МБОУ Бурят-Янгутская СОШ им. А.С. Пушкина Осинский район

Бурят-Янгутская СОШ им. А.С. Пушкина Осинский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бурят-Янгутская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Пушкина»
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Мантыкова Бальжинима Дамдинцыреновна
1.3.        Почтовый адрес

 

669212, Иркутская область, Осинский район, с. Енисей, ул. Кирова, д.2
1.4.        Телефон

 

89642655834
1.5.        Сайт

 

buryatyangut.eduosa.ru
1.6.        Электронный адрес

 

enisei_school1896@mail.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

I – 94

II –88

III – 15

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

27
1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Учебные занятия организуются в 1 смену.

Обучение 1-11-х классов осуществляется в одну смену. Начало учебных занятий в 09.00.

Продолжительность уроков:

1-е классы – 35 минут в I полугодии ( по 3 урока в день), во II полугодии – 40 минут (январь – май по 4 урока в день);

§  2-11-е классы – 40 минут

Продолжительность учебного года в 2018 – 2019 учебном году:

–– в 1-х классах – 33 учебные недели (165 учебных дней);

–  во 2-4 классах 34 учебных недели (170 учебных дней)

– в 5- 8-х,10-х классах – 34 учебные недели (204 учебных дня);

– в 9-х, 11-х классах – 34 – 37 недель (учебный год длится до завершения государственной итоговой аттестации и заканчивается в соответствии с расписанием ГИА, которое ежегодно утверждает федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

 

 

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Материально – техническая база школы соответствует целям и задачам образовательного учреждения. Школа функционирует в 3 – х этажном  типовом здании  1989 года постройки, 5 зданиях общей площадью 2858 кв.м. Расчетная наполняемость школы 392 учащихся.
2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1896 г.
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

1 сентября 1896 года была образована Енисейская 4-классная начальная школа. 1 сентября 1937 года школа стала средней и была переименована в Бурят-Янгутскую школу им. А.С. Пушкина

 

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

В разные годы директорами школы работали:

1.      Осипов Михаил Степанович, под его руководством построена школа, по его ходатайству 10 февраля 1937 года Бурят-Янгутской школе присвоено имя А.С. Пушкина с 1936-41 гг.

2.      Асалханов Михаил Иванович (1941-47 ) Его труд отмечен высокой правительственной наградой Орденом «Знак Почёта».

3.      Иванов Игнатий Андреевич (1947-1953), фронтовик, сплотил творческий педагогический коллектив.

4.      Хантуев Александр Лазаревич, (1953-1955) работал учителем истории, защитил кандидатскую диссертацию, работал деканом исторического факультета ИГУ.

5.      Ханташкеев Владимир Семёнович (1955-1957) родился в 1929 году в Онгосоре. Учителя работавшие с ним отмечают прежде всего его корректность, доброжелательность, отличное знание своего предмета, желание развивать свои бурятские обычаи и традиции. При нём педагогический коллектив был очень дружным, творческим, работоспособным, кандидат исторических наук, отличник народного просвещения СССР.

6.      Павлов Лукьян Вахрамеевич, 1926 году в улусе Енисей. В 1959  году переведён директором Осинской средней школы, работал заведующим Осинского Районо, в 1967 году стал директором Боханской школы, где проработал до 1972 года. Коллеги отмечают его эрудированность, начитанность, интеллигентность и принципиальность.

С супругой Любовью Ринчиновной воспитали 5-х детей, всем дали высшее образование. От семьи Павловых, в память об отце, дети оказали спонсорскую помощь для проведения юбилея школы.

7.      Лаврентьев Владимир Ильич (1963-1976) Отличник народного просвещения РСФСР, под его руководством построен новый корпус со спортзалом, переоборудованы столовая и мастерские. За время его работы, питомцы школы, тренируемые учителем физкультуры Мироновым В.А., выходили на всероссийский уровень.

8.      Сонголов Владислав Иванович (1976-77) Много усилий приложил чтобы сохранить в национальных школах классы-комплекты, выдвинул идею строительства нового здания школы.

9.      Григорьев Александр Иванович (1978-84) учителя, с кем работал Александр Иванович, вспоминают его добрым словом, простого в общении, но требовательного руководителя.

10.   Дамбуева Анна Александровна (1984-86) прекрасный учитель математики, строгая и требовательная. Почётный работник образования РФ.

