МБОУ Новошинская специальная (коррекционная)школа Навашинский ГО

МБОУ Новошинская специальная (коррекционная)школа Навашинский ГО

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новошинская специальная (коррекционная)школа»
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Монахов Антон Александрович
1.3.        Почтовый адрес

 

607112 Нижегородская обл., г.о. Навашинский, с. Новошино, ул. Школьная 1
1.4.        Телефон

 

8831-75-5-64-79
1.5.        Сайт

 

https://novoshino.edusite.ru/
1.6.        Электронный адрес

 

novoshino-school@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

Всего обучающихся в школе- 50 человек

1-4 классы- 17 обучающихся

5-9 классы- 33 обучающихся

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

17 педагогических работников из них: администрация – 2 человека (директор, замдиректора по УВР);

учителя- 10 человек; учитель –логопед – 2 человека; педагог –психолог – 1 человек; воспитатели ГПД – 2 человека.

Образование: 16 человек — высшее, 1 человек – среднее специальное.

Квалификация: высшая категория – 4 человек, 1 категория – 8 человек, соответствие занимаемой должности –  5 человек.

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Учебный план  МКОУ «Новошинская С(К)Ш»  разработан     на основании  закона РФ «Об образовании»,  приказа МОРФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п  «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,   базисного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью образовательных учреждений VIII вида Нижегородской области (Приказ Министерства образования Нижегородской области «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года» от 31.07.2013  № 1830).

 Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью рассчитан на 9-ти летний срок обучения, включает  два варианта в зависимости от степени выраженности дефекта – для обучающихся  с легкой, средней степенью (I  вариант), с тяжелой степенью умственной отсталости (II вариант). Учебный план предусматривает общее образование и профессионально-трудовую подготовку, необходимые для социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учебный план включает учебные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям  детей с ограниченными возможностями здоровья, специфические коррекционные предметы, а так же индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

  Учебный план учреждения  включает два варианта:

учебный план общего образования учащихся с легкой и средней степенью умственной отсталости;

учебный план общего образования  учащихся  с тяжелой степенью умственной отсталости.

Приказ  министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (далее Стандарт).  Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ. Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 года для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Школа располагается в трех зданиях.

1. Здание 2-х этажное, кирпичное, введено в эксплуатацию в 2009 году. В здании располагаются:

Пищеблок

Кабинеты начальных классов – 3

Швейная мастерская — 1

Кабинет ЛФК — 1

Логопедический кабинет — 1

Кабинет развития психомоторики и сенсорных процессов -1

Медицинский блок

Игровая ГПД – 1

Книгохранилище – 1

Сенсорная комната

2. Здание основных классов (бревенчатое, одноэтажное, построенное в  1904 году. В здании располагаются:

Кабинет математики

Кабинет истории, географии, биологии -1

Кабинет чтения и письма – 1

Кабинет СБО, ИЗО – 1

Кабинет факультативных занятий – 1

Кабинет коррекции письма и чтения – 1

Уголок психологической разгрузки.

3. Здание спортивного зала, мастерских (кирпичное, одноэтажное).

4. Кроме этого, имеется:

Краеведческий музей – 1

Овощехранилище – 1

Газовая котельная – 1

Артскважина — 1

Спортивная площадка – 1

Пришкольный учебный участок – 0,65 ГА (имеется овощной отдел, декоративный отдел, плодово-ягодный отдел). Участок занимает призовые места в районе. Летнее трудовое звено школьников одно из лучших в районе.

5. Общая площадь территории 1,7 ГА.

6. Установлено в зданиях АПС – 2004, 2008 год.

7. Установлено в зданиях видеонаблюдение.

8. Установлена система передачи извещений о пожаре на центральный узел 01 «Стрелец-мониторинг».

9. Установлена система очистки питьевой воды на пищеблоке.

10. Имеется школьный автобус ПАЗ 32053-70 – 2012 год.

11. Установлена система передачи тревожного сигнала.

