Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»
1. Общие сведения о школе
|
|
1.1. Полное
название школы |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Косолаповская средняя общеобразовательная школа» |
1.2. Ф.И.О.
директора школы |
Соломон Виталий Арсентьевич |
1.3. Почтовый
адрес |
641154 с.Косолапово ул. Школьная 11 Целинный муниципальный округ Курганская обл. |
1.4. Телефон | 8(35241)2-34-73 |
1.5. Сайт | https://shkolakosolapovskaya-r45.gosweb.gosuslugi.ru/ |
1.6. Электронный
адрес |
Kosolap64@bk.ru |
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования | 1-4 кл. 21 обучающийся
5-9 кл. 57 обучающихся 10-11 кл.5 обучающихся |
1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация | 20 педагогов,12-высшее. 8 ср/сп. образование
5- педагогов высшая категория. 3- педагога первая категория 12- СЗД |
1.9. Организация образовате-льного процесса (краткая информация)
|
Язык обучения: русский
Характеристика годового графика занятий: четверти, полугодия, учебный год. Школа включает в себя три ступени. Первая ступень обучения – начальное общее образование: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся 6,5 лет на 1 сентября. Обучение осуществляется по программам «Школа России» для детей младшего школьного возраста. Вторая ступень – основное общее образование: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Основная её цель – обеспечение высокого уровня социализации школьников. Программа общеобразовательная . Третья ступень – среднее (полное) общее образование: продолжительность обучения 2 года. Программа общеобразовательная. Профессиональное обучение по профессиям: тракториста-машиниста и швеи Школа имеет право реализовывать дошкольные образовательные программы (нормативный срок освоения 5 лет), через группы кратковременного пребывания (ГКП) Дополнительное образование осуществляется по следующим направленностям: ü – технической; ü – естественнонаучной; ü – физкультурно – спортивной; ü – художественной; ü – туристско – краеведческой; ü – социально – педагогической. |
1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории
|
3-х этажное здание, 1974 год постройки. 1-о этажное здание общежитие для кадетов, год постройки 2022
В Школе оборудованы 33 учебных кабинета, 21 из них оснащен современной мультимедийной техникой, в том числе: ü лаборатория по физике; ü лаборатория по химии; ü лаборатория по биологии; ü компьютерный класс; ü столярная мастерская; ü кабинет технологии для девочек; ü кабинет ОБЖ (оборудован тренажерами «Максим», «Лазерный тир» и др.).
Имеется спортивный и актовый залы, столовая и пищеблок. Спортивная площадка для игр на территории Школы оборудована гимнастическим городком, 3 полосами препятствий, м/футбольным полем, баскетбольной, волейбольной площадкой. Оборудована детская игровая площадка. Для профессионального образования оборудованы кабинеты швейного дела и сельскохозяйственной техники. Школа имеет свой автотракторный парк; автобус, УАЗ, трактора МТЗ-80, ДТ –75, 1 комбайн СК-5, прицепное оборудование: 2 культиватора, картофелекопалка, картофелесажалка, катки, прицепы ПТС-6, ПТС-4. Посевная площадь – 100 га. Учебно-опытный участок 0,15 га
Книжный фонд библиотеки составляет – 15646 ед. |
2. История школы: основные вехи
|
|
2.1. Дата основания школы | Косолаповская школа была организована в 1900 году. |
2.2. Обстоятельства создания школы
|
Косолаповская школа была организована в 1900 году. Обучение велось по домам, только среди детей богатых, кто мог платить учителю. Первая школа была расположена в высоком, деревянном доме по улице Советской, где жил Леонид Федорович Антропов. Сначала было открыто три начальных класса. Первой учительницей в селе была Бабушкина Татьяна Григорьевна. Она работала с тремя классами. В школе преподавались русский язык, арифметика и закон божий, который проводил поп. Экзамены за три класса ездили сдавать в с. Становое. Первой ученицей была Столбова (Бабушкина) Анна Яковлевна, которая сдала экзамены с похвальной грамотой. Занятия проводились в две смены. Заведующей школой была Макарова Христина Петровна |
2.3. Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)
|
С 1939 – 40 учебные года директором неполной средней школы был Зуев Кирилл Иванович. Когда началась Великая Отечественная война, он ушел на фронт и погиб. Его заменил односельчанин
Шемякин Сергей Иванович В 1959 году школа реорганизована в восьмилетнюю. Первым ее директором была Ольга Иосифовна Клуниченко, она проработала директором 17 лет. Большое внимание уделила трудовому воспитанию. Был создан учебно-опытный участок, кроликовая ферма, разбит яблоневый сад. .С 1966 года открыли среднюю школу. Директором стал Михаил Антонович Писарев – участник Великой Отечественной войны, с1943 года участвовал в боях за освобождение Латвии , Литвы. Преподавал физику, отличный администратор. Умер в 1970 году. С 1970 года директором года был Шамонин Геннадий Романович, выпускник заочного факультета физкультуры КГПИ. Ввел полное самообслуживание. Учащиеся 5-10 классов мыли свои классные комнаты, белили, красили. С августа 1975 года директором работает Бутусова Валентина Дмитриевна 1981-1982 гг. директор Курко Александр Федорович 1982-1985 директор Пилипенко Владимир Митрофанович 1985-1987 директор Полетаев Владимир Викторович С 1987 -1992 года Начикова Валентина Александровна. Она улучшила материально-техническую базу школы. Начальная школа стала 4летняя. Для детей была оборудована классная комната для игр С 1992 года и по настоящее время директор Соломон Виталий Арсентьевич |
