МБОУ Капыревщинская СШ Ярцевского района

МБОУ Капыревщинская СШ

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

 

 

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Капыревщинская средняя школа Ярцевского района Смоленской области
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Потягова Наталья Сергеевна
1.3.        Почтовый адрес

 

215820 Смоленская обл., Ярцевский район, д.Капыревщина, ул. Школьная, д.4
1.4.        Телефон

 

8(48-143) 9-12-59
1.5.        Сайт

 

http://www.kapschool.edusite.ru
1.6.        Электронный адрес

 

kapirevschina@mail.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

87 учащихся;

4 класса – 1уровень, 5 классов- 2 уровень, 2 класса – 3 уровень

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

21 педагог, высшее образование имеет 76% педагогов, среднее педагогическое -19%, среднее непедагогическое – 5%;

с высшей категорией- 57%, с первой категорией – 23%

 

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

   МБОУ Капыревщинская средняя школа работает в одну смену. Обучающиеся 1-го класса учатся по учебному плану пятидневной учебной недели, 2-11 классов – по шестидневному учебному плану. Для обучающихся 1-4 классов работает  группа продлённого дня. Во второй половине учебного дня проводится внеурочная деятельность в 1-4 классах, воспитательные мероприятия, факультативные, групповые, индивидуальные, кружковые занятия, занятия спортивных секций, элективных курсов .
1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Образовательный процесс осуществляется в трёхэтажном учебном корпусе. Общая площадь всех помещений 2927 м2.

Учебные кабинеты – 19, библиотека, музей, спортивный зал, спортивная площадка , баскетбольная площадка, футбольной поле, круговая беговая дорожка,  полоса препятствий ,столовая (посадочных мест) – 80,  учебно-опытный участок , актовый зал;

Технические средства обучения: компьютер –23, интерактивная доска – 2, сканер – 2, принтер – 3, телевизоры – 7,DVD плеер – 7, мультимедийные проекторы – 12.

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

       Образовательное учреждение было открыто в 1947 году. В 1956 было преобразовано в школу-семилетку, в 1966 стало средним. В 1976 году построено современное трёхэтажное типовое здание.

 

2.2.            Обстоятельства создания школы

 

Старая школа была деревянная, с печным отоплением. Детей было много. Все дети с окрестных деревень учились в этой школе. Занятия проводились в три смены, поэтому возникла необходимость построить новую школу. Инициатором постройки был директор школы Кузнецов Юрий Михайлович.

 

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Первым директором школы в 1949 году стал Храмцов Яков Ефимович. При нем была создана школа – семилетка, он сам вколачивал гвозди, врезал замки.

В 1965 году директором стал Казубский Павел Васильевич.  При этом директоре школа стала средней, был открыт интернат.

С 1968 по 1979 год школу возглавляет Кузнецов Юрий Михайлович. Благодаря заслугам этого директора построена новая современная школа.

В 1979  по 1983 год школу возглавил Сальковский Вилен Абрамович. Много работает с ученическим самоуправлением, создает Ленинский зал, ведет большую военно-патриотическую работу. Много пишет и печатается в периодических изданиях.

Потягова Валентина Леонидовна возглавила школу в 1983 по 1987 год.  С 1999 по 2000год она вновь возглавила нашу школу.

С 1987 года по 1991 год школой руководит Коноплев Андрей Сергеевич.

Школьники много ездят по городам России.

Филимонов Николай Александрович возглавлял школу с 1991 года по 1999года. Самое трудное время в стране, но он сохранил коллектив и лицо школы.

2002-2009года – время руководства Минина Валерия Ивановича. В это время в школе происходит ряд реформ: введение ЕГЭ, переход на подушевую систему оплаты труда.

2009-2012 года директор школы  Новикова Ольга Викторовна – заслуженный учитель РФ.

с 2012  года школу возглавляет Потягова Наталья Сергеевна. Школа получает много призовых мест за участие в конкурсах разного уровня.

