МАОУ СОШ д.Передки Боровичский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Передки Боровичского района Новгородской области
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Иванова Виктория Сергеевна
1.3.        Почтовый адрес

 

174440 Новгородская область Боровичский район п/о д.Передки д. Передки ул Школьная д.3
1.4.        Телефон

 

88166495148
1.5.        Сайт

 

http://peredki.novschool.ru/

МАОУ СОШ д.Перёдки

 

1.6.        Электронный адрес

 

School_peredki@mail.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

213

Начальное образование – 90 человек

Основное звено – 103 еловек

Старшее звено – 10 человек

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

15 педагогов. Из них:

– 5 имеют высшую квалификационную категорию;

– 5 имеют первую квалификационную категорию.

14 человек имеют высшее образование, 1 человек – среднее профессиональное образование

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

В МАОУ СОШ д. Перёдки в 2019 – 2020 учебном году открыт Центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В нём представлены предметные области: «Информатика», «ОБЖ», «Технология», «Технология. Автомобиль», «Технология. Трактор», «Черчение».

Предметная область «Технология» реализуется для обучающихся 2-8 классов в рамках уроков технологии.

Предметная область  «Черчение» реализуется для обучающихся 8-9 классов в рамках уроков технологии и черчения.

Предметная область «Технология. Автомобиль» и «Технология. Трактор» реализуется для обучающихся 10-11 классов в рамках уроков технологии.

Область «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется для обучающихся 8-11 классов в рамках уроков ОБЖ. Область «Информатика» реализуется в 7-11 классах на уроках информатики и ИКТ.

 

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

МАОУ СОШ д. Перёдки имеет высокоскоростной доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» со скоростью не менее  50Мб/с для сельской местности. Установлено новое компьютерное оборудование в кабинетах информатики, технологии и ОБЖ. Также новое оборудование вошло в центры «Точка Роста». Всего 36 единиц техники.

Школа имеет собственный спортивный зал, стадион, столовую.

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1873 г
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

         В конце XIX века в России происходило следующее.

Император Александр II отменил крепостное право, были проведены военная, судебная и земская реформы. В Боровичском уезде стали открываться земские школы, в т.ч. Передская земская начальная школа с 3-х летним сроком обучения.

 Наша школа в Новгородском государственном архиве числилась под № 97 как Новоселицкая школа, Новоселицкой волости, Передкинского прихода. Год создания 1873 год. Школа была церковно-приходская.

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)  Директорами неполной семилетней школы были: Гурченко А.Г., Хрусталева А.А., Логинов Иван Васильевич. Последним директором Передской семилетней школы был Киселев Василий Павлович. Передская семилетняя школа преобразована в среднюю общеобразовательную школу с производственным обучением в 1953 году.

Первым директором Передской средней школы был Янкин Анатолий Корнеевич(1953-1955 г),потом  Пресняков Владимир Сергеевич. Он проработал на этой должности с 1955года по 21 июня 1961 года, далее Федоров Анатолий Алексеевич (1961-1987 г), затем Коротин Геннадий Иванович(1987-1991), Григорьева Анфиса Николаевна (1991-2001), Соколов Александр Николаевич (2001-2020).Иванова Виктория Сергеевна (2020г-настоящее время)

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)  1873г –образована как Новоселицкая церковно-приходская школа.

1920 г преобразована в семилетнюю школу. Передская семилетняя школа преобразована в среднюю  общеобразовательную школу с производственным обучением в 1953 году.

В 1956г-первый выпуск средней школы. В 1986 г- первые шестилетки в районе.

В 1995-96 уч.году школа была признана школой года , появилась аттестация учителей и 50% смогли получить высшую категорию.

2001 г Министерством образования РФ школа награждена дипломом 1 степени во всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений в номинации  «Общеобразовательное учреждение , расположенное в сельской местности «(приказ от 18 июня 2001 г №2732).

В 2001 г школа награждена дипломом за 4 место в муниципальном конкурсе по итогам реализации 1 этапа Программы развития системы образования г.Боровичи и района на 2001- 2005 г.

 

 

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Звание «Заслуженный учитель» имеют: Федоров Анатолий Алексеевич (директор школы), Краснова Александра Ивановна (учитель географии), Мурашова Екатерина Александровна (учитель русского языка), Евстигнеева Мария Васильевна( учитель начальных классов)

«Отличник Просвещения»- Федоров Анатолий Алексеевич ,Островская Луиза Альбертовна ,Петрушихина Нина Васильевна , Евстигнеева Мария Васильевна.

Звание «Почетный работник общего образования РФ» имеют: Виноградова Надежда Сергеевна( учитель   начальных классов) Соловьева Валентина Сергеевна( учитель математики) Русакова Елена Георгеевна( уч. начальных классов), Антонов Александр Владимирович (учитель физкультуры),Бойцова Вера Васильевна ( учитель начальных классов), Дмитриев Василий Иванович (учитель ОБЖ)

Учитель-методист  : Васильева Таисия Михайловна( учитель русского языка и литературы)

Награждены Почетными грамотами Министерства образования Р.Ф :Соколов Александр Николаевич ,Эйхнер Светлана Михайловна , Соколова Ольга Викторовна , Минкина Людмила Анатольевна , Смирнова Надежда Михайловна, Дмитриева Любовь Николаевна, Зиминов Василий Александрович, Смирнова Татьяна Ивановна (учитель биологии)

«Отличник физической культуры и спорта» -Антонов Александр Владимирович

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Учащиеся ,закончившие школу с золотой медалью:

Грунева Татьяна Сергеевна(2002 г),Хасс Анастасия Владимировна(2002г),Васильева Ольга Владимировна(2004г),Иванова Оксана Николаевна(2004г),Никольская Евгения Николаевна(2004г),Семенова Юлия Гергиевна (2004г),Романова Татьяна Геннадьевна (2006 г),Никольская Светлана Николаевна(2006 г),Соколов Дмитрий Александрович(2006 г),Белова Екатерина Андреевна (2009г).Иванова Наталья Николаевна(«2009 г),Соколов Павел Александрович (2009 г) Веселова Анастасия Алексеевна (2011 г), Григорьева Кристина Сергеевна (2001 г), Соколова Наталья Александровна (2012 г), Захарова Виктория Александровна(2020 г)

Учащиеся ,закончившие школу с серебряной медалью:

Воробьева Татьяна Михайловна (!986 г),Герих Маргарита1990 г), Малышева Юлия Юрьевна (1999 г)Алексеева Наталья Александровна (2000г )Антонов Александр Василевич(2002 г) Козырев Андрей Александрович (2009г) Александрова Маргарита Дмитриевна (2016 г)

Выпускники нашей школы, работавшие и работающие в нашей школе учителями :

Соловьева Валентина Сергеевна , Петрушихина Нина Васильевна, Эйхнер Светлана  Михайловна, Артемьева Татьяна Анатольевна, Веселов  Алексей Николаевич .Феофанов Александр Алексеекеевич, Минкина Людмила Анатольевна, Артемьева Светлана Яковлевна, Онищенко Юлия Николаевна, Гуляева Ольга Владимировна, Козлова Зоя Иванова, Феофанова  Ольга Викторовна, Федоров Артур Игоревич  

Выпускники школы, закончившие военные училища

Фролов Александр Васильевич, Пресняков Игорь Николаевич, Горобец Евгений Геннадьевич, Старый Анатолий Васильевич, Соловьев Виталий Иванович, Самаров Антон Александрович, Поличев Дмитрий  Владимирович, Зиминов  Матвей Александрович, Мошков  Артем Александрович, Кунаев Петр Иванович,  Пресняков Сергей Викторович,  Егоров  Юрий Алексадрович, Артемьев Владимир Александрович , Детинов Владимир Николаевич, Соколов Сергей Алексеевич, Клочихин Кирилл Андреевич, Гусев Денис Иванович, Орлов Михаил Николаевич, Козенов Виктор Николаевич, Смелков Валерий Николаевич, Круглов Павел Николаевич, Аверьянов Руслан Максимович, Соловьев Александр Сергеевич.      

