МБОУ Стексовская СШ Ардатовский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.      Полное название школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Стексовская средняя школа»
1.2.      Ф.И.О. директора школы

 

Топоркова Елена Ивановна
1.3.      Почтовый адрес

 

607141 Нижегородская область Ардатовский район село Стексово, улица Больничная дом 1 «а»
1.4.      Телефон

 

 88317959215
1.5.      Сайт

 

http://steksovo-scool.ucoz.ru/
1.6.      Электронный адрес

 

ssteksovo_scool@mail.ru
1.7.          Количество учащихся, классов по уровням образования

 

Начальное общее образование – 20 учащихся, 2 класса – комплекта: 1,3; 2,4.

Основное общее образование – 27 учащихся, 3 класса – комплекта

 

1.8.          Количество педагогов, их образование и квалификация

 

Педагогов – 13;  имеют первую категорию – 11;

соответствие занимаемой должности – 2.

1.9.          Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

    Начало занятий – 8.30, окончание – 15.00.

Продолжительность урока для 1 класса – 35 мин., для 2-9 – 45 мин. Перемены по 10 и 20 мин. Занятия в одну смену.  Учебная неделя для 1 класса – 5 дней, для 2-9 – 6 дней.

1.10.       Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

     МБОУ Стёксовская СШ расположена в  кирпичном двухэтажном здании,  оборудованном в соответствии с требованиями СанПин. В 2009 году введена в эксплуатацию газовая котельная .

В школе оборудованы 8 кабинетов, которые оснащены ноутбуками  и мультимедийными проекторами, в 7 из них – интерактивные доски. В школе имеется спортивный и актовый залы, столовая, медицинский кабинет, библиотека, музейная комната,  комбинированная мастерская.

В кабинете информатики 11 компьютеров объединены в локальную сеть, постоянно функционирует электронная почта, обеспечен доступ в сеть Интернет.

Вблизи школы находится пришкольный участок, на котором школьниками выращиваются овощи, зелень, ягоды, предназначенные для питания в школьной столовой.

2. История школы: основные вехи

 

1.1.          Дата основания школы

 

   В конце 1870 года в доме дьячка  была открыта  церковно – приходская школа
1.2.          Обстоятельства создания школы

 

   Возникла потребность в обучении детей и  в дальнейшем  – квалифицированных работников для сельского хозяйства.
1.3.          Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

     Ласточкин Павел Александрович, первый директор школы,  1870 – 1909, организовал строительство начальной школы за счёт сборов с населения.

Ласточкина Маргарита Павловна – 1909 – 1939, в 1918 году была образована школа второй ступени,  а в 1921 году  – закрыта, учеников перевели  в Ардатовскую среднюю школу.

Воскресенский А.И. – 1931-1938 гг в селе  школа вновь открыта.

Провоторов С.И. – 1938-1941гг.

Тюрин  И.Т. – 1951 – 1964 гг.

Доронченков Н.В. – 1964 – 1965 гг.

Шишкова Н.Н. – 1967-1968 гг.

Бондаренко Е.И. – 1968 -1970 гг.

Сёгина Р.Ф. – 1972 -1980 гг.

Жукарина В.В. – 1980-2012 гг.

Топоркова Е.И.  –  с 2012 года

1.4.          Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1870 открытие  церковно – приходской  школы  в доме дьячка.

1898 – строительство ещё одного здания школы (обучались только девочки).

1918 – открытие школы 2-ой ступени (через 2 года закрывается).

1931 – ШКМ (школа колхозной молодёжи), которая давала 7-летнее образование).

1933 – открытие интерната для детей из соседних сёл.

1954 – реорганизация школы в среднюю.

1959  –  строительство новой деревянной школы.

1988 –  строительство современной двухэтажной школы, которая функционирует по сей день.

2009 – введение в эксплуатацию газовой котельной.

 

 

1.5.          Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

    Садкова Л.А., заслуженный учитель РСФСР, проработала в школе завучем и учителем математики  более 35 лет.

Тюрин И.Т. , выпускник школы, окончил с Похвальной грамотой, затем Горьковский  пединститут и   и Московский институт культуры ,

проработал директором более 15 лет.

Жукарина В.В., выпускница школы, закончила Арзамасский пединститут, в должности директора  проработала  32 года, отличник народного просвещения.

Топорков В.А. – в должности учителя физики проработал более 40 лет,  отличник народного просвещения.

и др.

1.6.          Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

   Брагин Ю.И. – председатель Стёксовского сельского совета, парторг колхоза «Стексовский».

Тюрин А.Ф., главный агроном областного с/хозяйства , зам. председателя облисполкома.

Сумин В.В. – профессор, работал хирургом в областной больнице г. Горького.

Кувшинов А.И. – первый секретарь Мичуринского райкома комсомола Тамбовской области, начальник военторга Тамбовской области.

1.7.          Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

     Огромную помощь в строительстве школы оказывали 3 близлежащих колхоза: «Стёксовский»,  «Кологреевский», «Сосновский». Они выделяли трактора для вывоза брёвен из леса.

Колхоз «Стёксовский» снабжал школьную столовую мясной и молочной продукцией.

Школа тесно сотрудничала с избой – читальней, позднее – с библиотекой.

Партнёром школы был сельский клуб.  Работники клуба совместно с учителями школы организовывали выступление хора, постановку спектаклей. А затем с концертами разъезжали по сёлам.

