МБОУ Никольская СОШ Рузский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа»
1.2.        Ф.И.О. директора школы Бурлаенко Татьяна Алексеевна
1.3.        Почтовый адрес

 

143124 Московская обл., Рузский район, с. Никольское, ул. Микрорайон, д.5
1.4.        Телефон 84962767225
1.5.        Сайт https://nikskruza.edumsko.ru/
1.6.        Электронный адрес nikruz@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования Начальное общее – 84 чел.

Основное общее – 80 чел.

Среднее общее – 9 чел.

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация Высшая категория – 12 чел.

Первая – 4 чел.

Без категории -2 чел.

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

МБОУ «Никольская СОШ» находится на территории  Рузского городского округа Московской области. Территориально школа расположена на значительном расстоянии (более 30 км) от районного центра. Расположение школы обуславливает организацию образовательного процесса. В структуре контингента обучающихся школы  в равной степени представлены дети из многодетных семей – 20 %; дети из неблагополучных семей — 4,2%; дети из неполных семей — 31,5 %;  опекаемые – 6,3 %. Среди социальных групп родителей особо выделяются: рабочие и представители бюджетной сферы.

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:

·       I ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4 года):

·       II ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет);

·        III ступень — среднее (полное) общее образование Вся внеурочная работа строится с учётом возможностей Школы, пожеланий родителей (законных представителей), интересов, склонностей и способностей обучающихся, на принципах добровольности, самостоятельности выбора деятельности с привлечением работников школы, родителей, руководителей секций, кружков.

·        Средняя наполняемость классов – 16 человек. Режим работы – односменный. Продолжительность пребывания детей в школе с 8.30. до 18.00. часов. Пятидневная рабочая неделя; суббота – работа спортивных секций, кружков, проведение спортивных соревнований и культурных мероприятий.

Структура классов 2020-2021 учебный год

Уровень обучения Структура классов

 

Начальное

общее образование

4 общеобразовательных класса, реализующих образовательные программы общего образования базового уровня по ФГОС НОО по УМК «Школа России»
Основное

общее образование

5 – 9 классы общеобразовательные классы, реализующие образовательные программы общего образования базового уровня по ФГОС ООО
Среднее

общее образование

1 общеобразовательный класс, реализующий образовательные программы среднего общего образования базового уровня по ФГОС СОО
1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

 Год постройки здания  -1981 год

1.            Состояние материально – технической базы

 

№ п/п Название Количество Оснащенность
1 Спортзал 1 60  %
2 Стадион 1 60  %
3 Лыжная  трасса 1 100 %;
4 Актовый  зал 1 (120  мест) 100  %
5 Столовая 1 (80 мест) 100 %
6 Учебные кабинеты 15 67 %
7 Мобильный  класс 1 100 %
8 Компьютерный  класс 1 100 %
9 Библиотечный  фонд: художественная литература; учебная  литература  

4471

2672

100 %

 

2.    Перечень технических средств обучения:

 

№ п/п Название Количество
1. Лазерные принтеры 3
2. Модем 1
3. Сканер 3
4. Мультимедийный  проектор 13
5. Ксерокс 3
6. Музыкальный центр 1
7. Интерактивная доска 13
8. Компьютеры 54
9. Мобильный класс 2

3. Наличие пришкольного участка, подсобного хозяйства и т.д., эффективность их содержания (для сельской школы)

 В школе имеется пришкольный участок – 0,75 га (цветник, овощной участок, фруктовый сад, кусты и деревья). Много лет работает школьная теплица, где реализуется программа трудового обучения «Растениеводство и тепличное хозяйство».

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1906 год
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

Первое упоминание о школе найдено в проекте зон охраны усадьбы Мособлстройкомитета проектно-строительного объединения РСФСР, где было написано: «Месячные отчеты Никольского вотчинного правления… на питание учеников Никольской, Онуфриевской и Мамошинской школ Никольского имения 1906 – 1907 год. Сведения о количестве учеников нет…»
2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Директора школы

1941г. — Рогожников Михаил Николаевич;

1941-1942г. — Мозгов Степан Никитович;

с января 1942 г. — Луценко Мария Степановна;

с 1948 по 1952 годы — Комаров Дмитрий Николаевич;

с 1952 по 1965 годы школу —  Герасимова Антонина Макаровна;

с 1966-1976 год — Шестопалова Татьяна Ивановна;

с 1976 по 1987 годы — Кулеш Людмила Константиновна

с 1987 по настоящее время Бурлаенко Татьяна Алексеевна

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

До 1917 года это была Никольская начальная трехклассная церковно-приходская школа, где учились 70 детей и работали двое педагогов.

