МБОУ Графовская Шебекинского района

Графовская

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1. Общие сведения о школе
1.1. Полное название школы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Графовская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
1.2. Ф.И.О. директора школы Заболотная Галина Павловна
1.3. Почтовый адрес 309277, Белгородская область, Шебекинский район, с. Графовка, ул. Центральная,1а
1.4. Телефон (47248) 71-3-22
1.5. Сайт grafovka.ucoz.ru
1.6. Электронный адрес graf-46@yandex.ru
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования 171, начальная школа (1-4 классы) – 78 обучающихся, основная школа (5-9) – 82 обучающихся, средняя школа (10-11 классы) – 11 обучающихся
1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация Педагогических работников – 21, из них 19 с высшим образованием, 2 имеют среднее профессиональное образование. 8 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 9 – первую.
1.9. Организация образовательного процесса (краткая информация) Школа работает в рамках реализации ФГОС (1-5 классы) и ФКГОС (6-11 классы). Пятидневная неделя в 1-7, 10,11 классах, шестидневная неделя в 8,9 классах.
1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

Трехэтажное здание, в котором расположены просторные и светлые классы, есть спортзал, раздевалки, актовый зал, столовая, компьютерный класс.  Школа имеет хорошую материально-техническую базу. В 2013 году проведен капитальный ремонт.
2. История школы: основные вехи
2.1. Дата основания школы 1 сентября 1985 года
2.2. Обстоятельства создания школы В 1985 году Волковская восьмилетняя школа была реорганизована в Графовскую среднюю в связи со строительством Белгородского водохранилища. По распоряжению Чефранова Бориса Николаевича, директора завода Белэнергомаш на территории колхоза «Большевик» в селе Графовка началось строительство новой школы. Временно школьники учились в здании будущего сельскогосовета.
2.3. Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения) 1985-1990 гг – Лисицын Виталий Александрович,

1990-2003 гг – Антонов Виктор Александрович,

2003 г. – по настоящее время  – Свинарева Ирина Алексеевна

2.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам) 1 сентября 1985 года Графовская средняя школа распахнула свои двери для детворы.

Благодаря настойчивости директора школы Лисицына Виталия Александровича и большому энтузиазму строителей школа выросла за 8 месяцев. В строительства школ это был первый случай.

В 1990 году директором школы был назначен Антонов Виктор Александрович, который со дня её открытия работал учителем начальной военной подготовки и музыки. Компетентный, требовательный и демократичный руководитель, он сумел сплотить коллектив и добился того, что о Графовской школе заговорили в районе как об одной из лучших среди сельских. Виктор Александрович привлёк новых талантливых педагогов: Толмачёву Марию Владимировну, Есипову Веру Захаровну, Стурова Сергея Филипповича. Он сумел на базе школы одним из первых открыть новый класс животноводства. И не ошибся…Учащиеся нашей школы были победителями и призерами конкурса сельскохозяйственных профессий и слета ученических производственных бригад не только в районе и в области, но и во всероссийском слете.

Благодаря этим победам в школе появились музыкальный центр, новенькая газель, микроавтобус, 3 видеомагнитофона, 2 компьютера.

На основании приказа по школе № 18 от 17 марта 1993 года в школе был открыт этнографический музей.

Торжественное открытие прошло 20 марта 1993 года. На открытие были приглашены представители района и жители села.

В 1999 году был оборудован новый компьютерный класс.

В настоящее время в школе успешно работает социально-психологическая служба. Педагог – психолог и социальные педагоги стремятся не только изучить ученика, его способности и задатки, но и помочь учителю увидеть эту личность в каждом ребенке – «трудном» и благополучном.

2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.) Антонова Галина Стефановна – заслуженный учитель РФ

Антонова (до замужества Куликова) Галина Стефановна  родилась 18 мая 1956 года в селе Караичное Шебекинского района Белгородской области. Мама – учитель, папа – бригадир тракторной бригады. Он погиб во время аварии, и восьмилетнюю дочь Людмилу и шестилетнюю дочь Галину мама воспитывала одна. После окончания Караиченской восьмилетней школы, Галина поступила в Валуйское педагогическое училище. В 1975 году была направлена в Верхне-Ольшанскую восьмилетнюю школу Прохоровского района учителем начальных классов. В этом же году поступила в Белгородский государственный педагогический институт им.М.С.Ольминского на заочное отделение филологического факультета, по окончании которого в 1980 г. получила специальность «русский язык и литература». Выйдя замуж, в 1976 году переехала в Шебекинский район, где была принята на работу в Волковскую восьмилетнюю школу учителем начальных классов.