12. Технические средства, используемые в учебно-воспитательном    процессе:

— компьютер – 9

— ноутбук – 17

— интерактивный класс  – 10

-принтер, ксерокс, сканер – 7

— принтер — 2

— телевизоры – 7

— видеоплеер – 1

— DVD  — 2

— музыкальный центр – 3

— микрокалькуляторы – 10

— микролаборатория – 2

— швейная машинка – 6

— станки: по металлу – 2

по дереву – 1

— верстаки: слесарные – 12 (новые)

столярные – 4

-акустическая система -1

— фотоаппарат — 2

Наличие условий, обеспечивающих коррекционную направленность образовательного процесса:

·     Кабинет СБО

·     Логопедический пункт

·     Уголок психологической разгрузки

·     Кабинет развития психомоторики и сенсорных процессов

·     Кабинет ЛФК

·     Спортивный зал

·     Медицинский блок

·     Спортивная площадка

·     Кабинет коррекции письма и чтения.

 

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

В документах 18 века и первой половины 19 века сведений о школе в деревне Новошино не имеется. Лишь после окончания строительства каменной церкви в 1859 году, есть сведения о земской школе села Новошино. Она была основана в 1862 году местным священником. В 1898 году в школе обучалось 50 учеников. Занятия проходили в здании церкви. В классах было холодно, мало было классной мебели. (Данные взяты из книги «Муром и Муромский уезд во второй половине XIX- начале XX в.»).

Таким образом, есть основание считать, что школа в селе Новошино существует с 1862  года.

2.2.            Обстоятельства создания школы

 

В 1858 году в соответствии с резолюцией императора Александра II Синод предписал местному духовенству приступить к открытию церковно-приходских школ и «ежемесячно доносить о числе школ, учащих и учащихся в них».

Согласно распоряжению нижегородского архиерея Нектария духовенству, исполняющему учительские обязанности, вменялось это как исполнение обязанностей по службе за вознаграждение, выдававшееся церковным причтом по истечении каждой трети года. Источником средств на организацию и работу церковно- приходских школ в Нижегородской губернии был определен пяти процентный сбор с Макарьевской ярмарки (всего 6900 рублей). Целью работы таких школ являлось «Распространение в народе образования в духе православной веры и церкви». (Нижегородская школа XVIII —  начало XX в. Нижний Новгород 2003г.)

В 1910 году была построена новая школа. Классы были большие и светлые. В ней было 4 класса и работали 4 учителя. Первыми учителями были: Бабина Н.И., Магницкая А.М., Зворыкина Е.Г., Кузьмин А.К.).

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

В 1910 школа стала начальной и такой она была до 1930 года. Сведений от том, кто был ее директором нет.

В 1930 директором школы был Архипов Владимир Александрович.

С 1938 директором школы был назначен Вилков Иван Епифанович.

Директором школы в годы войны был Лавров Александр Николаевич.

В 1943 году учел на фронт директор школы – Лавров А.А., а директором стал Лычагин Николай Иванович.

В 1942 году в Новошинской школе расположился детский дом. Директором была Старикова Мария Павловна.

В 1946 году Родионов Николай Кузьмич – директор Новошинской школы. В этой должности он проработал до 1954 года.

С 1954 по 1987 годы директором школы был Пронин Николай Михайлович. При нем были построены: столовая, интернат для детей, которые каждый день ходили в школу за несколько километров, котельная.

С 1989 работает директор Ванина Валентина Аркадьевна. Под ее руководством трижды присваивалось звание лауреата Всероссийского конкурса «Школа года».

 

 

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

В 1910 школа стала начальной и такой она была до 1930 года. Сведений от том, кто был ее директором нет.

году школа стала семилетней с громким и красивым названием Школа колхозной молодежи (ШКМ). Тогда это звучало очень гордо, потому что колхозы в стране только-только создавались.  Директором этой школы был Архипов Владимир Александрович. Он преподавал русский язык и литературу. Это был удивительный человек, который очень любил свой предмет. При нем в школе был создан литературный кружок. По вечерам ученики приходили к нему домой, и он читал им вслух стихи. В школе стали выпускать рукописный журнал «Росток», в котором печатались первые стихи членов школьного литературного кружка. В школе были созданы пионерская и комсомольская организации. Работал драматический кружок. Ученики ставили спектакли в клубе села Новошино, выезжали в город Муром, местные клубы сел и деревень нашего района. Зрители тепло принимали юных артистов. А руководил кружком Архипов В.А.  Учителями в то время были Мокеев В.И., Семенов Ф.Н., Фокичев И.И., Приклонская З.М., Дядюшкин С.Т. и другие.

В школе был введен новый предмет  —  «сельское хозяйство», потому что школа готовила, и тех кто будет работать в родном колхозе.

