МАОУ СОШ №8 с.Кашино Сысертский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России» 

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8» С. КАШИНО
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Куваева Людмила Константиновна
1.3.        Почтовый адрес

 

624021 Свердловская область, Сысертский район, с.Кашино, ул.Школьная, 13
1.4.        Телефон

 

8 (34374)6-31-51
1.5.        Сайт

 

http://kashinoschool8.ucoz.ru/
1.6.        Электронный адрес

 

Ekaterina1951@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

1-4 классы – 215

5-9-204

10-11-25

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

Подробная информация представлена на сайте школы

http://kashinoschool8.ucoz.ru/index/pedagogicheskij_kollektiv/0-18

 

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Что может дать современная школа ребёнку с точки зрения успешности в будущем?” – вот главный вопрос, которым задаются родители, приводя сегодня детей в школу.

 

Исходя из этого требования, в программе развития школы мы обозначили модель выпускника, включающую в себя с одной стороны уровень освоения образовательной программы, а с другой – уровень его личностного развития.

 

Важнейшими направлениями личностного развития, которые должны помочь нашим учащимся адаптироваться в обществе, мы считаем:

 развитие эмоциональной сферы;

развития коммуникативных качеств;

развитие творческих навыков, лежащих в основе любой продуктивной успешной деятельности.

Как организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы подготовить учащегося как к дальнейшему профессиональному образованию, так и к гармоничному социальному взаимодействию?

 Усилия коллектива в поиске ответа на этот вопрос привели к построению адаптивной модели школы.

 Школа реализует основные общеобразовательные программы:

 Образовательные программы первой ступени обучения: основные общеобразовательные программы начального общего образования (нормативный срок освоения 4 года)

Образовательные программы второй ступени обучения: основные общеобразовательные программы основного общего образования (нормативный срок освоения 5 лет)

Образовательные программы третьей ступени обучения: основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (нормативный срок освоения 2 года)

Образовательные программы специального (коррекционного) обучения: общеобразовательные программы для умственно отсталых детей (нормативный срок освоения 9 лет)

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» с. Кашино – это школа психологического комфорта, взаимного доверия и уважения на всех уровнях: учащиеся, родители, педагоги, администрация.

 Педагогический коллектив школы – содружество профессионалов-единомышленников, задача которых – построить школу равных возможностей для детей с различным уровнем одаренности.

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

http://kashinoschool8.ucoz.ru/index/materialno_tekhnicheskoe_obespechenie_i_osnashhjonnost_
obrazovatelnogo_processa/0-41Подробная информация представлена на сайте школы в данном разделе (см. ссылку)
2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

С 1880 года в деревне Кашино существует смешанная школа. Сначала она была церковно-приходской, а с 1893 года перешла в ведение земства. (Земство – до революции 1917 г.: местное самоуправление в сельских местностях с преобладанием дворянства в его органах).

В Кашино школьное здание построено попечительством.

(Попечительство – в  Царской России: учреждения для попечения  о ком-,  чем-нибудь. Попечение – покровительство, забота).

 

2.2.            Обстоятельства создания школы

 

С 1880 года в деревне Кашино существует смешанная школа. Сначала она была церковно-приходской, а с 1893 года перешла в ведение земства. (Земство – до революции 1917 г.: местное самоуправление в сельских местностях с преобладанием дворянства в его органах).

В Кашино школьное здание построено попечительством.

(Попечительство – в  Царской России: учреждения для попечения  о ком-,  чем-нибудь. Попечение – покровительство, забота).

  В школу дети поступали  8 лет и обучались в течение трех лет. Обучались как дети крестьян, так и дети рабочих Ильинского завода.

Мы имеем свидетельство, которое может многое рассказать  нам о народном образовании ХХ века:

Представительница сего Беспалова Анна Степановна, 1903 года рождения,  вторая дочь в семье крестьянина Кашинского сельского общества Сысертской   волости Екатеринбургского уезда Беспалова Степана Ивановича, – пошла в школу  восьми лет в 1911 году. Школа называлась тогда Кашинское народное училище. Учеба в училище 3 года (обучалась в училище с сентября 1911 года по май месяц 1914 года).

В преподаваемых предметах оказала следующие успехи:

в Законе Божием    отлично  5

Чтении                    отлично  5

Арифметике           отлично  5

и поэтому в удостоверение окончания курса  чтения  и дано ей, Беспаловой Анне, это свидетельство от екатеринбургского Училищного совета за надлежащим подписом, с приложением  печати.

