МБОУ Жирятинская СОШ Жирятинский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЖИРЯТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.Ф. ВОЗЛИКОВА ЖИРЯТИНСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Ященко Андрей Иванович
1.3.        Почтовый адрес

 

242030, Брянская обл, Жирятинский р-н, , Жирятино с, Ленина ул, 38,
1.4.        Телефон

 

84834430198
1.5.        Сайт

 

http://zhr-1.sch.b-edu.ru/
1.6.        Электронный адрес

 

zhiryatino@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

НОО-114

ООО-138

СОО-26

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

43 педагога

Высшее образование-33

Среднее профессиональное образование-10

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Организация образовательного процесса в Школе осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании в РФ», образовательными программами и расписанием занятий. С учетом потребностей и возможностей учащихся образовательные программы могут осваиваться в следующих формах: очной, заочной; в форме семейного образования, самообразования. Допускается сочетание различных форм получения образования. Обучение и воспитание в Школе ведутся на русском языке. Школа реализует образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, адаптированные образовательные программы на всех уровнях образования, программы дополнительного образования. В первый класс принимаются дети, которым на 1 сентября текущего года исполнилось 6 лет и 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования согласию родителей -18 лет. Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ: – дошкольное образование; – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года); – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5лет); -среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения – 2 года). Занятия ведутся в одну смену. Продолжительность академического часа в 1 классе составляет 35 минут, в последующих классах – 45 минут. Учебный год в Школе, как правило, начинается с 1 сентября. Продолжительность учебного года в 1-х классах 33 недели, в последующих – не менее 34 недель, без учёта государственной (итоговой) аттестации. Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. В 1-х классах устанавливаются в течение учебного года дополнительные недельные каникулы. Школа осуществляет образовательный процесс в группах полного дня (ГПД), 1- 11 классах по федеральному государственному стандарту второго поколения (ФГОС). Организация учебного процесса в Школе регламентируется учебным планом, разрабатываемым Школой самостоятельно, в соответствии с примерным государственным учебным планом и регламентируется расписанием занятий. При этом: — Школа работает по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье, в одну смену; — расписание занятий предусматривает перерывы достаточной продолжительности для питания и осуществления двигательного режима в течение дня обучающихся; — в учебном плане Школы количество часов, отведенных на преподавание отдельных предметов, соответствует количеству часов, определенным государственным, примерным учебным планом. Текущий контроль успеваемости учащихся Школы осуществляется учителями по пятибалльной системе (минимальный балл 2, максимальный 5). В 1 классе применяется безотметочная система. Школа создает детям с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования на основе специальных педагогических подходов. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются учебные занятия на дому. Освоение образовательных программ основного общего, среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией обучающихся. На бесплатной основе для воспитанников и обучающихся Школа реализует дополнительные общеобразовательные программы.
1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Здания школ кирпичные, первое здание –трёхэтажное, второе- двухэтажное. Общей площадью 4692 кв.м.

Общее количество учебных кабинетов в школе: 26. Из них:

8 кабинетов начальной школы;

3 кабинет математики;

3 кабинет русского языка и литературы;

2 кабинета английского языка;

2 кабинет истории и обществознания;

1 кабинет географии;

1 кабинет биологии;

1 кабинет химии;

1 кабинет ОБЖ;

1 кабинет технологии (мальчики);

2 кабинет технологии;

2 компьютерный класс;

1 спортивный зал.

Кабинеты оснащены всем необходимым для учебной деятельности.

Имеется комната психологической разгрузки и кабинет для дефектологических и логопедических занятий.

Сведения о средствах обучения и воспитания

При школе разработан учебно – опытный участок

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

с 1875 г
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

История Жирятинской школы начиналась с 1875 г., когда по прошению купца 2-й гильдии Петра Хорожавина Трубчесвское земство разрешило открыть в с. Жирятино земское училище. Пётр Хорожавин выделил для школы дом, нанял учителя Михаила Иванова, выпускника Орловской семинарии (отец Михаила был брянским священником).
2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Жирятинская школа была начальной (с 1918 по 1927 год). Директора как такового не было (в 1864 году был введен порядок: директор назначался в училища, численность, где имелось более 200 учащихся). Начальной школой руководил заведующий земской школой Успенский Иван Павлович, с 1919 года Анастасия Васильевна Беляева.