Рядом со школой находились большой поповский сад и огород, которые перешли колхозу. Над садом и огородом взяли шефство ученики школы. С ранней весны и до поздней осени они работали в саду и на огороде, собирая богатый урожай овощей и фруктов, закрепляя на практики знания, полученные на уроках нового предмета. Принимали активной участие в сельскохозяйственных выставках – ярмарках.

В 1933 году состоялся первый выпуск Школы колхозной молодежи. Выпускники этой стали учителями, врачами, дипломатами. Многие остались работать в родном селе.

С 1938 года школа стала функционировать как среднее учебное заведение. Микрорайон школы охватывал соседние деревни. Каждый класс имел по четыре параллели. В школе занималось около 800 учеников.

Директор школы был назначен Вилков Иван Епифанович. Это был очень душевный человек, очень хорошо знающий свой предмет – математику.  Его уроки любили ученики, а население села уважало его.

Учителями был: Жулина К.Н., Окутина А.М., Вилкова А.Н. – награждена орденом Ленина, Денисова Т.Д. – награждена орденом Трудового Красного Знамени, Приклонская А.М.- награждена Трудового Красного Знамени.

Судьба многих учителей и выпускников школы связанна с Великой Отечественной войной. Одними из первых ушли на фронт учитель Архипов В.А. (много был директор школы) и директор школы  — Вилков И.Е.. 14 февраля 1944 был награжден Орденом Красной звезды. Погиб в марте1944 года. Не вернулся с войны Архипов В.А., учитель Сунозов В.И. и многие выпускники Новошинской школы.

Директором школы в годы войны был Лавров Александр Николаевич. Учителя и директора школы менялись часто: они уходили на фронт.

В 1942 году школа становится средней. В 1943 году состоялся первый выпуск учащихся 10 класса Новошинской школы. В классе было 15 человек, из них двое юношей, которые сразу ушли на фронт и не вернулись домой, погибли.

В 1943 году учел на фронт директор школы – Лавров А.А., а директором стал Лычагин Николай Иванович.

Школа продолжала работать. Пионеры и школьники заменяли ушедших на фронт взрослых. Работали тимуровские отряды, которые помогали вдовам, женщинам, чьи мужья были на фронте. При школе была создана группа ребят, которые ежедневно доводили до жителей села сводки с фронтов, успехи нашей армии, работали в колхозе.

В 1942 году в Новошинской школе расположился детский дом. Его воспитанниками были дети, вывезенные из блокадного Ленинграда., 97 человек. Директором была Старикова Мария Павловна.

В 1946 году детский был расформирован.

Закончилась война. 163 похоронки получили семьи жителей села Новошино. Не вернулись с войны учителя: Архипов В.А., Вилков И.Е., Сунозов В.И. и многие выпускники школы.

В школе и сегодня помнят о них, бережно хранят собранный материал.

Участниками Великой Отечественной войны были учителя школы: Мокеев В.И., Яшин А.Д., Яшина Л.И., Боронина А.В., Родионов Н.К., Чванов К.И., Шаврин Л.С..

Отгремели бои, наступил долгожданный мир вернулся с фронта Родионов Николай Кузьмич в звании капитана. А его ратном пути говорили ордена и медали. В 1946 году он – директор Новошинской школы. В этой должности он проработал до 1954 года.

Энергичны, требовательны Николай Кузьмич все свое время уделял школе. Не хватало самого элементарного: продуктов. Одежды, обуви, учебников и тетрадей. Очень тяжелый была заготовка дров для школы. В 1949 году в село пришло электричество. И здесь большую помощь колхозу оказал директор школы, учителя и ученики. Много внимания уделял спортивной работе в школе, работали кружки, в клубе ученики школы ставили спектакли, учителя читали лекции для колхозников.

В послевоенные годы школа тала восьмилетней, а в дальнейшем- общеобразовательной.

С 1954 по 1987 годы директором школы был Пронин Николай Михайлович. Он поставил перед собой задачу: построить столовую, интернат для детей, которые каждый день ходили в школу за несколько километров. Очень нужна была котельная. Рядом со школой стояла полуразрушенная церковь. Кирпич для строительства нового здания решили брать с церкви. В этом новом здании размешался интернат, после закрытия интерната — начальная школа и школьный краеведческий музей.

Николай Михайлович вел большую общественную работу в селе и районе, пользовался высоким авторитетом среди учащихся, коллег, односельчан.

