МАОУ СОШ № 2 им. Ивана Михайловича Суворова ст. Павловской Павловский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени Ивана Михайловича Суворова станицы Павловской
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Кадыров Роман Вагифович
1.3.        Почтовый адрес

 

352040, Российская Федерация, Краснодарский край, Павловский район, станица Павловская, улица Ленина, дом № 27
1.4.        Телефон

 

8-861-91-5-43-72
1.5.        Сайт

 

http://p.shkola2.pavlovka.ru/
1.6.        Электронный адрес

 

pshkola2@mail.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

1087 учащихся;

1-4 классы  — 16 классов;

5-9 классы- 21 класс;

10-11 классы-5 классв

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

72 педагога, 68 педагогов имеют высшее образование.

54 % имеют высшую квалификационную категорию, 30 % — первую

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», основными образовательными программами по уровням, включая учебные планы, годовые календарные графики, расписанием занятий. Образовательный процесс по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования осуществляется в одну смену, в режиме пятидневной рабочей недели для обучающихся 1-8-х классов и в режиме шестидневной рабочей недели для обучающихся 9-11 классов.Учебный план 1–4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО), 5–9 классов – на 5-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10–11 классов – на 2 — летний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образова-ния (ФГОС СОО). В 11 классе реализуется профильное обучение в группах: социально-педагогической направленности (профильные предметы: русский язык, биология, информатика) и универсального профиля (профильные предметы: русский язык, биология). В 10 классе реализуется обучение по естественно-научному профилю (профильные предметы: химия, биология, ма- тематика). МАОУ СОШ № 2 им. И.М. Суворова ст. Павловской обеспечивает занятия на дому с обучающимися, воспитанниками, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение. Коррекционная работа представлена психологической и логопедической службой, занятиями по развитию психомоторики, двигательной коррекции, имеет непрерывный характер и проводится в течение всего учебно-воспитательного процесса.

В школе функционирует профильное обучение на уровне среднего общего образования. Открыты üфизико-математический профиль (10, 11 классы),  экономико-математический профиль (10, 11 классы),  химико-биологический профиль (11 класс),  медико-биологический профиль (10 класс),  социально-гуманитарный профиль (10 класс). По индивидуальному учебному плану обучаются 4 учащихся в форме семейного образования и учащиеся, обучающиеся на дому (6 человек).    

Начало учебного года 01 сентября, окончание -22 мая Продолжительность учебного года 1 классы-33 недели, 2-11 классы — 34 недели. Продолжительность уроков во 2-11 класса- 40 минут. Дополнительные требования для обучающихся 1-х классов — «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии: — сентябрь-октябрь – по 3 урока в день по 35 минут каждый, — ноябрь-декабрь – по 4 урока в день по 35 минут каждый и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; — январь-май – по 4 урока в день по 40 минут каждый и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры. Продолжительность перерывов между уроками – в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10. Продолжительность непрерывной образовательной деятельностью и перерывов между ними – в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13. Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся 2-9 классов — четверть, 10-11 классов — полугодие. Продолжительность каникул в течение учебного года – 30 календарных дней, для обучающихся 1-х классов организованы дополнительные недельные каникулы в феврале месяце.

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Здания и сооружения объекта: МАОУ СОШ №2 размещена в 2 объектах недвижимости муниципальной собственности, закрепленных за организацией . Здание 2-х этажное. Водоснабжение, канализация и отопление рассчитано на 1200 человек, обучается и воспитывается 1087 человек (по состоянию на 25 марта 2022 года). Сформированы классы-комплекты — 42.

Материально-техническая база учреждения: Столовая

 Конференц-зал

Библиотека

Спортивный зал (2)

Тренажёрный зал  

 Музей

Медицинский кабинет

 Спортивная площадка со специальным покрытием, спортивная площадка

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1900 год
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

МАОУ СОШ №2 им. И.М.Суворов ст. Павловской появилась в 1900 году. В том далеком году по решению станичного правления была возведена маленькая женская гимназия, в которой обучались дети рабочих.  Но дореволюционным ученикам в начале века не хватало места и поэтому, по воспоминаниям старожилов, ребята обучались даже в здании местного кинотеатра имени Кирова.

        После революции гимназии перестали существовать, появились общеобразовательные школы. В 1941-ом в когда-то мирную и спокойную страну вторглась война. Она затронула каждый уголок нашей необъятной страны, жестокие бои помнит и земля Павловского района. Фашисты, вторгшись в станицу, рушили все на своем пути, не уцелел и храм науки. На его месте теперь были руины и обломки, из — под которых выглядывали останки парт и школьной доски. Сразу же после того,  как немцев выбили с кубанской земли, станичники  принялись заново строить новую жизнь, а вместе с ней и школу. Задействованы были все: ученики, родители, учителя, вернувшиеся с фронта солдаты, демобилизованные офицеры Советской армии, старики и даже дети. Все считали восстановление школы наиболее важным делом. И в 1949 году школа  была восстановлена, и она распахнула двери для своих прежних и новых учеников.

         Но школьников в послевоенные годы было настолько много, что мест в основном здании на всех не хватало, и ребята были вынуждены обучаться в филиалах, которые находились  в помещениях по соседству. Один филиал находился даже в одной и хат, теперь на ее месте располагается центральная аптека. До и после войны был еще филиал, где находится теперь современный Дом культуры.

        Время шло, у школы появились пристройки, да такие,  что непосвященный человек вряд ли  отличит старое задние от нового,  настолько работа местных строителей-каменщиков была безукоризненной. В 80-м появилась последняя пристройка к школьному зданию. Теперь в ней размещается начальная школа. В старом же помещении обучаются старшие классы. Сегодня СОШ № 2 занимает целый квартал и стоит он  очень  удачно:  рядом  находится дом культуры, районный совет ветеранов,  досуговый центр «Кино»,  спортивные комплексы, неподалеку детская школа искусств, районная библиотека

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

1900-1901 ГГ. – МАЛИНОВСКИЙ ИВАН

1901-1903 ГГ. – КОЗЮПА ДМИТРИЙ ЕВТИФЬЕВИЧ

1903-1914 ГГ. – НЕТ ДАННЫХ

1914-1918 ГГ. – ГЛАДКОВ ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ

1918-1934 ГГ. – НЕТ ДАННЫХ

1934-1936 ГГ. – ПОЛЯНИНОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

1936-1941 ГГ. – НАУМЕНКО СЕМЕН МОИСЕЕВИЧ

1944-1945 ГГ. – НОВИКОВА ЕВДОКИЯ ТРИФОВНА

1945-1946 ГГ. – ЦОПА АНДРЕЙ ЕФИМОВИЧ

1946-1947 ГГ. – АМБРАЗЕВИЧ

1947-1948 ГГ. – БЕХЕРОВ ФЕДОР ПРОКОФЬЕВИЧ

1948-1954 ГГ. – ТИМОФЕЕВ ИВАН ИЛЬИЧ

1954-1976 ГГ. – СУВОРОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ

1976-1985 ГГ. – РИЗЕЛЬ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ

1985-1989 ГГ. – ГРИГОРЕНКО ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ

1989-2001 ГГ. – ЖОГЛО АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

2001-2003 ГГ. – ЛЕВЧЕНКО НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

С 2003 ГОДА   –  КАДЫРОВ РОМАН ВАГИФОВИЧ

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

2003 году школа стала  победителем конкурса лучших школ России и получила президентский грант  в размере одного миллиона рублей.

