МБОУ Мамолаевская СОШ Ковылкинский район

МБОУ Мамолаевская СОШ

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

МБОУ «Мамолаевская средняя общеобразовательная школа»
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Тестова Наталья Юрьевна
1.3.        Почтовый адрес

 

431331,Республика Мордовия, Ковылкинский район,  с. Мамолаево, ул. Советская, д.2
1.4.        Телефон

 

8(83453)2-55-43
1.5.        Сайт

 

https://mamkov.schoolrm.ru/

 

1.6.        Электронный адрес

 

mailto:sch.krasnopr.mamol@e-mordovia.ru

 

1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

1кл.-6, 2кл.-10, 3кл.-4, 4кл.-9, 5кл.-8, 6кл.-8,9кл.-18,10 кл.-3, 11 кл.-5

Всего-79

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

Количество  преподавателей – 16

 Высшее педагогическое образование   _14___ чел.  –   87,5%,

 Средне -специальное  педагогическое  __1___ чел.  – _6___%

 Среднее образование ___1__ чел.

 

Из них имеют:

высшую категорию – 2;

первую категорию – 8;

соответствие занимаемой должности – 7;

Звания:

Почетный работник образования – 1

Награждены грамотами МО РФ – 3

Награждены грамотами МО РМ – 5

 

 

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

МБОУ «Мамолаевская СОШ» является самостоятельным юридическим лицом,  действует на основании Устава, имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности на бессрочный период и свидетельство об аккредитации (Серия 13А01 № 0000340 от 28.04.2015г. по 28.04.2027г.). Проводится целевая подготовка специалистов по направлению  по педагогическим специальностям с МГПИ им М.Е.Евсевьева. Виды оказываемых услуг: предоставление общедоступного  бесплатного начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования; организация отдыха учащихся в каникулярное время.

 

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Год постройки – 2008

Вид здания – кирпичное

Этажность – 1

Мощность по проекту – 100 чел

Фактическая наполняемость – 79 чел

Площадь здания -1029,1кв.м

Площадь учебных классов -431,6 кв.м

Наличие водопровода, канализации, сан.узлов, автономного отопления, датчика загазованности, пожарной сигнализации, кнопки экстренного вызова (КЭВ), системы видеонаблюдения, сети интернет, собственного сайта, ИС «Сетевой город. Образование».

1. Кабинет начальных классов – 3, в них имеется 3 компьютера, 3 мультимедийных проектора.

2. Кабинет химии и  биологии – имеется компьютер, интерактивная доска -1,оборудование для кабинета химии, лабораторный инвентарь, шкаф вытяжной  стационарный.

3. Кабинет физики имеется (оборудование для кабинета физики)

4. Кабинет  информатики – компьютеры- 8 шт., интерактивная доска -1, музыкальный центр -1.

5. Кабинет английского языка –  имеется ноутбук.

6. Кабинет математики  – имеется  ноутбук.

7 Кабинет русского языка – имеется компьютер.

8. Кабинет истории и географии– имеется компьютер.

9. Кабинет литературы-. имеется компьютер.

10. Мастерская оснащена станками и швейными машинками..

Число персональных компьютеров, доступных для использования детьми, составляет 1,9 %. Школа имеет доступ к сети Интернет.

Школа оснащена современным демонстрационным оборудованием для кабинетов (плакаты, таблицы, фотоальбомы, карты по истории и географии, географические  глобусы)

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1872 год
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

История становления Мамолаевской школы началась во второй половине 19 века, в период проведения земских реформ. Согласно «Положению о начальных народных училищах» от 19 июня 1964 года с целью просвещения российского народа и утверждения нравственных и религиозных понятий по всей стране стали открываться народные одноклассные училища.

Мамолаевское инородческое одноклассное училище было открыто в 1872 году. Это произошло во многом благодаря ходатайству активных жителей Мамолаевского общества, которые приложили немало усилий для свершения этого важного и исторически значимого события в истории села. В уездный училищный совет направились жители Мамолаева во главе с дьяконом местной церкви Михаила Архангела Голубевым И.С. с просьбой об открытии школы. Изначально предполагалось открыть это учебное заведение в соседнем, более крупном мордовском селе Рыбкино. Но в Рыбкинском земельном обществе не нашлись «свободная» земля и деньги в сумме 406 рублей на строительство помещения под школу.

