Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»
1. Общие сведения о школе
|
|
1.1. Полное название школы
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Староуткинская средняя общеобразовательная школа № 13» |
1.2. Ф.И.О. директора школы
|
Шульгина Тамара Павловна |
1.3. Почтовый адрес
|
623036 Свердловская область, Шалинский район, п.г.т. Староуткинск, ул. Советская д.1 |
1.4. Телефон
|
83435855200 |
1.5. Сайт
|
http://school13-72.ru
|
1.6. Электронный адрес
|
school13-72@mail.ru |
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования
|
Общее количество обучающихся – 354 чел.
Классов-комплектов – 23: 1а, 2аб, 3аб, 4аб, 5аб, 6аб, 7аб, 8абв, 9абв, 10а,11а, 2спец (корр) класса |
1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация
|
Педагогов 32 ( без совместителей). Высшее образование имеют 25, среднее профессиональное – 7.
32% имеют высшую кв.категорию; 28% – 1 кв.к.; соответствие занимаемой должности – 25%. |
1.9. Организация образовательного процесса (краткая информация)
|
Организация учебного процесса в МБОУ «Староуткинская СОШ № 13» регламентируется режимом занятий, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами Школы.
Образовательная деятельность осуществляется по пятидневной учебной неделе для 1-11-х классов. Занятия проводятся в одну смену для обучающихся 1-11-х классов. Ступенчатый режим обучения в 1-х классах: 35 минут (сентябрь–декабрь);40 минут (январь–май). Кол-во учебных недель в 1, 11 классах-33; 2-10 кл-34.
|
1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории
|
Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере образовательные программы. В Школе оборудовано 29 учебных кабинетов, 28 из них оснащены современной мультимедийной техникой, в том числе:
· лаборатория по физике; · лаборатория по химии; · лаборатория по биологии; · кабинет технологии для мальчиков; · кабинет технологии для девочек; · кабинет ОБЖ (оборудован тренажерами «Максим», «Лазерный тир» и др.); · кабинет школьного психолога; · учебный кабинет для детей с умственной отсталостью. На первом этаже здания оборудованы актовый зал и спортивный зал, « Точка Роста». На втором этаже – столовая и пищеблок. В пищеблоке имеется всё необходимое оборудование: шкаф пекарный ; тестомесильная машина; машина кухонная универсальная ; пароконвектомат; новые холодильные шкафы; новые электроплиты. Запланировано приобретение новой посудомоечной машины. В «Точку Роста» приобрели электромеханический конструктор; интернет-камеры, графический планшет, принтер лазерный. Площадка для игр на территории Школы оборудована полосой препятствий: металлические шесты, две лестницы, лабиринт. Современный спортивный стадион имеет футбольное поле, беговую дорожку, волейбольную площадку, игровую площадку. Также оборудована уличная площадка для гимнастических занятий. Есть лыжная база и школьный музей.
|
2. История школы: основные вехи
|
|
1.1. Дата основания средней школы
|
1929 год |
1.2. Обстоятельства создания школы
|
Открытию школ способствовали указ Татищева «Об устройстве заводских школ» и реформа 1861 года. Первая школа в посёлке была организована на средства церкви и называлась церковно-приходской. Далее появляются «Народные училища», где обучались дети жителей поселка, в основном рабочих, в течение 3-4 лет |
1.3. Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)
|
Наши директора на все времена в памяти!
1931 -1933 г.г. Первым директором, «взвалившим» на себя все тяготы, связанные с обустройством новой школы, была Полозникова Мария Михайловна. Именно она формировала отношение к образованию, повышению его уровня, формировала школьную культуру. 1933-1934г.г. – Сандаков Алексей Затеевич 1934-1938 г.г.-Десяткова Александра Ивановна 1938-1939г.г.-Караваев Александр Николаевич 1939-1940 г.г. –Баксанова Александра Васильевна И даже в нелёгкое военное время школа продолжала жить и трудиться во имя Родины . 1940-1942г.г. , 1945-1953 г.г. – Деменев Николай Иосифович 1942-1945г.г. – Курашова Надежда Порфеновна 1953-1963 г.г. – Кожевин Петр Иванович 1965-1966г.г.- Романов Михаил Иванович 1966-1967г.г. –Веретенников Аркадий Егорович 1967-1973г.г. – Болгарецких Владимир Владимирович 1973-1975г.г. – Азаренков Виктор Илларионович 1975-1977 г.г. – Логинова Тамара Ефимовна 1977-1984 г.г. – Мяконьких Нина Ксенофонтовна 1984-1990 г.г.- Яковлев Александр Анатольевич 1990 – 2005 г.г. – Шмыкова Татьяна Михайловна 2005-2021г.г. – Мухорина Елена Ивановна 2009-2010, с 2021 г – Шульгина Тамара Павловна
|
1.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)
|
Из наиболее образованных семей выходили первые коммунисты, революционеры – борцы за новую жизнь. Многие принимали участие в гражданской войне (1918-1924 г. г.). Это они стремились, чтобы все дети учились, и даже взрослое население. Они создали первую коммуну в нашем посёлке. В 1924 году была создана первая пионерская организация.