2006 год  присвоено  звание: «ЛУЧШАЯ ШКОЛА РОССИИ».

2006 год  — лауреат II Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления общеобразовательных учреждений

А в 2008 году СОШ № 2 была снова признана лучшей в России. 

В 2006 и 2008 годах школа стала победителем Всероссийского  конкурса в рамках  приоритетного национального  проекта «Образование»,  включена в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России – 2009 и «Ведущие образовательные учреждения России – 2011».

2008 год образован школьный музей

С 2011 года школа является автономным общеобразовательным учреждения и базовой по дистанционному обучению.

2017 год  школе присвено имя Ивана Михайловича Суворова

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Мало  кто  знает, что здесь долгое время работал в качестве педагога известный советский писатель, лауреат двух Сталинских премий, классик социалистического реализма Федор Васильевич Гладков. Он входил  в список 312 авторов,  книги которых сжигались  в нацистской Германии. И пусть его  учительский стаж  в павловской школе был небольшим, всего три года, но за это время Федор Васильевич  сумел привить своим ученикам чувство патриотизма, а еще огромную любовь к литературе. 

Матвиенко Михаил Васильевич  родился в 1925 году в станице Павловской. Окончил среднюю школу №2. Семнадцатилетним пареньком ушёл добровольцем на фронт. Был разведчиком, пулемётчиком. Принимал участие в штурме города Новороссийска. Летом 1944 года вместе с другими советскими бойцами освобождал Белоруссию. Внёс вклад в прорыв фашистской группировки на государственной границе с Восточной Пруссии. Весной 1945 года в составе Первого Белорусского фронта участвовал в сражении за Берлин. Войну закончил 4 мая  на реке Эльба, где Советская Армия встретилась с войсками своих союзников — англичанами и американцами. За боевые заслуги награждён орденом «Великой Отечественной войны», медалью «За отвагу».

   После войны Михаил Васильевич окончил педагогический институт и высшую партийную школу. Трудовой стаж ветерана  войны превышает тридцать лет. Двадцать лет  преподавал историю в средней школе №3, где был директором, и десять лет – в средней школе №2. Его заслуга – это возведение нового современного здания средней школы имени Т.Г.Шевченко. За доблестный труд М.В.Матвиенко награжден Орденом войны II степени и двенадцатью медалями. Он частый гость в школах станицы. Как член районного совета ветеранов ведёт огромную  военно – патриотическую работу среди молодёжи. Михаил Васильевич – один из инициаторов и создателей музея СОШ №2. Учитель-ветеран являет собой пример мужества, совести, порядочности и трудолюбия.

Минина Юлия Васильевна.

Наша Юля-выпускница1940 года школы им. Ленина. Именно из этого выпуска погибло больше всего ребят. Это был чудесный коллектив старшеклассников, как будто кто-то специально подобрал таких дружных ребят.

Юля окончила школу и уже подала документы для поступления в институт, но на нашу землю пришла война. Тысячи и тысячи молодых тогда уходили на фронт. Вместе с другими девушками-комсомолками Юля ушла воевать. После недолгого пребывания на фронте её отозвали для подготовки в качестве разведчика-радиста. Ещё в 80-е годы XX века красные следопыты нашей школы узнали многие подробности о Юле. Именно в тот период, когда она готовилась для заброски в тыл врага, она уже знала, какие трудности и опасности ожидают разведчика в тылу. Но в её письмах к маме она старалась не писать об этом, боясь встревожить ее. А письма дочери домой потрясают добротой, лаской, просьбами не волноваться.

Не успела Юля выполнить боевое задание.

Поздней осенью фашисты ворвались в Ростов-на-Дону. В боях на улицах Ростова Юля была тяжело ранена. В начале марта 1942-го года семья Мининых получила письмо.  На конверте  написано: «Ст. Павловская, семье Мининых. Уважаемые родители Юлии Мининой, во время отступления наших войск из города ваша дочь, Ю. Минина, была тяжело ранена. Мы доставили её в госпиталь, который ещё работал в городе. Она была в тяжелейшем состоянии и все же нашла в себе силы прошептать: «Сообщите родителям.» И еще успела назвать: « Павловская, Мининым»».

Надо только представить, что творилось в Ростове на улицах во время отступления наших войск. Но женщина- военврач оказала первую помощь Юле и доставила в госпиталь, а потом не забыла написать родителям письмо. Война оборвала жизнь Юли, которая так свято верила в свое человеческое и женское счастье.

Суворов Иван Михайлович.

В конце 30-х годов на хуторе Средний Челбас начал работать в школе молодой учитель И.М.Суворов. Женился. Но недолго длилось счастье молодой семьи. Началась война. По первому призыву в июне 1941 года ушёл Суворов на фронт.

Трагические сражения лета и осени 1941 года выпали на долю пехотинца Суворова. Дни, недели, месяцы сражений, отступлений и вновь ожесточенных боёв.В одном из боёв, в октябре, Иван Михайлович был ранен. После госпиталя молодого фронтовика направили в военно-политическое училище.

В 1943 году И.М.Суворов воевал уже в составе танковой бригады. Долгим был боевой путь танкиста — заместителя командира по политической части. В боях были пройдены Украина, Польша, Германия…Участвовал в штурме Берлина.

Но после взятия Берлина его танковой бригаде пришлось снова воевать и участвовать в освобождении столицы Чехословакии. Город Прага в те дни ещё был в руках фашистской армии, и пражские патриоты поднялись на восстание против фашистов, но были окружены. Руководители восстания обратились по радио к командованию Красной Армии с просьбой о помощи. И тогда решающую роль сыграли танкисты третьей танковой армии. Получив приказ, танкисты бригада И.М. Суворова за 20 часов прошли 300 км. Неожиданным ударом они разгромили фашистскую армию и спасли Прагу от разрушения.

В 1946 году И.М. Суворов возвратился на Родину и всю свою жизнь посвятил школьному делу. Работал директором среднечелбасской школы, затем-в средней школе №2.Одновременно преподавал историю в старших классах.Его очень любили ученики, среди которых есть продолжатели его дела:Е.И.Филобок(Солодовникова ),И.Г.Вава,В.Б.Ваганова. Это он добивался и добился перестройки школьного здания СШ №2, благодаря чему она значительно увеличилась.

Как и до войны, школа остаётся ведущим учебным заведением в районе, а коллектив учителей -одним из авторитетных коллективов.

Мастер спорта СССР по боксу Роман Александрович Иваненко – преподаватель ОБЖ, мастер спорта по пляжному классическому гандболу – Ирина Андреевна Шкирич, кандидат в мастера спорта по легкой атлетике – Наталья Владимировна Ханина. Учителя передают подрастающему спортивному поколению все то, что когда-то помогло им достичь своих личных высот.