Помещица – купчиха Овсянинкова, в селе Жирятино на свои средства стала строить здание школы – каменное, двухэтажное ещё в 1906 году. строилась она долго, и вот 1927 жирятинский исполком закончил строительства здания школы, в этом здании, где сейчас располагаются дошкольные группы. 

Впервые назначен был директор школы. Им стал Аршинов Александр Иванович, агроном, выпускник Новозыбковского сельхозтехникума.

Школа имела 10 га земли, барский сад. Имелись 2 лошади, коровы, инвентарь для обработки земли. Все работы выполняли ученики. Урожай шел на нужды школы.

его в 1928 году его сменил Лагуточкин Владимир Иванович.

Учебный план предусматривал изучение основных предметов, а также курс сельского хозяйства (5-6 часов в неделю), производственное обучение и производственный труд в учебных и коллективных хозяйствах.

Жирятинская школа стала средней с 1938 года. Переход на десятилетку проводил Свиридов Тихон Алексеевич.  В 1941 году аттестаты о среднем образовании (первому выпуску десятилетки) вручал директор школы Лупин.

В годы Великой Отечественной войны школа не работала. 20 сентября 1943 года Жирятино было освобождено от немцев.

Уже в октябре 1943 года Жирятинская средняя школа начала свою работу во главе с молодой директрисой Климовой Марией. Здание школы было разрушено. Занятия проводились в 5 домах д. Комягино для учеников 1-4 классов. Учащиеся 6-10 классов учились в с. Елисеевичах. В 1944 году школу собрали вместе в здании, где находится РОВД. В 1944-1945 учебном году обучалось уже 479 учеников. С 1945 года стала работать вечерняя школа.

С 1945 года во главе школы стал Прудников Николай Макарович. За 3 года (до 1938г.) ему пришлось восстанавливать здание школы, а это м заготовка леса, и его перевозка, складывание, поиски учителей и старшеклассников. Было организовано изготовление 25 оконных рам в столярной мастерской.

В 1948 году несколько месяцев директором школы проработал                                          Казимиров. Два года (1949-1950) – Огородничий. Шло комплектование школы, которые получали очное или заочное образование.

В 1950 году на пост директора назначается Петухов И.Н. В 1958 году недолго (3 месяца) директором был Мищенко.  С1958 по 1965 году директор школы стал Прозукин Дмитрий Григорьевич. Школа стала одиннадцатилетней получила свою производственную базу, чтобы ученики получающие знания умели применять их на производстве. Появились свои два автомобиля и три трактора. Создано свой учебно-сельское хозяйство куда входило 15 гектаров земли, кроликоферма на 1000 голов.

И Жирятинская средняя школа со всех сторон притягивала к себе ребят, желающих получить среднее образование. В Жирятино приходили учиться из соседных сёл и деревень. Администрация школы принимала меры по обустройству вновь прибывших в с. Жирятино. Были построены два здания, в одном из которых разместился интернат. В 1958 г. сюда поступило 89 человек (8-10 классы). Школа давала знания, которые закреплялись на пришкольном участке. Во время учебно-производственной практики ученики получили огромный трудовой опыт: они участвовали в ремонте школьного здания, провели работы по прополке, заготавливали сено для кроликофермы, обрабатывали зерновые культуры на площади 19 га. Вскоре в школьном хозяйстве появились пасека, вместе с ребятами изготавливали ульи, рамки. Экзамены давали по двум специальностям: овощевод и тракторист. Славилась школа подготовкой механизаторских кадров. Ребята школы имели возможность водить и ремонтировать своих сельхозтехник, прививать деревья, делать табуретки, стулья, ухаживать за домашними животными, сажать деревья. Выпускники с аттестатами получали свидетельство о приобретении специальности тракториста слесаря. В период работы Прозукина Д.Г. была отлажена система качественного общего и политехнического образования.

