МБОУ Сабаевскакя СОШ Кочкуровский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

 

 

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сабаевскакя средняя общеобразовательная школа»
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Гулягин Иван Николаевич
1.3.        Почтовый адрес

 

431586, Республика Мордовия, Кочкуровский район, с.Сабаево, ул. Ленина, д.68
1.4.        Телефон

 

8 834 39 29435
1.5.        Сайт

 

sabaevo.edurm.ru
1.6.        Электронный адрес

 

sabaevosoch@mail.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

1 ступень (начальное общее образование) – 20 уч-ся

2 ступень (основное общее образование) – 39 уч-ся

3 ступень (среднее общее образование) – 6 уч-ся

 

всего: 65 уч-ся

 

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

22 человека

Высшее образование – 19 чел.

Среднее профессиональное образование – 3 чел.

 

Высшая категория – 3 чел.

Первая категория – 15 чел.

Соответствие занимаемой должности – 3 чел.

Без категории – 1 чел.

 

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Школа работает в режиме 6-дневной рабочей недели. Среднее число уроков в день в 1-4 класса- 4, в 5-8 – 5, в 9-11 – 6 уроков. Расписание составлено с учетом санитарно-гигиенических норм и индивидуальных особенностей учащихся. Во второй половине дня проводятся элективы, работа кружков, секций, творческие дела классов.

По окончании учебного года проводится трудовая практика с 5 класса по 8,  10 класс.

Функционирует столовая на 83 посадочных места. Питание  организовано за счет родительской платы, средств местного бюджета и продукции с пришкольного участка. Питанием  охвачено  65 учащихся – 100%.

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный процесс организован в одном двухэтажном здании. Капитальный ремонт не проводился с 1987 года. Текущий косметический ремонт классных помещений, рекреаций, фойе проводится ежегодно. Существующие площади позволяют вести обучение в одну первую смену. Общая  площадь здания – 1837,9 кв.м, площадь учебных кабинетов – 656 кв.м. Отопление – газовая котельная; водоснабжение и канализация (только в столовой и в туалетах) здания – индивидуальные.

1. Кабинет начальных классов (интерактивная доска, видеопроектор, ноутбук, сканер).

2. Компьютерный класс (7 компьютеров, 2 принтера, мультимедийный проектор, экран).

3. Мастерская

 

Станки для обработки древесины 7
Станки для обработки металла 7
Инструменты и инвентарь

Учебники

30%

100%

 

— наличие спортивного зала, его оснащение

Гимнастическое оборудование 20%
Инвентарь и оборудование для спортивных игр 30%
Лыжный инвентарь 50%
Инвентарь и оборудование по лёгкой атлетике 30
Футбольная  форма 11 шт

Учебники

50%

 

100%

 

-наличие библиотеки, оснащение и укомплектованность фонда

библиотека, 40 кв.м.

Учебная литература – 2670 шт. – 100%

Художественная — 5 133

Методическая – 105 шт.

 

Территория образовательной организации

1. Общая площадь участка – 1,3га.

2. Зоны:

— эстетическая (цветники, клумбы, декоративные кустарники

— площадь учебно-опытного участка – 6 400 кв.м;

— физкультурно-спортивная- спортивная площадка 2400 кв.м. (футбольное поле, полоса препятствий);

— хозяйственная зона — имеется.

3. Использование в образовательном процессе, в том числе дополнительном образовании, различных форм благоустройства школьной территории с учётом времен года. Используется при проведении предметов Окружающий мир, биология, химия, география, внеурочная деятельность по экологическому воспитанию

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1865 год
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

В 1865 году в селе Сабаево, что входило в состав Корсунского уезда Симбирской губернии, была открыта церковно-приходская школа. Школа располагалась в полуразрушенной сторожке. Затем, в 1880 году, на  средства сельского общества было построено новое здание, состоявшее из двух классных  помещений.

В 1927 году была открыта  семилетняя школа крестьянской молодёжи. Единственная в то время семилетняя школа в Кочкуровском районе. В 1938 году школа  была переименована в среднюю. Первый выпуск учеников средней школы состоялся в 1941 году, накануне Великой Отечественной Войны.