Пятого марта 1872 года Мамолаевское инородческое училище открыло свои двери для 50 учеников, из которых 46 человек были мордвой и 4 ученика русскими. Первым и единственным учителем был Голубев И.С., дьякон храма Михаила Архангела.

 

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

1. Голубев Иван Степанович, дьякон храма Михаила Архангела.

2. Первый директор Бояров Сергей Федорович с 1927 по 1945 год

3.С 1946 года по 1951 год директором школы был Шиндяйкин Василий Филиппович

4. В 1951 по 1963 год директором школы была  Чалдаева Клавдия Степановна

5. С 1963 года по 1977 год директором школы был Казеев Владимир Ефимович

6. С 1978 года по 1982 год директором школы был

Тестов Иван Игнатьевич

7. С 1982 года по 1989 год директором школы был Кирдянкин Николай Яковлевич

8. С 1989 года по 2012 год директором школы

Макеева Надежда Ивановна

9. С 2012 года руководит школой Тестова Н.Ю.

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

 История Мамолаевской школы неразрывно связана с историей страны. События, происходящие в стране, отражались и в жизни школы. В период революционных событий 1917 года, после установления Советской власти, школа стала местом пропаганды и агитации. Изба-читальня, открытая в школе, никогда не пустовала. В школе действовал хор, силами учителей и учащихся ставились спектакли, проводились политинформации.

В 1928 году школа была реорганизована в школу рабочей молодежи (ШКМ), а 1932. году-в среднюю. Это была единственная десятилетка на всю округу, поэтому в старшие классы ходили дети из всех окрестных сел: Рыбкино, Мордовские Полянки, Шапкино, Рябка, Мамангино, Н.Толковка, Самозлейка, Лепьево, Нагорное Шейнино, Кирляй. даже из Краснослободска. Первый выпуск десятилетней школы состоялся в 1937 году.

Новое деревянное двухэтажное школы открыло свои двери в 1953 году. Но несмотря на строительство нового здания школы, помещений не хватало и приходилось учиться в малоприспособленных помещениях (в том числе и в старом поповском доме) в две смены.

 

 

В 2002 году школа торжественно отметила 130-летний юбилей.

В юбилейных торжествах  приняли участие министр образования РМ Кадакин В.В. и министр по строительству Цыганов,  глава Ковылкинского района Кирдяшкин В.А. Гости пообещали, что в скором времени в Мамолаеве  будет построена новая школа. Нужно отметить, что они свое обещание сдержали.

1 сентября 2008 года красавица школа распахнула свои двери для нового поколения  не только мамолаевцев, но и всех окрестных сел.

 

Новый этап в развитии школы начался с 2008 года, когда было введено в эксплуатацию новое здание школы на 100 ученических мест. Оно построено с применением новейших строительных технологий и материалов. Школа оснащена необходимым оборудованием, в том числе и компьютерами, интерактивными досками. Имеется спортивный зал, о котором раньше только мечтали, спортивная площадка. На строительство школы потрачено 60 миллионов рублей. На сегодняшний день Мамолаевская школа лучшая в районе по комфорту и условиям обучения. Здесь учтены все условия для обучения детей с разными физическими возможностями.

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

 

Долгие годы в Мамолаевской школе проработали:

Клокова Раиса Афанасьевна –   Заслуженный учитель школы МАССР, учитель начальных классов.
БулавкинаЕфимия Михайловна –  Заслуженный учитель школы РСФСР, учитель  физики и астрономии.
Маршанцева Анна Ильинична – Ветеран педагогического труда, учитель географии.
Маркина Анна Федоровна – Ветеран педагогического труда, учитель химии и биологии.
    Кечина Евдокия Максимовна -Ветеран педагогического труда, учитель начальных классов.
Аниськина Агафья Ефимовна – Ветеран педагогического труда, учитель начальных классов и многие другие.

 

 

Александр Александрович Ермаков – учитель математики.