2.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)
|
Косолаповская школа была организована в 1900 году. Обучение велось по домам, только среди детей богатых, кто мог платить учителю. Первая школа была расположена в высоком, деревянном доме по улице Советской
Приказа об открытии данной школы по отделу образования не значится. Впервые упоминается в приказе по Усть-Уйскому РОНО № 1 от 01.01.1936 года, как Косолаповская начальная школа. РЕОРГАНИЗАЦИЯ: 1. Косолаповская начальная школа реорганизована в Косолаповскую неполную среднюю школу. Упоминается в приказе № 95 параграф 2 от 22.08.1940 года. 2. Косолаповская неполная средняя школа реорганизована в Косолаповскую семилетнюю школу. Упоминается в приказе № 46 параграф 20 от 25.08.1946 года. 3. Косолаповская семилетняя школа реорганизована в Косолаповскую восьмилетнюю школу. Упоминается в приказе № 52 от 04.08.1960 года. 4. Косолаповская восьмилетняя школа реорганизована в Косолаповскую среднюю школу.Упоминается в приказе № 160 параграф 3 от 01.12.1966 года. 5. Косолаповская средняя школа реорганизована в муниципальное образовательное учреждение « Косолаповская средняя общеобразовательная школа». Приказ № 5 от 12.01.2000 года. 6. Муниципальное образовательное учреждение «Косолаповская средняя общеобразовательная школа» реорганизовано в муниципальное общеобразовательное учреждение «Косолаповская средняя общеобразовательное учреждение. Приказ № 6 – а от 09.01.2007 года. 7. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Косолаповская средняя общеобразовательная школа реорганизовано в муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Косолаповская средняя общеобразовательная школа». Постановление Главы района № 83 от 29.11.2011г. МКОУ «Косолаповская средняя общеобразовательная школа» сегодня- это образовательный комплекс, включающий в себя: школу, ГКП дошкольников, КОЦ. В школе имеется 13 учебных кабинетов, 3 мастерских (столярно-слесарная, швейная, машиноведения), компьютерный класс, музей боевой и трудовой славы села, спортзал, автотракторный гараж, стрелковый тир, ремонтная мастерская, учебно-опытный участок, пищеблок, актовый зал, спортивная площадка и 3 военно-прикладных полосы препятствий. 2000 год – создан клуб «Патриот»; 2000 год – создана Подростково – молодежная организация «Ювента»; 2002 год – школе присвоен статус культурно – образовательного центра; 2006 год- школа является районной пилотной площадкой по организации обучения иностранных языков со 2 класса, информатики с 3 класса 2007 год -школа является районной пилотной площадкой по трудовому воспитанию 2008 год – победитель национального проекта «Образование» ; 2011 год – создан класс с кадетским компонентом; 2012 год – создан волонтерский отряд «Добрые сердца» |
2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)
|
Первыми учителями предметниками были Макарова Христина Петровна и Потапова Зоя Федоровна. Зоя Федоровна была назначена учителем русского языка. В эти же годы учителями начальных классов работали Анна Григорьевна Ремесник и Зоя Александровна Колмагорова. Они помогали малышам сделать первые шаги в страну знаний. Многие поколения сельчан прошли через их чуткие руки
Михаил Антонович Писарев – участник Великой Отечественной войны, с1943 года участвовал в боях за освобождение Латвии , Литвы.
Мельникова Лидия Федоровна учитель русского языка и литературы. За заслуги в обучении и воспитании учащихся и многолетний добросовестный труд присвоено почетное звание “Заслуженный учитель школы Российской Федерации” Токарь Валентина Матвеевна закончила Курганский педагогический институт , по специальности – история, обществоведение. Школе, любимому делу отдала 35 лет. В школе к каждому празднику, событию новые сценарии, добрые и смешные сказки-переделки. Валентина Матвеевна является основателем школьного музея «Боевой и трудовой славы»
Шатских Александра Васильевна в 1975 году окончила Курганский государственный педагогический институт по специальности учитель физики. В школе проработала 30лет. За многолетний добросовестный труда имеет множество наград и поощрений.
Калганова Клара Никитична закончила Челябинский педагогический институт по специальности «Учитель географии». Стаж педагогической работы 29 лет.
Никитинко Ольга Николаевна проработала в школе более 35 лет учителем химии и биологии. Ольга Николаевна –человек огромного природного дарования, прекрасны оратор. На протяжении нескольких лет руководила школьным хором, без которого не обходился ни один концерт в сельском клубе.
Учителя – ветераны педагогического труда Токарь Валентина Матвеевна Никитенко Ольга Николаевна; Кудрявцева Александра Андреевна; Леонова Валентина Филипповна; Начикова Валентина Александровна; Шатских Александра Васильевна; Макеева Анна Прокопьевна; Титова Любовь Дмитриевна; Бабушкина Антонида Эдуардовна. Гомзякова Нина Васильевна |
2.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)
|
Особой гордостью школы являются ее выпускники. Сложно сосчитать всех учеников, которым дала путевку в жизнь Косолаповская средняя школа. Это учителя, преподаватели вузов, медицинские работники, юристы, музыканты, инженеры, военные, строители, механики, люди разных профессий.
