Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»
90 лет школе
1. Общие сведения о школе
|
||||||||||||||||||||||||
1.1. Полное название школы
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 137 | |||||||||||||||||||||||
1.2. Ф.И.О. директора школы
|
Палкина Светлана Александровна | |||||||||||||||||||||||
1.3. Почтовый адрес
|
620904, Свердловская область, город Екатеринбург, поселок Шабровский, ул. Ленина, 45 | |||||||||||||||||||||||
1.4. Телефон
|
(343)370-98-37 | |||||||||||||||||||||||
1.5. Сайт
|
http://школа137.екатеринбург.рф
|
|||||||||||||||||||||||
1.6. Электронный адрес
|
school.137@masil/ru | |||||||||||||||||||||||
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования
|
Начальная школа – 267
Основная школа – 254 Средняя школа – 33 |
|||||||||||||||||||||||
1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация
|
Средний возраст педагогов – 46 лет. Доля учителей-мужчин в педагогическом коллективе, по сравнению с другими учреждениями высока и составляет 14,3%.
Долевое распределение педагогов по уровню образования:
Долевое распределение педагогов по уровню квалификации;
Педагогический профессионализм работников подтвержден наградами различного уровня: – знак «Отличник народного просвещения РСФСР (СССР)» – 1 чел.; – Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» – 3 чел.; – Удостоверение «Мастер Спорта СССР по лыжам», «Мастер Спорта СССР по биатлону» – 1 чел.; – Почетные грамоты Министерства общего и профессионального образования Свердловской области – 5 чел.; – Городские награды (Почетные грамоты, Благодарственные письма Главы города, УО)-12 чел.; – Почетные грамоты, Благодарственные письма Главы Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга – 3 чел.; – Почетная Грамота, благодарственное письмо отдела образования Чкаловского района города Екатеринбурга –3 чел.; – 4 педагога имеют звание «Ветерана труда» РФ. |
|||||||||||||||||||||||
1.9. Организация образовательного процесса (краткая информация)
|
Школа реализует следующие общеобразовательные программы:
– начального общего образования; – основного общего образования; – среднего общего образования. Дополнительные программы: программы дополнительного образования детей: физкультурно-спортивной и художественной направленности. На уровне начального общего образования реализуется адаптированная программа для детей с задержкой психического развития. |
|||||||||||||||||||||||
1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории
|
Основное здание школы построено в 1952 г., пристрой в 1974 г. В 2004 г. в школе был произведен капитальный ремонт. Имеется пришкольный участок 0,75 га.
В школе развивается IT – инфраструктура, которая включает 21 точку доступа в интернет. Компьютеры связаны в единую ЛВС, которая объединяет предметные кабинеты и административные компьютеры. Обеспечивается контентная фильтрация. Техническое оснащение отвечает требованиям нормативных документов. Информационно-технологические условия организации ОП обеспечивают стабильное функционирование и развитие Школы. В школе функционируют 15 учебных кабинетов. Оборудованы специализированные кабинеты (химии-биологии, информатики (на 15 компьютеров), физики, мастерские обслуживающего и технического труда, библиотечно-информационный центр. Рабочее место учителя в кабинете оснащено компьютером с выходом в Internet. Все кабинеты в достаточной степени оснащены необходимыми наглядными, методическими и дидактическими пособиями. Имеется необходимое оборудование для демонстрации опытов и проведения практических работ. 