С 1989 работает директор Ванина Валентина Аркадьевна. Под ее руководством трижды присваивалось звание лауреата Всероссийского конкурса «Школа года».

В 1993 году в школе открыт краеведческий музей.

В 2002 году школа реорганизуется путем присоединения Новошинского детского сада.

В 2004 году – участники областного конкурса «Лучшие школы Росси» в номинации «Сельская школа – социокультурный центр». В 2004 Новошинская основная общеобразовательная школа реорганизована в МОУ специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII  вида для детей района.

 

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

В 40-50 годы каждая школа напоминала большую, дружную семья, где радости и горести, переживали сообща, хотя эти военные и послевоенные годы были нелегкими для школы. Сиротство, бедность семей, многие из которых потеряли на фронте своих отцов, скудность финансирования – все это было в избытке.

В эти годы с наступлением осени учителя отправлялись по домам, убеждая родителей в необходимости получения семилетнего образования для детей. Вся внеклассная и воспитательная работа лежала на учителе. Его рабочий день не заканчивался звонком. Дополнительные занятия, работа кружков занимали еще 2-3 часа. А вечером учитель шел в клуб, читал лекции, проводил беседы, организовывал художественную самодеятельность. Он был частым гостем в поле, на ферме. Учитель на селе был тогда и агрономом, и зоотехником, и советником по всем житейским вопросам.

В 40-50 годы в школе работало много прекрасных учителей. Их отличали высокий профессионализм, глубокая педагогическая культура, эрудиция. Любовь и уважение к ним детей, родителей, всего населения были искренни и беспредельны. Среди них – награжденные высокими правительственными наградами. Орденом Ленина была награждена Анна Николаевна Вилкова – учитель нашей школы. Она была переведена в Новошинская школу в конце 20-х годов. Была учителем начальных классов. Во время Великой Отечественной войны с 1942 по 1946 годы работала воспитателем детского дома, который размешался в нашей школе, а затем вновь учителем начальных классов. Она сочетала в работе с детьми сердечную ласку с мудрой требовательностью матери, обеспечивала глубокие знания детям, знала душу ребенка. Она умела жить с огоньком, проявляя доброту, душевность к людям.

Орденом Трудового Красного Знамени награждена учитель начальных классов Денисова Татьяна Дмитриевна. Родилась она в Новошино, здесь же училась в начальной школе, а затем продолжила образование в одной из школ города Мурома. В 1939 году окончила Муромское педагогическое училище и была удостоена звания «Учитель начальной школы».  Была назначена учителем начальных классов в родную школу. Ее педагогический стаж исчисляется почти четырьмя десятилетиями. Каждое утро все эти годы она встречала детей на пороге школы, вместе с ними работала на пришкольном участке, была рядом в походах по родному краю. Она пользовалась авторитетом и уважением детей, коллег, населения села.

Орденом Трудового Красного Знамени награждена учитель Новошинской школы Магницкая Антонина Михайловна. Она закончила Муромское реальное училище. Работала учителем русского языка и литературы в Новошинской школе с 1943 года. Главное внимание она уделяла воспитанию у детей на примерах художественных образов идеалов добра, чести, правды. Она добивалась того, чтобы ее уроки стали «учебником жизни». Она умело воспитывала у учащихся такие черты характера, которые пробуждали в них стремление жить достойно. Всегда находилась в гуще жизни односельчан, пользовалась высоким авторитетом и уважением детей и взрослых.

С 1948 года начла свою работу в Новошинской школе Пронин Николай Михайлович. Родился в селе Новошино, учился в Новошинской школе, закончился Муромский учительский институт и стал преподавать в родной школе физику и математику. В 1954 году он – директор школы. Это был эрудированный, душевный, влюбленный в свой предмет учитель, скромный и отзывчивый человек, болеющий душой за школу.

Под его руководством при школе было построено здание интерната, открыты физкультурный зал, мастерские, учебные кабинеты. В эти годы Новошинская школа была центром культуры, духовности на селе. Она была инициатором в облагораживание села, его окрестностей. Были посажены березовые и рябиновые аллеи школьного двора, на создание которых Николай Михайлович отдал много сил и энергии.

За полвека работы в школе Николай Михайлович постоянно был загружен общественной работой: избирался депутатом сельского совета, считался одним из лучших пропагандистов в районе.