Екатеринбург. 30 августа 1914 года

Председатель Совета, инспектор народных училищ 1 района Попов

__________________________________________________________________

 

Со свидетельством  учащиеся получали книгу Евангелие. На одной книге, хранившейся в семье Подкорытовых, нашли вставку:

__________________________________________________________________

ХIII очередное Екатеринбургское Уездное Земское Собрание в заседании своем 25 октября 1882 года постановило: подарить всем оканчивающим курс в народных школах екатеринбургского земства по одному экземпляру святого Евангелия.

Исполняя это постановление школы Собрания, Уездная Управа дарит книгу ученику Кашинской школы  Петру Подкорытову, ныне успешно окончившему курс Августа 30 дня 1913 г.           

 

Председатель Екатеринбургской Уездной Земской Управы Симонов

__________________________________________________________________

В 1904 году (по воспоминаниям Суриной Любавы Николаевны – школьной нянечки) в каждом классе училось по 15-20 учеников. Всего обучалось 60 человек.

Нам удалось выяснить, что одними из первых учительниц были Чернышова Анна Ивановна и Сергеева Матрена Николаевна. Из воспоминаний Суриной Татьяны Павловны: «Когда я училась в школе, Анна Ивановна была уже пожилой. Жила она с Матреной Николаевной в школьном доме. Вскоре Анна Ивановна умерла, а Матрена Николаевна переехала в Сысерть, работала директором школы. Матрена Николаевна была строгой, требовательной учительницей».

В 20х-30х годах школа была первой ступени с 1 по 4  классы. (см. Приложение).

В школе была создана пионерская организация.

К датам красного календаря школьники ставили спектакли разучивали  песню.

К дню Парижской коммуны – пели песню: «Вы жертвою пали в борьбе роковой за честь и свободу отчизне…»

К дню 8 Марта разучивали песню Некрасова:

«В полном разгаре страда деревенская…

                         Доля ты! – русская долюшка женская!

                          Вряд ли труднее сыскать».

1 Мая  с барабаном, с красным флагом ходили по деревне и пели песни.

Пионеры помогали колхозу в посадке и уборке овощей, собирали металлолом и золу. Помогали в ликвидации неграмотности.

В Кашинской школе бережно хранят память о директоре Иване Федоровиче Смагине, который был назначен заведующим Кашинской начальной школой в сентябре 1934 года, где проработал 10 лет.

Много времени и сил отдал Иван Федорович подрастающему поколению. Вместе с ребятами ходил в походы по родному краю, разрабатывал пришкольный участок, обогащал классы наглядными пособиями, хорошо играл на мандолине, приучил любить музыку и детей.

В школе в то  время работали различные кружки по интересам, в которых дети занимались с удовольствием.

Ставили спектакли не только для школьников, но и для населения.

И.Ф. Смагин часто выступал с лекциями на злобу дня, занимался ликвидацией неграмотности среди населения.

За хорошую работу его не раз награждали грамотами, путевками на курорт, премировали поездками в Москву, Ленинград, выдвигали делегатом на областные совещания учителей. И.Ф. Смагину было присвоено персональное звание учителя начальной школы.

При руководстве Смагина И.Ф. школа становится семилетней в 1940 году.

В 1943 году был первый выпуск семилетней школы.

30-40ые годы

 

Годы войны (1941-1945) явились испытанием для учащихся и учителей школы.

Вместо портфеля – холщевая сумка, тетрадей не было, писали на старых книгах и газетах между строчками. Чернила изготовляли из свеклы, варили из веточек тополя. Часто школьники помогали колхозу «Октябрь» на прополке овощей, во время покоса заготовляли сено, собирали колоски. Занимались учащиеся сбором лекарственных растений: ромашки, березовых почек, крапивы, мать-и-мачехи. 

В дни войны в школе развернулось тимуровское движение. Тимуровцы взяли на себя нелегкие заботы помогать семьям воинов, сражавшихся на фронте: готовили к зиме дрова, сено, ухаживали за малолетними детьми.

Из газеты «Путь к коммунизму» 14 февраля 1943 года № 18 (678) страница 1:

                        В работу включились тимуровцы.

У Трошковой Г.И. 3 сына  в Армии. Тимуровская команда Кашинской НСШ наколола дров  Трошкову 3,5 куба, вывезла  снег из ограды, ежедневно носит воду.

К красноармейке Назаровой Анастасии прикреплены 8 школьниц, которые поочередно следят за ее детьми.

Сегодня  в кашино тимуровцы выходят на вывозку дров для семей красноармейцев т.т. Малых и Сурина…

                                                                                                    Зайцев

 

Правление колхоза «Октябрь» выделяло продукты, муку, овощ для школьников. Няня – сторож варила обеды учащимся.