Сельский учитель работает не только с учащимися, но и с их родителями, участвует во всех мероприятиях, проводимых на селе. Активную, доброжелательную молодую учительницу полюбили односельчане, и  в 1982 году Антонову Г.С. избрали председателем исполкома Ивановского сельского Совета народных депутатов, который впоследствии был переименован в Графовский сельский Совет народных депутатов. Проработав 11 лет на выборной должности, она вновь возвращается в школу.

Одной из первых в районе в 1993 году  начала преподавать риторику в начальных классах, самостоятельно разработала методику проведения уроков риторики, определила структуризацию урока. Младшие школьники учились вести дискуссию, поддерживать разговор на любую тему, не превращать деловой спор в ссору, выступать перед разной аудиторией.

Опыт работы Антоновой Г.С. по теме «Коммуникативная направленность уроков русского языка как необходимое условие организации активной речевой деятельности младших школьников» обобщен в районе в 2010 году и используется учителями школ района.

Антонова Г.С. – автор многих интересных публикаций. На протяжении нескольких лет её уроки и внеклассные мероприятия публикуются на страницах газеты «Начальная школа», «Весёлые занятия»,  «Учительской газеты», журнала «Педагогическое творчество», журнала «Начальная школа», в сборнике «Я иду на урок в начальную школу. Русский язык».

Работы её учащихся  ежегодно публикуются в районной газете «Красное Знамя» и областной газете для подростков «Большая переменка». Показателем успешной работы Антоновой Г.С. является большое количество призовых мест в олимпиадах разного уровня.

Многие годы отдала школе учитель русского языка , Отличник народного просвещенияСураилова Валентина Гавриловна.

Почетный работник общего образования,Толмачева Мария Владимировна, работая учителем истории и православной культуры, сохраняет наши традиции, много сил отдает воспитанию духовно богатых личностей, способных проявить участие и сострадание. Талантливая от природы, она стремится и в детях развить литературные дарования и способности.

До 2013 года в школе успешно работала учитель биологии и технологии, Почетный работник общего образования Есипова Вера Захаровна, награжденная грамотой Министерства образования  и науки Российской Федерации. Под ее руководством ученическая производственная бригада ежегодно участвовала в конкурсе по сельскохозяйственным профессиям, а члены бригады становились призерами и победителями регионального этапа.

Грамотой Министерства образования  и науки Российской Федерации награждена учитель начальных классов Лисицына Галина Викторовна. Уделяя серьезное внимание воспитанию подрастающего поколения, она старается воспитать в детях чуткость и умение прийти на выручку в трудной ситуации.

Молодые учителя, равняясь на своих наставников, участвуют в традиционном конкурсе «Учитель года». За время работы школы в нем продемонстрировали высокий уровень наши коллеги: Щербакова Наталья Анатольевна, Сураилова Валентина Гавриловна, Новосельцева Наталья Ивановна. Призером конкурса стала Полякова Елена Викторовна, лауреатом  Новосельцева Вера Александровна. Участником конкурса «Педагогический дебют» был учитель физической культуры Коновалов Максим Сергеевич.

2.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях) Графовская средняя школа знаменита своими учениками-спортсменами. Учреждение ежегодно становится победителем или призером районной спартакиады школьников благодаря кропотливому труду учителей физической культуры: Почетного работника общего образования Саенко Николая Григорьевича и Стурова Сергея Филипповича, награжденного грамотой Министерства образования  и науки Российской Федерации. Многие выпускники этих прекрасных учителей продолжают заниматься спортом, обучаясь в других учебных заведениях, начав работать.
2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы) Семья начинается с детей, воспитание которых – дело непростое. Главным звеном между обществом и семьей становится образовательное учреждение. Оно является открытой социально-педагогической системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества образования является установление прочных связей с социумом села.