Ученики из близлежащих сёл учились также в Сабаевской школе и жили здесь во время учёбы. Это такие сёла, как Русское Давыдово,  Мордовское Давыдово,  Качелай,  Тат-Умыс, Сурское, Ягодное, Нерлей,  Майдан, Видьман.  После получения начального образования продолжали учёбу только те  учащиеся, у которых была особая тяга к знаниям, и если их семьи имели возможность заплатить за учебу. В начальной школе обучение было бесплатное, а начиная с 5 класса  платное — 70 рублей в год.

На территории села Сабаево  было 7 начальных школ, которые располагались в разных частях села, так как село тянулось на 7 км. Занятия проводились в 3 смены. В селе проживало около 7 тысяч человек.

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Первыми учителями школы был сын дьячка Николай Грацианский, который проработал в Сабаевской школе до 1889 года.

С 1890 г — ?

Леонтьев Пётр Яковлевич – с ? до 1950г.

Вельдяскин Василий Трофимович – с 26.06.1950 по 06.08.1953 г.

Пронькин Роман Данилович – с 26.06.1953 по 1960 г.

Зорькин Алексей Иванович – с 1.07.1960 по 1964 г.

Гангев Илья Андреевич – с 10.03.1964 по 10.01.1969 г.

Пронькин Николай Ильич – с 1.04.1970 по 1977

Супонина Софья Ивановна – с 13.10.1977 по 19.01.1979 г.

Зорькин Александр Иванович – с 19.01.1979 по 1985 г.

Канаев Александр Никифорович — с июля 1985 по 21.08.1986 г.

Гулягин Иван Николаевич – с 25.08.1986 г. по настоящее время

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1965 год – празднование 100-летия

1987 г.- открытие нового здания

1990 год – празднование 125-летия

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Лавровская Александра Петровна (1870-1962). 25 февраля 1940 года за образцовую работу и выдающиеся успехи в области воспитательно-педагогической деятельности и за активное участие в общественной жизни республики Президиум Верховного Совета Мордовской АССР присвоил А. П. Лавровской звание «Заслуженный учитель школы Мордовской АССР».

Более 30 лет в школе проработали Александр Иванович Зорькин, Татьяна Ивановна Горбунова, Илья Андреевич Гангеев, Софья Ивановна Супонина, Валентина Ивановна Кузнецова и многие другие.

В  числе учителей нашей школы есть заслуженные учителя РСФСР и МАССР: Пронькин Николай Ильич, Супонина Софья Ивановна, заслуженные учителя МАССР: Шагова Александра Васильевна, Абрамова Клавдия Фёдоровна. Они также являются «отличниками народного просвещения». В 1994 году В. И. Кузнецова удостоена звания «Отличник народного просвещения».

В 1965 году  в связи с 100-летием нашей школы за хорошую работу присвоили звание «Отличник народного просвещения» учителям: Юрченковой Анне  Алексеевне, Пронькину Роману Даниловичу, Трямкиной Татьяне Васильевне, Ратниковой Евдокии Григорьевне, Горбуновой Евдокии Фадеевне.

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях) Школа гордится своими выпускниками. Многие из них работают учителями, инженерами, врачами.

Бывший выпускник нашей школы Макаров В.И. работает в Казани конструктором. Выпускники Цыпкайкин В.Ф., Цыпкайкин Н.М., Четайкин В.А. являлись научными сотрудниками. Яшков В.И., Князькин В.И. закончили военно-инженерную Академию. Учайкин И.Г. удостоен звания Лауреата Ленинской премии, Севанькаев А.В. защитил кандидатскую диссертацию.

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы) Сабаевский КДЦ

Администрация Сабаевского сельского поселения

Крестовоздвиженская церковь с.Сабаево

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы Школа – место,  где развиваются самые сложные человеческие отношения. Именно здесь  происходит великое, трудное радостное и мучительное творение человека (В.А. Сухомлинский)
3.2.            Ценности школьной жизни                     Стремимся сделать мир лучше

РАды помочь тем, кому нужна помощь

Верим в торжество доБра, любви, справедливости

Апробируем новое

Культурно отдыхаЕм

Трудимся, тВорим

Призываем всех к сОтрудничеству

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)  
3.4.            Традиции и ритуалы

 

Календарь наших традиций

·         День знаний — 1 сентября

·         «Посвящение в первоклассники» — 4-я неделя сентября

·         День здоровья  — 1 раз в месяц

·         Участие в акции «Помоги старости» День пожилого человека – 1 октября

·         Экологические акции –  в течение года

·         Спортивные соревнования – в течение года

·         День учителя — 5 октября

·         Праздник «Золотая осень» — 2-я неделя октября

Конкурс рисунков, творческих работ, утренники , осенний бал

·         День матери – 25 ноября. Праздничный концерт.