Света не было, одна лампа-коптилка на всю школу.

Многие школьники оставляли школу и шли работать в колхоз. На строительство ГЭСа, которое началось в 1943 году.

50-60ые годы

В 50-ые-60-ые годы активно работают пионеры. Они собирают металлолом, золу для полей колхоза, помогают в уборке урожая моркови капусты, турнепса.

До 1961 года школа была семилетней, а в 1963 году – первый выпуск восьмилетней школы -32 человека.

 

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Куваева Людмила Константиновна май 2009г – наст.вр.

Чалкова Алла Вениаминовна май 2008-2009г.

Юровских Раиса Сергеевна 1998-2008г

Чусов Вячеслав Анатольевич 1997-1998г.

Калинин Иван Ермилавич 1996-1997г.

Пронина Валентина Васильенва 1982-1996г.

 

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

 
2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

 
2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

 
2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

 
3.2.            Ценности школьной жизни

 

 
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Символом школы является  бесконечноть. Знак бесконечности был выбрана учащими школы при повороте номера школы.
3.4.            Традиции и ритуалы

 

 
3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

·         День Знаний (1 сентября);

·         Памятные даты военной истории России ( по графику РВИО);

·         Заседание актива (еженедельно со второй недели сентября);

·         Общешкольная линейка (еженедельно со второй недели сентября);

·         День солидарности в борьбе с терроризмом (4 сентября);

Международный день памяти жертв фашизма (Всемирный день журавля 9 сентября)

·         День мира (21 сентября);

·         День открытых факультетов ДОО «Апейрон (25 сентября);

·         Всемирный день туризма ( 27 сентября);

·         Веселые старты (2-3 неделя сентября);

·         Квест «Зеленый светофор» (сентябрь)

·         Международный день улыбки (квест 1 октября);

·         День учителя ( 5 октября);

·         Посвящение в первоклассники (25 октября);

·         Посвящение в пятиклассники (27 октября);

·         Праздник Осени (26 октября);

·         Школьный этап «Кросс нации»( 15 сентября);

·         Месячник пожилого человека (Октябрь);

·         День народного единства ( 4 ноября);

·         Всемирный день доброты (13-24 ноября);

·         Всероссийский день призывника ( 15 ноября);

·         Международный день толерантности ( 16 ноября);

·         День рождения Деда Мороза ( 17 ноября)

·         День матери (26 ноября);

·         Проект «Я в форме» ( 1-25 ноября);

·         День борьбы со СПИДом ( 1 декабря);

·         Международный день объятий (1-7 декабря);

·         Неделя борьбы с коррупцией (приуроченная к Международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря);

·         День Конституции ( 12 декабря) ;

·         Новогодняя елка ( 21,22,25 декабря);

·         Неделя математики ( февраль);

·         Пушкин жив  ( 9 февраля);

·         Организация сельской Лыжни России 2018 (9 февраля);

·         Квест «День всех влюбленных» ( 14 февраля)

·         Школьная дискотека (16 февраля);

·         Зарница ( 22 февраля);

·         Масленица (16 февраля);

·          Веселые старты приуроченные к Дню зимних видов спорта ( 26 февраля);

·         Мираж весны( 1-7 марта);

·         Прощание с азбукой (16 марта);

·         Международный женский день ( 7 марта);

·         Всемирный день земли и воды ( 20 -22 марта);

·         День открытых дверей для будущих первоклассников (27 марта);

 

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Детская общественная организация «Апейрон», что в переводе означает бесконечность  создана в школе в 2014 году, и является лучшей ДОО района, по результатам смотра конкурса 2017-2018 года.
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

 
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа точная дата основания села, вернее деревни Кашино также неизвестна. «Словарь статистических данных Пермской губернии» Н. Чупина самый ранний и единственный документальный источник, подтверждающий, что деревня Кашино уже существовала в 1703 году, принадлежала к ведению Арамильской слободы и по данным 1869 года: «жителей  было 910, домов112»[1].