 

Пономарева Анна Сергеевна

Родилась в ст.Крыловской Краснодарского края, продолжатель учительской династии в 4 поколении.Окончила Ростовский Государственный Педагогический Университет в 1997 г. Замужем, воспитывает 2 дочерей. Работает в школе с 1997 года. Учитель высшей категории.  В течении 8 лет руководила районнным методическим объединением учителей биологии Павловского района, состою в обществе творческих учителей «Искатель», лауреат 1 степени Педагогического форума «Педагогический олимп» 2012г, сотрудничает с МАН «Интеллект будущего».

 

Елена Ивановна Филобок 

 в 2002 году она стала победителем районного конкурса композиторов, поэтов и исполнителей Павловского района, посвященного 180-летию станицы Павловской.

В 2008 году награждена грамотой за участие в районном фестивале самодеятельности поэтов и композиторов «Пою тебе, моя Кубань», посвященного 65-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков. В 2006 году получила «Благодарность» от Оргкомитета и Жюри Конкурса Академии Российской Академии образования за участие во Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников. В 2006 году учитель заняла II место в районном конкурсе «Школа в лицах» в номинации » Творческие работы учителей». Имеются и другие многочисленные грамоты.Член союза писателей России.

Победители национального проекта «Образование» :

2006г. – Соловьева Л.Г., Завгородняя В.И.,

2007г. – Ермоленко Н.И., Филибок Е.И., Власенко О.А.,

2008г. – Савранская Н.П., Милосердова В.А..

2011г. – Савранская Н.П., лауреат краевого этапа конкурса «Учитель года Кубани-2011» .

2012 г. — Жогло Т.Б.

2013г.- Милосердова В.А.

2014г. — Тертица И.Б.

 

Заслуженные учителя Кубани:

Стороженко Елена Васильевна

Левченко Елена Николаевна

Залозний Сергей Александрович

Метченко Галина Николаевна

Жогло Татьяна Борисовна

Савранская Нина Павловна

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Агаева  Ирина Владимировна родилась в станице Павловской    Краснодарского края 1 марта 1956            года в семье работников культуры. Окончила Московский государственный институт культуры, кафедра «Организация и методика культурно-просветительной работы».

                        Её детство прошло рядом с бабушкой Меланьей -кубанской казачкой, настоящей          хранительницей кубанских традиций и обрядов, прививших внучке любовь к народному творчеству и рукотворной игрушке.

В 1996 году Ирине Владимировне присвоено звание народного мастера Российской Федерации.

В 1997 году Ирина Владимировна приняла участие в серии телепередач «Тема» центрального телевидения, посвященных русским ремёслам и празднику Рождества.

         С 2003 года она является членом Творческого союза художников России и Международной федерации художников, международного художественного Фонда.

            2011 год – награждена Почётной грамотой Министерства культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры.

            В 20016 году – присвоено звание Мастер декоративно- прикладного искусства Кубани.

В этом же году присуждена премия Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества.

Ирина Владимировна лауреат международных, всероссийских и краевых выставок декоративно-прикладного искусства.

 

Митрофанова Анна – лауреат премии государственной поддержки талантливой молодежи администрации Краснодарского края в 2010 году,

Домин Роман – лауреатом премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента Российской Федерации 2008 года.

Александр Робертус, занимающийся пауэрлифтингом, — чемпион края, России и Европы, кандидат в мастера спорта по штанговой тяге.

Знаменитые выпускники школы:

Изабелла Игнатьевна Худолей – профессор детской хирургии (г. Краснодар), поэтесса, композитор, художник;
Пётр Иванович Ровный – адмирал, участник Великой Отечественной Войны;

Александр Степанович Корнев – лётчик, совершил более 220 вылетов в годы Великой Отечественной Войны, герой Советского союза;

Берёза Татьяна Васильевна – министр лёгкой промышленности;

Обедзинский Владимир Евгеньевич – мастер спорта СССР;

Пехтерев Павел Борисович – музыкант, лауреат международных конкурсов.

 

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

1. С МАОУ СОШ № 2 ИМ. И.М. СУВОРОВА СТ. ПАВЛОВСКОЙ ЗАКЛЮЧЕН ДОГОВОР О ЦЕЛЕВОМ ОБУЧЕНИИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  «АРМАВИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ» ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ. НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

2. Павловская райнная военная организация «Союз ветеранов боевых действий  Афганистана, Чечни и других локальных конфликтов». Проведение совместных мероприятий 15 февраля (день вывода войск из Афганистана), 1 февраля (день освобождения Павловского района от немецко-фашистских захватчиков), организация встреч с воинами-участниками локальных войн.

3. Районный совет ветеранов. Проведение тимуровской работы. За классами закреплены ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла и лица к ним приравненные, работа ведется совместно с районным Советом ветеранов.

3.                  Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

— усиление роли школы в становлении самостоятельной духовно — крепкой и нравственно — ориентированной личности выпускника;

— личностно — ориентированное обучение;

 — проективное образование (образование должно пониматься как ядро карьеры в течение всей жизни);

— компетентностный подход;

— гуманитаризация и гуманизация образования;

— формирование универсальных учебных действий;

— технологизация учебного процесса;

— компьютеризация обучения.

3.2.            Ценности школьной жизни

 

Обучение, ориентированное на ученика.

Вера в успех каждого.

Уважение.

Честность.

Ответственность .

Сотрудничество.

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

эмблема школы

флаг школы

Флаг присутствует на всех школьных мероприятиях. На торжественных линейках лучшие учащиеся или юнармейцы школы вносят флаг школы вместе с флагом России и Кубани.

3.4.            Традиции и ритуалы

 

Традиции:

проведение мероприятий «Линейка Памяти», «Минута славы», уборка мемориала на площади Победы, уход за школьной мемориальной доской, акция «Сирень 45 года», «Аллея славы», поздравления от ШУС ко дню учителя, 23 февраля, 8 марта (подготовка праздничного концерта)

Ритуалы:

внос и вынос флагов России, Кубани, школы лучшими юнармейцами  на все общешкольные мероприятия

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей) Учитель Савранская Нина Павловна использует общественно признанные методики, программы, пособия в учебном процессе с учетом возможностей школы, запросов родителей, учащихся. Её уроки насыщены познавательным материалом. Все годы преподавания информатики она работала по модифицированным ею программам.

Савранская Н.П. разработала «Авторскую программу  курса информатики и информационных технологий» в двух модификациях для различного числа часов в профильных классах, которую защитила на кафедре математики, физики и информатики ККИДППО.

Учитель имеет много собственных методических разработок занятий. Многолетний опыт преподавания темы «Создание презентаций в среде Power Point» перерос в собственную Систему проектной деятельности учащихся.

Методика ведения этой темы и Авторский метод фиксации и оценивания учебных достижений при разработке и защите проекта-презентации даёт хороший результат. Учащиеся научились создавать качественные проекты-презентации.

Савранской Н.П. накоплен богатый опыт проведения уроков-практикумов, семинаров. Для более эффективного изучения компьютерных технологий ею подготовлена серия учебных пособий «Памятки для работы на компьютере».