С 1965 по 1967 год на должности директора школы работал Пензев Иван. Наряду с совершенствованием учебно-воспитательного процесса ему приходилось возводить пристройку в школе. В 1967 году Пензева И.П. сменил Цуканов Алексей Тихонович, он занимал эту должность до 1979 года. В 1967 году в школе вводятся начальная военная подготовка. Внедрялись новые методики обучения, создание современной учебной базы для подготовки механизаторов. Они начали давать хорошие результаты: Жирятинская школа названа в числе по обучению трактористов-машинистов широкого профиля.

В 1979-1980 учебном году директором был Мерзлов Иван Иванович. В 1980 году директором школы был назначен Князев Александр Павлович, на его плечи легла реформа (1984) общеобразовательной и профессиональной школы. Был осуществлён переход детей на обучение с шестилетнего возраста и одиннадцатилетней срок обучения. Введён курс информатики. Один учебный год (1986-1987) коллектив возглавляла Гончарова Лидия Николаевна.

С 1987 года по 1989 год во главе школы был Чирок Василий Васильевич.

Был создан школьный духовой оркестр, ставший популярным. В 1989 году школа возглавлял руководитель Прудникова Зинаида Николаевна, награждена значком «Отличник народного Просвещения», значком «Отличник Просвещения», «Почетным знаком за активную работу в Педагогическом обществе», медалью «Ветеран труда», грамотой «Заслуженному учителю школы» от 1 февраля 1990 года и даже редким нагрудным знаком «Отличник погранвойск» II степени, она проработавшая до 1992.

Это было перестроечное время, надо было не только удержаться на данном уровне качественного обучения, но и совершенствовать его.

В 1992 по 2015 год директором был Коваленко Владимир Иванович. В 1992 году принимаются новые редакции закон “Об образовании ”

Несмотря на то, что Владимир Иванович 23 года руководил педагогическим коллективом школы, он прежде всего считает себя историком. Знать историю поверхностно на его уроках просто невозможно. Прежде всего ученик обязан знать историю своего родного края. Благодаря колоссальным исследованиям, которые провел Владимир Иванович, не только школьники, но и жители нашего района узнали историю Жирятинского края. В своих трех книгах он раскрыл сведения об исторических личностях, связанных с нашей малой родиной, об архитектурных памятниках и заповедных местах. Владимир Иванович стал инициатором и организатором в сборе материалов к созданию нашего школьного музея. Сейчас Владимир Иванович готовит материалы для своей следующей книги, которая будет не менее интересна, чем предыдущие. “Делу время, потехе час…”

С 2015 года школой руководит Ященко Андрей Иванович, имеющей хороший опыт школьной работы. Был директором Савлуковсой средней школы и Колоднянской средней школы. Опубликовал методическую разработку «География родного края».

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

История Жирятинской школы начиналась с 1875 г., когда по прошению купца 2-й гильдии Петра Хорожавина Трубчесвское земство разрешило открыть в с. Жирятино земское училище. Пётр Хорожавин выделил для школы дом, нанял учителя Михаила Иванова, выпускника Орловской семинарии (отец Михаила был брянским священником).

Первоначально занималось 30 учеников (25 мальчиков и 5 девочек). Никакой платы с родителей купец не брал. За свои деньги Хорожавин покупал грифельные доски, грифельные карандаши, бумагу, чернила. Книги закупило земство. Михаилу Ивановичу купцом была установлена самая высокая зарплата (жалованье) в округе —200 рублей в год (в Выгоничах — 180 руб., в с. Красное — 120 руб., в с. Козловка — 120 руб.). Выделялись им деньги и на отопление.

