Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»
1. Общие сведения о школе | |
1.1. Полное название школы
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. З.Я.Лавровского станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район |
1.2. Ф.И.О. директора школы
|
Баева Наталья Николаевна |
1.3. Почтовый адрес
|
353740 Россия, Краснодарский край, Ленинградский район, станица Ленинградская, ул. Красная, 168. |
1.4. Телефон
|
88614536759 |
1.5. Сайт
|
http://lenschool1.moy.su/ |
1.6. Электронный адрес
|
school1@len.kubannet.ru |
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования
|
1226
1-4 классы – 488 5-9 классы – 10-11классы – 117 |
1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация | 82 педагога:
40-высшая квалификационная категория, 11- первая квалификационная категория «Заслуженный учитель России»- 3 учителя, «Заслуженный учитель Кубани»-2 педагога, «Отличник народного просвещения»- 6 педагогов, «Почетная грамота Министерства Образования»- 3 педагога, «Почетный работник общего образования РФ»-2 педагога, «Почетная грамота МОН РФ»-1 педагог |
1.9. Организация образовательного процесса (краткая информация) | Школа обучается в два потока:
08.00-13.00 – 1-4,5,8-11 классы 12.25-17.40 – 6-7 классы
|
1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории | Учебно-образовательный процесс организован в двух зданиях.
Школа имеет достаточную учебно-материальную базу, материально-техническая база которой соответствует санитарным нормам, правилам пожарной безопасности и задачам образовательной программы школы. Во всех учебных кабинетах установлены мультимедийные проекторы, интерактивные доски. В кабинете биологии установлен проектор с 3D-функцией. Школьные кабинеты химии и физики оснащены современным оборудованием для проведения практических работ. В школе имеется необходимый библиотечный фонд. Оснащенность школьными учебниками составляет 100%. В школьной столовой имеется 1 обеденный зал общей площадью 176 кв.м на 200 посадочных мест. Пищеблок столовой оснащен новым оборудованием: ванны, столы, стеллажи, 3 холодильника, 2 электроплиты, пароконвектомат, электрожарочный шкаф, электромясорубка, картофелечистка, электрокотел, вытяжная вентиляция, кухонная и столовая посуда – что соответствует нормам СанПиНа. Медицинское обслуживание осуществляется медицинским работником ЦРБ Ленинградского района на договорной основе. Медицинский кабинет оборудован в соответствии с требованиями СанПиН. Спортивный зал площадью 288 кв.м оснащен спортивным инвентарём. Территория школы благоустроена, разбиты цветники, дендрарии. Территория школы озеленена, каждый год подсаживаются новые кустарники и деревья. |
2. История школы: основные вехи | |
2.1. Дата основания школы
|
1907 год |
2.2. Обстоятельства создания школы | При переселении казаков Черноморского казачьего войска на Кубань в числе первых 40 поселений казаков был образован Уманский курень. По материалам районного архива, в 1883 году в станице Уманской был издан циркуляр за № 648 о необходимости развития школьного дела. В те годы в станице Уманской были открыты женское училище, содержащееся на средства Екатеринодарского женского благотворительного общества, в 1893 году – военно-ремесленная школа. При двухклассном училище, работавшем с 1875 года, были открыты воскресные школы для взрослых, где обучали церковному пению, грамоте, слушали воскресные чтения. Повышению культурного и образовательного уровня уманских казаков способствовала народная библиотека-читальня, открытая в 1906 году. Правление библиотеки выписывало многие газеты и журналы: «Русские чтения», «Сельский вестник», «Крестьянское хозяйство», «Образование», «Нива» и многие другие. В то время народное образование станицы Уманской средства на строительство не получало. И в 1907 году на деньги, собранные станичниками, было построено ещё одно двухклассное училище (ныне МАОУ СОШ №1). Казаки станицы Уманской пригласили руководить учебным заведением Захария Яковлевича Лавровского, работавшего в то время учителем в станице Гиагинской. Он принял предложение с радостью. |
2.3. Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения) | Лавровский Захарий Яковлевич (1907 – 1934 гг.) внёс большой вклад в развитие народного образования станицы Уманской. Педагог приобретал учебники, наглядные пособия, школьную мебель, инструменты для уроков труда. С большой ответственностью отнёсся он и к формированию коллектива учителей. Школа Лавровского пользовалась авторитетом в станице. Захарию Яковлевичу Лавровскому первому из учителей станицы Уманской было присвоено почётное звание Герой Труда.
