МАОУ СОШ № 137 Екатеринбургский ГО

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

90 лет школе

 

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 137
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Палкина Светлана Александровна
1.3.        Почтовый адрес

 

620904, Свердловская область, город Екатеринбург, поселок Шабровский, ул. Ленина, 45
1.4.        Телефон

 

(343)370-98-37
1.5.        Сайт

 

http://школа137.екатеринбург.рф

 

1.6.        Электронный адрес

 

school.137@masil/ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

Начальная школа – 267

Основная школа – 254

Средняя школа – 33

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

Средний возраст педагогов –  46 лет. Доля учителей-мужчин в педагогическом коллективе, по сравнению с другими учреждениями высока и составляет 14,3%.

 

Долевое распределение педагогов по уровню образования:

Уровень Всего педагогов Высшее образование Среднее специальное образование
Количество педагогов 28 22 6

 

Долевое распределение педагогов по уровню квалификации;

Квалификация Высшая категория 1 категория Соответствие занимаемой должности Без категории
% педагогов 36 43 7 14
Кол-во 10 12 2 4

Педагогический профессионализм работников подтвержден наградами  различного уровня:

– знак «Отличник народного просвещения РСФСР (СССР)» – 1 чел.;

– Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» – 3 чел.;

– Удостоверение «Мастер Спорта СССР по  лыжам», «Мастер Спорта СССР по  биатлону»  – 1 чел.;

– Почетные грамоты Министерства общего и профессионального образования Свердловской  области –  5 чел.;

– Городские награды (Почетные грамоты, Благодарственные письма Главы города, УО)-12 чел.;

– Почетные грамоты, Благодарственные письма Главы Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга – 3 чел.;

– Почетная Грамота, благодарственное письмо отдела образования Чкаловского района города Екатеринбурга –3 чел.;

– 4 педагога имеют звание «Ветерана труда» РФ.          

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Школа реализует следующие общеобразовательные программы:

– начального общего образования;

– основного общего образования;

– среднего  общего  образования.

Дополнительные программы:

программы дополнительного образования детей:  физкультурно-спортивной и художественной направленности.

На уровне начального общего образования реализуется адаптированная программа для детей с задержкой психического развития.

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Основное здание школы построено в 1952 г., пристрой в 1974 г. В 2004 г. в школе был произведен капитальный ремонт. Имеется пришкольный участок 0,75 га.

В школе развивается IT – инфраструктура, которая включает 21 точку доступа в интернет. Компьютеры связаны в единую ЛВС, которая объединяет предметные кабинеты и административные компьютеры. Обеспечивается контентная фильтрация.

Техническое оснащение отвечает требованиям нормативных документов.

Информационно-технологические условия организации ОП обеспечивают стабильное функционирование и развитие Школы.

В школе функционируют 15 учебных  кабинетов.  Оборудованы специализированные  кабинеты (химии-биологии, информатики (на 15 компьютеров), физики, мастерские обслуживающего и технического труда, библиотечно-информационный центр.

Рабочее место учителя  в кабинете оснащено компьютером с выходом в Internet. Все кабинеты в достаточной степени оснащены необходимыми наглядными, методическими и дидактическими пособиями. Имеется необходимое оборудование для демонстрации опытов и проведения практических работ.

100 % педагогов владеют информационной культурой и культурой работы с современными техническими средствами.

БИЦ школы включает в себя: библиотеку с фондом учебной, художественной и справочной литературы; с фондом методической  литературы, периодических изданий, фондом аудио –  видеокассет;  и информационные стенды для родителей и учащихся. Неотъемлемой частью информационного обеспечения является учебная литература (учебники, пособия, дидактический материал  и пр.)

Общий библиотечный фонд школы составляет  15376  экземпляров, из них: учебная литература  – 8052  экземпляр, художественная литература –  5334  экземпляров, справочная литература – 950 экземпляров, методическая литература –  1040 экземпляров. Ежегодно библиотечный фонд обновляется на  5-10%.  Школа третий год участвует в Общероссийском проекте «Школа цифрового века», 100% педагогов имеют доступ к методическим электронным журналам по учебным предметам.

Количество книг библиотеки в расчете на одного учащегося – 28.

Доступ в сети интернет обучающихся в учебное время имеют 100 % обучающихся, во вне учебное время – 100%;

В библиотеке имеется читальная зона на 12 мест. Рабочее место библиотекаря компьютеризировано. Имеется компьютерная зона для учащихся, рассчитанная на 2 учебных места.  Все  компьютеры подключены к сети Internet

Обеспеченность школы учебными программами, литературой позволяет проводить образовательный процесс в полном объеме.

