МБОУ Доброводская СОШ Севский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-Доброводская средняя общеобразовательная школа
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Гузынина Надежда Александровна
1.3.        Почтовый адрес

 

242447, Брянская область, Севский район, с. Доброводье, ул. им. Ульянова, д.63
1.4.        Телефон

 

848(356)-9-22-92
1.5.        Сайт

 

https://dobrovodsevskobrazovanie.edusite.ru
1.6.        Электронный адрес

 

Dobrovod-shk@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

всего учащихся -61

начальное образование-28

основное образование-31

среднее образование-2

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

Количество педагогов -17,  из них имеют высшее  педагогическое образование -16,

1-      среднее педагогическое.

Квалификация:

Высшая – 3 педагога

             первая- 7 педагогов.

            соответствие – 7

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Форма обучения — очная

Язык обучения — русский

Изучаемый иностранный язык — английский/немецкий язык.

Режим работы:

понедельник — пятница

8:30 — 15:05 — уроки по расписанию, внеурочная деятельность

Школа реализует следующие основные общеобразовательные программы:

— образовательные программы начального общего образования;

— образовательные программы основного общего образования;

—  образовательные программы среднего общего образования.

Внеурочная деятельность в Учреждении строится в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и организуется на основании программы по внеурочной деятельности и плана внеурочной деятельности.

 

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Здание МБОУ-Доброводской СОШ построено в 1990 году. Двухэтажное крупноблочное. Имеет свой пищеблок, спортивный зал, 14 кабинетов по предметам: физики, химии, русского языка и литературы, истории, обслуживающего труда,  2 кабинета начальных классов.
2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

Первая школа в Доброводье была земская, стояла она в 60 м. северо-восточнее церкви Николая Угодника.  Открылась   в 1876 году .
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

Первая школа в Доброводье была земская, стояла она в 60 м. северо-восточнее церкви Николая Угодника.  Открылась   в 1876 году при активном участии помещика Пастельникова. В земской  школе преподавали Закон Божий, церковное пение, церковный язык, русский язык и чистописание. Обучались дети всех сословий и полов.  После смерти Пастельникова в 1894 земская школа была закрыта. В этом же году при храме Николая Угодника «на пожертвования ревнителей церковно-школьного дела» была устроена школа грамоты. Она  размещалась в специально построенном деревянном здании размером 17,5 – 6.5 м. с 14 окнами и дощатым коридором, стояла школа близ церковной ограды. К 1909 году школа была обращена  в церковно-приходскую. Ею заведовал  священник Иосиф Григорьевич Флегонтов, он же преподавал закон Божий. Учителями и его помощниками были Серафима Алексеевна Волкова и  Екатерина Кожевникова, а попечителем – землевладелец  Федор Алексеевич Черничин. В этой школе обучалось более 100 учеников. В 1926 году вместо церковно-приходской школы на месте бывшего помещичьего особняка открывается единая трудовая школа. Построена она была из красного кирпича разрушенной Покровской церкви села Гапонова. В 1941 году началась Великая Отечественная война и  школу закрыли. После освобождения села от немецко-фашистских захватчиков в здании бывшей школы расположился госпиталь . В первые послевоенные  годы в селе не было подходящего здания для школы, и председатель сельского совета арендовал частную  квартиру, где дети начали учебный год. К концу сороковых годов сельский совет принял решение: на месте «народного дома» (так назывался сельский клуб до войны) сделать семилетнюю школу. Пол в школе был не деревянный, как в других школах, а глинобитный .В 1965 году была построено новое кирпичное здание школы , прослужившее до 1991 года.
2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

1948-1978гг  -Хромогин Александр Владимирович

1978- 1982гг – Хроменков Владимир Андреевич

1982-1985гг  -Сечкина Александра Дмитриевна

1985- 1986гг -Хроменкова Светлана Сергеевна

1986-1991гг -Хроменков Владимир Андреевич

1991-1992гг -Рулина Тамара Николаевна

1992-2001гг -Кащеев Николай Гргорьевич

2001-по настоящее время Гузынина Надежда Александровна

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

 
2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Хроменков В.А. является автором стихов и краеведческих статей, которые публиковались в газете «Севская правда». Основной труд Владимира Андреевича – это историко-краеведческий очерк «Доброводские зори», в котором автор повествует о Доброводском поселении Севского района

Рак Мария Григорьевна, учитель математики, имеет звание «Отличник народного образования» ,

ушла на заслуженный отдых в 2009 году

Хроменкова Светлана Сергеевна – учитель русского языка и литературы,  на протяжении многих лет занималась исследовательскими работами с учащимися на патриотические темы.

Награждена грамотой Министерства просвещения РФ, ушла на заслуженный отдых  в 2021г

 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Хроменков Леонид Андреевич (хирург-ортопед, поэт, писатель)

Трифанцов Иван Федорович родился  в 1947 году на поселке Зайцевский Севского района, окончил Доброводскую школу , поступил  в   генеральный директор ООО МП «Совтрансавто-Брянск-Холдинг», заслуженный работник транспорта РФ.

.

