МБОУ Верхнежиримская СОШ Тарбагатайский район

МБОУ Верхнежиримская СОШ

Договор с НКО

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнежиримская средняя общеобразовательная школа»
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

 Котляревская Елена Леонтьевна
1.3.        Почтовый адрес

 

671123 Республика Бурятия, Тарбагатайский район, село Верхний Жирим, улица Советская,10
1.4.        Телефон

 

8(30146)57323
1.5.        Сайт

 

https://vzhir.buryatschool.ru/
1.6.        Электронный адрес

 

vzirim@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

Дошкольное общее образование  25 человек.

Начальное общее образование (1-4кл) -44 человека.

Основное общее образование(5-9 кл)- 76 человек

Среднее общее образование (10-11 кл) -12 человек

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

17, высшее образование-14 чел., средне спец.(педагогическое) -3 чел. Высш.кв.категория-4чел., 1кв.категория -8 чел, без категории – 4 чел.(молодые специалисты).
1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

В школе обучаются 132 учащихся из 3 сёл: Верхний Жирим, Барыкино – Ключи, Хандагатай. Занятия проводятся в 1 смену. Урок 45 минут, перемены по 10 мин.,2 перемены по 20 мин. Пятидневная учебная неделя.Организовано горячее питание в школьной столовой питаются 100% детей. Все условия по безопасности пребывания учащихся в школе созданы.
1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Здание средней школы «долгострой», строилась с 1966 по 1972 года. Средняя школа была открыта  с 1 сентября 1972 года. Здание кирпичное, двухэтажное. Вся школьная территория 30002м2 по периметру огорожена. Учебные кабинеты соответствуют современным требованиям. Имеется 3 интерактивные доски, 1медиапроектор, 17 компьютеров, 1сканер, 6 принтеров, 5 телевизоров, видеокамера и др.
2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

В 1923 году открыта начальная школа, в 1957 году восьмилетняя школа, 1972 году средняя школа.
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

До 1971 года учащиеся уезжали в с.Тарбагатай для получения среднего общего образования. Потребность в получении среднего образования детьми с.Верхний Жирим, Барыкино Ключи, Хандагатай, Барыкино, Харитоново возросла.
2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

С 1957по 1961 директор школы Китаев Михаил Григорьевич. С1962 по 1974 Быков Терентий Андреевич(построена и открыта средняя школа). 1975-1976-Елаев Терентий Баламжеевич.1977-1980 Пашинин Василий Степанович( развитие производственных бригад школьников). 1981-1983 Трифонова Надежда Сергеевна. 1983-1984 Асташова Мария Устиновна( созданы агроклассы).

1985-1986 Трифонова Надежда Сергеевна. 1986-1988 Покацкий Сергей Владимирович. 1988-1989 Китаева Ирина Павловна. С 1990 по настоящее время Асташова Мария Устиновна. (открытие дошкольной группы на 25 человек, школьного музея «Память», разработка и реализация проектов, создание семейных звеньев(выращивание овощей, зеленки, картофеля, выращивание гусей на мясо- удешевление питания). Создание условий по безопасности пребывания детей в школе. Отсутствие предписаний контролирующих органов. Создание образовательного округа «Надежда» и др.

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1971- открытие средней школы. С 1992 г РЭП (республиканская экспериментальная площадка) Школа народного календаря. С 2005- проводится турнир по волейболу посвященный памяти А.Спиридонова среди организаций СП «Верхнежиримское». с 2007 опорная школа «Общественно – активная школа». С2011 г «Школа здорового будушего». С 2015г на школьном катке проводится турнир по хоккею с мячом, посвященный Г.П.Попову, участнику войны, депутату Верховного Совета СССР первого созыва(межрайонный). В 2017 в феврале проведен республиканский отборочный тур по хоккею с мячом на школьном катке.
2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Китаев Михаил Григорьевич- учитель истории, создавший школьный музей, Отличник народного просвещения СССР. Колбина Клара Петровна Заслуженный  учитель Бурятии, учитель математики, учащиеся успешны во взрослой жизни. Рандина Капиталина Савельевна учитель начальных классов Заслуженный  учитель Бурятии, ученики которой отличаются хорошей учебой, активной жизненной позицией. Котляревская Елена Леонтьевна учитель географии, Почетный работник общего образования РФ, Лучший учитель Бурятии 2014г добивается высоких результатов обучения и воспитания учащихся. Её учащиеся успешные призеры школьных, районных республиканских, Российских олимпиад, конкурсов. Отличает её активная жизненная позиция, владение современными средствами обучения.
2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Меньшикова (Емельянова) Марина Анатольевна выпускница 1981 года – глава поселения СП «Верхнежиримское» одна из первых взялась за создание ТОСов и бюджет села привлекла около 1млн.рублей.