Социальными партнерами в организации воспитательно-образовательного процесса детей школы являются: Графовский детский сад, Графовская амбулатория, Культурно-досуговый центр. С данными учреждениями налажен постоянный обмен информацией. Так Графовская амбулатория осуществляет медицинское  наблюдение воспитанников, проводит санитарно – просветительскую работу с детьми и родителями воспитанников, обслуживающим персоналом учреждения.

Взаимодействие детского сада и школыобеспечивается преемственностью учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптацией дошкольников к условиям школьного обучения.

Работники культурно-досугового центра Графовского сельского совместно с педагогами организуют и проводят театрализованные представления, дни культуры, мастер-классы по декоративно-прикладному искусству для детей и их родителей.

Благодаря этим связям в учреждении имеется возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс.

Говоря о взаимодействия социальных структур, нельзя не отметить особую роль Графовской средней школы в социально-экономическом и социально-культурном развитии Графовского поселения, которая очевидна иобусловлена экономическими, педагогическими, культурными, социальными причинами.

Традиционная, исторически обусловленная социокультурная близость учительства к сельской среде, его сопричастность общественным потребностям являются мощным фактором превращения школы в активную, деятельную силу, способную наиболее эффективно воздействовать на позицию сельских жителей.

На сегодняшний день Графовская школа является культуроформирующим центром поселения. Родители, население сплачиваются вокруг нее, что превращает школу в наиболее авторитетную и действенную общественную силу. Воспитательные возможности, которыми располагает сельская среда, дают школе дополнительные стимулы для того, чтобы укреплять связи с сельским сообществом.

Проведенный в 2013 году капитальный ремонт позволяет школе на своей базе готовить и проводить мероприятия только культурной и спортивной направленности. Особая миссия школы заключается в работе с молодежью, семьями, жителями села. За последние годы Графовская школа не только не утратила созидающего характера своей деятельности, но и подтверждает свою миссию – быть проводником культурной политики на селе.

В течение года МБУК «КДЦ» совместно с обучающимися Графовской средней школы подготовил серию мероприятий патриотического направления: выставки, вечера отдыха, праздники, посвященные дню села.

Много внимания работниками культуры в поселении уделяется по привлечению детей дошкольного и школьного возраста к декоративно-прикладному творчеству. Организованы кружки «Умелые ручки», «Мастерица»,  в котором занимаются около 32 детей в возрасте до 14 лет. Дети занимаются  лепкой из глины, тестопластикой, изготовлением поделок из природного материала, лозоплетением и плетением из соломки, вязание и многое другое. Мастерство народных умельцев постоянно совершенствуется, что позволяет четырежды в год организовывать интересные выставки.

Взаимодействие всех социальных объектов Графовского сельского поселения происходит и во время проведения субботников и экологических акций. Так, в течение этого года работниками администрации поселения совместно с сотрудниками детского сада, обучающимися школы, работниками амбулатории и культурно-досугового центра провели высадку деревьев в рамках проекта «Зеленая столица», благоустроили территорию возле памятника воинам-освободителям в селе Безлюдовка, уборка лесонасаждений на территории поселения.

Особенность деятельности любого сельского поселения является организация межведомственного сотрудничества. Это очевидно, потому что вопросы здоровьесбережения детей нельзя решить без взаимодействия системы образования и здравоохранения; вопросы трудоустройства  – без взаимодействия системы образования и различных промышленных и сельскохозяйственных предприятий; вопросы благоустройства – без взаимодействия всех хозяйствующих субъектов и учреждений поселения.

В настоящее время государством признана первостепенная роль возрождения и сохранение культурно-нравственных ценностей села, укрепления духовного единства. Поэтому в настоящее время большое внимание администрации поселения уделено вопросам, связанным с развитием социальной политикой.

МБОУ «Графовская СОШ» на протяжении ряда лет сотрудничает с учреждениями среднего и высшего профессионального образования, с учреждениями  дополнительного образования и культуры.

В Шебекиннском районе развита сеть внешкольных образовательных учреждений. Физкультурно-оздоровительный комплекс г. Шебекино выполняет роль координатора в вопросах физического воспитания детей района, в том числе и нашей школы.  Ученики в  течение учебного года принимают участие во многих  физкультурно-оздоровительных мероприятиях, посещают плавательный бассейн «Дельфин».

