МБОУ СОШ №23 имени Н.Н.Бондаревского села Великовечного Белореченский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 имени Н.Н.Бондаревского села Великовечного муниципального образования Белореченский район

 

1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Кривова Светлана Германовна
1.3.        Почтовый адрес

 

353625, Краснодарский край, Белореченский район, с.Великовечное, ул.Советская,55
1.4.        Телефон

 

8-86155-39-2-2-5
1.5.        Сайт

 

https://school23bel.ros-obr.ru/item/1004750
1.6.        Электронный адрес

 

school23@bel.kubannet.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

1-4 классы- 297 учащихся, 5-9 классы -332 учащихся, 10-11 классы-41 учащийся
1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

33 педагога. Имеющих высшее образование – 29 педагога. С высшей категорией – 3, с первой квалификационной категорией- 1.
1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Школа обеспечивает доступное начальное, общее и дополнительное образование учащихся. Соблюдаются требования Закона РФ «Об образовании» в части предоставления прав на бесплатное, доступное, качественное образование, защиты прав и свобод участников образовательного процесса.

Содержание общего образования в Школе определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми Школой самостоятельно на основе соответствующих примерных основных программ и должны обеспечивать достижение обучающихся результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем основных общеобразовательных программ трех ступеней образования:
I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года), 1-4 класс;
II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет), 5-9 классы;
III ступень – среднее (полное) общее образование, (нормативный срок освоения 2 года), 10-11 класс.

 

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Общая площадь зданий МБОУ СОШ 23 –  2477 кв.м. (в расчете на одного учащегося – 3,9 кв.м.)

Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная

деятельность – 1 411 кв.м. (в расчете на одного учащегося – 2,5 кв.м.)

 

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

   1916 год

  

 

2.2.            Обстоятельства создания школы

 

Церковноприходская школа в селе Филлиповском  существовала при церковном приходе. Основной задачей – было приобщение детей и юношества к вере. Вначале она была одноклассной с двухгодичным сроком обучения. А когда в село стали прибывать новые переселенцы, она была реорганизована ( с 1909 года) в двухклассную с четырехгодичным курсом обучения.

   В одноклассной церковноприходской школе преподавались в первую очередь закон божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати, письмо, арифметика.

    Открытая в Царском Даре в 1903 году церковноприходская школа была двухклассной и обучение там велось четыре года.

   В 1914 году на народном сходе жителей села постановили построить в селе «настоящую» школу. На собранные с населения средства бригада строителей под руководством бригадира Константина Парашева приступила к сооружению типового здания. К 1916 году строительство школы завершилось. Обучаться в ней имели право только те, у кого был земельный надел. Называлась она высше-начальной. В ней также преподавали церковное пение, закон божий, арифметику, чтение гражданских книг. Знание молитв было обязательным.

 

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Директором средней школы с 1921-1924 год работал Гавриил Никифорович Никифоров. Он родился в селе Великовечном, работал учителем истории, а затем стал директором. В январе 1924 года умер В.И.Ленин – вождь мирового пролетариата. Школе было присвоено имя В.И. Ленина, на знамени было вышито: «Первой Великовечной имени В.И. Ленина  школе 2-й ступени – от партийных и общепартийных и общественных организаций Великовечной волости».

    До 1930 года школа функционировала как начальная, ибо  правительство на первых порах Советской власти ввело всеобщее начальное обучение.                                    После 1930 года была реорганизована в семилетнюю, а уже с 1934 года стала средней.

  В Великовскую среднюю школу № 4  в 1948 году  Николай Нилович Бондаревский  пришёл на должность заведующего учебной частью в послевоенное время.

Высоко эрудированный, великолепно знающий требования ко всем урокам школьного плана, владеющий современной методикой преподавания, тактичный, замечательный учитель, великолепный оратор – таким запомнили его учителя и учащиеся. Этот человек обладал феноменальной памятью. Он помнил всех выпускников школы, хранил  в памяти все их поступки. Ему шли письма благодарности со всех концов Советского Союза. И каждый его ученик был желанным гостем в его доме. Вся жизнь Николая Ниловича была связана с народным образованием. Благодарные жители села Великовечного, увековечив память о Николае Ниловиче Бондаревском, назвали его именем улицу, на которой он жил. Символично, что на этой улице расположена и средняя школа, где проработал он учителем истории и директором школы. А с 2020 года и самой школе было присвоено имя Н.Н. Бондаревского.