·         Игры КВН

·         Новогодние  праздники – 3,4 неделя декабря

·         Предметные недели — в течение учебного года

по всем дисциплинам

·         День Защитника Отечества – 22 февраля

·         Спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие» — февраль

·         Праздник мам — 8 марта

·         Сельский  праздник «Масленица» — март

·         · День памяти. День рождения А.П.Лавровской – заслуженной учительницы МАССР – 2 апреля

·         День родного языка – 16 апреля

·         Вахта памяти. Участие в митинге, праздничных концертах, посвященных  великой Победе. Конкурс чтецов «Строки, добытые в боях» — 1-я неделя мая

·         Последний звонок — 25 мая

·         День защиты детей – 1 июня. Участие в районном празднике

·         Выпускной бал — июнь

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Образовательное учреждение имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности (срок действия — бессрочно):

·  по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Внеурочная деятельность учащихся ведётся по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, общекультурное, обще интеллектуальное, духовно-нравственное, социальное.

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Экологические акции, «Твори добро», «Георгиевская ленточка», «Живи, книга!», «Чистый берег».
3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Созданы отряды ЮИД, ДЮП, Юнармия, волонтёрское движение.
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Детский фольклорный ансамбль «Потешки», работа кружка «Добрые песни».
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Недалеко от реки Сура, среди живописных   лесов раскинуто на холмах древнее эрзянское село Сабаево. Следопыты установили, что Сабаево древнее Рузаевки и Инсара.  Возникло оно примерно в 13-14 веке.

Среди жителей бытует легенда о том, что были легендарные три брата: Сабан, Давид, Налим. Сабан был хлебопашцем. Он поселился здесь. Давид был рыбаком. Он поселился поближе к Суре. Соседнее село называется – Мордовское Давыдово. Налим был охотником, он поселился в лесу, где основал село Налитово, что в Ульяновской области.

Есть и другая версия.

Село носило название Сурвеле (его и сейчас так называют). В начале 18 века по делении «по реке Нерлейке и Суре Кочкуровской мордвой» село досталось Аркаше Сабаеву. С тех пор село стали называть Сабаево. До революции село входило в состав Сурской волости Кор-сунского уезда Симбирской губернии. Расположено на реке Сэняш, вблизи Суры, на расстоянии 25 км от райцентра. Граничит  с Большеберезниковским районом нашей республики и с Сурским районом Ульяновской области.

В 1786 году в селе было 93 двора  с населением 602 человека. В безвестной глухомани столетиями свирепствовали нищета и тьма. По данным переписи 1910-1911 годы в селе из 649 семей 109 были безлошадными, а 129- не имели и коров.

Как подтверждают архивные документы, до революции почти все население Сабаево было неграмотным. В 1911 году из   4 тыс. с лишним жителей села только   112 обучались   в  земской   школе.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Школа является в последние годы культурным центром сельских мероприятий. С участием учеников, учителей и жителей села проводятся праздники: День села, День пожилых людей, День Победы, Масленица, Красная горка.
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Сабаевский КДЦ

Администрация Сабаевского сельского поселения

Крестовоздвиженская церковь с.Сабаево

5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) В 1889 году  в село приезжает молодая учительница Лавровская Александра Петровна. Корсунским училищным советом она назначается учительницей и заведующей начальной школы села Сабаево  Корсунского уезда  Симбирской губернии.

О таком человеке, как Александра Петровна, хочется сказать очень много, и поэтому рассказ о ней начнём с её подробной биографии.

Родилась Александра Петровна в 1870 году 2 апреля по новому стилю в селе Симкино Ардатовского уезда Симбирской  губернии в семье священника Петра Федоровича Лавровского.