На базе  школы  с детьми работают педагоги дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей (по договорам), что позволяет учащимся развивать свои творческие способности и готовиться к осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности.

Взаимодействие с библиотеками Графовского сельского поселения не только способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию читательской культуры, но и расширяют возможности для реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ребенка.

Сотрудничество с районной газетой «Красное знамя» не только позволяет сделать жизнь школы гласной и открытой для жителей района и поселения, но и позволяет повысить уровень творческих, диагностических компетенций обучающихся. Это происходит за счет того, что подготавливая материал к публикации на районном уровне, школьник проходит путь самостоятельного поиска, отбора, анализа, обобщения информации, реализует на практике свое собственное творческое видение.

3. Культура школы
3.1. Главные педагогические идеи школы Идея: создание оптимальных условий для развития личностного потенциала обучающихся, сохранения культурно-исторических традиций, для получения доступного качественного и конкурентоспособного образования в соответствии с образовательными потребностями и возможностями.
3.2. Ценности школьной жизни Ценности школьной жизни: создание новой организационно-педагогической модели школы, обеспечивающей оптимальные условия для сохранения культурно-исторических традиций Графовского сельского поселения и учреждения, для приобщения педагогов и учащихся к духовно-культурным ценностям «малой родины».
3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.) ГИМН ГРАФОВСКОЙ ШКОЛЫ

Ранним утром в праздничный день

Мы идём по дороге знакомой.

И для нас открывается дверь

В Храм науки – в любимую школу.

Припев:

Это дом наш второй – остров детства и знаний,

Этот дом наш родной знаем мы с юных лет.

В этом доме с тобой мы отыщем призванья,

Дети Графовской школы всех достигнут побед.

Позовёт нас школьный звонок.

Мы за парты усядемся рядом,

И учитель откроет урок

Строгим, добрым и любящим взглядом.

Припев:

Это дом наш второй – остров детства и знаний,

Этот дом наш родной знаем мы с юных лет.

В этом доме с тобой мы отыщем призванья,

Дети Графовской школы всех достигнут побед.

3.4. Традиции и ритуалы Традиционные воспитательные мероприятия в форме КТД

1. «Здравствуй школа» – 1 сентября

2. Месячник  «Дорога безопасности» – сентябрь, май

3. Месячник Гражданской обороны – октябрь

4. День Учителя – 5 октября

5. День матери – 28 ноября

6. Новогодний серпантин – декабрь

7. Рождественские посиделки – январь

8. Месячник военно-патриотического воспитания – февраль

9. Экологический месячник («Первоцвет», «Перелетные птицы») – март

10. Месячник по благоустройству –апрель

11. «Судьба и Родина едины» ряд мероприятий к Дню Победы – май

12. «Последний звонок» – 25 мая

13. Торжественное вручение аттестатов выпускникам 9 классов – июнь

14. Выпускной вечер выпускников 11 класса – июнь

15. День села Графовка – 7 августа

3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей) Образовательное учреждение имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности (срок действия – бессрочно):

  • по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • по образовательным программам: швея 2 разряда, дояр четвертого разряда, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин;
  • по специальным (коррекционным) программам, разработанным на базе общеобразовательных программ начального общего образования;
  • по специальным (коррекционным) программам, разработанным на базе общеобразовательных программ основного общего образования;
  • по программам социально-педагогической, естественнонаучной, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, научно-технической, эколого-биологической направленностей.

Количество учащихся, охваченных предпрофильным  обучением, составляет 100  %. Количество учащихся, охваченных различными формами внеурочной деятельности, составляет 100 %. Профессиональным обучением охвачено 36 % обучающихся уровня основного общего образования.