 

Пономарева Анна Сергеевна, учитель биологии, на своих уроках строит одновременно работу с общебразовательным классом и детьми с ОВЗ. А.С. Пономарева умело руководит научно-исследовательской деятельностью учащихся. В её ученик Андрей Стороженко, восьмиклассник, выполнил проект «Очистка и использование воды в Павловской» и стал победителем муниципального и краевого этапов Всероссийского конкурса научно-исследовательских проектов «Охрана водных ресурсов». Юный исследователь был приглашен в Москву на очную общероссийскую конференцию, где получил диплом лауреата II степени России. Волошин Сергей занимается  исследовательской деятельностью,  стал победителем международной конференции молодых ученых  «Шаг в будущее».

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

К основным способам достижения целей воспитательной системы в нашей школе является реализация воспитательных программ:

1.                 Программа по военно-патриотическому воспитанию «Воспитание патриота Отечества»

2.                 Комплексно-целевая программа деятельности ШВР «Чужих детей не бывает»

3.                 Программа «Профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

4.                 Учебно-воспитательная программа профилактической работы «Будущее зависит от нас» по предупреждению употребления учащимися психотропных и наркотических средств, табакокурения, алкоголя

5.                 Программа волонтерского движения «Надежда»

6.                 Программа «Учимся жить вместе»

Социальный  проект «Память сердца» реализуется через работу тимуровских отрядов в рамках нашего района.  Задействованы в ней учащиеся 5 — 11-х классов. «Если тебе случится сделать что-нибудь хорошее, сделай», — это правило – основа нашей тимуровской работы. Суть проекта – помогать всем, кто нуждается в помощи. Наши тимуровцы в рамках данного проекта участвуют во многих социальных акциях,  порой сами являются их инициаторами  

 Тимуровские отряды ведут поисковую работу, в результате которой на школьной мемориальной доске появляются новые имена. Тимуровская работа помогает нам быть активными и полезными.

В рамках реализации проекта  «Зовем друг друга в гости» ребята получают возможность побывать на экскурсиях в самых разных уголках Кубани, России, а также  общаться, делиться опытом и позитивными эмоциями со школьниками и педагогами нашей станицы. Межшкольные творческие вечера, игры «Что? Где? Когда?», «КВН», спортивно-развлекательные программы, в которых участвуют не только ученики, но и педагоги, родители,   помогают нам сплотиться между собой. Мы «учимся жить вместе».

Социальный проект

«Нard simple» («Проще простого»)

Тип проекта по роду деятельности: практико-ориентированный.

По срокам реализации: 1 учебный год

По числу участников: групповой.

Участники проекта: учащиеся 1-11 классов

Место реализации проекта: МАОУ СОШ №2 ст. Павловской

 Проект начал реализовываться с зимних каникул 2018-2019 учебного года.

Координатором деятельности проекта выступает школьное (ученическое) самоуправление и волонтерский отряд «Надежда».

В период зимних каникул проведена с учащимися акция «Новогодние истории»,  творческий конкурс «Минута славы», в период весенних каникул – «Экспресс здоровья» для 5-9 классов, для 10-11 классов — квест «Стрела». В период летних каникул организован вожатский отряд, который помогал организовывать мероприятия в ЛДП. Наиболее интересные мероприятия — «Робинзонада», «Витязи». В июне проведена профилактическая акция «Дыши легко» совместно с родителями.

Проект «Наследники Великой Победы» – проект проходит ежегодно с сентября по май и включает в себя акции, встречи с ветеранами, митинги, благоустройство мемориала, концерт, программу экскурсий по теме Великой Отечественной войны. В проекте принимают участие ученики 1–11-х классов, родители, учителя школы. Основные мероприятия проекта:

·         акция «Подарки для ветеранов»;

·         благоустройство мемориала на площади Победы;

·         митинг у школьной мемориальной доски;

·         посещение ветеранов «Невыдуманные рассказы»;

·         «Календарь Победы»;

·         экскурсии в музеи по теме Великой Отечественной войны.

Проект «Зеленый двор», реализация которого предполагает выращивание младшими школьниками рассады цветов (овощей, зелени) на подоконниках в классе, высаживание ее весной на школьном дворе, уход за растениями летом и осенью, презентация этого проекта для родителей и других школьников. Проект позволит детям узнать о растениях, хорошо растущих в их крае и уходе за ними; получить навыки ответственного поведения в природе, трудолюбия, проявить заботу о растениях.

Проект «От сердца к сердцу» – участие обучающихся в различных  социальных проектах, благотворительных  акциях:

·         эколого-благотворительная акция «Волонтеры в помощь детям-сиротам «Добрые сердца»»;

·         «Елка желаний»;

·         «Покормите птиц зимой»;

·         благотворительная акция «Подари ребенку книгу».

Традиционные акции:

1. Акции «Мой уютный чистый класс»

2.Проект «Школьная газета»

3. Акция «Обустроим жизнь вокруг себя»

4. Акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

5. День молодого избирателя

6. Акция по проведению выборов

7. Акция «Поздравь своего учителя»

8. Акция добрых дел «Славим имя матери!»

9. Акция «Пятерка для мамы»

10. Акция  «В здоровом теле – здоровый дух!»

11. Акция «Наркотикам — нет»

12. Акция «Подари тепло ближнему»

13. Акция «День птиц»

14. Акция «Никто не забыт… Ничто не забыто…»

15. Акция «Парки Кубани»

16.Экологические акции «Чистые берега», «Утилизация»

17. Акция «Красная ленточка»

Проекты спортивно-оздоровительной направлености:

«Шахматы в школе»

«Самбо в школе»

В школе имеется газета «Большая перемена». Ведется  в электронном формате.

Реализация программы «Разговор о правильном питании».

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Российское движение школьников (РДШ)

Союз казачьей молодежи Кубани

Волонтерский отряд «Надежда»

Юнармейцы

Тимуровцы

«Жуковцы»

Юные инспектора движения (ЮИД)

ДЮП

Друзтя музея

Щкольный спортивный клуб «Братишка Джонни»

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Игры, оргаиизуемые в период работы лагеря дневного пребывания отрядом вожатых (квесты, викторины, походы, туристические слеты, роликовые эстафеты)

 

4.                  Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Одним из самых крупных населенных пунктов Павловского района, расположенных в Краснодарском крае, является станица Павловская. Павловская – это не просто населенный пункт, но и административный центр одного из самых благополучных и богатых районов Краснодарского края. Станицу практически пополам разделяет река под названием Сосыка, отсюда и пошло название железнодорожной станции «Сосыка Ростовская». Вокруг Павловской расположилось большое количество зарыбленных водоемов, отчасти из-за того, что частные хозяйства разводят малька и выпускают его в реки.
Станица Павловская имеет хорошую транспортную доступность, практически на равном расстоянии от нее, расположены города Краснодар и Ростов-на-Дону. В самой станице есть две железнодорожные станции, а недалеко от настеленного пункта проходит автотрасса М4 или «Дон».
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества 1. Центр дистанционного обучения.