Когда Александре Петровне был 1 год, умер отец, и на руках матери Пелагеи Ивановны осталось трое детей: старшая сестра Екатерина, брат Павел (умер в юношестве) и Александра. Средств на жизнь у них почти не было, и жили они в большой бедности. Мать вязала варежки, чулки, шали, работала по найму. Вскоре, после смерти отца, семья Лавровских переехала в село Косогоры Пичеурской волости Ардатовского уезда Симбирской губернии (ныне Большеберезниковский район).

Когда Александре исполнилось семь лет (1877 год), в село Косогоры приезжает  учитель Дмитрий Алексеевич Покровский. Здесь он открывает трехклассную школу. Вместе с другими детьми Александра Петровна начинает учиться.

В 1880 году  Александра Петровна сдала экзамены в Симбирское епархиальное училище. Успешно сдав экзамены, Лавровская не смогла продолжить учебу  по причине  дороговизны квартиры и продуктов питания в Симбирске.  Об этом мы узнаем  из прошении Пелагеи  Ивановны Лавровской в совет Епархиального Симбирского училища от 2 июня 1882 года, в котором она просит принять ее дочь Александру на казенное содержание, так как сама она не может ее содержать. Целых два года учёбы пропустила Лавровская из-за отсутствия денежных средств. Мать еще и еще обращалась в совет Епархиального Симбирского училища за помощью. Такие же прошения были поданы в совет 12 июня 1884 года и 25 февраля 1885 года вместе со свидетельством Благочинского совета 3 округа Ардатовского уезда в том, что вдова Пелагея Ивановна Лавровская не имеет никаких средств к содержанию своей дочери в училище. Подлинники этих документов  находятся в Ульяновском областном государственном архиве. И только случай помог Александре Петровне Лавровской закончить училище.

Этот случай Александра Петровна запомнила на всю жизнь. Это было на одной из улиц Симбирска. Однажды зимним днём она возвращалась из училища к себе на квартиру в легкой одежонке. Мороз был настолько сильным, что она чуть не окоченела. И вот ей повстречалась группа гимназистов. Один из них присмотрелся к ней и сказал:

— Девушка, вы щеки обморозили.

А сам взял снег и принялся обтирать ее щеки, а потом говорит:

— Придёте домой, скажите отцу, чтобы купил вам теплое пальто с меховым воротником.

Александра Петровна сказала, что у нее нет отца, а мать живет далеко и слишком бедна, чтобы покупать ей пальто. Гимназист спросил её, где она учится, а под конец записал ее фамилию и ушел. Кто он, этот гимназист, так она и не спросила.

Недели через две после этого Лавровскую внезапно вызвала начальница училища и с укором спросила:

— Лавровская, почему ты ходила жаловаться к Илье Николаевичу Ульянову?

Александра оторопела, сказала ей, что она никуда и никому не жаловалась.

— Ладно, оправдывайся! – серьезно посмотрела на неё начальница.- Вот Илья Николаевич распорядился назначить тебе стипендию 7 рублей.

Это был  Илья Николаевич Ульянов, бывший в то время директором народных училищ Симбирской губернии, и   Владимир  Ульянов — тот самый гимназист, который помог Александре обтереть обмороженные щеки.

В автобиографии Лавровская прямо указывает, что только благодаря помощи Ильи Николаевича Ульянова, который ей назначил стипендию 7 рублей в месяц, начиная с 1883 года, она закончила училище в 1888 году.

К сожалению, в архиве Ульяновском не сохранился аттестат об окончании Лавровской Симбирского Епархиального училища и фотография выпускников 1888 года. Их взяла А.П. Лавровская в 1895 году и, вероятно, они сгорели во время пожара в ее доме в селе Сабаево. В архиве имеются табели об успеваемости Лавровской за первые годы обучения.

В 1888 году Лавровская А.П. закончила епархиальное училище, но свободных вакансий на должность учительницы не оказалось. И только 16 октября 1889 года, как пишет Лавровская в своем личном листике кадров, который хранится в ЦГА МАССР, Карсунским училищным советом назначается учительницей и заведующей начальной школой села Сабаево  Карсунского уезда Симбирской губернии (ныне село Сабаево  Кочкуровского района Республики Мордовия).

Приехав в Сабаево, А.П.Лавровская столкнулась с большими трудностями. Во-первых, это незнание мордовского языка, нищета, полнейшая безграмотность, отсутствие книг и тетрадей. Занятия проводились в полуразрушенной церковной сторожке, обучалось 40 мальчиков и 3 девочки.