 

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

После Октябрьской революции плату за обучение отменили, как и Закон божий. Управление школами было передано Народному комиссариату просвещения, а на местах – отделам народного образования Совета рабочих и крестьянских депутатов. В 1918 году был издан декрет Совета Народных Комиссаров об отделении церкви от государства и школы от церкви. Все расходы на содержание школ государство взяло на себя.

16 октября 1918 года, в селе Филлиповском была создана единая трудовая 9-летняя школа второй ступени, обязательная для детей и подростков в возрасте восьми-семнадцати лет, с бесплатным обучением.

Среди  первых учеников школы были: М. Т. Муромский, Г. С. Швец,

И. П. Басиков, П. И. Баранцов, А. М. Гавриленко, И. А. Ситников, Е. П. Дедик, О. П. Красненко, А. С. Голова.

    С особой любовью отзывались первые ученики школы о своих учителях, которые прибыли сюда работать в 1916 году: В. А. Верховцеве, М. К. Калугине, В. Я. Антоновиче, А. В. Константинове.                                                          

    Директором средней школы с 1921-1924 год работал Гавриил Никифорович Никифоров. Он родился в селе Великовечном, работал учителем истории, а затем стал директором. В январе 1924 года умер В.И.Ленин – вождь мирового пролетариата. Школе было присвоено имя В.И. Ленина, на знамени было вышито: «Первой Великовечной имени В.И. Ленина  школе 2-й ступени – от партийных и общепартийных и общественных организаций Великовечной волости».

    До 1930 года школа функционировала как начальная, ибо  правительство на первых порах Советской власти ввело всеобщее начальное обучение.                                    После 1930 года была реорганизована в семилетнюю, а уже с 1934 года стала средней.

   Первыми учениками средней школы в 1934 году были: Н. Г. Перевертайло, О. Г. Лютикова, Е. Г. Андросова, Н.А. Шаталова, А. И. Георгиади, Н. А. Авраменко, А. А. Уварова, С. Ф. Чмутов. Они успешно окончили школу.

      Первыми учителями  были : Ф. В. Виноградский, Л. Н. Шейн, Г. А. Гордеев, А. Н. Погодина, Е. В. Пасмурова, А. А. Гейдина, И.Т.Мурзин, С.А.Закревский,  К.М.Пентюхов. Трое последних добровольцами пошли на фронт и погибли смертью храбрых.

     С 12 августа 1942 года по 31 января 1943 года сёла Великое и Вечное были оккупированы немцами.

Гитлеровцы разрешили обучение только в начальных классах. Обучали по советским учебникам, прошедшим строжайшую цензуру. Портреты Ленина, Сталина и других руководителей партии и государства были замазаны чернилами. 

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Знаком «Отличник народного просвещения»  были награждены директор школы Людмила Павловна Чеботарева, Саламатина Зинаида Михайловна, учитель русского языка и литературы Алексеева  Любовь Андреевна, Потемкина Татьяна Тихоновна и учитель математики Татаренко Надежда Николаевна
2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Клюкин Юрий Владимирович после успешного окончания Ленинградского механического института защитил кандидатскую, а затем и диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук.

Терский Владимир Иванович- выпускник 1950 года, летчик-испытатель. За государственные испытания «Руслана» удостоен Государственной премии.

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

Белореченское  районное казачье общество.

 

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

   Весь педагогический коллектив работает над созданием целостной системы казачьего образования, разноуровнего и дифференцированного в соответствии с разными  категориями учащихся.

-Накапливается опыт реализации регионального компонента, связанного с историей казачества, его культурой, бытом, традициями, фольклором;

-формируется воспитательная система, способствующая становлению личности кубанского казака, казачки;

-складывается система дополнительного образования: кружки, секции, фольклорный ансамбль;

-повышается  квалификация и опыт учителей, обучающих казачьему компоненту;

-укрепляется связь с родителями.

 

3.2.            Ценности школьной жизни

 

  Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система воспитания в казачьей школе выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.