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

Зо  законоучителем с основания школы состоял

 священник Яков Демидович Светлов ,священник Павел Иванович Демянский («он открыл приют для малообеспеченных»,был законоучителем Новоселицкой школы) Попечитель- избранный общество мировой судья Модест Платонович Анечков(с основания школы), с  24 сентября 1905 года попечителем школы стал зажиточный крестьянин  Петр Иванович Баличев, колхоз «Россия»(председатель Зиминов А.И.)

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Воспитание патриота своей страны, любящего малую родину, умеющего трудиться на земле .

Воспитание здорового образа жизни через занятие спортом.

Воспитание интеллектуально-творческой личности ,умеющей ставить жизненные цели и воплощать их в жизнь.

Воспитание уважительного отношения к своей стране, к людям малой родины, к родителям и предкам.

3.2.            Ценности школьной жизни

 

Уважай свою школу и заботься о ней.

Уважай своих учителей.

Уважай своих одноклассников и учеников школы.

Развивай свои таланты и воплощай их в жизнь.

Помни :как ты хочешь , чтобы люди относились к тебе , так ты относись к ним.

 

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Песня , которую учителя  считают гимном

1.Ты течешь , как река или  (ПСШ, ПСШ-)

Странное название

Много лет пронеслось ,

как в реке вода

 

ПСШ,ПСШ, ты мое призвание ,

Ты и радость моя ,

И моя беда

2.А коллеги мои –

люди невеликие

Каблучками стучат
По утрам спеша .

 

ПСШ, ПСШ, ты моя религия

Все тропинки  твои подо мной лежат

 

3. Мы связали судьбу

 С частью человечества

Отдаем мы свои

Силы не щадя

 

ПСШ, ПСШ –ты мое Отечество

Не пройти никогда

До конца тебя.

(автор  Луиза Альбертовна Островская)

 

3.4.            Традиции и ритуалы

 

Школа славится профессиональной подготовкой. Единственная из школ города и района она предоставляет возможность ученикам получить профессию водителя транспортных средств категории “В”, “С”, тракториста категории “В”, “С”, “Е”.

Школа гордится единственным в России музеем Учителя ( центром музейной педагогики и воспитания ), основателем которого является Фёдоров Анатолий Алексеевич. 

Производственная бригада была  создана в 1959 г.на базе колхоза «Россия» , в ней трудилось 227 учащихся на площади 1226 га.

Весь учебный год у ребят был расписан трудовой деятельностью .Вы видите график общественно- полезного труда в течение года , который составлялся на каждый класс  и включал в себя дежурство по школе , уборку территории, класса, работу на строительстве новых зданий школы , ремонт школьной мебели , уборку стадиона . Обратите внимание , что даже зимой ребята помогали колхозу на переборке картофеля. А летний период был полностью посвящен работе в колхозе .С 1 июня по 30 начинали работать производственные отряды,в  которые входили дети с 3по 8 класс, ребята в основном занимались прополкой. С 1 июля на три недели открывал свои двери спортивно-трудовой лагерь «Солнышко»для 3-6кл , а в августе работал лагерь»Юность» для 7-10 классов , ребята в течение трех недель убирали ранний картофель на полях колхоза. В июле работали сводные отряды по деревням с 1 по 10 кл , а еще дети должны были летом отработать на пришкольном участке . На участке проводилась большая опытническая работа , которая получала признание на разных уровнях ,например, за проведение и описание опыта размножение флоксов черенками  учащаяся была награждена путевкой в пионерский лагерь «Артек».В 90-е годы , когда школа перешла на хозрасчет , то она на определенных  условиях выращивала рассаду брюквы для колхоза.

 

Перёдская средняя школа является базой для проведения всех соревнований по стрельбе, лыжам, военно-прикладному многоборью. 20 лет- чемпион области по стрельбе среди юношей и девушек, неоднократный участник и призёр игр «Зарница», «Орлёнок». Ежегодно проводится большая работа с допризывниками, которые неоднократно становились чемпионами района и призёрами области.

В школе подготовлено 20 перворазрядников по стрельбе, 3 кандидата в мастера.

Через Афганистан и Чечню прошли более 200 человек выпускников, 2ое награждены медалями.

В течение многих лет традиционно проводит лыжные походы в Кончанское, Любытино, Опеченское, Мошенское. Школа принимала участие и была призёром зональных соревнований по стрельбе ВПМ в г. Смоленске, Пскове, Вологде, Петрозаводске, Новгороде.

На базе школы с 1988 г. по 2002 год ежегодно проводились оборонно-спортивные лагеря учащихся 10х классов школ города и района, техникумов, ПТУ.

Школа дала путёвку в жизнь 150 ребятам, которые стали офицерами Советской и Российской Армии.

Школа проводит большую работу по военно-патриотическому воспитанию и награждена Почётным Знаком ЦК ДОСААФ, Красным  знаменем, грамотами ЦК ВЛКСМ, командующего военной игрой «Зарница», грамотой Министерства обороны, грамотой областного военного комиссара.

В работе по военно-патриотическому воспитанию принимал участие весь педколлектив. Особо необходимо отметить в этой работе старших пионервожатых Феофанову О.В., Евстигнееву Ю.Д., директора школы Федорова А.А., при содействии которого был построен тир на 10 бойниц на 50 метров, который долгие годы был базой района, города и области.

Учащиеся школы участвовали в операции «Долина»,деньги на питание были собраны уч-ся и учителями школы.

Благодаря курсантам топографического училища, обкому ДОСААФ, администрации района была построена на стадионе военно-прикладная полоса препятствий на которой готовились к зональным соревнованиям по военно-прикладному многоборью, которые проходили в Петрозаводске, Вологде, Калининграде.

Благодаря помощи ПМК ( Анисимов А.И.) благоустроен и расширен стадион до 310 метров.

В школе традиционно проводились смотр строя и песни, разучивались патриотические песни и песни времён Великой Отечественной войны.

 

Ежегодно проводится школьный  осенний кросс имени учителя физкультуры Цыганова Николая Петровича.

Школьные лыжные соревнования «Передская миля».

Пробег от обелиска павшим воинам в д.Передки до Вечного огня в г.Боровичи, приуроченного к Дню Победы

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Велики результаты школы в области спорта. На протяжении многих лет школа занимает 1 место в городском смотре системы физического воспитания. Учащиеся школы являются победителями районных и областных соревнований практически по всем видам спорта. В достижении этих результатов огромная заслуга учителя физкультуры, Отличника физической культуры и спорта, Почетного работника общего образования РФ Антонова Александра Владимировича. В сентябре 2013 г. команда учащихся 7 класса под руководством Александра Владимировича приняла участие во Всероссийских президентских соревнованиях, проходивших в г.Анапа, где команда заняла 15 место.

На протяжении  последних лет команда школы под руководством учителя ОБЖ ФёдороваАртура Игоревича занимает 1 место в муниципальном этапе игры “Зарница” и является призёром областного тура.

 Школа является центром патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся. На протяжении 18 лет в школе функционировал кружок ” Основы православной культуры “( руководитель Эйхнер С.М.)

Кружок объединял детей с 5 по 11 кл. В кружке занималось  в среднем от 15 до 28 чел в течение года. Формы работы кружка:  беседы на нравственные темы; экскурсии  – очные и заочные,  автобусные и пешие ,  выставки работ и поделок членов кружка и их родителей , просмотр и обсуждение фильмов  нравственной тематики; участие членов кружка в мероприятиях и конкурсах различного уровня, проведение праздников  внутри кружка и общешкольных, встречи и беседы со священнослужителями, подготовка и проведение бесед и праздников для начальной школы и детского сада, Подготовка и выступление литературно-музыкальных  композиций.