11.  Балданов Александр Леонидович (1986-87), вводил новинки в школьное самоуправление, развивал подсобное хозяйство в школе, совершенствовал учебно-воспитательный процесс.

12.  Маланов Михаил Егорович 1987-90 гг. 1-й директор новой школы. Была значительно укреплена материално-техническая база, построен культстан, школе была выделена земля 23 га, где производственная бригада под руководством Олзоевой М.В., учителя биологии выращивали десятки тонн овощей. На вырученные деньги учащиеся выезжали по путёвке в города СССР.

13.  Кантаков Илья Николаевич (1990-2005) Под его руководством в 1994 году школа заняла 1 место в соревновании между школами Осинского района, за что была поощрена специальным призом – автобусом, за период его работы 23 выпускника закончили школу с серебряной медалью. Также работали директорами и каждый из них внёс свой вклад в развитие школы:

14.  Ильина Надежда Доржиевна

15.  Вахрушкина Степан Альбертович

16.  Хошхоев Борис Михайлович

17.  Халбаева-Широнова Анна Владимировна

18.  Контакова Александра Валерьевна

19.  Мантыкова Бальжинима Дамдинцыреновна

 

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

Этапы становления и развития школы:
1.      1896 – 1915 г.г. – открытие Онгосорской церковно-приходской школы от Янгутской церкви.
2.      1899 – 1928 г.г. – открытие Янгутской начальной школы.
3.      1928 – 1936 г.г. – открытие школы крестьянской молодежи (ШКМ).
4.      1936 г. – открытие нового двухэтажного здания, построенного способом народной стройки. Школа преобразована в среднюю. Первый директор средней школы – Осипов М.С.
5.      1937 г. – школе присвоено имя А.С.Пушкина.
6.      30.09.1989 г. – построено и введено в строй новое трехэтажное здание на 392 места.
2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Кантаков И.Н., 06.11.1955г.р., работает в муниципальном общеобразовательном учреждении  «Бурят-Янгутская средняя общеобразовательная школа  им. А.С.Пушкина» с 1984 года.

Закончил Иркутский государственный университет в 1984г. по специальности  «Преподаватель истории и обществоведения»  и с этого времени работает учителем истории, обществознания, правоведения.

С первых же лет работы И.Н.Кантаков организовал работу по созданию школьного музея, сбору материалов, экспонатов. Занимаясь исследованием родного края, установил точное количество земляков-янгутян , ушедших на фронт в годы Великой Отечественной войны, описал историю колхоза, знатных людей села.

На уроках учитель воспитывает учеников на примерах великих людей страны, воспитывая чувства патриотизма, гордости за свою страну, желания принести пользу Родине.

За годы педагогической деятельности ученики Кантакова И.Н. неоднократно становились призерами, победителями районных, окружных предметных олимпиад, различных конкурсов, викторин, научно-практических конференций:

В 2012г. в районном   конкурсе, посвященном  300-летию Иркутска, на приз газеты «Знамя труда» – 1место, в районной краеведческой  олимпиаде «Время, события, люди» – 2 место, «Моя родословная» –

В 2011г. в областной и окружной  викторине «В юбилей шагаем вместе», посвященной 300-летию  г. Иркутска – 1 место в округе и области, в районных  конкурсах  «Историко-культурное  и природное наследие Сибири» – 3 место,  «Память поколений» – 2 место, участие в областном форуме в п. Усть-Орда.  В 2010г. в  заочной областной викторине «Н.Н.Муравьев-Амурский – генерал-губернатор Восточной Сибири» ученица Ильи Николаевича заняла 2 место, в областном конкурсе национальных культур «Мой народ – моя гордость» – 3 место. С 2005 – 2011 года ученики Кантакова И.Н. становятся победителями и призерами районных, окружных конкурсов «Я – эрудит».  С 2000 по 2010 годы ученики с учителем участвуют в заочных научно-практических конференциях по темам исторического краеведения («Байкальское кольцо», «Люби и знай свой край», «Моя родословная», «Бурятское население Иркутской области в 20 веке», по юбилейным датам М.А.Хангалова, Папы Тушемилова, Героев Советского Союза Балдынова И.В., Борсоева В.Б. и других конкурсах и викторинах.