В 1899 году (точная дата неизвестна) в Сабаеве на пожертвования крестьян была открыта новая школа. В 1920 году по инициативе А.П. Лавровской в селе была открыта народная библиотека.

Вступив на это благородное поприще, Александра Петровна  Лавровская с самого начала своей деятельности  вся отдалась делу просвещения народа. Она полюбила мордовский народ, изучила его язык и всё свое внимание сосредоточила на воспитании его детей.

С первого же дня совей работы она старалась не только обучать вверенную ей детвору, но и дать ей воспитание: прививать вежливость, почтительность к страшим, дружбу между собой, любовь к труду, честность, правдивость, искореняла уличные пороки, всегда боролась с малейшими проявлениями нечестности. За всё это, в конце концов, народ полюбил ее. Она стала задумываться об обучении девочек, боролась за то, чтобы и они учились грамоте. К этому Александра Петровна прилагала усилия и твердо вела линию, чтобы обучение в народной школе охватывало не только  мальчиков, но и девочек. Она являлась одной из последовательниц прогрессивных педагогических идей Ильи Николаевича Ульянова.

Начиная с 1889 года на протяжении 61 года она работала учительницей в селе Сабаево, из которых 41 год была заведующей школой. За все эти годы Александра Петровна Лавровская выучила грамоте более пяти тысяч человек.  С первых дней Советской власти она обратила внимание на ликвидацию неграмотности женщин, организовала ликбез. И к тем, кто не мог посещать занятия, она приходила домой.

Во время летних каникул уделяла внимание воспитанию дошкольников, которых она объединяла на детской площадке. Константин Ульянов  (русский языковед) писал в 1932 году: «…Лавровская с большим радушием показала нам помещение площадки. Очень чистенький домик, расположенный среди зеленой лужайки, раньше принадлежал кулаку. Обстановка, конечно, небогатая, но вы сразу видите, что здесь ведет дело педагог. Самодельные, но осмысленные и понятные детям плакаты на стенах. Рисунки и глиняные фигурки, слепленные детьми, кое-какие предметы рукоделий, упражнения в письме, раскрашенные детские книжки — все это говорило о том, что здесь дети не дуреют от безделья и скуки. Поистине: всякое дело мастера боится».

Лавровская Александра Петровна делилась со своими коллегами опытом педагогической  работы, неоднократно принимала участие в работе краевых и республиканских съездов учителей.

25 февраля 1940 года за образцовую работу и выдающиеся успехи в области воспитательно-педагогической деятельности и за активное участие в общественной жизни республики Президиум Верховного Совета Мордовской АССР присвоил А. П. Лавровской звание «Заслуженный учитель школы Мордовской АССР». Ее избрали депутатом сельского, районного Советов народных депутатов. В Центральном Государственном архиве Мордовской АССР бережно хранятся документы народной учительницы.

Большое место среди них занимает переписка с ее бывшими воспитанниками, которая ярче всего отражает отношение к этому человеку. «Я благодарю Вас и признателен Вам как сын. Если мать моя вспоила и вскормила меня, то вы, Александра Петровна, научив грамоте, открыли мне пути к самому большому счастью — сознательному служению своему народу» (пишет капитан Дадаев).

В своей статье «Мой совет молодым учителям» Лавровская пишет: «Первую помощь я нашла в учебниках по русскому языку (мордовских учебников тогда не было) — «Родном слове» Ушинского, знаменитого русского педагога, и его книге «Детский мир». Вот они и были моими первыми путеводителями».

«Мне бы хотелось, чтобы вы, дорогие друзья, придерживались в своей работе следующих основных положений: какой бы мы предмет не преподавали, наша задача заключается в том, чтобы учебный процесс велся на высоком научно-теоретическом уровне, чтобы вы вооружили своих школьников основами научно-материалистических знаний. Приближайте, товарищи молодые учителя, преподавание наук к жизни, не отрывайте теорию от практики… Помогайте детям выработать в себе черты нового человека, строителя коммунистического общества. Мои искренние пожелания молодым учителям: пусть они работают только пламенно, со всей силой души, со всей энергией отдаются делу обучения и воспитания доверенной им детворы» — это гражданское завещание учительницы.