Урок по краеведению Эйхнер С.М.- https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=36855

 

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Проект  «Я познаю Россию -экскурсионная карта  в окрестностях д.Передки» (2022 г ) выполняли члены кружка «Музейной педагогики»( рук.Эйхнер С.М), проект «Безопасная зона»(Гейдеман А.В, Зальвовская Марина)
3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Кружок для 5-10 кл«Музейная педагогика»
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Учительская песня «Что такое школа»

( автор учитель иностранного языка Хасс Ольга Александровна)

 

1.Что такое школа-это дети,

Дети , от которых нет покоя.

Дети на свои вопросы ждут от нас ответов .

Это как экзамен без билетов.

Припев:

В школьном парке листья кружат,

По дорожкам дети спешат.

Год от года день ото дня

Ждешь ли школа меня?

 

2.Что такое школа –это море !

Бури , ураганы и цунами.

Если мы тебя переплывем и не затонем ,

Жизнь не сможет расквитаться с нами .

Припев.

23Что такое школа-это дружба .

Дружба . что с годами лишь дороже .

Школьные друзья и через тридцать лет вс

Девочки и мальчики . А кто же?

Припев.

4.Что такое школа –это память.

Память об учителе и друге .

Память , что вперед ведет и в детство

Ниточкой соединяет.

Припев.

 

Юбилей школы.( стихотворение учащегося 9 класса Карпова Сергея)

Сегодня праздник, веселый праздник  –

Школы нашей юбилей.

И мы хотим ее поздравить

 С рожденье сто сороковым.

 

Она рождает множество людей  :

В основном хороших.

И несмотря на все перипетии государства

Учит нас всегда отлично!!!

 

Мы все хотим , чтоб школа наша

Стояла множество веков.

Тем более она уж простояла

Сто сорок лет – намного больше века.

 

Хоть мне осталось и немного

Учиться в нашей школе .

Но все равно я буду помнить

Все то , чему учила нас она –

 Передская средняя школа моя!

 

Учитель русского языка Зиминов Михаил Александрович, наш выпускник  из династии учителей , в дальнейшем наш местный поэт , выпустивший книгу стихов «Годы как версты». Его школьное стихотворение посвященное своим одноклассникам :

Я сижу на уроке химии ,

За окошком белеет снег.

Он белый , как белые лилии ,

Хороший зимний портрет.

А Вера сидит у окошка

И пишет ангидриты .

Уверен , что и ей немножко

Надоели  эти виды,

Но она старательно пишет

По-русски – через «не хочу».

А я опять смотрю в окошко,

И вижу: пожарную каланчу .

Сергей Кузнецов –бедняга  :

Мается на уроке ,

Ему надоела правда

О нефти и о коксе.

Иванов уткнулся носом в какую-то записку ,

А Овчинников – дядя бокса-

Сочиняет ему отписку.

Только Вера сидит и пишет .

Вера верит в эту науку ,

Хоть она ничего и  не слышит ;

От листа не отнимет руку.

«Свет» заигрывает с Исаковой .

Алька мрачные стены покинул ,

И другою наукой новой

Занимается Леша-стимул .

Он- Антонов_- великий химик ,

Тают формулы на губах .

Сидоренкова песней стынет ,

А Семенова просто так .

Что-то буркнул Мальдов за партой ,

Ведь Мальдову невдомек ,

Что химичка ему с азартом

Двойку в четверть в журнал вопрет .

Новоселовой Тоне скука ,

Ее покинул хороший парень …

Я сижу , бормочу от скуки

Да строчки глупые жарю.

Смелков Валя хохочет,

Опять возникает Мальдов.

Прохоров Слава стрекочет

Смеется и Кузнецов .

Вера бросила строки формул

И задумалась обо всем ,

А Уразовых эти двойки

Не страшат – им все не по чем .

Что ж , ребята, трудиться нужно ,

Всем за ум бы взяться пора .

Скажем  смело и дружно-дружно :

Нашей школе в кавычках «УРА! »

 

 

В книге отзывов на 120-летие школы бывший выпускник , учитель литературы, наш местный поэт Зиминов Михаил Александрович написал стихотворение «Родной школе» :

 

Моя хрустальная печаль

Зовет , как прежде , в свет и даль .

Где ,как всегда , и в ночь и в солнце

В снегах сосновое болотце.

 

Вокруг него бежит лыжня

Она и ваша , и моя.

А с той лыжни мы видим школу

На светлой горке над рекой

 

Каким бы не был (стар иль молод)

Помашет ей своей рукой .

Она развеет все печали

И душу свежей сохранит .

Раз всем нам даже в дальней дали

Звонок ее всегда звенит.

 

 

 

 

 

4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Перёдки — деревня в Боровичском районе Новгородской области России. Административный центр Перёдского сельского поселения. Деревня находится в юго-восточной части Новгородской области, в пределах Валдайской возвышенности[2], в подзоне южной тайги[3], на берегах реки Быстрицы, при автодороге А122, на расстоянии примерно 3 километров (по прямой) к северо-востоку от города Боровичи, административного центра района. Абсолютная высота — 138 метров над уровнем моря[4]. Согласно результатам переписи 2002 года, в  деревне проживает  531 чел.[6] .

 В новгородских книгах за 1564г сказано, что в Передках тридцать четыре двора, четыре лавки, три церкви и монастырь.

«В монастыре же кельи Иегуменская Варлама да три кельи, а в них старцы. Да за монастырем кельи: двор попа Прокофия, двор дьчка церковного Микитки, двор пономаря Осташа, двор пономаря Петрушки, двор проскурницы Марии, двор притворника Алексейко, да две кельи, в них старцы, а питаются от церкви  божьей…Да на той же на обежной земле живут на поземах крестьяне: двор Микулы Яковлева, двор Иванко Якимова, двор Ларя Васильева, двор Иванко Лукьянова, двор Павлика Яковлева,  двор Якуше Семенова, двор Иванко Приходца…и еще 21 фамилия…окрестные земли принадлежали помещикам Талызину и Тигмену. Деревня пуста…доходу нет, пашут наездом…»и

Из  Киево – Печерского монастыря, бежали монахи от татаро-монгольского ига. Эти монахи ,имена их , к сожалению , утрачены ,основали Рождественско-Богородичный  монастырь в с.Передки, а один из храмов назвали в честь основателей монашеской обители Антония и Феодосия Киево-Печерских.

 Храм преподобных Антония и Феодосия имел, судя по сохранившейся старинной иконе, еще два придела: во имя святого Василия Великого и преподобной Марии Египетской. Экономическое положение монастыря было достаточно прочным: при нем писались иконы, отливались колокола. Монастырь сдавал в аренду торговые лавки, которые приносили доход.

Эти же песцовые книги поведали, что трижды в год на местные церковные праздники оживлялась деревенская улица. Ведь деревня наша стоит на старинной дороге из Новгорода в Устюжну, по этой дороге наезжали купцы; монастырь строил двадцать две временные лавки и сдавал их в аренду. Благополучие монастыря было подорвано шведской интервенцией 1611-1617г.Он разорился.

Примечания

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Русаковские Чтения , которые проводятся  в Д,К, ( в 2022 г были 13-е). Шествие ,адресное поздравление ветеранов , а также  митинг и концерт, посвященные Дню Победы. Помощь престарелым односельчанам накануне Дня пожилого человека
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Дружили школами с МАОУСОШ д. Опеченский Посад. Спонсоры :Мунцева Надежда Николаевна(предприниматель-писатель) , Фролов Роман Сергеевич(предприниматель, выпускник школы)
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)  Федоров Анатолий Алексеевич родился 10 ноября 1927 года в д Болонье Перелучского сельского совета .Учился Анатолий Алексеевич  в Перелучской школе, жил в интернате. А раз в неделю приходилось идти пешком 50километров. Домой шел с пустой котомкой за плечами, а обратно нес в ней картошку – единственное лакомство того времени. Сам он часто вспоминал свое детство, а в нем – постоянное чувство голода , но мужественно приходилось переживать это чувство, наполняя голову знаниями. Школу закончил на отлично.

