Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»
|
1. Общие сведения о школе
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Полное название школы
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Арылахская средняя агропрофилированная общеобразовательная школа» муниципального района «Верхнеколымский улус(район)» Республики Саха (Якутия) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. Ф.И.О. директора школы
|
Гуляева Александра Алексеевна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3. Почтовый адрес
|
asaosh@yandex.ru | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.4. Телефон
|
84115525009 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.5. Сайт
|
https://xn--80aa6bk1b.xn--p1ai/ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.6. Электронный адрес
|
asaosh@yandex.ru | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования
|
Начальное общее образование — 22 обучающихся
Основное общее образование — 21 обучающихся Среднее общее образование — 11 обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация
|
Всего педагогов 21.
Из них высшее образование имеют: 17 Средне специальное образование: 4 Квалификационная категория педагогов: Высшая категория: 2 учителя Первая категория: 12 учителей Соответствие занимаемой должности: 2 учителя |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.9. Организация образовательного процесса (краткая информация)
|
Школа является:
— Республиканской инновационной площадкой (РИП) по теме «Социализация школьников в условиях арктической зоны Крайнего Севера на основе авторских проектов учителей МБОУ АСАОШ Верхнеколымского улуса»; — Членом союза агрошкол Республики Саха (Якутия); С 2009 года школа имеет направление: агропрофилированное. Школа создает все необходимые предпосылки, условия для получения качественного, доступного образования детям. Организация учебно-воспитательного процесса регламентируется федеральными, региональными законодательными актами, муниципальными и локальными распорядительными документами. Обеспечение высокого качества образования и модернизации материально-технической базы в МБОУ АСАОШ в соответствии с меняющимися запросами участников образовательных отношений и перспективными задачами общества и экономики путем создания современных условий, обновления структуры и содержания образования. В основе концепции развития находятся философские идеи о Человеке и его предназначении, о фундаментальном праве каждого Ребёнка иметь счастливое Детство. Каждый ребёнок в условиях школьного образования развивается, становится Личностью, живущей полной насыщенной жизнью, в которой он удовлетворяет свои природные, социальные, духовные потребности, готовит себя к взрослой самостоятельной жизни, в которой он найдёт своё место, где его деятельность приносит счастье себе и добро и пользу всему обществу. Мониторинг уровня обученности, воспитанности, развитости, здоровья учащихся, анализ социального заказа позволяют выделить следующие базовые ценности школы: – ценность здоровья: в школе создаются оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья, приобщения детей к здоровому образу жизни, воспитания основ физической культуры и культуры здоровья; – ценность развития субъектов образования: построение развивающего и развивающегося образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и личный опыт каждого ребёнка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется готовность детей к саморазвитию и самообразованию; – ценность детства: бережное отношение к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребёнка; – подготовка конкурентоспособного выпускника, готового к жизни в высокотехнологичном и быстроменяющемся мире. Базовые ценности конкретизируются во всех последующих частях концепции и всей программы. Миссия школы – в школе обучаются дети с разным уровнем учебных возможностей и способностей: и одаренные, и обучающиеся по общеобразовательным программам и по программам компенсирующего обучения; следовательно, школа является адаптивной; – вводится в учебный план 3-ий час физической культуры, что позволит значительно улучшить уровень физического воспитания и физической подготовленности учащихся с учётом индивидуальных особенностей и возможностей; – предусматривается организация обучения по индивидуальным образовательным программам, в том числе для одарённых детей; – разрабатыватся и реализуется многоуровневая и вариативная образовательная программа; – организуется обучение детей преобладающей (чувашской) национальности родному языку и культуре (в рамках кружка); – школа становится школой здоровья. Модель выпускника начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС – 2009 для начальной школы и учитывает базовые ценности и миссию. Выпускник начальной школы: Ø любит свой народ, свой край и свою Родину; Ø уважает и принимает ценности семьи и общества; Ø понимает ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей; Ø проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране; Ø любознателен, активен и заинтересован в познании мира; Ø владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности; Ø готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; Ø доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; Ø ориентирован на здоровый образ жизни, придерживается здорового режима дня, активно участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, имеет увлечение к творческому труду или спортивным занятиям.
Портрет выпускника, получившего среднее (полное) общее образование: ¨ освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана; ¨ овладел основами компьютерной грамотности; ¨ готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях профессионального образования; ¨ знает свои права и умеет их реализовывать, уважает собственный труд и труд других людей; ¨ умеет ответственно осуществлять свои действия, контролировать и анализировать их, обладает чувством социальной ответственности; ¨ способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям; ¨ ведет здоровый образ жизни; ¨ знает свой родной язык, культуру и обычаи своего народа; ¨ креативен; ¨ владеет познавательными, коммуникативными, общественно-политическими компетентностями. В своей образовательной деятельности школа руководствуется следующими принципами жизнедеятельности: Принцип партнерства: консолидация возможностей школы, социума, родителей, подчинение интересов партнёров целям обновления и развития школы. Показателем реализации принципа является работа школы в составе Ассоциации образовательных и социокультурных учреждений посёлка. Принцип целостности: единая стратегия скоординированного развития всех структурных подразделений школы, всех участников образовательного процесса. Показателем реализации принципа является сформированность организационной культуры школы, создание коллектива единомышленников. Принцип саморазвития определяет уровень самодостаточности образовательной системы школы, наличие внутренних источников ее роста, способность адаптироваться к изменениям в обществе. Принцип гуманизации является основополагающим, так как предусматривает переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций. Основное в педагогическом процессе – развитие ученика Принцип природосообразности позволяет создать максимально благоприятные условия для выявления природных способностей каждого ребенка, направлен на всестороннее развитие школьников. Принцип развивающего обучения предполагает применение методов творческой деятельности и использование новейших педагогических технологий. Принцип индивидуализации обучения и дифференциации предполагает повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика в школе на основе учета индивидуальных возможностей и потребностей учащихся. Принцип культуросообразности предполагает опору в воспитании на культурные традиции региона (района, села), учет исторического и литературного наследия среды обитания растущего человека, местные условия. Названные принципы лежат в основе управления школой в целом, реализации программы развития в частности Исходя из изложенного, мы делаем выводы: МБОУ АСАОШ – это адаптивная школа; МБОУ АСАОШ – это социокультурный центр. Переход на новые образовательные стандарты – ФГОС-2009 – начался в 2011-2012 учебном году в 1 классе. От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты – требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов. В основной образовательной программе будет две части: обязательная (80%) и формируемая школой (20%). Чем старше ступень, тем больше будут возможности выбора. Задача школы: целесообразное и эффективное использование школьного компонента для более полной реализации программных целей. Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории
|
2-х этажное деревянное здание, на пришкольной территории имеется Школьная мастерская, Гараж на два бокса, Хотон для КРС.
Территория эстетически выдержано и соответствует нормативным требованиям. Во дворе школы расположена кустарниковый сад, а также на территории школы находится учебно-опытный участок площадью 1200 кв.м. На нём учащиеся выращивают овощи: морковь, капусту, свеклу, лук, зелень, огурцы и помидоры обеспечивая необходимой продукцией школьную столовую. Прилегающая территория украшена цветниками. Материальная база школы
Учебно-производственный участок: 1. Сенокосные угодья объемом 60 га; 2. Огородный участок 5200кв.м; 3. Рыболовный участок 70 га.
Учебно-подсобное хозяйство: 1. Коневодческая база 7 голов; 2. Тепличное хозяйство 100кв.м.; 3. КРС 10 телков.
Учебно-техническая база: – «Центр образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка Роста». – Имеется гараж на четыре единицы техники; o МТЗ-80 1988г. выпуска; o МТЗ-82 1999г.выпуска; o ДТ-75 2008г.выпуска; o микроавтобус УАЗ 2004 года выпуска. – имеется учебный класс по трактороведению, оборудован неполностью; – имеется УПМ (учебно-производственная мастерская); – оборудование мастерской: cтанки токарно-винторезный 1шт., СН-15-Ш-11шт., СНВШ 1шт., ФПШ-5 1шт., СТД-120м 6шт., электроточило ЭПШ 2шт., верстаки 9шт., верстаки столярные 8шт., ручной пресс ПШУ-1 1шт., тиски 8шт., станок деревообрабатывающий ДОС-220ф 1шт., станки косторезные “Мастер-Бор”3шт.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2. История школы: основные вехи
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Дата основания школы
|
1924г | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. Обстоятельства создания школы
|
По редким историческим свидетельствам, которые хранятся в архиве Верхнеколымского улуса и Музее культуры и истории, в конце 19 века на Верхней Колыме не было ни одного образованного человека из местных, если не считать малограмотного калеки Кешки Бережнова, сына местного исправника, да члена окружного исполкома учителя Сизых.