Высока поступаемость наших выпускников в высшие учебные заведения. Многие из них нашли свою дорогу в жизнь, стали квалифицированными специалистами. Многие выпускники школы стали известными в районе и в других регионах России: Потапов В.Я (Член редакционного совета журнала “Вестник Забайкальского государственного университета”) Макаров А.Б. (.Доктор геолого-минералогических наук, доцент, старший научный сотрудник, профессор кафедры геологии, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых Уральского государственного горного университета) , Панасенко Ю.А. полковник (ВУНЦ ВВC «ВВА» в г. Челябинске),
Власова Ирина золотая медалистка , студентка Южно-уральского государственного медицинского университета Лучшие кадеты области: Премия Александра Невского «Лучший кадет области» – Ипполитов Максим, Медведева Елена ПРЕМИЯ им Героя Советского Союза М.С.Шумилова «Лучший кадет области» – Щербаков Дмитрий , Грехов Анатолий, Стариков Александр, Исмагулов Медет
|
2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)
|
Основной партнёр в строительстве школы был совхоз имени Николая Дмитриевича Томина. ( Совхоз имени Н.Д.Томина). Входили сёла: Косолапово, Казак-Кочердык, Листвянка, Приозерная. районная строительная организация. Педагогические задачи по созданию условий для более полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся, раскрытию их потенциальных возможностей, развитию информационно-коммуникативной компетенции, развитию условий для творческой самореализации учащихся школа успешно решает в сотрудничестве с ВУЗами, районными и местными учреждениями дополнительного образования, культуры:
Уральская государственная горно- геологическая академия помогала в организации работы школьного геологического кружка. Редакция районной газеты «Голос целинника » ДЮЦ и ДЮСШ с.Целинное Сельский Дом культуры Администрация сельского совета; Сельская библиотека.
|
3. Культура школы
|
|
3.1. Главные педагогические идеи школы
|
Мы – сельская школа, школа, востребованная и конкурентоспособная в условиях рыночной экономики.
Мы работаем, чтобы сделать школу лучшей для своих учеников. Хотим, чтобы каждый обучающийся, независимо от склонностей, способностей и интересов получил образование, способствующее успешной адаптации в обществе, осознанного выбора профессии.
Каждому ребёнку в школе предоставляется возможность реализовать своё право на получение образования в широком смысле этого слова, соответствующее индивидуальным потребностям, интересам, склонностям и возможностям, что способствует формированию направленности на успех и определению своего места в жизни. Главный акцент в своей деятельности Школа, исходя из неоднородности контингента ее обучающихся, делает на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка, создании условий проектирования индивидуальных образовательных траекторий. Деятельность школы строится таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную познавательную, игровую деятельность (учебную, внеучебную) и коммуникацию, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно и мог неоднократно испытывать состояние удовлетворения от процесса и результатов деятельности. |
3.2. Ценности школьной жизни
|
Сельская школа всегда играла и будет играть значительную роль в системе жизнеобеспечения села, влиять на его культурную и духовную жизнь, формировать нравственных ценностей, способствовать гуманизации и педагогическому оздоровлению социальных отношений. Она была и останется не только образовательной составляющей социума, но и социокультурным фактором жизни сельских сообществ. Образование на селе — открытая система, образующая личность нового типа, формирующая ценностное отношение к сельскому образу жизни, передающая новому поколению духовные ценности нации и обеспечивающая мотивацию личности к познаниям и новациям, к самореализации в условиях села.
В школе многое делается, чтобы сформировать у детей интерес к родному краю и привить любовь к нему.
Школа прививает любовь к родному краю через познание природы, истории, традиций, литературы и т.д., взращивая чувство гордости.
Очень важная ценность школы – ценность здорового образа жизни.
Здесь можно говорить о физическом и о духовном здоровье. Физическое здоровье поддерживается многочисленными спортивными мероприятиями (качественные уроки физкультуры, веселые старты, бассейн, походы, выезды), беседами на собраниях, собственными примерами учителей и родителей. Духовное здоровье поддерживается педагогическим коллективом (у всех учителей полные, крепкие семьи, отсутствуют вредные привычки, есть разнообразные интересы и увлечения).
Здесь ценят активный образ жизни, здоровый образ жизни и здоровый образ мыслей.
Значительная ценность для школы – это желание и умение творить. В школе существует множество возможностей для проявления себя в творчестве для детей. Разнообразные творческие задания по большинству учебных предметов. Работа кружков. Развитие, творчество подвигает детей новых знаний и умений, к постоянному творению. Творческий потенциал личности раскрывается и совершенствуется. Ценность всестороннего развития личности отражена в многообразии кружковой работы школы. После уроков дети (пение, рисование, танцы, решение задач, программирование).
Развитие в учениках уверенности в себе во многих сферах: танцы, походы, музыка, литература и пр.
Самым главным результатом деятельности школы является то, что дети учителей учатся в этой школе, выпускники приходят работать сюда и приводят учить своих детей. Это говорит о том, что ценности школы становятся общими ценностями.