Рандина(Асташова) Людмила Потаповна, выпускница 1983года , начальник отдела экспертиз материалов веществ и изделий экспертно – криминалистического центра (ЭКЦ) ГУ МВД России по Иркутской области подполковник полиции.

Клементьева (Дорофеева) Зинаида Павловна, учитель математики Почетный работник общего образования РФ, выпускница 1978г на протяжении 27 лет работает зам.дир.по УВР в данной школе, владея современной методикой обучения педагогических кадров.

Трифонов Владимир Павлович, выпускник 1996года, закончив Читинский мединститут работает врачом в воинской части в звании капитана.

Рязанов Андрей Николаевич, выпускник 2002г, серебряный медалист, окончив с отличием БГУ, работает гл.экономистом в организации «Бурятнефть », депутат районного совета депутатов.

Эрмиль Ирина, выпускница 2005 года, золотая медаль. Окончив с отличием БГУ факультет журналистики с отличием, работает на телевидении Республики Бурятия.

Спиридонов Александр выпускник 1982года. Погиб в Монголии во время прохождения воинской службы, спасая людей и имущество от пожара, который возник при загорании состава с топливом. Он отцепил вагон, произошел взрыв и он погиб. В честь его названа улица в с.Верхний Жирим.

Чебан Софья, выпускница 2016 года, золотая медаль. Студентка Томского мед.института. Обучаясь в школе, проводила большую работу по развитию детского движения и самоуправления. В институте продолжает работу.

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

Лучший друг – это колхоз «Советская Россия». Слияние школы и колхоза помогало развитию материально- технической базы школы, в воспитательных мероприятиях, рядовых колхозников играло большую роль в сохранении преемственности поколений, привитии уважения к людям труда, помогало детям в выборе профессии и др.
3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Создание необходимых образовательных условий для формирования и воспитания человека – труженика, гражданина Отечества, разделяющего основные социально – значимые ценности общества и нации, способного творчески мыслить и проявлять творческую активность, самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
3.2.            Ценности школьной жизни

 

Основные ценности школы – кадры и наши учащиеся, которые воспитаны, активны, законопослушны на учете в КДН, ПДН. Не было, и нет ни одного учащегося.
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Герб – гора у подножия речка и «яркое солнце», флаг (прямоугольник: в левом верхнем углу герб школы и три полосы: зеленая, голубая, белая) зеленая нижняя полоса – «Мы пока ещё что дети»

Голубая полоса вторая снизу – «Ученье свет»

Белая полоса верхняя – «У нас впереди светлое будущее»

Девиз: «Через тернии к звездам»

Гимн : «Есть село среди гор»

 

3.4.            Традиции и ритуалы

 

Традиции – школьные праздники: (1.09, день Учителя, день школьного самоуправления, Новый год, Последний звонок, день Победы и др.

Ритуалы: посвящение в первоклассники, посвящение в пятиклассники, посвящение в старшеклассники, прощание с детским садом, почитание пожилых.