Основоположником создания первого центра просвещения на огромной территории современного Арылаха считается наслежный князь Илья Николаевич Бандеров – Туорахаан, инициировавший строительство церкви во II Мятюжском наслеге в местечке Сулуруолаах Атах. Именно при этой церквушке на южной стороне озера Сулуруолаах в 1898 году была открыта первая церковно – приходская школа для жителей Арылаха и с. Усун – Кюель. Школа – юрта в Атахе просуществовала два года. После встреч и близкого общения с ссыльным – врачом С.И. Мицкевичем и путешественником, ученым И.Д. Черским, восхищенный широтой их знаний наслежный князь Илья Николаевич Бандеров решил обучить грамоте местных детишек. После закрытия школы в Атахе на ее базе Илья Николаевич открыл другую школу – уже на территории Арылаха, которая проработала вплоть до Октябрьской революции. В марте 1924 года отдел окружного народного образования организует открытие Арылахской школы. В 1931 г открыта первая четырехклассная типовая начальная школа. В 1954- 1955гг преобразована в семилетнею школу. 1963 г закончилось строительство восьмилетней школы – Арылахская школа стала средней 1979 г построена 2 – этажная типовая восьмилетняя школа |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3. Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)
|
1924г– Сизых Михаил Иванович, первый учитель.
1932г – Петров Георгий Михайлович, первый учитель, первый директор, общественный деятель. 1950 г – Жирков Николай Николаевич. Основал восьмилетнею школу 1955г – Дьячков Николай Николаевич внедрил новые педагогические идеи А.С. Макаренко. 1962-1964 г – Роббек Спиридон Федотович создал ЛТО «Бюгюйях» 1964 г – Слепцов Илья Константинович. 1965 г – Слепцов Петр Алексеевич. 1966 г – Лимонов Петр Павлович – широко развернута краеведческая работа 1967 г – Литвинцев Еремей Еремеевич. 1970 г – Винокурова Дария Петровна. 1972 г – Мантатов Иннокентий Васильевич. 1975 г – Никулин Иннокентий Спиридонович. С 1979 -1982 г, 1988г по 1991г – Слепцов Степан Алексеевич – построена 2 – этажная типовая восьмилетняя школа, построен гараж на два бокса. Начали обучение трактороведения. Был заложен начальное профессиональное образование. С 1982 – 1986 г, 1991 – 1993гг – Третьяков Петр Николаевич 1986 – 1988 г – Чукрова Мария Николаевна 1988 г – Сивцев Клавдий Семенович 1990 г – Винокуров Иннокентий Васильевич – создание программы развития малокомплектной школы 1994 г – Слепцова Наталья Семеновна С 2004г по 2008 г – Слепцов Василий Васильевич, в связи реформой образования перехода с государственной школы на муниципальное привидение нормативно правовой и материально технической базы школы в соответствиями новыми требованиями; В 2008г решением экспертной комиссии Союза агропрофилированных школ РС (Я) от 14 марта 2008г школе присвоен статус «Средняя агропрофилированная общеобразовательная школа 2009 по 2012гг – Дьячков Владимир Владимирович С 2013 г по 2017 г – Слепцов Василий Васильевич – На основании приказа №01-16/2097 от 27 мая 2014 г. МБОУ АСАОШ вошла в рейтинг участников очного конкурсного отбора общеобразовательных организаций агротехнологического профиля для дополнительного финансирования в рамках реализации государственной программы РС (Я) “Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 г.г.” – «О республиканских экспериментальных площадках» МБОУ АСАОШ присвоен статус кандидата на РЭП. Приказ МО РС (Я) от 09.04. 2013 года №01-16/998. – “О присуждении грантов Главы РС(Я) общеобразовательным организациям” по приказу “1222 Р-Г ноябрь 2015 год,присужден грант на сумму 1000000 рублей С 2018 г – Гуляева Александра Алексеевна, – Присоединение д/с Сулусчаан к школе, – Создание центра «Образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка Роста», – обновление базы УПБ «Бюгюйях» построены 2 новых дома и 1 столовая. – Сделан капитальный ремонт школы и мастерской, – МБОУ АСАОШ победитель Всероссийского публичного смотра среди образовательных организаций «Творчески работающие коллективы школ, гимназии, лицеев России». – ДО «Эрэл» обладатели гранта «Лучшие детские волонтерские отряды (объединения) образовательных организаций РС (Я). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)
|
1898 году была открыта первая церковно – приходская школа для жителей Арылаха и с. Усун – Кюель.
В марте 1924 года отдел окружного народного образования организует открытие Арылахской школы. В 1931 г открыта первая четырехклассная типовая начальная школа. В 1954- 1955гг преобразована в семилетнею школу. 1963 г закончилось строительство восьмилетней школы – Арылахская школа стала средней 1979 г построена 2 – этажная типовая восьмилетняя школа, в котором мы учимся по сей день. 1985г интернат расформирован и в здании разместился начальная школа. 2004г переход с государственной школы на муниципальное. 2008г решением экспертной комиссии Союза агропрофилированных школ РС(Я) от 14 марта 2008г школе присвоен статус «Средняя агропрофилированная общеобразовательная школа» 2019г. присоединение МДОУ д/с Сулусчаан к школе 2019г. – включена в Федеральную сеть Центров цифрового и гуманитарного профилей образования «Точка роста». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)
|
ВЫДАЮЩИЕСЯ СОТРУДНИКИ ШКОЛЫ
(информация о людях, внесших вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)
|
Слепцов Пётр Алексеевич – главный научный сотрудник отдела языкознание Института гуманитарных исследований, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), лауреат Государственной премии в области науки Республики Саха (Якутия), академик Академии наук РС(Я), действительный член Нью-Йорской АН, доктор филологических наук, профессор, заслуженный ветеран СО РАН. Ему принадлежат 200 научных публикаций из них 10 монографических работ. Пётр Алексеевич – соавтор таких крупных научных изданий, как: «Очерк якутского развития якутского литературного языка в советскую эпоху»,(Якутск 1971г) «Грамматика якутского литературного языка» (М; Наука, 1982г), удостоенной премии СО АН СССР, а также автор вузовского учебного пособия «Саха тылын историята» (Якутск, 2007г).
В 2002 году издал солидный сборник «Ступени и проблемы якутского языкознания». П.А. Слепцов – крупный организатор науки. Он руководитель и координатор всей академической языковедческой работы в Якутии. Он является руководителем научно-исследовательских работ языковедов института в рамках приоритетного направления СО РАН по гуманитарным наукам «Якутский язык: системные отношения в грамматике и лексике; функционирование» (2010-2012гг) и «Якутский язык: грамматический и лексический строй; функционирование» (2013-2016гг), объединяющих четыре блока исследований. П.А. Слепцов – один из ведущих якутских лексикографов, глубоко вникающих в историко-культурную роль свидетельств языка и письменной речи. По его руководством, редакцией и соавторством создан «Якутско-русский словарь» (М; 1972г), который явился первым нормативным словарём среднего объёма на якутском языке. Он создал многотомный академический Толковый словарь якутского языка. (15 томов) Профессор П.А. Слепцов – один из редчайших представителей якутской науки, создавший свою научную школу. Пётр Алексеевич работает и по сей день.
Слепцов Михаил Константинович – кандидат биологических наук, учёный в области биологии и генетики. Академик Академии Северного форума. Работал заведующим отделом животноводства ЯНИИСХ, президентом ЯО ВОГМ, написал более 300 научных трудов. В 1955 году закончил академию Тимирязевскую сельскохозяйственную академию красным дипломом.1962 году поступил в аспирантуру академии и в 1962 году, защитил диссертацию на тему «Конституционный тип животных и биохимический статус», тем самым получил учёную степень кандидата биологических наук. В 1972 году в Амстердаме на международной конференции по биологии выступил с докладом на английском языке по генетическому полиформизму гемоглобина животных Якутии. Начиная с 1964 года постоянный участник во всесоюзных съездах генетиках, биохимиков, термологов и экологов во многих международных конгрессах. Он является председателем республиканского отделения общества генетиков России. В данное время работает по контракту в ИПМНС СО РАН по проблемам генофонда малочисленных народов и обогащению биоразнообразия животного мира. Гомбоева Альбина Афанасьевна – старший научный сотрудник СОРАСХН СибНИИХим в городе Новосибирске. В 1985 году окончила биолого-почвенный факультет Иркутский государственный университет с отличием. Потом три года училась в аспирантуре ВАСХНИЛ.