3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой Программа «Формирование организационно-педагогической модели, обеспечивающей оптимальные условия для сохранения культурно-исторических традиций, приобщения к духовно-культурным ценностям «малой родины»

Стратегическая цель Программы – создание новой организационно-педагогической модели школы, обеспечивающей оптимальные условия для сохранения культурно-исторических традиций Графовского сельского поселения и учреждения, для приобщения педагогов и учащихся к духовно-культурным ценностям «малой родины»

Задачи Программы:

ü Повышение качества образования в целях создания оптимальных условий для развития личности каждого учащегося, выполнения социального заказа

ü Изучение истории развития своей «малой родины», формирование личностно-ценностного отношения к прошлому и настоящему родного края

ü Накопление навыков самостоятельной, продуктивной деятельности, позволяющей решать на личностном уровне задачи, связанные с судьбой родного края

ü Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, стимулирование познавательной деятельности, адаптация к местной социокультурной ситуации

ü Усиление влияния школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределение в отношении будущей профессии

ü Формирование социально зрелой личности, ориентированной на ценности гражданского общества

ü Расширение единого образовательного пространства школы через привлечение родителей, общественности, развитие форм взаимодействия учреждения с органами культуры, архивами, другими организациями

ü Совершенствование форм, методов краеведческой работы посредством использования возможностей учреждения

ü Обеспечение дифференцированной работы с педагогическими кадрами

Создание учебно-методического комплекса по краеведению (авторские программы учебных курсов, дидактический материал, методические разработки и т.д.)

Сроки реализации: с 15.03.2015 по 31.12.2019 годы.

На первом этапе (15.03.2015 г. – 31.08.2015 г.) предусмотрены работы, связанные с планированием и проведением начальных мероприятий, направленных на обеспечение необходимых условий для создания новой организационно-педагогической модели школы

ü Изучение литературы (нормативной, научно-методической, специальной и психолого-педагогической)  по теме Программы

ü Разработка пошаговых мероприятий внутри методических и других структур  по реализации Программы

ü Изучение, анализ и отбор наиболее педагогически целесообразных печатных и архивных  материалов по краеведению для использования их на уроках и во внеклассной работе

ü Корректировка тем самообразования педагогов

ü Разработка системы ежегодных мероприятий для учащихся и учителей

ü Изучение положительного опыта школ Белгородской области по использованию регионального компонента в образовательном процессе

ü Изучение социального заказа родителей и детей по открытию новых профилей обучения и дополнительного образования

ü Разработка требований к элективным курсам, программам внеурочной деятельности  с краеведческой направленностью

На втором  (основном) этапе (1.09.2015-31.08.2018 г.) приоритет отдается мероприятиям, направленным на создание новой организационно-педагогической модели учреждения

ü Разработка программ краеведческих  курсов, внеурочной деятельности

ü Организация образовательного процесса согласно поставленным целям и задачам

ü Разработка методических и дидактических материалов, внедрение разработок в учебно-воспитательный процесс

ü Поиск и освоение эффективных форм организации деятельности учащихся

ü Поэтапная апробация спроектированных курсов; состыковка их с основными учебными дисциплинами

ü Утверждение тем  проектной деятельности и научно-исследовательских работ (с учетом специфики краеведческого образования)

ü Адаптирование учебных программ элективных курсов с учетом использования проектных и научно-исследовательских технологий

ü Организация тематических экскурсий, занятий для учащихся учреждения

ü Разработка механизма эффективного использования электронных учебно-методических комплексов, информационных технологий обучения

ü Использование ресурсов школьной  медиатеки

ü Совершенствование единой информационной среды школы

ü Адаптация педагогического коллектива к проектным технологиям и научно-исследовательскому труду в учебной деятельности (количество учителей, принимающих участие в разработках, степень успешности, повышение квалификационных характеристик)

ü Организация совместной работы школы с другими ОУ района, с Шебекинской  писательской организацией, музеями города Шебекино и Белгородской  области

ü Создание  банка, электронных версий элективных курсов, внеурочной деятельности, методических материалов  с общей направленностью «Краеведение»

На третьем этапе (1.09.2018 г. – 31.08.2019 г.) реализуются мероприятия, направленные на саморегулирование и корректирование деятельности в направлении обеспечения необходимых и достаточных условий для создания организационно-педагогической модели школы

ü Сопоставление полученных результатов с поставленными целями

ü Внешняя экспертиза работы школы по Программе

ü Осуществление психологического мониторинга полученных результатов

ü Корректировка практических разработок и программ с учетом предпочтительности в школьном  социуме

ü Повышение мотивации учащихся, ранняя их социализация,  знакомство с профессиями экскурсовода, музейного работника

На четвертом  этапе (1.09.2019г.-31.12.2019 г.) обобщается деятельность учреждения по реализации Программы развития

ü Обработка аналитического материала

ü Подготовка и выпуск методических рекомендаций по преподаванию  краеведения в школе.