Помимо учебной деятельности Кантаков И.Н. ведет общественную работу: постоянно выходят в периодической печати его статьи о «малой» родине, родной школе, людях села. В книге «Родом из Осы» им подготовлен раздел «МО «Бурят-Янгуты». Является депутатом Думы МО «Бурят-Янгуты».

В 2008 г. награжден знаком «Почетный работник общего образования РФ», «Ветеран труда». В 2010 г. награжден медалью «Ветеран ВМФ»

 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Нашу школу закончили такие известные люди как:

1.      Владимир Константинович Петонов, народный поэт Бурятии

2.      Ким Ильич Ильин, поэт

3.      Филипп Ильич Балдаев, народный художник Бурятии

4.      Владимир Михайлович Миронов, скульптор.

5.      Иван Матвеевич Манжигеев, учёный-этнограф

6.      Елбаев Вячеслав Баяндаевич, заслуженный работник культуры

Бурят-Янгуты дали таких учёных как:

Макаров Климентий Халзанович – кандидат медицинских наук

Манжигеев Иван Матвеевич – кандидат исторических наук

Бакланов Михаил Родионович – д-р химических наук

Сперанский Вячеслав Викторович – д-р биологических наук

Ханташкеев Владимир Семёнович – к-т исторических наук

Бадиева (Павлова) Светлана Иннокентьевна – к-т медицинских наук

Осипова Энгельсина Михайловна – к-т технических наук, профессор

Осипова Мария Михайловна – к-т экономических наук

Осипова Гертруда Михайловна – доктор технических наук

Сперанская Раиса Николаевна – к-т химических наук

Сперанская Татьяна Николаевна – к-т химических наук

Манжигеев Флориан Иванович – к-т исторических наук

Сперанский Валентин Викторович – к-т химических наук

Сперанский Константин Николаевич – к-т физико-математических наук

Балдаев Родион Лазаревич – к-т исторических наук

Миронов Александр Петрович – к-т технических наук

Балдаев Владимир Лазаревич – к-т пед. наук

Антропов Александр Ильич  – к-т пед. наук.

Выпускников Бурят-Янгутской средней школы, выбравших военную профессию:

1.      Царьков Дмитрий Александрович, 11 выпуск, 1932 г.р., майор

2.      Кантаков Афанасий Петрович, выпускник 1946 г, 1928 г. р., подполковник.

3.      Коржев Михаил Иванович. Выпусник 1957 г, 1940 г.р, полковник. Военное академия.

4.      Чупров Алексей Петрович, Выпускник 1960 г, 1942 г. р., полковник, мастер спорта, кавалер ордена «Знак почёт»

5.      Антропов Аркадий Ильич, Выпускник 1970 г, 1953 г.р., капитан I ранга, Военная академия.

6.      Иванов Пётр Вахрамеевич, 13 выпуск, 1934 г.р., майор.

7.      Туриков Евгений Иванович, 13 выпуск, 1934 г.р., майор

8.      Дмитриев Пётр Вахрамеевич, 13 выпуск, 1932 г.р., майор

9.      Бондарев Михаил Александрович, 26 выпуск, 1949 г.р, подполковник

10.   Билдаев Пётр Матвеевич, 14 выпуск, 1935 г.р., полковник

11.   Далбаев Дмитрий Сергеевич, 14 выпуск, 1934 г.р., подполковник

12.   Билунов Николай Васильевич. Выпускник 1928 г, ветеран войны, полковник, Военная академия.

С 1963 по 1969 годы с золотой медалью закончили школу 3 выпускника: Артемьев Анатолий Георгиевич., Наумова Людмила Николаевна, Сонголов Геннадий Игнатьевич, кандидат медицинских наук, с серебряной медалью вышли из стен школы Балданова Л.Л., Балданова М.Л., Халтанова С.А., Малханова Э.Е., Бугдашкина К.Е.

За период с 1995-2016 года 22 выпускника закончили школу с серебряной медалью:

Матвеева Роза, Сэмжидийн Катя, Манжеханова Катя, Иванова Надя, Ербаткина Лера, Петрова Света, Мантыкова Люба, Тугутхонова Галина, Маланова Оксана, Иванова Вера, Мантыкова Юна, Иванова Люба, Иванова Елена, Кантакова Маша, Тугутхонова Наташа, Кантаков Геннадий, Фёдорова Оксана, Шешукова Лидия, Елбаева Софья, Матвеева Полина, Ильина Клава, Макарова Катя, а в 2015 году с золотой медалью закончила Москалёва Вика.