А.П. Лавровская пользовалась большим уважением не только у всех жителей села, но района и республики. Это можно судить  и по тому,  как был отмечен 60 летний юбилей ее педагогического труда в 1947 году. На юбилее присутствовало очень много ее учеников. Кириллов, известный мордовский писатель также был на этом юбилее, потом он написал пьесу о Лавровской «Учительница»,  статью  «Счастье», стихотворение  «Лавровской», создал    киносценарий «Учительница».

В 1959 году в одном из последних выступлений на I республиканском съезде девушек Мордовии Александра Петровна сказала: «Важно, молодые друзья, преданно отдаваться работе, где бы вы ни трудились… Приехала я к вам, чтобы показать вам, убедить вас в том, что кто работает больше, тот живет дольше и счастливее. Я считаю себя одной из счастливейших женщин».

О А.П.Лавровской  писали в газетах. «Всесоюзная знаменитость»  (выписка из газеты «Советская Россия»). «…19-летняя Александра Лавровская приехала в старинное мордовское село Сабаево в 1889 году, закончив женское Епархиальное училище и Бестужевские высшие женские курсы. До глубины души потрясло её всё, что она увидела здесь: покосившиеся домишки, потонувшие в непролазной грязи улицы, и над всем этим — нищета, невежество, болезни… И всё-таки девушка не уехала. Она стала учить крестьян, приобщать их к свету, к знаниям…», — писал спецкор «Советской России».

Аккуратная  белая блузка, черный костюм с орденом Ленина, в руках книги и ученические тетради, улыбка на лице. Такой ее помнят жители села Сабаево.  Вот что вспоминают старожилы, которые с глубоким уважением рассказывают о своей учительнице.

«Одевалась она необычно. Шапочку такую с черной сеточкой носила, а зимой вместо варежек — муфту… А ещё в лес любила по грибы ходить. Она, между прочим, и молиться нас учила. Я в молитвах её завсегда поминаю. И младшая сестра Зина (она в Саранске давно живёт), ежели сюда наведывается, обязательно идет на могилку  Ляксандры  Пятровны». (Учайкина Матрёна Ильинична, 88 лет)

Своими воспоминаниями поделилась с нами Раиса Максимовна Аношкина: «Моя мама долгое время работала уборщицей в школе. Была очень чистоплотная и аккуратная, и поэтому Лавровская попросила ее помогать ей по дому и хозяйству. У Александры Петровны сначала была корова, а потом (более в пожилом возрасте) коза, куры. Сама я  почти до 10 класса ночевала у Лавровской. Мы жили через дом от неё. Александра Петровна была очень верующим человеком. На ночь она всегда читала божественные книги и молилась, утром, встав с постели, умывшись, опять же молилась. У неё был очень хороший огород, там росли малина, смородина, овощи, немного картошки. Летом и зимой мы пили чай с малиной. Когда Александра Петровна уже не работала, сидя на крылечке у дома, обязательно позовёт проходящего мимо мальчика или девочку, спросит, как зовут, чей. А потом попросит рассказать ей стих или спеть песню. На этот случай у нее всегда в кармане лежали конфеты. А еще она была очень чистоплотной, в доме у неё был всегда порядок. Ходила в черной юбке, кофте светлой или пиджак, обязательно всегда с уложенной прической. У меня до сих пор хранятся, как память о ней,  скатерть её, самовар и сахарница. Замуж она не выходила, своих детей у нее не было, потому что всю свою жизнь она посвятила сельским детям».

Уже на пенсии Александра Петровна всегда приходила в школу, сидела на уроках у учителей, делилась своим опытом. Учащиеся школы всегда приглашали ее на все мероприятия

Педагогический  подвиг А.П.Лавровской  отмечен многочисленными наградами:

— Заслуженная учительница Мордовской АССР;

— 2 ордена Ленина;

— Орден Трудового Красного Знамени;

— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г.

Жизнь Александры Петровны была примером благородного, героического и ВТО же время скромного труда.

Александра Петровна Лавровская  умерла 5 февраля 1962 г. на 92-ом году жизни в селе Сабаево Кочкуровского района. После смерти в ее доме был организован музей. В настоящее время в школе в музее боевой и трудовой славы имеются несколько стендов, посвященных Лавровской А.П., документы, фотографии и книга отзывов.

Учителя нашей школы бережно чтут, уважают и продолжают традиции школы, заложенные А.П. Лавровской.