В 1941 г. Поступил в Боровичское педагогическое училище на школьное отделение, в группе было около 30 человек. Здесь, в училище, в 1943 году вступает в члены ВЛКСМ. Он  как и прежде  в гуще дел, активен. Длительный срок работает комсомольским вожаком .

1945 г –педучилище закончено ,предложили после окончания в любой район области зав.районо – отказался. Поехал в родную Перелучскую школу, стал работать учителем начальных классов в филиале школы в д. Васильево (2 км от д.Перелучи).

1959 г –завуч Перелучской школы 12 августа 1959 г Анатолий Алексеевич награжден значком «Отличник народного просвещения»

Именно в этом году он познакомился со своей будущей супругой, учителем истории, Нинель Николаевной и прожил с ней счастливую долгую жизнь

1961 г Анатолий Алексеевич переведен директором  в  Передской школе.

Многочисленные звания и награды имел Анатолий Алексеевич. Нелегким трудом , бессонными ночами , постоянным беспокойством заработал он их. Среди них самая значимая звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» присвоенное в 1968 г

2 августа 1974 г.Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом «Знак Почета».

За большие успехи , достигнутые в области народного образования и активное участие в общественно-политической жизни 31 октября 1977г награжден значком «Отличник просвещения СССР» и другие

Анатолий Алексеевич всегда имел активную жизненную позицию. На вопрос «Считаете ли вы себя счастливым человеком» , он неизменно отвечал так :»Да! Я счастлив .Счастлив тем , что работаю .Работаю все свою жизнь , сколько себя помню, столько и работаю. Значит , я нужен людям ,-а это главное !» Стаж административной работы у Федорова Анатоля Алексеевича -32 года , в том числе директором Передской средней школы- 26 лет(1961-1987 г).

Общий  принцип работы директора Федорова А.А.:

Решения из жизни школы обсуждаются и принимаются при обязательном личном активном участии

*всех ответственных работников школы

*всех заместителей директоров

* секретаря партийной организации , председателя МК профсоюза , завхоза  , бухгалтера

*председателя родительского комитета

*(в отдельных случаях) председателя колхоза , секретаря парткома , председателя сельского совета

По мнению Анатолия Алексеевича , директор школы –это:

– учитель –профессионал

-добросовестный общественник ;

– профессионал в работе с родителями

-последовательный проводник в жизнь своих идейных убеждений

– постоянный и активный участник районных, областных , всероссийских мероприятий;

– активный участник молодежного движения.

Анатолий Алексеевич Федоров был директором Передской школы 26 лет. Четверть века -это большой срок ,за это время в школе  была создана хорошая учебно – материальная база

-построен стадион, спортзал, два учебных корпуса , интернат на 120 мест, мастерские, котельная , тир.

– построена котельная и проведено центральное отопление

– все учителя обеспечены жильем

– одни из первых в области перешли на кабинетную систему , кабинеты были оборудованы всем необходимым (особенно кабинеты русского языка и литературы, математики, физики , химии, биологии , кабинет иностранного языка, кабинет истории, географии)

-на крыше нового здания действовала астрономическая обсерватория с башней и площадкой для наблюдения , установлены 2 телескопа

– школа первая перешла на обучение детей с шести лет. Для шестилеток введено 4-х разовое питание, сон после обеда. Созданы кабинеты труда для мальчиков и девочек, построен летний класс и детская площадка для игр в теплое время года

Анатолий Алексеевич много распространял опыт своей работы. Так в 1974 г была издана брошюра «Совместная работа Передской средней школы и колхоза «Россия» по трудовому воспитанию учащихся». В этой статье собраны основные принципы системы работы школы . Они очень интересны и даже актуальны в нынешнее время. В них история школы. Вот некоторые из них :

« Построен интернат на 120 мест, оборудован стадион , заканчивается сооружение полигона для езды на тракторе и автомашине. Проведено немало воскресников родителей , учителей и всего населения Передского сельсовета.

Исследования ученых и наши наблюдения показывают ,что успешно заниматься трудовым воспитанием  и профориентацией в условиях сельской школы могут только учителя, которые знают основы агрономии, экономику  и организацию  труда в колхозах. Поэтому перед учителями постоянно выступают  руководители колхоза и управления сельского хозяйства, организуются экскурсии на производство: на поле и фермы колхоза.

В школе обучается 328 человек более чем из 30 населенных пунктов . В нашем микрорайоне 6 начальных и 5 восьмилетних школ

Школа  перешла на кабинетную систему. Создано 14 кабинетов. Материальную базу в кабинетах пополняем разными способами, Хорошим пополнением служат подарки, ежегодно получаемые на различных соревнованиях. Сейчас в кабинетах 5 киноаппаратов, кодаскоп, проекторы с дистанционным управлением, 5 эпидиаскопов, 7 магнитофонов, 3 телевизора, есть школьный радиоузел.

С помощью колхоза мы приобрели для проведения занятий и для выполнения работ в ученической бригаде новые тракторы ДТ-75, МТЗ- 52М, три  учебные машины ГАЗ-51, Москвич -426.

Но  одними беседами,встречами ,экскурсиями не разовьешь привычку трудиться ,надо , чтобы человек ощущал радость созидания творческого труда , видел его результаты, поэтому работают все : с 1 по 11 класс. Работают  как в школьное время (на каждый месяц составляются план работы для каждого класса ), так и в летний период : это сводные отряды, лагеря труда и отдыха «Солнышко», «Юность», летняя практика старшеклассников  в гараже и на ферме. Учащиеся школы выпускного класса вступали в колхоз .Практически на всех  школьных мероприятиях присутствует председатель колхоза Зиминов А.И.

Еще многое рассказывает Анатолий Алексеевич из опыта школы в своей статье, а в конце ставит определенные задачи  (очень актуальные и  в наше время) например : воспитывать у школьников чувство долга и личной ответственности за будущее родного села , чувство гордости за свой край ; больше внимания обращать на изучение индивидуальных особенностей  учащихся с целью выявления их интересов, способностей,  целесообразного формирования у них соответствующих склонностей к выбору определенной профессии  .

В нашей школе создан музей Учителя. Официально музей Учителя открыт 18 мая 2001 года, а мысль о создании музея возникла намного раньше. И возникла она именно у Анатолия Алексеевича, т.к. история школы, ее учителя, выпускники – это то, что волнует каждого, кто когда-нибудь соприкоснулся с Передской школой. Анатолий Алексеевич был патриотом своей школы и  хотел , чтобы и все остальные любили школу  Одна из главных задач музея – передать для использования богатый опыт учителей и администрации школы в разные периоды ее функционирования.

Анатолий Алексеевич остался в памяти коллег , учителей, учеников человеком неуемной энергии . Вот что о нем говорит Феофанова ОВ, выпускница нашей школы, учитель русского языка и литературы, глава Передского поселения:

«Сейчас , работая  в администрации , я понимаю , что Анатолий Алексеевич был правильным руководителем : всех уважал  , понимал ,был  совершенно бескорыстен , уникален в своей работе- он ею  жил.

Какими же качествами обладал Анатолий Алексеевич? Многими , одно из главных -это любовь к детям , во- вторых,  у него человек всегда был на первом месте. Кроме того, честность , скромность, всегда творчески относился к любому делу. Он правильно учил , особенно воспитывал любовь к родной земле. Было у него еще хорошее качество: он сначала подумает , а потом только ответит или примет решение , т.е никогда не совершал необдуманных поступков. Прост он был к людям и бескорыстен.»

 

 

Дмитриев Василий Иванович. Почти 50 лет отдал он Пердской школе. Несколько поколений учеников нашей школы выросли на его уроках. В некоторых семьях –это три поколения: дедушки- бабушки , родители и учащиеся- все были учениками Василия Ивановича, и таких семей в д. Передки много. Все они с благодарностью вспоминают его уроки. А преподавал он  историю ( в начале своей деятельности),   музыку и ОБЖ (НВП). Сколько песен разучили и  пропели , сколько километров прошли, проехали на велосипедах, на лыжах учащиеся школы – и все под руководством этого неутомимого педагога. Этот педагог-эпоха  , гордость нашей школы. Его опыт бесценен для молодых педагогов. И хотя он не работает сейчас в школе , но традиции, заложенные им в патриотическое воспитание школы, сохраняются  и преумножаются . А учителя продолжают любить  своего бывшего коллегу за энергичность, юмор , способность помогать ,поддерживать в трудную минуту и всегда рады встречи с ним.