В XVIII веке, когда на Урале стала усиленно развиваться горнозаводская промышленность, когда на реке Сысерть образовался куст металлургических заводов, жители Кашино были приписаны сначала к Сысертскому заводу имени императрицы Анны. Приписные крестьяне — в России XVII — первой половине XIX века государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати, работавшие на казённых или частных заводах и фабриках, т. е. прикреплённые (приписанные) к ним. В конце XVII в. и особенно в XVIII в. правительство для поддержки крупной промышленности и обеспечения её дешёвой и постоянной рабочей силой широко практиковало приписку государственных крестьян к мануфактурам на Урале и в Сибири.[2] Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без определённого срока, т. е. навечно. Они заготавливали дрова для завода, томила уголь, добывали торф. В 1854 году возле Кашино был основан еще один завод – Ильинский, листопрокатный (См. Приложение 3. Фотографии Ильинского завода 1906-1912 год. Фото 1-4). Теперь многие кашинцы работали уже непосредственно на заводе. Катали железо, которое было очень высокого качества. «Говорят, что его можно было свернуть в трубочку, как курительную бумагу.»[3] (См. Приложение 4. Фото листа железа, произведенного на Ильинском заводе). На заводе за историю его существования  числилось до 500 человек.

Путешествуя по Уралу в 1857 году,  крупный русский экономист того времени В.П. Безобразов пишет: «Вместе с сыном одного из владельцев Сысертских заводов П.М. Турчаниновым…мы ездили на Ильинский завод…я мог видеть без всяких официальных декораций, действительную происходящую передо мной жизнь горнозаводского мира…между прочим упомяну о замешательстве в крестьянском вопросе…»[4] Здесь, скорее всего, речь идет о непростом положении приписанных к заводам крестьян. В 1921 году Ильинский завод был закрыт.

Работая на заводе, однако, без собственного хозяйства не проживешь, каждая семья имела пашню – десятин 10. Для сравнения «к 1900 году, средняя величина земельного надела на душу мужского населения по всем губерниям Европейской части России равнялась 2,6 десятинам. Десятина — старая русская единица земельной площади. Применялось несколько разных размеров десятины, в том числе «казённая», равная 2400 квадратным саженям (109,25 соток; 1,09 га) и использовавшаяся в России до введения метрической системы. Десятина представляла собой прямоугольник со сторонами в 80 и 30 («тридцатка») или 60 и 40 («сороковка») саженей и носила название казённой десятины. Была основной русской поземельной мерой. Известно с XIV века. В «Книге сошного письма» даётся следующее определение десятины: «В десятине 80 сажен длинник, поперечник 30 сажен, а дробных (то есть квадратных) в десятине 2400»[5]. Однако, по рассказам старожил, были люди, не имевшие своей земли, они нанимались на работу к другим: сеяли лён, заготавливали сено.

Жизнь Кашино в 18-19 веке была тесно связана с проходившим рядом Челябинским трактом. Проезжающие люди останавливались в Кашино на ночлег на постоялых дворах или прямо в поле в окрестностях деревни. Поили и меняли лошадей, варили кашу.

Именно по Челябинскому тракту через Кашино погонщики гнали скот, вероятно здесь в Кашино был скотопрогонный пункт. Скот гнали широкой полосой, а предприимчивые жители села выкапывали на дороге ямки и маскировали их сверху, часть овец застревала в этих ямах, и служили добычей предприимчивым «баранникам» – так прозвали предприимчивых жителей села. Надо сказать, что это прозвище до сих пор сохранилось и жителей Кашино часто называют «баранники».[6]

XXI век с его потрясениями войнами и революциями оставил свой след и в истории села Кашино. Во время гражданской войны на селе особых героев не было. Жители вместе со скотом дружно убегали в леса, как от белых, так и от красных. В 1927-1928 гг. в Кашино была организована коммуна, а еще через год – колхоз «Октябрь». Как и по всей России некоторые, что из бедноты вступали в колхоз сразу, а зажиточные выжидали…

В 1931 году был подожжен колхозный склад с зерном. Сгорел и сельхозинвентарь. Сейчас на этом месте построен торговый центр, но старожилы до сих пор называют это место – Горело.

Первым председателем был избран Сурин Василий Михайлович. Среди первых, кто вступил в колхоз, были Сурина Клавдия Васильевна, Трошкова Елизавета Павловна, Черноскутова Ольга Антоновна, Одношевин Василий Дмитриевич, Сурин Константин Петрович и многие другие, в основном беднота. Жители села вели скотину на общий двор (это поместье Сурина Кузьмы Федоровича, расположенное в центре села, где в настоящее время находятся магазины «Продукты» и «Садовод»). Другие выжидали, какая жизнь будет в колхозе. А жизнь была трудная – работать приходилось много: сеяли, жали, вязали в снопы, метали зароды, косили.

Главное задачей коллективизации Партия провозглашала ликвидацию кулачества как класса. Согласно секретной инструкции ЦИИ ССР и Совнаркома от февраля 1930 г. запрещалась аренда земли и наемный труд.

Раскулаченными оказались не только «крепкие» крестьяне, но и «середняки». Трагичная судьба «середняков» села, которых подвергли разорению.