 

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1946 год. Только закончилась ВОВ, вся страна, каждый житель Страны Советов работает на восстановление мощи советского государства. Особенно нелегко в этот период деревенским жителям. Нелегким был год и для наших земляков, жителей деревни Капыревщина.

Именно в это тяжелое для нашей страны время, в 1946 году, открывается Капыревщенская школа. И не просто школа, а двухкомлектная школа 1и 3 класс, 2 и 4 класс.

Имена первых учителей помнят многие местные жители, это  Филиппова Мария Федоровна и Жолудова Галина Никитична.

А в 1947 году школа стала трехкомплектной.

Следующей знаменательной вехой в истории нашей школы становится 1956 год. Школа становится семилетний.

С развитием страны, развивается, растет и множится наша деревня, и уже в 1966 году школа становится средней. Также при школе открывается  интернат. Ученики и учителя 60-х годов решают, что необходимо разбить сад возле нее и создать пришкольный учебно-опытный участок.

В  1976 году была открыта современная трехэтажная школа.

Сегодня  школа – это  классы с компьютерным оборудованием, интерактивными досками, мультимедийными устройствами, это современный спортивный зал, уютный актовый зал, благоустроенная столовая.

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Кузнецов Юрий Михайлович. Благодаря его заслугам построена новая современная школа. В память о нем установлена мемориальная доска на здании школы. Сальковский Вилен Абрамович, член Союза писателей РФ, автор произведений «Храм», «Смоленская дорога», «Русская трагедия» и др. В наших сердцах он остался как писатель и поэт, философ, историк и мыслитель. В память о Вилене Абрамовиче установлена мемориальная доска на здании школы.
2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Кузнецов  Николай Михайлович, являясь заместителем губернатора Смоленской области, не забывает родную школу, помогает решать насущные проблемы. Почетный гость на всех школьных праздниках.
2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

 
3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Главной идеей  нашей школы является превращение обычной сельской школы в сложное разноуровневое и разнопрофильное учебное заведение.

Сельская школа вынуждена решать довольно сложную задачу: имея небольшой контингент, требуется  предоставить обучающимся широкий спектр профилей и направлений обучения, сохранив при этом высокий уровень общеобразовательной подготовки, обеспечить условия обучения для практико-ориентированных обучающихся.

3.2.            Ценности школьной жизни

 

В школе ведется воспитательная работа по программе воспитания и социализации личности. В организации воспитательной деятельности ведущее место занимает гражданско-патриотическое направление «Я – патриот и гражданин правового общества». Воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества.
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Флаг  –  представляет собой прямоугольное полотнище зеленовато-синего цвета (цвет морской волны). Сочетание зеленого и синего цветов символизируют жизнь (зеленый) и духовность, нравственную силу (синий). В середине полотнища расположена аббревиатура КСШ (Капыревщинская средняя школа) золотыми буквами. Края полотнища обрамлены золотой бахромой с двумя кистями на древке.

Герб  –  представляет собой прямоугольник с закругленными углами белого цвета. В центре – композиция, символизирующая стремление к знаниям (книга и перо), духовности и нравственности (Храм д. Капыревщина) и красоту русской природы (березы-чистота и особенность русской души). Композицию завершают дата первого упоминания о д.Капыревщина – 1503 г. и слоган «Знание-сила» и «Сила в знании».

Гимн  –  на муз.О.Газманова к песне о Москве.

На просторах великой страны

В ярком свете златых куполов

Дети школы – России сыны,

Мы наследники славы отцов.

Легендарных героев дела

И победы мы в сердце храним,

Чтоб Россия жила и цвела

Мы свой труд и талант отдадим.

Припев:

Наша школа – чудесные года,

Наша школа – мы молоды всегда,

Тебя, наступят времена,

Прославят наши имена!

Славься школа!!!

