МБОУ Иваническая СОШ Аларский район

Иваническая

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе
1.1.        Полное название школы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Иваническая средняя общеобразовательная школа
1.2.        Ф.И.О. директора школы Кожевникова Наталья Наджулаевна
1.3.        Почтовый адрес 669471, Иркутская область, Аларский район, с.Иваническое, ул.Центральная, д.61 А
1.4.        Телефон 89501253536
1.5.        Сайт ivanich.alaredu.ru
1.6.        Электронный адрес ivanixeck@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования НОО-72

ООО-79

СОО-4

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация Всего-24 педагога, из них с высшим образованием 14, 10-с/специальное, 3 имеют высшую кв. категорию, 12 имеют первую кв. категорию, 9 педагогов – соответствие занимаемой должности
1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация) Школа является инновационным учреждением:

Региональная площадка по реализации проекта по агробизнес-образованию.

Школа реализует основные общеобразовательные программы НОО, ООО, СОО, адаптированные общеобразовательные программы, программа дополнительного образования

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории Здание одноэтажное, деревянное 1966 г. постройки. В школе 16 учебных кабинетов, пищеблок, спортивный зал, столярная и слесарная мастерские, компьютерный класс. Кабинеты частично оснащены мультимедийным оборудованием, ростовой мебелью. Имеется при школе учебно-опытный участок 0, 75 га. Отделы пришкольного участка: овощной, отдел начальных классов, цветочно-декоративный отдел, производственный, полевой, плодово-ягодный. Имеется на участке парники-4 шт., теплица, водопровод, беседка.

На базе школы работает лагерь дневного пребывания детей «Солнышко», где в летнее время могут отдохнуть около 70 детей.

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1966 год
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

Школьное образование в Аларском аймаке имеет богатую историю.

1911- родители сами организовали школу в доме Семиненко, сами сделали 5 парт

1913- обрадовал жителей постройкой здания для школы. Школа была построена на горе в окружении леса с двумя классными комнатами, коридором, комнатой для учителя;

1934- страна перешла на всеобщее 7-летнее образование. Наша школа из начальной была реорганизована в 7-летнюю;

1936- достроили 3 новых корпуса и мастерские;

1959- была переведена с Большеусовской школы и преобразована в среднюю;

1966- открылось новое здание школы, в которой обучаются по настоящее время;

1970-1990- Производственная бригада;

2011- 100-летие со дня основания школы

 

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Пышко Владимир Яковлевич

Поправко Яков Емельянович

Бадмаев Павел Будланович

Токтонов Константин Георгиевич

Мохосоев Виктор Бажеевич

Малевик Мария Андреевна

Малевик Михаил Андреевич

Власенко Ольга Григорьевна

Манзаров Владимир Тубанович

Барняк Валентина Степановна

Иринчеева Елена Голсановна

Стаматов Борис Иванович

Абашеев Владимир Георгиевич

Кожевникова Наталья Наджулаевна

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1911- родители сами организовали школу в доме Семиненко, сами сделали 5 парт

1913- обрадовал жителей постройкой здания для школы. Школа была построена на горе в окружении леса с двумя классными комнатами, коридором, комнатой для учителя;

1934- страна перешла на всеобщее 7-летнее образование. Наша школа из начальной была реорганизована в 7-летнюю;

1936- достроили 3 новых корпуса и мастерские;

1959- была переведена с Большеусовской школы и преобразована в среднюю;

1966- открылось новое здание школы, в которой обучаются по настоящее время

2009- 50-летие со дня основания Иванической школы

2011- 100-летие со дня основания школы

2017- Присвоение статуса пилотной площадки по реализации проекта «Агробизнес-школа и формирование системы непрерывного агробизнес-образования в Иркутской области».

 

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Учителя-участники Великой Отечественной войны

Лыков Степан Петрович

Гребенюк Роман Никитич

Поправко Роман Григорьевич

Дубовик Василий Яковлевич

Пономаренко Иван Григорьевич

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Земля наша дала

Орденоносцев- героев социалистического труда – Колесников С.Б., Шеремет В.С.;

Лаурятов государственной премии Шеремет В.С.;

Участников ВДНХ: Кожевникова Л.Ф., Ковалева В.А., Тыщенко В.К., Шеремет И.А., Козлов А.И.;

Областных клубов – пятитысячниц Тыщенко В.К., четырехтысячниц Алексеенко Е.Е.; Тыщенко Л.П.

Делегатов партийных съездов Ковалев В.А.

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

МБОУ Иваническая СОШ живет активной жизнью. Школа поддерживает тесную связь со многими организациями и учреждениями.

Но большую помощь оказывал Колхоз – Орденоносец имени Ленина.

 

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

– усиление роли школы в становлении самостоятельной духовно – крепкой и нравственно – ориентированной личности выпускника;

– личностно – ориентированное обучение;

– проективное образование (образование должно пониматься как ядро карьеры в течение всей жизни);

– компетентностный подход;

– гуманитаризация и гуманизация образования;

формирование универсальных учебных действий;

– технологизация учебного процесса;

– компьютеризация обучения.

3.2.            Ценности школьной жизни

 

– осознание идей гуманизации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования; – доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей, гостей и помощников школы; – стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса;

– стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;

– атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учащихся и учителей;

– безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;

– здоровый образ жизни и служение своей малой Родине

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Герб МБОУ Иваническая СОШ полностью соответствует школе и отражает теплоту отношений между всеми участниками образовательного процесса. Герб простой и лаконичный.
3.4.            Традиции и ритуалы

 

  1. Гражданско-патриотическое воспитание

· День народного единства;

· День Конституции;

· День защитника Отечества;

· День Победы;

· Акция «Никто не забыт – ничто не забыто»;

· Акция «Мы помним – мы гордимся»;

· Акция «Как живешь ветеран?»; · Акция «Георгиевская ленточка»;

· Акция «Обелиск»;

· Акция «Письмо солдату»;

 

  1. Нравственное и духовное воспитание

· День пожилого человека.