В училище принимались дети разных сословий, в т.ч. и крестьяне. Программой предусматривалось изучение Закона Божия, русской грамоты, первых четырех

арифметических действия с объяснением мер, весов, монет, употребляемых в России. По сведениям земской управы на 1 января 1901 г. в Жирятинском училище уже обучалось в 4 группах 78

человек, девочек было 14 и 64 мальчика. Работал 1 учитель.

В школе имелась библиотека, в которой насчитывалось 147 экземпляров книг — 129 названий; 60 книг (и 60 названий) — для внеклассного чтения.

Долгое время в Жирятинской школе работал учителем начальных классов Иван Павлович Успенский. С ним работали еще 2 учительницы: Ольга Антоновна Гмыренко, и Анна Андреевна Шакина. Закон Божий в 1916 году преподавал священник Жирятинской церкви Афанасий Чижов.

После 1917 года в школе продолжал работать И.П. Успенский. С 1919 года в начальной школе стала трудиться Анастасия Васильевна Беляева и учила детей здесь 38 лет.  С 1927 года в селе Жирятино была организована

школа крестьянской молодежи.

Первым директором семилетки был назначен Александр Иванович Аршинов, агроном, выпускник Новозыбковского сельхозтехникума.

Первыми выпускниками 1930 года Жирятинской школы крестьянской молодежи были: Кузьменко Фёдор Макарович, Сапожков Василий Иванович, Кудрицкий Иван, Винокуров Михаил, Гарбузова Ольга, Соловьёва Татьяна, Успенский Павел, Горный Иван…

В 1938 году Жирятинская семилетняя школа после реорганизации стала средней. Через 3 года был первый выпуск. 19 июня 1941 года

аттестаты получали 20 учеников: 10 девушек, 10 юношей.

20 сентября 1943 года Жирятино освободили от немцев. Началась новая история школы. В октябре 1943 года возобновились занятия в Жирятинской школе.

С 1 сентября 1956 г. со старшеклассников перестали брать частичную плату за обучение в 9-10 классах. В 1959 г. школа стала средней

одиннадцатилетней. Выпускники школы вместе с аттестатом о среднем

одиннадцатилетнем образовании получали свидетельство о приобретенной

специальности — плодоовощевода, тракториста, слесаря.

И Жирятинская средняя школа со всех сторон притягивала к себе ребят, желающих получить среднее образование. В Жирятино приходили учиться из Малфы, Бунинского, Малого Крупца, Морачёва и т.д..

Администрация школы принимала меры по обустройству вновь прибывших в с. Жирятино. Были построены два здания, в одном из которых разместился интернат. В 1958 г. сюда поступило 89 человек (8-10 классы).

В 1966 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают постановление: «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». С этого времени в стране вводилось всеобщее обязательное среднее десятилетнее образование.

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Антонина Павловна Боровикова родилась 10 сентября 1930 году

— После окончания института жила и работала в десяти километрах от китайской границы, в населённом пункте Кировка. 

Вышла замуж и вернулась на малую родину — в с. Жирятино. Антонина Павловна устроилась на работу в районный отдел народного образования инспектором. В её куст входили знакомые с детства населённые пункты: Быковичи, Столбы, Морачёво, Новосёлки. Приходилось инспектировать школы в этих деревнях, и всюду надо было добираться пешком.

Со временем Антонина Павловна перешла работать в Жирятинскую школу учителем русского языка и литературы до 1985года, потом в деревне Колычёво до выхода пенсии. Антонина Павловна имеет почётные звания: «Ветеран Великой Отечественной Войны» и «Ветеран труда». 

Дожив до почтенного возраста, Антонина Павловна сохранила живой интерес и любовь к поэзии. Она взяла для себя за правило учить и читать наизусть стихи.

Антонина Павловна Боровикова живёт со строгостью к себе, с интересом ко всему окружающему, с увлечением занимаясь любимыми делами. Быть может, именно в этой ее увлеченности, безграничной любви к жизни, ко всему прекрасному, что есть земле, и кроется секрет её долголетия.