Гожий Терентий Георгиевич (1935 – 1941 гг.). В школе работали самые разные кружки, Терентий Георгиевич занимался с юными фотолюбителями. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В первый же дент Т.Г. Гожий приходит в военкомат и просит послать его на фронт, но получает отказ. В станице формируется добровольческий казачий полк, и Терентий Георгиевич был назначен политруком батареи полка, вошедшего потом в 4 гвардейский кавалерийский корпус. Т.Г. Гожий принимал участие в яростной атаке советских конников под станицей Кущевской 2 августа 1942г.. 17 октября 1942 г. Т.Г. Гожий был ранен в грудь и отправлен в тыл. Его назначили комиссаром эвакогоспиталя в г. Ставрополе. Пока позволяло здоровье, работал в школе, директорствовал в Кошехабле, Хадиженске. Сук Мария Васильевна (1941- 1945 гг.) улыбчивая, но обладающая твердым характером, ответственная и требовательная. Была строга к учащимся, не давала поблажек. В 1942 г. Учебный год начался 6 ноября. Невероятные трудности с учебниками, бумагой, жесткий контроль гестапо, голод, разруха. И все-таки школа работала, дети учились. Архаров Александр Викторович (1945 – 1946 гг.) Сук Сергей Иванович (1947 – 1952 гг., 1954 – 1955 гг.) работал учителем русского языка и литературы, прекрасно знал свои предметы, очень требовательный к себе и к ученикам. Хорошо всегда одет, требовал выполнения этикета. Золотухин Яков Васильевич (1952 – 1954 гг.) Ампилогов Анатолий Иванович (1955 – 1957 гг.) Баденков Леон Карпович (1957 – 1958 гг.) Чавкин Анатолий Петрович (1958 – 1965 ггг.) Политова Зоя Александровна (1965 – 1969 гг.) более 50 лет отдала педагогическому труду, из них 35-была хозяйкой школы: директором, завучем, классным руководителем. За работу в школе №1 награждена Юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» – 29 июня 1970г.,значком «Отличник народного просвещения РСФСР» – 5 июля 1979г., медалью «Ветеран труда» – 29 февраля 1984г.. В июне 1997г. Международной Соросовской программой Образования в области точных наук была признана «Лучшим учителем 1996г.», в августе 1997г. получила Международный диплом, подтверждающий это звание. Чирков Сергей Александрович (1969 – 1984 гг.) отдал школе 35 лет жизни. Весь педагогический коллектив, школьники и их родители были одержимы желанием построить новую школу. Это была девятимесячная легендарная стройка. И главным строителем школы был Чирков С.А.. Он был готов выполнятьсамую трудную работу, лишь бы учителям и школьникам не перебегать в жару и стужу из одного корпуса школы в другой. 29 ноября 1976 г. новая школа была открыта. Светлое, просторное, единое здание, одна смена. Это было золотое время для всех. Дудина Лилия Александровна (1984 – 1987 гг.)- заслуженный учитель Российской Федерации, Отличник народного просвещения, член Союза журналистов СССР и РФ. Сотрудничала с изданиями Кубани и Ленинградского р-на, журналом «Педагогический вестник Кубани», ветеран труда. На заседаниях педсоветов и совещаниях слушать ее было одно удовольствие, потому что это были не просто доклады и отчеты, а а целые художественные произведения, выстроенные по законам литературного жанра. Гуров Анатолий Иванович (1987 – 2003 гг.) – высокий профессионал, опытный руководитель, честный человек. В 1987 году он возглавил первую школу. Богатый жизненный опыт, целеустремлённость, знания позволили 16 лет руководить творческой созидательной деятельностью самого большого в Ленинградском районе коллектива школы. Гуров А.И. был вперёдсмотрящим руководителем. Он обладал великолепным чувством нового, умел увидеть перспективное и претворить его в жизнь. В 1994 году школой был получен статус школы-лицея. Благодаря стараниям Гурова А.И. и его команды первая школа из года в год была первой по многим показателям, в частности, по качеству знаний – главному показателю работы школы. Коллег восхищала хозяйственная жилка директора и умение всё разложить по полочкам. Анатолий Иванович награждён тремя орденами «Знак Почёта», медалью «За доблестный труд», знаком «Отличник народного просвещения». Труд Гурова А.