 

 

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

КФХ и ИП нашего села
3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

«Школа как фактор социального развития села»
3.2.            Ценности школьной жизни

 

Честность, Вера в успех каждого, Обучение, ориентированное на ученика, Ответственность, Сотрудничество
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

3.4.            Традиции и ритуалы

 

Это традиционные школьные мероприятия: Первый и Последний звонок, Осенний бал (праздник урожая), Новогодний бал-маскарад, День учителя, День защитников Отечества, Международный женский день, Сагаалган, День Победы, Хорошей традицией стало участие в районных и сельских ярмарках, проведение школьных ярмарок, где обучающиеся получают практические навыки маркетинга, учатся рекламировать  и реализовывать свою продукцию.
3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Основополагающая идея педагогов и обучающихся: учимся креативно мыслить, действовать, жить.  Поэтому основные направления Программы развития осуществляются через реализацию образовательных программ, программ дополнительного образования,     программы «Здоровье», подпрограммой которой является «Витаминопрофилактика», «Одаренные дети», «Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».     Программа дополнительного образования осуществляется через систему кружков, секций, внеурочной деятельности.
3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Спортивные турниры на призы знаменитых земляков – тренеров, борцов, волейболистов, День родного языка, тимуровское движение, Петоновские чтения (проводятся на районном и межрегиональном уровнях), ежегодные соревнования трудовых коллективов в селе,  также участие в акции «Бессмертный полк».
3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Совет Старшеклассников
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Кружки национального фольклора
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Бурят-Янгуты — тиирэн

Несмотря на то что центральное село называется Енисей, многие называют его просто Бурят-Янгутами — по названию всего муниципального образования. — К нам относятся несколько деревень: Онгосор, Шотой, Моголюты. А здесь центральная усадьба, — говорит Анна Федорова, заместитель главы администрации. — Наши Бурят-Янгуты — большое селение, по-бурятски «тиирэн».

Легенда о происхождении янгутского рода

Енисейские старожилы рассказывают легенду о происхождении янгутского рода. Так, согласно преданию, потомки янгутского рода свою родословную возводят к мифическому Буха-Нойону. Историками доказано, что Буха-Нойон — реальное лицо, он был зятем Чингисхана, возглавлял тумен, т. е. командовал 10 000 вионов. От Янгута, являющегося представителем пятого поколения от Буха-Нойона, произошло название янгутского рода.

Предание гласит, что предки рода являются выходцами из Северной Монголии, перекочевавшие оттуда в Кудинские степи (Эхирит-Булагатский район). О том, как они переезжали, также гласит легенда. По одной из версий, предки янгутского рода однажды ехали на свадьбу по ту сторону реки Ангары в нукутские степи. На свадьбу ехала одна беременная женщина по имени Егтэ-Эмэ — хитрая, коварная.

По дороге около села Куда, расположенной неподалеку от Иркутска, она почувствовала приближение родов. Тогда решили оставить ее здесь, сделать для нее шалаш и поручить одному из спутников ухаживать за ней. В этом шалаше она родила сына, которому дали имя Енгууд — Егтэ-Эмэhээ гараhан Енгууд, что в переводе значит «янгут, родившийся от хитрой, коварной женщины».

Пеленать ребенка было нечем. Пришлось завернуть новорожденного в гриву гнедого коня и за неимением колыбели положить в большую деревянную поварешку. По-бурятски об этом было сказано следующим образом: «Хэер мориной дэлhэн дээрэ, хэлтыгэй шанагайн эрмэг дээрэ гараhан Енгууд» — «Янгут, родившийся на гриве гнедого коня и на краях кривой поварешки».

Впоследствии на том месте, где будто бы стоял шалаш, была выстроена церковь. До прихода советской власти потомки янгутского рода, проезжая через село Куда, совершали шаманский обряд брызганья у церкви в честь своего предка. В 1920 году церковь была разрушена, а в 1990-х годах примерно в тех местах подняли барисан, так как данная местность считается бурятами святой.