АНДРЕЕВА НИНА ИЛЬИНИЧНА

Родилась в с.Жирятино в 1932году. Ветеран педагогического труда. Отличник образования. Педагогический стаж – 34года.

В 1956 году окончила Орловский педагогический институт филологический факультет.

В 1961 году приехала в Жирятино и с этого года стала работать учителем русского языка и литературы.

Имеет следующие награды «Отличник народного просвещения»

За доблестный труд награждена медалью «Ветеран труда».

ГУСЕВА КЛАРА ИВАНОВНА

Общий педагогический стаж составляет 49 лет. Из них Клара Ивановна проработала 39 лет в Жирятинской средней школе учителем физики и математики. Выпускница Жирятинской средней школы. Закончила Новозыбковский педагогический институт по специальности «учитель математики».

Клару Ивановну отличали такие качества как требовательность, отличное знание своего предмета, умение преподнести его детям.

Награждена Грамотами РОНО, ОбЛОНО (5 грамот), медалью «Ветеран труда», медалью «За доблестный труд» ( она была ей очень дорога), было выдано удостоверение «труженика тыла 1941-1945г.»

ЛЯПКИНА ЛИДИЯ ЛЕОНТЬЕВНА имеет почётные звания: «Ветеран Великой Отечественной Войны» и «Ветеран труда».                                                                                                                                                    Лидия Леонтьевна после окончания Великой Отечественной Войны училась в Жирятинской школе, закончила 10 классов, затем Новозыбковский учительский институт. Трудовую деятельность на педагогическом поприще начинала в школах отдалённых населённых пунктов Жирятинского района, затем возглавляла методический кабинет РОНО, откуда перешла на постоянное место работы в Жирятинскую среднюю школу.                                                                                                   В Жирятинской школе Ляпкина Лидия Леонтьевна работала учителем русского языка и литературы в 4-8-х классах до выхода на заслуженный отдых в 1990 году.                                                                                                                                                  

ФИЛИМОНОВА АНАСТАСИЯ ГРИГОРЬЕВНА

Ветеран педагогического труда.  Отличник образования. Педагогический стаж – 34года.

Родилась 19 января 1933г., в Суражском районе в деревне Глазовичи.

1956 году окончила Новозыбковский педагогический институт по специальности биология и химия.

С 1956 года приехала по направлению в Жирятино и с этого года стала работать учителем химии.

Имеет следующие награды «Отличник народного просвещения»

За доблестный труд награждена медалью «Ветеран труда».

Победитель социалистического соревнования 1975года.

ПОЖАРСКИЙ НИКОЛАЙ НИКИТИЧ

Ветеран педагогического труда, учитель машиноведения. Образование – окончил Новозыбковский сельскохозяйственный техникум по специальности техник-механик.

В 1958 году стал учителем машиноведения в Жирятинской средней школе.

Его кредо – надо очень любить детей и уметь видеть в каждом ребёнке его особенность и индивидуальность.

Имеет медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», «Ветеран труда».                (за долголетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР).

ДАНЬКИНА НАДЕЖДА ГРИГОРЬЕВНА

 «Отличник народного просвещения»,

медаль «Ветеран труда».

КОВАЛЕНКО ЛИДИЯ АФАНАСЕВНА

Почетный работник народного образования РФ,

Ветеран труда

ИВОЛГА ВАЛЕНТИНА РОДИОНОВНА

Отличник народного просвещения РФ

 Ветеран труда

СОМОВА НИНА ИВАНОВНА

Учитель начальных классов

Педагогический стаж 40 лет

ШЕВЦОВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА

Учитель технологии

Педагогический стаж – 40 лет

ЧЕРНЯКОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

Заслуженный учитель Российской Федерации,

Отличник Просвещения Российской Федерации

Победитель Всероссийского конкурса лучших учителей РФ: Чернякова Н.И. (2006г.)