И. – настоящий патриотизм, пример преодоления, успеха, значимости. Поэтому Анатолий Иванович пользуется заслуженным уважением и сейчас, когда он уже на пенсии. Балтина Татьяна Олеговна (2003 – 2005 гг.) – в педагогической среде работает больше 50 лет. Учитель физики, знающий свой предмет в совершенстве, за эти годы она воспитала не один десяток победителей и призеров олимпиад разных уровней. А инновационные разработки ее учеников получают грантовую поддержку регионального и федерального уровней. Татьяна Олеговна – настоящий пример порядочности и любви к своей профессии, за многолетнюю успешную деятельность была удостоена званий «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель Кубани». Участвовала в межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы управления качеством образования в процессе подготовки к итоговой аттестации учащихся по дисциплинам естественнонаучного цикла». Овсянникова Любовь Ивановна (2005 – 2010 гг.) Переселкова Марина Анатольевна (2011 – 2013 гг.) – человек большой души, исключительной скромности, влеченный, мыслящий и знающий свой предмет. Марина Анатольевна постоянно интересуется передовым опытом, активно использует в своей практике новые формы и методы. Каждому уроку предшествует тщательная подготовка, ее уроки несут большие воспитательные и образовательные ценности. Баева Наталья Николаевна (2003г.) – учитель года Кубани 1998 года, Заслуженный учитель Кубани. Автор программы по истории средних веков и истории древнего мира на основе антропологизированного подхода к историческому образованию. Неоднократно читала лекции и проводила открытые занятия на курсах повышения квалификации для учителей истории в ККИДППО. В рамках внеурочной деятельности проводила мероприятия по исторической реконструкции отдельных периодов российской и зарубежной истории: «Жизнь средневекового замка», «Жизнь русского средневекового монастыря», «Путешествие в древнюю Олимпию», «Русское поместье начала XIX века» и др. С 1999 года – заместитель директора школы по учебно-методической работе. В 2000 году назначена директором средней общеобразовательной школы № 17. Под руководством Натальи Николаевны школа неоднократно становилась победителем различных конкурсов и спортивных соревнований муниципального и регионального уровня. С 2004 по 2008 год – заведующая районным методическим кабинетом, начальник аттестационно-диагностического отдела, инициатор и организатор создания муниципального учреждения дополнительного педагогического образования «Центр развития образования», его первый директор, заместитель начальника управления образования. С 2008 по 2013 работала заместителем директора по учебно-методической работе и дополнительному образованию ГАОУ СПО «Ленинградский социально-педагогический колледж» Краснодарского края. Под ее руководством было открыто отделение повышения квалификации и дополнительного образования. Являлась автором программ повышения квалификации для руководящих и педагогических работников системы образования. Преподавала на курсах по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. |
2.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам) | июнь 1907 г. – начало первого учебного года в только что построенном здании школы.
1934 – 1941 г. – директор Гожий Т.Г.. Школе передали еще 5 зданий. 1941 – 1945 г. – Директор Гожий Т.Г. и многие преподаватели ушли сражаться н фронт. 1945 – 1960 г. – коллектив школы активно участвует в восстановлении хозяйства и культуры. 1960 г. – впервые организованы две группы продленного дня. 23.09.1961 г. – школа реорганизована в 11-летнюю с производственным обучением. 1972 – 1976 г. – школа (директор С.А. Чирков) получает первое место в районном соревновании и получает Красное знамя на вечное хранение. 29.11.1976 г. – школьный коллектив вошел в новое трехэтажное здание, возведенное в рекордные сроки – за 9 месяцев, – методом народной стройки. С 1976 г. – школу посетили делегации из всех районов края, областей, краев, республик СССР и зарубежных стран. 1985 г. – открыт музей истории родной школы. Ноябрь 1994 г. – СШ №1 (директор А.И. Гуров) присвоен статус школы-лицея. 1996, 1997 г. – школа дважды лауреат Всероссийского конкурса «Школа года» и награждена дипломами. 2000 г. – созданы классы с углубленной юридической и физической подготовкой. 2004 г. – начало эксперимента по введению предпрофильной и профильной подготовки. 2005 г. – школа приняла участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая школы России». 2006 г. – победитель приоритетного национального проекта «Образование». 2007 г. – школа отметила свой столетний юбилей. 23.10.2007 г. – школе присвоено имя Захария Яковлевича Лавровского. 2008 г. – школьный музей прошёл паспортизацию. 10.09.2019 г. – состоялось торжественное открытие нового (третьего) здания МБОУ СОШ №1 им. З.Я. Лавровского. |
2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.) | Пенягина Галина Алексеевна, учитель истории, долгие годы школьным музеем руководила. Под её руководством велась системная работа по присвоению почётного имени школе.