Слепцов Владимир Алексеевич – в 1964 году окончил с отличием Ачинское военно-техническое училище. В 1966 году поступил учиться в академию им. Н.Е. Жуковского. После успешного окончания поступает на службу военное представительство авиационного завода имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Потом он получил назначение на авиационный завод в городе Казани, где строили стратегические бомбардировщики ТУ-22М2, ТУ-22М3, пассажирский самолёт ИЛ-62, ракетоносцы. Слепцов Иван Гаврилович – единственный фронтовик. В 1942 г. Ивана Гавриловича призвали в армию. Учился он в полковой школе в городе Челябинск. 10 февраля 1943г. И. Г. Слепцову присваивают звание военного фельдшера артиллерийского полка. Своё первое крещение он принял 25 июля 1943 года на станции Предчистое под Смоленском. В составе 2-ой дивизии 1308-го пушечного полка 64-ой ордена Красного Знамени пушечно-артиллерийской бригады Иван Гаврилович прошёл по дорогам войны. Непосредственно принимал участие в освобождении городов: Смоленска, Духовщины, Витебска, Полоцка, Шауляя, Понивежес, Иецава, Метава, Клайпеды, Лиепая и других. Со своим 2-ым дивизионом 1308-го пушечно-артиллерийской бригады 21-ой Краснознамённой Духовщинско-Витебской дивизии Слепцов Иван Гаврилович прошёл по фронтовым дорогам 2880 км. За один год и семь месяцев фронтовой жизни Иван Гаврилович оказывал медицинскую помощь воинам и офицерам, выносил сотни воинов с поля боя. Дважды был легко ранен в ногу и один раз контужен. 14 марта 1944 года Иван Слепцов за проявленную храбрость в спасении жизни старшего лейтенанта, командира разведки Якова Карлинского, был награждён орденом Красной Звезды. Наступил 1945 год. До Победы оставалось совсем немного. 26 февраля 1945 г. при штурме г. Лиепая Иван Гаврилович получил третье ранение. Но война для него не закончилась. Два года и три года он провёл в госпиталях, перенёс 6 сложнейших операций. Жажда жизни, стремление быть полезным Родине, оптимизм придавали ему силу и веру. Он выстоял, выжил. Домой в родное село вернулся лишь 1947 году.
Михайлов Александр Михайлович – мастер спорта международного класса по боксу, бронзовый призёр чемпионата мира, член сборной команды СССР, неоднократный чемпион Республики, заслуженный тренер по кикбоксингу, судья международной категории экстра-класса.
Слепцов Афанасий Алексеевич – военный инженер эксплуатации стратегических ракет полковник запаса. Поступил в Ачинское авиационно-техническое училище. С отличием закончил Высшую Инженерную Академию им. А.Ф. Можайского в городе Ленинграде. Инженер службы эксплуатации стратегических ракет в Забайкалье. Участвовал в испытаниях зенитных управляемых ракет класса «Земля- воздух», космических кораблей разного типа, орбитальных и лунных, в запуске ракет с Байканура.
Винокуров Семён Иннокентьевич – заслуженный работник культуры РС(Я), писатель, работал внештатный корреспондентом газет «Кыым», «Якутия», «Советская Колыма». Автор трилогии «Халыма долгуннара».
Николай Валерьевич Винокуров, родился 29 мая 1987 года в Верхнеколымском районе, с. Усун-Кюёль. Закончив АСАОШ в 2005 году, втом же году поступил в Якутский сельскохозяйственный техникум по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 2007 году поступил в Санкт-Петербурский филиал «Академии управления и экономики» по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 2009 году перевелся в Якутскую государственную сельскохозяйственную академию на Юридический факультет по специальности «Юриспруденция». С 2011 по 2012 год проходил службу в ВС РФ ТОФ Морская пехота в г. Владивостоке. В 2012 году прибыв из вооруженных сил, продолжил учёбу в Якутской государственной сельскохозяйственной академии в 2015 году получил диплом бакалавра по специальности «Юриспруденция». В 2015 году поступил на работу в Федеральную службу судебных приставов РС(Я) на должность по обеспечению установленного правопорядка деятельности судов. В ноябре 2016 года поступил на службу в МУ МВД по РС(Я) «Якутское» и по настоящее время проходит службу, на должности оперуполномоченного уголовного розыска 3 отдела полиции, имеет звание лейтенанта полиции. С 2006 года по настоящее время занимается спортом, а именно «Кикбоксингом». В 2017 году получил звание Мастера спорта России.
Достижения: · 2011 Чемпионат Дальневосточного федерального округа по кикбоксингу Май г. Благовещенск – 1 место; · 2011 Чемпионат России по кикбоксингу раздел лоу-кик, 54 кг Июнь – 3 место; · 2012 Кубок Мира по кикбоксингу лоу-кик, 54 кг Ноябрь – 3 место; · 2012 Чемпионат Дальневосточного федерального округа по кикбоксингу 08 март Титул Чемпиона ДФО среди профессионалов; · 2013 Чемпионат России по кикбоксингу раздел лоу-кик, 54 кг Февраль Ростовская область г. Шахты – 3 место; · 2013 Кубок Мира по кикбоксингу раздел лоу-кик, 54 кг Декабрь г. Мурманск– 1 место; · 2014 Чемпионат Дальневосточного округа по кикбоксингу раздел лоу-кик г. Якутск Титул Чемпиона Азии среди профессионалов; · 2014 Чемпионат и первенство ДВФО (к1) 28 февраля по 2 марта г. Владивосток-1 место; · 2014 Кубок Мира по кикбоксингу 14-19 мая г. Сегед, Венгрия – 2 место; · 2014 Чемпионат и первенство ДВФО, памяти первого чемпиона мира СССР Александра Иванова 23-26 января г. Якутск – 1место; · 2016 Чемпионат Дальневосточного федерального округа по кикбоксингу с 30 марта по 04 апреля г. Владивосток – 2место; · 2016 ДВФО Февраль г. Якутск – 1место; · 2016 Чемпионат России в разделе лоу-кик 15-22 мая г. Екатеринбург – 3место; · 2016 Кубок России по кикбоксингу 13-20 ноября г. Уфа – 3место; · 2017 Чемпионат России по кикбоксингу в разделе лоу-кик с 07-13 мая г. Калининград – 1 место; · 2017 Кубок Мира по кикбоксингу раздел лоу-кик, 54 кг 15-18 июня г. Римини, Италии- 3 место; · 2017 Кубок Мира по кикбоксингу раздел лоу-кик, 54 кг 15-18 июня г. Будапешт (Венгрия) – участник чемпионата мира; · 2018 Чемпионат ДВФО по кикбоксингу в разделе к-108-11 февраля г. Якутск -1 место; · 2018 Чемпионат ДВФО по кикбоксингу в разделе лоу-кик, 14-18 февраля г. Хабаровск – 2 место; · 2018 Чемпионат России по кикбоксингу в разделе лоу-кик, 13-19 мая г. Томск – 2 место; · 2019 Чемпионат ДВФО по кикбоксингу раздел К-1 14-17 февраля г. Якутск – 1 место; · 2019 Чемпионат России по кикбоксингу в дисциплине лоу-кик 22-28 апреля г. Самара – 3 место.
В 2020 году присвоено звание «Почётный гражданин Верхнеколымского района (улуса)».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)
|
муниципальное учреждение культуры “Зырянский краеведческий музей” муниципального образования “Верхнеколымский улус (район)” Республики Саха (Якутия) – НПК.
Сельский клуб с. Усун – Кюель – занятия ТЮЗ, хореографического кружка «Лондол», концерты, встречи, праздники, конкурсы. МО «Арылахский наслег» — совместные акции-концерты, организация выставок, праздников. Библиотека с. Усун – Кюель –совместные уроки, проекты обучающихся. Институт развития образования и повышения квалификации – организация курсов повышения квалификации разных уровней: проблемных и фундаментальных, проведение тренировочных экзаменов. Агросоюз школ Республики Саха (Якутия)- мероприятия, выезды. Спонсоры: • ИП Бандеров Н.С • ип. Винокурова Л.Г. • ип. Винокурова Н.В. • Администрация школы • Профсоюзный комитет школы • Гуляев Петр Петрович – именной приз победителю конкурса «Национальные игры по многоборью» • Слепцов Аким Юрьевич – именной приз победителю конкурса «Байанай»
Меценаты и учредители именных стипендий, которые вручаются по итогам учебного года: • Бандеров Гаврил Спиридонович – учредитель стипендии им. Слепцова И.Г. “Лучшему ученику”, именная стипендия семьи Бандерова Гаврила вручается с 2000 года выпускникам нашей школы. • С 2001 года в школе учреждена именная стипендия Академика • Учредитель стипендии им. Лимонова П.П. “Лучшему ученику” – Именная стипендия Саввиной Матрена Васильевна • Ефимова Марианна Дмитриевна, заместитель директора по ВР, попечитель школы – учредитель стипендии в номинации «Лучший активист и общественник»; • Третьяков Петр Николаевич, попечитель школы – учредитель стипендии в номинации «Лучший спортсмен»; • УПБ «Бюгюйях» – учредитель стипендии в номинации «Лучшему работнику в заготовке грубых кормов (сено)» • СМФКК с. Усун – Кюель – учредитель стипендии в номинации «Лучший активист и общественник» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2. Культура школы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1. Главные педагогические идеи школы
|
Проект агрошколы на базе сельской общеобразовательной средней школы понимается как программа развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проект агрошколы есть концепция научной профессиональной подготовки конкурентоспособного выпускника. Программа школы предполагает переход на более высокий уровень культуры жизнедеятельности школы и образовательных процессов в школе.