 

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

Трифанцов Иван Федорович- генеральный директор ООО МП «Совтрансавто-Брянск-Холдинг», учредитель именной стипендии для учащихся школы с 2007 года по настоящее время
3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

 Усиление роли школы в становлении самостоятельной духовно — крепкой и нравственно — ориентированной личности выпускника;

— личностно — ориентированное обучение;

— компетентностный подход;

— формирование универсальных учебных действий;

 

3.2.            Ценности школьной жизни

 

 
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

 
3.4.            Традиции и ритуалы

 

 
3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

 
3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Всероссийская акция «День неизвестного солдата»;

—  Всероссийская акция «День Героев Отечества»;

—  Районная патриотическая акция «Как живешь, ветеран?»;

— Акция «Обелиск»;

—  Акция «Георгиевская ленточка»,

—  «Бессмертный полк»;

— «Спорт как альтернатива пагубным привычкам»;

—  «Коррупция глазами детей»;

—  «Час кода в России»;

—  «Внимание – дети»;

— Программа патриотического воспитания;

 

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Детская организация «Родник»
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

 
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа  
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Участие школы в акциях, субботниках по благоустройству памятников ВОв
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Трифанцов Иван Федорович- генеральный директор ООО МП «Совтрансавто-Брянск-Холдинг», учредитель именной стипендии для учащихся школы с 2007 года по настоящее время; ежегодная помощь в ремонте помещений школы, приобретении необходимого оборудования

 

                Достойный  Сын своей земли                                      

Доброводье – село на Руси,-

Нет на свете другого села

Ни вдали от него, ни вблизи,

Где так жизнь мне тревожно мила…

Так проникновенно и с любовью написал о родной стороне Амелин Леонид Андреевич – поэт, врач, патриот. Его земляк Трифанцов Иван Федорович , испытывает такие же чувства к своей малой родине, которая на карте выглядит такой маленькой точкой, что не сразу-то и разглядишь. Точка маленькая, а люди, родившиеся и жившие здесь, большие. Добрыми делами, любовью к своей земле , неразрывной связью соединенные с родными местами, прославившие их , они известны каждому жителю села Доброводье, затерявшемуся на окраине Брянской области. У больших людей и слава большая. Среди них Герои Социалистического труда руководитель  полеводческой бригады А.А.Синников, механизатор  Буренков И.И.,  передовики сельскохозяйственного производства  животновод  Каташонова П.И., хлебороб Пустяков М.И. Имя Генерального  директора ОАО «Совтрансавто- Брянск-Холдинг», Заслуженного  работника  транспорта  РФ, Почетного гражданина  Брянской  области  и города  Севска  И.Ф.Трифанцова  по праву занимает одно из главных мест в этом  почетном ряду.

 Биография Ивана Федоровича ничем не выдающаяся, его жизненный путь  типичен для простого советского человека: упорный труд, высочайшая самодисциплина, ответственность и целеустремленность. Но было еще что-то, что выделяло его из ряда способных и успешных  руководителей. Это любовь к родному краю, желание сделать его лучше, служить людям. Став большим начальником, Трифанцов Иван Федорович не отдалился от своей малой родины, как нередко бывает, напротив, на протяжении  многих лет он принимает активное  участие в  жизни доброводцев, вникая в их заботы и чаяния.

Много лет прошло с тех пор ,как прозвенел последний школьный звонок для Ивана Федоровича. Но спустя годы уже в течение многих лет звенит звонок на торжественной линейке в честь Трифанцова Ивана Федоровича, как для самого дорого гостя и почетного выпускника Доброводской школы. Педагогический коллектив , работники школы, учащиеся и родители бесконечно благодарны Ивану Федоровичу за его неравнодушие к проблемам школы и помощь, которую он оказывает. Ивану Федоровичу дорога память о школе ,в  которой он когда-то учился, потому что школа – это не только уроки и оценки, это ещё очень многое: веселые перемены, друзья, футбол, мальчишеские проказы, дерганье девчонок за косы и беготня по коридорам. Школа была деревянная, похожая на ту, о которой  русский поэт  Н.Рубцов написал:

  Школа моя деревянная!..

  Время придет уезжать

  Речка за мною туманная

   Будет бежать и бежать.

Любовь к родному краю, «жгучая кровная связь» с ним – это  оттуда, из школьных лет.

Конечно, здание школы давно уже совсем другое:  каменное, двухэтажное, с просторными и светлыми кабинетами, большим спортзалом, столовой и библиотекой . Но, к сожалению , все предметы и вещи имеют свойство ветшать, изнашиваться. Не исключение и наша школа: износился линолеум, отслужили свой век двери и оконные рамы. Иван Федорович откликнулся на обращение администрации школы, было заключено соглашение  между школой  и ОАО «Совтрансавто» о материальной поддержке. Вскоре появился в коридорах и классах   новый красивый линолеум, заменены входные двери и внутренние в кабинетах русского языка и литературы, истории, математики, технологии, спортзала, введены в строй внутренние туалеты. Школа помолодела и стала красивее благодаря заботам Ивана Федоровича. Хорошим подспорьем стали бензокоса « Тример», музыкальный центр, фотоаппарат, ноутбук. Помощь нашей школе не исчерпывается только хозяйственными нуждами, Ивану Федоровичу важно и другое: поддерживать одаренных и способных учеников, стимулировать их интеллектуальное и нравственное развитие. Поэтому  в 2006 году им была учреждена именная стипендия учащимся, которые проявили себя с наилучшей  стороны , как в учебе, так и в общественно полезной деятельности. Дважды в год  –  под  Новый год и на майской торжественной линейке –  трое лучших  учеников получают стипендию  в размере 1500 рублей.  А в новогодние праздники все учащиеся получают прекрасные сладкие подарки! Благодаря Трифанцову существенно пополнился библиотечный фонд школы: замечательные книги русских и зарубежных авторов, которых всегда не хватало, теперь стали доступны учащимся.