· День учителя;

· Всемирный День ребенка;

· Международный женский день;

· День защиты детей;

 

  1. Воспитание положительного отношения к труду и к творчеству

· День профориентации;

· Акция «Чистота и порядок – дело рук наших»;

· Акция «Дети-детям»;

· Акция «Забота»;

· Конкурс «Мастера и подмастерья».

 

4.Интелектуальное воспитание

· Интеллектуальный конкурс «Самый умный»;

 

 

5.Здоровьесберегающее воспитание

· День здоровья;

· Всемирный день отказа от табакокурения;

· Всемирный день памяти жертв СПИДа;

· Акция «Наркотики путь в никуда»;

· Акция «Спорт – как альтернатива вредным привычкам!»; · «Веселые старты»;

· «Кросс наций»;

· «Лыжня России»;

· «Школьная Спартакиада»;

· «Президентские состязания и игры».

 

6.Социокультурное и медиакультурное воспитание

· День народного единства;

 

7.Культуротворческое и эстетическое воспитание

· «Осенины»;

«Осенний бал»

· Конкурс сочинений «Мое село»;

 

8. Правовое воспитание и воспитание культуры безопасности

· Неделя акции «Внимание – дети!»;

· Акция «Дорога и дети»;

· День защиты детей;

· Акция «Мир твоих прав»;

· Акция «Мои права – мои обязанности»;

· Творческие объединения «Юные инспектора дорожного движения».

 

9.Формирование коммуникативной культуры

· Работа на школьном сайте;

· Тренинг «Учимся общаться».

 

10.Экологическое воспитание

· День Земли;

· «Благоустройство школьного двора»»;

· «Моя классная клумб»;

· Конкурс «Овощные фантазии»;

· Творческое объединение «Юный овощевод», «Маленький гномик».

 

11.Семейное воспитание

· День матери;

· «Мама, папа, я – спортивная семья»

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Тема: Н.Н.Носов «Телефон»
Учитель: Баргуева Мария Борисовна
Педагогический стаж: 17л.
Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности
19.04.2018

 

 

 

Технологическая карта урока литературного чтения .

 

 

Оборудование: учебники, детские книги Н.Н.Носова, портрет Н.Н.Носова, рисунки детей, проектор, сюжет из мультипликационного фильма «Незнайка и его друзья», карточки «Правила этикета при пользовании телефоном, индивидуальные карточки для рефлексии.

 

 

Цель урока: Продолжить знакомство с творчеством Н.Н.Носова, знакомство с произведением  «Телефон»

Планируемые результаты:

Предметные:

• познакомить детей с творчеством Н.Н.Носова. Учить умению определять главную мысль в тексте, выразительно читать , воспринимать на слух рассказ в исполнении учеников.

УУД

Личностные:
• проявлять интерес к изучению творчества авторов, «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Метапредметные:
– Регулятивные:
• формировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с темой урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений). Оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников.
– Познавательные:
• ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях). Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
– Коммуникативные:
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность высказываться, задавать вопросы. Слушать и понимать речь других. Аргументировать свою точку зрения в процессе  размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступки  героев.

План урока, хронометраж времени.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Речевая разминка – 1 мин.
  3. Основная часть – 33 мин.

– актуализация знаний – 10 мин.

– выставка книг – 3 мин.

– игра «Откуда я» – 3 мин.

– сообщение темы и цели урока – 4 мин.

4. Физминутка – 3 мин.

– первичное восприятие текста – 5 мин.

– художественный анализ – 2 мин.

– работа в группах – 3 мин.

5. Итог урока – 2 мин.

6.  Рефлексия деятельности на уроке – 2 мин.

7. Домашнее задание – 1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность детей
1.  Организационный момент.

2. Упражнение на дыхание

3.Основная часть

 

Актуализация знаний

Выставка книг.

Изучение нового материала.

Игра «Откуда я» узнай рассказ Носова по предмету

Загадка

Сообщение темы урока

4.Физминутка

Первичное восприятие текста

 

Художественный анализ

5.Итоги урока

6.Рефлексия

7.Домашнее задание

 

 

– Ребята, сегодня у нас на уроке гости. А когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте поздороваемся , улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем наш урок

литературного чтения, урок общения.

-На уроке вы будете активными, внимательными, добрыми по отношению друг к другу.

 

 

 

Как на горке на пригорке

Жили 33 Егорки.

 

 

 

 

 

 

– Кто мне подскажет, какой раздел  мы изучаем?

 

– А как вы это понимаете ?

 

– Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела.

Вывешивается «Корзина с яблоками»

 

 

-Ребята, а кто пришёл к нам в гости?

Озорной, смешной мальчишка.

Он художник и поэт.

Он весёлый коротышка.

От него вам всем привет!

Ты сейчас его узнай-ка!

К нам пришёл герой…

(Просмотр отрывка из мультипликационного фильма  «Незнайка и его друзья).

 

 

– Кто придумал Незнайку и всех его друзей?

 

-Значит наш урок посвящён творчеству какого писателя?

-А что вы знаете о творчестве Н.Н.Носова?

-Послушаем Мелещенко Андрея

 

-Что не говорите, а Носов – самая подходящая фамилия для писателя, тем более- для детского писателя, а уж тем более- для весёлого, детского писателя. Только послушайте Носов– просто, легко и немного забавно!

 

-Ребята , посмотрите на нашу книжную выставку. Эти книги из ваших домашних библиотек. Значит вы читаете и любите произведения Н.Н.Носова.

 

-Ребята, Незнайка знает много рассказов Носова и очень любит их. Он собрал разные предметы из своих самых любимых рассказов, но случайно перепутал, какой предмет из какого рассказа. Поможем ему разобраться?

 

 

Шляпа

Кастрюля и чайник

Банка с ложкой

Телевизор

Иголка с ниткой

– Молодцы, ребята! Помогли разобраться Незнайке!

 

– А теперь отгадайте загадку!

Далеко живёт твой друг. Но его услышал вдруг.Звук бежит по проводам. Скажешь здесь, а слышно там.

Что это?

Что такое телефон? (работа в парах).