ГРИГОРЬЕВА ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА

Отличник Просвещения Российской Федерации

ЕРКИНА НИНА ГРИГОРЬЕВНА

Отличник Просвещения Российской Федерации

ЛАЗАРЕНКОВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА.

СТОЛЯРОВА ФАИНА ИВАНОВНА

Почетные работники образования РФ:

 Победитель Всероссийского конкурса лучших учителей РФ: Столярова Ф.И.(2007г.)

Рощина Наталья Михайловна

Отличник Просвещения Российской Федерации

Кузина Валентина Ильинична

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Особой гордостью школы являются ее выпускники. Сложно сосчитать всех

учеников, которым дала путевку в жизнь Долгомостовская средняя школа. Это

учителя, преподаватели вузов, медицинские работники, юристы, музыканты,

инженеры, военные, строители, механики, люди разных профессий.

За 148 лет существования школы аттестаты о среднем (полном) общем образовании получили более 2500 выпускников.

Высока поступаемость наших выпускников в высшие

учебные заведения. Многие из них нашли свою дорогу в жизнь, стали квалифицированными специалистами.

Многие выпускники школы стали известными в районе и в других регионах России.

78% от общего количества сегодняшних педагогов посвятили свою жизнь работе в родной школе.

Мы гордимся всеми нашими выпускниками, где бы они ни работали, чем бы ни занимались, их знания, опыт силы будут служить укреплению и процветанию

нашего села, района и страны.

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

МБОУ Жирятинская СОШ им. А.Ф. Возликова живет активной жизнью.

Школа поддерживает тесную связь со многими

организациями и учреждениями:

  • Администрация Жирятинскогорайона
  • ГБУЗ «Жирятинская РБ»
  • Жирятинская детская школа искусств
  • Дом детского творчетва
  • ДЮСШ
  • Центр занятости населения Жирятинского
  • района
  • Районная газета «Жирятинский край»
  • Центр социального обслуживания населения
  • Центральная и детская библиотеки
  • ГИБДД, ОВД, МЧС.
3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Создание особых условий образования, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

«Каждый – цель, каждый – средство». Каждый в школе является средством ресурсом каждого для достижения цели. Каждый учит каждого. Каждый в течение

урока, занятия, дня становится то учителем, то учеником. Все понимают, что от их успехов зависят успехи других и наоборот. Все это ведет к созданию

атмосферы взаимопомощи и сотрудничества.

Создание «Школы радости и успеха». Школы, в которой всем будет интересно, комфортно, безопасно.

3.2.            Ценности школьной жизни

 

– осознание идей гуманизации и гуманитаризации

образования, понимаемых как процесс изменения типа образования;

– доверие и уважение друг к другу учащихся,

педагогов, родителей, гостей и помощников школы;

– стремление к высокой психологической

комфортности для всех субъектов педагогического

процесса;

– стремление к высокому уровню самоорганизации

детского коллектива и коллектива учителей;

– атмосфера свободы творчества, способствующая

творческому развитию учащихся и учителей;

-безусловное обеспечение высокого стандарта

образования для всех выпускников школы;

– стремлениек обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника школы.

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

 
3.4.            Традиции и ритуалы

 

 
3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

 
3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

 
3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Волонтеры «Добрые сердца»

Юнармия

Эколята

Отряд «ЮИД»

Отряд «Школа безопасности»

Детское объединение «Юные патриоты»

РДШ

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

 
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Жирятинский район расположен в центральной части Брянской области. Граничит с Китнянским, Жуковским, Брянским и Почепским районами. Административный центр — село Жирятино, в 50 км к западу от Брянска, на реке Судости.

Наши села имеют славную многовековую историю. И, конечно, каждому неравнодушному человеку интересно узнать, какими были, как и чем жили наши предки. Они помогут более полно узнать историю родного края, ощутить свою неразрывную cвязь с нашими далекими предками.

Первое упоминание в летописи

Одним из древнейших сел Брянщины является Жирятино. Об этом свидетельствует его название, происходящее от древнерусского имени Жирята, т. е. Жирный. Так оно было названо то ли по имени своего основателя, то ли по имени владельца-феодала. Возникло село, вероятно, еще до XIII века, но письменное упоминание о нем относится только к концу XV века.