Людмила Сергеевна Панасенко – внучка первого директора школы. В нашей школе более 50 лет проработала учителем географии. Каждый день она первая приходила ы свой родной школьный дом и последняя уходила, убедившись, что лучшие традиции школы ее деда З.Я. Лавровского продолжаются. Раковская Наталья Ивановна – «Заслуженный учитель Кубани», являлась руководителем школьного научного общества кафедры «Альтаир». Ее ученики являлись призерами краевых олимпиад по физике и астрономии. Петренко Валентина Алексеевна – «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель РСФСР. Предметом особой заботы Валентины Алексеевны стал работающий в первой средней школе атеистический лекторий для родителей, которым она руководила. Валентина Алексеевна щедро делилась своим богатым опытом лектора-атеиста с молодыми коллегами, выступала с методическими рекомендациями на занятиях постоянно действующего семинара лекторов-атеистов. |
2.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях) | Выдающиеся выпускники:
Петренко Александр Федорович – доктор технических наук, жил и работал в Канаде. Яклаков Михаил Гурьевич – окончил школу с золотой медалью, декан Московского Полиграфического института. Кашенцев Леонид Михайлович – выпускник 1954г., хирург, отличник здравоохранения. Сальников Борис Иванович – журналист газеты «Степные Зори», член Союза журналистов России. Остапенко Юрий Иванович – министр сельского хозяйства Казахстана. Бухалева (Скрипка) Светлана Васильевна – «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель Кубани», депутат Совета Ленинградского района, работала директором школы №2. Мацеренко Иван Прокофьевич – выпускник 1953 г., доктор технических наук, «Заслуженный машиностроитель РФ», лауреат государственной премии РФ. Терещенко Александр Глебович – выпускник 1948г., старший инспектор музеев и памятников города Ростова. Михайленко Ольга Николаевна – окончила школу с золотой медалью, кандидат биологических наук. Ушкань Лариса Григорьевна окончила школу с золотой медалью, кандидат технических наук. Корчагин Валерий Сергеевич – преподаватель информатики. Тумасов Борис Евгеньевич – член союза писателей России. Филимонов Сергей Александрович – окончил школу с серебряной медалью в 1996г., адвокат, кандидат юридических наук. Захарченко Любовь Даниловна – окончила школу с серебряной медалью в 1964г., член Союза журналистов РФ. Плясовица (Косенко) Нина Григорьевна – выпускница 1953г., преподаватель химии и биологии. Гукалова Любовь Алексеевна – учитель физики, «Отличник народного просвещения». Дубинина Светлана Дмитриевна – учитель химии, «Отличник народного просвещения». Босая Татьяна Владимировна – учитель математики, «Отличник народного просвещения». Шерементьев Иван Иванович – капитан гвардии, окончил школу в 2005г.. Колотвин Артем Васильевич – выпускник 2004г., лейтенант, командир взвода роты химической защиты, награжден за участие в тушении лесных пожаров лета 2010 г. в Московской области министром МЧС Шойгу С.К.. Гаркуша Сергей Валентинович – выпускник школы 1976г., кандидат сельскохозяйственных наук, профессор кафедры растениеводства Кубанского государственного аграрного университета. Награжден медалью заслуженного работника сельского хозяйства Кубани, а также Российской Федерации. С 1999 по 2002 гг. С.В. Гаркуша работал заместителем начальника, начальником управлениясельского хозяйства администрации Ленинградского района, первым заместителем района. С 2002 по 2004 гг. Сергей Валентинович работал в краевой администрации начальником управления растениеводства, первым заместителем генерального директора департамента сельского хозяйства и продовольствия. С июня 2002 по 2009 гг. руководил администрацией муниципального образования Ленинградский район. В мае 2012 г. был избран руководителем муниципального образования Ленинградский район. Дементьев Виталий Николаевич окончил первую школу в 1946 году. Школьный музей получил от него бесценный подарок – коллекцию минералов и