Посмотрите, как это слово написано. (Телефон)

Почему используется два цвета? /Ответы детей./

Правильно! Это словарное слово.

Откройте словарики и запишите новое словарное слово.

Придумайте предложение с этим словом.

-Как вы думаете, почему я вдруг заговорила о телефоне?

– Ребята попробуйте определить тему нашего урока.

– Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Н.Н.Носова «Телефон»

– Какие задачи определим на урок?

 

-Но вначале мы с вами немного отдохнём!

 Прежде чем читать рассказ Носова “Телефон” отдохнем и поиграем в игру “Глухой телефон”. /Дети встают, делятся на 2 команды, по одному человеку выходят к учителю, получают карточки со скороговорками,  читают и как запомнили, передают друг другу на ухо. Последний участник команды читает “телеграмму” вслух.

1  команда: Наш Полкан попал в капкан.

2  команда: Баран Буян залез в бурьян.

 

-А теперь послушаем отрывок из рассказа Носова «Телефон»

-Ребята, понравился рассказ?

-Это юмористический рассказ.

-А как он построен?

-А вспомним,  что такое диалог?

-Какое настроение было у мальчиков, когда они купили телефон?

-Почему у ребят не получился разговор?

Теперь будем читать по цепочке.

-Несмотря на то, что рассказы Носова, как мы отметили юмористические,в этом рассказе он затронул ещё и тему телефонного этикета

По этому поводу есть стихотворение А.Л.Барто «Почему телефон занят?»

 

-Ребята, а почему нельзя долго разговаривать по телефону?

-Затронем ещё одну проблему :Влияние телефона на здоровье человека. Рассказ «Телефон» был написан много лет назад, но эти проблемы актуальны особенно в наши дни. Когда появились уже сотовые телефоны, а они гораздо опаснее для нашего здоровья.

-А сейчас мы с вами создадим памятку разговора по телефону.

-И ещё немаловажное правило : на уроках у нас у всех телефон отключен!

 

Что вы узнали о Николае Носове?

– Чему учат нас рассказы Носова?

– Назовите рассказ, который вам больше всего понравился?

 

– «Все герои Носова как живые, а их фантазии, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству». С.В.Михалков.

-Ребята, у вас на столах лежат карточки с вопросами. Нужно на них ответить.

1.С каким настроением работал(а) на уроке?

2.Доволен ли собой?

3.Какие затруднения возникли?

4.Понравился ли мне урок?

-Ребята, можем ли мы добавить ягодку в наш кузовок? Почему?

Ребята, мы с вами прочитали отрывок рассказа «Телефон», а мне хотелось, чтобы и вы стали фантазерами. Придумайте , как мог закончиться этот рассказ?

На следующий урок мы еще пригласим к нам в гости Незнайку и расскажем ему наши фантазии.

1.

 

Эмоциональный настрой на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хоровое чтение на одном дыхание.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

 

-Каждый урок мы получаем все новые  и новые знания.

 

 

 

 

 

-Незнайка!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Н.Н.Носов

 

 

 

-Н.Н.Носова

 

 

 

 

 

Андрей представляет презентацию «Биография Н.Н.Носова»

Ребята демонстрируют несколько книг Н.Н.Носова

-Да, поможем!

-«Живая шляпа»

 

 

 

-«Мишкина каша»

 

-«Затейники»

 

-«Федина задача»

 

-«Заплатка»

– Телефон.

Ищут в словаре лексическое значение  слова телефон.

 

 

– Это словарное слово

Предположения детей.

 

 

Пытаются сформулировать тему урока.

 

 

 

 

Мы познакомимся…

Мы научимся…

Мы будем учиться…

Выполнение упражнений в соответствии с предложенной инструкцией.

Чтение учащихся по ролям

 

 

– Да!

 

 

В виде диалога.

 

-Это разговор двух или более лиц.

 

-Радостное, весёлое!

 

-Не знали о чём говорить.

-Были взволнованны.

-Не умели говорить по телефону.

Читает Булсунаев Максим

 

Придут домой ученики –

И начинаются звонки.

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

– Андрей, что задано, скажи?

Ах, повторяем падежи?

Всё снова по порядку?

Ну, ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку

 

-Ответы детей.

Дети по одному выходят к доске, читают и вывешивают правила .

Ответы детей.

Анализируют собственную деятельность.

 

Ответы с пояснением.

Записывают домашнее задание.

Самоанализ урока в 3 классе

Тема: «Н.Н.Носов «Телефон»»

Учитель МБОУ  Иваническая  СОШ Баргуева М Б

 

Цель урока: Продолжить знакомство с творчеством Н.Н.Носова, знакомство с произведением  «Телефон»

Планируемые результаты:
Предметные:
• познакомить детей с творчеством Н.Н.Носова. Учить умению определять главную мысль в тексте, выразительно читать , воспринимать на слух рассказ в исполнении учеников.

УУД

Личностные:
• проявлять интерес к изучению творчества авторов, «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Метапредметные:
– Регулятивные:
• формировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с темой урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений). Оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников.
– Познавательные:
• ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях). Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
– Коммуникативные:
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность высказываться, задавать вопросы. Слушать и понимать речь других. Аргументировать свою точку зрения в процессе  размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступки  героев.

По типу – урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Состоял из следующих структурных элементов:

1. Организационный момент

2. Мотивация к учебной деятельности: приветствие, эмоциональный настрой на предстоящую работу, создание ситуации успеха, психологической поддержки

3.Актуализация знаний – на данном этапе эмоциональный настрой, доверительные отношения дают предпосылки для формирования личных УУД.

Мультипликация позволила активизировать познавательную деятельность обучающихся.

3. Постановка УЗ(учебной задачи)-учебная деятельность обучающихся организована как поисковая. Обучающиеся овладевают умением поиска и выделения необходимой информации.

4. Решение УЗ. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).  На данном этапе познакомились с рассказом  Н Н Носова «Телефон» , чтение по ролям.

5. Домашнее задание творческого характера

6.Рефлекисия учебной деятельности

Содержание учебного материала соответствует цели, возрастным особенностям третьеклассников,  ориентировано на личный опыт обучающихся. Урок разработан с учетом реализации системно-деятельного подхода в обучении.  Используя загадку, обучающимся удалось сформулировать учебную проблему и с помощью опорных слов поставить задачи урока.

