоение школьниками тех знаний и систем ценностей, которые накоплены предыдущими поколениями людей, уже не вполне отражает роль и задачи современной системы образования. Не менее важной составляющей процесса образования становится социализация личности обучающегося, его подготовка к успешному выполнению основных «жизненных ролей». Это предполагает не только вооружение учащихся суммой знаний, умений и навыков, но и формирование личности, готовой активно действовать и самостоятельно принимать решения, личности, способной к выбору будущей профессиональной деятельности, понимающей свое место в социальной системе, легко адаптирующейся к условиям окружающего мира.

Поэтому в школе разработаны и внедряются инновационные программы воспитания, разработанные на основе федеральных: «Мой выбор», «Школа против насилия», «Растим патриотов» и разработанные, исходя из опыта школы: « Воспитание гражданина России», «Здоровье и физическое развитие», «Экос», «Трудовое воспитание», «Интеллектуальное развитие», «Азбука права», программа педагогического сопровождения семейного воспитания «Содружество». Программы предусматривают культурное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, трудовое воспитание, формирование активной жизненной позиции и здорового образа жизни.

В программах заложено обновление содержания воспитания: экономическое образование, правовая культура, гражданско-патриотическое воспитание, предпрофильная подготовка, национальная культура, личная профессиональная карьера, проектирование образовательной траектории.

Для более полной реализации программ в школе используются различные инновационные технологии обучения и воспитания:

Ø национально-образовательные;

Ø создание системы дополнительного образования;

Ø телевизионные (ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);

Ø информационные ( виртуальный музей, видеосюжеты и видеофильмы);

Ø нестандартные (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);

Ø социальное проектирование;

Ø игровые;

Новые технологии предполагают не просто усвоения знаний, а прежде всего их практического применения в жизни. Личность развивается только в процессе собственной деятельности. В основе деятельностного подхода лежит включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

Учащиеся школы – активные участники конкурсов различных уровней и направлений. Ребята хотят попробовать свои силы, показать свои знания, умения и достижения. И многим это удается. Есть хорошие результаты: в интеллектуальных конкурсах и конкурсах декоративно-прикладного творчества, в спорте и в искусстве, олимпиадах, проектах, исследовательской деятельности.

А главный результат работы школы в том, что наши выпускники находят себя в жизни после обучения в школе. Они часто приходят в школу, встречаются со своими учителями, делятся своими радостями, советуются в трудных ситуациях…Мы – здесь, они – за стенами школы, но мы вместе идем по жизни!

3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой
  • Управленческий проект «Переговорная площадка».
  • Школьные проекты: «Ура, перемена!», «На школьной волне», «Новый взгляд», «Навстречу памяти», «Они живы, пока помним».
  • Акции: «Чистый родник», «Забота», «Кормушка», «Подарок ветерану»
  • Программа воспитания «Воспитание гражданина России» включает следующие подпрограммы: «Азбука права», «Экос», «Здоровье и физическое развитие», «Школа безопасности», «Профилактика правонарушений», «Содружество».
3.7. Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе Республика ТРИЕР – 1-11 классы:

Солнечный край 1-4 классы

Звёздный край 5-8 классы

Клуб старшеклассников «Юность» – 9-11 классы

Военно-патриотический клуб «Витязь»

3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)
4. Школа на земле
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Муниципальное образование сельское поселение Малышевское, расположено в юго-западной части Селивановского района Владимирской области на землях СПК «Луч», СПК «Мир», СПК «Вперёд», СПК «Селивановский», Селивановского, Малышевского, Южного, Копнинского, Зареченского участковых лесничеств территориального отдела департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области «Селивановское лесничество», включает территории бывших сельских округов: Малышевского, Первомайского, Переложниковского, Новлянского. Красноушенского, Драчёвского, занимает 42,86% от площади Селивановского района. Центром данного поселения является одно из старейших сёл района – село Малышево.

Наше село расположено на территории Коврово-Касимовского плато, представляющего собой эрозийно-моренную расчленённую возвышенную равнину. Поверхность плато образовалось на основе структур Окско-Цнинского вала, поэтому в современном рельефе остались следы древнего расчленения.