Из воспоминаний сторожил удалось узнать следующее:

Волков Петр Семенович – коренной житель Кашино. Он и его два брата – участники Первой империалистической войны. Дослужились до чина офицера. В годы революции и гражданской войны Волков Петр Семенович и его сыновья шили седла для коней и сапоги для солдат Красной Армии. У Петра Семеновича было большое хозяйство: кони, коровы, овцы. Сам выделывал шкуры крупного рогатого скота.

Дом, в котором жили Волковы, находился в центре села. Это было большое здание с восемью окнами на улицу. Убранство дома небогато. Деревянные лавки вокруг стен, большой стол, большая деревянная кровать, несколько сундучков, шкаф для посуды. В одной из комнат находилась сапожная мастерская.

Петр Семенович унаследовал от отца мельницу, которая находилась на реке Сысерть на краю села. Жители Кашино обращались к хозяину с просьбой смолоть зерно. Никогда не отказывал, плату за работу бал небольшую. Петр Семенович был женат на Анастасии Петровне (жители просто звали ее Петровна). У них было три сына Николай, Иван, Александр и дочь Александра. Семья была дружная, дети росли добрыми и послушными. Петр Семенович женил двух сыновей. Дочь Александра вышла замуж за Климина Федора Ивановича и жила в Арамили. Казалось, все идет хорошо. Но страшные  30-е годы XX века потрясли наше село. Семью Волкова Петра Семеновича раскулачили и выселили из села.

Это происходило в Великий пост. Около дома Волковых собралась толпа народу. Из дома выносили вещи и «продавали». Младший сын попросил оставить гармошку. Около дома стояла лошадь, в санях находился какой-то скарб. Выселяли только хозяина дома Петра Семеновича. Сыновья с женами могли остаться в селе. Но они в знак солидарности с отцом тоже поехали на север. Вышел Петр Семенович. Снял шапку, перекрестился, на четыре стороны, поклонился народу, сел с женой в сани, лошадь тронулась, сыновья со снохами пошли за ним. Младший заиграл в гармошку. Столько было народу, все плакали и долго стояли, не  шелохнувшись, пока не скрылись из виду уезжающих.

-Ох, и жутко было, – вспоминала Сурина Татьяна Павловна.

Что же ждало этих опытных и предприимчивых крестьян?

Оказавшись на севере, они взялись за работу. Выкорчевали пни, разработали пашню, посадили зерно. Урожай был небывалый, но Советская власть до зернышка забрала все. В письме к дочери в Арамиль Волковы писали, чтобы очистки от картошки не выбрасывали, а сушили и посылали им. Несмотря на невзгоды семья Волковых «не сломалась», не озлобилась.

Их семья была реабилитирована в 1948 году. Петр Семенович и его жена не узнали о реабилитации.  Они вскоре после выселения умерли. Сыновья с семьями возвратились в город Сысерть. Александр Петрович-участник Великой Отечественной войны, служил в разведке, имеет ордена и медали.

По воспоминаниям внучки Петра Семеновича Емельяновой Капитолины Федоровны, которая только в 2004 году побывала в Кашино, мы узнали, что дети Волкова прожили достойную жизнь.

Сурин Кузьма Федорович – небольшого роста, работящий черноволосый человек. В молодости на своем участке выкорчевал пни, убрал камни, расчистил место под пашню. Это пашня получила название Кузьмина чаща.

Кузьма Федорович имел два дома на одной ограде, в одном из них жил сын Григорий Кузьмич с семьей, а в другом – он сам. Имел каменный магазин – лавку, где продавал сахар, вино. В хозяйстве было несколько лошадей, коров, овец. Нанимал на временную работу тех, кто победнее: для посева зерна, для жатвы, сенокошения. Со временем стал скуповат, прижимист.

Работников отдельно кормил от себя. Им давал похлебку, себе – пирожки, шанежки.

Во время раскулачивания Кузьмы Федоровича выселили в небольшой домик на Старой улице, ныне Первомайской. Его не отправили из села, так как он был преклонного возраста.

В 1931 году поместье Кузьмы Федоровича, где теперь находился колхозный склад с зерном, сельхозинвентарь, а также скот, сгорело. Кто поджег? Разные были предположения, кто говорил, что доярки во время вечерней дойки оставили открытый огонь.  Другие предполагали, что это противники колхозного строя сделали.

Часто Кузьма Федорович уезжал из дома, жил где-то в городе. Приезжал оборванный, грязный. Жена внука выстирает белье, поставит заплаты, а Кузьма Федорович скажет:

-Не надо этого делать, пусть видят: до чего меня довела Советская власть.