Одна из версий также говорит о том, что Янгут, будучи взрослым, сам переехал из Кудинских степей на нукутские земли. Его потомки в количестве 99 домохозяев сделали неудачное шаманское жертвоприношение небесным божествам. В результате гнева божеств число семей дошло до 9, и они разбрелись в разные стороны: одни остались в Нукутах, в Алари, некоторые переплыли через Ангару в Улейскую долину, другие ушли вниз в Селенгинскую, Тункинскую долины, кто-то остался в долине реки Осы, у подножия горы Хатан-Уула (Гора-царица).

Гора-царица не пускает женщин

По соседству с янгутским родом живут и представители моголютского рода. Легенда гласит, что в давно минувшее время при облавной охоте в местности Буг Хузуун потомки Янгута, братья Хухэней и Аадай, случайно наткнулись на семилетнего мальчика, который не знал своего имени. В ходе спора Хухэней предложил его убить, но Аадай настоял взять его с собой.

Повзрослев, Моголют отличался недюжинной силой, ловкостью и живостью, и янгутцы решили поселить его на границе с русскими поселениями, чтобы защищаться своевременно. Есть мнение, что мальчик Моголют случайно отстал от некоей женщины, бежавшей от жестокого мужа с Алтая.

Свои легенды имеют и некоторые местности Бурят-Янгутов, считающиеся святыми. Так, в урочище Шаманки рядом с Братским бугром, согласно преданию, в конце XVII века из-за разногласий охотничьих угодий, сенокосов произошло противостояние между жителями янгутского рода и соседних русских деревень — Марковки, Грязнушки, Чупровки. Одна из шаманок преклонного возраста, совершив шаманский обряд, уговорила всех не воевать из-за земли.

Другая местность — Гора-царица — священное место для поклонения богам ягутского и моголютского родов. Как рассказывают селяне, внешне она похожа на голову девушки с двумя толстыми косами в виде деревьев. С XVII века здесь совершается жертвоприношение в знак благодарности за добрую жизнь, с пожеланиями мира, богатства, здоровья и т. д. В этот день на гору разрешено подниматься только мужчинам.

 

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Родительский комитет помогает нам в вопросах обучения и воспитания, в укреплении учебно-материальной и хозяйственной базы.

Благодаря работе Управляющего совета в школе построен гараж для автобуса, приобретена теплица. Родительский комитет с Управляющим советом помогли организовать юбилей школы.  Члены Управляющего совета являются членами территориально-общественного самоуправления (ТОС). Поэтому взаимодействие школы с поселением происходит органично и эффективно: строительство  хозяйственных построек методом народной стройки, организация мероприятий, требующих материальных  вложений.

 

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня КФХ и ИП нашего села
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы):

Кантаков И.Н., учитель истории и обществознания.

Болхоев Е.А. учитель географии и биологии

 

ШКОЛА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА

Марактаева Мария Михайловна,

учитель русского языка и литературы;

Морходоева Эржена Доржиевна,

учитель истории и обществознания, Рыжова Ксения Анатольевна, учитель технологии, заведующая пришкольным участком.

МБОУ «Бурят-Янгутская СОШ им. А.С.Пушкина» Осинского района Иркутской области Сайт школы: http://buryatyangut.eduosa.ru/

Школа в сельской местности является органичной и неотъемлемой частью села, она отражает все его ценности, нравственные и духовные, проблемы и противоречия. Поэтому школа и село взаимосвязаны, ведь пока есть школа, живет село, и пока живет село, существует школа.

Поэтому назрела необходимость привлечения молодежи в родное село, увеличения доли выпускников, получающих образование, необходимое в сельском хозяйстве и в селе . Школа, как центр развития не только образовательного, воспитательного, но и социального развития, призвана изменить ситуацию.

  • 2015 году мы стали пилотной площадкой по внедрению агробизнес-образования. Разработана модель агробизнес-школы «Школа как фактор социального развития села».

Практическая значимость созданной модели – формирование сельскохозяйственной грамотности, необходимых знаний по культуре сельского хозяйства, воспитание «хозяина земли», умеющего не только работать на земле, но и реализовывать организаторские способности, мыслить стратегически.

Цель нашей агробизнес-школы: воспитание инициативных, трудолюбивых, любящих родное село выпускников, готовых работать на земле, готовых к преобразованию своей жизни, умеющих адаптироваться к изменяющимся условиям.