 

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Геральдическая грамота, подтверждающую регистрацию герба и знамени  школы в геральдической комиссии. Знамя школы, подготовленное казаками Белореченского районного казачьего общества.  Герб внесен в Гербовый Матрикул Русской геральдической Коллегии 12 декабря 2020 года под №1853. Флаг внесен в Общий Векселлумарий Русской геральдической Коллегии 12 декабря 2020 года под №310.

Значимость знамени для учащихся школы: «Знамя для нашей школы, которая имеет статус казачья образовательная организация – это не просто флаг. Школьное знамя является символом  чести, патриотизма, уважения к истории школы и её заслугам, оно – напоминание каждому школьнику о славных традициях школы, заложенных  в разные годы её выпускниками».

3.4.            Традиции и ритуалы

 

Традиционным стало участие ребят нашей школы в митингах, посвященных Дню Победы, освобождению Белореченского района, г.Краснодара и Кубани от немецко – фашистских захватчиков, участие в Даховских, Гиагинских, Апшеронских и Филипповских поминовениях,  уроках мужества  в честь вывода воинов-интернационалистов из Афганистана, параде реабилитации Кубанского казачества, общешкольных мероприятиях «Посвящение в казачата», «День солидарности в борьбе с терроризмом», Днях воинской славы России, торжественных линейках, посвящённых знаменательным датам в истории России и Кубани, митингах памяти, акции «Свеча памяти» и «Свеча в окне»   и т.д

         Обучающиеся школы принимают активное участие в организации православных праздников, изучают духовные наследия на уроках основ православной культуры, активно сотрудничают со Свято-Никольским храмом с.Великовечного, посещают духовно – просветительский центр.

 

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

В рамках казачьей составляющей в классах казачьей направленности реализуются программы на основе историко – культурных традиций кубанского казачества, а также духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на уроках и во внеурочное время.

1-4 классы:

-кубановедение;

-основы православной культуры;

-история и культура кубанского казачества;

-военно – спортивные дисциплины;

5-9 классы:

-кубановедение;

-основы православной культуры;

-история кубанского казачества;

-военно – спортивные дисциплины;

10-11 классы:

-кубановедение;

-основы православной культуры;

-история кубанского казачества;

-история и современность;

-военно – спортивные дисциплины.

 

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

   В МБОУ СОШ 23 проводится большая работа по  военно-патриотическому   воспитанию молодёжи  совместно с  Советом ветеранов, отделом молодёжи, в тесном  контакте с учреждениями культуры, отделом образования, администрацией сельского поселения, казачьим обществом и другими общественными  организациями.

 

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Военный клуб «Патриот Кубани», волонтерский  отряд «Ювеста»,  «Тимуровцы», «Юные пожарные».
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Обучающиеся принимают активное участие в жизни школы. Дети вовлечены в массовые мероприятия, такие как «Масленица», «Рождественские посиделки», смотр инсценированной песни, смотр художественной самодеятельности. Проводятся интересные уроки на казачью тематику, такие как «Казак родился – Отчизне пригодился», «Верный друг казака – конь его боевой» и др. Ежегодно в рамках предметных недель проводится масса внеклассных мероприятий, связанных с региональным компонентом, с темой казачества. Ребята знакомятся с культурой, бытом, прикладным искусством своих предков, пробуют себя в творчестве, мастерят поделки, разучивают казачьи игры и песни, соревнуются в спорте, посещают школьный  и городской музей. Очень любят казачата библиотечные уроки. Сказки, встречи с писателями и поэтами – земляками, творчество кубанских писателей вызывают живой интерес, формируют у маленького человека чувство патриотизма, гордости за своих предков.

 

4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа   Село Великовечное было основано 10 апреля 1874 года. Когда на берегу горной реки Белой были заложены первые дома села –  Вечного – Филлиповского. Из справки архива, по переписи 1880 года в селе насчитывали 122 дома, 1193 десятины земли и 1115 человек.

   Школы в селе не было, только полуграмотные солдаты Денис Олейников и Иван Арендарь обучали мальчиков грамоте за отдельную плату.

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Участие в мероприятиях, проводимых в Великовечненском сельском поселении.