Детство и юность ветерана Великой Отечественной войны, ветерана педагогического труда, пришлись на трудное время становления Советской власти.  Повзрослел Александр Александрович очень рано: в 17 лет его назначили заведующим вечерней школой крестьянской молодежи, а в ноябре сорокового он уже в первых рядах защитников Родины.  Партизанил в Белоруссии. За боевые заслуги награжден Александр Александрович орденами и медалями. Особо памятными из них являются орден «Красной звезды», орден «Отечественной войны» и медаль «Имени Жукова». После освобождения Белоруссии Александр Александрович был назначен директором школы в селе Кобыльники.       В 1946 году вернулся на родину, в Мордовию, поступил в педагогический институт на физико-математический факультет на заочное отделение, женился.  До 1953 года директорствовал в соседних селах Новая Толковка и Большой Азясь. В 1953 году, вернувшись в родное Мамолаево, стал работать в Мамолаевской школе учителем математики. По воспоминаниям обладал высоким профессионализмом, был очень сдержан и тактичен. Для юношей, учившихся в послевоенный период потерявших отцов на фронте, был примером.

Ефимкин Федор Максимович

Федор Максимович родился в деревне Мордовское Маськино Краснослободского района МАССР. После окончания Потякшенской семилетней школы поступил учиться в Краснослободское педучилище. В 1940 году работал учителем ботаники и зоологии Лемдяйской школы Старошайговского района.  С 1942 по 1946 годы в рядах Советской Армии, до августа 1942 года служил на Дальнем Востоке. Добровольцем был направлен на запад в составе Первой лыжной бригады. В бою за село Чувардино Курской области 20 февраля 1943 года был ранен. После лечения возвратился в родную бригаду. Опять ранение и опять фронт. Участвовал в переправе через Вислу, освобождал Варшаву и Берлин. Встретил Победу в столице Германии. Награжден медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Варшавы», «За Берлин», «За победу над Германией». После демобилизации вернулся в Мордовию, был направлен учителем биологии в Мамолаевскую среднюю школу, заочно окончил Мордовский государственный университет. Женился, вырастили и воспитали пятерых детей. С 1946 по 1988 годы работал учителем биологии Мамолаевской средней школы.

Иван Харитонович Торопов

Иван Харитонович -уроженец с. Мамолаево. Первый выпускник Мамолаевской средней школы. После курсов по подготовке учителей работал в Ново–Лепьевской начальной школе. В 1938 году был переведен учителем русского языка и литературы в Мамолаевскую среднюю школу.

В 1939 году призван в ряды Советской Армии, где служил до 1946 года.Имеет правительственные награды. медали «За победу над Германией», «За доблестный труд», «За боевые заслуги».

После демобилизации заочно окончил филологический факультет Мордовского педагогического института. С 1946 года работал учителем русского языка и литературы, увлекался историей, писал заметки в газеты и журналы, был патриотом своего села, это же воспитывал в своих детях и учениках. Дал знания не одному поколению мамолаевцев. Об Иване Харитоновиче с теплом и любовью вспоминают его ученики.

Более двадцати лет (1989-2012г.) проработала директором школы Макеева Надежда Ивановна, почетный работник народного образования, внесшая значительный вклад в развитие мамолаевской школы, воспитавшая не одно поколение односельчан.

Надежда Ивановна поныне работает в родной школе учителем русского языка и литературы. Она не только высокопрофессиональный педагог, учитель высшей категории, но и замечательная мама и бабушка, пример женственности и элегантности.

 

 Шурыгина Татьяна Трофимовна, учитель начальных классов. Награждена Почетными грамотами «За достигнутые успехи  в обучении и воспитании подрастающего поколения» и Благодарностью «За многолетний добросовестный труд и достигнутые успехи  в обучении и воспитании подрастающего поколения» от Министерства Образования Республики Мордовия.

 

Малькина Любовь Ильинична, учитель родного языка и литературы.

Член “Ассоциация мокшанских женщин “Юрхтава”. За многолетний добросовестный труд и достигнутые успехи  в обучении и воспитании подрастающего поколения награждена  Почетной Грамотой Государственного Собрания РМ.

 

 Щанкина Раиса Филипповна, учитель истории и обществознания.   Вместе с учащимися занимается поисковой и исследовательской деятельностью, ведёт работу с одарёнными детьми.  Её ученики -победители и призеры муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады по обществознанию, творческих конкурсов разного уровня. Награждена Почетной Грамотой от Министерства Образования РФ.

