МБОУ Пожарская СОШ Сергачский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пожарская средняя общеобразовательная школа» 
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Лазарева Ирина Михайловна
1.3.        Почтовый адрес

 

607520, Нижегородская область, Сергачский район, село  Пожарки, улица  Советская, дом  2.
1.4.        Телефон

 

 8(83191) 42-5-54
1.5.        Сайт

 

http://pogarki-school.ucoz.ru

 

1.6.        Электронный адрес

 

s_p_ser@mail.52gov.ru

 

1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

Всего: 186 обучающихся:

1 ступень: 89 обучающихся;

2 ступень:97 обучающихся

 

 

 

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

Всего педагогов-29, из них:

 

– 91 % имеют высшее образование;

– 9 %   имеют средне-специальное образование;

 

– 25 % имеют высшую квалификационную категорию

– 57 % имеют первую квалификационную категорию

– 14 % имеют соответствие занимаемой должности

– 4 %   не подлежат аттестации на  СЗД

 

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Организация образовательного процесса в Школе осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписанием занятий.  Обучение ведётся  в одну смену, по  5-дневной учебной  недели.

 

Школа реализует образовательные программы:

– Дошкольного образования;

– Начального общего образования;

– Основного общего образования;

– Среднего общего образования.

 

Реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Реализуются дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы по направленностям:

– художественная;

– естественнонаучная;

– физкультурно-спортивная;

-социально-гуманитарная;

– техническая.

 

Школа имеет в своей структуре два  филиала и два структурных подразделения, осуществляющие в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего  образования.

 

  График работы Школы   с 7.30 ч. до 17.00 ч.

 

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Здание школы типовое, двухэтажное было построено и сдано в эксплуатацию в 2009 году. Общая площадь 2055 кв.м.

 

Имеются учебные кабинеты, оснащённые в полном объёме интерактивным, мультимедийным, лабораторным и цифровым оборудованием.

– кабинет химии и биологии (с лаборантской)

– кабинет физики (с лаборантской)

– кабинет информатики

– кабинет обслуживающего труда

– кабинет технического труда

– спортивный зал

– лингафонный кабинет

– информационно-библиотечный центр

– кабинеты  начальных классов

 

Отремонтированы и оснащены три кабинета для функционирования центра  образования естественно- научной и технологической направленностей «Точка роста»

 

В  2011   году создана «Доступная среда» для лиц с ограниченными возможностями здоровья (имеются пандусы, комната релаксации, гигиеническая комната с поручнями).

 

В 2021  году установлена система контроля управления  доступом.

 

Имеется видеонаблюдение.

 

Пришкольная территория огорожена железным забором.

 

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1885 год
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

В селе Пожарки первая земская школа стала работать в середине 80-х годов девятнадцатого ого столетия, т.е с 1885-1886 годов.

 

 В отчете по проверке школ от 10 сентября 1907 года инспектор И. Веденский  писал: « Пожарское училище  сущее наказание для учителя и для учащихся. Оно до того ветхо, тесно и душно, что удивляешься, как могут  в таких условиях учитель учить и ученики учиться. Класс битком набит: ученики сидят во всевозможных положениях к учителю лицом, боком и спиною. В  здании все гнило, гнило и гнило: крыша решето льет, окна по аршину и их открыть нельзя – стекла падают из гнилых рам; полы зыблются. Здание  построено на таком месте, что подъехать к нему нельзя, подойти трудно, несмотря однако на такие условия, учебное дело поставлено удовлетворительно.

 

Переезд школы на улицу Плешивка.

В 1910 году  Земством была построена новая стандартная двухэтажная  деревянная школа, которая находилась на улице Плешивка около педагогического физкультурного училища. В нижнем этаже помещались два класса, а в верхнем две квартиры для учителей, библиотека и комнатка для сторожа. Учителем в новой школе были Цыганова Екатерина Михайловна, окончившая курс Арзамасской гимназии, и Архангельская Софья Михайловна ..

В 1924 году в школу прибывает работать Чачина Е.П.. В то время в классах детей было по 50-60 человек, некоторых оставляли на второй год обучения из-за  плохого усвоения учебного материала.