О происхождении названия села ходила легенда: «Давным-давно село принадлежало помещику Есипову. У него было три сына: старший, средний и младший. Последний у него был любимый. Пришло время делить землю. Своему любимому младшему Есипов и отдал это село. В народе сына помещика называли «Малой» от этого прозвища и пошло название села Малышево» (из воспоминаний Дмитрия Павловича Житкова).

В книге «Топонимика селений» о происхождении села говорится следующее: в старину помещик Есипов переселил из своей вотчины села Малышево Муромского уезда (ныне Селивановского уезда) Владимирской губернии, крестьяне которой были лесорубы, часть жителей за Оку, основав, таким образом, деревню, названную по родине этих крестьян Малышево. Впервые упоминается в 1623-1624 гг. Первоначально находилось на берегу озера Малое Свято, но из-за того, что, один раз было занесено песком и два раза село выгорало в конце ХIХ века село было перенесена на новое место.

Как только село было перенесено на новое место, почти сразу же сгорело. Записано в селе Позднякове Нижегородской области Навашинского района от крестьянина 67 лет 14 октября 1974 года (см. «Топонимика селений», часть III, Муром, 1977г., с.53)

Примечательной страницей вписан в историю села Малышево 1762 год. В этот год на Российский престол взошла Екатерина II. Этот год примечателен не только сменой правителя, но и неутихающими крестьянскими волнениями. Во Владимирском музее имеется интересная карта, где указаны крестьянские волнения на Владимирщине за разные годы. Такое проявление жизни не обошло и село Малышево. В 1762 году здесь зарегистрировано крестьянское волнение.

Большой переворот в селе произошёл в год 1847.на новом месте в селе Малышево был устроен каменный храм, наречённый во имя святителя Митрофана Воронежского, через 23 года в 1870 году, по просьбе прихожан престол был переименован в честь святого Николая Чудотворца (приложение №1).

Ужасному бедствию подверглось село в 1874 году. По материалам государственного архива Владимирской области в деле «Об образовании Его высокопреосвященством церкви Судогодского, Меленковского, Муромского уезда» за 1874 год рассказывается: «Сентябрь, 20 день. Село Малышево: село подверглось в настоящее время пожару, но церковь, однако осталась цела…»

В нашем селе, как и везде, была установлена Советская власть. Первым председателем образованного в 1929 году Малышевского сельского совет стал Краснов Степан Иванович. Вся земля перешла к народу в пользование. Её стали делить по едокам. Но это были мелкие единоличные хозяйства.

Партия поставила задачу – превратить все единоличные хозяйства в коллективные. В 1929 году в с. Малышеве был образован колхоз – «Красная звезда». Как и везде по стране коллективизация проходила достаточно трудно. Высокий темп коллективизации поддерживался массовыми репрессиями, вплоть до применения силы. Крестьяне принуждались к вступлению в колхозы под угрозой лишения избирательных прав, ссылки, конфискации имущества. В первую очередь это касалось кулачества, как например семья Лукина П.Т., поскольку бедный неимущий люд вступал в колхоз достаточно охотно. Одной из тем нашего будущего исследования будет сбор информации о людях, пострадавших в ходе коллективизации. Поэтому сейчас мы на этом не будем подробно останавливаться. Колхоз «Красная звезда» образовался в 1929 году. Первым председателем был избран Белов Павел Филиппович. Председателем ревизионной комиссии Смирнов Михаил Антонович. В колхозной книге под полями и пастбищами значилось 1700га, а под лесом 700га. В колхозе работало три бригады. Землю обрабатывали лошадьми, которых в колхозе было 80 штук. Первые трактора появились в 1933 году первым трактористом бы Мочалов Василий Фирсович. В 1937 году на территории села была организованна МТС – Машинотракторная станция, которая обслуживала 14 крупных сельскохозяйственных артели. Таких станций в нашем районе было всего 2. Пахотной земли было 19500 га. Как в МТС, так и колхозе работали много. Обрабатывали поля, сеяли различные зерновые культуры, сажали картофель, кукурузу, подсолнечник, горох, люпин и т.д. В 1958году МТС была реорганизована, к тому моменту в ней насчитывалось 138 тракторов с 15 сильным течением, 37 зерновых комбайнов и картофелекомбайнов и много другой сельскохозяйственной техники. В 1958 году по решению правительства Малышевская МТС была реорганизована в отделение Селивановской РТС. Далее в апреле 1960 года по приказу министерства сельского хозяйства на базе отделения РТС и четырёх слабых колхозов была создана Судогодская опытная станция по получению семян новых сортов высокоурожайного люпина. В её состав входили колхозы: «Красная звезда», «Вторая пятилетка», «Верный путь», «Колхоз им.Кирова», с земельными массивами в 13000 га, в том числе пахотной земли 5200 га. Перед станцией была поставлена задача – обеспечить колхозы области семенами люпина, а также зерновыми культурами, картофелем, семенами жита, а так же обеспечивать колхозы и совхозы Муромского колхозно-совхозного производственного управления племенным животноводством. На полях станции работало: 82 трактора, 22 дизельных комбайна С – 19-3, 4 картофелекомбайна, 36 грузовых машин и много другой техники.