Школа функционирует на основе принципа демократизации отношений, партнерства и добровольчества в самореализации субъектов образования. О результатах общественной деятельности школы были опубликованы статьи в средствах массовой информации. Активность общественной деятельности объясняется и потенциалом руководителей и работников общеобразовательного учреждения. Сегодня все чаще затрагиваются проблемы движения агрошкол на современном этапе модернизации российского образования, вопросы обновления содержания образования в условиях агрошколы. В сельской местности ухудшаются условия хозяйственно-экономической деятельности, снижается уровень материального обеспечения, под угрозой образовательные перспективы детей из малообеспеченных семей. Школе отводится особое место в социальной жизни села, в воспитании человека-труженика, который сможет эффективно распоряжаться главным богатством – землей. Сельская школа – это важный компонент российской системы образования, которая сохраняет значительные возможности влияния на социализацию выпускника сельской школы, а через него – и на формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, активно влияющие на производственную, бытовую и информационную культуру села. В связи с этим цели и задачи образовательного процесса определяют новые требования личности ученика сельской школы. Наиболее важной из них: самостоятельность, умение ориентироваться в сложных социально-экономических отношениях, умение профессионально реагировать на требования рынка, иметь твердую гражданскую позицию, уметь учиться и овладевать новыми и смежными профессиями в зависимости от требований рынка. Трудовая деятельность, направленная на процесс сельскохозяйственных работ, организуется в школьном курсе с целью нравственного воспитания школьников, развития гармоничной личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Главными элементами по созданию этой программы являются: производительный труд, проводимый на современном научно-техническом уровне, сельскохозяйственное опыты по растениеводству, овладение техникой, рационализаторская и изобретательная деятельность учащихся. На наш взгляд, формирование социально адаптированной личности через приобщение к трудовой деятельности в условиях агрошколы, является актуальной темой на сегодняшний день. Выпускник агрошколы, по малой мере, обладает навыками сельскохозяйственной деятельности, учащиеся участвуют в НПК на районном, республиканском и Всероссийском уровне, которые требуют глубоких знаний, теоретическую и практическую подготовку у учащихся. Это позволяет повысить интерес не только к трудовой деятельности, но и к учебному процессу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2. Ценности школьной жизни
|
Сельская школа, являясь важным звеном в системе жизнеобеспечения села, формирует интеллектуальный и трудовой потенциал сельского социума. Она призвана обучать и воспитывать детей так, чтобы многие из них могли успешно жить и работать на селе.
Воспитание у молодого поколения любви к земле, уважение к труду, стремление получить сельскохозяйственную профессию, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда – одна из главных задач села. На сегодня перед сельчанами стоит проблема подготовки земледельца, рачительного хозяина, труженика, готового в новых условиях многоукладной экономики хозяйствовать на земле, способного на коренные преобразования в деревне. Поэтому обучаясь в агрошколе, учащиеся приобретают общетрудовые сельскохозяйственные компетенции на качественно новом уровне, которые должны быть не соотносимыми с конкретным учебным предметом, интегрирующими знания, умения и навыки, способствующие успешной адаптации к сельским условиям, к будущей профессии сельскохозяйственного профиля, бизнесу, предпринимательству. Из выпускников агрошколы должен выйти новый житель села, хозяин земли, образованный, технически грамотный, умело пользующийся передовой технологией сельскохозяйственного производства. Важнейшим социальным институтом основным интеллектуальным центром села, обеспечивающим социализацию личности на селе, сохранение
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)
|
Описание герба Арылахской средней агропрофилированной общеобразовательной школы Верхнеколымского улуса(района) РС(Я)
В начале 1999г при АСШ была учреждена рабочая комиссия по подготовке празднования 75-летия образования Арылахской средней школы Верхнеколымского района Республики Саха(Якутии). Директором школы работала Слепцова Наталья Семеновна . Слепцова Степана Алексеевича включили в состав комиссии и поручили придумать эмблему(герб) школы и изготовить ее в виде нагрудного значка, для вручения всем гостям и участникам во время празднования юбилея школы. Какие идеи были заложены (отражены) в значке (гербе)? Идея напутствия (алгыс) выпускников школы на большую жизнь, дорогу. Ученики были представлены в виде стерхов (у народа саха есть культ стерха-священной белой птицы) улетающих из родного гнезда(школа) в неведомый мир. При этом символ сэргэ (также один из ключевых культов народа саха), включенный в рисунок обозначает отчий дом. Как бы напоминание о том, что они (выпускники школы) представляют народ саха. Соответственно, где бы судьба их не забросила несут груз ответственности (по знаниям, культуре, обычаям деяниям и т.д.) как представители северного народа саха. Ну и конечно об отчем доме, селе районе. Развернутая книга (несколько страниц) символ того что они (выпускники школы ) получили с помощью своих учителей основы познаний, а дальше стремились к знаниям и развитию в течение всей жизни. Цвета белый, зеленый и желтый на гербе это юность, взросление и зрелость человека. Шестерня на рисунке это напоминание о профиле Арылахской средней школы. Ныне агропрофилированная. Тогда (в 80-90 годы) с углубленным изучением в старших классах трактороведения, механизации и животноводства.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.4. Традиции и ритуалы
|
Основная цель воспитательной работы МБОУ АСАОШ является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.Так основные мероприятия школы вошли в традицию. Традиционными мероприятиями школы являются празднование основных праздников, «Последний звонок», «День знаний», «Посвящение первоклассников», «Осенний бал», «Новогодний бал маскарад» и т.д. кроме этих мероприятий вошли еще дополнительные мероприятия, которые уже стали традиционными:
1. Конкурс красоты и таланта «Мисс АСАОШ». Целью данного конкурса является формирование развития создание условий для поиска и развития творческого потенциала учащихся МБОУ АСАОШ, формирование в среде позитивного образа маленькой модницы, демонстрирующий здоровый образ жизни, естественную красоту, высокий интеллектуальный и творческий уровень, социальную активность. Задачи для реализации данной цели: – повышение культурного уровня и творческой активности детей; – поиск и поддержка талантливых детей; – организация досуга и отдыха детей; – создание условий для реализации творческого потенциала маленькой модницы. В конкурсе есть этапы, которые выражают самобытность культуры и уклада народа саха, в целом и всей школы.
2. Соревнование среди юношей школы «Байанай». Целью и задачами данного мероприятия являются: – Пропаганда национальных охотничьих традиций и обычаев – Формирования у учащихся бережного отношения к природе – Повышения культуры и этики охоты среди учащихся – Пропаганда ЗОЖ среди учащихся. Этапы соревнований «Байанай» :
3. Посвящение в ДОО «Эрэл». Целью данного мероприятия является формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия. Ежегодно в детское объединение школы входят новые активисты, проходя испытание в виде кастинга. Старшие активисты проводят индивидуальные беседы, конкурсы. Новым поступившим членам актива выдаются традиционно именные футболки и значки активиста.
4. День рождения «Эрэл». С 2017 года активисты ДОО «Эрэл» празднуют день рождения своей организации. В этом учебном году ДОО исполнилось 3 года. всего в организации 23 учащихся. Активисты проводят различные акции, волонтерские рейды в помощь нуждающимся. В школе проводят различные мероприятия, которые уже стали традиционными.