Ввиду того, что дети ещё в таком возрасте, когда им нравится играть,  на уроке использовались игровые моменты   – игра «Глухой телефон».

Все этапы урока логически взаимосвязаны. Переход от одного этапа урока к другому соблюдался.

Задача первого организационного этапа: мотивационно-мобилизующая.  Последнего – рефлексирующая.

 

В ходе выполнения заданий  формировались  интеллектуальные умения:

1. умение извлекать информацию (загадки, беседа учителя, просмотр презентации,задания практического характера)

2. сравнивать факты (повторение и систематизация знаний, выполнение заданий)

3. делать выводы на основе обобщения знаний

Коммуникативные умения:

объяснять свою позицию

слушать и понимать;

принимать точку зрения другого.

 

Работа над проблемными вопросами способствовала развитию таких качеств личности, как любознательность, уверенность в своих силах, чувства взаимопомощи.

 

В ходе урока применялись методы обучения, соответствующие содержанию и целям урока.

– словесно- репродуктивные (беседа, рассказ, просмотр слайдов)

– частично-поисковые (знания на уроке не давались в готовом виде, учащиеся приходили к решению путем поиска, что способствовало так же развитию кругозора)

-метод словесного стимулирования

-практические (выполнение практических заданий, чтение по ролям, составление памятки)

 

Данные методы обеспечивали мотивацию учебной деятельности, стимулировали мыслительную деятельность, обеспечивали сотрудничество учителя и обучающихся, способствовали осуществлению контроля и самоконтроля.

 

На уроке прослеживались связи с предметами: русский язык,  физкультура, ИКТ, этики

( связь с жизнью)

 

Преобладал творческий характер познавательной деятельности.

 

Активизировать познавательную деятельность обучающихся удалось с помощью:

-игровой формы урока

-разнообразных видов деятельности (беседа, загадки, показ презентации, групповая работа, самопроверка, рефлексивно-оценочный итог урока)

-использование ИКТ в учебном процессе.

– привлечение дополнительных источников информации;

-решения вопросов проблемного характера.

 

Рефлексия способствовала развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке. Эмоционально- оценочный вывод позволяет сказать, что детям на уроке было интересно, урок для них был необычен, познавателен.

В ходе урока активны были  практически все обучающиеся.

А это позволяет  сделать вывод, что планируемые результаты сформированы на достаточном  уровне. Задачи урока реализованы.

План-конспект урока по музыке (1 класс)

Технологическая карта урока музыки по теме «Музыкальные инструменты». «Садко». Из русского былинного сказа. 1 класс.

(Программа Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина).

 

Подготовила учитель музыки МБОУ Иваническая СОШ – Кожевникова Наталья Наджулаевна

Предмет «Музыка». 1 класс.

Тема урока: «Музыкальные инструменты». «Садко». Из русского былинного сказа». 

Цели урока:

  1. Формирование у обучающихся знаний о музыкальных инструментах русского народа;
  2. Знакомство  с народной и профессиональной музыкой на основе ее сопоставления и выявление общности жизненного содержания;
  3. Знакомство с музыкальными произведениями:

– «Квартет № 2» – А. Бородин;
– «Светит месяц»- русская народная песня;

– «Былинные наигрыши» – Локшин;

– «Как под яблонькой» – традиционный наигрыш на гуслях.

Задачи урока:

•        Образовательные:

Через подачу музыкального материала дать учащимся представление о русских народных музыкальных инструментах. Научить различать на слух звучание духовых и струнных музыкальных инструментов. Продолжить знакомство учащихся с разными музыкальными жанрами. Знакомить со средством музыкальной выразительности «Тембр».

•        Развивающие:

Развитие навыков музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями в процессе слушания музыки, развивать тембровый слух, ритмический, мелодический. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки. Развивать творческую инициатив

На основе эмоционального восприятия русского песенного творчества, музыки композитора Н.А. Римского-Корсакова воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством. Прививать любовь к Родине, к природе. Воспитывать доброе отношение к товарищам, обогащать духовный мир детей, пробуждать в них нравственные и эстетические чувства,

воспитывать уважение к своему народу, прививать любовь к своему родному краю.

 

Формируемые универсальные учебные действия

  1. Направленные на достижение предметных результатов:

– развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству;

– умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

– углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями: «Квартет № 2» – А. Бородин; «Светит месяц»- русская народная песня; «Былинные наигрыши» – Локшин;

  1. Направленные на достижение метапредметных результатов:

– самостоятельное определение темы и целей урока, планирование, контроль и оценивание учебной деятельности;

– формирование  информационной компетенции, связанной с поиском, оценкой и восприятием информации;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, оценки и исполнения музыкального произведения.

– формирование коммуникативных компетенций.

  1. Направленные на достижение личностных результатов:

– формирование интереса к музыкальным занятиям;

– понимание эмоциональной силы музыки  и формирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

– формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

– формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, музыкально-ритмические движения;

– осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться;

Оборудование и средства обучения:

– учебник Г.П. Сергеевой «Музыка». 1 класс, рабочая тетрадь;

– магнитофон, компьютер, проектор, экран.

Художественный материал:

– портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова;

– презентация «Садко»»;

– карточки с изображением музыкальных инструментов, Шумовые инструменты

аудио и видеозаписи:

– «Квартет № 2» – А. Бородин;
– «Светит месяц»- русская народная песня;

– «Былинные наигрыши» – Локшин;

– «Шутка» – И.С. Бах;
– «Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»- К.В. Глюк;

– «Пастушья песенка» – Л.В.Бетховен;

– «Как под яблонькой» – традиционный наигрыш на гуслях.

 

Организационная структура урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1.Самоопре-деление к деятельности.

Организационный момент

Музыкальное приветствие. Звучит русская народная песня (плясовая)

Отгадать ребус.

Музыкальное приветствие. Подготовка класса к работе. Регулятивные:

настрой на урок.