 

Федорова Нинель Николаевна родилась 21 апреля 1929г. В г.Боровичи  в семье служащих. Отец, Николай Григорьевич , работал на Вельгийской бумажной фабрике .Мать, Александра Ивановна , тоже работала на фабрике .В семье было 6 человек , поэтому Александра Ивановна оставила фабрику и занялась домашним хозяйством .От пошатнувшегося здоровья рано умирает, и Нинель Николаевна берет на себя заботу по воспитанию младшего брата.

В 1948 году Нинель Николаевна поступила Боровичское педагогическое училище. В этом же году она стала учиться на историческом факультете в Новгородском государственном Учительском институте. В 1950 г. Была направлена работать учителем истории в Перелучскую семилетнюю школу Опеченского района Новгородской области. здесь она повстречала мужа Федорова Анатолия Алексеевича , работавшего в этой школе учителем физики.На работе Нинель  Николаевна кипела , и все вокруг заряжались неутомимой ее энергией. Дома была уже семья, а это огород, сад , подготовка к урокам. Так незаметно пролетели 11 лет работы в Перелучской школе. В 1961 г.приказом Боровичского роно НинельНиколаевна была переведена на должность учителя истории в Передскую среднюю школу Боровичского района .С 1957 г. Она продолжила заочное обучение теперь уже в Ленинградском пединституте им.Герцена на историческом факультете . который закончила в 1962г. Передская школа настолько влюбила в себя Нинель Николаевну , что здесь она проработала до самой пенсии . И только здоровье повлияло на ее судьбу. В 1979 г. Она оставила школу , но связь с бывшими учениками не прекращалась . Нинель Николаевна очень любила свой предмет- историю , она оборудовала лучший кабинет в районе . настенные стенды отражали всю историческую эпоху . Нинель Николаевна в совершенстве владела фотоаппаратом. Магнитофоном , эпидиоскопом , киноустановкой. Эти знания и умения помогали ей сделать интересными свои уроки,  почему ученики заслушивались на ее уроках .Не только историю, Конституцию . государство и право преподавала Нинель Николаевна , он была избрана секретарем первичной партийной организации КПС ,она обучилась в университете марксизма –ленинизм, овладев знаниями  Нинель Николаевна , стала руководителем лектором при школе.

Нинель Николаевна была хорошим классным руководителем. Она повседневно воспитывала в учениках трудолюбие , коллективизм . ответственность за порученное дело. Именно ей принадлежит идея создания сводных отрядов. Так был создан сводный отряд в д.Качалово , председателем была старшеклассница Михайлова Валя. Ребята не только помогали колхозу . но собирали макулатуру ,металлолом. Этот почин вскоре стал внедряться и другими учителями. Большую роль сыграла Нинель Николаевна при создании музея в Д.К. .она была первым директором музея ,работая на общественных началах , она объездила многие музеи . чтобы набраться опыта по созданию музея. В 1973 г. Нинель Николаевне было присвоено звание «Отличник народного просвещения, а в 1976 г- она награждена орденом «Знак Почета», также имеет ряд городских ,областных и республиканских грамот.

 

Евстигнеева Мария Васильевна(по воспоминаниям дочери )

Моя мама и моя самая строгая в жизни первая учительница Евстигнеева (Игнатовская) Мария Васильевна родилась 7 сентября 1925 года в с. Рипки, Лысенковского района, Киевской области. Родители её были крестьянами. Отец мамы был очень трудолюбивым человеком и народным умельцем. На свою беду смастерил он соломорезку, на которой резал солому всем односельчанам. За неё («огромное богатство») его решили сослать как кулака. Спасибо добрым людям, которые предупредили семью Игнатовских об том заранее! Ночью отец, мать и трое детей покинули свой дом, взяв с собой самое необходимое. Судьба привела их в с. Поречье, Можайского района, Московской области. Мать мамы не перенесла удара злой судьбы, заболела и умерла. А отец остался вдовцом с тремя дочками на руках. Снова помогли добрые люди. Отца взяли на работу в Уваровский детский дом, а детей по разрешению директора детского дома пригрели в детдоме. Так у мамы появилось 600 сестёр  и братьев, дружбой с которыми она гордилась всю свою жизнь. Всегда помнила она и Мееровича Илью Кирилловича (директора детдома) и считала его своим вторым отцом. Именно в детдоме постигала она уроки жизни, училась помнить и делать добро, трудиться, любить Родину.

          Окончив Уваровскую среднюю школу, вместе с детдомовскими ребятами поехала она в Москву. Там поступила в техникум, училась…, но суровый 1941 год не позволил осуществиться мирным надеждам русского народа… Строгий голос репродуктора призывал весь народ встать на защиту Отечества. 16-летняя девочка Маша Игнатовская идет в призывной пункт, чтобы записаться добровольцем на фронт. Посмотрев её документы, пожилой мужчина в военной форме вздохнул и сказал: «Мала ещё, придешь через 2 года!»

Желание защищать свою Родину было настолько огромным, что Маша решилась на отчаянный поступок. ПО совету старших друзей у цифры 5 стерла хвостик и нарисовала головку, получилась цифра 3. Так моя мама за 1 день стала на 2 года старше. 1923 год стал годом её рождения. И на новом призывном пункте, куда она обратилась, её взяли добровольцем в ряды Красной армии. В армии, на фронте ей приходилось быть разведчицей (маленькая, незаметная, находчивая, умная и бесстрашная), артиллеристкой – прибористкой. О ней писали во фронтовой газете, как о лучшей прибористке батареи, в газете было её фото. Все военные годы она защищала Москву. Имеет фронтовые награды. В те далекие годы она встретила свою судьбу Евстигнеева Федора Васильевича, стала его женой с 1945 года – Евстигнеевой Марией Васильевной.

    После Парада Победы 1945 г. Девушек мобилизовали по месту проживания. Но мама решила поехать на родину мужа в д. Кураково, Боровичского района, Новгородской области. С 23 июля 1945 года стала жить она по данному адресу. Летом работала воспитателем в детском саду, дарила тепло своей души маленьким детям, готовила их к школе. С сентября 1945 года работала в Передской средней школе военруком, а когда в Сушеревской начальной школе появилась вакансия учителя, она, по предложению заведующего РОНО, стала бессменным учителем начальных классов в Сушеревской школе. Сеяла разумное, доброе , вечное, учила детей, училась сама заочно в Боровичском педагогическом училище. Успевала все! За многолетний, добросовестный, безупречный  труд, за огромную любовь к детям, за инициативу, проявленную в учебно-воспитательной работе Евстигнееву М.В. наградили сначала значком «Отличник народного просвещения», а в 1961 году ей присвоили звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

    Мама никогда не была равнодушным человеком! Она всегда спешила на помощь своим ученикам, их родителям – всем людям, которых очень любила, которым помогала в решении всех проблем и вопросов. Она принимала активное участие в общественной жизни. На протяжении многих лет была депутатом Передского с/с, являлась председателем товарищеского суда, занимала почетную должность народного заседателя в Боровичском горсуде.

Мы с братом часто думаем о том, что наша мама была талантливейшим человеком. Она могла бы быть достойным юристом, т.к. знала все законы, которые могут защитить человека: она консультировала людей по юридическим вопросам, выступала общественным защитником в суде, писала письма в разные инстанции, добиваясь справедливых, честных решений. Мама могла бы быть чудесным врачом. Скольким людям помогала поправить здоровье: делала компрессы, превязывала раны…

 

 

 

 Петрушихина Нина Васильевна.