В 1933 году под школу было получено первое большое каменное здание, в котором до революции 1917 года располагалась контора и жил управляющий железоделательным заводом. В нем стали учиться дети из одноэтажных деревянных зданий школ, а те , в свою очередь, были отданы другим организациям. В 1939 году средняя школа осуществляет свой первый выпуск – 19 человек. Война тяжело отразилась на учебном процессе: детей в школе прибавилось, а учителя уходили на фронт (19 мужчин и одна женщина – Кузнецова Елизавета Алексеевна). В школе дети осваивали не только грамоту, но и проходили азы военной подготовки: учились заряжать винтовки, стрелять, оказывать первую помощь, изучали азбуку Морзе. Учащиеся зимой по торной дороге через пруд возили чугун со Староуткинского метзавода на станцию Утку, где была железная дорога. Летом дети вместе с учителями работали на колхозных полях (а их было 5), чистили силосные ямы. В 1946 году в поселке открывается школа Рабочей молодёжи (первый директор В. Г. Мушников). Молодёжь пошла учиться с большой охотой, было открыто 6 классов. Только в 1967 количество желающих сократилось, и она стала УКП. В 60-е годы появилась возможность организовать свой приусадебный участок, фруктовый сад, а позднее завести и кроликов. Большой вклад в развитие приусадебного участка внесла бывшая выпускница школы, заслуженный учитель биологии и географии, старший учитель, Отличник народного просвещения, ныне ветеран педагогического труда Балакина Ф.И В 1975 году было сдано в эксплуатацию новое здание школы, выстроенное на средства Староуткинского метзавода. Это стало новым этапом в истории школы. С 1977- 1978 учебного года вводится многопрофильное обучение по 12 специальностям для юношей 9-10 классов: токарь, фрезеровщик, слесарь, монтер. Девушки могли получать навыки секретаря, повара. После окончания школы примерно 15% выпускников поступали на работу на Староуткинский метзавод, совершенствовали профессиональные навыки, полученные в школе. Молодёжь оставалась в посёлке. В 1984-1985 учебном году в школе вводится обучение детей с 6-летнего возраста. В эти годы наиболее ярко проявился талант мастеров-педагогов Ф. И. Балакиной, Н. К. Мяконьких, одного из лучших директоров школ района, Р. С. Кузовковой, М. В. Плюсниной, В. К. Филатовой. В августе 2019 года нашей средней школе исполнилось 80 лет. В начале XXI века педагогический коллектив достойно продолжает добрые традиции, заложенные трудом педагогов – ветеранов: Т.Е. Логинова, А.П. Толкачева, З.И. Каргаполова, В.И. Тихонина , супруги В. И. и Р.С. Азаренковы, супруги Т.М. и А.А. Шмыковы. |
1.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)
|
50-е годы XX века. Н. С Ермолаева (учитель начальных классов) награждена орденом Трудового Красного Знамени, М.Н Конюхова (учитель начальных классов) – медалью «За трудовую доблесть» , Л.Ф Паршакова (учитель начальных классов) – медалью «За трудовое отличие», Е.П Рягина (учитель русского языка и литературы), В.П Анисимова (учитель географии) – орденом Ленина, Л.А.Харинцева (учитель начальных клавссов) – медалью «За трудовое отличие», одна из первых получила знак «Отличник народного просвещения».
70-е годы XX века. За успехи в воспитании подрастающего поколения, весомый личный вклад в развитие образования в поселке награждены грамотами Министерства образования, грамотами Губернатора Свердловской области , Правительства Свердловской области Е.В. Мухорина, В.А. Яковлева, О.И. Трубачева, А.А. Шмыков, В.Ф. Макурина; медалью « За трудовую доблесть» – А.А. Яковлев; к званию « Почетный работник общего и профессионального образования» представлена Н.И. Иванова. Начало XXI века. Грамотами Министерства просвещения РФ награждены: Нечаева В.А. (зам.дир.по УВР), Шульгина Т.П. (учитель русского языка, победитель конкурса «Лучший сельский учитель в 2007 г.), Максунова Е.Н. (учитель нач.классов), Смирнова Л.Н. (учитель географии, рук.музея), Курочкина Е.В. (учитель-дефектолог), Кадушина В.Ю. (учитель ОБЖ), Мухорина Е.И. (директор школы), Кравченко Л.Н. (зам.дир. по УВР). Ветераны труда РФ: Кадушина В.Ю., Курочкина Е.В., Максунова Е.Н., Смирнова Л.Н., Шульгина Т.П. Ветераны труда Свердловской области: Фофанова К.Д. (учитель нач.классов).
|
1.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)
|
Наши медалисты!