В 1967 году опытная станция на территории РТС реорганизуется в совхоз «Малышевский», который существовал до 12.10.2004 года в разных формах: 1993год –ТОО «Малышевский», с 1999 года СПК «Малышевский», в 2004 году произошло объединение двух сельскохозяйственных предприятий СПК«Вперёд» и СПК «Малышеский» и с 12.10.2004 года предприятие действующее на территории села Малышево называется СПК «Вперёд», руководит им Коробова Татьяна Федоровна. В настоящее время в нашем школьном историко-краеведческом музее «Поиск» оформляется экспозиция «Развитие сельскохозяйственного производства» где будут представлены материалы по истории развития колхозов и совхозов на территории села.

До начала перестройки совхоз «Малышевский», был одним из передовых колхозов района. На совхозных полях выращивались: пшеница, ячмень, овёс, люпин, картофель, горох, кукуруза, подсолнечник, капуста и т.д. С началом перестройки совхоз начал приходить в упадок, и в 2003 году был признан банкротом. Местное население стало искать другие места работы в городах, началась новая эпоха отходничества. В настоящее время на территории села Малышево размещены и действуют следующие производственные объекты: СПК «Вперёд», АЗС, филиал ГУП ДСУ №3 Владимирской области, ДСУ-1, лесничество, ООО «Фабрика окон», ЧП «Вуколов С.А.», пилорама «Есефьев А.А.».

Объекты культурно-бытового обслуживания МОУ «Малышевская средняя общеобразовательная школа», Детский сад №6, Малышевская школа-интернат, ФАП, отделение связи, отделение Сбербенка России, Сельский дом культуры; предприятия торговли – ООО «Людмила», ИП «Стимул», ИП «Попкова», ИП «Русь»

Мы очень надеемся, что наше село будет продолжать возрождаться.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Ежегодно в летнее время на базе одного из хозяйств – СПК «Вперед» работает трудовое звено из учащихся школы, которым руководит председатель СПК Коробова Т.Ф.

Ребята разрабатывают и реализуют проекты по благоустройству территории села, созданию детских площадок, площадок отдыха, помогают ветеранам и одиноким, оказывают помощь Дому милосердия. А также ребята с удовольствием трудятся в хозяйстве на различных видах работ, знакомятся с профессиями. Кроме трудовой практики, дети занимаются изучением родного края, совершают походы и поездки по историческим местам. И все это при активном участии руководителя предприятия.

В поселении сложились спортивные традиции: хоккейные турниры памяти Героя Советского Союза Бориса Ивановича Сизова, легкоатлетический кросс, велопробеги, спортивные семейные праздники, Кубок Здоровья и Кубок Крепыш. Благодаря совместной деятельности физкультурно-спортивная и оздоровительная работа школы заняла 3 место в региональном конкурсе образовательных учреждений среди сельских общеобразовательных организаций.

Большую ценность имеют встречи с народными умельцами, творческими, знаменитыми людьми. Примером служат ежегодные ярмарки декоративно-прикладного творчества. Население социума пополняют экспозиции музея, делятся воспоминаниями.

В ходе подготовки и празднования Великой Победы в поселении проведены акции «Письмо ветерану», «Синий платочек», «Лес Победы», в которых вместе с детьми участвовали жители сел и деревень.