С 1356 по 1500 годы брянский край входил в состав Великого княжества Литовского. Местные князья и бояре были русскими, но подчинялись Великому князю Литовскому, получали от него грамоты на владение селами и деревнями. Грамоты эти писались на русском языке. Сохранилась, хотя известна только немногим краеведам, и грамота с древнейшим упоминанием Жирятина.

В 1494 году брянский боярин Еня Карпович «бил челом» Великому литовскому князю Александру с просьбой пожаловать ему «именье в Брянском повете на имя Жирятин».

Через шесть лет после этого, в мае 1500 года, русские войска подошли к Брянску, жители которого сами открыли им ворота крепости и выдали литовского наместника в Брянске. С этого времени Жирятино и входит в состав Русского государства.

Найденное первое упоминание села в 1494 году, в правление Сигизмунда, позволяет вести с этого времени точный счет «возраста» села и считать древнейшей датой 1430 год.

Долгое время после этих событий мы не встречаем известий о Жирятине. Только в церковных описях 1654 года упоминаются церкви Воздвижения и Николы в с. Жирятине. Наличие двух церквей в одном селе свидетельствует о его больших размерах.

Жирятино во времена Петра I

В семнадцатом столетии Жирятино – большое село. В церковных описях 1654 года поминаются в нем две церкви – Воздвижения и Николы.

Крестовоздвиженская церковь в селе упоминается как запустевшая в годы Смуты начала XVII века; позднее вновь возобновлена (отсюда древнее название села – Воздвиженское), а с XVIII века также упоминается церковь Святого Николая (не сохранилась). Последнее каменное здание Крестовоздвиженской церкви возведено на средства Ф.Л. Тютчева в 1783 (разрушено в 1940-х годах).

Благодаря одному из нововведений Петра первого, мы знаем наперечет всех жирятинских обитателей, даже месячных младенцев, правда, только мужского пола.

В 1718 г. Петр I приказал провести перепись населения с целью введения подушного налога вместо подворного, бытовавшего раньше. Перепись проводили офицеры с солдатами, так как помещики, чтобы меньше платить, утаивали своих крестьян.

Во времена Петра I Жирятино входило в состав Подгородного стана Брянского уезда.

Петр Борятинский и его дворовые

Князь Петр княж Михайлов сын Борятинский был старшим из жирятинских помещиков. Петр Борятинский служил поручиком в Преображенском полку. Полковником в нем был сам царь, так что поручик Борятинский был хорошо известен своему великому тезке. Селом Жирятиным Борятинские владели еще со времен Ивана Грозного. Всего Петру Борятинскому принадлежали 23 дворовых человека и 81 крестьянин.

            Крестьяне княжны Анастасии

Часть села Жирятина принадлежала родственнице князя Борятинского — девице княжне Настасии княж Степановой дочери Борятинской. Ей принадлежало 5 дворов крестьян и деловые люди, своей земли не имевшие, а работавшие на пашне помещицы и получавшие у нее месячину продуктами на прокорм. Настасья Борятинская в девках сидела недолго. Жених подыскался знатный — граф Сергей Алексеевич Шереметев, один из наследников знаменитого полководца петровских времен — фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. 13 сентября 1750 г. Шереметевы продали свою долю владений в Жирятине хотылевскому помещику Фаддею Петровичу Тютчеву и его бездетно умершему брату, бригадиру Михаилу.

Кроме Жирятина, Борятинским принадлежали деревни Княжой Крупец (сейчас Большой Крупец), населенный беглыми малороссиянами, Комягино и другие селения. Со временем все эти владения были куплены у потомков Борятинских помещиками Тютчевыми. С середины XIX века Жирятино стало торговым селом и здесь поселилось много приезжих мещан и купцов из разных городов. В наши времена потомков древних жирятинских фамилий разметало по разным градам и весям, но кое-кто все-таки остался на земле, где их предки жили сотни лет.