1954 год Ведерников Л. Н. – серебро 1956 год Мезенин А. В. – серебро Спелкова Татьяна Михайловна – серебро Спелков Владимир Михайлович – серебро 1957 год Толкачёва В. А. – серебро Овчинников Г. Ф. – серебро 1957 год Пинаев Борис Иванович – золото Сюкосев Геннадий Макарович – серебро Ахаимов Владимир Киприянович – серебро 1968 год Вершинина Галина Павловна – золото Новикова Л. Н. – золото Дрокова Л. С. – серебро Гончарова Людмила Владимировна – серебро Комарова Елена Васильевна – серебро Филатова Татьяна Геннадьевна – серебро Скоробогатова Мария – серебро 1969 год Рягин Юрий Игнатьевич – золото 1971 год Ахаимова Людмила Павловна – золото Болгарецких Елена Владимировна – золото Морозова Тамара Н. – золото 1976 год Мушников Николай Валентинович – золото 1978 год Углова Маргарита Павловна – золото Петелина Нина Валентиновна – золото 1979 год Крохина Светлана Ивановна – золото Оплетин Александр Васильевич – золото Крамарева Светлана Васильевна – золото 1980 год Плюснина Алевтина Валентиновна – золото Вожакова Галина А. – золото Мельникова Ольга А. – золото 1983 год Акуленкова Елена Аркадьевна – золото Варзакова Светлана Николаевна – золото Мартынова Марина Павловна – золото 1985 год Кузьмин Олег Викторович – золото 1986 год Каргаполова Екатерина Викторовна – золото Мартынова Людмила Николаевна – серебро Сабанина Татьяна Владимировна – серебро
1987 год Петухова Татьяна Николаевна – серебро Санникова Татьяна Фёдоровна – серебро 1988 год Шмыков Денис Алексеевич – серебро Яковлева Татьяна Александровна – серебро 1989 год Медведева Екатерина Николаевна – серебро Сюкосева Елена Ивановна – золото 1990 год Карнаухова Елена Григорьевна – серебро Рыбакова Светлана Николаевна – серебро 1991 год Мухорин Александр Александрович – серебро Брезгина Юлия Александровна – серебро 1992 год Волегова Марина Анатольевна – серебро Пермина Татьяна Олеговна – серебро Никитина Любовь Геннадьевна – серебро Клочко Ольга Борисовна – серебро 1993 год Соболева Наталья Николаевна – серебро Мухорина Юлия Александровна – серебро Осипова Татьяна Ивановна – серебро Чачина Татьяна Анатольевна – серебро Черепанова Любовь Николаевна – серебро 1994 год Утева Людмила Владимировна – серебро Каргаполов Фёдор Викторович – серебро 1995 год Рыбникова Светлана Павловна – золото Осипова Ольга Ивановна – серебро Петрова Юлия Валерьевна – серебро Тихонина Оксана Михайловна – серебро Чистякова Юлия Александровна – серебро Щеколдина Марина Алексеевна – серебро Мастеркова Юлия Павловна – серебро 1996 год Сюкосева Татьяна Владимировна – серебро Чечулина Любовь Владимировна- серебро 1997 год Брезгин Михаил Александрович – серебро Вершинина Наталья Валерьевна – серебро 1998 год Нечаева Елена Владимировна – серебро Рыбникова Любовь Павловна – серебро 1999 год Мухорина Мария Александровна – золото Цыганова Юлия Владимировна – серебро Южакова Евгения Вячеславовна – серебро 2000 год Шульгина Яна Александровна – золото 2002 год Баранова Марина Викторовна – серебро Мухорина Ольга Алексеевна- серебро Ягуткина Ольга Александровна – серебро 2003 год Варзакова Ольга Сергеевна – золото Волохова Анастасия Геннадьевна – золото Наделюева Татьяна Владимировна – серебро Смирнова Мария Васильевна – серебро 2004 год Чепелёва Татьяна Васильевна – серебро Черепанова Анна Николаевна – серебро 2005 год Вильчинская Инна Викторовна – золото Шагарова Елена Николаевна – золото Мушникова Юлия Сергеевна – серебро 2006 год Сюкосева Марина Владимировна – золото Варзакова Ксения Сергеевна – серебро Рыбаков Максим Сергеевич- серебро 2007 год Полозникова Наталья Владимировна – серебро 2008 год Вавинская Галина Александровна – золото Богданова Татьяна Владимировна – серебро Полозникова Анастасия Николаевна – серебро Филатова Юлия Евгеньевна – серебро 2010 год Демидько Марина Сергеевна – серебро 2011 год Клевакин Сергей Алексеевич – золото Бурухина Анна Сергеевна – золото 2015 год Кадушина Ольга Игоревна – золото Полозникова Дарья Николаевна – серебро, императорская медаль Яковлева Наталия Сергеевна – серебро
|
1.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)
|
Долгие годы сотрудничали с металлургическим заводом, который прекратил своё существование в 90-е годы XXвека. Рабочие являлись шефами учащихся. Школьники помогали в разгрузке кирпича, зарабатывая деньги на поездки по стране. В настоящее время сотрудничаем со всеми общественными организациями поселка (Совет ветеранов, женсовет), а также с культурно-досуговым центром, МЧС, больницей, Администрацией. В решении правовых вопросов обращаемся за помощью в КДН п.Шаля, полицию. |
2. Культура школы
|
|
3.1. Главные педагогические идеи школы
|
|
3.2. Ценности школьной жизни
|
Главная миссия школы – формирование активной жизненной позиции ребенка, его моральных ценностей: отношение к человеку (себе), к Отечеству, труду, знаниям, культуре, семье, земле (природе), миру
|
3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.) | Эмблема школы |
3.4. Традиции и ритуалы
|
Наши традиционные мероприятия:
|
3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)
|
|
3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой
|
|
3.7. Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе
|
|
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)
|
День Староуткинска
(Автор – Мезенин Виктор Павлович, уроженец поселка, подполковник запаса, экс-мэр Староуткинска) Посёлок в седых горах Урала Основали в сложные года. Здесь речка Утка прудом стала, В нём плещет чистая вода. В век восемнадцатый, суровый, Двадцать девятый год, Придал посёлку статус новый Русский труженик-народ.