Обучение, ориентированное на ученика Процесс обучения в школе сложный и радостный: каждый ученик здесь успешно продвигается собственным путем – в соответствии со своими способностями и возможностями. Мы помогаем каждому найти свой путь к успеху, постоянно поднимать планку личных достижений, научиться преодолевать трудности, повысить самооценку, обрести уверенность в себе.
Вера в успех каждого Мы верим в успех каждого. Неталантливых детей нет – нужно только помочь им раскрыть свой талант, предложить попробовать себя в разных областях и видах деятельности. Для нас важно, чтобы каждый ученик почувствовал себя в чем-то успешным, выдающимся, значимым, интересным.
Уважение Самоуважение и уважение к другим; принятие другого, отличного от тебя, имеющего другие взгляды и убеждения; доверие, эмпатия и терпимость – основа построения близких, теплых отношений в нашем уникальном школьном сообществе. Нас много, мы все разные – носители разного опыта, разных культур, и нас обогащает это разнообразие и интеграция культур на основе взаимного уважения.
Честность Честность – главный, руководящий принцип школы. Быть честным – значит выполнять обещания, следовать принятым в школе правилам и признавать правонарушения, быть откровенным во всех отношениях и ситуациях и быть искренним, правдивым во всех сообщениях, действиях и принятии решений. Честность рождает доверие и придает характеру силу.
Ответственность Мы учим быть ответственным – за свой выбор, за свой успех, за свою жизнь. Быть ответственным за то, что ты делаешь и говоришь. Быть ответственным за то, кто ты, какой ты. Это также означает признание того, что все твои действия значимы и что ты несешь моральную ответственность за их последствия.
Сотрудничество В школе создан особый, удивительный дух – дух сотрудничества, взаимопомощи, партнерства, сочувствия. У нас принято проявлять чуткость, заботу, щедрость, доброту. Главная традиция в школе – дарить радость другому. Мы развиваем у ребят способность выстраивать связи с разными людьми, отношения, основанные на глубокой дружбе, взаимоподдержке, учим проявлять уважение к успехам другого, признавать и ценить не только свои заслуги.
|
3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)
|
Школьная подростковая организация «Ювента»
День рождения – 2 сентября 2000 г Высший орган – лидеры ШПО. Рабочая творческая группа – совет старшеклассников. Девиз: «Ювента-молодость и жизнь Ювента –будущего старт Мы вместе создаем мечты Ведь в нас кипит большой талант»
ГИМН Сюда приходим малышами, Боясь оставить руку мамы. Но постепенно привыкаем, Уменье жить приобретаем.
Припев: И если утро начинается с улыбки, Тогда и горести прозрачны все и зыбки. Одно стремленье нас должно объединять, На подвиг в жизнь и звать, и вдохновлять.
На диво школа – смех звенящий! Войди – увидишь жизнь бурлящей. Веселье здесь с порядком дружат, Семье и школе верно служат.
Ведь здесь учителя и дети – Мы все живём судьбой одною: Уверенно по жизни вместе Идём тернистою тропою
Хоть наша школа так мала, Хватает в ней на всех тепла Для пользы общей создана: Ювента, судьба и жизнь одна.
|
3.4. Традиции и ритуалы
|
МБОУ “Косолаповская средняя общеобразовательная школа” – это большой надежный дом, где есть работа и отдых, праздники и будни, и самое главное, – добрые традиции.
В школе есть мероприятия, которые стали традиционными, проводятся из года в год, ü оказание шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны; ü оказание помощи вдовам ветеранов, ветеранам труда; ü благоустройство памятника защитникам Отечества; ü Вахта памяти (почетный караул, возложение венка); ü День памяти и скорби ; ü военно-прикладная полоса препятствий (мероприятие посвященное памяти воина- пограничника Казачкова А.В.); ü уроки мужества (блокада Ленинграда); ü встречи с ветеранами и тружениками тыла ; ü встреча с воинами – интернационалистами (Афганистан, Чечня)
|
3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)
|
В МБОУ “Косолаповская средняя общеобразовательная школа”
в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системнодеятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является применение активных форм познания (наблюдение, опыты, учебный диалог) и создание условий для развития рефлексии. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. От педагога требуется владение классической структурой урока на фоне активных методов применения собственных творческих наработок. Таких наработок в МАОУ «Бриентская СОШ» много. Вот некоторые из них |
3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой
|
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОУ “Косолаповская средняя общеобразовательная школа” на 2007-2010 годы»
ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МОУ “Косолаповская средняя общеобразовательная школа” на 2011-2015 годы
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МБОУ “Косолаповская средняя общеобразовательная школа” на 2018-2023годы»
Проект « Создание системы работы с талантливыми и одаренными детьми» Цель проекта: Формирование системы работы с одаренными и талантливыми детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей. 2. Задачи: 1. Проведение диагностических обследований для выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей (на всех возрастных ступенях); 2. Создание условий для развития выявленных способностей обучающихся с высокими общими интеллектуальными способностями и с признаками специальной умственной одаренности(способности?) в определенной области; с высокими художественно-творческими способностями и спортивными способностями. 3. Обеспечить каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования; 4. Организация подготовки и повышения квалификации кадров по работе с одаренными детьми; 5. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся для развития индивидуальных способностей обучающихся.