С 1933-1938 года она стала семилеткой, а до 1941 года – средней школой, где обучались около 350 ребят.

6 ноября 1941 года занятия прекратились.

В 1941 году школу окончили 8 человек, пятеро из которых ушли на фронт. Двое погибли в первые годы войны. Это Петр Петухов и Георгий Котов.

После оккупации школа заработала с января 1942 года.

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Директор школы Михаил Николаевич Рогожников собрал группу для подпольной работы в тылу у фашистов. В нее должны были войти учителя и ученики, но планы Михаила Николаевича не осуществились. Его отозвали на фронт политработником. С войны в родное село он так и не вернулся.

18 ноября 1941 года в Никольское вошли фашисты. В школе они устроили конюшню. После освобождения села от немцев в здании расположился эвакогоспиталь. Многие жители и старшие ученицы работали там санитарками. Среди них – Татьяна Ивановна Шестопалова и Анна Ильинична Меркилова, которые в последующем работали учителями школы.

Шестопалова   Татьяна   Ивановна   директор  школы  с  1965 – 1976 гг.

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

В Никольской школе работали педагоги династии Павловых, которая берет свое начало с первых земских школ, открытых на территории Московской губернии. Учителя из этой семьи преподавали в деревнях Сафониха, Бутьково, Никольское, Ново-Петровское.

Среди выпускников школы —   Сергей Дмитриевич Березкин, уроженец д. Городище. За героизм и мужество, проявленные им в борьбе с фашистскими захватчиками при форсировании реки Неман присвоено звания Героя Советского Союза. Под сильным артиллерийским, минометным и пулеметным огнем, при вражеской бомбардировке, старший сержант Сергей Березкин, соорудив плот из подручных средств, вместе с другими расчетами, первым переправил свое орудие на западный берег Немана, где бойцы приняли на себя всю тяжесть вражеской контратаки. За этот подвиг при форсировании реки Неман Указом Президиума Верховного Совета СССР  от 24 марта ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1938  году закончил школу  Мельников  Юрий  Иосифович. Поэт – фронтовик, член  союза писателей. В один из приездов в нашу школу поэт Ю. Мельников   подарил стихотворение, посвященное учителям  нашей школы.

Добрая Нива

Дана Вам просвещенья  нива,           

Любви и знания запас.

Спасибо Вам,

Что терпеливо

Вы нас вели  из класса в класс.

Пускай минуют Вас ненастья –

Свет людям не легко нести…

Желаю и добра, и счастья

На Вашем жизненном пути.

В творчестве Ю. Мельникова нашло  отражение   современных событий  в нашем селе. Он посвятил свои замечательные строки выпускнику Никольской  школы  Коле Кузьминову, который  погиб   26  апреля   1982 году  в Афганской войне и был награжден орденом  Красной Звезды посмертно.

Героически выполняли свой  интернациональный долг  в Афганистане Еремеев Александр, Кулешов Юрий, Юбко Андрей, Соловьев Сергей.

Мухин Владимир Петрович —  окончил институт химического машиностроения, ликвидатор последствий Чернобыльской аварии.

Захарьящев Александр Федорович, ведущий инженер завода Хруничева по производству космических аппаратов.

Никифоров Дмитрий, окончил МИФИ, ученый – физик, имеет научные труды.

Среди выпускников – бывший начальник Красногорского ОВД Сергей Лукашев, бывший председатель Рузского народного суда Анатолий Свиридов и военный специалист Юрий Тюрин, награжденный орденами и медалями, Мосоликов Сергей  закончил МГОУ, защитил диссертацию, работает преподавателем Московский Университет имени С.Ю. Витте, а также высококвалифицированные специалисты, инженеры, ИТР –служащие, служащие полиции и ГБДД , рабочие.

Школьная статистика показывает, что наши выпускники получили юридическое образование, пошли в медицину, занимаются бизнесом и достаточно успешно, вернулись в школу в качестве учителей.

Среди наших выпускников есть также   менеджеры и экономисты,   строители и поэты. Мы внимательно следим за тем, как складывается дальнейшая судьба и даже личная жизнь наших выпускников.

Многие выпускники выбрали профессию Учителя. Так сложились династии учителей Куликовых, Сорокиных, Евтюхиных, Кузнецовых.