Благотворительная деятельность Ивана Федоровича – это выражение благодарности  и признание в любви своей малой родине человека , для которого  эти слова не пустой звук, потому что Иван Федорович  Трифанцов  – достойный сын своей земли, где « в вечных трудах» его « земляки водят добро, не кладя в сундуки»  и где «доброводцы в веках имели одно серебро – на висках. Русь укрепляли в трудах и боях.»

5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)          Хроменков Владимир Андреевич

                1921- 2012г.г.

Хроменков В.А. является автором стихов и краеведческих статей, которые публиковались в газете «Севская правда». Основной труд Владимира Андреевича – это историко-краеведческий очерк «Доброводские зори», в котором автор повествует о Доброводском поселении Севского района. Человек , которого еще каких-то 10-15 лет назад знали не только все односельчане, но и многие жители Севска и района. К сожалению, сейчас осталось мало современников Хроменкова, которые помнят его как учителя, директора школы, активного общественника, инициатора создания памятника погибшим в годы Великой отечественной войны, создателя и хранителя школьного музея «Комната Боевой и трудовой славы». Годы идут, рождаются другие дети, подрастает новое поколение доброводцев, и очень важно, чтобы они знали земляков, жизнью своей показавших, как любить родину и служить ей. Поэтому мы связались с дочерью Владимира Андреевича Аллой Владимировной Тимашковой и записали ее рассказ об отце:

  « Мой отец Хроменков В.А родился в 21.01. 1921г в крестьянской семье. Пятым по счету ребенком. Окончил 7- летнюю Доброводскую школу. Поступил в Севское педучилище.  После  окончания( с отличием ) работал учителем в Орлинской школе Севского р-на. В 1939 году был призван в ряды Советской армии. Служил на границе с Румынией. Участвовал  в операции по присоединению Западной Украины к СССР Вспоминал, как к ним в часть приезжал маршал Буденный С.М. и вручал памятные знаки. В годы Великой отечественной войны служил в звании младшего сержанта в 321 механизированном полку 15-й стрелковой дивизии.

   Вспоминал войну редко. Никогда не смотрел фильмы о войне ,за исключением фильма «Освобождение» или документальных. Когда шли документальные кадры ,подходил близко к телевизору и так всматривался в экран, будто надеялся увидеть  знакомые лица.

Вспоминал своего друга Сашу, они учились вместе в педучилище, а потом и служили вместе. Саша погиб под Харьковом. Уже перед смертью папа мне говорил: «Я вспомнил местность ,где похоронил Сашу.» И так четко обрисовал опушку леса, березку, как он саперной лопаткой копал погибшему другу могилу.  И еще  помню его слова: «Вот я и прожил две жизни: за себя и за него. Как когда -то обещал умирающему Саше».

Еще рассказывал ,как после войны где- то под Львовом он сопровождал пленных немцев на разбор завалов. Так вот дети 8-9 лет из-за углов бросали камни не в немцев, а в советских солдат.

   В 1946 году папа вернулся домой. Привез с собой аккордеон: он очень хорошо играл на нем. Но во времена голода пришлось продать. В 1948 году поступил в Новозыбковский пединститут. В 1954 году окончил его по специальности история. И потом –  Доброводская школа. Папа очень хорошо рисовал. Раньше  у Доброводских  жителей были нарисованные им  ковры. Женщины приносили холст, и он рисовал картины и ковры, портреты. Чаще –  портреты мужчин, которые погибли в годы войны.. У нас в сарае стоял большой подрамник. Это была его мастерская.

   В 1955 г. папа отослал свои работы в Киевскую академию изобразительного искусства и его пригласили на собеседование. Но здесь вмешалась моя бабушка: «Сынок, я тебя у бога вымолила ,не бросай меня.» И папа как послушный сын остался с мамой. Мой отец был очень разносторонним человеком. Мы с братом все спрашивали ,как деревенский паренек научился играть, писать стихи, сочинять прозу .Он  смеялся и говорил, что человек может сотворить себя сам. «Когда я захотел научиться играть, я нашел старую консервную банку , приладил два прутика , натянул три проволочки  – и вот музыкальный инструмент.» И играл на нем! Прожив с мамой 64 года, он ни разу не повысил на нее голос ( на нас тоже).  В доме никогда мы не слышали даже слов “дура» или «дурак”

У него много наград, среди них : орден Отечественной войны второй степени, медаль за освобождение Белоруссии и другие . Ему присвоены звания «Ветеран Великой отечественной войны» и  «Ветеран труда».

    По воспоминаниям учителей Доброводской школы, работавших с Владимиром Андреевичем, он был интеллигентным человеком. Исполняя должность завуча , затем директора , он никогда не позволял себе унизить кого-то, обидеть некорректным замечанием, ни тем более повысить голос , даже если работник провинился и заслужил гнев начальника. Нет, Владимир Андреевич был со всеми ровен, деликатен, умел сгладить острый конфликт между педагогами , родителями, учениками. Он находил какие-то нужные слова или шутку, чтобы разрядить обстановку. Особое отношение у него было к молодым учителям: он опекал их , как детей, давал хорошие советы, поправлял , если ошибались, причем делал он это ненавязчиво, а как бы невзначай, попутно, чтобы не обидеть. Учил молодежь быть последовательными в своих требованиях к учащимся, и к самим себе. Владимир Андреевич в годы директорства старался не отступать от своих принципов, насколько это было возможно в те времена. Например, известно, как долго он сопротивлялся ставить свою подпись в акте о приемке новой школы, так как было очень много недоделок и он требовал их устранить.