Проект «Школа – здоровья » Цели и задачи программы: Использование возможностей школы для формирования психически здорового, физически развитого и социально-адаптированного человека.
Проект «Профессиональное самоопределения сельских школьников». Цель проекта: создание условий для формирования системы ценностей, социальной позиции, самосознания, адекватной самооценки, способности к моделированию своего будущего, саморазвитию и в конечном результате к осознанному, обоснованному профессиональному самоопределению, удовлетворяющему как личные интересы и возможности, так и общественные потребности рынка труда.
Проект « Военно – патриотическое воспитание в условиях сельской школы» Цель проекта: Воспитать личность, способную строить жизнь, достойную Человека с активной гражданской позицией, патриота своей Родины, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, в общем, любви к Отечеству и его защите в частности.
Научно-исследовательские проекты: «Они сражались за Родину»; «Детство, опаленное войной»; «Казачка Шура»; «Боевой путь ефрейтора Батурина» «И помнит мир спасенный» «Детство, опаленное войной»
Акции: «Поздравляем ветеранов», «Обелиск» Операции: «Забота» (поздравления, выступления с концертами перед ветеранами войны, труда); «Милосердие» (посещение на дому, оказание помощи); проведение экскурсий в областной, районный, школьный краеведческие музеи; |
3.7. Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе
|
Школьная подростковая организация «Ювента»
Отряд юных инспекторов движения (ЮИД) Волонтерский отряд «Добрые сердца Военно-патриотический клуб «Патриот» Спортивный школьный клуб «Факел» |
4. Школа на земле
|
|
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа | Село Косолапово было основано в 18 веке крестьянином Косолаповым. Первое поселение возникло у озера Косолаповского. Позднее это поселение сгорело. На его месте возникло новое. В 1866 году Косолапово Челябинского уезда пятого стана при озере Косолаповском, имело 101 двор, с числом жителей 417 человек мужского пола и 443 человека женского пола.
В 1875 году насчитывалось 119 дворов, 570 жителей, в том числе мужского пола 290 человек. Село Косолапово Челябинского уезда Становской власти при озере Косолаповском в 1900 году значится с числом дворов 179, жителей обоего пола 849 человек. В селе имелось: 1 деревянная церковь, 1 деревянная школа, 15 мукомольных мельниц. По пятницам проводились базары и ежегодно 15 и 17 октября однодневные ярмарки. Население за 1916 год, 1105 человек, из них женщин 569 человек, мужчин 536, дворов 239. Вероисповедание – православное. Народность – великороссы. В селе действовала единоверческая церковь, церковно приходская школа, кредитное товарищество, одна лавка, артельный маслозавод. Село находилось от Челябинска 210 в верстах, от Шумихи – 90 верстах. Лучшие земли принадлежали местным богатеям: кулакам хуторянам и духовенству. Несколько семей, таких как: Бышлягиных, Реутовы, Макеевы, Кривоносовы, Данилейковы. Эти семьи держали в своих руках и землю, и сельхозинвентарь: молотилки, бороны, сеялки, плуги. Почти все жители села были работниками кулака Макеева Ивана Ивановича. Он имел мельницу, скотобойню (у Ремового болота). Сотни обозов везли от него масло, сало в г.Курган, а оттуда во все концы Российского государств. Макеев И.И. был членом государственной Думы. Вся власть была в руках имущих. Крестьяне, работали на богачей, получали за работу не много.
В настоящее время проживает в селе 457 жителей разных национальностей и вероисповеданий . Работает административное учреждение, МБОУ «Косолаповская СОШ», сельский дом культуры, Косолаповская сельская библиотека, Косолаповский ФАП, 4 магазина, Сбербанк, почтовое отделение. Развивается Крестьянское – Фермерское хозяйство, полеводство и животноводство. |
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества | Наша школа принимает активное участие в благоустройстве села, акциях, смотрах, концертах:
• День призывника; • Участие в параде 9 Мая; • Акция «Обелиск»; • Волонтёрская акция «Забота» (помощь ветеранам, участникам локальных войн); • Акции «Визит вежливости», «Забота», «Милосердие», «Георгиевская ленточка», «Обелиск», Шествие школьников «Бессмертный полк»; • • Районный фестиваль детского творчества «Бибигон»; • «ДОСААФовская лыжня »; Акция «Вальс Победы» и т.д. |
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня | Школа взаимодействует с :
ü с государственным бюджетным учреждением «Целинная центральная районная больница»; ü с комплексным центром социального обслуживания населения; ü с приходским советом храма Архангела Михаила села Целинного, Южного Благочиния Курганской и Шадринской Епархии Русской Православной Церкви; ü с МЧС РОСИИ; ü МО ДОСААФ России. ü с пограничным отделением с. Целинное, ü Управления Росгвардии по Курганской области, ü Филиал ВУНЦ ВВС Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Челябинск, ü Курганская городская общественная организация ветеранов, ü Стражи Границы г.Куртамыш, ü «Казаки» г.Курган Благотворители школы: наши выпускники главы КФХ Волков В.А. Кузьминых А.Г, Булачев Д.П., руководитель ООО «Озерное» Низавитин В.Ф. КФХ Мельников М.С. Депутат областной Думы Цховребов Р.Л.