5. Школьный Ысыах. С целью формирования уважения к своей культуре, традициям, развития любви к родной земле в школе ежегодно проводится школьный ысыах. В данном мероприятии принимают участие все обучающиеся и весь педагогический состав. Ысыах проводится с соблюдением основных традиций. Также в мероприятие включаются соревнования по национальным видам спорта. 6. Ежегодные акции «Помоги больному ребенку», «Теплота наших рук», «Доброта спасет мир», «Подари ребенку праздник». К традиционным мероприятиям школы вошли и акции, направленные на оказании помощи нуждающимся. Ежегодно в день празднования праздника «Последний звонок» школа организовывает благотворительный концерт, в помощь нуждающимся больным детям. В концертные номера входят лучшие выступления учащихся, которые были отмечены на протяжении учебного года. Посыльную помощь ветеранам учащиеся оказывают, организовывая акцию «Теплота наших рук». Каждый класс помогает нуждающемуся ветерану, инвалиду, одиноким людям. Помощь может быть различной по мере необходимости: очистка снега, заготовка дров, заготовка льда, сбор урожая, уборка в доме ветеранов, некоторые учащиеся угостили ветеранов вкусной выпечкой. Акции «Доброта спасет мир». Организовывают активисты ДОО «Эрэл». Главная задача акции – это помощь малоимущим семьям по обеспечению необходимыми продуктами питания. С этого года активисты также организовали акцию «Подари ребенку праздник». По итогам благотворительного концерта, на вырученные средства активисты покупают подарки детям из многодетных семей. И вручают в канун Нового Года.
7. Ежегодное соревнование «Чемпионат по национальным видам спорта». Цель для формирования культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых физических результатов. Данное мероприятие проводится ежегодно среди мальчиков начальных классов и среднего звена. Входят такие соревнования как: вольная борьба, масреслинг, прыжки в длину, «упрямый теленок», прыжки через нарты. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)
|
Поскольку школа является агропрофилированной, то учителями разработаны материалы по внедрению агрокомпонентов на уроках по всем предметам.
Кроме этого для учащихся начальных классов разработаны рабочие программы для внеурочных занятий по агрономии. Как школа бизнес-инкубатор во всех классах проводятся внеурочные занятия по предпринимательству. На основе местного материала проводится патриотическое воспитание. Большое внимание уделяется саморазвитию учеников. В настоящее время в Борулахской агрошколе успешно реализуются здоровьесберегающие технологии, профильное и дуальное обучение, используются возможности дополнительного образования, по направлениям учебно – воспитательной деятельности разработаны программы, определяющие приоритетные направления развития школы. Как агрошкола мы работаем по круглогодичному циклу учебно-производственной деятельности в лучших традициях якутского народа. Этот календарь сельского труда является подпроектом экспериментальной работы школы. На полигонах агрошколы по календарю труда в течение года учащиеся проходят трудовую практику по сезонам. Для успешной социализации старшеклассников организуется производственная практика на рабочих местах предприятий социальных инфраструктур, существующих в селе. Родители заинтересованы в формировании трудовых, предпринимательских навыков у школьников, а также в их предпрофессиональной подготовке на базе школы. Нас радуют положительные отзывы родителей о том, что их дети приобретают необходимые навыки в сфере сельского труда.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой
|
Проекты( дела, программы, акции), реализуемые в школе
Проект агрошколы на базе сельской общеобразовательной средней школы понимается как программа развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проект агрошколы есть концепция научной профессиональной подготовки конкурентоспособного выпускника. Программа школы предполагает переход на более высокий уровень культуры жизнедеятельности школы и образовательных процессов в школе. Проекты реализуемые в школе
Программы реализуемы в школе
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.7. Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе
|
В школе с 2016 года функционирует детское общественное объединение «Эрэл». Объединение имеет свою эмблему и гимн, а также единую форму.
Характерной чертой современного детского движения является то, что оно предоставляет детям свободу, поддерживая детскую инициативу, самостоятельность в осуществлении тех или иных совместных акций. Детское движение, ориентированное на удовлетворение не только общественных, но и в первую очередь, личных интересов и потребностей, направленных на защиту прав детей, может и должно рассматриваться как уникальный социально – педагогический фактор, активно стимулирующий детское самоутверждение, самоопределение, приводящие к успешной социализации подрастающего поколения. Деятельность «Эрэл» направлена на реализацию естественных потребностей детей в деятельности через включение их в жизнь общества, посредством социально – значимой деятельности. «Эрэл» осуществляет свою деятельность по направлениям: «Я рыцарь пера», «Я наследник Земли Олонхо», «Я кузнец творчества», «Я – творец добра», «Я – юный эколог», «Я – юный предприниматель», «Я – юный вожатый». Школьная детская общественная организация характеризуется следующими признаками: – наличие ценностной цели, ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых; – добровольное вступление в организацию и свободный выход из нее; – организационное самоуправление, совместное социальное творчество; – четко выраженная структура, определяющая положение каждого члена организации; – гарантированные для всех членов организации права субъектов совместной деятельности (право выбора видов, форм, способов осуществления деятельности). Цели и задачи: – создание условий для всестороннего развития личности; – формирование гражданско-патриотического сознания; – формирование духовно-нравственных позиций; – развитие стремления к проявлению инициативы и творчества; – развитие детского самоуправления; – укрепление традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива, укрепление его традиций. Ожидаемые результаты: – сформированность у членов организации чувства принадлежности к организации, ответственности за свою эмблему, за выполнение Законов и торжественного обещания; – освоение, добровольное принятие и выполнение конкретных прав и обязанностей, выработанных членами организации; – отклик на социально-значимые события в городе, регионе, стране и посильное участие в них; – участие в управлении, организации жизнедеятельности коллектива; – приобретение опыта самоорганизации; – проявление активности, творчества, инициативы, деловитости, ответственности, самостоятельности, дисциплины, воли в достижении общих и личных целей; коллективизм, товарищество, забота и желание придти на помощь людям; – сотрудничество с взрослыми и сверстниками на основе общности взглядов, ценностей, интересов, доверия, уважения, терпимости к мнению каждого члена. ДОО имеет лидера и заместителей лидера по основным направлениям деятельности организации. Активисты ДОО «Эрэл» являются участниками и организаторами всех основных мероприятий школы и наслега. Активно реализуют социальные проекты, направленные на оказании помощи нуждающимся людям. Являются участниками конкурсов и соревнований различных уровней. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)
|
«Школьный Агроысыах», посвященный национальному празднику Ысыах и завершению учебного года.
Цель: приобщение учащихся в системе культурных ценностей, к истории; знакомство с бытом, обычаями, традициями наших предков. В программу Агроысыаха включены следующие конкурсы по разным компетенциям: «Сайылык кыргыттара – дети летней усадьбы-летника», «Байды Баатыра –состязания Боотуров Байдунцев» для мальчиков, конкурс исполнителей народных песен, скороговорок о лете, о труде, «Самая молочная коровушка». Конкурс национальной одежды, конкурс родных братьев «Ини- бии уолаттар». Во время сенокосных работ ежегодно в ЛТО «Бюгюйях» проводятся «Игры» по трудовым компетенциям для девочек и мальчиков. В школе работает фольклорный кружок «Ситим» В фольклорном кружке дети расширяют знание по якутскому фольклору через народное устное творчество, обучаем исполнению тойук, осуохай, скороговорки, олонхо , игре на хомусе. С 2011г особое внимание уделяем игре на хомусе . Работа направлена на раскрытие и развитие индивидуальных особенностей и творческого потенциала учащихся с учетом психофизиологических особенностей, а также сохранение и развитие культурного наследия народа саха. Кружок по фольклору « Ситим» организован в 2009 году. Первым нашим успехом была победа на улусном конкурсе 2009 году постановкой отрывка из якутского эпоса « Эрчимэн Бэргэн». Занимались народными песнями, скороговорками и, в основном, игрой на хомусе..Кружок «Ситим» за короткий срок не рах становился лауреатом и дипломантом улусных конкурсов. Также участвуют на различных мероприятиях школы, СМФКК и села. Дети в ансамбле любят и уважают свой национальный фольклор и традиции якутской культуры. В новогодние праздники всей школой участвуем в праздничном представлении. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4. Школа на земле
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Арылахская средняя агропрофилированная общеобразовательная школа»– это сельская малокомплектная школа с основным языком обучения – якутский и русский. Школа основана в 1924 году. Село Усун-Кюель, в котором находится школа, имеет статус компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Арктической зоне Крайнего Севера. Согласно Постановлению Правительства РС (Я) от 24.03.2005 N 148 «О результатах работы рабочей группы по вопросу районирования севера Российской Федерации» часть территории Верхнеколымского улуса относится к экстремально-дискомфортной зоне проживания. По данным статистики 01.01.2014 года в нем проживают 521 селян: юкагиров, эвенов, эвенков, северных якутов, русских и татар.