Замечательно чудесная природа, В те дни осенние цвела, Ликованье у уральского народа: Ведь Утка домну возвела!
И доброю традицией старинной Святить пришли Отцы святы, Прибыв сюда дорогой длинной, С святого града Калаты.
Счастлив, рад удачливый хозяин, Став на высоком чурбаке, Акинфий, новый русский барин, Поит всех водкой в кабаке. Да нет, недаром щедр Демидов, Пять лет ушло всего, Но в эти годы множество обиды, У крепостных людей его.
День тот рабочим – отдых редкий: Основан новый малый град, Тут люд собрался очень крепкий, Надевши праздничный наряд. По матушке России, став известным, Не в лёгкие былые времена Чугун посёлок выплавлял чудесный- Нуждалась в этом вся страна. Цвёл Староуткинск, разрастался От самых первых давних дней, Святым День основания остался, И нет милей его, родней.
День Посёлка стал Престольный, Староуткинцы традиции верны- Отмечать его готовятся достойно Как в годы доброй старины. Легенда о Староуткинске Легенда о Старой Утке является самой поэтической легендой. Она передается из поколения в поколение, от одного лица к другому, обрастая новыми подробностями и новыми поворотами сюжета. Прошло уже три столетия, а легенду эту знают в наших краях и стар и млад. Давним – давно, три века тому назад, когда о существовании поселка ещё никто не знал, на вершине высокой горы, с которой можно увидеть земли, простирающиеся на сотни километров, возник силуэт то ли князя, то ли богатыря, то ли простого крестьянина. Известно только, что его звали Никитой Демидовым. Что искал он в незнакомых ему местах? Поговаривали, будто при царе Петре 1 преследовали старообрядцев, кержаков, которые искали убежище в разных местах. Много бежало их на Урал, возможно, Никита Демидов был одним из них. Демидов долго рассматривал близлежащие территории, восхищаясь красотой природы. И вдруг увидел нечто завораживающее, притягивающее. Это были утки. Сотни уток. Но больше всего его поразила одна старая, крупная утка. Что-то притягивало Никиту Демидова к ней. Она как будто шептала: « Здесь твое место. Ты нашел, что искал». Ещё долго стоял Никита на горе и молча смотрел на стаю уток. И вдруг окончательно и бесповоротно решил, что именно здесь он начнет новую жизнь, именно сюда приведёт народ. Каждый день в течение года Никита Демидов приходил на ту самую гору в надежде ещё раз увидеть Старую Утку. Но ни стаи уток, ни её саму так больше и не увидел. И в память об этой утке он решил назвать поселок Старая Утка, который позднее получил название Староуткинск. Записано от старожила Колотова Александра Семеновича Мухориной Ольгой, ученицей средней школы №13
|
4. Школа на земле
|
|
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа | В живописном месте на берегу реки Чусовой раскинулся большой поселок городского типа Староуткинск. Его история началась с демидовского завода. Первые небольшие русские поселения в устьях рек Дарья и Утка возникли еще в 1670-х годах. Их образовали переселившиеся на Урал старообрядцы.