Умер в бедности. Дети (их было трое – Григорий, Мария, Александр) отказались от отца.

Падерин Петр Степанович и его жена Александра Федоровна жили на Старой улице (ныне Первомайская). Жили Падерины справно: имели двух лошадей, трех коров, овец, машинку молотилку. Своих детей у них не было, они взяли на воспитание двух детей Аню и Петю.

В 1929 году Петр Степанович вошел в колхоз. Во время раскулачивания Петр Степанович узнал, что его семья тоже подлежит раскулачиванию, и накануне, когда должны были забирать имущество, он погрузил на сани все, что поценнее, забрал семью, оставил дом и то, что невозможно было увезти: сани, телеги, сбруи – увез на Малочистовский торфяник. Это были глухие места с восточной стороны Свердловска. Семья поселилась в барачном доме, где проживали еще три семьи приезжих, а затем переселились на Чистовский торфяник, и там продолжали трудиться.

В центре села Кашино до сих по стоят добротные дома. Рядом с домом Петра Семеновича жил Сурин Степан Петрович, а рядом с ним Кривошеин Павел Степанович. Эти люди тоже были раскулачены.

На улице Ленина 131 стоит пятистенный на пять окон дом. Здесь поживала семья Сурина Григория. До сих пор старожилы вспоминают этого здорового, высокого мужчину, который работал за четверых. Когда то он работал на Ильинском заводе, возил болванки с Северного завода на Ильинский. Когда разгружали, все несут по одной пачке, а он – по две. Он тоже был раскулачен.

В годы Великой Отечественной войны сотни жителей села ушли на фронт. Больше 160 не вернулись. О героях и солдатах из числа наших земляков мы с особым трепетом чтим память, особенно дорого то, что жителя нашего села стали активными участниками всероссийской акции «Бессмертный полк», в 2015 году было изготовлено 117 фотопортретов ветеранов ВОВ, а также во дворе нашей школы посажена аллея Победы.

В Советский период жизнь села Кашино была тесно связана с птицеплемзаводом «Свердловский», который был основан в 1976 году как селекционный центр по яичной птице для зоны Среднего Урала и Сибири. С появлением этого крупного предприятия появились не только новые рабочие места, изменилась инфраструктура села. Были построены благоустроенные трехэтажные дома, детский сад, новая школа, дом культуры, магазины.

Первым директором завода стала Галина Петровна Грачёва, которая приняла ещё строящееся предприятие в 1975 году, а 27 февраля 1976 года завод был принят в эксплуатацию в полном объёме. Всю свою трудовую жизнь (42 года) Галина Петровна посвятила разведению птицеводства. В 1991 году она возглавила авторскую группу по созданию первого отечественного аутосексного кросса птицы. Работа была успешно завершена, и в 1996 году Государственная комиссия по испытанию и охране селекционных достижений зарегистрировала кросс «Родонит».

В 1992 году на базе ППЗ “Свердловский” была создана производственно–научная система “Свердловск” – добровольное объединение птицеводческих хозяйств, целью и задачей которого было скорейшее распространение и эффективное использование кроссов птиц.  С ним работает головное предприятие – ППЗ “Свердловский”, путем внедрения новейших достижений, разработок в технологии кормления, содержания, инкубации, вакцинопрофилактики отечественными и зарубежными фирмами, применения передовых приемов практиков–птицеводов, оказания специалистам птицефабрик практической, консультационной помощи, их обучения на семинарах.

В 2001 году решением Совета директоров система была переименована в честь первого директора племзавода “Свердловский” Галины Петровны Грачевой в ПНС “Свердловская имени Г.П. Грачевой”. В 1980 году Галина Петровна получила звание заслуженный зоотехник РСФСР, а в 1997 была награждена Орденом четвертой степени «За заслуги перед отечеством». Помимо этого, Галина Петровна была награждена Орденом «Трудового Красного Знамени» (1985), орденом «Знак почета» (1971), медалью «Ветеран труда», медалью «За доблестный труд», медалью «За успехи в народном хозяйстве СССР». А также была избрана «Народным депутатом СССР» (1989-1994), кроме этого ей было присвоено звание «Лучший руководитель сельскохозяйственного предприятия Свердловской области по итогам 1996 года».  В 2000 году Галину Петровну наградили званием «Женщина года».[7]

С деятельностью завода в Кашино тесно связана еще одна уникальная традиция. Многие населённые пункты празднуют День села,  День города, а в Кашино есть «День улицы Школьная»! Такого Вы точно не встретите нигде! Объясним почему.