|
5. История и культура школы в деталях
|
|
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) | Токарь Валентина Матвеевна родилась в 1939 году в Приморском крае, Уссурийской области Шмаковского района селе Маркове
Незадолго до Великой Отечественной войны 1941-45гг. граница с Китаем была закрыта. Из пограничного села Марково шло выселение семей. Так девочка совсем ребенком оказалась в Зауралье. Училась в Косолаповской, а потом в Целинной средней школе. В 1959 г. закончила Куртамышское педучилище, отделение начальных классов, в 1969 г. закончила Курганский педагогический институт , по специальности – история, обществоведение. Школе, любимому делу отдала 35 лет. Ни разу, никогда не пожалела о годах, отданных детям. Отец – ветеринарный работник, читал и знал много жизни. Мама – замечательная рассказчица, добрая женщина занималась воспитанием детей. Все это вместе взятое наложило отпечаток на характер дочери. В школе к каждому празднику, событию новые сценарии, добрые и смешные сказки-переделки. У Валентины Матвеевны выпущено несколько сборников стихов. «Стихи – это часть моей жизни , это состояние души. Стихи о любви, о Родине, о земле, о хлебе, о людях, о войне, о семье, о детях и детстве, в итоге получается все, что написано мною, написано о жизни, о реальных событиях, о реальных людях» – говорила она . Например, стихотворение « Подруга», в основе его лежит правдивый случай из военных лет, а его героиня Макарова Нина Федоровна, моя коллега и старшая подруга. Стихотворение « Андрей», написано в память о погибших мальчишках в Чечне, в основу же лег реальный случай. Ее стихи написаны для всех, кто умеет читать, чувствовать и понимать. Красной нитью через все стихи проходит мысль о любви к Родине и малой и большой. Скептик улыбнется, что ,мол, любить деревню, а вот поди, ж угадай, почему так дорога эта самая неброская красотой земля. А деревня заслужила, чтобы ее любили, берегли, заботились о ней. В ней наши корни.
Потапова Зоя Фёдоровна
После окончания Куртамышского педагогического училища с 1937 года учительствовала в селе Косолапово. Сначала трудилась в начальных классах,, а с 1940 года назначается учителем русского языка и литературы. Более 20 лет отдала Зоя Фёдоровна своему любимому делу за свой добросовестный труд неоднакратно награждалась грамотами Районо. Была депутатом Целинного районного совета, агитатором, прежседателем детской комнаты милиции, принимала участие и в художественной самодеятельности. В 1969 году школа тепло проводила на заслуженный отдых свою любимую учительницу русского языка и литературы. Все ученики Зои Федоровны о ней всегда отзывались как о добром, чутком, внимательном и отзывчивом человеке, грамотном учителе, который всегда придет на помощь в трудную минуту жизни. Награды: Аттестат на звание учителя начальной школы,1940 год ( Народный комиссариат просвещения РСФСР) Медаль материнства Медаль «За доблестный труд в Великой отечественной войне»,1946г. Почетная Грамота Курганского областного отдела народного образования и Курганского областного комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений,1964 Почетный гражданин села Косолапово,.1968г. Юбилейная медаль « Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне»,1975г
Сулько Людмила Дмитриевна
« Я помню школьные годы и Вас…»
Моя первая учительница – воплощением всего самого доброго и прекрасного на земле. Она научила меня верить в людей, в себя, в мое человеческое достоинство.
Учитель должен быть человеком, несущим другим людям знания, радость и вдохновение. Он должен быть таким, чтобы ученики изо всех сил старались походить на него. Тогда только он сможет завоевать любовь и признание. Вы, Людмила Дмитриевна, именно такая. Казалось бы, только вчера мы несмышлеными детьми переступили порог школы, все нам было в диковину: и школьные парты, и тетради, и звонок на урок. Было немного страшно и в тоже время очень интересно. Кому-то с трудом давалось чтение, кому-то правописание, но унывать по этому поводу не приходилось, ведь с нами рядом находилась любимая первая учительница, всегда умеющая успокоить и поддержать добрым словом в такие трудные минутки. Я до сих пор помню все уроки, как Вы увлеченно объясняли каждую новую тему, казалось, что все само укладывается в голову – настолько интересны и понятны были Ваши повествования. А сколько интересных праздников проводили с нами, сколько переделали поделок! Но вот мы уже взрослые, за плечами выпускной бал, получение аттестата, поступление в ВУЗы, нас учат уже другие преподаватели, но невольно каждого нового я сравниваю с Вами, Людмила Дмитриевна. Тихий и приятный голос, строгий, но мягкий взгляд, который мог остановить любые шалости – это навсегда останется в моей памяти и памяти моих одноклассников. Нам никогда не приходилось слышать повышенного голоса, с Ваших уст не срывалось ни единого раздраженного слова, и никогда не забудется, как Вы ласково называли нас – ребятки. Мы всегда очень верили Вам, каждому слову, не удивительно, ведь Вы за короткое время сумели стать для нас второй Мамой, и помнится, некоторые, забываясь, так и говорили – мама. Я знаю, что теперь, спустя несколько лет, отношения наши не поменялись, осталась та же теплая связь между нами, и к Вам можно обратиться за советом или помощью, Вы же в свою очередь обязательно найдете свободную минутку для каждого. Несмотря на то, что Вы, Людмила Дмитриевна, всегда были строгой и требовательной, справедливости и доброты у Вас было не отнять. Я благодарна, учительница первая моя, за прививание вежливости, воспитанности и отзывчивости, благодарю же и за время, проведенное с нами, это были лучшие годы! Я с уверенностью могу сказать, что ребятам, которых Вы сейчас учите, с Вами так же хорошо, как и мне тогда, двенадцать лет назад. Ведь иначе быть и не может.