горных пород. Подарок Заслуженного геолога России насчитывает более 100 экземпляров образцов: это агат и малахит, гранат и горный хрусталь, киноварь и аметист, аквамарин и изумруд, побежалость золота на кварците, гипсовая роза и многое-многое другое. Горошко Татьяна Николаевна – заслуженная артистка России. Это Георгий Георгиевич Рыбаков, учитель пения СОШ №1, предсказал ей судьбу: «Из тебя, наверное, выйдет певица.» С большими концертными программами Татьяна Николавена выступала на лучших площадках Москвы, Саект-Петербурга и других городов России, была приглашена на гастроли во Францию, в Гренобль. Выдающиеся ученики: Свириденко Александр Николаевич – выпускник 2011 года, лауреат премии президента России 2010 года для талантливой молодёжи, победитель губернаторского конкурса молодежных инновационных проектов «Премия IQ года». Савинова Анастасия – признана абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия». Анастасия выступила с проектом «Рюкзак-помощник», научный руководитель Балтина Т.О.. |
2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы) | Партнеры школы:
– ВУЗы Кубани и Ростовской области – руководители района – депутатский корпус – руководители предприятий района |
3. Культура школы | |
3.1. Главные педагогические идеи школы | Личностное развитие каждого ребенка |
3.2. Ценности школьной жизни | Девиз «Школа, где каждый успешен!» |
3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.) | Герб школы был разработан учащимися школы Ушкань Снежаной, Свириденко Татьяной, Никулиной Ольгой в 2007 году
Флаг школы. Флаг средней общеобразовательной школы № 1 школы является официальным школьным символом, отражающим индивидуальность образовательного учреждения, разработан на основе герба. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета. Цвет символизирует мир и чистоту помыслов. В центре полотнища расположен герб школы в форме глобуса – символ целеустремлённости, интеллекта, упорства в достижении целей. Раскрытая книга символизирует знания, мудрость и доступность образования. Ладони, держащие цветок, символизируют объединение детей и взрослых, рост и развитие, символ здорового образа жизни. |
3.4. Традиции и ритуалы | На протяжении 25лет школа проводит творческие отчеты перед населением станицы в социально-культурном комплексе |
3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей) | В рамках реализации регионального проекта «Современная школа» приоритетного национального проекта «Образование» с 1 сентября 2021 года на базе МАОУ СОШ №1 открылся Центр естественно-научного и технологического профилей «ТОЧКА РОСТА». Центр «ТОЧКА РОСТА» позволил обеспечить 100 % охват учащихся новыми методами обучения и воспитания по предметным областям «Естественно-научные предметы» с использованием обновленного оборудования. Более 70 % школьников занимаются по дополнительным общеобразовательным программам естественно-научного, технологического профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнерства. На базе образования естественно Центра образования естественно-научного и технологического профилей создана зона проектной деятельности. |
3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой | С 1 сентября 2019 года школа является муниципальной площадкой для реализации инновационного проекта «СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ».
|
3.7. Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе | 21 объединение по интересам:
Видеостудия «Стоп-кадр» «ЮИД» «Школа телеведущих» «Держи ритм» «Хоровое пение» «Активисты школьного музея» «Школа юного поисковика» Физика вокруг нас Робототехника Умный дом Я познаю себя Химия и окружающая среда 3D-моделирование Баскетбол Футбол Гандбол Настольный теннис Волейбол Шахматы Туризм Веселые старты |
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе) | |
4. Школа на земле | |
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа | Основана в 1794 году черноморскими казаками, переселёнными на Кубань.