   Он прекрасно знал и любил свой предмет, поэтому его уроки истории были интересными и запоминающимися. Заботясь о будущем школы, Владимир Андреевич  подготовил выпускников для поступления в педагогические учебные заведения. Закончив вузы и техникумы, молодые специалисты вернулись домой и стали трудиться в родной школе: Русакова Валентина Николаевна, Ивченкова Валентина Степановна, Гузынина  (Скопова) Надежда Александровна, Трифанцова (Репина) Анна Ивановна, Кащеева Татьяна Николаевна, Хранцова (Романцова )Татьяна Петровна, Колбасова (Мартынова) Анна Ивановна, Колякина ( Хроменкова) Татьяна Александровна – многим из них путевку в жизнь дал именно Владимир Андреевич Хроменков.

   Умел он приобщить учащихся к хорошему полезному делу и опять – незаметно, как бы само собой выходило, что дети начинали заниматься чем-то очень нужным.  Так . например, произошло , когда Владимир Андреевич начал большую работу по созданию в школе Комнаты Боевой и трудовой славы земляков. Он просил ребят помочь ему : то что-то отпилить, то прибить, то покрасить, почистить, написать. К этому времени Владимир Андреевич уже закончил свою педагогическую деятельность, но он был не из тех пенсионеров, которым уютно сидится на диване перед телевизором. Он не мыслил себя  без школы, он не мог без нее ! Поэтому ему выделили несколько часов кружковой работы и он продолжал каждый день приходить в родные стены. Так вот: детвора всех возрастов постоянно окружала старого учителя: он всех увлек, всем дело нашел ! Благодаря умению вовлечь подростков интересной и нужной работой, Владимир Андреевич незаметно воспитывал в них чувство патриотизма  не на словах , а на деле, в результате коллективной деятельности. Сколько солдатских писем перечитали мальчики, сколько военных историй прошло перед ними, сколько останков военной техники и оружия пришлось им отчистить от слоя земли! А потом оформляли стенды и слова о том, что «никто не забыт и ничто не забыто» остались не только на бумаге, но и прочно вошли в сердца юных .

   Владимир Андреевич скрупулезно, по крупицам собирал материалы о героях Великой отечественной войны, местных и дальних, защищавших село Доброводье и полегших здесь. Находил родственников на просторах Советского союза, переписывался с ними, приглашал в гости. И люди приезжали, находили фамилии родных в списках, составленных Хроменковым В.А., уезжая, выражали благодарность Владимиру Андреевичу за то, что они теперь знают, куда прийти , чтобы поклониться погибшему родственнику. Именно Хроменков В.А. стал инициатором и создателем  памятника в центре села всем односельчанам, погибшим в годы войны. Вместе с учащимися он ходил в лес, выкапывали молодую поросль  берез и елей для посадки аллеи на территории памятника. 

   9 мая 1975 года  состоялось открытие памятника. О том , как  это было , Владимир Андреевич написал в книге  «Доброводские зори» : «Погожим выдался день 9 мая 1975 года. Солнце, кажется, замедлило свой вселенский бег и , расплавляя небеса, источало на доброводскую землю уйму света и тепла… Зарею раннею всполошились люди. Хозяйки давно уже закончили  хлопоты по дому и , чтобы  успеть с другими , торопились отобрать наряды, которых понадобится сегодня немало: надо одеть всю семью от мала до велика.

   Суетно в помещении сельского совета и в правлении колхоза имени Ульянова – идут  последние приготовления к митингу, посвященному 30 – летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Ко всенародному торжеству решено присовокупить  открытие триединого монумента в память землякам –доброводцам, не вернувшимся с фронтов гражданской и  Великой Отечественной войн.

За каких-нибудь час-полтора  все четыре большие улицы села были запружены народом…          Молвят старики : такого схода Доброводье на видывало, нечто подобное только в победном сорок пятом  было. Но тогда и толпы-то однородней были – в основном женщины. На площади , у нардома ( народный дом)  просто взрывались, бушевали чувства : сквозь смех и радость являлись слезы и причитания , родные и неродные, близкие и неблизкие обнимались и целовались, голосистые и безголосые  пели и восклицали гимны – все за Победу. Ныне шествие имеет уже иной состав. Его возглавляют те, кого не было тогда среди ликующих : они в поверженном Берлине, на Балтике или на Черном море.

   Ветераны войны. Как постарели они за тридцать лет! « Видно, много белой краски у войны». Сверкают золотом ордена и медали – боевые заслуги бывалых солдат.

Круг друзей – ветеранов с каждой минутой увеличивался. Всяк спешил поделиться воспоминаниями о минувших своих днях боевых.  Расчувствовались мужики, мысли о пережитом бередили их души.» Далее Владимир Андреевич называет всех ветеранов по имени – отчеству, указывает, кто где воевал, какие награды имеет. Большой список земляков, всех вспомнил, но вот что интересно – себя не назвал. Его дочь Алла пишет, что он не любил вспоминать войну и рассказывать о ней. Думается, из скромности Хроменков не называет себя в числе ветеранов. Ни разу и нигде, хотя и статус ветерана у него был, и награды. И о своей роли в создании этого памятника  – ни слова. Вот такой он был скромный человек.

  Любимым детищем В.А.Хроменкова стала Комната Боевой и трудовой славы земляков в Доброводской школе. Над ее созданием он трудился последние годы своей жизни в родном селе. Ей  Владимир Андреевич  посвятил главу « Комната скорби и славы» в той же книге « Доброводские зори». Он очень подробно рассказывает , как проходила работа, описывает  композицию , экспонаты, стенды , указывает фамилии тех, кто работал , создавая Комнату , а о себе опять – ни слова. Однажды, когда Комната была уже открыта для посещения , он принес небольшой портрет и , смущаясь ,спросил : « Как вы думаете , уместно ли повесить мой автопортрет где – нибудь здесь на  память?»  Конечно, уместно, даже до’лжно!