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня 1.Коробова Т.Ф. – председатель СПК «Вперед»

2.Березкин Н.В. – директор ООО «Костенецкий карьер»

3.Гурьянов И.С. – ЧП «Деревообрабатывающее предприятие»

4.Есефьев А.А. – индивидуальный предприниматель по деревообработке

5. Комкова Н.М. – председатель СПК «Мир»

6. Дёгтев В.А. – председатель СПК «Луч»

7. Варущенко Н.Б. –руководитель «Селивановская вода»

8. Элоян М.С. – предприятие «Фабрика окон»

5. История и культура школы в деталях
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)
Сизов Борис Иванович.

На время представления к званию Герой Советского Союза:
помощник начальника политотдела по работе среди комсомольцев 3-й гвардейской кавалерийской дивизии (2-й гвардейский кавалерийский корпус, 1-й Белорусский фронт) гвардии старший лейтенант. Родился в 28 июня 1921 года в деревне Москвино ныне Тейковского района. Русский. С 1929 года жил в поселке Нерль того же района, здесь окончил школу. Затем два года учился в техникуме связи в Иваново.В 1938 году был принят в Ленинаканское военное кавалерийское училище, но проучился только один год. Стать офицером помешала болезнь. Возвратившись домой, в 1939 году окончил курсы по подготовке учителей для средней школы. Работал учителем в школе села Малышево, ныне Владимирской области. Одновременно учился заочно в Ивановском учительском институте на историческом факультете, который закончил в 1942 году. С первого дня Великой Отечественной войны стремился на фронт. Подал несколько рапортов в районном военкомате, но безрезультатно. Только в апреле 1942 года был призван в Красную Армию Тейковским райвоенкоматом. В июне того же года окончил школу младших командиров в 30 запасной стрелковой бригаде. Затем еще почти полгода служил помощником командира взвода в 143-м запасном стрелковом полку (г. Слободской). В действующей армии с ноября 1942 года. Член ВКП(б) с 1943 года. Воевал на Центральном, Брянском, 1-м Белорусском фронтах. Боевой путь сержант Сизов начал в 179-м гвардейском конно-артиллерийско-минометном полку 3-й гвардейской кавалерийской дивизии. Комсомольцы избрали его секретарем батареи. Высоко развитое чувство товарищества, находчивость, смелость быстро завоевали ему авторитет. Как одного из лучших младших командиров и активных комсомольцев, умеющего организовать и обеспечить стойкость в бою молодых солдат, в декабре 1943 года Сизова назначили на должность комсорга того же полка и присвоили первое офицерское звание – младший лейтенант. За личные качества, опыт и умение работать с людьми Сизов в октябре 1944 года назначен на должность помощника начальника политотдела дивизии по комсомолу. В новой должности он также показал себя способным организатором молодежи на выполнение боевых задач. Всегда был на передовой, среди солдат. В районе города Торн Сизов руководил боем и участвовал в освобождении из фашистских концлагерей до 12000 военнопленных – русских, французов, англичан, американцев. 5 марта 1945 года в сложной боевой обстановке в ходе овладения городом Польцин (Полчин Здруй, Польша), личным примером воодушевлял бойцов на выполнение боевой задачи. Борис Сизов с группой солдат и офицеров одним из первых ворвался в город с юго-востока и достиг его северной окраины. Здесь в лесу сосредоточилось большое число гитлеровцев. Заметив наших смельчаков, враги стали их обходить. Тогда комсомольский вожак приказал как можно больше делать шуму. Мощное “ура” потрясло воздух. Гитлеровцы дрогнули и побежали. Как впоследствии выяснилось на допросе пленных, они решили, что против них выступило целое подразделение русских. Рано утром 10 марта 1945 года несколько сот солдат и офицеров дивизии СС, выходящей на запад, неожиданно оказались в районе на штаба дивизии. Смяли сторожевое охранение. Обстановка становилась угрожающей. Гвардии старший лейтенант Сизов принял единственно правильное решение. Он организовал сводный отряд и организовал контратаку. С несколькими бойцами вскочил на единственный танк и с ходу ворвался в расположение гитлеровцев. Фашисты несли большие потери, но все-таки упорно наседали, пытаясь любой ценой вырваться из окружения. Шесть часов продолжался этот неравный бой. Один за другим гибли наши солдаты. Эсэсовцы окружили группу, возглавляемую Сизовым. Но храбрецы бились до тех пор, пока не кончились патроны и гранаты. Тогда коммунист Сизов выхватил шашку и бросился в рукопашный бой, увлекая за собой остальных. Когда подошли наши части и отбросили прорвавшихся к штабу дивизии гитлеровцев, все увидели на месте неравной схватки изуродованные тела Бориса Сизова и его товарищей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Сизову Борису Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.Награжден орденами Ленина (15.05.1946, посмертно), Отечественной войны 1-й степени (21.02.1945), Красной Звезды (8.10.1943), медалями “За отвагу” (8.08.1943), “За боевые заслуги” (19.03.1943). Был похоронен в городе Полчин-Здруй, в 1952 году останки перезахоронены на воинском кладбище в городе Бялогард (оба в Западнопоморском воеводстве, Польша). Приказом Министра обороны СССР N95 от 26 апреля 1995 года навечно зачислен в списки 255-го гвардейского танкового Мозырского Краснознаменного ордена Суворова полка. В поселке Нерль Тейковского района Ивановской области имя Сизова носит улица, установлен памятник-барельеф Герою, на здании школы – мемориальная доска. С 1965 года его имя носит и школа в селе Малышево Владимирской области, откуда герой ушел на фронт. В школе также организован музей. В городе Тейкове имя Героя увековечено на мемориальной доске “Тейковчане – Герои Советского Союза” и на мемориале Героев в областном центре.