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

В школе востребованы и интересны детям спец.курсы «Байкаловедение», «История  и культура семейских», «Народный календарь», «Литература писателей и поэтов Бурятии», «Изюминка» проектная деятельность учащихся учителя начальных классов Клементьевой Н.Н. Её дети хорошо владеют работой над учебными проектами и успешно защищают их на школьных, районных мероприятиях. Исследовательский клуб «НИАЖ» руководитель Котляревская Е.Л учитель географии.
3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Программы «Школа народного календаря», «Общественно активная школа», «Школа здорового будущего». Проекты: «Вода и жизнь», «Библиотечка на крылечке», «Школьный дворик», «Наша гордость- здоровое поколение», «Здоровье – путь к успеху», «Сельская книга Памяти», «Спортивному городку – вторую жизнь», «Детство и война несовместимо».
3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Детское объединение «ШАГ» ( школа активного гражданина), Совет старшеклассников, Совет классов, Мы волонтеры, Юид, агитбригада «Эколята», Детско – взрослые «Совет микрарайонов», ДНД(добровольная народная дружина), клуб «Лад».
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Фольклорный ансамбль «Узоры» изучение семейских песен,частушек, хороводов. Организация фольклорных праздников «Проводы зимы», «Троица», «Березка белая – как невеста». Песни «Жил я пана», «Не вейтеся, чайки», «Бока мои бока», «В саду садик я садила», «Не ходил бы ты, мой милый  и другие. Игры «Косточки», «Догоняшки», «Третий лишний», «Городки», «Ходули»и др.
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа С.Верхний Жирим – старинное «семейское» село возникло путем слияния двух небольших мест «Поселье» и «Шариха». Проживает в селе 1172 человека. На территории имеется средняя школа, врачебная амбулатория, сельский клуб, библиотека, 6 магазинов. В селе имеется памятник, погибшим в годы Вов, открытый  в 1965 году. В 2015 году памятник реставрирован и установлена мемориальная доска.
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Школа – центр развития поселения. Все работники школы, учащиеся активные участники и организаторы сельских мероприятий. Организация праздников «Проводы зимы», «Улица на улицу», «Покровская ярмарка» и др. организация субботников по уборке улиц, придомовых территорий пожилых людей, берегов речки. Проведение встреч в стенах школы «Дети войны» с вручением им медалей. Шествие «Бессмертного полка», издание «Сельской книги памяти» и многое другое.
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Партнерами долгие годы являлся колхоз «Советская Россия». На сегодня родители учащихся- наши партнеры и благотворители.
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Судьбы учащихся, учителей разные. Но одна судьба особенно трогает. Это рассказ о нашем директоре Асташовой Марии Устиновне, которая в 1951 году родилась в селе Верхний Жирим, окончила в 1966 году восьмилетнюю школу, 10 классов окончила в 1968 году в Тарбагатайской средней школе и поступила в Бурятское педучилище, которое окончила в 1970 году и получила специализацию дополнительную «учитель математики 5-8 классов». В 1970 году распределена в Тарбагатайскую  школу учителем математики. В 1972 году открыта школа в Барыкино и Мария Устиновна назначена завучем школы, параллельно поступает в Бурятский педагогический институт, который заканчивает в 1978 году успешно. С 1974 года работает в Верхнежиримской школе: 1976-1979гг- организатор внеклассной работы, 1980-1983гг – завуч средней школы, 1983-1984гг директор школы, но по семейным обстоятельствам переведена на учителя математики. С 1990года и по настоящее время – директор школы.     Директор… Что значит стать директором? Сколько лет можно директорствовать? Насколько эффективно твое пребывание на должности директора? Эти и многие другие вопросы стояли перед Марией Устиновной  в начале её деятельности в должности директора в 1990 году. И на протяжении всех 27 лет продолжают стоять и постоянно обрастают новыми, так как в обществе многое, а практически все, изменилось, хорошо, что осталось хотя бы то, что школа- это школа, учитель – это учитель, а ребёнок- это ученик, которого несмотря ни на какие преобразования, изменения, школа должна поставить на правильные, устойчивые жизненные «рельсы» потому, что…

Ребенок – это лепесток.

Не дай ему упасть, завянуть,

А защити его, спаси

И помоги ему, участием своим,

Лишь только расцветать

И никогда не гаснуть.

И поэтому главная цель педагогического коллектива школы, всех, кто окружает ребенка: воспитать Человека – труженика, физически и морально здорового, способного разумно решать не только свои проблемы, но и проблемы близ окружающего его сообщества. Главное правило Марии Устиновны  – быть руководителем, менеджером, никого не подменяя, доверять всем, кто бы ни находился рядом. И её доверие оборачивается доверием к ней. В селе это особенно важно – доверие людей. Ей доверяют, ей верят. Марии Устиновне и до сих пор приходится много учиться: через участие во всех семинарах, на курсах повышения, проблемных курсах, на различных конференциях, обучалась Мария Устиновна и на курсах в г.Москве по теме «Менеджмент в управлении», участвовала в г.Москве в педагогическом собрании, где школа была признана Школой года -98, а Мария Устиновна Директором года-98. Мария Устиновна ни разу не приходила мысль,  уйти из школы? А как она могла это сделать, если в небольшом сельском доме, перевернув табуретку (классная доска), она с 6 лет усаживала своих младших братьев, соседских детей, писала им буквы и учила их. Учитель – это призвание, любовь и её жизнь. Мария Устиновна неоднократно избиралась депутатом сельского совета, районного совета депутатов, но это все на общественных началах, чтобы оправдать доверие людей и продвигать вопросы образования. Возглавляя женский совет, совет руководителей организаций в селе в основу всегда ставила вместе со своими партнерами работу с семьями, работу с детьми – инвалидами, воспитание детей на примерах жизни односельчан: ветеранов войны и труда, медицинское обслуживание детей, женщин и всего населения. Мария Устиновна председатель совета директоров образовательных учреждений района. Мария Устиновна считает, что она успешна, потому что успешны её ученики в жизни, успешны её учителя, имеющие правительственные награды, которые также имеет и она. Это «Отличник народного просвещения 1996г», «Заслуженный учитель Российской Федерации 1999г», серебряный знак «350-летие вхождения Республики Бурятия в состав России 2012г», юбилейная медаль «90 – летие Республики Бурятия 2014г»., бесчисленное  множество грамот всех уровней и благодарственных писем. Но самая главная её награда – это слова благодарности выпускников школы, их родителей, жителей села, это письма, которые приходят из армии, это звонки, это поздравления ко Дню рождения или в дни праздников.