   А книга «Доброводские зори»  была напечатана в Трубчевской районной  типографии тиражом в  50 экземпляров 13 декабря 2010 года. В. А. Хроменков с женой Надеждой Яковлевной уже в это время жил у дочери в Погаре. Он приезжал в Доброводье и многим землякам подарил свой историко-краеведческий очерк с автографом. Один экземпляр хранится и в сельской библиотеке.  Тот, кому не безразлична судьба родного села , возьмет книгу и прочитает и об авторе « вспомянет», может быть, подумает: вот жил на земле доброводской замечательный человек, добрую память о себе оставил. Надеемся , что взрослое население Доброводья донесет до современных подростков и юношей знание и память о В.А.Хроменкове , а те в свою очередь – до своих детей и так дальше. И не забудется его имя и дела.

                       Фотография в альбоме

                    Рогожин Иван Филиппович

                            1922 – 2003г.г.

Приходилось ли вам видеть в заброшенных деревенских домах на обшарпанных стенах семейные фотографии в темно-синих ,как правило, рамках под стеклом? Иногда они валяются на полу с отпечатком  безжалостного сапога и разбитым стеклом. А ведь на них  деды и прадеды, отцы и  матери, бабушки ,тети, дети  – не одно поколение семьи запечатлено на пожелтевших выцветших снимках. Немало среди них людей в военной форме. Где они воевали? В какую войну? Вернулись ли живыми и здоровыми или полегли в далеких чужих землях?  Грустно и тревожно становится, когда видишь такое .Невольно думается: почему дети бросили эти фото? Ведь каждая карточка –молчаливый свидетель прошедшей жизни, наполненной горем и радостью. У В.П.Астафьева в рассказе «Фотография, на которой меня нет» звучит мысль о том, что фотографии – это своеобразная летопись жизни  народа. Почему же мы так небрежно относимся к своей истории, запечатленной на фотобумаге?

      К счастью, есть семьи, в которых очень бережно и трепетно  хранятся фотоальбомы.  Их открывают в дни семейных торжеств или в тихие зимние вечера, когда взгрустнется,  а может быть,  гостям или давним знакомым. И самый старший член семейства проводит своеобразную экскурсию по страницам жизни тех, чьи лица запечатлены на снимках.

      Есть такой альбом в доме Анны Митрофановны Рогожиной, бывшей учительницы сельской школы , вдовы ветерана – инвалида  Великой Отечественной войны . Много лет уже Анна Митрофановна не работает в школе, которой посвятила всю жизнь. Приехала в село Доброводье молоденькой девушкой сразу после войны, встретила  здесь свою любовь, вышла замуж , родила трех дочерей. Преподавала в школе историю, вела домашнее хозяйство, растили с мужем девочек. Все как у других людей. Да не совсем. Муж её, Иван Филиппович Рогожин , участник Великой Отечественной войны, был в немецком плену. Натерпелась Анна Митрофановна  из-за этого. Еще когда она собиралась замуж за Ивана Филипповича, её «прорабатывали» в райкоме комсомола: убеждали ,что не стоит связывать с ним свою судьбу ,стращали. Но не отступилась, потому что любила и верила, что её избранник  не предатель, честный человек. 

Вот Иван Филиппович в военной форме. Это он курсант учебного батальона 18-ого запасного стрелкового полка 3-ей Армии Брянского фронта. 1941  год.

       А еще совсем недавно он был учащимся Доброводской семилетки,  обычный деревенский паренек, 1922 года рождения. Родители – крестьяне, трудолюбивые и строгие, и детей приучали к труду с раннего  возраста. Учился Ваня хорошо, правда, не все ладилось с русским языком и литературой. Хотел  после школы учиться  дальше, поступил на заочное обучение в Московский институт иностранных языков, да не суждено было закончить учебу – война разрушила все планы. Вчерашние мальчики ,надев солдатские шинели и сапоги ,взяли в руки оружие и встали на защиту своей родины. Трехмесячные курсы младших лейтенантов – и на передовую. Первое ранение в марте 1942 года и лечение в эвакогоспитале № 2603 города Ефремов Тульской области, а потом снова на фронт заместителем командира стрелковой роты. Руководитель из Ивана получился хороший: ответственный и добросовестный, и начальство, видя это, направило его на курсы усовершенствования командного состава Брянского фронта. Новое место службы – 392 стрелковый полк 73 строевой дивизии 48 армии Брянского фронта. У Анны Митрофановны есть фото Ивана Филипповича этой поры: худой , в новенькой командирской шинели, уже не мальчик, а офицер. Эту карточку он присылал родителям как раз под Новый год, начинался только третий год войны, и что он принесёт  Ивану , он не знает, но смотрит по-взрослому , серьезно  и сурово.

     Девятого февраля 1943 года  на рассвете батальону, которым командовал Рогожин, был дан приказ о наступлении  на посёлок «Красный пахарь» в километре от деревни Васютино Брасовского района Орловской области. «В 5 часов 30 минут по сигналу красной ракеты наступление началось ,»- так  гораздо позже, в 1951 году пишет в объяснительной записке Иван Филиппович о том трагическом событии, которое «не увенчалось успехом». Бой завязался кровопролитный, беспощадный, Иван Филиппович получил  осколочное ранение в обе ноги  и контузию. Вечером немцы подобрали его ( он был без сознания) и принесли в расположение своей части. 