Одним из первых в Навашинском районе награжден значком «Отличник народного Просвещения». Это был учитель – лидер. Активное участие в общественной работе среди населения придавало ему еще большей авторитет и вызывало уважение. Школа, руководимая им в течение 30 лет, ежегодно была подготовлена к новому учебному году, в ней создавались необходимые условия для обучения школьников с широким участием, шефских коллективов и родителей.

В 60-80 годах в школах работало немало умелых координаторов учебно-воспитательного процесса – школьных завучей. Именно на их долю выпало осуществление в эти годы контроля за выполнением ответственных задач – исключить из школьной практики формализм и процентоманию, преодолеть второгодничество, постоянно повышать уровень учебно-воспитательного процесса, совершенствовать методическое мастерство и повышение квалификации педагогических кадров. Достойно, ответственно решал эти задачи в течение многих лет аркадий Дмитриевич Яшин. Он родился в 1922 году в селе Новошино, в 1936 году окончил нашу школу. В 1939 году поступил в Муромский государственный учительский институт. Со второго курса был призван в ряды Советской Армии. Участник Великой Отечественной войны. С 1950 года более 30 лет работал учителем русского языка и литературы, был завучем в Новошинской школе. Он посещал уроки, внеклассные мероприятия своих коллег, изучал, обобщал передовой педагогический опыт. Вел и общественную работу, занимался пропагандой педагогических, политических и других знаний среди родителей и населения. Своей многогранной работой в эти годы завучи внесли достойный вклад в успешное решение основных задач в области образования. Аркадий Дмитриевич пользовался уважением учащихся, коллег, родителей.

 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Много людей в России и за ее пределами связывают воспоминания своего детсва и отрочества с Новошинской школой. За годы работы школы из ее стен вышли сотни, тысячи людей, которым довелось и войны прежить, и работать в колхозах, осваивать целину, строить разрушенные войной города, заводы, шахты…

А сколько учителей, врачей, экономистов, дипломатов работают в городах и селах нашей родины! Школа не забывает своих выпускников, а те – не забывают свою родную школу.

Сегодня гордостью школы являются:

— Вьюнков Алексей Егорович, Коротин Василий Егорович —  выпускники Новошинской школы, ставшие художниками. Они подарили школе несколько своих картин, глядя на которые можно представить, каким было село в довоенные годы. А Алексей Егорович восстановил по памяти очень подробный план села, указал старые названия улиц, назвал по фамилии каждого домовладельца. По картинам можно представить, где раньше протекала река Теша, как она меняла свое русло, какие были и остались названия полей, болот, ручьев, перелесков и т.д.

Все это передается следующим поколениям, чтобы они знали историю своего села и родного края.

— Курыков Федор Иванович – учился вНовошинской школе. В 15 лет пошел работать подручным клепальшика на судоверфь поселка Мордовщик, а потом уехал в Петроград, где работал в шрапнельной мастерской Путиловского завода. Участвовал в Февральской революции. 5 июля 1917 он стал членом РСДРП. В скоре был зачислен в отряд Красной гвардии Путиловского завода. Руковдил группой красногвардейцев, которые охраняли сам завод и важнейшие объекта города, рядакцию большевстской газеты «Правда». В 1918 году приехал в Новошино и был избран председателем Новошинского сельсовета. В 1921 году партия направляет его на учебу в Москву. Сначала он окончил рабфак, затем – сельскохозяйственную академию им. Тимирязева, аспирантуру. Потом был направлен на работу Наркомат совхозов СССР, часто выезжал в составе бригад ЦК РКП (б) вряд областей Советского Союза. Когда началась Великая Отечественная война и над Москвой нависла смертельная опасность Федор Иванович ушел в ополчение.  Всю войну вел партийно – политическую работу в армии, был ответственным секретарем парткомиссии Политотдела управления военной комендатуры г. Москва.

Воинские заслуги фронтовика Курыкова отмечены орденом Красной Звезды, боевыми медалями, грамотами Верховного Совета СССР.

— Щепров Сергей Васильевич – выпускник Новошинской школы окончил Муромское педучилище и получил направление в Вачский район, работал заведующим школой, заочно учился в Горьковском пединституте. С третьего курса был призван в Красную Армию. В боях под Москвой получил ранения. Подлечился и снова на фронт. Воевал в партизанской бригаде.  О том, как воевал наш земляк рассказывается в книгах: «Угодский завод», «Пароль: Родина», «Битва за Москву.» За отвагу и мужество проявленные на фронте, Сергей Васильевич был награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, боевыми медалями.