До 1934 года станица носила название У́манская. Уманская (изначально У́манский куре́нь) — это одно из первых 40 поселений Кубани. Уманский курень получил своё название по одноимённому куреню Запорожской сечи, в котором жили выходцы из окрестностей украинского города Умань. В 1842 году, после того как поселение значительно выросло, Уманский курень получил статус — станица Уманская. Казачьи полки станицы Уманской принимали активное участие в русско-турецких войнах 1828—1829 годов и 1877—1878 годов, Кавказской войне. В 1867 году станицу посещал Великий князь Михаил Николаевич, цель визита была инспекционной, поскольку Кавказская война серьёзно ударила по экономике края]. В 1902—1920 годах станица Уманская являлась административным центром Ейского отдела Кубанской области. В 1913 году в станице проживало 23 800 жителей (13 751 казак, 10 049 иногородних). Из казачьего населения станицы Уманской и других станиц полкового округа формировались 1, 2 и 3 Уманский конные полки, 17 Кубанский пластунский батальон. В марте 1918 года, в ходе Гражданской войны, станица с боями была занята группой войск Красной армии под командованием Жлобы Д. П., в станице была установлена советская власть, противостояла им оставшаяся в станице после Первого Кубанского похода часть казаков отряда Покровского. В июле 1918 года красные были выбиты Добровольческой армией. Окончательно советская власть в станице была установлена в марте 1920 года. В августе 1920 с целью проведения агитации станицу посещал Калинин М. И. В 1920—1924 годах станица Уманская относилась к Ейскому отделу Кубано-Черноморской области РСФСР с центром в городе Ейске. В 1924—1927 годах Уманская была центром Уманского района Юго-Восточной области (позднее — Северо-Кавказского края РСФСР). В 1927—1934 годах станица Уманская находилась в составе Павловского района Кубанского округа Азово-Черноморской области. С 1934 года, получившая новое название, станица Ленинградская стала центром Ленинградского района Кубанского округа Азово-Черноморской области (с 1937 года — Краснодарского края). В тот же период значительно уменьшенное население станицы активно пополняли переселенцы с других регионов России и Украины. В начале Великой Отечественной войны с июля по август 1941 года, в дубовой роще станицы Ленинградской дислоцировалась 302-я горнострелковая дивизия. Организацией обороны Северного Кавказа занимался Буденный С. М., который лично побывал и в станице Ленинградской. С августа 1942 года до февраля 1943 года станица находилась под немецкой оккупацией, освобождена 4 февраля 1943 года бойцами 417-й Сивашской стрелковой дивизии. Сейчас это станица городского типа, с современной инфраструктурой, памятниками, скверами и парками. Население составляет 36 940 человек
|
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества | Школа является социокультурным центром станицы, центром патриотической работы и спортивной жизни. |
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня | Социальные партнеры школы:
– Историко-краеведческий музей – Ленинградская межпоселенческая библиотека имени Бориса Тумасова – к-т «Горн – Социально-культурный комплекс – Центр народной культуры «Казачье Подворье» – Учреждения дополнительного образования и системы профилактики – образовательные организации района |
5. История и культура школы в деталях | |
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) | Учителями славится Россия.
Не одно поколение станичников помнят учителей первой школы – Федора Дмитрия Михайличенко и Дмитрия Андреевича Пальцева. Их судьбы – это история нашей страны. Семья Михайличенко Ф.Д. в 1933 году была выслана в Казахстан, там Федор окончил 10 классов, в 1944 году поступил в Павлогорадскую летную школу – мечтал стать летчиком! В 1945 году был назначен в 229 Авиационно-транспортный полк особого назначения. Вместе с экипажем побывал не только в разных концах Советского союза, но и в странах Зарубежной Европы, в Китае. За отлично выполняемые задания в служебных командировках имел многочисленные благодарности от командования. В марте 1953 года летчик Михайличенко Ф.Д., уволен в запас. Он вернулся на Кубань, и военкомат Ленинградского района направил Федора Дмитриевича в школу – преподавать военное дело и физкультуру. Пришлось оканчивать педагогический институт, осваивать вторую профессию. Стал учителем истории, обществознания, вел большую общественную работу. В 1978 году был избран делегатом на Всероссийский съезд учителей Москвы. За добросовестный труд награжден многими почетными грамотами, удостоен чести быть на районной доске почета, награжден медалями и орденом «Знак почета». Биография Пальцева Д.