Первая учительница наша,
БИСИМБАЕВА Алина, студентка КГУ
|
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) | ДИНАСТИЯ МАКАРОВЫХ
Общий педагогический стаж династии Макаровых – 180 лет. Это преданные педагогической работе люди. Вся их жизнь была ярким примером служения Родине, они были патриотами своего отечества. Макарова Христина Петровна – мама Бориса Васильевича, родилась в Латвии, в городе Риге в 1900 году. Закончила царский лицей. В 1916 году по указу царя семья Макаровых выслана в Сибирь с родителями. В с. Косолапово Христина Петровна организовала 3х летнею школу, работала завучем и учителем начальных классов. По вечерам учила старых людей в ликбезе, в 1920 году вышла замуж Муж Христины Петровны, Макаров Василий Макарович – комиссар, устанавливал советскую власть в с. Косолапово. В 1928 году направлен в Бреды Челябинской области для укрепления Советской власти. В 1921 году родился первый сын Николай Васильевич, в 1926году родился Борис Васильевич Макаров. Макаровы воспитывали приемного сына 1917 года рождения – Абанина Александра. Началась война, мама к призыву сыновей на фронт отнеслась очень мужественно. «Это ваш долг и отнеситесь к нему с честью», – сказала она, провожая сыновей на фронт. Николай и Александр погибли на фронте. Борис рос живым, бойким и, пожалуй, не по возрасту смышленым мальчишкой. Рано научился плести “морды” для рыбалки и ловил рыбу, охотничал, одним словом, был в семье добытчик. В каникулы всегда работал в колхозе вместе с друзьями. В 1943 году ушел на фронт, дошел до Берлина, с победой вернулся домой, женился на Макаровой Нине Федоровне. Христина Петровна умерла 20 декабря 1948 года. Продолжает династию Макаровых удивительный человек, жена Бориса Васильевича, Нина Федоровна Макарова. Она родилась 7 декабря 1926 в д. Сетово. Из воспоминаний Нины Федоровны: « В 1940 г. мы переехали в Курганскую область, в наше село Косолапово. Здесь я закончила 7 классов, как вдруг началась война. Пришлось окончить ремесленное училище в г.Челябинске и получить рабочую специальность «токарь-универсал» Работала на МТМ, но хотелось учиться и стать учителем, закончила в Куртамыше педучилище и стала работать в с.Становое учителем с детьми войны, в то время в Становом был детдом, где жили дети из Ленинграда и других городов, занятых фашистами. Но вот закончилась война, детдом расформировали, а меня перевели в с. Косолапово, где стала работать учителем начальных классов после Христины Петровны, взяла 4 класс. В 1948 г.вышла замуж Заочно закончила Курганский педагогический институт . Стала учителем истории. Я проработала в школе 30 лет.» В одном из интервью, когда её спросили, какие ученики запоминаются надолго, Нина Федоровна ответила: – Те, с кем труднее. На кого больше тратишь нервов. В учёбе они, как правило, отстают, но по сравнению с благополучными отличниками более человечны, благодарны. Выпускники с особой теплотой и любовью вспоминают её и, конечно, её уроки: «Нина Федоровна – человек доброй души. Она с пониманием относилась к нашим проблемам. У неё очень добрые глаза, хотя сама требовательная», была самым лучшим учителем из тех, которые учили нас, что она безо всяких упрёков объясняла материал, который ученик прослушал по какой-либо причине» Продолжают династию дети Нины Федоровны и Бориса Васильевича Макаровых. Они вырастили и воспитали четырех прекрасных сыновей. Леонид Борисович. Родился 24 апреля1950 года . Закончил 10 классов, пошёл в Армию, после армии закончил школу связи в г. Кургане .Как офицер запаса работал физруком и военруком в Косолаповской школе. Женился на Любови Кирилловне Рыженковой учителе математики . В 1980 году уехали в с. Кислянку. Продолжили педагогическую деятельность в Кислянской средней общеобразовательной школе . Леонид Борисович учителем трудового обучения, а Любовь Кирилловна учителем математики. Леонид Борисович очень талантливый, удивительно интересный человек. В 60 лет вышел на пенсию, но продолжает трудиться, учит детей мастерить на уроках труда. Он учит уважать труд людей и сам относится с большим уважением к любому труду. Макарова Любовь Кирилловна – жена Леонида Борисовича, учитель математики, закончила Курганский педагогический институт.. Что особенно восхищало и удивляло в Нине Федоровне, это ее аккуратность во всём. У нее был самый чистый кабинет истории в школе, идеальный порядок дома, идеальный порядок в собственном огороде и во дворе, и этот порядок поддерживала она. Макаров Анатолий Борисович. Родился 17 ноября 1952 г в с. Косолапово школу закончил с отличием и поступил в Свердловскую горную Академию. Закончил с отличием, сейчас профессор, заведующий кафедрой и преподаватель горных наук. Женат на Скардиной Галине Петровне учительнице русского языка. Имеют двоих детей. Макаров Евгений Анатольевич сын Макарова Анатолия Борисовича работает преподавателем Челябинской медицинской академии.