 

 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

За годы существования школа выпустила сотни достойных граждан России, прославляющих свою Родину достойным трудом. Среди выпускников Мамолаевской школы:

Ипполитов А.Г.—ученый ботаник, Родькин С.И., Врагов С.А.,- писатели, Клоков В.В.- ученый-экономист, Клоков А.В.- ученый –историк , профессор, Велькина Т. П.-экономист, Шумкин В.Д.-полковник

Самородов К.Т.-ученый –лингвист,

Малькина М. И.- критик-литературовед

Терешкина Е. Я.-  детский писатель,

Торопов Д.И. –профессор, Руководитель Департамента  строительства и социального развития Минсельхоза России,

Самолькин Г. К.-начальник ДСПМК» Ельниковский»,

Иван Кириллович Дорожкин –выпускник Мамолаевской школы, полковник в отставке

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

 

1. Торопов Д.И. –профессор, Руководитель Департамента  строительства и социального развития Минсельхоза России,

2. Самолькин Г. К.-начальник ДСПМК» Ельниковский».

Строительство новой школы произошло во многом благодаря   бывшему руководителю департамента аграрной политики и развития сельских территорий Миньсельхоза России Д. И. Торопову. Генеральному директору ЗАО «Ельниковская ДСПМК» Г.К. Самолькину.  Они  многое сделали для своего родного села, оказали огромную помощь в газификации Мамолаева и других населённых пунктов Мордовии, да и сейчас оказывают посильную помощь землякам.

Д.И.Торопов частый гость в родной школе.

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

 Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.

 

Учащиеся в школе, осуществляющей  личностно-ориентированное образование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять   свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе, добро и пользу  всему обществу. Исходя из этого школа ставит перед собой следующие цели :

1.      отработка  модели новой перспективной адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;

2.      обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;

3.      создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;

4.       повышение роли образования в воспитании личности;

5.      обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса

3.2.            Ценности школьной жизни

 

Именно в своей Мамолаевской сельской школе дети учатся любить свою малую родину, уважать старших, бережно относится к своему историческому наследию.

 

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

 Школьные символы совпадают с символами советской и российской школы
3.4.            Традиции и ритуалы

 

Проведённые культурно-массовые мероприятия:

–     Торжественная линейка «1 сентября». День знаний;

Концерт ко дню учителя силами учащихся школы .

День самоуправления, ставший традиционным (проводится более 25 лет);

Конкурс осенних букетов;

День матери;

Татьянин день;

Новогодняя сказка для начальной школы;

Бал Маскарад;

Вечер встречи с выпускниками;

Праздничная программа, посвящённая 23 февраля, для мальчиков 6-8 классов;

Смотр строя и песни;

Праздничная программа «А ну-ка, девочки», посвящённая 8 Марта;

Традиционные школьные дискотеки, посвящённые окончанию четверти (проводятся силами старшеклассников);

Конкурс песен «Любимые песни моей семьи»;

Выставки творческих работ учащихся школы (смена экспозиции один раз в четверть);

Всемирный День Земли;

Конкурс патриотической песни;

Митинг, посвященный 9 мая;

Праздник Последнего звонка и Выпускной вечер.

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Постоянный творческий поиск характерен

 

Тюрькиной Валентине Ивановне, учителю мокшанского языка и литературы

В результате её целенаправленной работы команда учащихся ежегодно становится лидером по призовым местам среди школ района на муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиады.

Валентина Ивановна руководитель фольклорного кружка «Пайгоня»

 

Чубаевой Татьяне Васильевне, учителю начальных классов.

Результатом её деятельности  являются призовые места учеников в конкурсах на муниципальном уровне.

Козловой Татьяне Трофимовне, учителю химии и биологии.

Татьяна Трофимовна занимается с учащимися  исследовательской деятельностью, принимает участие в различных конкурсах разного уровня. Её ученики являются лидерами по призовым местам среди школ города и района на муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиады.

 

 

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Основные программы деятельности ОУ:

1.Программа развития на 2016-2020 гг.

«Модернизация школьной образовательной системы на основе ФГОС»

2. Основная образовательная программа школы.

3. Воспитательная программа школы.