Есть и выпускники, которые остались преподавать в родной школе. Это (Лариса Сергеевна) Климова, (Александр Анатольевич) Бурлаенко, (Маргарита Сергеевна) Курятова, (Денис Владимирович) Носов, (Юлия Юрьевна) Скуратова, (Алексей Павлович) Кузнецов.

Школа – это в первую очередь обучающиеся, мы очень гордимся своими выпускниками. Наши выпускники поступают и заканчивают такие вузы, как – Политехнический университет, МЭИ ТУ, МАДИ,РУТ МИИТ, ИГЭУ, МАИ, МГОУ,РХТУ, РГАУ-МСХА,РГУФКС, МУ МВД РОССИИ им В.Я. Кикотя., РГГУ, Первый Московский Государственный медицинский университет им И.М.Сеченова, РНИМУ им Н.И.Пирогова, СГМУ , МПГУ, ВТУ им Щепкина, МГУТУ им К.Г.Разумовского.

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы) В Советское время на помогали наши шефы совхоз «Рузский», завод ФОП НИИ.

Сегодня это руководитель ЖК «Руза Фэмели Парк» Королев Юрий Евгеньевич, генеральный директор АО «Рузский» Александр Андреевич Вишняков.

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Наша концепция – концепция социально – педагогической  поддержки учащихся.

Центральной фигурой образовательного процесса является ученик как личность. Все остальные участники помогают становлению личности ученика, целенаправленно обеспечивают его возрастное развитие с учетом индивидуальных склонностей и способностей, способствуют его умственному, нравственному и физическому развитию, раскрывают его творческие возможности.

3.2.            Ценности школьной жизни

 

Наша Миссия: «Помогать всем ученикам стать успешными, способными развиваться и развивать мир вокруг себя»
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Гимн МБОУ  «Никольская  СОШ»

Здесь среди красивых зданий,
Словно, в центре мирозданья,
Ты стоишь, Ты – сокровищница знаний,
Потому что ты их множишь и хранишь.
Здесь такой уют, Здесь всегда нас ждут,
Всегда, школа моя.
Припев:
Мальчишки и девчонки, союз учителей,
Душевное богатство — сокровищ всех ценней,
Спортивные турниры и творчество детей —
Ты все объединила под крышею своей.

Куплет:
И со всей округи дети,
К этой радостной планете пусть идут.
Пусть всегда нам окна светят,
Пусть всегда нас помнят,
Любят здесь и ждут. Здесь такой уют,
Здесь всегда нас ждут, Всегда, школа моя.
Припев:
Мальчишки и девчонки, союз учителей,
Душевное богатство — сокровищ всех ценней,
Спортивные турниры и творчество детей —
Ты все объединила под крышею своей.
Школа моя!

Эмблема школы

 

( в центре  изображена  книга – символ знаний, который отражает основное предназначение школы – получение разнообразных и прочных знаний, Ласточка – стремление  ввысь, быстрота, дружба)

3.4.            Традиции и ритуалы

 

1.      Праздник первого звонка

2.      Посвящение в первоклассники

3.      День учителя.

4.      День Здоровья

5.      День правовой  помощи детям.

6.      Осенний кросс

7.      Веселые старты

8.      Ученик года

9.      Праздник осени

10.  День матери.

11.  Новогодние праздники

12.  Мероприятия, посвященные Московской битве.

13.  День защитника Отечества

14.  День освобождения Рузы от немецко-фашистских захватчиков.

15.  Международный женский день.

16.  Праздник последнего звонка.

17.  Вахта памяти.

18.  Вечер встречи с выпускниками.

19.  Выпускной вечер

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей) Лицо школы: Организация спортивно – оздоровительной работы. В школе работает филиалы юношеской  спортивной школы олимпийского резерва «Истина» и Рузской  детской спортивной школы по лыжным гонкам. Спортсмены лыжники ежегодно являются призерами районных, областных и зональных соревнований по лыжным гонкам, допризывной молодежи, «Школы безопасности».
3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Эффективно реализуются программы «Здоровье — через физическую культуру», «Досуг и развитие молодежи» (здоровый образ жизни), «Летний лагерь-экспедиция», «Школа – социокультурный центр села», «Здоровое питание», Программа «Психолого — педагогическое сопровождение развития детской одаренности    в условиях сельской школы».

В 2013 году победители Областного конкурса образовательных  учреждений муниципальных образований Московской области на присвоение статуса Региональной  инновационной площадки Московской области по теме «Реализация программ  повышения качества образования и уровня образовательных результатов в школах, работающих  в сложных социальных контекстах»,

в  2020-2021 год реализация федеральных проектов «Точка роста», «Цифровая образовательная среда».