       Почти два долгих года Иван Филиппович страдал в фашистском плену в  Штутгофском концлагере. Через невыносимые физические и моральные испытания  прошёл Рогожин  и остался человеком: не предавал и  не подличал, верил в победу Красной армии, в освобождение. Подобно герою рассказа М.Шолохова «Судьба человека» Сергею Соколову, Иван Филиппович с одним из товарищей по плену попытался бежать. Пробираясь по территории Польши, они выбились из сил, попросились на ночлег в один дом на краю села, хозяин, польский крестьянин, впустил их , а потом вызвал полицию, и беглецы были схвачены и возвращены в концлагерь. За побег был жестоко наказан и переведён в данцигский концлагерь , где будучи истощенным, больным и почти недвижимым, встретил известие о Великой победе и освобождение  частями Красной армии. К счастью, фотографии этой поры в семейном архиве Рогожиных  нет.

      Но сколько их было потом, после войны, когда Ивану Филипповичу многие годы пришлось бороться за своё честное имя: к делу требовались  снимки и в профиль, и в анфас. Кое-какие сохранились в альбоме: не узнать на них Ивана Филипповича – война изменила его лицо, украсила глубокими морщинами, печалью и болью строгих глаз, впалыми щеками , горькими складками у рта и почти полностью седыми волосами. Вернувшись в родное село ,фронтовик поступил на работу в свою школу  учителем физкультуры, но вскоре его отстранили от должности: был в плену. И снова испытания: объяснительные записки, сбор многочисленных характеристик и других документов, чтобы доказать, что он – не предатель. Жену его , Анна Митрофановну, вызывали в райком партии( тогдашний орган власти в районе) и предлагали ей развестись с Иваном, чтобы не навлечь беду на себя и на семью, грозились даже исключить из партии (она была членом КПСС). Но и это пережили Рогожины, потому что были вместе, как говорит Анна Митрофановна, любили друг друга, верили , были чисты перед людьми и своей совестью.

    И только в восьмидесятых годах 20 –ого века младший лейтенант  Иван Филиппович Рогожин был полностью реабилитирован. Ему присвоили звание Ветерана Великой Отечественной войны, и награды нашли своего героя: одна из первых медаль «За победу над Германией», затем Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны и много других юбилейных медалей. Но главная, пожалуй, «награда» – это последствия  ранения: сильнейшие боли в ногах, которые мучили Ивана Филипповича много лет. К статусу ветерана добавилась инвалидность. В последние годы жизни пришлось младшему лейтенанту пережить еще одно испытание: ампутацию ног.

За долгие годы работы в Доброводской средней школе Иван Филиппович сыскал славу справедливого учителя. Бывшая ученица  Сомкина ( Данилина) Мария Анатольевна запомнила его  как «доброго преподавателя немецкого языка: сдержанность и тактичность которого с учениками всегда подкупала. Его любили все за очень терпимое отношение к нам, великодушие и добросердечие. Нельзя было не учить немецкий язык, так как Иван Филиппович сразу же узнавал, кто на какую оценку знает урок.»  Интересными были для ребят уроки начальной военной подготовки, которые вел Иван Филиппович, он увлек детей военизированной игрой «Зарница». Не одно поколение юношей села Доброводье получили крепкие, прочные навыки и умения по военной подготовке, которые потом очень пригодились им во время службы в Советской армии. Своей жизнью, образом мыслей, поведением Иван Филиппович воспитал достойных будущих защитников Родины.

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Династия Кащеевых

Кащеев Николай Григорьевич- учитель математики, директор

Кащеева Валентина Ивановна (жена) – учитель географии

Кащеева Татьяна Николаевна (дочь)- учитель географии и биологии

Династия Хроменковых

Хроменкова Светлана Сергеевна-учитель русского языка и литературы

Колякина (Хроменкова )Татьяна Александровна (дочь)- учитель русского языка и литературы  

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)                     «Мои воспоминания

    о Доброводской средней школе

Севского района Брянской области»

       Сомкина (Данилина)     Мария Анатольевна

Я училась в Доброводской школе вместе со своей сестрой Таней в 1968-1970 годах. Прекрасное впечатление осталось  у меня обо всех учителях, которых характеризует высокий профессионализм и чуткое отношение к каждому из нас.

  Особенно мне запомнилась Надежда Яковлевна Хроменкова, преподававшая химию и биологию. Мне настолько запали в душу её уроки, что своим жизненным делом я избрала преподавание этих предметов в школе. Нравилось  её душевное расположение к нам, ученикам, и прекраснейшее знание своих предметов, а ещё постоянное доброжелательное расположение на каждом уроке.

 А ещё помню добрейшего Александра Владимировича Хромогина, директора школы, преподавателя географии, который, по-моему, не поставил ни одного “неуда” ни одному из своих учеников!!! И к каждому из нас он был всегда доброжелателен.

  Но всё же, самым любимым был и остаётся до сих пор Иван Филиппович Рогожин, преподаватель немецкого языка: сдержанность и тактичность которого с учениками всегда подкупала!!! Его любили все за очень терпимое отношение к нам, великодушие и добросердечие. Нельзя было не учить немецкий язык, так как Иван Филиппович сразу же узнавал, кто на какую оценку знает урок. 