1 сентября 1729 года на реке Утке Акинфием Демидовым был пущен чугуноплавильный и железоделательный завод. Для работы на заводе сюда переселили часть жителей Невьянского, Верхнетагильского и других заводов. Долгое время завод называли Уткой Демидова, позже стал называться Староуткинском. В результате постройки заводской плотины на реке Утка образовался пруд длиной 4 километра и шириной до 1 километра. Он и сейчас украшает посёлок. Ещё недавно на плотине пруда можно было увидеть старые дощатые сливы из лиственницы, пропитанные историей. Однако недавно плотину реконструировали и одели в бетон. Староуткинский завод стал первым в бассейне Чусовой предприятием полного металлургического цикла с доменным и передельным (молотовым) производством. Заводские механизмы работали за счёт энергии воды. Продукция Староуткинского завода славилась качеством и пользовалась хорошим спросом. В разные годы на заводе производили чугун, кричное и полосовое железо, отливали пушки, ядра, дробь и т. д. В XIX веке заводу принадлежало восемь рудников. В 1774 году, во время крестьянской войны, Староуткинск взяло войско под командованием пугачёвского соратника Ивана Белобородова. Здесь случился один из ярких моментов этой войны. Потеряв при первом штурме и трёхдневных стычках немало солдат, Белобородов проявил хитрость. Он распорядился подогнать возы сена. Сено подожгли и, скрываясь за дымом, пугачёвцы принялись за штурм. Староуткинск был захвачен, но вскоре удача от Белобородова отвернулась… События того времени отражены в одной из сцен документального фильма Алексея Иванова и Леонида Парфенова «Хребет России». На льду Староуткинского пруда снимался сюжет, где Леонид Парфенов толкал перед собой сани с горящим сеном. В 1848 году завод перешел товариществу Суксунских заводов. В 1890 году предприятие было продано Сергею Александровичу Строганову, который провёл реконструкцию завода. В 1896 году была построена новая домна, дававшая около 2 тысяч пудов чугуна в сутки. На рубеже веков из-за промышленного кризиса производство железа прекратили, Староуткинский завод переориентировали на производство чугуна для Добрянского завода. После революции и Гражданской войны завод был вновь пущен в 1922 году. После Великой Отечественной войны завод капитально реконструировали, а доменную печь впервые «закутали» в цельносварный металлический кожух. Домну перевели с древесного угля на кокс. Лишь тогда старые углевыжигательные печи прекратили работу. На заводе производили многие товары широкого потребления: мясорубки, оцинкованные ванны, цепи для привязи, петли, замки, краники для бочков, вешалки, алюминиевые столовые приборы, диски к кормоуборочным комбайнам и т. д. В настоящее время Староуткинский завод уже не работает. Старинные заводские цеха превратились в руины. Печальная судьба постигла и легендарную, старинную домну «Самовар» — её сдали на металлолом (как и другое оборудование).
|
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества | Учащиеся школы активно участвуют в муниципальных мероприятиях: концертах, митингах, соревнованиях, акциях, субботниках |
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня | Наши партнёры: Культурно-досуговый центр, ДОУ «Детсад №5», МЧС, Староуткинский металлургический завод, ООО «Аверс», Поликлиника, Совет ветеранов, Женсовет, поликлиника |
5. История и культура школы в деталях
|
|
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) | В 1952 году пришла работать в школу Лидия Степановна Мушникова, учитель географии.
Из 40 лет работы в школе половина – на административной должности. В 1964 году Лидия Степановна возглавила школу Рабочей молодёжи, с 1967 по 1979 – завуч средней школы. Своим опытом работы делилась на районных и областных педчтениях. Член КПСС с 1961 года. Несколько лет возглавляла партийную организацию школы. Лидия Степановна сумела привить интерес и любовь к географии у многих детей. Всегда работала творчески, любила ходить в походы с учениками, умела увлечь их внеклассной работой. Юные краеведы под её руководством собрали интересный материал о родном крае, создали один из лучших музеев в Шалинском районе, были участниками Всесоюзного туристического слёта в Москве. Продолжили туристско-краеведческую работу Лидии Степановны Куницина А. М, Куницына А. С., Старкова В. Ф., Гончарова Л. В., а в настоящее время – Смирнова Л.Н., Баранова Е.С. Лидия Степановна воспитала прекрасных детей, её сын Николай окончил школу с золотой медалью в 1977 году , стал доктором физических наук и сейчас является заместителем председателя президиума Уральской Академии наук ( УАН) России. В должности профессора преподает в университете. Логинова Тамара Ефимовна, учитель русского языка и литературы Отличник народного просвещения Секретарь партийной организации школы Председатель совета ветеранов (10 лет) Награждена памятным знаком «50 лет пионерской организации» Ветеран труда Почетный гражданин ГО Староуткинск Вот что рассказала Тамара Ефимовна о своем детстве, юности, зрелости, взрослой жизни: «Папа родился в п.