  • соответствии с особенностями школы был разработан логотип, в котором отразились национальные и интернациональные особенности, агротехническая направленность.
  • настоящее время в школе обучается 197 человек. За последние 3 года в школе прослеживается положительная динамика как по количественному составу обучающихся, так и по успеваемости и качеству обучения, что подтверждается результатами государственной итоговой аттестации.

Для эффективности деятельности в школе сформирована организационная структура управления. Управляющий совет школы участвует в обсуждении образовательных программ, программ развития школы, в разрешении различных проблем, связанных с функционированием всех щкольных систем.

Родительский комитет помогает нам в вопросах обучения и воспитания, в укреплении учебно-материальной и хозяйственной базы.

Благодаря работе Управляющего совета в школе построен гараж для автобуса, приобретена теплица. Родительский комитет с Управляющим советом помогли организовать юбилей школы. Члены Управляющего совета являются членами территориально-общественного самоуправления (ТОС). Поэтому взаимодействие школы

  • поселением происходит органично и эффективно: строительство хозяйственных построек методом народной стройки, организация мероприятий, требующих материальных вложений.

Совет старшеклассников организует и проводит различные культурные, спортивные, трудовые мероприятия, участвует в мероприятиях по профилактике негативных явлений.

Система непрерывного агробизнес – образования в школе представлена следующими уровнями: начальное общее, основное общее, среднее общее образование, внеурочная деятельность, психологическое сопровождение, профессиональная ориентация учащихся на приобретение сельхозяйственных специальностей, высшее образование, дополнительное профессиональное образование.

Направления деятельности:

  1. Реализация образовательной программы:

– реализация образовательных программ общего образования (специальные курсы на всех уровнях обучения: в начальных классах курс «Экология в красках и формах», «Полезные привычки», в основной школе в системе дополнительного образования кружки «Цветоводство», «Введение в сельское хозяйство», в 9 классе – курс «Введение в трактороведение», в 10-11 классах – курс «Животноводство», в классе для детей с ОВЗ – курсы «Любимые праздники», «Ремесла в натуральном крестьянском хозяйстве»);

– ранняя профориентационная работу в сфере сельского хозяйства: формирование основ проектной деятельности, технического творчества, предпринимательской компетенции; работа над проектом «Витаминка», «Витаминная грядка»; в рамках внеурочной деятельности по направлениям «Общественно-полезная деятельность» – проекты «Благоустроим нашу школу», «Наш край»;

– профориентационная  подготовка в основной  школе: знакомство с основами

экономики и ведения бизнеса; реализация ученических проектов «Витаминопрофилактика», «Здоровое питание как залог здорового образа жизни»,

«Пищевые добавки», работа на учебно-опытном участке, практические занятия непосредственно в хозяйствах социальных партнеров животноводческого и коневодческого направлений;

  • профессиональная подготовка в 10-11 классах: «Тракторист категории «С»; работа над проектами «Разведение домашних животных в условиях Восточной Сибири»,

«Агротуризм в Осинском районе», «Основы маркетинга в сельском хозяйстве», практические занятия в фермерских хозяйствах.

  1. Организация агробизнес-образования в рамках дополнительного образования для детей и взрослых.
  2. Организация профориентационной работы.
  3. Научно-исследовательская, опытно-экспериментальная, проектная деятельность.
  4. Организация профессионального обучения «Тракторист категории С».
  5. Производственная деятельность, выращивание и реализация собственной продукции.
  6. Освоение сельскохозяйственных технологий, основ агробизнеса.
  7. Консультирование населения, в частности, наших выпускников, по вопросам развития сельскохозяйственного производства.
  8. Участие в районных, областных мероприятиях по вопросам агробизнес-образования.

Основополагающая идея педагогов и обучающихся: учимся креативно мыслить, действовать, жить. Поэтому основные направления Программы развития осуществляются через реализацию образовательных программ, программ дополнительного образования, программы «Здоровье», подпрограммой которой является «Витаминопрофилактика», «Одаренные дети», «Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних». Программа дополнительного образования осуществляется через систему кружков, секций, внеурочной деятельности.