После войны вернулся в школу, закончил пединститут, защитил диссертацию, стал кандидатом исторических наук. Длительное время работал в Министерстве Просвещения СССР.

— Михаил Васильевич Шеронкин. Родился в 1920 году в селе Новошино, учился в нашей школе. Участник Великой Отечественной войны. Демобилизовался в 1947 году и вернулся в родное село. По путевке комсомола в Заполярье. Работал на Мурманской судоверфи сначала слесарем – сборщиком, а потом стал бригадиром. В 1971 году за достигнутые успехи выполнении заданий по развитию рыбного хозяйства он был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Награжден двумя орденами Ленина, Отечественной войны II степени, несколькими медалями, в числе которых золотая «Серп и Молот».

— Михаил Иванович Паршин – уроженец села Новошино, выпускник Новошинской школы. В 1934 году пришел работать на Мордовщиковскую судоверфь. А оттуда поступил в летное училище. Воевал и с белофиннами, и фашистами. Труд война был высоко оценен. Среди наград Михаила Ивановича – 6 орденов, в том числе: Красного Знамени, два ордена Красной Звезды и три — Отечественной войны. После войны он служил в морской авиации на Балтийском флоте, занимал ответственную должность в звании полковника.

-Пётр Матвеевич Елистратов – ученик нашей школы, участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Отечественной войны, боевыми медалями. После войны был секретарем Херсонского обкома партии, затем 6 лет работал вторым секретарем ЦК партии Азербайджана. В 1968 году был назначен на должность 1 секретаря обкома партии Мордовии. В 1971 году Петр Матвеевич переведен на службу советником посольства СССР в Афганистане.

— Окутин Алексей  Геннадьевич – выпускник Новошинской школы. Окончил спорт интернат (ныне училище Олимпийского резерва) и выбрал для себя профессию военного летчика.

Однажды подполковник Окутин и майор Хаджияров, оба летчика 1 класса, пилотировали МИГ – 29, отрабатывая задание. Вдруг начался пожар правого двигателя. Пришлось в режиме ручного управления вести полууправляемую машину по границе жилой зоны гарнизона, чтобы в случае чего отвернуть и не дать упасть самолету на жилые дома. Рискуя своей жизнью, летчики довели самолет до своего аэродрома, сохранив его. Только благодаря мастерству экипажа, его четким и слаженным действиями не произошло трагедии. Офицеры были представлены к государственным наградам. Окутин Алексей Геннадьевич награжден Орденом Мужества.

— Евдокия Ивановна Карабанова – училась в Новошинской школе. Седьмой класс закончила в годы войны, с 1943 по 1945 год трудилась на лесозаготовках. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» в 1945 году. Ей было всего 18 лет. Потом учеба. И 25 лет работала в органах государственной статистики. В это время она решила написать книгу о судьбах своих односельчан — участников Великой Отечественной войны. Архивы, военкоматы, музеи с уважением встречали Евдокию Ивановну. Ее статьи публиковались в районных, областных и центральных газетах. Собранные Е.И. Карабановой материалы были использованы при подготовке Книги Памяти Нижегородской области. В 2015 году вышла ее книга «Мы из Малышева». Она обращена к историкам, краеведам и всем, кому интересна история родного края.

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

В нашем районе достойный пример поддержки школе  в плане укрепления ее учебно-материальной базы, поощрения лучших учеников, финансирования различных мероприятий в эти годы, подает генеральный директор ОАО «Навашинский завод стройматериалов», заслуженный строитель РФ, почетный гражданин Навашинского района –Тюрин Александр Павлович.

В сентябре 2003 года он был награжден Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации. Для нашей школы – это подарки учащимся к 1 сентября, Новому году, подарки школе и учителям к знаменательным и юбилейным датам, оказание помощи в подготовке школы к новому учебному году.

Большую помощь школе оказывает Шония Леван Габриелович (ООО «Лесосервис»).  Это -садово-огородный инвентарь для работы на школьном участке, материал для проведения уроков труда, металл для работы в мастерской, материальная помощь школе.

Кузьмин Сергей Николаевич – выпускник нашей школы, генеральный директор ООО «Люкс». Он помогает школе в приобретении спортивного инвентаря и спортивной формы для учащихся.