Доля учащихся, пользующихся услугами библиотеки по внеучебным вопросам –100%;

Для информирования об общешкольных мероприятиях и формирования эффективной коммуникативной среды  школа обладает необходимыми информационными ресурсами. Учреждение оснащено техническими средствами: аудио-визуальными –  12 ед.., множительной, копировальной техники – 21 ед., 5 интерактивных досок, 14 проекторов.

В учреждении 56  компьютеров, из них используется в образовательном процессе – 48.

Второй год в школе ведется  работа с электронным журналом в системе  «Сетевой город. Образование».

Материально-технические: спортивный зал (316 кв. м), оснащенный спортивным инвентарем в соответствии в требованиями ФГОС; спортивную площадку со  стадионом  (4234 кв.м), корт(1904 кв.м),  помещение для хранения лыж (40 кв.м.).

 

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1931 г.
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

В 1929-1930 году в нашу местность было массовое переселение репрессированных. 2000 семей из разных уголков бывшего СССР – Кавказ, Крыма, Поволжья, Пермского края, среди которых оказалось много интеллигенции, под конвоем НКВД доставлены в район поселка Шабровский на разработку талькового месторождения.
2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Томилов Иван Сергеевич

Качалков Иван Васильевич – 1947 – 1964 г.г.

Построено новое здание школы, разработан пришкольный участок площадью 0.75 га

Заложены центральные скверы поселка с посадками, воздвигнут обелиск погибшим односельчанам

Сафонов Леонид Николаевич – 1964 – 1976 г.г.

Построен пристрой к школе со спортивным залом и кабинетами

Открывается школьный краеведческий музей

Зеленина Галина Михайловна – 1976 – 1990 г.г.

Основное направление работы школы – экологическое образование и воспитание;

Открывается экологическая тропа по окрестностям поселка

Учащиеся школы с 1979 года ежегодно несут почетную вахту памяти на Посту № 1 у Вечного огня в г. Свердловске

Открытие летнего трудового лагеря при ОПХ «Свердловское»

Стойков Николай Петрович – 1990 – 2005 г.г.

Развитие спорта и туризма в школе;

Капитальный ремонт школьного здания

Силютина Ольга Федоровна – 2005 – 2010 г.г.

Палкина Светлана Александровна – 2010 по сегодняшний день

Стремительная компьютеризация школы

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

До 1931 года начальная школа в землянке в лесу

1931 год – школа переведена в два барака

1935 год – открывается новое 2-х этажное деревянное здание школы на 400 посадочных мест. Занятия проходили в 2 смены.

1940 год  – первый выпуск 10 класса (25 учеников).

1952 -1960 годы – построено новое 2-этажное здание школы на 450 мест. Разбивается пришкольный участок, создается метеорологическая площадка, строится хоккейный корт, стадион с беговой дорожкой.

В 1964 году школа переходит в ведение Чкаловского района г. Свердловска. К школе пристраиваются мастерские.

1970-80-е годы – активное развитие спорта и туризма. В школе работает туристический клуб «Родонит», ученики изучают природу Урала в многодневных походах и на туристических слетах. Открывается краеведческий музей школы; строительство спортивного городка.

1990-е г. школа активно сотрудничает со Свердловским ОПХ, работает летний школьный трудовой лагерь.

2000-е  г. – капитальный ремонт школы, стремительная компьютеризация и информатизация школы, развитие волонтерского и экологического направления;

В настоящее время школа реализует проект «Школа как социокультурный центр»

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Крюкова Наталья Кронидовна – учитель начальной школы, награждена орденом Ленина

Суворов Яков Алексеевич – завуч школы, учитель географии, делегат YIII Всероссийского съезда учителей; участник Великой отечественной войны; заслуженный учитель РСФСР, выпускник нашей школы;

Колясникова Лидия Николаевна – учитель математики, народный учитель РСФСР;

Гвоздев Василий Васильевич – учитель физической культуры, руководитель лыжной секции, мастер спорта СССР по лыжам и биатлону.