Результаты работу по модели агробизнес-школы: развития познавательных и интеллектуальных способностей детей, повышение количества победителей и призеров на муниципальных этапах Всероссийской олимпиады школьников, на олимпиадах и конкурсах других направлений. Учащиеся стабильно показывают результаты на муниципальных этапах Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку, литературе, физической культуре, технологии, истории, бурятскому языку. В районе проводятся олимпиады по социально-бытовой ориентировке для детей с ограниченными возможностями здоровья, где наши обучающиеся постоянно занимают призовые места. Участие в научно-практических конференциях «Историко-культурное наследие Сибири», «Исследователь природы», «Байкальское кольцо», интеллектуальных играх «Эрудит», «Что? Где? Когда?», правовых играх позволяют детям развивать интеллектуальные способности, мотивируют их к исследовательской и проектной работе. В 2018 году на открытой окружной научно-практической конференции «Будущий хозяин земли» ученица 9 класса Шатаева Оксана заняла II место (секция «Зоология и экология животноводства, птицеводства»). В 2019 году на Байкальском международном салоне образования в г. Иркутске ученица 10 класса Афанасьева Надежда выступила с проектом «Развитие агротуризма на территории МО «Бурят-Янгуты».

Воспитательная работа, которая охватывает значительный пласт нашей школьной жизни, реализуется через основные направления развития личности. Это традиционные школьные мероприятия: Первый и Последний звонок, Осенний бал (праздник урожая), Новогодний бал-маскарад, День учителя, День защитников Отечества, Международный женский день, Сагаалган, День Победы, спортивные турниры на призы знаменитых земляков – тренеров, борцов, волейболистов, День родного языка, тимуровское движение, Петоновские чтения (проводятся на районном и межрегиональном уровнях),

ежегодные соревнования трудовых коллективов в селе, также участие в акции «Бессмертный полк». Хорошей традицией стало участие в районных и сельских ярмарках, проведение школьных ярмарок, где обучающиеся получают практические навыки маркетинга, учатся рекламировать и реализовывать свою продукцию.

Мы всегда отмечаем юбилеи школы, ведь это прекрасная возможность встретиться с выпускниками.

Наши ребята участвуют в различных конкурсах, выступают на конференциях, занимаются проектной деятельностью, выступают на соревнованиях различных уровней. Гордостью школы являются наши теннисисты, на протяжении многих лет занимающие первые и призовые места на районных, региональных соревнованиях, волейболисты, показывающие хорошие результаты на районном уровне. Афанасьева Надежда, ученица 10 класса, в течение 3 лет является победителем районного и областного Сур-Харбана по легкой атлетике. Впервые в истории района по вольной борьбе Конарева Вера, ученица 6 класса, участвовала в соревнованиях на уровне Сибирского Федерального округа и заняла 3 место. Николаев Виктор, ученик 6 класса, занял I место на III Байкальской олимпиаде боевых искусств по спортивной борьбе, а Конарева Вера – 4. Ныне студент педагогического института Иркутского государственного университета выпускник Тириков Владимир также неоднократный чемпион района и области по гиревому спорту. Учащиеся школы показали хорошие результаты, став победителями и призерами на муниципальном и региональном этапах Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

На кружках обучающиеся учатся декоративно-прикладному искусству, живописи, технике рисования на воде «Эбру», техническому творчеству. Хореографические группы выступают на сцене сельского Дома культуры, на муниципальном и региональном уровнях. Наши ученики становятся лауреатами и дипломантами таких конкурсов, как «Цветок Байкала», «Язык – душа народа», «Юная Дангина», «Юный Гэсэр».

Плотная занятость наших детей, профилактика различных негативных и асоциальных явлений привели к ощутимому снижению не охваченных каким-либо видом полезной деятельности учащихся.

Обучение в школе ведется в специализированных учебных кабинетах. Кабинет домоводства оснащен электропечью, швейными машинками. В мастерских есть необходимый инструмент для обучения столярному делу. Изделия, которые на уроках мастерят ребята, пользуются спросом на ярмарках , у наших фермеров: табуретки, декоративные, разделочные доски, кормушки и поилки для животных.

Спортивный зал и столовая оснащены новым оборудованием. Для полноценного развития детей в школе есть актовый зал, кабинет психолога, библиотека, кабинет информатики , проведен интернет. Развитие практических навыков по агробизнес-образованию осуществляется на пришкольном участке площадь которого 60 соток, где выращиваются овощи для школьной столовой , для реализации на сельскохозяйственных ярмарках. Выращенная морковь реализуется фермерам для элитных скакунов. Особой популярностью у местного населения пользуется наша рассада помидоров, капусты, цветов. Для связи с общественностью, родителями работает школьный сайт, различные информационные системы.