Распространение опыта на уровне района.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, практическая значимость Создание на  базе  образовательного учреждения модели школы – учебно-воспитательного центра краеведческого образования, гарантирующего всем членам образовательного процесса условия  для личностного роста,  духовно-нравственного и творческого развития, сохранения физического и психического  здоровья.

Практическая значимость программы заключается также в том, что основные  выводы, рекомендации, отобранные краеведческие фактические материалы найдут применение в практике других школ

3.7. Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Детское объединение «Республика Детства»
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

ГИМН ГРАФОВСКОЙ ШКОЛЫ

Ранним утром в праздничный день

Мы идём по дороге знакомой.

И для нас открывается дверь

В Храм науки – в любимую школу.

Припев:

Это дом наш второй – остров детства и знаний,

Этот дом наш родной знаем мы с юных лет.

В этом доме с тобой мы отыщем призванья,

Дети Графовской школы всех достигнут побед.

Позовёт нас школьный звонок.

Мы за парты усядемся рядом,

И учитель откроет урок

Строгим, добрым и любящим взглядом.

Припев:

Это дом наш второй – остров детства и знаний,

Этот дом наш родной знаем мы с юных лет.

В этом доме с тобой мы отыщем призванья,

Дети Графовской школы всех достигнут побед.

4. Школа на земле
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Село Графовка Шебекинского района Белгородской области является центром Графовского сельского поселения, куда входят сёла Безлюдовка, Графовка и Ивановка. Оно расположено в 15 км от районного центра г. Шебекино на правом берегу реки Северский Донец.

Село Графовка было основано в XVII в. В 1667 г. Селение принадлежало Микуле Маслову и носило название – хутор Маслов. Другие название села: хутор Банный, деревня Банная, хутор Графовка.

В 1838г. Графовка относилась к Безлюдовской волости Белгородского уезда Курской губернии. После отмены крепосного права селения Безлюдовской волости вошли в состав Масловской волости.

По переписи 1857г., в Графовке имелись владения подпоручика Николая Богдановича – 84 души на х.Банном и дворянки Зинаиды Гринёвой – 62 крепостных на х. Масловом. По подворой переписи 1884г. в Графовке было 54 двора, 281 житель (151 мужчина и 130 женщин), грамотных 2 мужчины, 73 рабочих лошади и 18 жеребят, 50коров и 31 телёнок, 72 овцы и 18 свиней, 2 промышленных заведения и одна «общая лавка»; 36 дворов, 201 житель (111 мужчин и 90 женщин), грамотных 3 мужчины, 65 рабочих лошадей и 18 жеребят, 40 коров и 30 телят, 48 овец и 21 свинья.

В конце XIX начале XX вв. крупным землевладельцем в Графовке был купец Мирошников. Он владел 192 десятинами земли. Лучшие угодья вокруг хутора принадлежали помещикам Огурцову и Боткину.

В начале 1930-х годов деревня Графовка (в 1932 г. – проживало 1079 жителей) относилась к Волковскому сельскому Совету. В 1930 г. там был организован колхоз «Новый крестьянин», первым председателем которого стал «двадцатипятитысячник» Капустин. Хозяйство просуществовало недолго. Вскоре в нём осталось 9 крестьянских дворов. Председателем колхоза избрали Василия Семёновича Позднякова. В хозяйстве сажали свёклу, пшеницу; выращивали коров, свиней. Колхоз состоял из трёх бригад (бригадиры – М.Ф.Поздняков, А.Г.Клестов, М.С.Сафронов).

В 1937 г. в селе работали начальная школа (учителя – А. Н. Гукова и Н.А. Кондрашова) и изба-читальня.

Сегодня Графовка – центр Графовского сельского поселения, в состав которого входят окрестные сёла: Безлюдовка, Ивановка, Пристень. В поселении проживает более 2300 человек.  В селе есть своя средняя школа, детский сад, врачебная амбулатория, несколько магазинов, почта, библиотека, храм святителя Иоанна Златоуста, недавно построена новая котельная, обустраивается парк, строятся детские площадки. Дороги села заасфальтированы, освещены. Проведена полная газификация поселения.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Графовская школа стала в последние годы культурным центром сельского поселения. С участием учеников, учителей и жителей села проводятся праздники: День села, День пожилых людей, День Победы, Масленица и др.
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Благотворительную помощь на протяжении многих лет учреждению оказывают:

– ООО «Капитан», директор Башкатов С.К.;

– ИП Тихомиров С.А.;

– ИП Зелепукин Ю.М;

– ИП Рыбенко Н.В.;

– ИП Рыбенко С.В.