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Школа и семья – неразделимы. Родители- активные участники образовательного процесса, оформления, ремонта школы, территории, разработчики и внедрения проектов «Школьный дворик», «Библиотечка на крылечке», «Родословная» и другие.
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Тимофеева Анастасия выпускница 2015года. Моим классным руководителем является Котляревская Елена Леонтьевна.  Елена Леонтьевна взяла наш класс после начальной школы, и вот уже семь лет мы учимся, растём  под её руководством. Она общительный открытый и очень добрый человек. Елена Леонтьевна всегда старается понять, дать нужный совет и поддержать в трудную минуту.

Я, считаю, что Елена Леонтьевна – талантливый учитель и организатор. На её уроках всегда очень интересно.

Хочется выразить самые тёплые слова директору школы Асташовой Марии Устиновне  и всему учительскому коллективу.

Сердечно благодарю вас за ваше терпение к нам. Несмотря на наш возраст, на нашу лень вы с лёгкостью смогли создать внутри школы атмосферу доверия и дружбы. Спасибо за все эти годы, подаренные нам, за особую творческую атмосферу, за ваше внимание и понимание. Мы никогда тебя не забудем, родная школа!

Калашников Кирилл выпускник 2015года. Дорогая школа, ты начало. Именно здесь приходит первый опыт, первые переживания, первые чувства. За школьными стенами нас учат тому, что же такое жизнь!  Пусть в нашей школе будет ещё много выпусков! И много талантливых и удачных учеников!

Дорогие любимые учителя! Вы вели нас столько лет по пути знаний, терпели наши выходки и помогали нам. Спасибо вам за всё! Желаю, чтобы каждый год ученики становились всё лучше и послушнее! Большого Вам счастья и здоровья. Мы ценим вас. Успехов вам в вашей нелёгкой работе!

Исмагилова Алена, выпускница 2015 года.  В нашей школе я учусь много лет. И за эти годы точно поняла, что лучше школы нет. В начальных классах нас встретила замечательная первая учительница Дорофеева Елена Анатольевна, которая помогла понять, как нужно себя вести «настоящим школьникам».

В пятом классе «эстафету воспитания детей» приняла наша любимая классная руководительница  Котляревская Елена Леонтьевна. Уж сколько мы ей нервов вымотали, но она всё продолжает нас любить и прощать.

Наши учителя самые замечательные. Спасибо вам большое за то, что всегда помогали нам в трудную минуту, помогали разрешить трудные  ситуации как в учёбе, так и в личной жизни.

Школьная жизнь очень интересная, насыщенная впечатлениями! Спасибо тебе, школа, спасибо вам, дорогие учителя за то, что оставили частичку себя в каждом из нас!

Попов Петр, выпускник 2015 года. МБОУ «Верхнежиримская СОШ» стала за 11 лет для меня вторым домом. Хочется возвращаться в неё снова и снова. Замечательный педагогический коллектив, уютная обстановка, простые и понятные методы обучения, одним словом мне всё нравилось! Спасибо учителям большое за то, что всегда помогали нам в трудную минуту, помогали разрешить трудные ситуации в учёбе. Школа дала толчок к желаниям приобретать новые знания.

Школьная жизнь была очень интересная, насыщенная впечатлениями! Спасибо тебе, школа, спасибо вам, дорогие учителя за ваш огромный труд, за то, что оставили частичку себя в каждом из нас.

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): Котляревская Е.Л, учитель географии, Дорофеева Е.А  – Управляющий совет, Чой Светлана ученица 11 класса, Ефремова Елена ученица 10 класса.