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Лаптев Валентин Александрович – выпускник 1935 года, уральский композитор, заслуженный деятель культуры РСФСР;

Петухов Федор Дмитриевич – первый из сталеваров, удостоенный звания «Герой социалистического труда», заслуженный сталевар ВИЗа;

Крохалев Петр Серафимович – художник, заслуженный деятель искусств;

Гарипов Минахат – участник Великой отечественной войны, выпускник 1940 года и учитель ИЗО школы, заслуженный художник РСФСР;

Глазырина Александра Васильевна – закройщица швейного ателье, награждена орденом Ленина, депутат Кировского районного Совета народных депутатов;

Леканов Виталий Семенович– выпускник 1961 года, генерал-майор УВД Свердловской области;

Авдеева Нина Александровна – выпускница 1952 года, серебряная медалистка, доктор физико-математических наук, профессор, преподаватель УПИ;

Гуков Анатолий Игнатьевич – выпускник 1956 г., серебряный медалист, доктор технических наук, имеет научные труды, награжден правительственными наградами;

Фридман Давид Соломонович – выпускник 1961 года, серебряный медалист, кандидат технических наук, является автором около 50 изобретений в области металлургии;

Проценко Сергей Павлович – выпускник 1966 года, серебряный медалист, кандидат физико-технических наук, имеет научные труды;

Расчектаева Лидия Федоровна – выпускница 1968 года, золотая медалистка, Преподаватель хирургии в Екатеринбургском медицинском институте, имеет научные работы, правительственные награды;

Паршакова Татьяна Михайловна – выпускница 19  года, в 1999 году присвоено звание «Заслуженная артистка Российской Федерации», солистка Уральского народного хора.

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы) ОАО «Кристалл» – до 2000 года

ОПХ «Свердловское» – до 2005 года

Шабровский тальковый комбинат до 2010 года

 

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы ·         позитивная образовательная среда;

·         позитивный профессиональный климат;

·         школа – активный член сообщества;

·         комплексная безопасность

3.2.            Ценности школьной жизни

 

– доверие и уважение друг к другу педагогов, обучающихся, родителей и социальных партнёров школы;

– стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов  педагогического процесса;

– атмосфера свободы творчества;

– безусловное обеспечение высокого качества образования для всех обучающихся школы;

– стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника школы;

-духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина России.

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

  «Школа для всех и для каждого»
3.4.            Традиции и ритуалы

 

Каждый год начинается с праздника Первого Звонка. Ежегодно проходит туристический слёт-соревнование на территории парковой зоны. В нём принимают участие ученики, учителя, родители. Традиционно происходит поздравление с Днём учителя ветеранов педагогического труда. К календарным праздникам «День пожилого человека», «День Матери» проводятся поздравительные программы. Учащиеся школы открывают и украшают новогоднюю ёлку на главной площади посёлка. Уже на протяжении 85 лет, ежегодно в первую субботу февраля проводится «Вечер встречи выпускников». Вначале Вечера всегда  исполняется Гимн школы. Традиционным стало проведение большого спортивного праздника, посвящённого Дню Защитника Отечества, «Лыжня России». Для учащихся 2-4 классов волонтёрский отряд проводит военизированную игру «Зарница». В мае  проходит  «Смотр строя и песни», а также фестиваль «Солдатской песни». В нём принимают участие все классные коллективы и коллектив учителей. На этот песенный праздник приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны.  Вся школа  принимает участие в проведении митинга 9 Мая у обелиска, погибшим воинам и акции «Бессмертный полк». В конце учебного года проходят соревнования «Безопасное колесо». Традиционно проходит праздник «Последнего Звонка». На базе школы ежегодно функционирует городской летний оздоровительный лагерь «Солнышко».
3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Главная цель образовательного процесса школы – повышение качества и доступности образования учащихся. В школе он построен на основе дифференциации, способствует максимальному раскрытию способностей учащихся и их профессиональному, жизненному самоопределению. Содержание образования определяет выбор педагогических технологий, подбор форм, приемов и воспитательных средств. Приоритетными в школе считаются технологии, которые обеспечивают личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижения нагрузки и более эффективного использования учебного времени. Педагогический коллектив перенимает опыт передовых практик в системе образования и охотно внедряет в образовательную деятельность школы. В школе реализуется ФГОС, внедряя в образовательную деятельность Сингапурские практики. Когда дети заходят в класс, мы говорим, чтобы они садились на любые места. Дети, конечно, с радостью так садятся, но в любой момент урока мы можем их поменять местами. По карточке, которая лежит на столе, присваивается ребёнку свой номер от 1 до 4, и во время урока дети так работают, и по номерам, и “лицом к лицу”, и “плечом к плечу”. Это работа в группе, в команде, – рассказывает .Сам урок тоже сильно отличается от привычного: большую часть урока говорят сами дети, а учитель только направляет ход занятия. На уроке русского языка у третьеклашек учитель дала каждой группе список слов  и задание – распределить их по частям речи, потом попросила одного ребёнка в каждой группе зачитать получившиеся ответы. Выполнив задание, дети не кричат, что готовы, не тянут руки, как это обычно бывает на уроке, а протягивают руки в центр стола и сворачивают кисти в “рулетик”, после чего поднимают вверх, говоря “пш-ш-ш-ш”. Когда задания зачитаны, дети встают и начинают изображать, как трут сыр на тёрке, после чего в голос говорят: “А-а-атличная работа!” и переходят к следующему заданию, но уже внутри группы: одно вместе делают “партнёры по лицу”, второе – “партнёры по плечу”. Другой способ похвалить друг друга – изобразить протирание стекла, будто бы побрызгав на него из пульверизатора, а потом дружно сказать: “Чистая работа!”