Савин Василий Тихонович.

Родился в Сибири в 1911г. Окончил Московский педагогический институт. Работа в Малышевской средней школе учителем химии в1949-1977гг.. Общий педагогический стаж 40 лет. За успехи в педагогической деятельности награждён почётными грамотами Министерства Просвещения РСФСР, медалью «Ветеран труда».

Из воспоминаний ученицы Василия Тихоновича, учительницы химии Малышевской средней школы Анфимовой Антонины Васильевны : «Моё знакомство с Василием Тихоновичем произошло в1954 году, когда я училась в 8 классе. Он преподавал у нас химию. Василий Тихонович был влюблён в свой предмет. Его уроки отличались простотой и доступностью. А какие интересные химические эксперименты он проводил. Мы, в полном смысле этого слова, сидели с открытыми ртами и гордились тем, что у нас такой талантливый учитель. Василий Тихонович был высокообразованным и интеллигентным человеком, его уважали коллеги и ученики. Многие выпускники школы выбрали профессии, связанные с изучением и применением химии. Любовь к химии повлияла и на выбор и моей профессии. В 1967 году я стала помощницей Василия Тихоновича – лаборанткой в кабинете химии. Одновременно я училась на заочном отделении педагогического института на факультете химии и биологии, а затем 38 лет продолжала дело своего учителя. Василий Тихонович не любил вспоминать о войне. Хотя имел не одно ранение и был награждён орденами медалями. Василий Тихонович вместе с женой учителем географии Ольгой Ивановной воспитали двоих детей: сына Владимира и дочь Эмилию, которые выбрали профессию врача».

Крайнов Павел Матвеевич.

Павел Матвеевич родился в 1911 в селе Малышево, окончил начальную школу и начал работать киномехаником в сел Малышево, а также демонстрировал фильмы с помощью передвижного оборудования в других деревнях. Закончил ФЗУ, Ярославский педрабфак, Ивановский учительский институт, после окончания которого работал в г. Ростове Ярославской области, а затем директором Зверинцевской школы Ярославской области. В 1939 году был призван в армию. Срочную службу он проходил в Чите, а затем в г.Улан-Удэ. С 1941 года по 1945 год воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Имеет много военных наград в том числе медаль «За Победу над Германией», после войны продолжил срочную службу в г.Навашино. С 1949 года работал директором и учителем физики в Малышевской школе вместе с женой Крайновой Анастасией Георгиевной. Был заядлым охотником и рыболовом. Умер в1965 году.

Зверьков Иван Тимофеевич.