2. Проводятся занятия в «Маленькой школе» для детей от 5 лет.

3. Проводятся занятия (тренировки по волейболу и баскетболу) для населения станицы .

4. В малом спортивном зале, оборудованном для занятий самбо, проводятся занятия по тэквандо для детей Павловского района.

5. Участие школы во всех районных мероприятиях патриотической направленности.

6. За школой закреплен мемориал на площади Победы, расположенной в центральной части станицы.

7. Участие волонтеров в уборке от мусора берега реки Сосыка (участок протяженностью 500м закреплен за школой)

 

Почетные учителя Павловского района:

Михайленко Тамара Васильевна

Стороженко Елена Васильевна

Фоменко Евгений Валерьевич

Метченко Галина Николаевна

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня 1. Павловское казачье общество.

2. Районный Совет ветеранов.

3. ДЮСШ «Виктория».

4. СП «Мир».

5. Досуговый центр «Кино».

6. Военно-патриотический клуб «Мужество».

7. СДК (культурно-массовый отдел).

8. ЦДОД №1 ст. Павловской.

9. Детская школа искусств.

10. Районный краеведческий музей.

11. Павловская райнная военная организация «Союз ветеранов боевых действий  Афганистана, Чечни и других локальных конфликтов»

5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Стороженко Елена Васильевна  — учитель информатики и математики, победитель XXII краевого конкурса «Учитель года Кубани» в 2015 году, заместитель директора школы по научно-методической работе. Ее девиз «Обучая других, учись сам».

Соловьева Лариса Григорьевна — «Заслуженный учитель Кубани», Отличник народного просвещения, использует информационно – коммуникативные технологии в процессе обучения (Интернет, мультимедиа, проверка знаний, умений и навыков по английскому языку с использованием компьютера, её воспитанники принимают активное участие в предметных олимпиадах муниципального и зонального уровней, являются призёрами и победителями, ею обобщён опыт по теме «Работа с одарёнными детьми» по альтернативным учебникам.

Ермоленко Наталья Ивановна  — отличник народного просвещения, имеет грамоты управления образованием муниципального образования Павловский район 2005, 2006 года, член экспертной группы по аттестации педагогических кадров и аккредитации образовательных учреждений района, руководит творческой группой учащихся «Проба пера», её воспитанники печатаются в школьной газете «Большая перемена», в районной газете «Единство», побеждают на олимпиадах, являются участниками и призерами творческих конкурсов разного уровня, руководит районным методическим объединением учителей русского языка и литературы, открытые уроки, мастер – классы, пропаганда передовых педагогических технологий, в том числе информационно – коммуникативных, стали неотъемлемой частью её деятельности.

Власенко Ольга Александровна — учитель географии высшей категории. Отличник народного просвещения, работала в качестве тьютора по предмету, её опыт использования регионального компонента, практико–ориентированных форм и методов обучения на уроках географии и во внеклассной работе обобщался на страницах журналов и сайтах, у неё сложившаяся система экскурсионно-познавательной внеурочной деятельности, является членом экспертной группы по аттестации педагогических кадров и аккредитации образовательных учреждений района, её ученики неоднократно становились призерами и победителями олимпиад по географии, их исследовательские работы отмечены в рамках краевой научно- практической конференции «Эврика» на муниципальном и зональном уровнях.

Филобок Елена Ивановна  — учитель истории, обществознания высшей категории. Отличник народного просвещения, внештатный корреспондент районной газеты «Единство», где опубликованы её материалы по истории Кубани, её стихи о родине, о школе напечатаны в сборнике «Малая Родина, милая Родина», является автором стихов гимна школы, руководит поисковой работой по изучению прошлого Павловского района, является организатором школьного музея, её воспитанники ежегодно принимают активное участие в научно – практической конференции «Эврика» с исследовательскими работами, побеждают на олимпиадах по истории, обществознанию, краевых конкурсах, активно применяет проектные, исследовательские, развивающие технологии.

Савранская Нин Павловна — учитель математики, информатики высшей категории . Отличник народного просвещения, новатор, исследователь, активно пропагандирует новое в информационно – коммуникационных технологиях, разработала авторскую программу курса информатики, неоднократно представляла свои достижения на различных уровнях, её методические разработки внесены в банк передового педагогического опыта, опубликованы на образовательных сайтах и методических журналах, работает в профильных классах, под её руководством учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, активно участвуют и побеждают на олимпиадах по математике и информатике различных уровней, успешно обучаются по данным предметам.

Жогло Татьяна Борисовна — учитель истории и обществоведения победитель муниципального этапа конкурса среди учителей общеобразовательных школ на лучший проект, направленный на пропаганду избирательного права среди школьников и их родителей «Выборы – шаг в будущее», победитель III Россинских педагогических чтений, посвященных 75-летию образования Краснодарского края, является тьютором по истории в Павловском районе, участвовала в работе предметной подкомиссии ГЭК в качестве эксперта ЕГЭ по обществознанию и истории, неоднократно представляла опыт своей работы на научно-методических мероприятиях муниципального и регионального уровней, в научно-педагогической прессе края: сборник «Кубанская школа», публикациях в федеральной прессе: журнал «Актуальные вопросы гуманитарных и естественных наук».

Милосердова Валентина Александровна — учитель начальных классов высшей категории работая с 1999 года по программе «Школа 2000 – 2100», учитель активно применяет и пропагандирует технологии развивающего и проблемного обучения, её воспитанники неоднократные участники и победители олимпиад, конкурсов, соревнований различных уровней, является руководителем районного методического объединения учителей начальных классов, член экспертной группы по аттестации педагогических кадров и аккредитации образовательных учреждений района, активный участник мероприятий школьного, районного, краевого уровней, призёр краевого конкурса «Учитель года – 2003», победитель краевого конкурса «Лучший классный руководитель образовательного учреждения – 2007».

Тертица Ирина Борисовна  её педагогическое кредо «Найти в ребёнке талант, взрастить его, оберегать и постоянно развивать», систематически выступает на семинарах муниципального и краевого уровня, является победителем краевого конкурса авторских уроков по развитию информационной компетентности у младших школьников, призёром краевого конкурса «Лучший классный руководитель образовательного учреждения – 20013», награждена благодарственным письмом центра творческого развития «Я – исследователь», за творческий вклад в развитие детской исследовательской деятельности, её воспитанники активные участник интеллектуальных конкурсов и предметных олимпиад муниципального, зонального и регионального уровней.

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка.

Основные направления работы школы с семьей:

государственное общественное управление

Содержание деятельности: привлечение родительской общественности к управлению образовательным учреждением.

Формы взаимодействия:

·           Родительский комитет школы

·           Попечительский совет школы

·           Рабочие группы по разработке и реализации конкретных задач управления школой

информационно — просветительское

Содержание деятельности:

• информирование родителей о деятельности ОО;

• сопровождение родителей в решении возникающих проблем;

• организация образовательной деятельности родителей;

• вовлечение родителей в информационное пространство ОО.