100 % педагогов владеют информационной культурой и культурой работы с современными техническими средствами. БИЦ школы включает в себя: библиотеку с фондом учебной, художественной и справочной литературы; с фондом методической литературы, периодических изданий, фондом аудио – видеокассет; и информационные стенды для родителей и учащихся. Неотъемлемой частью информационного обеспечения является учебная литература (учебники, пособия, дидактический материал и пр.) Общий библиотечный фонд школы составляет 15376 экземпляров, из них: учебная литература – 8052 экземпляр, художественная литература – 5334 экземпляров, справочная литература – 950 экземпляров, методическая литература – 1040 экземпляров. Ежегодно библиотечный фонд обновляется на 5-10%. Школа третий год участвует в Общероссийском проекте «Школа цифрового века», 100% педагогов имеют доступ к методическим электронным журналам по учебным предметам. Количество книг библиотеки в расчете на одного учащегося – 28. Доступ в сети интернет обучающихся в учебное время имеют 100 % обучающихся, во вне учебное время – 100%; В библиотеке имеется читальная зона на 12 мест. Рабочее место библиотекаря компьютеризировано. Имеется компьютерная зона для учащихся, рассчитанная на 2 учебных места. Все компьютеры подключены к сети Internet Обеспеченность школы учебными программами, литературой позволяет проводить образовательный процесс в полном объеме. Доля учащихся, пользующихся услугами библиотеки по внеучебным вопросам –100%; Для информирования об общешкольных мероприятиях и формирования эффективной коммуникативной среды школа обладает необходимыми информационными ресурсами. Учреждение оснащено техническими средствами: аудио-визуальными – 12 ед.., множительной, копировальной техники – 21 ед., 5 интерактивных досок, 14 проекторов. В учреждении 56 компьютеров, из них используется в образовательном процессе – 48. Второй год в школе ведется работа с электронным журналом в системе «Сетевой город. Образование». Материально-технические: спортивный зал (316 кв. м), оснащенный спортивным инвентарем в соответствии в требованиями ФГОС; спортивную площадку со стадионом (4234 кв.м), корт(1904 кв.м), помещение для хранения лыж (40 кв.м.).
|
|||||||||||||||||||||||
2. История школы: основные вехи
|
||||||||||||||||||||||||
2.1. Дата основания школы
|
1931 г. | |||||||||||||||||||||||
2.2. Обстоятельства создания школы
|
В 1929-1930 году в нашу местность было массовое переселение репрессированных. 2000 семей из разных уголков бывшего СССР – Кавказ, Крыма, Поволжья, Пермского края, среди которых оказалось много интеллигенции, под конвоем НКВД доставлены в район поселка Шабровский на разработку талькового месторождения. | |||||||||||||||||||||||
2.3. Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)
|
Томилов Иван Сергеевич –
Качалков Иван Васильевич – 1947 – 1964 г.г. Построено новое здание школы, разработан пришкольный участок площадью 0.75 га Заложены центральные скверы поселка с посадками, воздвигнут обелиск погибшим односельчанам Сафонов Леонид Николаевич – 1964 – 1976 г.г. Построен пристрой к школе со спортивным залом и кабинетами Открывается школьный краеведческий музей Зеленина Галина Михайловна – 1976 – 1990 г.г. Основное направление работы школы – экологическое образование и воспитание; Открывается экологическая тропа по окрестностям поселка Учащиеся школы с 1979 года ежегодно несут почетную вахту памяти на Посту № 1 у Вечного огня в г. Свердловске Открытие летнего трудового лагеря при ОПХ «Свердловское» Стойков Николай Петрович – 1990 – 2005 г.г. Развитие спорта и туризма в школе; Капитальный ремонт школьного здания Силютина Ольга Федоровна – 2005 – 2010 г.г. Палкина Светлана Александровна – 2010 по сегодняшний день Стремительная компьютеризация школы |
|||||||||||||||||||||||
2.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)
|
До 1931 года начальная школа в землянке в лесу