Петрушихина Нина Васильевна родилась в деревне Перёдки, Боровичского района, Новгородской области 18 августа 1932 года. В 1940 году поступила в Перёдскую школу в первый класс. В 1947 году закончила семь классов и поступила в Боровичское педагогическое училище, которое окончила в 1951 году. С 1951 по 1953 работала в Камаровской школе. С 1954 года по 1956 год работала в Боровичском районе. С 1956 по 1959 год работала в городе Днепропетровске. В 1959 году вновь вернулась в Боровичский район и по 1962 год работала в Боровичском районе учителем начальных классов. А с 1963 по 1990 год Нина Васильевна работала учителем начальных классов в Перёдской средней школе.За свой труд Нина Васильевна награждается: Значком «Отличник просвещения» 26. 12. 86 г. ;медалью «Ветеран труда» 18. 05. 84 г. ; грамотами гороно ; благодарностями администрации школы.

   Островская Луиза Альбертовна.

Островская Луиза Альбертовна родилась 19 января 1938 года в городе Гатчина Ленинградской области в семье рабочих. Отец с 1941 по 1945 год был на фронте. Мать работала на станции Ишим Омской области на железной дороге. В 1944 году семья переехала в Боровичи. В 1945 году Луиза Альбертовна поступила в первый класс школы №2 г. Боровичи. В 1952 году закончила семь классов и поступила в Боровичское педагогическое училище. В 1956 году закончила педагогическое училище и была направлена работать в Шимский район, Новгородской области заведующей Шелонской начальной школы, где проработала два года. А с 1958 по 1998 работала учительницей начальных классов Перёдской средней школы.В 1989 г прошла аттестацию и получила звание «Старший учитель».

Луиза Альбертовна зарекомендовала себя добросовестной, знающей  и  любящей свое дело учительницей. Она умела просто и лаконично объяснять учебный материал, используя различные приемы и методы, развивала в детях любознательность, на уроках русского языка Луиза Альбертовна не только обучала детей правильно писать ,но и показывала красоту и богатство русского языка. На уроках ее всегда было  интересно , а ребята видели  в учителе друга и наставника..Опытный учитель она старалась расширить круг познавательной деятельности , умела овладевать вниманием детей, умела активизировать их мыслительную деятельность, развивала  у детей внимание. У учителя накоплен богатейший  дидактический материал по всем предметам, в классе была  библиотека по внеклассному чтению. При участии Луизы Альбертовны в школе создан кабинет труда для начальных классов, соответствующий требованиям новой программы по труду. Каждый урок учитель планировала , исходя из результатов предыдущего , поэтому много лет работала  без неуспевающих, с хорошими результатами контрольных работ. Луиза Альбертовна следила за всеми методическими новинками , за опытом учителей новаторов и применяла многое у себя. Ее ребята –активные участники  всех школьных мероприятиях . Много внимания уделяла Луиза Альбертовна индивидуальной работе с детьми, постоянно повышала  свое педагогическое мастерство .  Более двадцати лет Луиза Альбертовна была руководителем МО начальных классов. 40 лет она проработала а Перёдской средней школы и была примером творческого отношения к делу , ответственности и дисциплинированности для коллег .Молодые учителя постоянно обращались  к ней за помощью . Луиза Альбертовна выступала  с лекциями о воспитании перед родителями , принимала  активное участие в проведении политзанятий , семинаров по педагогике и психологии.  Она является автором гимна учителей Передской школы. Именно к ней можно отнести слова из этой песни: «ПСШ,ПСШ-ты мое Отечество». Среди учителей, учеников , родителей пользовалась  заслуженным авторитетом, уважением.. Так в газете «Красная искра в статье «Портрет учителя»рассказывается об устном журнале , проведенном коллегами в честь Луизы Альбертовны. Одна из страниц журнала была встреча со своими бывшими учениками .Так пришел ее поздравить заместитель председателя колхоза Пресняков Виктор Александрович, экономист колхоза Бойцова Н.В. Много хороших слов сказали они в ее адрес и отметили , что с радостью отдавали своих детей в руки такому замечательному учителю. Награждена значком «Отличник просвещения» – 20. 07. 65 г ;имеет звание «Старший учитель» – 02. 06. 83г ;грамотой министерства просвещения –  26. 12. 90г ;«Ветеран труда» – 18. 05. 84г ;грамотами гороно ; благодарностями администрации школы.

 

 

 

ВЛАСОВА   ЛИДИЯ  ИВАНОВА

  Власова Лидия Ивановна родилась 5 декабря 1934 года в Новоборье Поддорского района Новгородской области в семье рабочих.

    Во время великой Отечественной войны семья была эвакуирована в Молвотицы Новгородской области.  Отец был на фронте. Мать работала на оборонных укреплениях.  В 1944 году вернулись в Поддорский район. Отец вернулся с фронта в 1945 году В 1953 году закончила Перегинскую среднюю школу. После окончания школы год работала при районном КПСС.  В 1954 году поступила в Боровичское педучилище. В 1956 году закончила его и была направлена работать а Качаловскую начальную школу Боровичского района, где проработала 1 год. В 1957 году была переведена на работу в Перёдскую среднюю школу, где проработала около 40 лет.  В 1958 году вышла замуж. От данного брака родились два мальчика  В 1956 году заочно окончила Новгородский педагогический институт (исторический факультет).

     С 1969 года Лидия Ивановна работает воспитателем группы продленного дня. У воспитанников группы воспитывает трудолюбие, сознательное отношение к учению, интерес к знаниям. Ребята любят заниматься физическим трудом на пришкольном участке, в парке, в саду.

              Хорошее знание возрастных особенностей детей и программы начальных классов помогает ей в работе. В общении с детьми она доброжелательна, внимательна, терпелива. Власова Л.И. постоянно работает над повышением своего педагогического мастерства, активно участвует в работе методических объединений. Она является активным членом общества «Знание», выступает с лекциями  В общественной жизни школы принимает активное участие несколько лет, является общественным  инспектором по охране детства, помогает в работе с трудными семьям.  Ежегодно в летний период работала в лагере труда и отдыха «Солнышко».

               С 1992 года Лидия Ивановна работает учителем истории. На уроках использует различные методы, особое внимание уделяет самостоятельности учащихся, учит их делать выводы, привлекает ребят к работе с дополнительной литературой. Ребята с интересом занимаются на ее уроках.  Среди учителей, родителей и учащихся пользуется авторитетом и уважением.

Артемьева Светлана Яковлевна

 Вся ее жизнь – это школа, сначала она в ней учится, а потом работает. Работала  пионервожатой. Работы было много – это и проведение сборов дружины, это и сбор макулатуры, и помощь старикам. В 1963 году Светлана Яковлевна поступила в Новгородский педагогический институт на естественно-географический факультет, но отучилась там лишь  два года, так как директор Перёдской школы Фёдоров Анатолий Алексеевич уговорил молодую студентку стать педагогом чуть раньше, поэтому после второго курса она перешла на заочное обучение.

Первого сентября 1965 года она выходит на работу в Перёдскую среднюю школу . Она преподает биологию  в 5-6 классах .За свою педагогическую деятельность Светлане Яковлевне вспоминается многое, но особенно работа на пришкольном участке. В жару и в дождь, в будни и праздничные дни ее всегда в гардеробе ожидали резиновые сапоги и рабочий халат, перчаток она не носила, так как считала, что в них нет ощущения земли, наверное, поэтому до сих пор руки ее представляют собой вид далеко не интеллигентный, а самый что ни  есть рабочий.

Участок в то время был большой, около 0,7  – 0,8 га. Наш пришкольный участок не раз был победителем не только районных, но и областных смотров.   Уроки биологии Светлана Яковлевна очень любила. Она использовала различные формы и методы работы, как по объяснению нового материала, так и по его закреплению.