Иван Тимофеевич родился 8.11.1912 года в д.Завелево. Окончил Малышевскую школу. В 1937 г. Назначен учителем русского языка 5-7 классов в Молотовскую семилетнюю школу Селивановского района. В 1939 г. Переведён в Малышевскую школу учителем русского языка и литературного чтения.

В июле 1941 г. Был призван на фронт. С июля по сентябрь 1941г. Является курсантом Владимирского пехотного училища. С декабря 1941 г. по август 1942 г. В составе 21 стрелковой бригады в звании командира принимает участие в боевых действиях. Принимал участие в битве за Москву(на Калининском направлении). В феврале1942 г. Получает тяжёлое ранение, долго лечится, затем отправляется на работу на военный завод в г. Томск. В 1946 г. Вернулся в родное с.Малышео и стал вновь работать учителем русского языка и литературы в Малышевской школе. В 1950 г. Назначен председателем колхоза «Красная звезда», в котором проработал до 1960г. Зверьков И.Т. Был увлечённым человеком, много читал, увлекался наукой. Им написана брошюра «Что даёт многолетний люпин». Семена этого растения из Малышевского колхоза отсылались в далёкие уголки нашей страны. В разные годы Иван Тимофеевич работал секретарём парторганизации МТС, директором и управляющим Судогодской опытнической станции, председателем рабочего комитета, управляющим в совхозе «Малышевский». Общий трудовой стаж Ивана Тимофеевича 64 года. Награждён за боевые заслуги орденом Отечественной войны II степени, медалью «За Победу над Германией», многочисленными грамотами за трудовые успехи. В памяти односельчан Иван Тимофеевич остался очень эрудированным. грамотным и интеллигентным человеком. Вместе с женой Ниной Ивановной воспитали четверых детей. Умер в 1995 году.

Марков Николай Иванович.

Марков Николай Иванович родился 17 июня 1926 года в с.Малышево. Закончил 7 классов и до 17 лет работал в колхозе рабочим. Началась Великая Отечественная война. Николаю Ивановичу в1943 году исполнилось 17 лет и он добровольцем ушёл на фронт. Сначала его направили на учёбу в г.Шуя, Ивановской области, где он проучился год. После окончания училища был направлен на фронт в запасной полк «Клещеевка». С 20 сентября 1944 года Николай Иванович назначен командиром отделения, а через три месяца – помощником командира взвода. Участвовал в боях Второго Белорусского фронта, прошёл от города Белостока до Зальцбурга. 1 февраля 1945 г. Был тяжело ранен и находился в госпиталях городов: Гаев, Зальцбург, Батерхштейн, Генсенбург, Двинск до 20 июня 1945г. Великую Победу встретил в госпитале. В сентябре 1945г. Был демобилизован из рядов Красной Армии и вернулся в с.Малышево. За боевые заслуги награждён орденами Отечественной войны I и II степени. В 1946-1948гг. Обучался в Андреевском техникуме, Получил профессию лесотехника. В 1958 г. Был избран председателем Малышевского сельпо и трудился в этой должности до августа 1963 г. С августа 1963г. по 1987г. работал учителем технического труда в Малышевской школе. Николай Иванович прививал детям интерес к техническому творчеству. Его ученики участвовали в различных выставках, конкурсах, оформляли интерьер школы и её территорию. За свой педагогический труд Николай Иванович награждён грамотами и значком «Отличник народного просвещения». Вместе с женой Марией воспитали троих детей: дочь Татьяну и сыновей Владимира и Александра.

Лапшин Николай Степанович.

Николай Степанович родился 17 мая 1926 г. в д.Юромка Селивановского района. В семье было трое детей брат Михаил (1920г.р.) и сестра Клавдия (1928г.р.). Отец Степан был мельником, мать Евдокия – домохозяйка.

Детство Николая как и многих сельских детей, было нелёгким. Он рано познал цену трудового хлеба., помогал по хозяйству, пас деревенскую скотину, так как отец рано ушёл из жизни.

Но была цель – стать образованным человеком, тем более, что его брат Михаил получил профессию учителя и начал работу в Мошокской школе.

Но мечты 15-летнего юноши были нарушены. Началась Великая Отечественная война. Николай Степанович запомнил последний мирный, тихий день.. это была суббота тёплая и необыкновенно спокойная.