4. Программа внеурочной деятельности.

5. Программа «Одаренные дети».

6. Программа «Здоровье».

 

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

  Детская организация «ОЧАГ», Ученический комитет (Учком)

Детская организация «ОЧАГ»

Организация

                                     Честных                                                               

                                     Активных 

                                      Горящих

 

Общее положение организации «ОЧАГ»

«ОЧАГ»- самостоятельная, добровольная, общественная организация детей.

 

«ОЧАГ»- осуществляет свою деятельность на основе устава детского  объединения Мордовии «ДОМ», устава РДО России и в соответствии с Конституцией и законодательством РМ и РФ.

Деятельность «ОЧАГа» строится на основных принципах:

а) приоритета интересов детей;

б) приоритета общечеловеческих ценностей;

в) неприятие к социальной, классной, национальной, идейной, расовой и религиозной вражде и ненависти.

 

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

 

Интерес к школьным массовым мероприятиям прививается ещё с начальной школы на таких традиционных праздниках, как “Посвящение в Светлячки”, “Золотая осень”, “Прощание с букварём”, “Прощание с начальной школой”.

Школа старается всячески поддерживать одарённых детей и, проводя свои праздники, находить всё новые и новые таланты среди учащихся.

4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Село Мамолаево берет свое начало с XVI века. В архивных документах Ковылкинского краеведческого музея есть такая запись: «Село Мамолаево основано до 1595 года мордовскими поселенцами. Название фамильного происхождения». В актовых документах второй половины XVII века упоминается мордвин деревни Мамолаево Сидней Мамолаев. В темниковских писцовых книгах Степана Хрущева от 1622 года написано о деревне Мамолаево с количеством 20 мордовских дворов. В топонимическом словаре Мордовской  АССР записано: «Мамолаево (Малав, Малав веле) – мокшанское село в Ковылкинском районе. Находится на реке Рябка (Рапця)». В «Списке населенных мест Пензенской губернии (1869г.)Мамолаево – село казенное из 101 двора Краснослободского уезда. Название – антропоним». Еще одно упоминание из актовых документов : «…во второй половине XVII века Тимралей мурза Усекаев князь Тенишев купил у мордвина в деревне Мамолаевской Сидня Мамолаева землю по реке Мокша». Все эти документальные материалы подтверждают местные письменные источники о происхождении села старейшего учителя Клокова Григория Николаевича 1887 года рождения и бывшего начальника милиции Рыбкинского района, активиста по установлению Советской власти в Мамолаево – Арапова Федора Павловича 1889 года рождения. Письменные материалы Арапова Ф.П. сообщают, что предки наши жили в семи километрах от нынешнего  населенного пункта в пойме реки Мокша, рядом с Ош-Панда. За многие годы река меняла свое русло несколько раз, и от нее оставались озера, самое крупное из них Сёра-Эрьхке. Места для огородов не оставалось, так как озера и леса заполнили большую часть суши. Поэтому жители нашли подходящее место для огородов на берегу Рябки. Но поливать их за 7км. от Ош-Панда было неудобно, поэтому жители постепенно начали переселяться ближе, что в переводе на мордовский язык означает «малав», к своим огородам. Так образовался населенный пункт, получивший название Малав, переделанный русскими в Мамолаево.

У перекрестка дорог,  в самом сердце Мамолаева, находится школа, которая стала не только учебно-воспитательным учреждением, но и  духовным центром для всех окрестных сел.

 

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Ежегодно Мамолаевская СОШ активно участвует в проведении Масленицы

В акциях по уборке села

По очистке родников

В акции «Бессмертный полк»

В проведении митинга к 9 мая

В проведении Дня села

 

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня 1.ИП «Ломакин» – индивидуальный  предприниматель

2. КФХ «Мамолаевский» – руководитель Тюрькин Николай Васильевич

Тюрькин Н.В. в походе по родным местам

 

5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Особое место в истории школы и жизни села занимает Клоков Григорий Васильевич.

Григорий Николаевич Клоков-заслуженный учитель РСФСР -член-корреспондент географического общества, фенологического отделения Географического общества СССР, награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Григорий Николаевич родился в 1897 году в селе Шапкино Краснослободского уезда Пензенской губернии в простой крестьянской семье. Начальную школу окончил в Сивини. Продолжил обучение в Пензенской гимназии. Окончил Куйбышевский университет, химико-биологический факультет.