5. История и культура школы в деталях
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Сёмка Александр Григорьевич родился в станице Старолеушковская Краснодарского края в 1940 году. После окончания Вологодского и Краснодарского музыкального училища ( в 1968 г.) поступил и окончил Краснодарский институт культуры (1972 г.). Занимался в классе композиции факультативно у профессора, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации – Н.М.Хлопкова.

Во время проживания и работы А.Сёмки в Кривом Роге (работал преподавателем в музыкальном училище с 1971 по 1981 год) с успехом проходили его творческие концерты. В Кривом Роге Александр Григорьевич создаёт музыку к спектаклям театра имени Т.Г.Шевченка «Cемь дней уездной милиции»; спектакль в соавторстве с А.Пахмутовой «Пойти и не вернуться».

С 1983 по 1998 год Александр Григорьевич живёт и преподаёт в Южно-Cахалинском педагогическом колледже. Основа творчества Александра Григорьевича – песни. Их исполняли ансамбль песни и пляски Киевского национального округа и Тихоокеанского флота, вокальный ансамбль «Воронежские девчата» под руководством народного артиста РФ Ю.Романова. Также известны хоры для детей, пьесы для баяна, аккордеона, ансамбля народных инструментов. Он является автором аранжировок русских, удмуртских, украинских народных песен, старинных романсов для вокальных ансамблей и хора.

С 1998 года А.Сёмка переезжает в посёлок Разумное Белгородского района из Белоруссии, где и живёт сейчас. Но не забывает и приезжает в Кривой Рог. Тесно сотрудничает с Криворожским поэтом – Владимиром Пикулем и исполнителем своих песен – Алексеем Грицишиным. Известны их совместные песни: «Батьківський поріг», “Молюсь за тебе, мамо», «Мои учителя». Хор Криворожского музыкального училища «Возрождение» исполняет его хоровые сочинения.

Награждён знаком «Отличник народного просвещения», Лауреат фестиваля МВД России «Салют победы», лауреат Всесоюзных фестивалей народного творчества, лауреат Международной премии Фонда «Филантроп».

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Куликова (Пушкарёва) Полина Семёновна родилась в селе Ровны Вейделевского  района Воронежской (ныне Белгородской) области в семье крестьян. Родители работали в колхозе, в годы войны отец ушёл на фронт и не вернулся. Семья получила известие «пропал без вести». Мать одна воспитывала четырёх девочек, из которых Полина была старшей.  Её учёба в школе совпала с годами страшных испытаний для страны. Дети войны голодали и мёрзли, они росли на супе из лебеды. Но что любопытно: для детей военных и

послевоенных лет  была характерна особая жажда учиться. В 1946 году Полина с отличием окончила Ровновскую семилетнюю школу и поступила в Валуйское педагогическое училище, по окончании которого была направлена преподавателем русского языка  в Караиченскую  школу Большетроицкого района Курской области (сейчас это Шебекинский район Белгородской области). В этой школе  Куликова П.С. проработала 21 год. Заочно окончила Старооскольский учительский институт, Белгородский педагогический институт. Несколько лет работала завучем, а потом и директором Караиченской восьмилетней школы, которую в  1971 году закрыли. С 1971 г. по 1973 г. работала учителем русского языка и литературы Белоколодезянской средней школы Шебекинского района, а с 1973 г. по 1976 г. – Дегтяренской восьмилетней школы Вейделевского района. В 1976 году переехала в Шебекинский район, где  была принята на работу  учителем русского языка и литературы Волковской восьмилетней школы, в которой работала вплоть до выхода на пенсию.

За добросовестный многолетний труд награждена почётными грамотами районного отдела народного образования, Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР, медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», медалью «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». Является ветераном труда. По стопам своей мамы пошла младшая дочь Галина. Когда она в 1971 году окончила с отличием Караиченскую восьмилетнюю школу, перед нею не стоял вопрос «Кем быть?». У неё был яркий пример для подражания.