3.4.            Традиции и ритуалы

 

  1. Праздник первого звонка
  2. Митинг, посвященный Дню освобождения Смоленщины
  3. Празднование Дня учителя
  4. Экологический месячник «Сохраним планету голубой и зеленой»
  5. Мир моих увлечений и увлечения моей семьи»
  6. День Матери
  7. Международный день борьбы со СПИДом
  8. Новогодние праздники «Здравствуй, здравствуй Новый год!»
  9. Месячник хороших манер
  10. Конкурсно-игровая программа «Мы защитники!»
  11. Праздник «Широкая Масленница»
  12. Праздничный концерт, посвященный Дню 8 марта
  13. Месячник по здоровому образу жизни «Мы хотим жить в здоровом мире»
  14. Игра «Зарница»
  15. Субботник по благоустройству территории
  16. Уроки мужества.
  17. Концерт «Они не вернулись из боя»
  18. Митинг, посвященный Дню Победы
  19. Праздник «Звени звонок последний!»
  20. Выпускной бал
3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Педагоги школы – авторы  методических разработок, участники и дипломанты Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации»

(Новикова Н.А., Котова Е.В.), Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», призеры и победители районных и региональных конкурсов по использованию информационных технологий в образовательном процессе. Участники районного конкурса «Учитель года» (Филимонова М.В., Охлюева Е.В., Селюкова А.В., Кукинова Т.В.).

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

На протяжении 3 лет школа являлась  региональной инновационной площадкой на базе  ГАУ ДПОС  Смоленского областного института развития образования по теме «Школа как центр становления гражданской позиции личности обучающегося в условиях сельского социума».
3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Молодежный Совет при Администрации Капыревщинского селького поселения, волонтерский отряд «Селечане», редколлегия школьной газеты «Школьный БУМ», Ученическое самоуправление
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Доброй  школьной традицией стало отмечать День Учителя в форме Ученического самоуправления, когда организация образовательного процесса переходит полностью в руки обучающихся школы.
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Капыревщинская средняя школа расположена на территории Капыревщинского сельского поселения  Ярцевского района Смоленской области в деревне Капыревщина. Деревня Капыревщина – старое русское село (первое упоминание 25 марта 1503 года), богатое историей и традициями. Достопримечательностями села являются: Храм Покрова Богоматери, «Живоносный источник» в честь иконы Божьей Матери, могила  воинов павших во время Великой Отечественной войны (в братской могиле захоронено 1430 погибших, известных имён 1211), отмечены древние  селище и большие курганные группы.

Территориально д. Капыревщина находится на расстоянии 25 км от города Ярцево, с которым имеет регулярное транспортное сообщение, удобную шоссейную дорогу. В школьный округ входят деревни Печеничено, Самсоново, Мирополье, Кротово, Пивкино, Лосево.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества        С 2012 года наша школа является базовой для образовательного округа №3, в который входят МБОУ Репинская ООШ, МБОУ Захолынская ООШ,МБОУ Лосевская ООШ.

Педагогический коллектив образовательного учреждения отрабатывает сетевое взаимодействие не только со школами округа, но и с другими коллективами района: Отделом опеки и попечительства, образовательными учреждениями района, учреждениями культуры и спорта, инспекцией по делам несовершеннолетних, библиотеками города и музеем, отделом социальной защиты населения, депутатами и другими. На протяжении многих лет школа сотрудничает с сельским Домом культуры, сельской библиотекой, детской спортивной школой, Центром детского творчества, Школой искусств, районным ресурсным центром, МБОУ УДОД ДЮСШ по плаванию Ярцевского района, с Приходом Свято-Покровского храма д. Капыревщина, казачьим хуторским обществом «Хутор Платовский» и Центром патриотического воспитания «Долг».

Это способствует получению педагогами и учащимися такого образования, которое обеспечивало бы максимальное и гибкое удовлетворение образовательных вопросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).

На протяжении всего существования школа главной задачей ставила воспитание достойных граждан своей страны, создание условий для их полноценного гармоничного развития и качественного обучения.

 

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Друзья школы: школы образовательного округа №3: МБОУ Репинская ООШ, МБОУ Захолынская ООШ, МБОУ Лосевская ООШ.