Это и уроки на базе школьного музейного уголка и уголка   боевой  славы, это и  встречи  допризывной молодёжи с  ветеранами Великой Отечественной войны и офицерами запаса, выпускниками школы, проходящими  службу в рядах  Российской  армии и уволенными  в  запас, уроки  мужества и встречи с участниками  боевых  действий и вооружённых конфликтов  в Афганистане, Чечне, на Северном  Кавказе, встречи с представителями казачества и проведение совместных мероприятий.

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Взаимодействие с казачьим обществом:

1.Организация и проведение летнего отдыха;

2.    Назначение наставников из числа казаков казачьих обществ;

3.    Совместное участие в мероприятиях;

4.    Проведение обучающих семинаров для педагогов школ на базе учебных заведений, имеющих классы казачьей направленности;

5.    Активное участие в мероприятиях проводимых казачьими обществами;

6.    Организация  экскурсий и поездок по местам боевой славы края; 

7.    Продолжение собирательской и поисковой работы с целью сохранения и воссоздания ранее утраченных культурных ценностей.

 

5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)    В Великовскую среднюю школу № 4  в 1948 году  Николай Нилович Бондаревский  пришёл на должность заведующего учебной частью в послевоенное время.

Высоко эрудированный, великолепно знающий требования ко всем урокам школьного плана, владеющий современной методикой преподавания, тактичный, замечательный учитель, великолепный оратор – таким запомнили его учителя и учащиеся. Этот человек обладал феноменальной памятью. Он помнил всех выпускников школы, хранил  в памяти все их поступки. Ему шли письма благодарности со всех концов Советского Союза. И каждый его ученик был желанным гостем в его доме. Вся жизнь Николая Ниловича была связана с народным образованием. Благодарные жители села Великовечного, увековечив память о Николае Ниловиче Бондаревском, назвали его именем улицу, на которой он жил. Символично, что на этой улице расположена и средняя школа, где проработал он учителем истории и директором школы. А с 2020 года и самой школе было присвоено имя Н.Н. Бондаревского.

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)  Родоначальником учительской династии стала Алексеева Любовь Андреевна –учитель русского языка и литературы, отдавшая школе пятьдесят шесть лет жизни. Она трудилась на земле кубанской. Очарование нашего края не может оставить равнодушным ни одного человека. Кубань – земля, где живут и работают щедрые, трудолюбивые люди, любящие свою Родину. Любовь Андреевна была обаятельная женщина, честный и прямой человек, любящий людей, умеющий увидеть и оценить каждого. Она обладала великим даром: не просто отдавать людям всё, чем владеет, но и быть счастливой от этого.

Закончив в 1943 году Майкопский учительский институт, в двадцать лет  начала свой трудовой путь в школе №68 города Белореченска.

В семье было трое детей – старшая дочь-Людмила Павловна, её брат- Анатолий Павлович  и младшая сестра – Евгения Павловна. Они видели, как много времени их мама уделяла воспитанию своих учеников, стараясь привить им такие качества, как порядочность, доброта, любовь к Родине, стремление к получению хороших знаний.

Любовь Андреевна буквально заразила своих детей любовью к школе, интересной, созидательной жизнью, которая ежедневно была наполнена яркими событиями, увлекательными делами.

Прошли годы… И все трое детей Любови Андреевны, связали свою жизнь с профессией учителя.

По ее пошли и четверо её внуков. Это  – Татьяна Михайловна,Павел Михайлович, у которого супруга – учитель начальных классов, а также дети Анатолия  Павловича –Алексей Анатольевич  и – Марина Анатольевна. Марина Анатольевна  в своём выпускном сочинении писала: «Когда я приходила в школу, мне казалось, что я попадала в сказку. В классах даже воздух был особенный: необыкновенный, бодрящий. Вопрос о выборе профессии у меня не стоял, так как всё детство прошло в школе. Быть учителем – это моя судьба. Ведь это такое счастье – зажигать детские сердца!»

 

 

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Хочется сказать особые слова благодарности коллективу учителей МБОУ СОШ 23. Они являются и учителями и наставниками и когда надо хорошими товарищами наших детей. Они любят своё дело, которому отдают себя сполна. И эту любовь они всегда стараются передать и нашим детям. С благодарностью родительский комитет 8 класса.

 

     

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы):  Соловьева Марина Анатольевна, (учитель кубановедения), Драч Артем( ученик 10 класса), Ваниева Анастасия (ученица 11 класса).