Личностные:

формирование эмоциональной отзывчивости.

1.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Какой жанр русской народной песни?

 

На каких инструментах играл «Веселый музыкант?»

 

 

 

 

 

 

 

– Какой инструмент солирует?

 

Отвечают на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущем уроке.

Индивидуальные ответы.

 

Работа в группах, обсуждение, работа с карточками

Познавательные:

повторение ранее изученного материала.

Коммуникативные:

умение строить грамотный точный ответ

Регулятивные: контроль;

– коррекция.

Личностные:

– формирование интереса к музыке;

– формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.

3.Фиксация затруднений в деятельности. Какие музыкальные инструменты вы знаете?

 

Чем схожи скрипка и балалайка? А чем отличаются?

 

Как звучит скрипка?

Как звучит балалайка?

Слушание музыкального произведения.

Выявление характерных при-знаков произведений (анализ характера звучания, узнавание музыкальных инструментов);  сравнение и поиск схожести и различия.

Ответы на поставленные вопросы и выяснение недостатка имеющихся знаний по обсуждаемому вопросу.

Познавательные:

-знакомство с новыми музыкальными произведениями:

«Квартет» А. Бородина, «Светит месяц- русская нар песня.

Регулятивные:

– умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;

– умение сравнивать, видеть общее и различие;

– умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.

Коммуникатив-ные :

– умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения.

Личностные:

– распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

– развитие умения различать звучащие музыкальные инструменты.

4.Определение темы урока и постановка учебной задачи. – Как вы думаете, с какой же темой урока мы продолжим знакомство?

– Попробуйте сформулировать тему урока.

– Верно, тема нашего урока «Музыкальные инструменты».

А главная цель нашего урока: познакомиться с музыкальными инструментами русского народа, узнать, как звучат эти инструменты  и почувствовать, какие настроения они могут передать.

Какие еще струнные музыкальные инструменты вы знаете?

Знакомство с инструментом «Гусли».

Какой сказочный герой играл на гуслях?

Учащиеся формулируют тему урока, пытаются определить его цели и задачи. Познавательные:

– самостоятельное выделение темы и целей урока;

Регулятивные:

– планирование деятельности на уроке.

Коммуникативные:

– умение слушать и размышлять.

Личностные:

формирование нтереса к музыкальным занятиям.

5.Построение проекта выхода из затруднений. – Откройте с. 26 в учебнике «Музыка» и посмотрите картины.

Попробуйте описать этот инструмент.

Презентация «Садко».

Учитель зачитывает из учебника отрывок из былинного сказа.

 

 

 

 

 

 

 

Как звучала эта музыка?

Определите, а какой инструмент в ней «Лишний»?

К какому виду инструментов относятся ложки?

Значит, есть еще и другие виды инструментов?

Слушаем звучание с бубна, дудочки.

Какие инструменты у нас появились ещё, кроме тех, с которыми познакомились?

Дудочка. А почему это не струнный инструмент?

К какому виду инструментов относится бубен?

Работают с учебником: описание-рассуждение о картинах.

Слушают отрывок из былины. Просматривают презентацию по теме. Слушают «Былинные наигрыши», Локшина

Познавательные:

самостоятельный поиск и выделение информации;

– осознанное построение речевого высказывания;

– углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями: – «Квартет № 2» – А. Бородин;
– «Светит месяц»- русская народная песня;

– «Былинные наигрыши» – Локшин;

– «Шутка» – И.С. Бах;
– «Мелодия из оперыОрфей и Эвридика»- К.В. Глюк;

– «Пастушья песенка» – Л.В.Бетховен;

– «Как под яблонькой» – традиционный наигрыш на гуслях.

 

 

– овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения;

Регулятивные:

-прогнозирование.

Коммуникатив-ные:

– инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией.

Личностные:

– формирование интереса к музыке.

6.Первичное закрепление А каким образом вы различаете звучание инструментов? Ищут ответы на вопросы, используя знания, полученные в начале урока.

Заранее подготовленные дети, (увлечённые музыкальной деятельностью, с высокой познавательной активностью) подготовили загадки

Познавательные:
расширение представлений о былинном- знакомство со средством музыкальной выразительности «Тембр»Регулятивные:осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит дальнейшему усвоению.Коммуникативные:– умение слушать;- умение красиво, образно и грамотно преподносить полученную ранее информацию;- участие в коллективном обсуждении проблем урока.

Личностные:

– осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться;

– понимание эмоциональной силы музыки.

7.Физминутка Музыкальная пауза «Мы ногами топ-топ-топ». Музыкально-

ритмические движения.

Коммуникативные:

– учатся взаимодействовать в совместной музыкальной деятельности.

Личностные:

– формирование эмоционального настроя на последующую деятельность.

7.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по коллективно- созданному эталону. (Проверяет, усвоен ли учебный материал).

В конверте иллюстрации с разными музыкальными инструментами, обучающиеся должны самостоятельно распределить инструменты по видам: струнные, духовые, ударные.

Работают в группах по карточкам (Самостоятельная работа).

Взаимопроверка по коллективно созданному эталону.

(Обсуждение правильных ответов).

Оценивание собственных работ.

Познавательные:

– развитие умения осмысливать полученную информацию.

Регулятивные:

– умение сравнивать выполнение работы с заданным эталоном;

– осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению;

– оценивание качества усвоения.

Коммуникативные:

– взаимодействие в процессе проверки результатов выполнения работы.

Личностные:

– формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности.

9. Рефлексия деятельности (итог урока) осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса. – Удалось ли решить поставленную задачу?

– Как оцениваете свое настроение на уроке? (показ смайликов)

– А настроение класса в целом?

Разговор о музыкальных инструментах мы продолжим в старших классах, и узнаем ещё немало интересного.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке. Регулятивные:

осмысление своих действий и самооценка

Коммуникативные:

– умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные:

– смыслообразование.

10.Домашнее задание Выполнить творческие задания в рабочей тетради с. 16-17 Слушают домашнее задание. Познавательные:

-выполнение творческих заданий.