Село находится в 100 км к северо-западу от п. Зырянка, районного центра Верхнеколымского улуса РС (Я)., Безморозный период всего 70-80 дней. Но и в это время могут быть заморозки, поэтому вегетационный период короток, что обуславливает замедленный рост древостоя и непредсказуемость будущего урожая. Солнечных дней мало (24% летом). Озера и реки богаты биологическими ресурсами. Всего ихтиологи насчитывают 37 видов рыб. Преобладают лиственничные редколесья. Леса из лиственницы, тополя, чозениевых рощ украшены подлеском из кустарников березы, ивы, рябины, ольховника, заросли охты, колымского винограда, малины сахалинской, красной и черной смородины. Леса являются местом обитания промысловых пушных зверей, а также базой заготовки ягод, грибов, лекарственных трав. Фауну млекопитающих представляет 31 вид, из них охотничье-промысловым относятся 12. К ним можно отнести соболя, белку, песца, зайца, росомаху, лису и т.д. Орнитофауна насчитывает 145 видов, из них 84 вида гнездятся, 37 видов встречаются только во время миграции, 18 видов зимуют. Редкие виды представлены 13 видами, внесенными в Красную Книгу России. Верхнеколымский улус является излюбленным местом остановки и гнездования перелетных птиц. Здесь концентрируются миграционные потоки, в результате которой интенсивность перелета птиц в улусе – одна из наиболее высоких в республике. Транспортная система сложная; в зимнее время, с декабря месяца по апрель месяц, автозимник. Весной, летом и осенью авиатранспорт, обслуживается вертолетом, который обеспечивает еще 5 северных районов (Верхнеколымский, Среднеколымский, Нижнеколымский, Абыйский и Момский улусы). Основное занятие населения, это в основном народные промыслы народов Севера; содержание КРС, коневодство, охотпромысел, рыболовство, в крестьянских хозяйствах и родовой общине, переработка молочной продукции в потребительском кооперативе. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества | Формы сотрудничества школы с социальными институтами в рамках внеучебной деятельности:
Социальные практики на учреждениях; Совместные исследовательские проекты; Организация бизнес-кейса из числа перспективных юных предпринимателей. Финансовая и образовательная поддержка; учреждение ежегодных стипендий, малых грантов для стартового капитала собственного бизнеса; Реализация образовательных программ и проектов, инициированных партнерами; Работа школьников по заказу партнеров; заключение трудовых соглашений Деловые профориентационные игры для старшеклассников; защита бизнес-проектов по разновозрастным командам; Акции реализуемые в школе
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня | Меценаты и учредители именных стипендий, которые вручаются по итогам учебного года:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5. История и культура школы в деталях
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) | Дьячкова Анастасия Николаевна-нуучча уонна алын кылаас учуутала.
Элбэ5и аа5ар киhи ойдоох, сайдыылаах киhи буолар. Сайдыылаах диэн-олох бары оттунэн сайдыылаах киhи. Уруккуну – сананы билэр, оло5у кытта бииргэ хардыылыыр киьи. Кинигэ – туохха да бэриллибэт, саамай сыаннай мал. Кини сыаната мунура суох. Кинигэ – ой кылаата. Литератураттан киьи бэрт элбэ5и билэр, литература баар буолан эhиги былыргы суруйааччылары Пушкины, Лермонтовы, араас биллибит суруйааччылары билэ5ит. Тоhолоох чулуу дьоннор олорон ааспыттар эбит, тоьолоох ыарахан уйэ5э, кинилэри конул тыыннарбакка, дьиннээх оло5у, кырдьыгы суруйалларын боболлоро, олуугэ ыыталлара. Оннук учугэй дьоннортон былыр мэьэйдэтэллэр этэ. Конул оло5у тэнитэр, конул оло5у ба5арар дьону собулээбэттэр этэ. Ол курдук начальнай кылааhы уорэнэн бутэрэн баран, аны Зырянка5а сал5ыы уорэнэ барбыппыт. Бастакы учууталым Сазонов Алексей Дмитриевич диэн Орто-Халыма киhитэ этэ. Хаьан да биhигини кыыhырбат, бэрт учугэй учуутал этэ. Оскуоланы бутэрэн баран, бииргэ уорэммит одноклассниктарбытын кытта Николай Николаевич, Прасковья Егоровна, Марина Андреевна, учууталынан анаабыттара. Физика, математика учуутала Николай Николаевич, Марина Андреевна- географ, Прасковья Егоровна- русовед, оттон миэхэ ус начальнай кылааьы биэрдилэр. Нулевой, первай уонна уhус кылааhы биэрдилэр. Ус кылааhы биир кылааска олордон уорэппитим, кылаас кыара5ас, баппаттар этэ. Дьэ ону мин туох да о5ону уорэтэр опыта суох киhини уорэт диэн кэбистилэр. Ол курдук Уоhэ-Таалага биир сылга учууталлаабытым кэннэ, начальнай кылаас учууталын уорэ5э аhылынна диэн Орто-Халыма5а уорэххэ ыыталаабыттара. Ол кэлэн улэлээбиппэр, старшай пионервожатайынан туруорбуттара. Кэлин оскуолабыт манна Арыылаахха коспутэ 7 кылаастаах буолбута. Онтон ыла бу оскуолаттан тахсыбакка уйэм тухары улэлээбитим. Бу оскуола манна коhон кэлэригэр улаханнык улэлэспит, элбэ5и ситиспит киhи буолар – Иннокентий Ильич. «Социалистическая Колыма» диэн колхоз председателэ. Кини «Киров» колхоhу эмиэ манна Уоhэ-Таалаттан коhорон а5албыта.
Третьяков Пётр Николаевич-физкультура учуутала. Мин 1942с Орто-Халыма оройуонугар Олуокэ-Куол битнэhилиэгэр торообутум. Манна 1967с ЯПУ-1 физкультурнай отделениетын бутэрэн физкультура учууталынан улэлии кэлбитим. Кэлэн физкультураны уонна военнай дьыаланы ыыппытым. Бу оскуола5а улэлиир кэммэр организаторынан, онтон 1984 сыллаахтан 6-7 сылга оскуола директорынан улэлээбитим. Ол кэнниттэн бутэhик спорт оттунэн улэлээбит улэм Зырянкатаа5ы ДЮСШ-5а директордаабытым. Бу оскуола5а улэлиирим тухары бэрт элбэх учугэй дьону кытта улэлээбитим. Миигин 5-7 кылааска диэри уорэппит учууталым Слепцов Прокопия Алексеевич, математика учууталынан улэлиир этэ. Кини миэхэ бэрт элбэх субэ-ама, комо биэрбитэ. Прокопий Алексеевич куруук этэр этэ: эн дьону иhит, дьон санаатын истиэхтээххин, ол дьон эйиэхэ эппиттэриттэн биэс да бырыhыан ыллаххына, ол элбэ5и туhалыа5а, диирэ. Ол иhин учууталлыырым да тухары, онно-манна салалта5а да улэлиирбэр, куруук дьон санаатын истэн, онтон учугэйин, соптоох диэбиппин ылынарым. Коллективпытыгар аан маннай биhиги кэлэн улэлиирбитигэр баар дьон: Наталья Коловертных диэн химия, биология учуутала баара, физик Силкин А.А. Ор сылларга бииргэ улэлээбит дьонум Ильинов В.В., математика учууталынан, Дьячкова А.Н., манна улэлээбит учууталлартан саамай ор улэлээбит кини буолар, Слепцова Анна Константиновна математика учуутала уонна ор ба5айы завучтаабыта. Биир ча5ылхай учуутал Наумова Д.И., нуучча тылын учуутала, Винокурова Д.П. география учуутала, Слепцов И.Г., эмиэ «Отличник народного образования РСФСР», саха тылын учуутала, Бандеров С.В., уонна да атын учугэй дьону кытта улэлээбиппит. Физкультура учуутала ол са5ана мин со5отох этим. Нэhилиэнньэ манна ол кэмнэ 100-тан тахса киhи этэ. Оскуола5а 244 уорэнээччи баара, ону олох чуолкайдык ойдуубун. Сана оскуола баар этэ, гынан баран спортзал суо5а, ону оскуола корудуоругэр уорэтэр этим. Онтон улэлээбитим 3-с сылыгар спортзал туттарбытым. Ол са5ана оскуолабытыгар сурдээх учугэй директор Лимонов П.П. диэн этэ. Кинини кытта субэлэhэн, былааннаан баран, боhуолэк дьонун тумэн босхо, субботнигынан туппуппут. Бу тутуллубут спортзалбытыгар дьэ боhуолэк дьоно, эдэр ыччат бары кэлэн, киэhэ 11 чааска диэри спордунан дьарыктанар этилэр. Хайыhарга, тустууга, теннискэ, шашка5а, шахмакка боhуолэк хамаандата, оскуола хамаандата хаhан ба5арар оройуонна куруук 1 миэстэ ылар этибит. Мантан элбэх спортсменнар, спордунан дьарыканалларын собулуур дьон тахсыбыттара. Аан дойдуга биллибит боксер Михайлов А.М. уо.д.а. спордунан дьарыктанар ба5алаах, учугэй ситиhиилээх эдэр дьон олус элбэхтэр этэ. Ити курдук оскуола5а улэлиир кэммэр учугэйдик улэлээн, наhаа учугэй дьону кытта алтыhан ааспытым, о5олорго спордунан дьарыктанар интириэhи тарпытым дии саныыбын. Билигин да спорду ойуубун, сэргиибин. Слепцова Анна Константиновна- математика учуутала. Мин оскуоланы бутэрэн баран 1965с университекка уорэнэ киирбитим. Математика учууталын идэтин ылбытым. 1970с бутэрбитим. Уорэхпин бутэрэн баран 3 сылга Абыйга учууталлаабытым. Арыылаах оскуолатыгар 1973с улэлээбитим. Бастаан завуhунан ананан кэлбитим. 12 сыл устата завучтаабытым, онтон математика учууталынан улэлээбитим. Мин оскуола5а учугэйдик уорэммитим уонна миигин наhаа учугэй учууталлар уорэпиттэрэ. Биир саамай кундутук саныыр учууталым Слепцов Прокопий Алексеевич этэ. Ба5ар маннык учугэй учууталлар уорэппиттэриттэн мин бу идэни талбытым буолуо. Бу оскуола5а мин уорэппит о5олорум эмиэ учуутал идэтин талан улэлии-хамсыы сылдьаллар: Ан А.П., Дьячков В.В., Бандерова С.С., Бандерова Р.В., Григорьева С.И., Слепцова О.Е., Слепцов В.В., Скрыбыкина С.Е. Маннык элбэх о5о учуутал идэтин талан ыччат сайдыытыгар улэлииллэриттэн олус диэн уорэбин.