 

 

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

В школе реализуются  проекты:

Управленческие:

·         «Методическое проектирование как инновационная технология развития кадрового потенциала общеобразовательной школы»;

·         «Совершенствование материально-технической  базы школы: реконструкция плоскостного спортивного сооружения (спортивная открытая площадка)»

Образовательные:

·    «Школа — территория экологической культуры и здорового образа жизни»;

·    «Я – гражданин России»;

·    «Научное школьное общество как условие развития и поддержки талантливых и одаренных детей»;

Ежегодные акции: «Леса планеты сбережём – макулатуру соберём»,

«Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка»,  «Зелёное ожерелье школы», «Мониторинг городской среды и улучшение её комфортности», «Работы мастерской Деда Мороза», «Красный Тюльпан Надежды», «Хочешь быть здоровым? Будь им!»

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Ассоциация «ШАНС» – организация соуправления в школе;
Волонтерский отряд «ТАЙМ» –
пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся и жителей поселка;Вожатский отряд – организация внеурочной деятельности младших школьников и детей детского сада, работа в летнем оздоровительном лагере;Отряд «Светофор» (ЮИД) – пропаганда безопасного поведения на улице у подростков как участников дорожного движения
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

В школе создан ансамбль педагогов «Родные напевы»:

– победитель городского конкурса творческих возможностей педагогов «Большая перемена»;

– лауреаты всероссийских и международного конкурса  «Созвучие сердец – 2015 « в г. Москва, «Зимняя сказка – 2017» в г. Санкт-Петербурге»

4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа С конца 18 века разрабатывался карьер  по добыче талька. Добыча велась только в летнее время. Рабочих нанимали с золотых приисков поселков Перескачка, Скидские, Андреевские, Приискового, а также окрестных деревень: Малое Седельниково, Патруши, села Арамиль. Затем на Талике (так назывался в народе поселок Шабровский) была организованна артель, силами которой добыча талькового сланца увеличивалась На Талике (так назывался в народе поселок Шабровский) была организованна артель, силами которой добыча талькового сланца увеличивалась быстрыми темпами.

1931 год – год официального признания поселка. В конце мая 1931года прибыл эшелон спецпереселенцев со всех уголков страны. Вначале на месте поселка возник палаточный лагерь, кроме того многие семьи жили в землянках.

В 1931 году строиться железная дорога от 75-го разъезда до  талькового рудника и до ст.  Сысерть. В тридцатых – сороковых годах в поселке организуется колхоз «Верный путь к коммунизму». С конца 1931 года начинает строиться новый поселок. Строятся дома, школа, больница,  рудоуправление, клуб, поселок ИТР, хлебопекарня.

В 1934-35 годах А.М. Столяровым, работником талькового комбината была изобретена первая в СССР камнерезная машина по резке кирпича непосредственно на массиве талькового сланца.

В 1943 году построена обогатительная фабрика с дробилкой для размельчения породы и выпуска флотированного талька.

1954-1956 г.г. введены в строй новая обогатительная фабрика и цех сухого помола. Растет и население поселка, открываются первые ясли на 44 ребенка.

В 1952 – 1953 году строятся  двухэтажные здания, вводится в эксплуатацию новое здание школы, водопровод.

В 60-х годах начато строительство нового клуба, вводятся в эксплуатацию детский сад и ясли

1958 год – открывается новое предприятие – камнеобрабатывающий завод по обработке мрамора и других минералов.

С 1964 – вошел в состав Чкаловского района г. Екатеринбурга.