Макаров Юрий Владимирович – выпускник школы, сегодня  — индивидуальный предприниматель, оказывает помощь в приобретении спортинвентаря для уроков физкультуры.

Возрождаются связи школы с «Окской судоверфью». Спонсорскую помощь оказывают и другие руководители предприятий. Не может не радовать то, что у школы есть друзья и союзники, что что вновь актуальными становятся слова: «Школа – забота общая».

 

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

 
3.2.            Ценности школьной жизни

 

 
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

 
3.4.            Традиции и ритуалы

 

 
3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

 
3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

 
3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

 
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

 
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Известно, что огромная территория между Окой, Сурой и Волгой с незапамятных времен была заселена эрзянскими племенами мордовской народности. С созданием и укреплением централизованного государства, особенно с середины XVI века, после завоевания Казани, государи стали раздавать земли русским дворянам и служилым людям. Началась федеральная колонизация края. Возникали новые селения – села и деревни, в том числе и на территории сегодняшнего Навашинского района. Не известны точные даты возникновения этих селений. Однако, по большинству селений бывшего Муромского уезда есть сведения, взятые из книги «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» (Владимир, 1897 г.). При описании приходов в книге дается краткая характеристика селений, входящих в тот или иной приход, а именно указывается год документа, в котором то или иное селение записано (писцовые книги 1629-30 гг., окладные книги 1676 г.). По этим писцовым книгам 1629-30 гг. в деревне Новошино значилось 18 дворов крестьянских. До 1764 г. Деревня Новошино принадлежала Муромскому Богородицкому собору. В 1840г. Начата была постройка каменной церкви, а закончилось строительство церкви в 1859 г. После постройки церкви Новошино стало селом.

Село Новошино раскинулось на левом берегу реки Теши. История села уходит своими корнями в глубину веков.

По одной из легенд свое название оно получило во время знаменитого похода Ивана Грозного на Казань в июле 1552 года. Армия царя проходила по нашим местам. На ухабистых дорогах у царской кареты сломалось колесо, которое починили здесь же, наложив на него новую шину. А здешнее селеньице получило имя Новашина, которое потом превратилось в Новошино. В писцовых книгах 1629-30 гг. оно именовалось именно так.

Насколько верна легенда о названии села судить трудно. Но то, что село существовало во времена Казанского похода, это вполне реально.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Много пережила школа за время своего существования. Перестраивались старые здания, строились новые, менялись учителя. Но одно оставалось незыблемым – школа оставалась центром культуры, духовности на селе. Под руководством директора Пронина Н.М. школа была инициатором в преобразовании, облагораживании села, его окрестностей. Красивые березовые и рябиновые аллеи школьного двора, подъездные дороги к селу, посаженный учениками большой сосновый бор еще долго будут радовать многие поколения. Школьники озеленяли улицы села, принимали активное участие в уборке придомовых территорий, оказывали помощь престарелым людям. Когда был колхоз, работали на полях, токах и фермах. Были незаменимыми помощниками во время сенокосной страды. Ни один сельский праздник не обходился и не обходится без участия школьников. Всегда школа поддерживала и поддерживает связь с родителями учащихся, Домом культуры, местной администрацией. Участники самодеятельного коллектива «Рябинушка» всегда выступают на школьных больших праздниках. И в праздники, и в будни в школу часто приходят родители, выпускники, ветераны педагогического труда. Школа и впредь будет активно участвовать в жизни села.
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня  
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)  
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)  
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)  

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы):

Кузьмина Ирина Васильевна – замдиректора по УВР

Белова Галина Георгиевна – учитель истории, обществознания, руководитель туристко-краеведческого кружка «Истоки»

Ермакова Татьяна Евгеньевна – педагог-организатор

Лобкова Елена Алексеевна – учитель математики, социальный педагог

Денисова Надежда Константиновна – учитель математики, классный руководитель 7 класса

Григорьева Екатерина Сергеевна –воспитатель ГПД

Инова Анна – обучающаяся 9 класса, член туристко-краеведческого кружка «Истоки»

Либанова Екатерина- обучающаяся 9 класса, член туристко-краеведческого кружка «Истоки»

Боржов Анатолий — обучающийся 7 класса, член туристко-краеведческого кружка «Истоки»

Школин Вячеслав- обучающийся 7 класса, член туристко-краеведческого кружка «Истоки»