  Анна Митрофановна Рогожина, замдиректора по воспитательной работе, преподавала у нас историю. На её уроках так интересно было всем! Она научила меня строгому, разумно требовательному общению с детьми, что потом мне пригодилось в работе. Нас поражало её великолепное знание своего предмета, поэтому и самим всегда хотелось больше прочитать, не ограничиваться рамками учебника.  

  Владимир Андреевич Хроменков, зам. директора по учебной работе, а в дальнейшем директор школы, не преподавал в нашем классе, но, казалось, что он буквально всё знает о каждом из нас, а стоило только обратиться к нему с любым вопросом, он сразу же откликался на наши просьбы и рассказывал так, что мы не замечали, как пролетало время, и хотелось общаться с ним ещё и ещё. 

   Математику преподавала Костикова Валентина Степановна. Молодая, красивая, элегантно-подтянутая, очень опрятная, она привлекала нас не только внешним видом, но и прекрасным владением преподавания этого сложного предмета. На её уроках не было скучающих! А девчонки во всём старались ей подражать.  

   Классным руководителем был у нас Луценко Александр Григорьевич. Всегда опрятный, сдержанный и привлекательный он помогал нам не только осваивать перекладины и брусья на уроках физкультуры, но и преподавал  уроки общения между парнями и девушками: первые ростки нравственности чутко растил он в нас, привлекал к внеклассным занятиям физкультурой. 

   Русский язык и литературу “вели”:  в 9 классе – Рогожина Наталья Васильевна. Добрейшей души человек!!! Только с её помощью я открыла для себя великого Л.Н.Толстого, с произведениями которого не расстаюсь всю жизнь! Проживая в Тульской области, часто навещаю Ясную Поляну, для меня это всегда праздник!!! В 10-м мы изучали родной язык с Рогожиной Марией Дмитриевной, которая могла часами цитировать наизусть любое изучаемое произведение, чему мы несказанно поражались..         Весёлко Валентина Ивановна-преподаватель физики в нашем 9 классе- отличалась добродушием и вниманием к ученикам, особенно к тем, кому с трудом давались сложные физические законы. Иногда она для разъяснения привлекала Хромогина Виктора, как лучшего ученика, что ему блестяще удавалось. А в 10-м приехала работать в нашу школу Бавкунова Раиса Петровна. Она обладала огромными знаниями по предмету и старательно преподносила нам сложные для нашего понимания вопросы.

   Учителя своим поведением, всей своей жизнью, отношениями друг с другом в коллективе, дома, помогали постигать нам такую сложную гамму человеческих взаимоотношений!!! Моя безмерная благодарность им за всё доброе, что получила от них!!! Всегда вспоминая о них только с радостью, светло и тепло!!!!!!!

   Ещё поражала атмосфера взаимоотношений в нашем классе между учениками: никогда не было чего-либо обидного со стороны мальчишек в адрес девочек, а, наоборот, ребята всегда нам помогали во всём. Создавать такие дружеские отношения помогала классному руководителю наш неизменный староста – Гусева Аня, которая всегда ровно и спокойно разговаривала со всеми, помогала в решении самых трудных задач по математике, которые сама великолепно решала. Доброта нашей старосты подкупала, с нею все хотели дружить, нас до сих пор связывает дружба школьная. Аня нашла и соединила нас  через сорок  лет посредством интернета. Она окончила институт народного хозяйства в Киеве и работала в административных органах столицы Украины.

   С нею за одной партой сидела Мосякина Лида; в отличие от Ани она была импульсивной, скорой на слово, решения, но отзывчивой на добрые дела. К большому сожалению её нет в жизни. Светлая ей память…

   Гречишкина Нина, секретарь комсомольской организации школы, хорошо училась и  помогала всем, обратившимся к ней по разным вопросам. Очень справедливая, она чутко улавливала малейшую несправедливость и старалась быстро её исправить. В жизни она помогает превозмочь людям физические (да и моральные!) боли, так как работает мед.сестрой в городе Харькове на Украине.

    Филичкина Лидочка, называемая всеми нами так за её хрупкость и нежность душевную, училась тоже с нами. Всем хотелось её оберегать, помогать ей. Обладая прекрасным музыкальным слухом, она свою жизнь посвятила организации культурного досуга людей в одном из домов культуры  в Навлинском районе Брянской области.

    Валя Чиркова, светловолосая красавица нашего класса, имела невысокий уровень прилежания, что не помешало ей закончить курсы счётных работников и работать бухгалтером в одном из с/х предприятий Куйбышевской области России, куда она уехала со своим мужем.

    Любочка Бардина, казалось, с момента прихода в школу влюбилась в профессию учителя, да так и осталась ей верна всю жизнь, преподавая химию и биологию в Белёвском районе Тульской области. За свой труд имеет звание «Отличник народного просвещения».

   Маша Прошакова училась с нами всего один год, она приехала из Волгоградской области. Была немного раскованнее нас, но относилась строго ко всем знакам внимания со стороны парней. В 10-м она вернулась  к родителям.

    Моя сестра Таня, с очень тонкой душевной организацией, легко ранимая, являлась  для нас примером высокой нравственности. Своей порядочностью она привлекала к себе всех, но из-за присущей ей застенчивости и обострённого чувства справедливости избирательно относилась к выбору подруг и друзей. Имея прекрасные знания по библиотечному делу после окончания библиотечного отделения Брянского культпросветучилища,  всю свою жизнь работала в библиотеке родного села Гапоново. Её труд отмечен наградой. Ей присвоено почётное звание «Ветеран труда Брянской области».