А на следующий день все узнали, что началась война. В первые дни повестку на фронт получил старший брат. А вскоре пришло сообщение о том, что Михаил пропал без вести.

Для Николая Степановича старший брат был образцом для подражания. Он мечтал так же как Михаил стать защитником своей Родины и 13 сентября 1943 года Николай Степанович был призван на войну Селивановским РВК. Ему тогда было 18 лет.

Служил Николай Степанович в 164 гаубичной артиллерийской бригаде 1 Украинского фронта старшим разведчиком. Воинское звание ефрейтор. За время боевой службы ему не раз приходилось совершать героические поступки, о которых он позже вспоминал неохотно, говорил, что это было обычным дело для каждого солдата.

Но выписка из центрального архива Министерства обороны СССР подтверждает героизм Лапшина Н.С.

В приказе №164 от 13.05.1945г. записано: «От имени Президиума Верховного Совета СССР награждаю медалью «За Отвагу»: Рядового разведчика-наблюдателя 9 батареи 3 дивизиона 164 гаубичной артиллерийской бригады красноармейца Лапшина Николая Степановича».

В описании боевого подвига записано: 16.04.1945года, находясь со стереотрубой на чердаке дома, Лапшин Н.С. обнаружил немецкую миномётную батарею и станковый пулемёт, которые были подавлены.

Николай Степанович участвовал в стратегической операции по освобождению польского народа от фашистского рабства, вошедшей в историю под названием Висло-Одерская. Освобождал от немецких захватчиков не только родную землю, но и Югославию, Чехословакию, другие страны.

Но чаще всего он вспоминал бои на Сандомирском плацдарме: форсирование летом 1944 года реки Вислы, где потерял много товарищей, разведывательные операции, контрнаступления врага. Из воспоминаний Николая Степановича: «Мы встретили противника огнём из всех видов оружия, танкам врага удалось проскочить нашу оборону, но пехоту мы не пропустили. Атаки немцев следовали одна за другой. Но все таки основным силам нашего полка и дивизии удалось уничтожить прорвавшиеся танки противника. По полю мы ползли к месту сбора, ползли медленно, так как немцы выслеживали бойцов. Удалось добраться до своих».

Как все Николай Степанович запомнил день окончания войны, Великий День Победы, эту всенародную радость ликования.

Но вернулся домой Николай Степанович только 23 мая 1946 года, так как воевал ещё на Западной Украине.

Вернулся Героем в его послужном списке медаль «За Отвагу» и орден «Красной Звезды».

Не смотря на то, что война наложила огромный отпечаток на здоровье, душу, сердце Николая Степановича, он не сидел сложа руки. Он учится, работает заведующим избой-читальней.

А затем воплощает мечту, он, как его пропавший без вести брат Михаил, становиться учителем. Свои знания, опыт, идейную убеждённость и верность Родине он несёт детям. С 1951 года по 1989 год Николай Степанович работает учителем физической культуры и рисования сначала в Святецкой, затем в Маланьинской, а затем и в Переложниковской школах. Вместе со соей женой – Павловой Александрой Васильевной – директором данных школ, «Отличником народного просвещения», делегатом съезда учителей1947 года, воспитывают они патриотами, любящими свой край, не одно поколение школьников.

Наряду с учебной деятельностью, Николай Степанович активно участвует в жизни села, он занимается лекторской деятельностью, играет в самодеятельном школьном театре, увлекается туризмом, живописью.

Вместе с супругой они воспитали дочь Людмилу, которая продолжает дело своих родителей. Людмила Николаевна Миронова проработала 37 лет в Переложниковской школе, сейчас продолжает трудиться в Малышевской средней общеобразовательной школе. Она – заслуженный учитель России.

Лапшин Николай Степанович умер в мирное время, 6 сентября 1992 года. Но жители деревень Святцы, Переложниково, бывшие ученики, коллеги, помнят этого доброго, бескорыстного, душевного человека и прекрасного учителя.