1931 год – школа переведена в два барака 1935 год – открывается новое 2-х этажное деревянное здание школы на 400 посадочных мест. Занятия проходили в 2 смены. 1940 год – первый выпуск 10 класса (25 учеников). 1952 -1960 годы – построено новое 2-этажное здание школы на 450 мест. Разбивается пришкольный участок, создается метеорологическая площадка, строится хоккейный корт, стадион с беговой дорожкой. В 1964 году школа переходит в ведение Чкаловского района г. Свердловска. К школе пристраиваются мастерские. 1970-80-е годы – активное развитие спорта и туризма. В школе работает туристический клуб «Родонит», ученики изучают природу Урала в многодневных походах и на туристических слетах. Открывается краеведческий музей школы; строительство спортивного городка. 1990-е г. школа активно сотрудничает со Свердловским ОПХ, работает летний школьный трудовой лагерь. 2000-е г. – капитальный ремонт школы, стремительная компьютеризация и информатизация школы, развитие волонтерского и экологического направления; В настоящее время школа реализует проект «Школа как социокультурный центр» |
|||||||||||||||||||||||
2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)
|
Крюкова Наталья Кронидовна – учитель начальной школы, награждена орденом Ленина
Суворов Яков Алексеевич – завуч школы, учитель географии, делегат YIII Всероссийского съезда учителей; участник Великой отечественной войны; заслуженный учитель РСФСР, выпускник нашей школы; Колясникова Лидия Николаевна – учитель математики, народный учитель РСФСР; Гвоздев Василий Васильевич – учитель физической культуры, руководитель лыжной секции, мастер спорта СССР по лыжам и биатлону. |
|||||||||||||||||||||||
2.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)
|
Лаптев Валентин Александрович – выпускник 1935 года, уральский композитор, заслуженный деятель культуры РСФСР;
Петухов Федор Дмитриевич – первый из сталеваров, удостоенный звания «Герой социалистического труда», заслуженный сталевар ВИЗа; Крохалев Петр Серафимович – художник, заслуженный деятель искусств; Гарипов Минахат – участник Великой отечественной войны, выпускник 1940 года и учитель ИЗО школы, заслуженный художник РСФСР; Глазырина Александра Васильевна – закройщица швейного ателье, награждена орденом Ленина, депутат Кировского районного Совета народных депутатов; Леканов Виталий Семенович– выпускник 1961 года, генерал-майор УВД Свердловской области; Авдеева Нина Александровна – выпускница 1952 года, серебряная медалистка, доктор физико-математических наук, профессор, преподаватель УПИ; Гуков Анатолий Игнатьевич – выпускник 1956 г., серебряный медалист, доктор технических наук, имеет научные труды, награжден правительственными наградами; Фридман Давид Соломонович – выпускник 1961 года, серебряный медалист, кандидат технических наук, является автором около 50 изобретений в области металлургии; Проценко Сергей Павлович – выпускник 1966 года, серебряный медалист, кандидат физико-технических наук, имеет научные труды; Расчектаева Лидия Федоровна – выпускница 1968 года, золотая медалистка, Преподаватель хирургии в Екатеринбургском медицинском институте, имеет научные работы, правительственные награды; Паршакова Татьяна Михайловна – выпускница 19 года, в 1999 году присвоено звание «Заслуженная артистка Российской Федерации», солистка Уральского народного хора. |
|||||||||||||||||||||||
2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы) | ОАО «Кристалл» – до 2000 года
ОПХ «Свердловское» – до 2005 года Шабровский тальковый комбинат до 2010 года
|
|||||||||||||||||||||||
3. Культура школы
|
||||||||||||||||||||||||
3.1. Главные педагогические идеи школы | · позитивная образовательная среда;
· позитивный профессиональный климат; · школа – активный член сообщества; · комплексная безопасность |
|||||||||||||||||||||||
3.2. Ценности школьной жизни
|
– доверие и уважение друг к другу педагогов, обучающихся, родителей и социальных партнёров школы;
– стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса; – атмосфера свободы творчества; – безусловное обеспечение высокого качества образования для всех обучающихся школы; – стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника школы; -духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина России. |