Для эффективной работы заключены договоры о сотрудничестве по реализации концепции развития непрерывного агробизнес-образования с ГБПОУ «Боханский аграрный техникум », с КФХ «Адамова Т.А.», КФХ «Федоров В.М.», с районной детской-юношеской спортивной школой (ДЮСШ), Бурят-Янгутским культурно-

досуговым     центром       (КДЦ),                     Осинским     историко-краеведческим      музеем,

межпоселенческой библиотекой им. В.К.Петонова, ООО «Байкал-биотех».

Школа укомплектована педагогическими кадрами на 100%.

Работает 25 педагогов. 88% имеют высшее педагогическое образование. 52% учителей имеет высшую и первую квалификационные категории. Все педагоги обладают достаточно высоким уровнем профессионализма, что доказывают результаты государственной итоговой аттестации и результативное участие в различных профессиональных конкурсах: 2017 году на региональном конкурсе «Лучший учитель родного языка» Атутова И.П., учитель бурятского языка и литературы заняла 1 место, в 2018 году она же заняла 3 место на 2 Международном конкурсе учителей бурятского

языка и литературы «Эрхим багша-2018» в г.Улан-Удэ, за что была награждена губернатором Иркутской области С.Г.Левченко Почетной грамотой. В 2017г. мужская команда школы заняла 2 место на окружной спартакиаде работников образования, в 2018 г. – 2 место в спартакиаде спортивных клубов общеобразовательных организаций районов Иркутской области (в составе команды Осинского района). Муниципальные конкурсы: «Лучший кабинет родного языка – 3 место в 2016г., в 2018г. – в районном конкурсе «Лучший по профессии» (народное призвание) победила Болотова Л.Е., учитель русского языка и литературы. Также наши педагоги делятся своим опытом, печатаются в различных изданиях. Матенова А.Д., учитель начальных классов, в 2018 году стала лауреатом муниципального конкурса «Лучшая методическая разработка». В 2019 году на Байкальском международном салоне образования в г. Иркутске Марактаева М.М., учитель русского языка и литературы, выступила с презентацией «Реализация программы «Витаминопрофилактика» в школе», Болхоев Е.А., учитель географии и биологии , – с докладом «Развитие агробизнес-образования в МБОУ «Бурят-Янгутская СОШ им. А.С.Пушкина».

За результаты последних трех лет в 2017 году школа награждена знаком общественного поощрения «80 лет Иркутской области».

Все наши значимые дела освещаются в прессе. Это районная газета «Знамя труда», «Окружная правда », «Усть-Ордын Унэн», «Панорама округа», также телевидение: канал «Аригус», «Россия 24».

Для успешного продолжения и расширения агробизнес-образования школа нуждается в развитии материально-технической базы. Необходимо приобрести сельскохозяйственную технику, инвентарь, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.

Мы можем сказать, что модель школы агробизнес-образования помогла реализовать цели и задачи, поставленные перед нами. Результаты нашей деятельности в рамках реализации модели агробизнес-школы «Школа как фактор социального развития села» показали не только образовательную, но и социальную значимость нашей модели:

 

  • Рост населения в муниципальном образовании «Бурят-Янгуты» и, соответственно, увеличение количества обучающихся в школе (за счет притока извне и возвращения выпускников ВПО и СПО); (по статистическим данным на 1 января 2017 г. на территории МО «Бурят-Янгуты» проживало 1543 человека, на 1 января 2018 года – 1552 человека, а на 1января 2019 года проживает 1633 человека);

•   Формирование  положительного  мнения  родителей      о  качестве           агробизнес-

образования;

  • Самоопределение выпускников (выпускники нашей школы после окончания учебы возвращаются в свое село и открывают крестьянско-фермерские хозяйства. За последние три года появилось семь хозяйств. Личные подсобные хозяйства организовали 8 молодых семей. Из них все главы ЛПХ получили специальность «Тракторист категории С» в нашей школе);
  • Опыт первичного маркетинга и предпринимательства у обучающихся (реклама и продвижение продукции, ее реализация);
  • Разрядка социальной напряженности в селе, привлекательные условия для проживания и работы.