70-80–е годы ХХ века можно считать годами наибольшего расцвета поселка: строятся новые благоустроенные двухэтажные дома, Дом быта, кафе «Росинка»,  административное здание поселкового совета, благоустраиваются улицы, проводятся всенародные праздники для жителей поселка: Масленица, День строителя, футбольные и хоккейные команды участвуют в соревнованиях «Золотая шайба» и «Кожаный мяч».

В настоящее время карьер законсервирован, т.е. вся деятельность сводится к откачке дренажных вод, которые образуют небольшие водопады или равномерно просачиваются сквозь толщи пород, образуя мощную, влажную растительную «подушку».

2000 года – поселок интенсивно застраивается домами частного сектора.

Центром культурной жизни поселка становится школа.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Школа – социокультурный центр поселка, реализация модели общественно-активной школы
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня ×  УрГПУ, Институт Физической культуры (проведение практики студентов с использованием материально-технической базы и кадрового потенциала организации);

×  УГГУ, УрГЭУ-СИНХ, УрГАУ (договор о сотрудничестве в системе непрерывного образования «Школа-ВУЗ»);

×  Екатеринбургский экономико-технологический колледж (участие в реализации программы чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Уральского Федерального округа);

×  Екатеринбургский энергетический техникум (Участие в реализации проекта «Профи-дебют: масштаб – город»);

×  Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодёжи «Одаренность и технологии» (оказание научно-методической поддержки по вопросам работы с одаренными детьми);

×  Уральская государственная консерватория (проведение филармонических уроков для обучающихся начальной школы);

×  МБУ ДО – Городской детский экологический центр (участие в  реализации стратегического проекта Администрации города Екатеринбурга «Экологическое просвещение и образование населения»);

×  Клуб по месту жительства «Кудесник» (реализация дополнительного образования детей)

5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Фомецкая Валентина Яковлевна – учитель биологии. После окончания Свердловского педагогического института работала по распределению в г. Сосьва, а затем вернулась в родную школу. Валентина Яковлевна увлеченный человек, у нее в кабинете всегда было много учеников, не только любящих биологию. Она вела кружок «Комнатное цветоводство», поэтому  кабинет был похож на оранжерею, работала с учениками на пришкольном участке во время летних каникулах, была воспитателем в летнем трудовом лагере, а также вела огромную краеведческую и поисковую работу в школьном краеведческом музее. Выпускники всегда с теплотой и любовью вспоминают добрую, справедливую, жизнерадостную Валентину Яковлевну.
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Учительские династии:

Династия Козынцевых-Игнатьевых – 498 лет педагогического стажа. Четыре поколения посвятили свою жизнь воспитанию подрастающего поколения. Среди них Игнатьев Павел Александрович – народный учитель, обучавший П.П. Бажова; Козынцев Петр Сергеевич –заслуженный учитель РСФСР, учитель географии; учителя русского языка и литературы, географии, биологии, ОБЖ, английского языка, начальных классов, директора школ в Екатеринбурге и г. Пермь, преподаватели колледжей, ВУЗов (истории, спортивного туризма, КБЖ), военного училища в г. Пермь, начальник ОВД в г. Арти

Династия Хабаровых – Поезжаевых – 365 лет педагогического стажа. Третье поколение педагогов сейчас обучает подрастающее поколение. Среди них учителя школ (математика, русский язык и литература, английский язык, военное дело, немецкий язык), преподаватели ВУЗов и военных училищ.

Рабочая династия Воронковых-Заякиных – трудовой стаж более 600 лет. Четвертое поколение обучается в школе. Представители трех поколений связали свою жизнь с поселком, Шабровским тальковым  комбинатом, школой и другими предприятиями поселка.

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Диброва Федор Мартьянович – учитель математик. «Его отличают эмоциональность, увлеченность предметом, справедливость к ученикам»

Суворов Яков Алексеевич – учитель географии и завуч: «Географию знали все. В классе была идеальная тишина – было слышно, как муха пролетит. Самым большим наказанием было у нашкодивших – попасть в кабинет к завучу»

Качалков Иван Васильевич – учитель истории, директор: «Любили, уважали, было стыдно за свои поступки. Попробуй прийти в школу неопрятным. Получишь порицание в виде строгого взгляда»

 

Информация подготовлена и предоставлена:

Палкиной С.А, директором МАОУ – СОШ № 137;

Стихиной Г.А., заместителем директора;

Бажиной С.В. , заместителем директора;

Бартом И.В., учителем