Для своих специалистов в 1977 году Птицеплемзавод построил дома коттеджи на улице Новой, там же получали жильё и учителя, «заслуженные работники сельского хозяйства», «Ветераны труда».  В связи с постройкой кашинской школы № 8 улицу переименовали в Школьную. В 2007 году улице исполнилось 30 лет, с того самого времени пошла традиция праздновать «День рождения улицы Школьная».[8] Ежегодно дружные жители улицы, которые живут, бок о бок с 1977 года летом накрывают столы, готовят праздничный концерт и дружно отмечают «День улицы». Кроме того, жители этой замечательной улицы являются лауреатами Областного конкурса «Лучшая усадьба Свердловской области» в номинации «Благоустройство своей улицы», награждены грамотами министра сельского хозяйства Свердловской области. Эта настоящая живая традиция нашего времени, уже не первое поколение жителей улицы Школьная чтит эту традицию. Такое бережное отношение к тому мету, где ты живешь, видно невооруженным взглядом, когда ты, оказываешься на этой улице, таких ухоженных и красиво с любовью обустроенных домов нет нигде! Мы гордимся нашими земляками, ставим их в пример молодому поколению учеников нашей школы, тем более что улица Школьная находится непосредственно за школьным двором. Поэтому посещение улицы Школьной включено в маршрут экскурсии по достопримечательностям села Кашино.

Еще одной особенностью истории нашего села в новейшее время является присутствие казачества. История тоже удивительная. Откуда в селе Кашино казаки? Обо всем по порядку.

С начала 2000 годов в России стало активно возрождаться казачество. Не стало исключением и наше село.

История Уральского казачьего войска идет с 9 июля 1591 года. Даже известное кубанское войско появилось позднее – в 1696 году.

В 2004 году при содействии православной церкви царевича Алексия  в кашинском храме приняли присягу будущие кашинские казаки – 30 человек. О том, как все начиналось, нам рассказал приличной встрече один из тех, кто организовал отряд казаков, потом бы заместителем начальника регионального управления по борьбе с организованной преступностью в Екатеринбурге, в Кашино, Владимир Андреевич Волков (атаман 5-го отдела «Исетская линия» оренбургского войскового казачьего общества войсковой старшина). «Почему возникла такая идея, возродить казачество и каковы основные направления деятельности у казаков в настоящее время?» – спросили мы в интервью у Владимира Андреевича. Подробный рассказ о деятельности казаков мы решили вынести в отдельный проект. Сегодня лишь скажем, что основные функции казаков в селе, как рассказал Владимир Андреевич, это охрана общественного порядка, охрана и сопровождение культурно-массовых мероприятий, организация субботников, помощь и содействие православной церкви села Кашино. И еще наши казаки участвуют в сопровождении гуманитарных колонн, которые отправляются из России на Донбасс.

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Учащиеся школы активно участвуют в жизни села, проводя на базе школы свои мероприятия для всего села, и участвуя в общесельких мероприятиях. Ребята разработали и реализовали два экологических и один социальный проект на территории села.
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Екатерина Анатольевна Турыгина – учитель русского языка и литературы  МАОУ «СОШ № 8» села Кашино. Дата рождения: 7 декабря 1943 года. Образование: высшее, Уральский государственный университет имени Горького, 1966 год, филолог, учитель русского языка и литературы. Педагогический стаж: 56 год. Екатерина Анатольевна    имеет  высшую квалификационную категорию по должности «учитель».

Вся трудовая биография Турыгиной Е. А. связана только с кашинской школой. В ее трудовой книжке одна запись о приеме на работу. Менялись названия, но Екатерина Анатольевна до сегодняшнего дня работает в родной для нее школе.

В октябре 2016 года к юбилею районной газеты Маяк редакция издает книгу «Рекордов Сысерткого района» и в номинации «Самый большой педагогический стаж» выходит статья про Екатерину Анатольевну (см. приложение 1).[9]

За многолетнюю педагогическую деятельность Екатерина Анатольевна обучила и воспитала более тысячи учащихся. Ее ученики разъехались по всему Сысертскому городскому округу и разнесли добрую славу об учителе.

Творческий труд Турыгиной Е. А. отмечен  наградами и знаками внимания:

1.                Медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», 1970 года.

2.                Медалью «Ветеран труда», 1983 года.

3.                Почетной грамотой Министерства Просвещения РСФСР, 1983 года.

4.                Почетной грамотой Министерства Просвещения РСФСР и республиканского комитета профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений РСФСР, 1983 года.

5.                Почетной грамотой заместителя министра Просвещения РСФСР от 03.03.1986 года.

6.                Почетным званием «Учитель-методист», 1988 года.