Регулятивные:

целеполагание.

 

 

 

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Проект «Агробизнес-школа и формирование системы непрерывного агробизнес-образования в Иркутской области» – «Моя земля- мое богатство»;

Проект «Благоустройство школьного двора и учебно-опытного участка»;

Проект «Моя классная клумба»;

Проект «Посади дерево»

Неделя акции «Внимание – дети!»;

Акция «Дорога и дети»;

День защиты детей;

Акция «Мир твоих прав»;

Акция «Мои права – мои обязанности»;

Конкурс сочинений «Мое село»;

День здоровья;

Всемирный день отказа от табакокурения;

Всемирный день памяти жертв СПИДа;

Акция «Наркотики путь в никуда»;

Акция «Спорт – как альтернатива вредным привычкам!»; · «Веселые старты»;

«Школьная Спартакиада»;

Акция «Чистота и порядок – дело рук наших»;

Акция «Дети-детям»;

Акция «Забота»;

Акция «Никто не забыт – ничто не забыто»;

Акция «Мы помним – мы гордимся»;

Акция «Как живешь ветеран?»;

Акция «Георгиевская ленточка»;

Акция «Обелиск»;

Акция «Письмо солдату»

Тимуровская акция «Забота» (помощь ветеранам)

 

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

В школе активно работают следующие объединения:

Детская пионерская организация «Факел»

Совет старшеклассников

Волонтерский отряд «Импульс»;

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Фольклорный ансамбль «Ленок», руководитель Н.Н.Кожевникова.

Собирание украинских, русских народных песен, приданий с.Иваническое

4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа В 1910 г. приехали 10 семей переселенцев на совершенно безлюдное место, где в настоящее время находится село, где есть все условия жизни: МБОУ Иваническая СОШ, участковая больница, детский сад «Солнышко», почта, Дом культуры, библиотека, магазины, сельскохозяйственное предприятие «Агропром +». Главное богатство- люди, которые вложили столько сил, энергии, души, чтобы превратить это место в процветающую землю. Земля наша дала орденоносцев, лаурятов государственной премии, героев социалистического труда, участников ВДНХ, областных клубов – пятитысячниц, четырехтысячниц, делегатов партийных съездов (Ковалев В.А.) и т.д., поэтому нам, сегодня странно представить, что 100 лет назад люди жили под соснами, в землянках, какие трудности переживали. Переселенцев на новом месте наделяли земельным участком. Часто за счет местного населения, правительственная ссуда была крайне недостаточной. Земельные наделы отводились в глухих, отдаленных районах. Надо было вложить много труда и средств, чтобы основать хозяйство на полученной земле.
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества МБОУ Иваническая СОШ принимает активное участие в совместных мероприятиях с муниципальным образованием «Иваническ»- в благоустройстве села, акциях, смотрах, концертах:

· Участие в параде 9 Мая;

· Марафон;

· Акция «Обелиск»;

· Концертные программы к 9 мая;

· Всероссийский день бега «Кросс нации»;

· Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России»;

· Спартакиады

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Благотворителями школы сегодня являются выпускники школы: Алтухова Татьяна Анатольевна, Коробкин Анатолий, Попов Михаил Яковлевич
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Власенко Ольга Григорьевна

Власенко Ольга Григорьевна родилась в 1924 году в г. Нижнеудинске. После окончания института работала в Бабагаевской восьмилетней школе Заларинского района, проработав там 3 года учителем географии, затем уехала в родной Нижнеудинск, но и там долго не задержалась. В 1959 году Ольга Григорьевна приезжает в с.Иваническ приказом №114 от 29 августа 1959 года Ольга Григорьевна назначается завучем школы. Именно в 1959 году произошло слияние Большеусовской средней и Иванической семилетней школ и Иваническая школа получила статус средней. Здесь именно в этой школе Ольга Григорьевна приложила все свои знания, талант учителя, организаторские способности, требовательность, дисциплину, ответственность за порученное дело, инициативу. После ухода с должности Мохосоева Виктора Бажеевича, Власенко О.Г. была назначена директором школы. Именно при ней началось строительство нового здания для школы, и в 1967г. оно вступило в строй. Из разрозненных зданий, учащиеся были переведены в просторную, светлую школу с кабинетной системой обучения, производственными мастерскими, спортивным залом, столовой, библиотекой, необходимыми подсобными помещениями. В 1989 году Власенко О.Г. было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». Со всех уголков страны шли поздравления от бывших учеников Ольги Григорьевны, выпускников школы, которые стали врачами, учителями, военными. Строителями, учеными и даже писателями. Один из них Евгений Суворов.

Ведь именно в детей вкладывала свой педагогический дар Ольга Григорьевна и твердо и уверенно руководила педагогическим коллективом, который добивался хороших результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения. Уйдя на пенсию, Ольга Григорьевна не оставила родную школу, продолжала работать учителем географии. В 72 года по состоянию здоровья, она покинула стены школы.

55 лет посвятила себе этому нелегкому труду. Ни одно поколение познавало мир с помощью Ольги Григорьевны, приобрело профессию и стали хорошими людьми.

 

 

Абашеева Маргарита Мороевна

В предвоенном, 1940 году, 10 мая родилась, окончила начальную школу, а с 1948 года с мамой жила в городе Черемхово. Здесь окончила среднюю школу, педагогическое училище- в 1960 году. Отец не вернулся с фронта, погиб за неделю до окончания войны с Японией. Мама осталась вдовой в возрасте 24 лет и всю свою жизнь посвятила воспитанию дочери, а затем внуков, правнуков, прожив нелегкую жизнь, длиною в 84 года.

Трудовая деятельность Маргариты Мороевны началась с Жалгайской начальной школы, куда приехала молодой выпускницей педагогического училища по распределению. В 60-е годы деревни начали преображаться. В Жалгае, куда ни глянешь – поля- поля, где в изобилии созревали хлеба, паслись стада коров, табуны лошадей, отары овец, росла царица полей- кукуруза. Все жители работали, молодежь училась в ВУЗах, техникумах. Тут и свела ее судьба со студентом, будущим инженером, Гошей Абашеевым, впоследствии мужем – Георгием Павловичем, человеком известным не только в районе, округе, но и области, посвятившим всю свою жизнь сельскому хозяйству.