 Условия для работы с детьми были хорошие: большие светлые классы, хорошая школьная мебель, нормальная температура в помещениях. Школа вела большую внеклассную работу не только с детьми, но и со взрослым населением: читали в клубе лекции, ставили спектакли, помогали в уборке урожая в колхозе «Красная Нива», созданном в 1929 году.

 

Но в 1932 году из-за халатности сторожа, случился пожар и школа полностью сгорела.

 

Учителя, жившие в школе,  спаслись, выбравшись из окон со второго этажа. Из имущества ничего спасти не удалось.

 

Правление колхоза выделило кирпичное помещение под школу, где в одной половине устроился завуч Архангельский Н.М., а в другой после ремонта открылся класс: со скамейками и одним общим столом. Позднее в этом здании будет колхозная  контора. В разные годы учащиеся школы размещались и в других помещениях: в караулке около церкви, в двухэтажном доме, где позднее был клуб. Колхоз выделил для школы участок в 5 га для биологических экспериментов учащихся. В 1933-1934 уч.году школа стояла на пути своего закрытия, т.к. в районном бюджете не хватало денег на содержание 6 класса. Учителя школы нашли выход: чтобы сберечь школу, они предложили родителям собрать за каждого ученика по 25 рублей на 4 месяца обучения. В чем родители не отказали и дети обучались до 1 января 1934 года на деньги собственного бюджета.

 

Двухэтажное здание школы , которое функционировало до 2008 года , ранее принадлежало зажиточному крестьянину  Горбачёву Ивану Алексеевичу. До войны в этом здании была колхозная контора ,клуб и сельская библиотека. Во время войны там размещалась конюшня, принадлежащая  миномётной части .После войны  в 1947-48 годах здание было отремонтировано и передано под школу . Вначале 60-х годов построен пристрой.

 

Обучение проходило в двух зданиях: старшеклассники учились в двухэтажном здании, а начальные классы – в здании напротив (бывшая колхозная контора).

 

Но эта школа не отвечала современным требованиям: не было спортзала, пищеблока, оборудованных классов, санитарных узлов, водопровода, не было возможности в полной мере соблюдать правила противопожарной безопасности и санитарно – гигиенические требования.

Учебный процесс осложнялся и тем, что уроки велись в разных зданиях.

 

В связи с этим Администрацией Сергачского района было принято решение от 16 марта 2008 года о строительстве в селе Пожарки  типовой  средней школы на 120  мест. Школа была построена в рекордный срок.

 

 И 19 февраля 2009 года состоялось торжественное открытие Пожарской средней общеобразовательной школы, где присутствовали губернатор Нижегородской области Валерий Павлинович  Шанцев, министр образования Сергей Васильевич Наумов, Глава Администрации Сергачского муниципального района Николай Михайлович  Субботин и Начальник Управления образования Администрации Сергачского муниципального района   Коновалов Владимир Петрович.

 

Открытие новой школы –всегда большое событие. А если школа открывается в селе, но это становится самым настоящим праздником.

Сто двадцать учеников поднялись по ступенькам новой школы и продолжили свое обучение в современных условиях.

 

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

 – Архангельский Михаил Павлович –завуч школы с 1910 г.

 -Солдатов Иван Григорьевич, годы работы директором 20 сентября 1934 г. –  22 июля 1957 г.

 

 – Жданов Анатолий Степанович

годы работы директором  1958 – 1974 гг.

 

-Цацина Мария Михайловна

 годы работы директором 1975 – 1977гг.

В Пожарской школе работала с 1944 по 1977 год.

 

– Тихонов  Борис Вениаминович

 годы работы директором 1977-1982 гг.

-Зюляева Валентина Михайловна. Годы работы директором 1982 -2009  гг.

 

 – Лазарева Ирина Михайловна, директор школы с 2009г.

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

Ø  1932 год, который оказался роковым для Пожарской школы: случился пожар и школа полностью сгорела

Ø   В 1933-1934 уч.году школа стояла на пути своего закрытия, т.к. в районном бюджете не хватало денег 

Ø  с 1 января 1934 года школа была включена в бюджет РОНО

Ø  После войны  в 1947-48 годах здание было отремонтировано и передано под школу .