|||||||||||||||||||||||
3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)
|
![]() |
|||||||||||||||||||||||
3.4. Традиции и ритуалы
|
Каждый год начинается с праздника Первого Звонка. Ежегодно проходит туристический слёт-соревнование на территории парковой зоны. В нём принимают участие ученики, учителя, родители. Традиционно происходит поздравление с Днём учителя ветеранов педагогического труда. К календарным праздникам «День пожилого человека», «День Матери» проводятся поздравительные программы. Учащиеся школы открывают и украшают новогоднюю ёлку на главной площади посёлка. Уже на протяжении 85 лет, ежегодно в первую субботу февраля проводится «Вечер встречи выпускников». Вначале Вечера всегда исполняется Гимн школы. Традиционным стало проведение большого спортивного праздника, посвящённого Дню Защитника Отечества, «Лыжня России». Для учащихся 2-4 классов волонтёрский отряд проводит военизированную игру «Зарница». В мае проходит «Смотр строя и песни», а также фестиваль «Солдатской песни». В нём принимают участие все классные коллективы и коллектив учителей. На этот песенный праздник приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны. Вся школа принимает участие в проведении митинга 9 Мая у обелиска, погибшим воинам и акции «Бессмертный полк». В конце учебного года проходят соревнования «Безопасное колесо». Традиционно проходит праздник «Последнего Звонка». На базе школы ежегодно функционирует городской летний оздоровительный лагерь «Солнышко». | |||||||||||||||||||||||
3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)
|
Главная цель образовательного процесса школы – повышение качества и доступности образования учащихся. В школе он построен на основе дифференциации, способствует максимальному раскрытию способностей учащихся и их профессиональному, жизненному самоопределению. Содержание образования определяет выбор педагогических технологий, подбор форм, приемов и воспитательных средств. Приоритетными в школе считаются технологии, которые обеспечивают личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижения нагрузки и более эффективного использования учебного времени. Педагогический коллектив перенимает опыт передовых практик в системе образования и охотно внедряет в образовательную деятельность школы. В школе реализуется ФГОС, внедряя в образовательную деятельность Сингапурские практики. Когда дети заходят в класс, мы говорим, чтобы они садились на любые места. Дети, конечно, с радостью так садятся, но в любой момент урока мы можем их поменять местами. По карточке, которая лежит на столе, присваивается ребёнку свой номер от 1 до 4, и во время урока дети так работают, и по номерам, и “лицом к лицу”, и “плечом к плечу”. Это работа в группе, в команде, – рассказывает .Сам урок тоже сильно отличается от привычного: большую часть урока говорят сами дети, а учитель только направляет ход занятия. На уроке русского языка у третьеклашек учитель дала каждой группе список слов и задание – распределить их по частям речи, потом попросила одного ребёнка в каждой группе зачитать получившиеся ответы. Выполнив задание, дети не кричат, что готовы, не тянут руки, как это обычно бывает на уроке, а протягивают руки в центр стола и сворачивают кисти в “рулетик”, после чего поднимают вверх, говоря “пш-ш-ш-ш”. Когда задания зачитаны, дети встают и начинают изображать, как трут сыр на тёрке, после чего в голос говорят: “А-а-атличная работа!” и переходят к следующему заданию, но уже внутри группы: одно вместе делают “партнёры по лицу”, второе – “партнёры по плечу”. Другой способ похвалить друг друга – изобразить протирание стекла, будто бы побрызгав на него из пульверизатора, а потом дружно сказать: “Чистая работа!”