Партнеры школы: Капыревщинское Хуторское казачье общество «Платовский» Смоленской области ЦКВ России, Приход Свято-Покровского храма д. Капыревщина Ярцевского района, Акционерное общество «Смоленский авиационный завод», сельский дом культуры и библиотека.

Благотворители школы: Губернатор Смоленской области Островский А.В., заместитель губернатора Смоленской области  Кузнецов  Н.М., Председатель Смоленской Областной Думы Ляхов  И.В., Председатель комитета Смоленской Областной Думы по законности и правопорядку Станьков А.И., Глава муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области Макаров В.С., председатель Ярцевского районного Совета депутатов В.П.Сальников, Глава города Ярцево Куликов М.А.,  Глава муниципального образования Капыревщинского сельского поселения Котов А.А.,  заместитель начальника следственного отдела МО МВД России «Ярцевский» Новиков Р.Н., ИП Павлов Р.О.

 

5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Вилен Абрамович Сальковский (1933—2013) — советский и российский писатель.

Вилен Сальковский родился 1 сентября 1933 года в городе Ленинград (ныне — Санкт-Петербург). В годы сталинских репрессий отец Сальковского был арестован органами НКВД СССР, а его самого с матерью как «членов семьи врага народа» выслали в город Ярцево Смоленской области. Там он окончил среднюю школу и железнодорожный техникум. После службы в Советской Армии Сальковский поступил на историко-филологический факультет Смоленского государственного педагогического института, который окончил в 1962 году.

Писать книги В.А.Сальковский начал в ещё в период учёбы в институте. В 1959 году была опубликована его первая повесть «Весна пришла». Тематикой большинства его произведений является деревенская жизнь и Великая Отечественная война. Является автором большого количества стихов, публицистических произведений, рассказов. Был членом Союза российских писателей. Вилен Абрамович работал в Капыревщинской школе,занимал должность директора и преподавал историю. Скончался 20 апреля 2013 года, похоронен на кладбище деревни Капыревщина Ярцевского района Смоленской области.

Лауреат литературной премии имени М. В. Исаковского (2000).

В память о Сальковском установлена мемориальная доска на школе в д. Капыревщина.

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Учительская династия-это особый образ жизни. Залогом творческих успехов таких педагогов становится верность призванию даже в самые трудные времена. В нашей школе учительских династий немало. В коллективе трудились и трудятся педагоги, представители таких династий: Бодрова Лилия Никандровна и  ее дочь Ларченкова Ирина Владимировна; Воронцова Ольга Демьяновна и  дочь Коршункова Дина Яковлевна; Николай Александрович Филимонов с сыном Дмитрием Николаевичем, дочерью Натальей Николаевной и невесткой Мариной Владимировной. Мы расскажем о семейной династии учителей, о близких людях, которые обладали и обладают гуманной профессией, служили и служат детям.

ОЛЬГА ДЕМЬЯНОВНА ВОРОНЦОВА. Ольга Демьяновна родилась в деревне Печеничено Ярцевского района Смоленской области, в 1931 году. Всю свою жизнь она была человеком активной жизненной позиции. Всегда была впереди, лидером. В 1953 году Ольга Демьяновна начала работать в Капыревщинской средней школе. Здесь она проработала учителем начальных классов 40 лет и была очень добрым, справедливым, мудрым и рассудительным учителем.  Ольга Демьяновна – почетный гражданин д. Капыревщина. С 1988 года на заслуженном отдыхе . Сейчас ей  86 лет. Учителем стала и ее дочь – Коршункова Дина Яковлевна.

КОРШУНКОВА ДИНА ЯКОВЛЕВНА.

Дина Яковлевна имеет среднее образование, окончила Смоленское педагогическое училище. Ее опыт, высокий уровень теоретических знаний, методическое мастерство, уравновешенность, уважение к детям и ко всем окружающим покоряют с первых минут встречи с ней. Дину Яковлевну отличают чувство высокой ответственности, влюбленность в свою профессию, авторитет среди коллег и учащихся, трудолюбие, искренняя любовь к детям.