Ø  Вначале 60-х годов построен пристрой

Ø  Администрацией района было принято решение от 16 марта 2008 года о строительстве в селе Пожарки типовой  средней школы на 120  мест.

Ø  19 февраля 2009 года состоялось торжественное открытие Пожарской средней общеобразовательной школы.

 

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Ø  Первым учителем в школе работал Лебединский Неофит Константинович, проработавший в селе Пожарки 24 года.

Ø      В 1910г. Учителем в новой школе были Цыганова Екатерина Михайлова, окончившая курс Арзамасской гимназии, и Архангельская Екатерина Михайловна.  В течение нескольких лет учителями в школе работали Архангельский Михаил Павлович  и его жена Архангельская А.Н.. В то время школа стала уже трехкомплектной и третьим учителем работала Троицкая Ю.А., которая в 1919 году покинула школу по семейным обстоятельствам, и вместо нее стал работать Архангельский Н.М., а вместо  Архангельской А.Н. начинает работать Кулясова А.М.  

Ø  В 1924 году в школу прибывает работать Чачина Е.П.

 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Ø  Курюмов Михаил Николаевия 1997 года выпуска -председатель комитета ветеринарии Нижегородской области с 2009 года;

Ø Субботин Николай Михайлович 1976  года выпуска- первый секретарь РК ВЛКСМ;  с 2015 года председатель земского собрания,  Глава местного самоуправления Сергачского муниципального района;

Ø Соколов Евгений Михайлович  1976 года выпуска -2010-2015 г.  Глава  местного самоуправления Сергачского муниципального района

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

 
3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

 
3.2.            Ценности школьной жизни

 

 
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

 
3.4.            Традиции и ритуалы

 

Ø  Спартакиада, посвященная воину интернационалисту Марсу Адельшиновичу Мангушеву,

 

Ø  Игра «Зарница»

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

 
3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

 
3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

-детское общественное объединение «Друзья   природы»;

-волонтерское объединение «Парус надежды»;

 -школьный спортивный клуб «Юниор»;

– юнармейский отряд им. Матросова А.М.

 

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

 
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Дата возникновения Пожарок не известна. Окрестности села считаются одним из предполагаемых мест Пьянского побоища 1377 года. Возникновение этого селения вероятно вызвано активизацией к середине XVII века в данной местности поташного производства, центром которого являлся Сергач. Предположительно, существовало как село (наличие деревянной приходской церкви) уже в середине XVII века[4].

До 1779 года относилось к Алатырскому уезду (с 1719 года в составе Алатырской провинции Нижегородской губернии), в 1779—1796 и 18021929 годах в составе Сергачского уезда Нижегородской губернии.

В 1816 году в результате большого пожара сгорело дотла. После этого село было отстроено заново, а на средства владельцев села, князя Сергея Михайловича Голицына и его супруги Авдотьи Ивановны, урождённой Измайловой, была к 1835 году построена ныне существующая каменная церковь.

К 1850 году в Пожарках насчитывалось 140 дворов, то есть проживало около 700 жителей. В это время село принадлежало помещику Дашкову.

После крестьянской реформы Пожарки стали единственным селением Пожарской волости Сергачского уезда. Согласно переписи 1897 года, в Пожарках проживало 1688 человек (из них 1672 постоянных жителя). .1911 году в селе насчитывалось 355 дворов (свыше 1,5 тысячи жителей).

К 1923 году Пожарская волость была ликвидирована, а Пожарки вошли в состав Сергачской волости. С 1929 года — в составе Сергачского района. В ходе коллективизации в селе возник колхоз «Красная Нива».

До 1954 года село образует Пожарский сельсовет. В 1954—1960 в составе Сергачского сельсовета, в 1960—1968 — в Кладбищенском (с 1961 года — Гусевский). С 1968 года существует современный Пожарский сельсовет (с 2004 года — сельское поселение Сергачского района согласно Закону Нижегородской области от 15 июня 2004 года № 60-З «О наделении муниципальных образований — городов, рабочих посёлков и сельсоветов Нижегородской области статусом городского, сельского поселения».

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества  
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня  
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)  
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)  
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)  

Информация подготовлена и предоставлена: директор школы Лазарева Ирина Михайловна