С 1963 года семья Абашеевых проживает в с. Иваническе. 17 лет Маргарита Мороевна проработала учителем начальных классов, заочно окончила ВУЗ и стала учителем русского языка и литературы. 50 лет отслужила верой и правдой доброму, разумному, вечному. Всегда радует успехами своих выпускников, особенно тем, кто прожил ее стезю.

Маргарита Мороевна благодарна судьбе за то. Что в жизни приходилось встречаться с добрыми, умными людьми. Это, начиная с семьи мужа, его родителей, Павла Павловича и Валентины Некрасовны, людей уважаемых и почитаемых в деревне, у которых учились будущие руководители Аларского района: Аржитов Т.В., Салдуев Г.О., Раднаев А.М. и другие. А когда влилась в коллектив Иванической средней школы, там работали учителя – фронтовики: Карканица И.А., Понамаренко И.Г., Гребенюк Р.Н., учителя- стажисты: Оширова Л.Т., Николаева А.Ф., Юшина З.Ф. и другие.

За многолетний и добросовестный труд Маргарите Мороевне присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», она является Почетным гражданином Аларского района, Ветераном труда, награждена памятными медалями.

Эта женщина всегда в добром настроении, бодра, не хочет мириться с болезнями, которые одолевают.

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Учительская семья

 

Бутрик Галина Ивановна 1946 года рождения.

Родилась в с.Иваническое, в семье учителя Пономаренко Ивана Григорьевича. После окончания Иванической школы поступила в ИСХИ, получила профессию агронома. В 1970 году работала в колхозе имени Ленина. Затем пришла работать в Иваническую школу учителем биологии и сельскохозяйственного труда. Зарекомендовала себя, как хороший, ответственный, инициативный учитель. Под ее руководством работала производственная бригада, учебно-опытный участок, который занимал на протяжении многих лет призовые места. Имеет почетные грамоты.

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Воспоминания о родной школе

Школа – место, где проходит весомая часть жизни каждого ученика. И, как правило, воспоминания об этом месте самые тёплые.

В период моего обучения в школе царила атмосфера глубочайшего уважения к преподавателям. Классы состояли из двух, а то и трех параллелей (10а, 10б, 10в). Наполняемость классов 20-24 человека. Отношение к учебе, по моему видению, было очень ответственное. А как любили выходить всей школой на уборку урожая. В те времена собирали огромный урожай картофеля, свеклы, моркови, капусты. Руководила пришкольным участком учитель биологии Бутрик Галина Ивановна. Она всегда с трепетом относилась к трудовой деятельности учеников. Школа оказывала также большую помощь колхозу по уборке урожая. Дружным коллективом выезжали на автобусе на поля. Помнится как будучи учениками начальных классов, после уроков, собирали макулатуру, березовые и сосновые почки. Это были своего рода соревнования – кто больше.

А как весело и интересно проходили вечера отдыха, вечерние мероприятия. С большим удовольствием вспоминаю уроки технологии в старших классах. Бондаренко Галина Андреевна, учитель технологии, научила нас шить, вязать, и конечно же готовить вкусные блюда. А вот снимать пробу она всегда приглашала мальчишек нашего класса, и с улыбкой на лице предлагала им приглядеться к будущим хозяйкам. Учитель русского языка и литературы Абашеева Маргарита Мороевна была в школе уважаемым человеком. Только сейчас, спустя много лет, понимаешь, что она учила, воспитывала нас, сравнивая с образами героев литературных произведений.

Хочу сказать спасибо своим учителям и всем тем, кто сейчас трудится в нашей школе, всем,  передающим свои знания, отдающим частицу своей души, свою энергию ученикам, вкладывающим в них доброту своих сердец.   Желаю здоровья, благополучия, хороших учеников, хороших условий труда, хороших источников знаний – чтоб было на чем учить, чему учить, и кого учить. Пусть наша школа всегда растет и развивается!

 

Воспоминания о родной школе

В этом году исполнилось 22 года с той весны, когда для нашего класса прозвенел последний звонок.

Большая часть человеческого детства и юности проходит в школе. Школа оказывает огромное влияние на становление личности. Все мы – родом из школы, здесь закладываются первые кирпичики фундаментальных знаний, да и вообще знаний об устройстве мира и жизни, умения работать мозгами, мыслить и рассуждать, умения взаимодействовать с обществом себе подобных, в школе формируется уважение к старшим, прививается дисциплинированность, закрепляются моральные ценности.

Если задуматься на минутку, оказывается, что за школьные годы иной человек получает столько новой для себя информации, и не просто проходных новостей, которые можно забыть на следующий день, а именно знаний – плодов развития всех ветвей науки, сколько потом за всю оставшуюся жизнь не получит. Кругозор человека резко расширяется именно в школе, а потом уже дело самой личности и обстоятельств. Но чем шире и крепче фундамент, который дает школа, тем – потенциально! – разнообразней, богаче и успешней жизнь человека. Когда думаешь об этом, понимаешь, какая большая ответственность лежит на общеобразовательных школах. Но еще понимаешь, почему для большинства людей школа – понятие великое. Потому что она – часть основы их личностей.

Я сама училась в МБОУ Иваническая СОШ с пятого по одиннадцатый классы, в которой уже выучились двое моих старших детей и учится в 4 классе третий ребенок.

Именно в школе меня научили выражать свои мысли устно и письменно. И не только вызывая на уроках к доске или в письменных сочинениях, но и в дискуссиях после уроков с нашей классной руководительницей Галиной Ивановной.

Здесь я полюбила литературу. Помню, как «проглатывала» учебники по литературе сразу при получении осенью. До сих пор очень люблю читать и всегда нахожу для этого время. Помню удивительную Татьяну Ивановну, эмоциональную, обаятельную, – как она, сверкая ослепительными очами и заражая настроением, вела уроки.