Быть учителем – это судьба. Она огнем ,теплом согревает души. Только с таким отношением к собственной профессии можно отдавать этому нелегкому делу 30-40 лет.

ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА ЛАРЧЕНКОВА  именно из такой династии. Любовь к свой профессии,профессии педагога ,привила Ирине Владимировне ее мама- БОДРОВА ЛИЛИЯ НИКАНДРОВНА, учитель французского языка. Более 43 лет она проработала в нашей школе. Лилия Никандровна стала основателем школьного музея. Музей прославился не только в деревне, но и за пределами Смоленской области. Лилия Никандровна очень уважаемый человек. Многие по сей день обращаются к ней за советом .Никому и никогда она не отказала ни в чем .Она очень любит говорить о своей профессии словами Л.Н.Толстого : «Хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце».

Ирина Владимировна пошла по стопам своей мамы. Она стала учителем начальных классов и продолжила учительскую династию. После окончания педагогического института по распределению попала в д. Капыревщина и вот уже 33 года обучает детей начальных классов.

Ирина Владимировна говорит: «Перелистывая страницы своего детства , я понимаю, насколько с самого раннего возраста мне была близка профессия педагога. Именно мама научила меня восхищаться учительским трудом. И неправда, что «учительские «дети обделены лаской и заботой – внимание доставалось всем! Мое желание стать учителем видимо было предначертано судьбой. За свою долгую учительскую судьбу  мама и я успели выпустить не одно поколение учеников.

Трудно сказать однозначно, что явилось первичным в выборе учительской профессии, с которой на сегодняшний день связан ФИЛИМОНОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. В 1955 году в д. Самсоново Ярцевского района Смоленской области открылась (впервые после войны) начальная школа. Уже с четырех лет  Николай Александрович  видел работу учителя, буквально сидя на печи. Определенную роль в выборе профессии сыграл его отец, подтолкнув именно в педагогический институт. Так Н.А Филимонов стал студентом факультета естественного отделения  биология-химия. Семейная жизнь складывалась у Николая Александровича также успешно ,как и профессинальная. Жена,Лидия Анатольевна, тоже учитель биолог-географ. В семье двое детей воспитывались в атмосфере любви и уважения родителей друг к другу и к детям. Дети тоже пошли по стопам своих родителей. Сын, Дмитрий Николаевич, закончил Смоленский педагогический институт и отработал 7 лет  в Капыревщинской школе.Жена Дмитрия, Филимонова Марина Владимировна , работает в МБОУ Капыревщинская СШ учителем географии и биологии вот уже 22 года. Дочь, Кавецкая  Наталья Николаевна,так же закончила СмолГУ на филологическом факультете. И уже на третьем курсе того же факультета получает пед.образование внучка Николая Александровича- Филимонова Татьяна Дмитриевна.

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) «Уважаемые коллеги, ребята! Позвольте нам, учителям-ветеранам труда, выразить вам нашу признательность за сохранность, содержание и оформление экспонатов музея. Спасибо за ту работу, которую вы проводите через музей по патриотическому воспитанию, воспитанию гражданственности. Ребятам большое спасибо за участие в акциях, конкурсах, за уход и благоустройство памятника- мемориала на селе, за память и заботу о ветеранах войны и труда» Л.Н. Бодрова, Н.И. Подгурская.

«Выражаем искреннюю признательность коллективу Капыревщинской средней школы, за ваше профессиональное мастерство, педагогический талант, душевную щедрость в воспитании наших детей. Спасибо за интересные уроки и проекты, за творческий подход, за трудолюбие, терпение и любовь к своим ученикам.» Родители  3 класса

 

 

Информация подготовлена и предоставлена: директором школы Потяговой Н.С., заместителем  директора Филимоновой М.В., руководителем музея Ларченковой И.В., учителем английского языка Макаровой  А.В., учителем  истории Картвелишвили Т.Б., педагогами-ветеранами Л.Н. Бодровой, Н.И. Подгурской, родителями  обучающихся.