Из воспоминаний бывших учеников Николая Степановича: «У каждого из нас в жизни есть свой наставник и педагог – тот, кто своей мудрость., жизнью, знаниями помог сделать богач внутренний мир, научил терпеливости, настойчивости в достижении поставленных целей и задач. Таким был мой учитель физкультуры Лапшин Николай Степанович. Я благодарен ему за привитую мне любовь и интерес к спорту. Это мне всегда помогало в жизни, а особенно в период службы в рядах Советской армии. Помню, с какой гордостью и радостью Николай Степанович воспринимал наши победы на районных соревнованиях».

(Миронов А.Н.)

«Николай Степанович вёл у нас физкультуру, труд и рисование. Был очень добрым и талантливым. Очень хорошо рисовал, в школе всё оформление было выполнено им. Рисовал он левой рукой, но удивительно хорошо. А сколько выставок было им организованно: мы выпиливали, рисовали, выжигали. Все старались сделать свои работы на оценку «5» Николай Степанович нам помогал добиться хороших успехов».

(Ивонтьева Г.В.)

«Николай Степанович вёл у меня уроки физкультуры, когда был уже не молодым человеком, но всегда вставал на лыжи и первым шёл по лыжне, показывал, как выполнять различные упражнения. Он очень любил своё дело и очень любил детей. И мы его тоже очень уважали».

(Сурина Е.Л.)

Николай Степанович имеет много наград за свой мирный труд – труд учителя, но самая главная награда – это чувство уважения и благодарности его учеников.

Имя Лапшина Николая Степановича занесено в областную книгу Памяти «Солдаты Победы».

И каждый год в великий праздник Победы у памятника землякам-защитникам Родины мы чтим их память и вспоминаем подвиг наших земляков в годы Великой Отечественной войны.

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Из воспоминаний Шишкиной Ирины Ивановны

(в настоящее время – директорОГС КАОУ «Малышевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»),

младшей дочери Шишкина Ивана Николаевича

В нашей семье родителей-педагогов мы с ранних лет были посвящены в учительскую профессию. И мама, и папа были очень требовательны к себе, ответственны в работе, очень много трудились, готовясь к предстоящему рабочему дню в школе. Папу, директора школы, уважали в селе, да и в округе. Он пользовался большим авторитетом. В школе его побаивались и ученики, да и учителя. Его строгость, требовательность, дисциплинированность, засевшая в нем, наверное, со времен службы на знаменитом крейсере «Аврора», передавалась и на семью. Поэтому мы росли в жестких условиях, которые подошли бы больше мальчишкам.

Мама, Мария Николаевна, была учителем русского языка и литературы. Конечно же, сама много читала. Будучи женой директора школы, старалась быть всегда примером в работе, в отношении к ней. Полностью, как и папа, Иван Николаевич, отдавалась работе. Поэтому у ее учеников были хорошие знания.

Папа ушел с должности директора, когда почувствовал, что здоровья уже не хватает для полноценной работы. С ним ушла из школы целая эпоха, как говорили наши старые добрые учителя и их ученики. Папа продолжил работу учителем, классным руководителем. Родители придерживались мнения, что учителю нельзя резко уходить из школы. Школу просто невозможно вырвать из себя, «когда ты пророс в ней корнями с третьего до первого этажа»…Вот так думали мои любимые родители…

Они много сделали для Малышевской средней школы и остаются в памяти многих поколений выпускников. Школа всегда была одной из лучших в районе. Ну а нам с сестрой ничего другого и не приходило в голову, как продолжить учительское дело. Сами уже на пенсии, но продолжаем трудиться. Жаль одно: родители, видимо столь много отдали своей профессии, настолько не щадили себя, что все-таки рано ушли из жизни …Они еще нам были очень нужны, нужен их опыт, педагогическая мудрость. А мы до сих пор не знаем, что и кого они больше любили – школу и учеников или нас, своих дочерей. Но мы никогда на них не обижались. Мы понимали, что наши родители – это лицо школы, и старались их не подводить.

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) В какой бы уголок России мы ни поехали, везде можно встретить выпускников нашей школы. С благодарностью наши выпускники вспоминают своих учителей и годы, проведённые в стенах школы.

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы):

– заместителем директора по учебно-воспитательной работе, учителем истории и обществознания – Тетениной О.А.,

– заместителем директора по воспитательной работе – Большаковой Н.Н.,

– учителем истории и обществознания – Андреевой О.П.

Конец формы