Многие ученики успешно выступали на олимпиадах по биологии и даже участвовали в областных. Школа в то время не стояла на месте, а вела поиск новаторских идей, как бы мы сейчас сказали. Одним из таких новаторских дел было ведение предмета «животноводство», которое преподавалось в школе более 20 лет и этим занималась Светлана Яковлевна. Девочки изучали животноводство, отрабатывали навык дойки коров. Если сначала это делалось лишь через учебники, то потом ходили на ферму  и применяли эти навыки на практике. В «красном уголке» на молочно-товарной ферме д. Дуброви был оборудован класс животноводства. Здесь сразу применяли свои знания на практике. По окончанию изучения данной дисциплины, все учащиеся получали удостоверение «Мастер машинного доения» 3 класса, кроме того, в более поздний период была введена летняя практика. И проходили ее после 9 класса в обязательном порядке, иногда даже  вдали от дома, например, в деревне Еремеево, девочки там жили самостоятельно и, отработав месяц, многому научились.

 

Общий стаж Светланы Яковлевны  – 35 лет. Вот только одно плохо – за такую «трудную жизнь» Светлана Яковлевна имеет очень мало поощрений и грамот. «Наверное, был кто-то достойнее меня»,- говорит Светлана Яковлевна. Может быть, может быть…

Главной наградой для учителя, на наш взгляд, является благодарная память учеников – а этого сполна у Светланы Яковлевны, она живет в душах учеников и будет всегда для них примером честности, добропорядочности и доброты. Вот в этом главное назначение учителя.

Вот только одно плохо – за такую «трудную жизнь» Светлана Яковлевна имеет очень мало поощрений и грамот. «Наверное, был кто-то достойнее меня»,- говорит Светлана Яковлевна. Может быть, может быть…

Главной наградой для учителя, на наш взгляд, является благодарная память учеников – а этого сполна у Светланы Яковлевны, она живет в душах учеников и будет всегда для них примером честности, добропорядочности и доброты. Вот в этом главное назначение учителя.

 

 

 

с 1959г по 1985г учителем физкульуры был Николай Петрович Цыганов; а с 1986 г по 2020  физкультуру преподавал Антонов Александр Владимирович Это два замечательных учителя , при которых неоднократно спортсмены Передской школы были призерами городских, областных, республиканских, всесоюзных соревнований. Для этого были созданы все условия – спортзал, инвентарь работали секции по волейболу, лыжам баскетболу, но главная доля в этих победах принадлежала хорошим  организаторам, чутким  руководителям спортивной работы, какими были эти два  учителя. Поэтому в  школе всегда большое значение предавалось спорту. Учитель физической культуры Антонов Александр Владимирович вспоминает лишь небольшую часть спортсменов, внесших вклад в развитие спорта в школе. В нашей школе училось много ребят . которые внесли достойные результаты в спортивную жизнь школы. Перечислить всех невозможно , но рассказать о некоторых стоит.

Яковлев Сергей – рекордсмен 1997 г по бегу на 200 метров, занимался также прыжками в высоту (прыгал 160 см), легкой атлетикой ,хороший баскетболист , серебряный призер первенства Новгородской области среди школ , побил рекорд школы по метанию (метнул 68 м)

Громов Андрей –первый спортсмен  в моей педагогической работе , который серьезно занимался спортом. Рекорд школы по бегу  на 2000 м.установил на соревнованиях в Опеченском посаде (кросс на приз Мишарина).Также занимался легкой атлетикой . баскетболом . попал в состав юношеской команды Новгородской области .

Богданов Дмитрий – чемпион района в беге на 3000м,также побил рекорд в беге на 1000 м . кроме того установил школьный рекорд по подтягиванию, подтягивался 33 раза.

Егоров Вячеслав – один из первых хороших многоборцев школы. Ученик , который прыгал в высоту выше своего роста (165 см).Хороший был гимнаст –  один из всех делал сальто назад.

Майский Александр – замечательный легкоатлет, мог выложиться на соревнованиях так . как от него и не ожидали , показал хороший результат на областных соревнованиях.

Калмуратов Александр –хорошо бегал дистанцию на 800м.Хорошо бегал на лыжах –во втором взрослом разряде.

Алексеев Сергей –запомнился своим умением на соревнованиях выкладываться до последнего. Запомнилось , как он выложился на кроссе на приз Мишарина. Последние метры так бежал ,что потом долго приходил в себя , плохо ориентируясь ,где он и что с ним.

Клеопина Марина. Молчанова Алла , Пономарева Надя выигрывали районные соревнования по зимнему многоборью (бегали на лыжах, стреляли из пневматической винтовки , отжимались).Неоднократно участвовали в областных соревнованиях , которые обычно проходили в Холме. Запомнился  интересный эпизод . когда после соревнований пошли в кафе . девчонки купили по 300 гр. Мороженого .Я думал они не съедят . а они хотели еще покупать.

Виноградова Оксана– рекордсменка по бегу на 100м.Прекрасная баскетболистка. Одна из лучших разыгрывающих(за счет маленького роста).Участвовала в соревнованиях по легкой атлетике.

Кудрявцева Света –хорошая легкоатлетка , бегунья на средние дистанции .По дистанции 500 м. бегала с результатом второго взрослого разряда. Чемпионка области в младшей возрастной группе в беге на 1000м ( в Крестцах). Призер областных соревнований. Установила школьный рекорд по бегу на 1000м .

Зиминова Лена– рекордсменка школы по прыжкам в высоту (145 см).

Кузьмина Вика – рекордсменка школы в метании мяча (47 м –пробила рекорд Маногаровой Жанны .45м.)Лучшая лаптистка школы ,Имела самый стабильно сильный удар битой, ездила на российские соревнования.

Все эти девочки(Виноградова Оксана ,Кудрявцева Света ,Зиминова Лена, Антонова Надя, ,Кузьмина Вика)были неоднократными чемпионками области по русской лапте , по баскетболу. Группа девочек серьезно занималась спортом .Занимались четыре раза в неделю по 2 часа – такая нагрузка ничем не отличается от нагрузки в спортивной школе.

Антонов Александр – серьезно занимался лыжами.

Прокофьев Витя-занимался баскетболом.

Фролов Роман – очень большой вклад   внес в прыжки в высоту,серьезно занимался данным видом спорта. Был трехкратным чемпионом Новгородской области по данному виду спорта. Сейчас , став  предпринимателем , вместе с братом Денисом постоянно помогают школе или спортивным инвентарем или деньгами на инвентарь.

Груничев Михаил –побил рекорд  школы по прыжкам в высоту (175 см).

Груничев Леонид –хороший был спортсмен , особенно по футболу ,обладал многими хорошими качествами важными для спортсмена.

Таджимуратов Костя – рекордсмен  школы . района и области по настольному теннису.

Искендаров Ровшан – не устанавливал  рекордов , но участвовал , и очень хорошо во многих соревнованиях .имел играть в команде.

Соколова Наталья –хорошая  выпускница , одна из всех заняла призовое 3 место на областной  олимпиаде по физкультуре , а практику( баскетбол , акробатику) сдала на 1 место Несколько лет подряд участвовала в областных соревнованиях по лыжам , очень хорошо играла в баскетбол , можно сказать , что на ней обычно держалась команда ,ее приглашали в спортивную школу . в их команду , но она  не пошла , осталась верной Передской школе. Призер областной олимпиады по физической культуре.

Николаева Люба- активная спортсменка , центровая в баскетболе , перспективная.

Захарова Виктория –серебряный призер по лыжным гонкам в областных соревнованиях, участница областной олимпиады по физкультуре ,хорошая легкоатлетка. Хорошо метала мяч.

Команда (Мирзошарифов Исо, Никифоров Павел, Петрова Александра, Федорова Полина. Гуляева Анастасия) защищала честь области на всероссийских президентских соревнованиях в г Анапа.,6 заняли 15 место , 6 место заняли по бадминтону., Гуляева Анастасия вошла в 30-лучших.Исо и Паша занимались триатлоном, лыжами, 2 место в области по лыжам, Полина хорошо метала мяч. Саша- ответственная спортсменка

Команда(Карпов Владислав, Грязев Кирилл, Фадеев Владислав)заняли 2 место в области по теннису.