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Из воспоминаний ветеранов педагогического труда супругов Горбуновых Алексея Сергеевича и Татьяны Ивановны, проработавших в Сабаевской школе более сорока лет.

Во все времена Сабаевская школа особое внимание уделяла трудовому воспитанию школьников. За школой было закреплено несколько гектаров пахотной земли, где сажали и обрабатывали зерновые культуры. Во время летних каникул многие учащиеся работали в колхозе помощниками комбайнеров, на току, в лесничестве, девочки во время каникул работали в пионерских лагерях на кухне и в прачечной. Каждую осень учащиеся помогали колхозу рыть картофель и свеклу. Ездили на рытье картошки на машинах и тракторах  за несколько километров.

Были времена, когда учащиеся выращивали для колхоза гидропонку (это способ выращивания растений на искусственных средах без почвы) на корм скоту, заготавливали веточный корм. Школа имела свое подсобное хозяйство, где выращивали быков и свиней. Сабаевская школа всегда славилась своим пришкольным участком, где разбивались различные секции.

            Дети работали в школьном лесничестве: резали прут, сажали деревья, расселяли муравейники, делали скворечники, собирали лекарственные травы. Учителями труда были люди, которые знали это не по книгам: Трошин Владимир Назарыч, Ваньков Николай Ананьевич, Канаев Александр Никифирович. Кроме самих уроков труда ученики ездили на практические занятия на животноводческие комплексы, где девочки доили коров, а мальчики убирали за животными. Бывшие выпускники вспоминают, что они даже мыли коров. Каждую среду на животноводческий комплекс выезжали ученики с концертом, во главе с учителем, который читал для животноводов лекции по политической информации.

         В те  времена в школе было печное отопление. Дрова заготавливались как уборщицами, так и учащимися. Старшеклассники возили дрова из леса на салазках, в школьной конюшне были бычки, которые служили для тягловой силы в школе.

          В 1970-ых годах было построено специальное здание для лагеря труда и отдыха, где учащиеся школы проводили летнюю трудовую четверть. Учащиеся  сажали овощи и ухаживали за ними,  а рассаду для этого выращивали в школе. Как самое лучшее время своего детства вспоминают выпускники школы дни, проведенные в лагере труда и отдыха. В трудовом отношении выпускники были полностью подготовлены к будущей жизни.

            В то время в ВУЗы поступали только самые  умные и талантливые, ну и, конечно же, дети из обеспеченных семей. Так, из одной параллели (а их было по 5-6), и в каждом классе обучалось по 40-45 учащихся, в ВУЗы поступали лишь  3-4 человека. Остальные получали рабочие профессии.

Зато,  какие из них получились профессионалы, люди, знающие свое дело! Такими людьми славилась и славится наша школа, село. Это хорошие колхозники, рабочие, врачи и учителя, инженеры и строители, которые своим трудом прославили и прославляют свое село,  нашу страну. Школа по праву гордится такими выпускниками, как Учайкин Илья Григорьевич — лауреат Ленинской премии; Яшков В.И. , Князькин В.И., Автаев П. закончили военно-инженерную академию. Наши медалисты  – это гордость нашей школы. Среди выпускников школы можно встретить много учителей, врачей, инженеров, экономистов, юристов и просто хороших тружеников. Севанькаев А.В. – профессор медицинских наук в области космонавтики, Макаров В.И. — конструктор в Казани.

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Отзыв общешкольного родительского комитета

«В Сабаевской средней школе трудятся  учителя, которые не просто учат своему предмету наших детей, это Педагоги с большой буквы. Они собственным примером показывают,  что значит для человека порядочность, честность, доброта, отзывчивость, дружба.  Педагогический коллектив  довольно много посвящает времени нашим детям: ездят на экскурсии, разучивают стихи и песни, участвуют в конкурсах, олимпиадах  и других мероприятиях школы, района и республики. Очень радует, что есть еще люди, жизненные ценности которых: нравственность, доброта и отзывчивость! Одним словом, учителя Сабаевской средней школы вкладывают не только огромный труд, но и душу в воспитание и обучение наших детей!»

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы):

Деряева Светлана Алексеевна – учитель русского языка и литературы

Филатова Лидия Кузьминична — учитель русского языка и литературы