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

ЮИД, спортивный клуб.
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе) Конкурс «Если я буду  Президентом школы»,  написание частушек о чертах выпускников на праздник Последнего звонка
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Село Никольское в 17 веке находилось в вотчине за окольничем князе Борисом Троекуровом. В селе существовала церковь Николая Чудотворца;

С 1762 года село принадлежало жене графа В.С. Салтыкова;

В 1775 году село Никольское куплено у потомков Салтыковых  С.С.Гагариным (род Гагариных происходит от князей Стародубских, потомков Великого князя Владимира Святославовича)

Главный дом построенный 1774 году существует и сейчас, жива и церковь, построенная архитектором Старовым в 70 годах 18 века, которые являются интересным памятником усадебного типа.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества В Советское время помощь местному совхозу в уборке урожая, прополке свеклы, дойке коров.

В настоящее время – благоустройство села, уход за памятником погибшим воинам во время Великой отечественной войны.

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Центр детского творчества г. Рузы, сельской библиотеки, ДЮСШ олимпийского резерва по лыжным гонкам, реабилитационного центра «Вдохновение», Управление молодежной политики, физкультуры и спорта отдела культуры,  Управлений образования  и  социальной защиты Администрации Рузского городского округа, ЗАО «Рузский», ЖК «Фэмели Парк»
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Шестопалова Татьяна Ивановна, пришла в школу в тяжелом военном 1942 году, прошла путь  от учителя русского языка и литературы до директора школы. ,  . Татьяна Ивановна болела душой за учеников, за коллектив, за судьбу школы. Наша школа – ее  жизнь, ее судьба. Была депутатов Никольского сельского совета.

Для коллектива школы  она была – не только преподаватель, директор, наставник, но и человек большой и красивой души.

Татьяна Ивановна болела душой за учеников, за коллектив, за судьбу школы, за односельчан. Наша школа – ее  жизнь, ее судьба.

Кузнецов Алексей Павлович, выпускник школы, ныне учитель физкультуры. В детстве он участвовал в лыжных гонках, а теперь сам возглавляет это направление в школе. Именно он вырастил целую плеяду кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта по лыжным гонкам,  обучающиеся летом совершают туристические походы на байдарках на Кандалакшу  Мурманской области.

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) В Никольской школе работали педагоги династии Павловых, которая берет свое начало с первых земских школ, открытых на территории Московской губернии. Учителя из этой семьи преподавали в деревнях Сафониха, Бутьково, Никольское, Ново-Петровское.

Династия Кузнецовых – Кузнецов А.П., учитель физкультуры, Кузнецова Г.С., учитель иностранного языка, Кузнецова М.А., воспитатель, Кузнецова И.А, учитель иностранного языка.

В школе активно работает Управляющий Совет, родители активные участники всех мероприятий в школе.

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Выпускник школы: «Наша школа всегда отличалась большой творческой свободой.​

Учителя действительно вкладывали душу в работу с нами, поддерживая индивидуальность каждого, и всячески помогая развиваться и расти.​

Нашу школу трудно назвать многочисленной, однако учителя давали возможность всем без исключения поучаствовать в олимпиадах, попробовать себя конкурсах, интеллектуального и спортивного характера.​

Например, для меня победа на областной олимпиаде по истории стала стартом для моей нынешней карьеры.​

В заключение могу добавить, что сельская школа — это особая атмосфера, в какой-то степени это не только образование и воспитание, но и школа жизни в ее миниатюре. Несомненно, я благодарен за эти жизненные уроки Никольской школе».

Учитель русского языка и литературы Никольской школы

– Я окончила Московский государственный областной университет, и когда пришло время устраиваться на работу, мой выбор пал на Никольскую школу, так как с ней была знакома заочно: моя мама преподавала в школе химию и тепло отзывалась о ней. Мне здесь нравится. Приятно, что педагоги отзывчивые, и всегда к ним можно обратиться за помощью. Дети у нас тоже замечательные! Уже успела к ним привязаться. Хочу пожелать нашей школе процветания и развития, чтобы оставался таким же дружным наш рабочий коллектив. И конечно же, чтобы Никольская школа была у всех на слуху!

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): __Бурлаенко Т.А., директор школы, Китанина О.В., зам. Директора по ВР., Догадаева А.В., учитель.