Команда( Зальвовскам Марина, Стадникова Вика, Дукаева Аня)заняли 2 место в областных соревнованиях по легкой атлетике.

 

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Династия учителей: Киселев Василий Павлович(директор 7-летней школы , преподавал историю )-его дочь Киселева Елена Васильевна(преподавала литературу)-ее сыновья: Михаил Александрович ( преподавал  литературу) Василий Александрович(преподавал географию)-его жена Надежда Ивановна (преподавала химию и биологию)

·          Невинская Валентина Ивановна, окончила Ленинградский педагогический институт им. Герцена по специальности “Учитель начальных классов” стаж – 40 лет, пришла работать в 1962 году в Тельбовичскую школу, а с 1967 года в Починносопкинскую среднюю школу, имеет Министерскую грамоту. Ее дочь :

Дмитриева Любовь Николаевна (Боровичское педагогическое училище “Учитель начальных классов” с дополнительной специализацией “Организатор воспитательной работы” и Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого “Учитель начальных классов” работает с 1992 года, стаж – 31 год, имеет Министерскую грамоту.

 

Династии выпускников:

Семья Цветковых из д.Барышово Мошенского района : два брата Андрей и Григорий , сестра Люда , все получили высшее образование.

Семья Дмитриевых-Бойцовых:Зинаида Михайловна (закончила школу 1961 г)-дочь Наталья Вячеславовна (закончила школу в 1984 г),муж Бойцов Николай Николаевич (закончил школу  1985 г), дети :сын Дмитрий(закончил школу 2013г), сын Илья ( закончил школу  в 2016 г) ,сын Антон- учащийся 9 класа 

Династия Алексеевых- Васильевых:  муж Владимир-(1976 г)жена  Галина Николаевна (1984)  , дети: Ольга (2004 г)Виктория и Владимир (2013 г) .                                                                                                                                                                                                                     

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) К 140-летию школы  учащиеся (ныне выпускники школы ) писали о школе:

Петрова Саша 7 кл:

«Мне очень нравится наша школа .В ней много кабинетов , большой спортзал, столовая , красивое крыльцо , детская площадка , пришкольный участок. Учителя  добрые , хотя могут иногда и поругать .»  

    Мирзошарифов Исо. 7 кл.:                                                        

«Моя школа очень хорошая .В ней у меня много друзей .Учителя в нашей школе добрые – мне нравится ходить на уроки , особенно на физкультуру. Мне на этом уроке нравится все. В нашей школе очень хорошо кормят. Я люблю свою школу .Она самая лучшая!»

                                                        Лакко Даниил ,7 кл:

   «Мне очень нравится наша школа .В ней много спортсменов ,артистов , доброжелательных людей. Тут много красивых учителей , они хорошо нас обучают. Весь наш класс очень любят нашу школу и учителей!»

 

Александров Максим ,9 кл:

«Я учусь в замечательной Передской школе.  Здесь училась моя сестра .Она закончила школу с серебряной медалью .Наши учителя очень хорошо учат , готовя нас к ГИА и к ЕГЭ . Классный руководитель у нас замечательный :она проводит для нас интересные классные часы ,поездки в ОЛИМП, походы в конце года. Я люблю свою школу и поздравляю с юбилеем.»

 

Гуляева Настя . 7 кл:

 «  В  нашей школе хорошие , добрые , справедливые , умные  учителя. Они проводят интересные классные часы и мероприятия .Они занимаются с нами дополнительно. Мне нравится моя школа и мои учителя.»

Лосева Катя . 7 кл:

«  Я учусь в Передской школе .В этой школе училась моя мама. А теперь я. В школе очень ярко ,интересно и красочно проходят праздники .В некоторых из них я принимаю участие-это очень весело. Наша школа расположена очень далеко от дороги и поэтому у нас чистый и свежий воздух. Я люблю свою школу.»  

      

Воронин Максим , 7 кл:

   «В нашей школе я учусь третий год .За это время я очень полюбил ее.  В школе много кабинетов и каждый из них проникнут лучиком добра , тепла и света. В нашей школе учатся самые старательные , умные и способные ученики , а учат нас самые лучшие учителя. В школе проходят не только уроки , но и различные мероприятия , благодаря которым школьные дни становятся ярче, радостней  и интересней. В нашем классе много ребят , и мы всегда стараемся быть дружными .Я горжусь своей школой и считаю ее особенной .»

 

 Казарина Саша ,10 кл:

  «Я очень люблю Передскую школу .Ведь здесь не только хорошо учиться , но можно замечательно провести время – принимать участие в концертах к праздникам. Они всегда очень интересные. Все дети стараются показать свои таланты , тем самым доказывая , что достойны учиться в этой школе .Ведь уже 140 лет Передская школа дает детям знания и отправляет во взрослую жизнь. В моей школе очень хорошо учиться – вот за это я ее и люблю.

 

Богданов Юрий , 10 кл.

   «  Я учусь в Передской школе уже десятый год. За это время она стала для меня моим вторым домом .Здесь очень здорово и приятно учиться . Практически каждый человек , который здесь учиться , твой друг!  Учителя в этой школе самые замечательные .Я считаю , что таких учителей нет ни в одной школе! Я очень люблю свою школу!»

                                                                              

  Жукова Ксюша . 10 кл.

«Моя любимая школа  Передки. За три года я полюбила ее . Моя школа очень необычная .В ней большие кабинеты и чистые коридоры , где висят красивые картины . В школе много детей и замечательные добрые учителя. Мой класс самый маленький в школе , но очень дружный . Моя школа – это как второй дом , в который я прихожу с хорошим настроением . Именно здесь я встретила таких замечательных друзей. Нашла ответы на свои вопросы. Моя школа готовит меня к будущему , и я чувствую себя увереннее.»

                                                            

 Сумеркина Юля , 10 кл.

« Моя школа самая лучшая .Каждый день в ней становится все интересней и интересней .В школе есть кружки , я посещаю кружок «Родничок» , на котором мы изучаем основы православной культуры. С помощью кружков расширяется наш кругозор. В школе есть совет старшеклассников , свой президент и премьер ,на заседаниях совета мы решаем очень важные для старшеклассников вопросы. Каждый ученик нашей школы вносит частичку себя в школьную жизнь .Никто не остается за ее пределами .Педагоги замечательные – к ним всегда можно обратиться по любому вопросу , и они не откажут тебе в помощи .С каждым годом школа становится  лучше .И это здорово . Мне нравится моя школа!»

 

 Середа Настя . 10 кл.:

  « Моя школа –одна из лучших школ. В ней красиво : просторные классы и коридоры , большой спортзал. Школа утопает в зелени. Школьная жизнь насыщена и интересна. Проходят много конкурсов , мероприятий , соревнований , акций. В них мы с удовольствием участвуем . На школьные праздники приходит много  гостей , и это радует. В школе мы имеем возможность получить водительские права. Мне нравятся выборы президента школы – они проходят очень демократично. Наша школа по-своему уникальна .В ней существуют свои традиции , которые все уважают. Я люблю свою школу и горжусь ею!»

 

Николаева Женя , 10 кл.:

«Все для человека начинается в школе. Я учусь в замечательной школе д.Передки. Моей школе уже 140 лет!!! Мне кажется , что ни одна новая школа не может передать такую доброту и тепло , которые излучают стены моей школы, годами хранящие звонки перемен, громкие возгласы детей и смех учителей и учеников .Я люблю свою школу . Когда я была младше , я часто приходила сюда со старшими сестрами , точно зная , что скоро приду сюда в качестве ученицы. И вот я уже в старших классах. За это время я многое узнала , благодаря учителям , школе. Ведь она дает не только знания, она дает жизненный опыт. Она готовит нас к взрослой жизни. Как мать , она отдает самое ценное нам , своим детям , ничего не требуя взамен.

Я рада, что учусь именно в этой школе .Благодаря ей я открыла много нового в себе . Она- второй дом, в котором проходят лучшие годы моей жизни . И я рада , что они проходят именно в Передской школе.

                                                         

 

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): _