Староуткинск. Мама родом из Забайкалья. В 1935 году встретились 16-летняя Оля и 26-летний Ефим, который проходил военную службу в Читинской области, полюбили друг друга, поженились. Родился у них сын, но в 1,5 годика умер. Я родилась 6 августа 1939 в городе Нерчинск Читинской области. Мой отец 28 лет прослужил в армии. В годы ВОВ (с 1941 по 1945 год) летал на бомбардировщике. Поднимаясь в небо, мечтал только об одном: поскорее обнять дочку и жену. После войны служил на Халхин Голе. В 1946 году семья переехала на Украину. Пришлось служить и в Виннице, и в Борисполе, и в Умани, и в Белой церкви. Ну, а я училась, где придется. Любила учиться, очень старательной была ученицей, имела много похвальных грамот. В те послевоенные годы страной руководил Никита Хрущев. Поступил приказ сократить армию. Отцу пришлось демобилизоваться. Но куда? Мама сказала отцу : «Только на твою Родину. На Урал. В Староуткинск.» В 1957 году я окончила 10 классов Староуткинской средней школы и устроилась работать пионервожатой в ту же школу. С 18 лет работала. А могла бы сразу идти учиться, но как-то было стыдно такой взрослой девушке жить за счет родителей. Затем поступила в педагогический институт, училась заочно. Почему в педагогический? Меня учила Макурина Манефа Григорьевна, я решила ей подражать, ее манере ведения урока. Учиться в институте очень нравилось. В 1967 году окончила факультет русского языка и литературы Свердловского Государственного Педагогического института. Помню, что на государственном экзамене по литературе достался вопрос по Чернышевскому «Что делать?». Отвечала с каким-то упоением. Председатель комиссии на меня с восторгом смотрел. Получила за экзамен «отлично». Мой педагогический стаж составляет 43 года. Пока училась заочно, проработала 3 года пионерской вожатой, 4 года – учителем начальных классов, одновременно вела уроки географии в вечерней школе. Затем началась карьера учителя русского языка и литературы. С 1968 по 1971 была завучем по воспитательной работе. С 1975 по 1977 – директором школы. Поняла одно, что лучше все-таки работать с детьми, больше получаешь удовлетворения. Труд учителя русского языка – непосильный труд. Судите сами. В школе обучалось в те годы 1200 учащихся, в каждом классе по 35-40 человек, две смены. Одних тетрадей сколько приходилось проверять. Но что хочется отметить. На уроках стояла идеальная тишина: учитель говорит – дети слушают. Одного строгого взгляда было достаточно. Любила детей. Никогда не кричала. Если возникали проблемы с кем-то из детей, приглашала поговорить один на один, после уроков. Поэтому и от детей, возможно, ни одного грубого слова не услышала. Обвиняли, что были любимчики. А почему бы им не быть? Трудности тоже были в работе. Например, когда готовили медалистов. Великое счастье, что ни одной работы из области нам не отправили обратно. Все ребята подтвердили свои знания. Спасибо им за это! В школе жизнь кипела, била ключом. До сих пор все мероприятия помню по месяцам. Сентябрь – колхоз. Вся школа, кроме 1-4 классов, убирает в селе Чусовом турнепс, картошку. У каждого класса – норма. Конец сентября – октябрь – спортивные соревнования, осенний бал. Октябрь – Образование СССР. Каждый пионерский отряд представлял союзную республику, а их было 15. Готовили костюмы, танцы, песни. Наша пионерская дружина носила имя пионера-героя Павлика Морозова. Теперь одни считают его предателем, а другие – героем. О пионерах – героях нужно отдельно рассказывать. 7 ноября – все на митинг, посвященный Революции. Кстати, в 2018 году 100-летие отметили. Сейчас идет осуждение тех событий. Считаю, что положительное тоже было. Советская власть дала людям бесплатное образование, бесплатное жилье. Но и сложности были : нельзя поехать заграницу, печатать что-либо. Самое главное – все вместе были. Ноябрь – декабрь – конкурсы, олимпиады по разным предметам, Новый год. Январь – конкурсы, 23 февраля – все маршируют, готовятся к Смотру строя и песни. Лучший класс. Соревнования на лыжах, по стрельбе. Вручали вымпелы. Учителя выполняли единую задачу – учили детей ценить честность, справедливость, учили работать над собой. Хорошие примеры есть для работы над собой. Иногда неприятно, когда героями становятся не те. Раньше говорили о настоящих героях, таких , как Зоя Космодемьянская, Зина Портнова, Алексей Маресьев. Настоящие герои! Март. Девочки – главные. Мальчики рисуют открытки. Самая приятная открытка – нарисованная. Апрель. Балакина Ф.И. проводит «День птиц» . Все классы мастерят кормушки, плакаты, скворечники. Шествие устраивали по центральным улицам. Сельское хозяйство было развито, поэтому птиц было больше, чем сейчас. 22 апреля – День рождения В.И. Ленина. Сразу вспоминаются его слова: «Учиться, учиться, учиться». Май. День пионерской организации 19 мая. С утра – линейка для всей дружины, потом костер на берегу пруда или Чусовой. Пели пионерские песни, соревновались на природе. Особая страница школьной жизни – это шефство. Шефами были рабочие. Дети должны знать профессии своих родителей, поэтому каждый пионерский отряд ходил по цехам, знакомился с рабочими разных профессий. Самый ведущий цех – доменный, отправляли чугун в страны Запада: Чехию, Румынию; ремонтно-механический – самый чистый; литейный цех открыли в 70-е годы. Был и железнодорожный цех. Цех металлоизделий – староуткинские рабочие выпускали корыта , а болгары, например, выращивали в них помидоры; мясорубки, чугунные сковородки, вилки. Работал леспромхоз. Древесину отправляли тоже за границу. Ни одной крупиночки не выбрасывали за границей: из опилок – брикеты, из них делали мебель и нам отправляли. Было чему поучиться у других стран. В этом году соберутся на вечер встречи и мои ученики. Всем, без исключения, хочется пожелать как можно больше таких встреч. Берите пример с моих одноклассников. В прошлом году мы отметили 60 лет с момента окончания школы. Дружите. Встречайтесь.»