Любимым предметом являлась химия. Химия – проникновение вглубь строения вещества, удивительные на первый взгляд и такие логичные и красивые при близком знакомстве реакции и превращения, – казалась волшебством, тайны которого приоткрываются перед тобой. Органическая химия была любимым предметом сразу после биологии, и этот предмет естествознания преподавала Первакова Татьяна Климентьевна, а биологию Бутрик Галина Ивановна.

«Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Это совершенно справедливое выражение висело в кабинете иностранных языков. Немецкому языку нас учила Колтун Любовь Геннадьевна. Я очень благодарна Любови Геннадьевне, она запомнилась мне в числе самых ярких моих учителей.

Самым сложным предметом в школе для меня была физика. Честно скажу, что школьный курс физики я одолела исключительно с помощью зубрежки, за что прощу прощения у Абашеева Владимира Георгиевича.

Математические предметы нам преподавала Егорова Татьяна Ивановна. Математика не входила в число любимых предметов, я училась автоматически, наверно, к ее изучению к тому времени тоже еще не созрела. Думала стать биологом. Первое просветление я помню на уроке  – когда до меня вдруг дошло, что доказывать теоремы интересно! А полюбить математику и даже выбрать себе профессию, связанную с цифрами, мне помогла замечательный педагог Егорова Татьяна Ивановна.

 

С благодарностью вспоминаю уроки физкультуры и Колтун Игоря Николаевича. Хоть так и не научилась бегать стометровку и бросать гранату на положенное расстояние, так и не полюбила лыжи и по-прежнему плохо играю в волейбол, но, благодаря школьной подготовке, в различных спортивных секциях никогда не чувствовала себя в рядах отстающих.

С ностальгией вспоминаю самые интересные уроки музыки, на которых мы пели вместе с очаровательной Кожевниковой Натальей Наджулаевной.

Я назвала не все предметы и не всех учителей, оказывается, воспоминания – это бесконечный процесс. Дополнительно скажу одно. Забавно, но, оказывается, именно в школе я научилась шить на машинке, соединять источники тока и провода в электрическую цепь, рисовать тени на предметах, петь в два голоса, бинтовать раны, пользоваться компасом и даже делать простейшие столярные работы. И все эти умения потом пригодились. Но мы также учились собирать и разбирать автомат и правильно надевать противогаз! Когда рассказываю об этом, о том, чему нас успели научить в нашей школе, многие удивляются, а некоторые завидуют.

О двух учителях хочу сказать особо и отдельно.

Человек учится всю жизнь и, в основном, у людей. Но, как сказал Гёте, не всякий, кто учит нас, заслуживает имя Учителя. По большому счету, мне всегда везло на дарителей знаний – в школе, в профессиональной деятельности, по жизни. Но настоящие, «совершенные» Учителя по Льву Толстому, которые соединяют в себе любовь к делу и любовь к ученикам, – запоминаются особо. Одним из таких людей я считаю свою учительницу математики Егорову Татьяну Ивановну. Она каким-то невероятным образом сумела привить любовь к математике, показать красоту математики, убедить, что эта наука не страшна, что ее можно постигнуть человеческим умом. С тех пор образ математики для меня забавным образом связан с образом Татьяны Ивановны –  элегантная, красивая, загадочная и улыбчивая… наука. Ее легко и приятно было слушать и слушаться. Её уроки всегда проходили насыщенно и интересно, без расслабления, скучать и отлынивать не приходилось. А еще я ясно ощущала, как она сама любит свое дело, как ей нравится и математика, и ее преподавание. И что мне в ней особенно нравилось – Татьяна Ивановна учила пониманию, учила думать и размышлять, и с помощью размышлений и логики проникать в суть формул.

И еще один человек, о котором я никогда не перестану рассказывать знакомым и незнакомым, – это наша классная руководительница, «вторая мама» для всех ребят нашего класса – Бутрик Галина Ивановна. Она была одним из лучших учителей-предметников нашей школы, вела биологию. Неутомимая рассказчица, она превращала свои уроки в мысленные путешествия. Сейчас удивительно представить такого неординарного классного руководителя, и я люблю рассказывать о ней, потому что она всегда вызывает восхищение. Смелая, отважная, веселая, эмоциональная, честная, требовательная, всегда готовая действовать, всегда готовая поддержать и помочь, очень справедливая и небезразличная к судьбам своих учеников. У нас в классе, как в семье, всякое случалось, бывало, и мы ее обижали, и она нас немного ругала. Потом всегда прощали друг друга, потому что это – любовь. Пользуясь моментом, хочу выразить свое восхищение Галиной Ивановной и уважение к ней.

Вот такими я помню своих учителей и учебу. Но школа – это не только новые знания и люди, их дающие. Это большой кусок жизни вообще. Это наш класс: дружный, веселый, смешливый. Это праздники в школе, особенно новогодние, как ставили сценки и номера.

Мы закончили школу в 1997 году. С тех пор каждый прошел часть своего пути самостоятельно. Какие-то цели достигнуты, какие-то мечты исполнены. А какие-то нет. Наверно, и наши учителя когда-то возлагали на нас свои надежды и чаяния, ожидая определенных свершений и достижений во взрослой жизни. Если мы пока или уже не оправдали Ваших надежд, не огорчайтесь, дорогие учителя. А во всех достигнутых наших успехах есть и Ваша доля.

Хочу сказать спасибо своим учителям и всем тем, кто сейчас трудится в нашей школе, всем передающим свои знания, отдающим частицу своей души, свою энергию ученикам, вкладывающим в них доброту своих сердец. Желаю здоровья, благополучия, хороших учеников, хороших условий труда, хороших источников знаний – чтоб было на чем учить, чему учить, и кого учить. Желаю успешной, любимой и благодарной работы. Пусть наша школа всегда растет и развивается!

 

 

 

Информация подготовлена и предоставлена:

Наталья Наджулаевна Кожевникова, директор школы;

Лариса Анатольевна Гребенюк, зам. директора по ВР;

Мария Борисовна Баргуева, учитель начальных классов;

Валентина Петровна Васерда, учитель истории и обществознания;

 Ирина Спиридоновна Вилицкая, представитель общешкольного родительского комитета