|
|||||||||||||||||||||||
3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой
|
В школе реализуются проекты:
Управленческие: · «Методическое проектирование как инновационная технология развития кадрового потенциала общеобразовательной школы»; · «Совершенствование материально-технической базы школы: реконструкция плоскостного спортивного сооружения (спортивная открытая площадка)» Образовательные: · «Школа — территория экологической культуры и здорового образа жизни»; · «Я – гражданин России»; · «Научное школьное общество как условие развития и поддержки талантливых и одаренных детей»; Ежегодные акции: «Леса планеты сбережём – макулатуру соберём», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Зелёное ожерелье школы», «Мониторинг городской среды и улучшение её комфортности», «Работы мастерской Деда Мороза», «Красный Тюльпан Надежды», «Хочешь быть здоровым? Будь им!» |
|||||||||||||||||||||||
3.7. Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе
|
Ассоциация «ШАНС» – организация соуправления в школе; Волонтерский отряд «ТАЙМ» – пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся и жителей поселка;Вожатский отряд – организация внеурочной деятельности младших школьников и детей детского сада, работа в летнем оздоровительном лагере;Отряд «Светофор» (ЮИД) – пропаганда безопасного поведения на улице у подростков как участников дорожного движения |
|||||||||||||||||||||||
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)
|
В школе создан ансамбль педагогов «Родные напевы»:
– победитель городского конкурса творческих возможностей педагогов «Большая перемена»; – лауреаты всероссийских и международного конкурса «Созвучие сердец – 2015 « в г. Москва, «Зимняя сказка – 2017» в г. Санкт-Петербурге» |
|||||||||||||||||||||||
4. Школа на земле
|
||||||||||||||||||||||||
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа | С конца 18 века разрабатывался карьер по добыче талька. Добыча велась только в летнее время. Рабочих нанимали с золотых приисков поселков Перескачка, Скидские, Андреевские, Приискового, а также окрестных деревень: Малое Седельниково, Патруши, села Арамиль. Затем на Талике (так назывался в народе поселок Шабровский) была организованна артель, силами которой добыча талькового сланца увеличивалась На Талике (так назывался в народе поселок Шабровский) была организованна артель, силами которой добыча талькового сланца увеличивалась быстрыми темпами.
1931 год – год официального признания поселка. В конце мая 1931года прибыл эшелон спецпереселенцев со всех уголков страны. Вначале на месте поселка возник палаточный лагерь, кроме того многие семьи жили в землянках. В 1931 году строиться железная дорога от 75-го разъезда до талькового рудника и до ст. Сысерть. В тридцатых – сороковых годах в поселке организуется колхоз «Верный путь к коммунизму». С конца 1931 года начинает строиться новый поселок. Строятся дома, школа, больница, рудоуправление, клуб, поселок ИТР, хлебопекарня. В 1934-35 годах А.М. Столяровым, работником талькового комбината была изобретена первая в СССР камнерезная машина по резке кирпича непосредственно на массиве талькового сланца. В 1943 году построена обогатительная фабрика с дробилкой для размельчения породы и выпуска флотированного талька. 1954-1956 г.г. введены в строй новая обогатительная фабрика и цех сухого помола. Растет и население поселка, открываются первые ясли на 44 ребенка. В 1952 – 1953 году строятся двухэтажные здания, вводится в эксплуатацию новое здание школы, водопровод. В 60-х годах начато строительство нового клуба, вводятся в эксплуатацию детский сад и ясли 1958 год – открывается новое предприятие – камнеобрабатывающий завод по обработке мрамора и других минералов. С 1964 – вошел в состав Чкаловского района г. Екатеринбурга. 70-80–е годы ХХ века можно считать годами наибольшего расцвета поселка: строятся новые благоустроенные двухэтажные дома, Дом быта, кафе «Росинка», административное здание поселкового совета, благоустраиваются улицы, проводятся всенародные праздники для жителей поселка: Масленица, День строителя, футбольные и хоккейные команды участвуют в соревнованиях «Золотая шайба» и «Кожаный мяч». В настоящее время карьер законсервирован, т.е. вся деятельность сводится к откачке дренажных вод, которые образуют небольшие водопады или равномерно просачиваются сквозь толщи пород, образуя мощную, влажную растительную «подушку». 2000 года – поселок интенсивно застраивается домами частного сектора. Центром культурной жизни поселка становится школа. |