Слепцова Елена Егоровна – учитель начальных классов. Моя трудовая деятельность началась с 1965 года. Первые три года я работала в с. Ойюсардах Среднеколымского района. А в 1968 году переступила порог родной Арылахской школы полная сил, энтузиазма, оптимизма и с большим желанием работать. Сейчас я нахожусь на заслуженном отдыхе, стаж работы в родной школе 40 лет. В это время в школе завучем работала Дария Ивановна Наумова. Человек беззаветно преданный делу, творческий и грамотный педагог. Она щедро делилась своим опытом с молодыми педагогами. Проводила открытые уроки, сама постоянно посещала и разбирала наши уроки. Любовь к профессии, преданность делу я связываю именно с моей наставницей Дарией Ивановной. В этот период времени в нашей школе директором работал Пётр Павлович Лимонов. Он с женой приехал в наш район после университета. Оба с красными дипломами. Мы гордились нашим директором – красивый, энергичный, талантливый, умный, доброжелательный. За короткое время он сумел создать сплоченный, работоспособный коллектив единомышленников. Его талант организатора и хорошего руководителя сразу заметили и скоро перевели на другую работу на РайОНО, а затем секретарём Раисполкома. Каждый день, проведенный в Арылахской средней школе, вспоминается мне с особой душевной теплотой. За такой долгий промежуток времени мне довелось встречаться со многими учителями.. и с молодыми, и с людьми в возрасте, и с приезжими, и с местными. С большим уважением вспоминаю семью Слепцовых: Степан Алексеевича , Наталью Семёновну. Тогда они были очень молоды, энергичны, полны выдумок и знаний. Эти одухотворенные своей работой люди, старались обновить традиционные методы обучения и воспитания в школе. Так они впервые стали внедрять метод сотрудничества учителя и ученика на уроке. Мы молодые учителя, проводили много семинаров, открытых уроков по новой технологии. Наталья Семёновна много лет работала директором и завучем и преподавателем математики в нашей школе. Я не ошибусь, если скажу, что замечательных педагогов с благодарностью вспоминают и коллеги и их ученики. Самая большая хвала и награда для учителя – видеть своих учеников, нашедших себя в жизни, довольных своими судьбами.
Сивцева Татьяна Васильевна – учитель начальных классов. Родилась 1951 году, в 1970 году окончила Якутское педагогическое училище №1. По окончании учебы работала учителем начальных классов. Имеет высокий уровень педагогической деятельности. В 1986 году заочно окончила Магаданский педагогический институт по специальностям учитель начальных классов, педагогика и психология. Опыт её работы по трудовому воспитанию школьников Арылахской средней школы распространен по улусу и республике. Третьякова Матрёна Константиновна – учитель начальных классов. Родилась 14 ноября в 1946 году с. Усун – Кюёль Верхнеколымского улуса. Окончила ЯПУ -1 по специальности «Учитель начальных классов». После окончания ЯПУ -1, с 1968 г. работала в Арылахской средней школе. Педагогическую деятельность начала воспитателем интерната, потом воспитателем продлённого дня. Работая в качестве воспитателя группы продлённого дня, хорошо овладела организацией свободного времени воспитанников, методикой самоподготовки, увлекательно организовывала занятия по интересам. А затем стала работать учителем начальных классов. Общий педагогический стаж работы 38 лет. Из них 5 лет она проработала в ЗСШ, тоже учителем начальных классов. В течении 8 лет работала учителем для шестилетних детей. Статья из педагогической энциклопедии: «Как учитель начальных классов, проводила методически грамотные, научно выдержанные уроки. Вела целенаправленную работу по оснащению класса – кабинета: собирала богатейший материал для дидактических и ролевых игр, было много самодельных наглядных пособий, индивидуальных карточек, опорных таблиц. Учитывая физические, психологические особенности развития детей младшего школьного возраста, на уроках умело использовала дидактические возможности накопленного материала. В гости к ребятам приходили Буратино, Незнайка и другие любимые персонажи детских произведений и сказок, которые оживляли уроки и внеклассные мероприятия. От игры к знаниям вела опытный педагог Матрёна Константиновна своих учеников, развивая у них познавательную активность, творческое мышление. Активно участвует в методической работе школы: выступает с сообщениями, творческим отчётом, даёт открытые уроки. Как классный руководитель, работает в тесном контакте с родителями. Матрёну Константиновну отличают доброжелательность, любовь к детям, она бережёт детский огонёк пытливости, любознательности, и в этом источник любви и преданности выбранной ею профессии учителя». (Педагогическая энциклопедия том 2. Стр. 353)» Когда мы спросили какие трудности вы встречали в своей работе и жалеете ли вы, что стали учительницей, она ответила: «Я нисколько не жалею, что выбрала эту профессию и что лучшие годы моей жизни были проведены в этой школе. Профессия учителя очень ответственная работа, ведь в наших руках будущее детей, которых мы учим. В этой работе требуется любовь к детям, постоянное творчество, учитель не должен оставаться на одном месте, а всё время двигаться дальше и находить новые идеи, задумки. Да, конечно были трудности, особенно при подготовке демонстрационных, раздаточных материалов. Недостаточно было методических пособий, но мы всегда находили выход из разных ситуаций. Почти все материалы, которые мы использовали в работе, были сделаны своими руками. Сейчас у современных учителей больше возможностей работать на высоком уровне, т.к. в жизнь внедряются всё новые инновационные технологии обучения. Раньше не было возможности даже сфотографироваться со своими учениками. Поэтому мне очень дороги те фотографии, которые у меня сейчас есть».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) | Ильинов Владимир Владимирович-математика учуутала.