. ДИНАСТИЯ ЛЕОНОВЫХ-СЛЮСАРЬ
Леонова Валентина Филипповна 1968-1999 учитель математики Слюсарь Светлана Александровна 1993 по настоящее время учитель географии, истории и обществознания
Леонова Валентина Филиппова родилась 28 июня 1946 года в селе Костыгин – Лог в семье Цевелевых Филиппа Ивановича и Василисы Ильиничны. Моя бабушка была четвертым ребенком в семье, дитя, рожденное после войны, дитя Победы, дитя счастья и мира. В 1953 году пошла, учиться в первый класс. Окончив школу она, не раздумывая, поступает учиться в КГПИ на физика – математический факультет на отделение математика. В 1968 году Валентина Филипповна получает диплом учителя математики. Время летит быстро, и наконец, сбылась ее мечта. Она стала учителем. Трудовая деятельность ее началась в Листвянке восьмилетней школе, куда она получила направление после института. Вскоре бабушка вышла замуж, родились дети, и семья Леоновых переехала в село Косолапово. Работала в средней школе, сначала библиотекарем, потом воспитателем группы продленного дня. А с 1984 года стала преподавать математику. Ее бывшие выпускники – экономисты, инженеры, механики, учителя, электрики. В селе все люди на виду. Валентина Филипповна пользуется до сих пор уважением односельчан и коллег. Главной ее наградой стали благодарные выпускники, которые звонят, заезжают в гости. Сегодня они возвращают любимому учителю плоды ее труда: своими успехами в жизни, любовью и доброй памятью. В 1999 году Валентине Филипповне присвоено звание ветерана. Любовь к детям и профессии она привила и своей дочери, моей маме, Слюсарь Светлане Александровне. Маленькой девочкой мама заворожено наблюдала за работой своей мамы. Ей нравилось слушать её рассказы об учениках, их успехах. Она часто бывала у неё на работе, поэтому знала многих из её учеников. Получив такой положительный пример в лице своей мамы, она тоже решила стать учителем, выбрав себе такую ответственную, интересную, добрую профессию. Пролетели годы учёбы, полные интересных событий, встреч, да и трудностей. И вот я моя мама, Светлана Александровна тоже – учитель, стаж работы 28 лет.
Бабушка, Валентина Филипповна, находится на заслуженном отдыхе, живет в своем доме. В свои преклонные годы она сохранила прежний задор, учительское благородство, интеллигентность, по-прежнему горят ее глаза, когда она вспоминает о школе. Я думаю, о том, смогу ли я, если выберу педагогическое поприще, достичь вершины мастерства, как сделала это моя любимые бабушка Валентина Филипповна и мама Светлана Александровна. Ведь труд учителя нелегок. Жизнь педагогической профессии – это неустанный труд души. Труд учителя это тревоги и волнения, радости и печали, дерзания и поиск. Я думаю, что прожить яркую творческую жизнь и заслужить уважение людей – большое счастье. И совсем не жалко посвятить всю свою жизнь детям. Слюсарь Алиса, ученица 9 класса
|
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) | Школа – моя стихия. Школа – мой мир, где каждый день происходят важные события и удивительные открытия. Моя работа – это часть меня. Я рад, что судьба подарила мне возможность работать в Косолаповской школе, встретить много талантливых, интересных, увлечённых своим делом людей (педагогов, воспитателей, библиотекаря, социального педагога, поваров, рабочих и т. д.). С ними мы можем воспитать достойную нам смену, настоящих людей.
Я – директор школы. А директор школы – это организатор образовательной среды, учитель, воспитатель, дипломат, психолог, ответчик, предприниматель, дизайнер. Я и мой коллектив – это команда единомышленников. Школа меняется с каждым годом. Меняется не столько в сторону увеличения объема знаний, даваемых ученику, сколько в инновационных подходах подачи материала, в осмыслении задач, стоящих перед педагогом сегодняшнего времени. Школа меняется и интерьерами, растёт материально- техническая база школы. Могу уверенно сказать, что школа оборудована в соответствии с современными требованиями. Каждый день в школе – это радость. Но только в том случае, если ты встал на путь сотворчества с учеником, сотрудничества со взрослыми, работающими в школе. Я с гордостью утверждаю, что в Косолаповской школе работают успешные педагоги. Я занимаюсь любимой работой. Моя работа – это часть меня, это значимая часть моей жизни. В.А.Соломон, директор школы
МБОУ “Косолаповская СОШ” – это большой надежный дом, где есть работа и отдых, праздники и будни, и самое главное, – добрые традиции. Мы стремимся обеспечить наших учеников полноценным, качественным образованием, сделать школу максимально комфортной для обучения.
Т.Н.Григорьева , зам.директора по УВР О.Н.Жу |
Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): Никитенко Ольга Николаевна, Потапова Галина Николаевна, Певень Тамара Николаевна