|||||||||||||||||||||||
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества | Школа – социокультурный центр поселка, реализация модели общественно-активной школы | |||||||||||||||||||||||
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня | × УрГПУ, Институт Физической культуры (проведение практики студентов с использованием материально-технической базы и кадрового потенциала организации);
× УГГУ, УрГЭУ-СИНХ, УрГАУ (договор о сотрудничестве в системе непрерывного образования «Школа-ВУЗ»); × Екатеринбургский экономико-технологический колледж (участие в реализации программы чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Уральского Федерального округа); × Екатеринбургский энергетический техникум (Участие в реализации проекта «Профи-дебют: масштаб – город»); × Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодёжи «Одаренность и технологии» (оказание научно-методической поддержки по вопросам работы с одаренными детьми); × Уральская государственная консерватория (проведение филармонических уроков для обучающихся начальной школы); × МБУ ДО – Городской детский экологический центр (участие в реализации стратегического проекта Администрации города Екатеринбурга «Экологическое просвещение и образование населения»); × Клуб по месту жительства «Кудесник» (реализация дополнительного образования детей) |
|||||||||||||||||||||||
5. История и культура школы в деталях
|
||||||||||||||||||||||||
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) | Фомецкая Валентина Яковлевна – учитель биологии. После окончания Свердловского педагогического института работала по распределению в г. Сосьва, а затем вернулась в родную школу. Валентина Яковлевна увлеченный человек, у нее в кабинете всегда было много учеников, не только любящих биологию. Она вела кружок «Комнатное цветоводство», поэтому кабинет был похож на оранжерею, работала с учениками на пришкольном участке во время летних каникулах, была воспитателем в летнем трудовом лагере, а также вела огромную краеведческую и поисковую работу в школьном краеведческом музее. Выпускники всегда с теплотой и любовью вспоминают добрую, справедливую, жизнерадостную Валентину Яковлевну. | |||||||||||||||||||||||
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) | Учительские династии:
Династия Козынцевых-Игнатьевых – 498 лет педагогического стажа. Четыре поколения посвятили свою жизнь воспитанию подрастающего поколения. Среди них Игнатьев Павел Александрович – народный учитель, обучавший П.П. Бажова; Козынцев Петр Сергеевич –заслуженный учитель РСФСР, учитель географии; учителя русского языка и литературы, географии, биологии, ОБЖ, английского языка, начальных классов, директора школ в Екатеринбурге и г. Пермь, преподаватели колледжей, ВУЗов (истории, спортивного туризма, КБЖ), военного училища в г. Пермь, начальник ОВД в г. Арти Династия Хабаровых – Поезжаевых – 365 лет педагогического стажа. Третье поколение педагогов сейчас обучает подрастающее поколение. Среди них учителя школ (математика, русский язык и литература, английский язык, военное дело, немецкий язык), преподаватели ВУЗов и военных училищ. Рабочая династия Воронковых-Заякиных – трудовой стаж более 600 лет. Четвертое поколение обучается в школе. Представители трех поколений связали свою жизнь с поселком, Шабровским тальковым комбинатом, школой и другими предприятиями поселка. |
|||||||||||||||||||||||
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) | Диброва Федор Мартьянович – учитель математик. «Его отличают эмоциональность, увлеченность предметом, справедливость к ученикам»
Суворов Яков Алексеевич – учитель географии и завуч: «Географию знали все. В классе была идеальная тишина – было слышно, как муха пролетит. Самым большим наказанием было у нашкодивших – попасть в кабинет к завучу» Качалков Иван Васильевич – учитель истории, директор: «Любили, уважали, было стыдно за свои поступки. Попробуй прийти в школу неопрятным. Получишь порицание в виде строгого взгляда» |
Информация подготовлена и предоставлена:
Палкиной С.А, директором МАОУ – СОШ № 137;
Стихиной Г.А., заместителем директора;
Бажиной С.В. , заместителем директора;
Бартом И.В., учителем