Мин 1935 сыллаахха Кэбээйи улууhугар, Мастаах диэн боhуолэккэ торообутум. 1968 сылга манна кэлбитим. Онтон ыла бу ыал буолан, улэлээн-хамнаан кун баччатыгар диэри олоробун. Манна кэлэн математика учууталынан улэлээбитим, завучтуу сылдьыбытым. Мин бастаан кэлэрбэр ким да суох этэ. Директоры Винокурова Дария Петровна солбуйан олорор этэ да, бары отпуска5а сылдьар кэмнэрэ буолан биэрдэ. Третьяков П.Н. корсубутэ уонна бу кэргэним ийэтин аахха дьукаах олордубута. Бандеров Сэмэн Васильевич баар этэ. Онтон дьэ сентябрьга улэ са5аланарыгар киhи бого кэлбитэ. Петр Павлович директор этэ, онтон уhуннук улэлэппэтэхтэрэ районо5а илдьэ барбыттара, онтон райкомна улэлэппиттэрэ. Мин са5ана уонча директор уларыйбыта буолуо. Бастаан уорэппит о5олорум Хлебникова (Бандерова) Тоня, Михайлов Саша, Николай Николаевич, Турпанова Люда, Бандеров Аркадийдаах кылаастар этилэр. Уорэххэ ба5алаахтар этэ. Математика5а куустээх о5олор бааллара: Винокурова Катя (Аянитова Е.А.), бу балыстыылар бары учугэй этилэр, Винокурова Люба отличница этэ, Слепцова Валя уо.д.а. Слепцова Кира Толяны кытта математическай оскуола5а баран, условиетын собулээбэккэ, дьоннорун ахтан, табыллыбакка тоттору кэлбиттэрэ. О5о биригээдэтигэр кыайан Одесса5а 9 кылаастары кытта баран кэлбиппит. Бессонов Вася, Данилов Олег, Слепцов Олег, Слепцов Вася. Онно бара сылдьан Васяны сутэрэн алдьархай бо5о5о туhэ сырыттыбыт. Зоопарка5а барыахтаах этибит, ону уолбут эрдэ туhэн хаалбыт. Биhи туhэн баран корбуппут Васябыт суох. Дьэ ыксааhын буолла, ханна да барыахпытын билбэппит, онтон бэйэтэ сатыы кэллэ, хата автобуhу батыhан суурэн кэлбит. Уолбутун булан дэлби уордубут. Уонтан тахса о5о буолан барбыппыт, сорох о5олорбутун хаалларан кэбиспиттэрэ. Онтон кэлин билбиппит Зырянкалар нуучча о5олорун илдьээри биhиги о5олорбутун сыыйталаабыттар. Одессаттан эргиллэн кэлбиппитигэр биир кыыс кэлэн баhыыбалаабыта, ол мин о5олорум оннугар барбыт о5о эбит диэн ойдообутум. Путёвкабытын арыый хойутаан баран хобдох со5устук сылдьыбыппыт. Биhигини улаханнык обслуживайдаабатахтара. Да буоллар, син сылдьан, катакомбалары, сэриилэспит ытык сирдэри энин корон кэлбиппит. От биригээдэтигэр хас эмит сылга сылдьыбытым. Онно улахан улэ барар этэ дьэ, биригээдэлэр икки ардыларыгар наар куоталаhыы. Дайылаахха тиийэн 200-чэ тоннаны оттуур этибит, туранна уонна синньигэс билиигэ эмиэ элбэ5и оттуурбут. Сурдээх элбэ5и оттуур этибит уонна оссо сиилэстиирбит. Бандеров Сэмэн оhуобай кыдамаhыт уол этэ, Данилов Олег, Баакычча эмиэ сурдээх улэhит этилэр. Уопсайынан ол кэмнээ5и о5олор бары сурдээ5ин улэлииллэр да этэ улэhиттэр да этэ. Cовхоз баарын са5ана дьон сурдээ5ин диэн улэлииллэрэ, суору бо5о буолара. Бу о5олору кытта бэрт элбэх субботника сылдьарбыт. (субботника сылдьан туспут хаартыскалары кордорор, баар о5олорун барыларын ааттыыр). Манна кэлэн улэлээбит сылларбар саамай ойдуурум диэн коллективпыт бэрт эйэлээх, сплоченнай этэ. Боhуолэккэ буолар субботниктарга, гараж, мастерской, спортзал маьын кэрдиитигэр энин барытыгар бэт эйэлээхтик сылдьарбыт. Концерка, ол бу фестивалларга, сана дьылга, туохха барытыгар бииргэ сылдьан кыттар этибит. Ырыаhыта, ункууhутэ да суох буолларбыт барытыгар кохтоохтук кыттарбыт. Спортивнай куоталаhыыны этэ да барбаппын. Петр Николаевич оскуола5а куну быhа сылдьар этэ, куоталаhыы бо5отун тэрийэрэ. Спорка ба5алаах о5о толору этэ, иннэ гынан олох спортзалтан тахсыбаттар этэ. Бастаан кэлэн улэлээбит оскуолабыт олус сылаас, учугэй да этэ. Умайбытыгар бары бэркэ диэн аьыйбыппыт.
Данилова Клавдия Дмитриевна-алын кылаас учуутала. Мин Халыма урдугэр турар Орооччубай диэн сиргэ торообутум. 1948 сыллаахха оскуола5а киирбитим 8 сааспар. Маннайгы учууталым Анастасия Николаевна этэ. Манна 1966 сыллаахха орто оскуола аьыллыбыта. Мин онно кэлэн улэлээбитим. Уон кылаастаах оскуола этэ, маннайгы директор Лимонов Пётр Павлович буолбута, кини эмиэ маннааа5ы о5о этэ. Бары манна олорбут о5олор кэлэн улэлээбиппит. Альбина Георгиевна английскай тылын учууталынан, Владимир Фёдорович физика учуутала, 1968 сыллаахха Матрёна Константиновна, Елена Егоровна эмиэ кэлэн начальнай кылаас учууталынан улэлээбиттэрэ. Ону кытта Ирина Ильинична, Анна Константиновна математика учууталлара буолбуттара. Оскуола5а 40-тан тахса сыл улэлээбитим, ол тухары элбэх ба5айы директордар, учууталлар улэлээбиттэрэ. Урут кылааска саамай а5ыйах о5о 15 о5олоох буолар этэ, онтон атын кылаастарга 20-25-тии энин о5о буолар этэ, даже 30 о5о буола сылдьыбыта. Эьиги а5аларгытын, дьэдьэлэргитин уорэппитим. Урут о5олор 2ч. 30 уорэнэн бутэн баран продлёнка5а кэлэллэр этэ. О5олор онно кэлэн уруок аахталлара, ону туспа учуутал уорэтэрэ. Онтон ургулдьу о5олор араас кружоктарга хаалаллар этэ: спортивнай, хаартыска таьаарар кружоктар энин диэн бааллар этэ, ол иьин билигин урукку хаартыска бэрт элбэх этэ. Оттон билигин хаартыска5а туьэбит туьэбит уонна ону корбоккун даганы, барыта телефон эбэтэр компьютер иьигэр сылдьар. Уонна ракетаны ыытар «Юный космонавт» кружогун Прокопий Алексеевич диэн математика учуутал ыыта сылдьыбыта. Слепцов Степан Алексеевичтаах кылаастара элбэх ракетаны ыыппыт буолуохтаахтар. Космонавт кунугэр эбэьээт ракета ыыталлара. Онно эмиэ бырааьынньык курдук киьи барыта интириэьиргээн тахсан короллор. Оттон эмээхситтэр уоттаах ракетаны ыытан оппутун уоттуохтара дэьэллэр этэ. Араас размердаах буолар этилэр: кыралар да бааллар этэ, миэтирэ да курдук ракета баара. Ону кытта предметнэй нэдиэлэлэр энин эмиэ бараллар этэ, ону нэдилэ бутэьигэр ол кылаастар отчуоттаналлар. О5олор уксун бэйэлэрэ кылаас чаастарын, ханнык эмэ суруйааччыга аналлаах биэчэрдэри энин ыыталлара. Онтон кыайбыт кылаас нэдиэлэ5э биирдэ улахан киьи киинэтигэр кулуупка сылдьаллара. Саас ахсын хайыьар курэхтэьиитэ буолар этэ. Онтон «Снежный десант» диэн баар буола сылдьыбыта онно о5олор мантан Зырянка5а диэри бараллар хайыьарынан бараллар этэ. Онно тиийэн эмиэ курэхтэьэн кэлэллэрэ. Саас ахсын Зарница буоллагына боьуолэккэ бырааьынньык курдук буолар этэ. Улахан дьон бары корон, болейдаан энин, о5олорун батыьа сылдьан короллоро. Уопсайынан сурдээх элбэх араас ыытыллар эбит, уолаттар маьынан уьанан, кыргыттар иистэнэн энин боьуолэк, улус выставкатыгар кытталлар буолаллара. О5о барыта онно кохтоох кыттыыны ылара, бэркэ диэн сэргииллэрэ. Сайын о5о барыта «Бугуйэх» от биригээдэтигэр бараллара. Мин уорэнээччилэрбиттэн элбэх о5о учуутал идэтин талан улэлии сылдьаллар. Эьиги оскуола5ытыгар Владимир Владимирович, Георгий Саргыланович уонна Нелемнэйгэ олорор Екатерина Алексеевна куруук 5 –кэ уорэнэр этэ, кини билигин эмиэ идэтинэн уорэнэ сылдьар. Северина Семёновна математика учууталынан улэлии сылдьар, Надежда Алексеевна кэлэн улэлии сылдьар. Уонна да о5олорум олус диэн элбэхтэр. Мин 2006 сылга диэри улэлээбитим.
|
Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы):
Гуляева Александра Алексеевна – директор школы, Петрова Надежда Алексеевна – заместитель директора по УВР, Ефимова Марианна Дмитриевна – заместитель директора по ВР, Скрыбыкина Светлана Евгеньевна – социальный педагог – психолог, Данилова Вера Яковлевна – учитель якутского языка, Егорова Виктория Викторовна – учитель математики, Олесова Александра Афанасьевна – учитель национальной культуры, Учителя начальных классов: Ан Анна Петровна, Спиридонова Анна Сергеевна, Слепцова Оксана Егоровна;