7.                Почетной грамотой Министерства Просвещения РСФСР, 1990 года.

8.                Почетной грамотой Департамента образования Свердловской области от 01.10.1997 года.

9.                Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, 1998 года.

10.            Благодарственным письмом Министерства природных ресурсов Свердловской области за активное участие в развитии областной программы «Родники – 2006».

11.            Грамотой Правительства Свердловской области за большой вклад в экологические воспитание молодежи и возрождение духовных традиций Урала – 2007 года.

12.           Почетным знаком «Золотые россыпи родников» – 2008 года.

13.           Дипломами Министерства образования РФ; Федерального Центра  детско-юношеского туризма и краеведения за активное участие в работе Всероссийских курсов повышения квалификации по школьному краеведению – 2007, 2009, 2010 годов.

Педагогическая деятельность учителя была результативной и включала несколько направлений. Одно из них – это организация научно-исследовательской работы по проблеме «Текст как объект лингвистического исследования». С этой целью она организовала работу с учащимися по анализу текстов различных типов и стилей и получила положительные результаты на практике.

Различные формы занятий, среди которых  такие как вечера поэзии, мастер-классы, заседания проблемных групп позволяют учащимся  реализовать свой творческий потенциал, совершенствовать навык работы с текстами художественного и научного стиля. Учебные проекты и рефераты школьников по литературе, руководителем которых является Екатерина Анатольевна, занимают призовые места на районных и региональных и областных научно-практических конференциях.

Е.А. Турыгина целенаправленно занимается изучением и апробацией различных методик по развитию связной устной и письменной речи обучающихся. Применяя современные методы и формы работы, учительница сумела сформировать у обучающихся   навыки использования основных видов публичных выступлений: монолога, диалога, поли детско-юношеского туризма и краеведения за активное участие в работе Всероссийских курсов повышения квалификации по школьному краеведению 2007, 2009, 2010 годов.

В течение  многих лет Турыгина Е.А. активно ведет  внеурочную деятельность по предмету через работу школьного музея, поддерживает тесную связь поколений обучающихся школы учеников с ветеранами Великой отечественной войны, ветеранами педагогического труда, проживающими на территории Кашинской сельской администрации.

Екатерина Анатольевна – непререкаемый авторитет для жителей села Кашино. Грамотный, творчески работающий учитель, имеющий глубокие теоретические знания преподаваемого предмета, богатый арсенал форм и методов обучения. Она стремится к постоянному творческому поиску. В совершенстве владея новыми образовательными и информационными технологиями, стремится сделать процесс обучения технологичнее и качественнее. Учитель имеет высочайший уровень эрудиции, начитан и ориентируется в различных областях общей культуры. Умеет адаптировать педагогические технологии для вариативных условий организации образовательного процесса по русскому языку и  литературе. Имеет высокий уровень предметно-методической подготовки: владеет приемами целеполагания и прогнозирования педагогических результатов, умеет отбирать учебный материал по предмету при организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Владеет диагностическим инструментом исследования и самооценки педагогической и профессиональной деятельности.

Учитель на своих уроках приобщает обучающихся к богатствам художественной литературы, воспитывает эстетический вкус, осуществляет  идейно-нравственную коррекцию через умелое сочетание различных видов организации учебной деятельности обучающихся, решении проблемных ситуаций, создание творческих проектов.

Екатерина Анатольевна включена в областной банк экспертов по аттестации педагогических работников. [10]

Турыгина Е.А. – педагог, влюбленный в свою профессию, творческая инициативная личность, уважаемая среди коллег, обучающихся в школе детей и  их родителей.

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Родословное древо педагогической династии
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)  

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): _

[1] Географический и статистический словарь Пермской губернии. Типография Поповой, Тома 1-2. 1873., С 45

[2]Материал из Википедии https://ru.wikipedia.org/

[3] Летопись уральских деревень. Отдел народного образования администрации Сысертского района, Центр внешкольной работы. Выпуск 2. Сысертский район, Сысерть,1995., -С. 196.

[4] Описание на карте Окрестности Сысертского завода 1915 год.

[5] Энциклопедия Википедия https://ru.wikipedia.org

[6] Человек пришел на Урал. Серия Летопись уральских деревень, Банк культурной информации, Сократ, 1998 г., С.105

[7] Официальный сайт ОАО племенной птицеводческий завод «Свердловский» http://www.rodonit.org/

[8] Газета Маяк 15 сентября 2009

[9]Электронный ресурс, код доступа:  http://34374.info/2016/03/menya-vsyu-zhizn-okruzhayut-tolko-dobryie-lyudi/

[10] Школьный архив делопроизводства.