Формы взаимодействия:

·           Сайт ОУ

·           Информационные стенды

·           Родительские круглые столы, лектории

·           Электронный дневник

·           Оформление выставок творческих работ

·           Индивидуальные беседы с родителями

·           Письмо родителям

образовательное

Содержание деятельности:

• привлечение родителей к участию в обучении и воспитании ребенка;

• обеспечение родителей актуальной информацией о достижениях ребенка;

• организация, при необходимости, просвещения родителей о способах адекватного взаимодействия с ребенком и возможностях его развития.

Формы взаимодействия:

·           «День открытых дверей», где демонстрируются достижения ребенка, учителя и родителя, которые должны быть партнерами в образовательном процессе.

·           Индивидуальные консультации родителей по воспитанию ребенка, в рамках которых предоставляется  информация о возможностях и способностях ребенка.

·           Встречи со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения для снятия индивидуальных проблем учащихся.

художественно-эстетическое

Содержание деятельности:

·           стимулирование эмоционально-ценностного отношения учащихся и родителей к отечественной культуре;

·           приобщение к национальному и мировому наследию;

·           организация деятельности учащихся и родителей в творческих делах.

Формы взаимодействия:

·           Совместное посещение музеев.

·           Экскурсии.

·           Посещение театров, кинотеатров, выставок.

·           Коллективные творческие дела.

·           Участие в выставках и конкурсах.

профориентационное

Содержание деятельности:

• организация родителями экскурсий на предприятия, на которых они работают;

• проведение родителями встреч с интересными людьми;

• создание семейных проектов.

Форма взаимодействия:

·           Проведение тематических родительских собраний.

·           Родительские лектории.

·           Индивидуальные беседы с родителями обучающихся.

·           Встречи с представителями учебных заведений, предприятий.

·           Родительские экскурсии (в учебные заведения, на предприятия).

·           Беседа родителей с обучающимися о будущей профессии.

·           Участие родителей в «Уроках профессионализма»

спортивно-оздоровительное

Содержание деятельности:

• привлечение родителей к совместным спортивно-оздоровительным мероприятиям;

• проведение бесед с родителями о важности и необходимости вести здоровый образ жизни;

• обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся, учителей и родителей за счет создания безопасных и комфортных условий обучения

Формы взаимодействия:

·           «День здоровья» совместно с родителями.

·           «Неделя здоровья».

·           соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья».

·           тематические родительские собрания «За здоровый образ жизни» с привлечением специалистов

духовно-нравственное

Содержание деятельности:

·           привлечение родителей к совместным мероприятиям по духовно-нравственном развитию и воспитанию обучающихся;

·           тематические родительские собрания;

·           совместные экскурсии, посещения музеев и мероприятий на патриотическую тематику.

Формы взаимодействия:

·           встречи с ветеранами;

·           совместные походы и поездки по местам боевой славы;

·           родительские лектории;

·           экскурсии.

       Вовлечение родителей в информационное пространство школы ведется постоянно. Для родителей проводятся родительские лектории, плодотворно проходят родительские собрания, постоянно обновляются информационные стенды, проводятся индивидуальные беседы с родителями. В школе функционирует электронный дневник, по которому родители могут самостоятельно отслеживать успеваемость детей, посещаемость уроков, получают извещения о замечаниях и опозданиях.

            Эффективность данной модели взаимодействия семьи и школы проявилась

·  в расширении форм взаимодействия семьи и школы;

·  в позитивном отношении родителей и учащихся к школе;

·  во внимательном отношении родителей к достижениям учащихся;

·  в активной позиции учащихся и их родителей по отношению к школе;

·  в реализации совместных творческих проектов учащихся, родителей и педагогов.

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Прямая речь «Слово о школе» ВКонтакте https://vk.com/club141604365?w=wall-141604365_677%2Fall  и https://vk.com/club141604365

 

Валентина Резник 

В нашей школе отличный преподавательский состав, талантливейшие и опытные педагоги, и просто прекрасные люди.Педагоги умеют создать не просто прекрасную атмосферу на уроке, но и раскрывать таланты и находить подход к каждому ученику.

Валентина Дудникова

Прекрасная школа, хорошие знания для поступления в Вуз

Таня Беккер

Я выпускник 2013.
Вспоминается как репетировали и записывали песни в музыкальном классе перед выступлениями, десятки шалостей от парней из нашего класса)) 
субботник в парке, олимпиады, концерты, крупные мероприятия и подготовка к ним, выборы школьного самоуправления, булочки с колбасой и пицца в буфете, украшение окон к праздникам, классный, душевный выпускной в школьном дворе) 
Лучшая школа, лучшие учителя 

Юлечка Серебрякова

Я выпускник самой лучшей школы.Отучилась с 1 по 11 класс..Жизнь школьная была интересной,спортивной и насыщенной)))До сих пор вспоминаем с улыбкой на лице наши школьные «приключения»))))

Марина Пономарь

Я выпускница самой лучшей школы! Училась в этой школе я с самого первого класса и никогда не было желания перейти в какую-нибудь другую, ведь эта атмосфера, наши добрые и искренние учителя, наши незабываемые поездки, о которых я постоянно вспоминаю… Это место стало моим вторым домом! Столько прекрасных людей и радостных минут мне подарила эта школа и дала прекрасное образование!
Хочется поблагодарить каждого учителя, который внёс свой вклад в наше воспитание и отдельно сказать спасибо нашему классному руководителю Чус Ольге Николаевне! Также хочется пожелать нашей любимой школе сохранить ту тёплую и дружественную атмосферу, которую она хранит в себе уже 100 лет и побольше хороших учеников!

Ольга Лаптева

Я выпускница школы, которая подарила мне самые тёплые воспоминания) помню всешкольную почту влюблённых на 14 февраля, когда на уроках разносили почту) помню день самоуправления и теннисный стол в подвале, куда мы на переменах ходили играть) а ещё еда в столовой по талончикам и огромные толпы в буфете помню выступления нашего «классного» хора в конкурсе песен к 9 мая, весь этот ажиотаж и репетиции! Но все эти воспоминания неразрывно связаны с нашим классом и с Чус Ольгой Николаевной! Прожив вдали от нашей школы уже больше 15 лет, я понимаю, как много мне дали эти люди (пусть даже кто-то и за косички дёргал) и как я счастлива, что у меня есть эти воспоминания 11 «М» выпуск 2005!

 

Вопоминания об И.М.Суворове, чье имя носит школа

Воспоминания Нины Васильевны Черняк, учителя истории , ветерана-пенисонера  СШ № 2:

«Мне довелось работать  при Иване Михайловиче Суворове. Это был замечательный руководитель. Каждый учитель находил в нем поддержку. Тактичный, вежливый, внимательный.

 Я бывшая ученица этой школы. Окончив её, я с 1961 года работала делопроизводителем в нашей школе, потом – библиотекарем. В школе не хватало учителя начальных классов. И.М.Суворов вместе с завучем  Б.А.Марченко уговорили меня взять первый класс. У меня не было специальной подготовки, но меня поддержала администрация. Борщ А.И. , учительница начальной школы, передала перед уходом на пенсию мне много методической литературы. Мне помогли другие  учителя: Сокол Н.Н., Кваша Н.Н. и другие. Свой 1 класс я довела до 10 класса и выпустила. 