А. – это тоже история Родины: и военное лихолетье, и служба в армии в Чечено-Ингушской республике СССР, и война в Афганистане. А после этого Дмитрий Андреевич полвека отдал первой школе – работал учителем физкультуры, начальной военной подготовки, истории, ОБЖ. Был строгим и требовательным учителем, предавал большое значение общему делу. Вспоминая строительство нового здания школы и переход в него в 1976 году, говорил: «Хорошее это было время. Общее дело сплачивает коллектив. Все понимали, что это – наш дом, порядок в котором зависит от нас. И чистота в новой школе была идеальной. А какие вечера и праздники были!». Строгость военрука школы помнят особенно девочки. Ругал Дмитрий Андреевич их за сережки в ушах, короткие юбки и накрашенные глаза и губы. Заставлял привести себя в порядок – умываться. А в оружейной комнате кабинета НВП был целый склад конфискованной девичьей косметики. Источник учительской энергии военрука был не иссякаем. Его ученики стали офицерами: Роман Зайцев, Артем Колотвин, Ярослав Колембеков и многие – многие другие. Основы начальной военной подготовки и любовь к профессии – Родину защищать, ребята получали на уроках Дмитрия Андреевича. Михайличенко Ф.Д. и Пальцев Д.А. внесли достойную лепту в историю первой школы и Ленинградского района. Добрую память о них хранит не только музей школы, но и наши сердца. О Панасенко Людмиле Сергеевне ещё раз… Доброй души человек, учительница географии, о которой будут помнить многие жители Ленинградской и тех мест, где живут наши выпускники. Иначе и не может быть, потому что в первой школе, которая носит имя её деда Лавровского, Людмила Сергеевна проработала более 50 лет. И дело не столько в полувековом трудовом стаже, сколько в том, что такого человека забыть нельзя. «Степные зори» публиковали заметки о Панасенко Л.С. не однажды: 8 апреля 1995 года под заголовком «Пусть тепло теплом вернётся», 24 января 1998 года – «Золотой сад её жизни» автора Г. Семизорова и другие. Сегодня мы хотим вспомнить Людмилу Сергеевну ещё раз. 9 сентября ей исполнилось бы 89 лет, родилась она в 1929 году. В минуты отдыха и часто – по просьбе коллег, после уроков, на классных часах, – вспоминала учительница о былом. О доме Лавровских, о фашистской оккупации, о радостном и ярком освобождении станицы, о том, как всем миром строили новое здание школы, как обустраивала свой кабинет географии. Как-то, по моей просьбе, записала свои воспоминания о военном лихолетье. Обычная, но бесценная школьная тетрадь с её подробными записями с тех пор хранится в школьном музее. Как и копия дневника Захария Яковлевича Лавровского – первого директора нашей школы. Оригинал дневника деда Людмила Сергеевна распорядилась оставить дома, как ценную семейную реликвию. Многие экспонаты школьного музея, рассказывающие о разных этапах истории школы, появились у нас благодаря Панасенко Л.С. Людмила Сергеевна работала при многих директорах школы. Принимал её на работу в декабре 1947 года Сергей Иванович Сук. Начинала работать секретарём, а с 1952 года, окончив третий курс географического факультета Краснодарского педагогического института – учителем географии. Первая школа – это её долгая интересная жизнь, её настоящая семья, забота, радость успеха учеников, кропотливая общественная работа с ветеранами, серьёзные уроки и весёлые перемены, коллеги и родители учеников – добрый школьный муравейник. Богатый, многогранный опыт работы, которому по-доброму позавидуют многие из нас. Сколько же учеников прошли вместе со своей учительницей школьные курсы географии? А сколько ребят ходило вместе с ней в туристические походы? Сколько помнят её как своего классного руководителя? Пожалуй, трудно сосчитать. Отличник народного просвещения, в трудовой книжке – одна первая школа. А ушла из неё Людмила Сергеевна в сентябре 2005 года. Провожала на пенсию нашу старейшину Пересёлкова Марина Анатольевна, директор школы тех лет. Держу в руках фотографию, на которой стоит ветеран педагогического труда на школьной сцене. Она прощается со школой. Расставаться очень трудно, но надо устоять на месте… Последние месяцы Людмила Сергеевна тяжело болела, и её забрал к себе, в Ейск, племянник. Умерла она 20 августа 2018г, после продолжительной болезни. Похоронена в Ейске. В нашей памяти Людмила Сергеевна останется навсегда. |
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) | Портрет педагогической династии. Призвание по наследству.