Один год проработал учителем в с. Сазоновка, затем всю свою жизнь работал в селе Мамолаево учителем химии и биологии. С 1925 по 1957 год работал в должности завуча.

Григорий Николаевич был всесторонне развитым человеком. Кроме точных наук интересовался музыкой, искусством. Знал сценическое искусство. Организовал драматический кружок, где ставили произведения русских классиков. Пробовал писать рассказы, сказки, стихи, басни, которые печатались в районной газете. Изучал историю родного края. Вел фенологические наблюдения за погодой. Ряд лет писал научные труды по изучению родного края, но закончить не пришлось

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Василий Филиппович Шиндяйкин был образованнейшим и уважаемым человеком на селе. Закончил Темниковский педагогический институт, прошел Великую Отечественную войну. Был примерным семьянином. у него было девять сыновей и дочерей.

Семейное фото Шиндяйкиных

Три дочери и сын продолжили учительскую династию Шиндяйкиных, став педагогами. Среди них и Шиндяйкин Андрей Васильевич, тоже впоследствии работавший учителем истории в Мамолаевской школе. В годы директорства Василия Филипповича школа развивалась, активно участвовала в жизни страны

 

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Любимицей сельских ребятишек была учитель начальных классов Клокова Раиса Афанасьевна –   Заслуженный учитель школы МАССР. Вспоминает Ермакова Анастасия Никитична, выпускница Мамолаевской школы: «Школа для меня –это Раиса Афанасьевна Клокова. В начальных классах(1955-58г) учились в «поповском доме», во вторую смену. В классе зимой было очень холодно, окна промерзали. Учились при керосиновых лампах. Никогда не забуду, как Раиса Афанасьевна нас собирала домой. Зимой проверит – есть ли варежки, завяжет каждой платок, поднимет воротники, а то и нос вытрет».

 

Из воспоминаний Щанкина Филиппа Григорьевича:

«Учиться приходилось в нескольких не совсем приспособленных для этого помещениях. Учебных мест катастрофически не хватало. В начале пятидесятых в мамолаевской десятилетке обучалось более 700 учеников. Обучение в старших классах было платное. Некоторые категории учащихся были освобождены от платы за обучение. В том числе и дети погибших в Великой Отечественной войне, среди них был и Щанкин Ф.Г., который обучался в Мамолаевской школе после окончания Самозлейской семилетки. У ФилиппаГригорьевича о годах учебы в Мамолаевской школе(1951-1952) остались очень теплые воспоминания. Несмотря на то, что в эти годы по-прежнему было очень голодно, была огромная нехватка элементарных повседневных вещей, в том числе и одежды, было огромное желание учиться. Из Самозлейки приходилось ходить в Мамолаево пешком и в снег, и в дождь. Обуви не было, ноги промокали. Педагоги в самые трудные послевоенные годы оставались примером для сельских ребятишек, оставшихся без отцов». С особой любовью и теплотой Щанкин Ф.Г. вспоминает о директоре школы Шиндяйкине В.Ф , Ермакове –учителе физики, А.А.. Клокове –завуче и учителе биологии, о Маршанцевой А.И.- учителе истории, Черепниной Е.У.-учителе географии. По воспоминаниям, педагоги- фронтовики, даже после пережитого на войне, сохранили в себе милосердие и сострадание, старались любыми способами поддержать детей, лишенных на фронте отцов, поощрить особо старательных учеников.

В 1947 году для полуголодных сельских ребятишек 25 граммов урюка были сказочным лакомством. «Вкус этого урюка помню до сегодняшнего дня» – со слезами на глазах вспоминает Милушкина Евдокия Григорьевна

«В 50-е годы Мамолаевская школа не осталась в стороне от веяний, связанных с «оттепелью» и «кукурузной эпопеей» Н. С. Хрущева»  вспоминает выпускница школы Кечина Евдокия Семеновна

 

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы):

 

Какнаева Любовь Васильевна –заместитель директора по ВР;

Щанкина Раиса Филипповна-учитель истории;

Романова Анна Петровна –ученица 11 класса