С пятого класса я вела  историю после ухода Шаройченко И.Х.  и была классным руководителем. И.М.Суворов всегда и во всем меня поддерживал, вселял уверенность в своих силах. Я посещала не раз его уроки истории. Они были очень интересными.

 Иван Михайлович был эрудированным педагогом. В школе я отвечала за туристические поездки. Объездила с учениками  многие места Советского Союза. И всегда чувствовала поддержку Ивана Михайловича».

Воспоминания Александры Тимофеевны Никоновой, бывшего  учителя истории СШ № 2:

«Иван Михайлович Суворов был спокойным, тактичным.  Даже замечание учителю он делал очень тактично, что на него просто невозможно было обидеться. Заботился о каждом он по-отечески.

Помню, с 1968 года я работала в школе библиотекарем. Зарплата была маленькой. Денег не хватало. Тем более мой муж был в армии, а у меня рос маленький сын. Приходилось подрабатывать. Я рисовала  для школы, писала плакаты. Иван Михайлович оформлял для меня договор выполнения работ, и я получала  дополнительную прибавку к зарплате. Директор звонил в военкомат и интересовался, положено ли пособие для ребенка, если отец его служит.

Иван Михайлович всегда входил в положение  другого человека, он избегал острых углов, был «притушителем».

Воспоминания Ларисы Ивановны Пономаренко, бывшего  учителя начальных классов, завуча СШ № 2:

«Я окончила среднюю школу  № 2 в 1959 году, а с 1968 года начала в ней работать учителем, вплоть до ухода на заслуженный отдых преподавала в родной школе.

Мои воспоминания об Иване Михайловиче Суворове самые светлые. Кто он для меня? Скажу так – учителей учитель! Директор директоров! Изумительный человек!  Он обладал большой душой и добрым сердцем! Был необычайной работоспособности и выносливости. Став директором школы в послевоенное время, Иван  Михайлович проявлял острое чувство жалости  к вдовам, детям-сиротам. При нем в школе не было невежества. Мы, учителя, получили вкус к развитию, образованию. Всем хотелось больше знать и учиться. Входя в учительскую, Иван Михайлович делал учителям комплименты. Иван Михайлович был аккуратным человеком. Следил, чтобы в школе была чистота. Он не мог пройти мимо лежащей на полу бумажки. Умел сплотить коллектив.

 Летом учителя вместе с директором школы  выезжали  отдыхать на Азовское и Черное моря. Иван Михайлович был душой коллектива. При нем всем было весело. Он шутил, рассказывал анекдоты, разные истории. Учителя по очереди каждый день готовили еду на отдыхе. Директор всегда хвалил каждого «повара» за приготовленное блюдо.

 В школе не проходил мимо, чтобы не сказать кому-нибудь  доброе слово, реплику, комплимент. Умел поднимать дух и уверенность в себе.  Помню, к нам приехала краевая комиссия для проверки. Должны были прийти ко мне на урок. Я очень волновалась. Иван Михайлович поддержал меня. Сказал: «Иди, не волнуйся, веди урок спокойно. Они сами ничего не знают». Это был очень эрудированный учитель. Умел соединять изучаемый материал с жизнью, часто рассказывал ученикам о себе».

Кашапова Светлана Владимировна (Вертипорох), бывший корректор газеты «Единство», выпускница 1964 года СШ № 2:

«Ученики любили Ивана Михайловича. Помню, мальчишки-одноклассники из моего девятого класса  все до одного пришли в школу с побритыми наголо головами.  Их вызвали к директору. Мы переживали за них. Но вышли наши мальчики из кабинета не озабоченными, а веселыми. Директор с юмором поговорил с ними. Мальчики больше не брили головы. Поразительно, но несмотря на доброту директора, в школе были очень хорошая дисциплина и успеваемость».

Чиж Анна Александровна, председатель профсоюза ЗАО «Колос», выпускница  1971 года:

«Мы, учащиеся, всегда восхищались своим директором. В праздничные дни он приходил в школу в военной форме, всегда с хорошей выправкой. К Ивану Михайловичу у нас всегда было огромнейшее уважение».

Из воспоминаний Елены Ивановны Долговой, учителя немецкого языка МАОУ СОШ №2:

«Иван Михайлович – высоко эрудированный, знающий и понимающий историю. В школе преподавал историю и обществознание в старших классах. Учитель и директор просто необыкновенный. Он умел находить общий язык как со старшим, так и с молодым  поколением.

Выдержанный, организованный, эрудированный.

То был до мозга костей комсомолец, коммунист.

Мне пришлось поработать с Иваном Михайловичем 6 лет. Но это такие незабываемые годы.

Назначили директором Ивана Михайловича в СШ №2 после того, как он был заведующим отдела агитации и информации райкома партии.

Первое знакомство с И.М. Суворовым осталось в памяти на всю жизнь. В 1973 году в Краснодар приехала в крайоно на распределение.  И случайно встретилась с Оробей Г.Ф, завучем СШ №2. Увидев меня и узнав, что я учитель немецкого языка, начал уговаривать, что СШ №2 — самая лучшая, и директор в школе  — самый лучший, и подскажет, и научит, и поможет. Не успела я опомниться, как уже сидела в машине и ехала в Павловскую. Приехали мы домой к Ивану Михайловичу, который пригласил меня к себе ночевать, потому что я, само собой, никак еще не устроилась. Мне выделили отдельную комнату, шикарную кровать, я даже растерялась. А потом пили чай с пирогами под орехом и разговаривали всю ночь, рассказывали друг другу о себе. Утром Иван Михайлович распорядился завхозу, чтобы мне нашли жилье, выделили машину, чтобы перевезти мои вещи. Вот так я и осталась в СШ №2.

Иван Михайлович – очень широкая и большая душа. Двери его дома были открыты для всех: для коллег, для друзей. Вместе с женой для меня и для многих это были  самые гостеприимные люди в Павловской. Великолепное чувство юмора помогало Ивану Михайловичу преодолевать трудности. Руководя самым большим педагогическим коллективом умел проявлять остроумие, всегда находил правильное решение, моральную поддержку.

Я всегда восхищалась тем, как он умел сплачивать коллектив, постоять за молодого педагога. По поручению райкома партии Ивану Михайловичу надо было посещать уроки молодых учителей, а потом отчитываться перед райкомом  и на педагогических советах. Никогда нас, молодежь, не ругал Наоборот, своим примером на своих уроках показывал, как надо работать. Молодой учитель никогда не чувствовал себя неуверенно, всегда в присутствии директора на уроке чувствовал себя спокойно. Знали, Иван Михайлович никогда не унизит, бестактно не оборвет молодого учителя, всегда тактичен при написании замечания или рекомендации, даже шутливо, с юмором мог прокомментировать урок. И  никогда не было на него обиды, наоборот, всегда воодушевление и чувство благодарности Ивану Михайловичу.