|
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) | Учительские династии
1. Штыкова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов (бабушка-учитель биологии, мама – учитель, брат-преподаватель, муж-учитель истории). 2. Нечаева Вера Александровна, учитель биологии (160 лет общий учительский стаж, обе дочери работают педагогами). 3. Дудорова Надежда Николаевна, учитель начальных классов (мама-воспитатель, сестра-учитель физики и математики, дочь – воспитатель). 4. Русанова Ирина Владимировна, социальный педагог (мама-учитель ). 5. Мухорина Елена Ивановна, учитель русского языка (свекровь – учитель математики, муж-педагог дополнительного образования).
|
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) | Выпускница 1972/1973 года
Чурина Ольга – Как сложилась моя жизнь после школы? Если в нескольких словах, то, пожалуй, неплохо. Поступила в УПИ, через 5 лет окончила, была распределена на работу в г.Алма-Ата, что в Казахстане. В то время это была столица союзной республики. Там всегда были солнце, фрукты, горы… С подругой приехали работать на Домостроительный комбинат, до сих пор там и живем, но 90-е годы сделали свое дело. Казалось бы, карьера складывалась успешно: начала работать мастером, затем назначили заместителем начальника цеха, вступила в партию… но на этом и все. Развалился СССР, работы не стало, пришлось искать другие способы для выживания. Но ничего, справилась. Воспитали с мужем замечательных сыновей, помогли получить им высшее образование, женили. Имею небольшой бизнес, помогаю воспитывать 4-х внуков, путешествую. Вот и на свою Родину малую почти каждый год прилетаю. – Что вспоминаю о школе? – Из начальной школы вспоминаю, конечно, первую учительницу, Кузнецову Елизавету Алексеевну. Она, кстати, воевала в ВОВ, имела награды, но редко их надевала. Строгая была, но добрая. Помню, как ходили к ней в гости, в Лягушью, чай, наверное, пили. Вспоминаю случай, когда получила первую «2» за контрольную. И не я одна, но, видимо, сильно расстроилась, потому что на вопрос отца, который решил подшутить и спросил: «Что? Двойку получила?» – я не то что заплакала, просто зарыдала. Но он меня и не ругал, я от обиды слезы лила. А еще помню ребят, которые учились с нами, но по каким-то причинам уехали из поселка. Например, Оля Шемшур. И так случилось, что благодаря сайту «Одноклассники» мы с ней снова сдружились. Она живет в Краснодаре, часто приезжает к сыну в Москву, а я к своему сыну прилетаю. Там и встречаемся. А недавно откликнулась Нина Антипова, которая тоже с нами училась, а сейчас живет в Москве. И мы устраиваем свой вечер встречи, но уже втроем и в Москве. Традиционными для нашего класса были походы на Винокурку: сначала с Елизаветой Алексеевной, а потом с Рягиной Елизаветой Павловной, классным руководителем до 8 класса. С ней показывали спектакли «Хозяйка медной горы» и «Огневушка-поскакушка» для жителей Зареки, для начальных классов. Помню, как в 5 классе на 23 февраля лепили конфеты для своих мальчишек в квартире Антиповых. Даже рецепт запомнила: сухое молоко, какао-порошок, сахар, масло сливочное. Вкусные конфетки получились! В 5 же классе заняла 1 место по лыжам. Очень собой гордилась. Спорт, впрочем, всегда рядом со мной шагал. Учителем у нас был Шилов Сан Саныч. Уважали его все. Кстати, в институтской команде в регби играла. И сын старший профессиональным водным поло занимался, сейчас в большой теннис играет. Запомнился дождливый поход в Шайтанку (Чусовое). В наше время все пешком ходили, по воде не на чем было, что ли, не знаю. А еще от завода, где работал отец, давали путевки в пионерский лагерь «Соколенок». Раза 2-3 съездила туда отдохнуть, очень понравилось общаться с ребятами из разных мест. После 9-го класса за активную работу в комсомольской организации, которую возглавляла, наградили поездкой в лагерь «Уральские зори». В наше время в каждом микрорайоне поселка летом устраивали спортивные площадки, где школьники разных возрастов с утра до вечера играли в волейбол, просто бегали. Сейчас молодежь все больше гуляет или в телефонах зависают. Бедно жили, скромно, но дорожили каждой копеечкой, каждым счастливым моментом. Родители не пропускали ни одного промаха в нашем поведении. До сих пор стыдно за один случай. Взяла как-то у мамы в кошельке 10 копеек, чтобы в столовой купить полный обед. Он стоил 25 копеек (а 15 коп. мне каждый день давали). Только вышла в сенки, похвасталась подружке-соседке, что буду на 25 коп. кушать, тут мама меня за шиворот и в дом обратно. Отругала, да еще и пальто новое заставила снять. Пришлось в старом идти и на 15 коп. кушать. А сейчас, говорят, дети даже бесплатно не едят». – Что же пожелать моим одноклассникам? Думаю, что здоровье никому лишним не будет. Значит, здоровья! А чтобы оставаться молодыми душой, нужно чаще собираться на такие вечера! Поэтому желаю больше теплых встреч! Спасибо, что вы были и есть в моей жизни!» P.S. Ольги Павловны не стало в 2019 году.