«Нашим детям повезло, их встретил человек и Педагог с большой буквы – Антонова Галина Стефановна», – с уважением говорят о ней родители учащихся. Многие родители называют любимую учительницу «семейным учителем», потому что, отучившись сами, приводят к ней своих детей.

Опыт работы Антоновой Г.С. по теме «Взаимодействие семьи и школы как необходимое условие самореализации младших школьников» в 2009 году внесён в районный банк АПО. На протяжении нескольких лет она возглавляет методическое объединение классных руководителей школы.

К любой работе Антонова Г.С. относится серьезно, проявляя инициативу и творчество. Многолетний педагогический труд Антоновой Г.С. по достоинству оценён: в 1996 году награждена значком «Отличник народного просвещения», в 2006 году присвоено почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Но своим главным званием она считает звание мама. Галина Стефановна говорит: «Два великих предназначения есть на земле – материнство и учительство. Я мама, и я учитель. Мне трудно разделить эти понятия». У неё две взрослые дочери – Ирина и Алёна, сын Александр. А внуки Антон,  Никита и Кирилл присвоили ей новое звание – бабушка.

Галина Стефановна счастлива, что свою жизнь связала со школой, счастлива оттого, что рядом были близкие люди, разделяющие её судьбу.

Исаев Иван Петрович родился 12 сентября 1913 года в с.Ломное Грайворонского района Курской области. Закончил Грайворонское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов и был направлен на работу в село Пристень Шебекинского района.

В августе 1934 года принят на работу в Пристенскую начальную сельскую школу учителем начальных классов. С 1935 по 1938 год работал там преподавателем биологии в 5-7 классах. В эти годы он встретил Булгакову Юлию Петровну, которая после окончания Белгородского педагогического училища работала в этой школе учителем начальных классов.  У них сложилась дружная семья, вырастили троих детей – двух дочерей и сына.

Юлия Петровна родилась 16 июля 1911 года в селе Веденская Готня Ракитянского района в семье священнослужителей Булгаковых Петра Васильевича и Александры Алексеевны. Происхождение супруги не позволяло оформить семью официально. Брак был зарегистрирован только в 1985 году.

В 1938-1939 учебном году  исполнял обязанности  директора начальной сельской школы. В январе 1940 года направлен в РККА.

С1941 по 1945 г., как и его отец,  являлся участником Великой Отечественной войны. Отец, к сожалению, погиб. Боевой путь Ивана Петровича отмечен наградами.

С 1946 по 1949 работал заведующим Пристенской начальной школы. В 1950 году принят на работу в Волковскую семилетнюю школу, которая затем переименована в восьмилетнюю,  учителем начальных классов, где работал до выхода на заслуженный отдых (1973 г.).

Чуткий и отзывчивый, он помогал воспитывать внуков и правнуков.

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Отзыв о школе молодого учителя физической культуры Коновалова Максима Сергеевича: «Работа учителя увлекательна и интересна. Графовская средняя школа, в которой я тружусь, очень спортивная, можно даже сказать, пропитана атмосферой соревновательного духа. Стенды с фотографиями лучших спортсменов, грамоты, медали и кубки – все это лишь малая часть ее физкультурной жизни.

Старшее поколение преподавателей на протяжении не одного десятка лет выстраивало свою работу таким образом, что физическая культура не просто общеобразовательный учебный предмет, а главная часть жизни многих учеников. Так было много лет, я думаю, что так и должно быть сколько бы лет ни прошло.

Мне не приходится прививать любовь к спорту, она в наших учениках заложена с детства. И это большой плюс в моей работе, когда,занимаясь любимым делом, я вижу, как безудержно счастливы дети. Виды спорта, которыми они  владеют, разнообразны. Ученики с легкостью зимой бегают на лыжах, а весной играют в лапту. Глядя на их старание, волю к победе, желание учиться, невольно вспоминается фраза: глаза горят, а руки делают. Я уверен, что в современной школе должна царить именно такая атмосфера. Дети должны понимать, что все в жизни важно, ценно, и стремиться вместе с учителем к новым победам».

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): Щербаковой Натальей Анатольевной, заместителем директора