У Дмитрия Лихачёва есть такие слова: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты служил, чему отдавал силы». Эти слова как нельзя лучше характеризуют нашу педагогическую династию, которая насчитывает 236 лет. Глава династии Гутник Сергей Иванович в далекие послевоенные годы работал учителем начальных классов в деревне Колыбель Брянской области. Из воспоминаний моих родных узнали много удивительных фактов. Сергей Иванович очень хотел учиться и поэтому каждый день в любую погоду шел за 15 километров в школу. Окончив семилетнюю школу, он остался в своей родной деревне учить малышей. В послевоенные годы не было учебников, не на чем было писать, поэтому Сергей Иванович разработал собственную методику устного счёта. Жаль только, что она не сохранилась, хотя отдельные элементы восстановили, и самая младшая из династии пробует использовать ее в своей работе, ведь она учитель начальных классов, но о ней чуть позже. Достойными продолжателями главы династии Гутник Сергея Ивановича стали его племянницы: моя мама Шутенко Светлана Михайловна (Ашиток С.М.) и мои тети Артамонова Татьяна Михайловна (Гутник Т.М.), Подстреха Нила Михайловна (Гутник Н.М.) и ее муж Подстреха Анатолий Адамович. Все они, посвятили свою жизнь школе. Нила Михайловна и сейчас продолжает трудиться в средней школе №1 станицы Ленинградской. А вместе с ней работает завучем ее дочь Баюра В.А. Чудесное продолжение! Я в мире человек… Когда ты осознаешь это, когда впервые понимаешь, что являешься неотъемлемой частью Вселенной? Это приходит каждому в свое время. Одним после долгих лет раздумий и поисков, другим – внезапно, как молния, озарившая тьму. Для меня это сделала моя мама Шутенко Светлана Михайловна. Избрав однажды педагогическую стезю, она верна и преданна ей до глубины души. Вот уже более 40 лет она Учитель. Начинала деятельность в городе Славянске-на-Кубани в школе № 16 учителем, завучем и вот уже почти 35 лет трудится в СОШ № 13 станицы Ленинградской учителем русского языка и литературы. Её уроки отличаются научностью, практической направленностью. МАМА вовлекает своих подопечных в активный учебный процесс, создавая ситуацию успеха, что позволяет последним работать на ее уроках с удовольствием и полной отдачей. Разработала и внедрила в работу методику обучения непроверяемым написаниям на уроке русского языка и литературы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Треть века Светлана Михайловна бессменный классный руководитель. Шесть ее выпусков ушло во взрослую жизнь, но постоянно ощущают заботу своей наставницы. Сколько проведено интересных мероприятий! Конкурсы, тематические классные часы, выставки, соревнования, волонтерство, туристические поездки по стране, красивым горным районам Кубани и Адыгеи. Вместе с подростками она покоряла водопады Руфабго, опускалась в Азишские пещеры, учила любоваться красотой заката, удивляться бесконечному разнообразию горных пейзажей и каньонов, следить за тихим полетом осеннего листа. Все её методы, приемы, формы и средства обучения, воспитания и развития подрастающего поколения дают положительные результаты. Её ученики постоянно в числе призёров районных и зональных олимпиад по русскому языку и литературе, различных творческих конкурсов районного, краевого, федерального и международного уровней, показывают высокие результаты на ЕГЭ по русскому языку и литературе. Её профессиональные, научно-педагогические достижения высоко оценены. Она Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель Кубани, трижды победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации на получение денежного поощрения (2006, 2012, 2018 г.г. ), призёр краевого конкурса « Самый классный классный». Понятие «династия» связано с тружениками, передающими из рода в род своё мастерство. Мне досталось от семьи в наследство – умение общаться с детьми, направлять их на правильный жизненный путь. Не зря говорят: «Дерево крепко корнями». Сможем ли мы стать мастерами педагогического дела, чтобы не подвести свою династию? Я закончила Ростовский государственный университет, преподавала анлийский язык в ростовской гимназии. Сейчас работаю учителем и завучем СОШ № 1 станицы Ленинградской. Я уже смогла поучаствовать в конкурсе «Учитель Кубани» и стать лауреатом. Как-то недавно меня спросили: «Во что ты сейчас веришь?» – Верю в человека, верю в победу разума над глупостью, верю, что Россия с ее историей и языком возродится. Постичь мир и время я могу, воплотившись в любимом деле, в учениках». Младшая моя сестра Швец (Шутенко) Евгения Петровна закончила Кубанский государственный университет по специальности педагог- магистр, работает учителем начальных классов в школе № 32 города Краснодара и преподает в Кубанском университете на факультете «Педагогика, психология и коммуникативистика». Работает над диссертацией, продолжая разрабатывать методику устного счёта, начатую её дедом. У нас добрая семейная традиция – путешествия. Совершаем поездки в горы, любуемся восходами и закатами, замираем от восторга Петергофа и Исакиевского собора, склоняем головы на Мамаевом кургане и Сапун-горе. Учитель XXI века – это творческий учитель. Он должен уметь создать совершенную музыку урока, нарисовать шедевр “Мои ученики”, написать “роман” о себе, совершенствуя его всю жизнь. К этому мы и будем стремиться, чтобы не прервалась связующая нить времен. Стремительно летит время. У нас с сестрой растут дети: Егор, Семён, Аврора, внуки Светланы Михайловны, правнуки Сергея Ивановича. Может же случиться так, что они будут продолжателями династии? Загадаем желание…??? |
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) |
Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы):
Сизова Н.Ю., заместитель директора по ВР
Николаева С.П., заместитель директора по УМР
Шмаргун В.В., руководитель школьного музея
д/о «Активисты школьного музея»