Интервью с Иваном Геннадьевичем Бояриновым, выпускником 1973 года Юные корреспонденты пришли в гости к Бояринову И.Г. – Здравствуйте, Иван Геннадьевич. Мы из школьного пресс-центра, хотели бы задать Вам несколько вопросов о школьных годах. – Добрый день, проходите, ребята. Давно вас поджидаю. Ну, хорошо, слушаю. – Скажите, Иван Геннадьевичем, чем Вам запомнилась школа? – Чем школа может запомниться? Учебой! В начальной школе было 4 первых класса. Потом нас разъединяли-соединяли, в 9 осталось 2 класса, «А» и «Б». Мне повезло, так в «Б» и учился. Больше всего помню учебу до 8 класса. – А из предметов какие Вам больше нравились? – Физкультура ( не задумываясь, ответил). – А можете вспомнить какой – нибудь случай интересный, смешной или не очень? – Сложновато ответить, все – таки 45 лет прошло. Один раз наш класс выгнали из школы, потому что без разрешения ушли на похороны одноклассницы Тамары Ш, которая училась с нами до 7 класса. С ней случилась беда, и мы решили сходить с ней попрощаться. Естественно, опоздали на уроки и нас отправили за родителями. В старших классах у нас сложилась хорошая традиция: девушки нам устраивали вечер к 23 февраля, а мы готовили для них 8 марта. За это нас почему-то «склоняли» на всех линейках. – А кто у Вас был директором? Строгий? Наказывал, наверное? – Нет, нас не наказывали, воспитывали! Директором Болгарецких В.В. был, вот это мужик! Волосы запрещал длинные носить, приказ железобетонный, попробуй только не выполни! Дисциплина была жесткая! Был жесткий, но справедливый, понапрасну просто так не наказывал! – А какие школьные предметы пригодились в жизни? – СПОРТ!! Физкультура. Школа научила деньги считать ( ха-ха-ха), писать, читать. Помню всех учителей, назову своих классных руководителей: в начальных классах – Будакова Анна Сергеевна; в среднем звене – Каргаполова Зоя Ивановна, Яковлев Александр Анатольевич; в 9-10 классе-Тихонина Вера Ильинична. Огромное спасибо нашим учителям! – А вы секции спортивные какие посещали? – Мы из спортзала не вылезали, спорт был развит, не то, что у вас! Чего только ни было: и брусья, и турники, и канат. Особенно гимнастикой увлеченно занимались, парни на турниках всякие трюки выполняли. Я играл в футбол. – А в командах каких играли ? – Играл в лиге « Сибирь – Дальний Восток» (Якутск, Ленск), за поселок тоже играл, даже школьников тренировал. – А как Вы учились, если не секрет? – Твердый троечник, но по Физкультуре и Труду – «5»!- Интересно было в школе, интересней, чем в вашей! У нас-то 1200 народу училось, было как в муравейнике, а у вас всего 300. И тем более мы в 2 смены учились. – Вы ходили в походы? – Конечно!!! После выпускного особенно запомнился поход, на 3 дня ходили на реку Чусовую. Нас увезли на машине до Сибирки, кто-то на мотоцикле добирался, там к реке прошли, палатки поставили, ночевали, комаров покормили. -А в столовой как кормили, вкусно? – Вкусно, всем нравилось. Школа это все равно же интересно, на всю жизнь запоминается, из жизни – то не вычеркнешь! Я , хоть 45 лет прошло, всех учителей до сих пор помню. – А строгие учителя были? – Да, конечно, была тишина на уроках, больше понимали! Вот еще что интересно: завод работал круглосуточно. В 7 утра, если больше -35 градусов, подавали 3 гудка. И мы в 7 утра сидим, «уши греем», когда же гудки подадут. Раньше же пешком добирались. И вот гудки просвистели, а ты одеваешься и на… каток. У нас же на пруду были катки 3-4 штуки, сами чистили! И гоняли! Так что вот такие пироги. – А как у Вас жизнь после школы сложилась? – Нормально, хорошо все сложилось. – Вы много лет проработали на Севере. А как там оказались? – На Север сначала моя старшая сестра уехала, а я из Армии пришел. Вот она меня и позвала к себе поработать. – На Севере сложно, наверное, работать? – Нет, там работать хорошо! – Холодно, наверное! – Нормально! У нас тут в Старой Утке бывает даже холоднее! – Что у Вас сейчас интересного происходит? – На пенсии что может быть интересного? Пенсия! Жить хорошо! Хочется с одноклассниками-то встретиться? -Мы встречаемся каждые 5 лет на вечере-встречи выпускников, вспоминаем о школе, до утра засиживаемся. – Спасибо, Иван Геннадьевич, за гостеприимство, за воспоминания! Здоровья Вам!
|
Информацию подготовили и предоставили (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): руководитель школьного музея Смирнова Людмила Николаевна, учитель русского языка Шульгина Тамара Павловна, учащиеся Рыбаков Андрей, Лаевский Андрей.