С середины XIX века Жирятино принадлежало  Н. М. Васильчикова, построившего здесь сахарный и винокуренный заводы. В 1875 году была открыта земская школа. С конца XIX века упоминается и почтовое отделение, одно из старейших на Брянщине.

      До середины XVIII века основная часть территории нынешнего Жирятинского района входила в состав Подгородного стана Брянского уезда, а позже до 1918 года западная часть с селом Жирятино вошла в состав Трубчевского уезда Орловской губернии.

        В 1929 году село становится районным центром, затем район был упразднен, и Жирятино стало центром сельского совета. Потом снова – не раз районный центр то ликвидируется, то возрождается.

    Жирятинский район образован в августе 1985 года. До этого он образовывался и расформировывался три раза .

         В начале ХХ века в Жирятино действовали  винокуренный завод, пенькотрепальное заведение, конноприводной,  хлопкочесальный завод, ветряная мельница и промышленная кузница.  

В середине XX века в селе действовали  спиртоводочный, маслодельный и кирпичный заводы, а также сельскохозяйственные предприятия «Жирятинское ТОО» и ООО «Снежка -Жирятино».

В структуре производства продукции промышленность занимает незначительное место. Промышленность района представляют 2 предприятия :

-ЗАО «Жирятинское РТП», которое оказывает услуги по ремонту сельскохозяйственной техники сельхозпредприятиям района, включая АПХ Мираторг, и ООО «Мясной двор», которое занимается убоем животных и первичной переработкой мяса.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества  
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня  
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Школа и война. Учитель и война… Как же далеки друг от друга эти понятия. Благородная деятельность учителя, дающего новым поколениям знания и воспитывающего их на лучших примерах, вершит успешное будущее, как отдельной личности, так и целого народа, потому что в этом непростом и кропотливом труде заключается гарантия развития, энергия созидания, достижения новых высот. Одним словом, учитель в школе – символ жизни, ее преемственности и непрерывности, ее вечного движения вперед и вверх.

Война же – символ смерти, беды, разрушения. И тут даже не надо что-то еще расшифровывать и пояснять.

Но случались в истории тяжелые страницы, когда учитель и война оказывались лицом к лицу.

Все мы привыкли видеть учителей с указками и мелом в руках. И очень трудно вообразить, что представители этой самой гуманной профессии на Земле, могут сменить указку на автомат. В годы Великой Отечественной войны немало педагогов воевало на фронте. Учителя – ветераны, как много общего в их фронтовых биографиях. Все они уходили на фронт из школ вместе со своими учениками и их родителями.

Среди педагогов Жирятинской школы были участники Великой Отечественной войны. О них очень хочется с благодарностью и уважением вспомнить.

КАРПИЧЕНКО ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ

Ветеран Великой Отечественной войны, ветеран педагогического труда.

   Педагогический стаж – 39 лет.

   С 1949 по 1988 год работал учителем в Жирятинской средней школе.

 Имеет награды:

орден «Красной звезды»,

орден «Отечественной войны III      степени», медаль «За доблестный труд» и Благодарственные письма

ЛУШИН ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Лушин Владимир Иванович – ветеран Великой Отечественной войны и ветеран педагогического труда.

 После демобилизации из Красной Армии в конце 1948 года начал педагогическую деятельность учителем физической культуры в школах Жирятинского района. Первый учебный год –  в деревне Быковичи, затем в д. Павловичи и одновременно в 1951-1952 годах в Жирятинской средней школе.                                  

За стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими войсками награждён орденом Отечественной войны II степени, многочисленными медалями.                                                                                                                                          

ФИЛИМОНОВ ВАСИЛИЙ МАРКОВИЧ

Ветеран Великой Отечественной войны,

Ветеран педагогического труда.

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)  
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)  

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): Багдасарян Эмма Завеновна, Шевцова Анна Васильевна