Помню, веду урок, Иван Михайлович присутствует на уроке, за последней партой сидит и вместе с учениками листает страницы учебника. Директор очень хорошо знал и разбирался в немецком языке. Думаю, ну все, может я ошиблась и детей запутала, смотрю на директора. А  Иван Михайлович понял мое волнение, не вмешался никакими репликами, я спокойно, уверенно  без ошибок довела урок до конца.

Иван Михайлович всегда мудро и очень правильно реагировал на непредвиденные ситуации. Был такой случай. Собрал всех педагогов  директор в кабинете  и говорит: «Завтра неожиданная краевая проверка. Очень прошу вас всех надеть самые лучшие платья, костюмы, туфельки, сделать прически. Вы в школе все самые красивые, и наша задача затмить проверяющих прежде всего своей неотразимой внешностью. Как говорится, встречаем  по одежке.» Ничего и никогда у этого человека не оставалось без внимания. Если учитель  надел новый костюм, платье, блузку, галстук, пришел в какой-то обнове в школу, умел сделать такой комплимент, что учитель просто расцветал и был на седьмом небе от счастья.

Иван Михайлович поддерживал в школе самые разные инновации. В 1973 году в школе был создан  Клуб интернациональной дружбы «Красная гвоздика». Руководила клубом Тихомирова А.Д., филолог школы. Ребята СШ №2 вели переписку с учениками из ГДР. И мне, тогда еще совсем молодому педагогу немецкого языка, предложили организовать встречу учащихся школы с иностранцами.

15 декабря 1973 года эта встреча состоялась. 20 человек студентов-иностранцев Кубанского государственного института приехали в нашу школу. 20 студентов-африканцев (негров, которых дети видели только по телевизору), пели на кубанском наречии «Ты ж мэнэ пидманула». В школьной столовой старшеклассники, ученики 10-х классов,  сами готовили чаепитие, а еще кубанские угощения с мясом, салатами. Одновременно репетировали концерт: песни, стихи, танцы.

Сама встреча проходила в спортивном зале, где собрались родители, ученики, приехали выпускники разных лет. Для всей станицы это было грандиозное событие.  Первым выступал Иван Михайлович, выступал просто бесподобно. Переводчиком была Данилец М.Г., заведующая кафедрой филологии для иностранных студентов Кубанского института, приехавшая вместе с иностранцами.

Встреча была незабываемой.   Но мы и не догадывались тогда, сколько Иван Михайлович потратил нервов на то, чтобы эта встреча состоялась. Нужно было все согласовать в райкоме партии, ведь приезд иностранцев – дело политическое, и ударить в грязь лицом просто нельзя было, могли даже исключить из партии. Пришлось решать очень много организационных вопросов. Но обо всем этом мы узнали спустя несколько лет, а тогда всем было здорово, интересно, весело.

Иван Михайлович в 1979 году вышел на пенсию, но продолжал посещать школу каждый день, оказывал помощь новому директору Ризель П.Ф., защищал школу и поддерживал авторитет школы на разных уровнях, особенно в райкоме партии. Сам лично присутствовал на всех партийных собраниях, принимал участие во всех партийных и политических мероприятиях.

Умел всегда видеть в учителе перспективу. Так в 1990 г. он увидел в молодом учителе истории и ОБЖ Жогло А.А. будущего директора школы.  Райком партии был против кандидатуры Жогло А.А. и не утверждал ее, но в школе было проведено открытое партийное собрание,  и большинством голосов кандидатура Жогло А.А. была утверждена, а в райкоме партии кандидатуру будущего директора школы отстаивал Суворов И.М.  И правильное решение было принято. Жогло А.А. стал директором школы и до 2001 года руководил ею, перейдя на пост руководителя управления  образования.

Вот таким и запомнился мне И.М. Суворов, человек – душа,  просто  удивительный человек. Таких людей сейчас осталось очень мало. Добрая, светлая  и вечная ему память».

Семенова Виктория Владимировна, учитель музыки: «Почему я выбрала профессию педагога? Этот вопрос я задаю себе постоянно.

Ничего в нашей жизни не случается просто так. Дорога в школу меня привела  совсем неожиданно: война на Донбассе, переезд в Россию, постоянные поиски работы. И вдруг неожиданно мне предложили работу в школе, так как имею образование педагога, артиста-вокалиста. Согласилась. Страшно, непонятно, но нужно определяться в жизни, а для этого пересмотреть отношение, в первую очередь,  к себе и детям. А что я могу дать им? Что вообще может дать один человек другому? Кроме капельки тепла. Что я могу? И что я хочу? 

Прошло совсем немного времени, и вот сейчас могу с уверенностью сказать, не могу без школы, без детей. Каждый день я вижу учеников, которые смотрят на меня широко раскрытыми глазами, ожидая чего-то необычного и интересного.

Я поняла, чтобы добиться чего-то в этой профессии нельзя без талантливых детей, а делаем детей талантливыми только мы. Поэтому, когда мои ученики становятся призерами конкурсов, выступают на сцене или даже просто проявляют заинтересованность к моему предмету и хотят как можно больше узнать, прийти на внеклассное  занятие, я испытываю огромную гордость не только за них, но и горжусь собой. Горжусь тем, что ношу это почетное звание – учитель.

Я верю — каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по-своему. Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. Я хочу, чтобы мне всегда хватало терпения, разглядеть в подростке звездочку, поддержать, подсказать, помочь ему направить свою энергию в нужное русло. А еще нужно создать ему благоприятные условия для этого творчества. Нужно столько сделать! Мне самой сделать… А это нелегко…

Признаюсь, я часто на перемене прислушиваюсь к разговорам детей. Их мысли вслух пробуждают далекие воспоминания детства, переносит во времена «когда деревья были большими», и все казалось таким непонятным, но в то же время простым. Все это рождает приятное, теплое чувство. Благодаря этой профессии я меняюсь: как личность, и как педагог. И мне нравятся эти изменения. Мне не жалко ни своего времени, ни своих усилий, совершенствуя себя и своих учеников.

Мне интересно в школе. Школа – это место великих событий. И не только для детей, для которых каждый день – это яркая частичка их будущих воспоминаний о школе, но и для учителей тоже. Здесь не бывает скучно, грустно и рутинно.

Как можно уйти, оставив все это?

Я верю в себя,  в своих воспитанников, и у меня появляется  столько энергии, что с этой энергией всем вместе можно сделать многое, и даже зажечь на небе новую звездочку. А это важно. Ведь «если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно». И еще…я хочу, чтобы каждый из нас был кому-то нужен: и я, и вы, и этот порою неказистый подросток. И, конечно же, я хочу верить, что каждая зажженная мною звездочка станет для кого-то в этом мире чистой, светлой, доброй и верной путеводной звездой.

 И тогда всем будет хорошо. А для меня главное, чтобы было хорошо детям в свете этой путеводной звезды  легко и уверенно шагать по жизни, совершая на своем пути добрые и благородные поступки».

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы):

 Михайленко Тамара Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе,

Филобок Елена Ивановна, руковоитель школьного музея «Малая Родина»,

Стороженко Елена Васильевна, заместитель директора по научно-методической работе