     Первым среди мальчишек в учёбе был, конечно, Хромогин Виктор, который  по всем предметам успевал больше на  «5», чем на «4». Как красиво он решал любую задачу по математике! А какие сочинения были написаны им по литературе:  без единой ошибки и богатые по содержанию!  Да это и понятно, ведь он много читал, с ним интересно было разговаривать на любую тему.  Имея глубокие знания по всем предметам, мог прекрасно объяснить любой вопрос по физике, химии. При ответах по устным предметам прослеживалась логика мышления, поэтому после его рассказа на уроке  сразу всё становилось понятно. И  никому из нас никогда не отказывал в помощи. При общении со всеми в классе всегда держался скромно. Своей профессией он избрал медицину и после окончания медучилища в г. Брянске работал в родном Севске. Постоянно навещал своих родителей, помогая им во всём. В настоящее время живёт в городе Севске Брянской области.

    Тимошин Николай, красавец с карими глазами, который нравился всем за добродушие, прекрасно разбирался в математике, физике, любил уроки физкультуры. После службы в рядах Советской Армии, работал в Заульской школе Севского района учителем этого непростого предмета. Затем переехал на место жительства в г. Москву. 

   Виктор Буданов, скромный и всегда со всеми вежливый, очень заботливо относился к нам, девчонкам, во всём нас опекал. А если случались какие-то неприятности, доброжелательно старался успокоить. Мог и букет ландышей подарить, сказав при этом: «А это тебе. Просто так». И от этого внимания становилось приятно. В настоящее время он живёт в г. Одессе, на Украине. Его ближайший друг (они жили на посёлке «Объединение»), Виктор Кислов, обладавший великолепной памятью на даты, исторические события минувших лет и современности, помогал ему в изучении истории и обществоведения. С какой точностью и прекрасным знанием политических событий в нашей стране и за рубежом рассказывал он обо всём этом на первых моментах уроков у Анны Митрофановны! С ним могла соперничать в этом вопросе только моя сестра Таня, которая наизусть знала всё, что связано с историей. Сейчас Виктор живёт в Подмосковье. 

 С ними вместе приходил в школу и Глинкин Володя. Помню его свеловолосым, кудрявым парнем.  Не испытывая большой потребности в учёбе, он успевал, как мог, хотя все ему старались помочь. Знаю, что теперь он живёт в г. Севске, встречается с бывшими одноклассниками.

   Ещё с нами учился Николай Сидорин, но лишь в девятом классе, он не захотел получить среднее образование в школе, а,наверное, продолжил курс наук по специальности. К сожалению, он ушёл из жизни. Светлая ему память…

   Рулин Александр пришёл с нами в Доброводскую школу из Гапоновской (там мы учились только 8 лет). Учителя прочили ему хорошую учёбу, так как в его голове спокойно «уживались» и геометрические теоремы, и математические формулы, и физические задачи разной степени сложности. Но он оставил учёбу, увлёкшись техникой: ему ничего не стоило разобрать мотоцикл и собрать его более усовершенствованным. К сожалении, его нет в жизни. Светлая ему память…

   Анатолий Савин, необыкновенной красоты парень, высокий и стройный, удивлял нас своим отношением к учёбе: до  шестого-седьмого классов учился чуть не на сплошные пятёрки, а затем резко изменил своё восприятие основ наук, махнул рукой на все занятия. Но, всё-таки, с трудом, а среднее образование получил. Как сложилась его жизнь, не знаю.

   В десятом классе к нам пришёл учиться Хроменков Николай, но учился только первую четверть, а затем перевёлся на учёбу в Севское  профессионально-техническое училище, которое закончил по специальности « тракторист». Николай никогда не изменял любимому делу. Живёт на Украине, у него прекрасная семья, дом, построенный своими руками, сад и, конечно же, с/х техника в отличнейшем состоянии, да и личный автомобиль (как средство передвижения); выросли дочки, подарившие ему внуков. Сейчас Николай на заслуженном отдыхе, мы часто с ним общаемся через посредство Интернета. Всегда доброжелательный, потому, что ведёт здоровый образ жизни. Одним словом, МОЛОДЕЦ

  Я после окончания ТГПИ им. Л.Н.Толстого, работаю в одной из школ Тульской области, преподаю детям биологию и химию, интерес к которым мне привила Надежда Яковлевна Хроменкова. Даже сейчас, имея за плечами  сорок два года  педстажа, стараюсь на своих уроках быть такой же, как она. Семь лет руководила коллективом школы, работая директором. Это очень ответственно и порой  совсем нелегко: отвечать за всё и всех в школе! По состоянию здоровья  вновь перешла на работу учителем. За свой труд награждена почётным званием «Отличник народного просвещения». Очень люблю свою работу, а при общения с детьми испытываю только радость!

  Своей родной Доброводской школе, всем её учителям: и ветеранам, и работающим сейчас я желаю всяческого благополучия, творчества в работе, взаимопонимания и прекрасных моментов общения «учитель-ученик»!

  Процветай, ты,  родная школа!
Будем помнить тебя всегда.
Не забыть нам всех педагогов,
Кто вложил в нас частичку труда!

Мы старались на них быть похожими,
Жизнь сложилась у всех по-разному.
Не становимся мы моложе,
Но в душе моей всегда праздник,

Стоит только лишь вспомнить,
Как учились всегда старательно,
С педагогами были почтительны,
На уроках всегда внимательны!

И они относились к нам бережно,
Всё стремились рассказывать просто,
А потом, на уроке, в классе,
Отвечали на наши вопросы.

С огромным уважением – выпускница ДСШ 1970 года                               Сомкина (Данилина) Мария Анатольевна.           Август, 2012 год

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): _