3       Культура школы

 

3.1.          Главные педагогические идеи школы

 

     Приоритетными педагогическими идеями в школе на современном этапе являются:

–  информационная (умение искать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

–   коммуникативная (умение сотрудничать с людьми);

–    идея самоорганизации (умение ставить цели и реализовывать их, планировать, ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих);

–  самообразования ( готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни , обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

 

3.2.          Ценности школьной жизни

 

   Воспитание полноценной личности и привитие базовых человеческих духовных ценностей. Создание условий для формирования  образованного человека, гражданина и патриота своей страны.
3.3.          Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

 

——–

3.4.          Традиции и ритуалы

 

    В школе традиционными стали праздники и мероприятия в честь  Дня Учителя, Дня пожилого человека, Дня матери, Дня Победы и др. Проводятся торжественные линейки, посвящённые Дню знаний, Последнему звонку, а также устраиваются Осенний бал, Выпускной вечер, «Зарничка» и «Зарница» (к Дню Защитников Отечества), общешкольные конкурсы: «Отличник недели», «Самый чистый класс»; общие коллективные дела: уборка Парка ветеранов ВОвойны, турслёты и др.
3.5.          Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

    В школе наряду с традиционными  активно внедряются современные педагогические технологии: метод проектов, коммуникативные, цифровые технологии  и др. По-прежнему ценностью уроков является  их связь с жизнью и практическая направленность. Уроки истории проводятся в музейной комнате, литературы  – имеют продолжение при посещении исторических мест, связанных с  жизнью писателей – земляков: пушкинские места в  с. Б.Болдино (Болдинский краеведческий музей), г.Арзамаса  и Нижнего  Новгорода, где проживал и работал А.М.Горький. Учителя начальных классов организуют уроки – экскурсии по родному селу, знакомят детей с земляками и историческими местами.
3.6.          Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

   В школе организуются и проводятся коллективные творческие дела и реализуются многие социальные проекты: озеленение пришкольной территории, посещение Дома милосердия  в День пожилого человека с концертной программой и вручением сувениров.

Проект «Чистый пруд», реализуемый  группой старшеклассников, в 2018 году позволил привлечь внимание сельской администрации и решить экологическую проблему  нашего села. В результате совместных действий взрослых жителей села и учащихся школы, привлекая выделенные Стёксовской сельской администрацией денежные средства и добровольные пожертвования жителей,  был очищен сельский пруд, место отдыха  и взрослых, и детей.

В школе реализуются Программы: «Программа воспитания и социализации учащихся», «Программа духовно – нравственного воспитания».

Ежегодно проводятся акции: «Георгиевская ленточка», «Открытка ветерану», «Бессмертный полк»,  «Свеча памяти», организованные совместно с сельским Домом культуры, а также экологические акции: «Чистый парк», «Поможем птицам» и др.;  «Стоп, ВИЧ», «Меняем сигареты на витамины», «Телефон доверия» и  др.

3.7.          Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Работают  детские объединения:

–  пионерская дружина им. В.П.Чкалова (не прекращавшая свою деятельность в 90-ые годы);

– волонтёрский отряд «Ровесник».

3.8.          Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

 

 

——–

4.       Школа на земле
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа    Село Стексово возникло в XVII в., имеет такое название, так как  на этом месте стекалось в болото несколько ручьев. В Стексове  как крупном торговом селе  был подвозной пункт, куда свозились товары из других сел и деревень и складывались до открытия торговли.

«Так как Стёксово –  село базарное, то там довольно порядочное количество найдётся разных заведений; две казёнки по второму разряду, множество чайных трактиров и трактир с крепкими напитками. И вот в праздничный день старики и подростки группами идут на базарную площадь, вокруг которой находятся трактиры, и начинают переходить из одного трактира в другой. После всех этих шатаний, сходятся около одного (всегда) заведения, расходятся на две партии и идёт кулачная потеха.»
(Источник: “Нижегородская земская газета”, № 12, 1905 г.)

В начале 20 века в селе имелись 2 церковно-приходские школы: мужская и женская. Дети помещиков, торговцев, кулаков после сельской школы продолжали учиться в гимназии Ардатова, бедняков и середняков в гимназию не принимали. Основными предметами в школе были русский язык, чтение, письмо, арифметика и Закон Божий.

В настоящее время МБОУ Стёксовская СШ расположена в центре Стёксовской сельской администрации Ардатовского муниципального района в селе Стёксово.

Школа –  одна из наиболее удалённых школ от районного центра (22 км) , входящих в образовательное пространство Ардатовского муниципального района. Расположена на трассе Арзамас – Ардатов, что позволяет организовать подвоз обучающихся и воспитанников к школе из 5 близлежащих сёл двумя  микроавтобусом «Газель».

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества     Ни одно важное событие или мероприятие в селе не обходится без педколлектива и учащихся школы. Совместно с работниками культуры Стёксовского ДК организуются и проводятся праздничные концерты  к Дню Победы,  Дню пожилого человека, 8 Марта, праздник Масленицы  и многие др. Работник межпоселенческой  библиотеки  Брагина Н.Г. в школе проводит беседы, конференции по прочитанным книгам, знакомит с художественными новинками, поступившими в библиотеку. Фельдшер ФАП  Ванюгина А.Ю. встречается с детьми и прививает навыки здорового образа жизни. Работая над реализацией социальных проектов, школьники обращаются за помощью в администрацию Стёксовского сельского совета и совместно решают проблемы по благоустройству села.
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня     С удовольствием учащиеся школы,  изучая историю родного края,  посещают районный историко – краеведческий музей в Ардатове.

Закаляют свой организм , занимаясь в спортивных секциях, плавая в бассейне или играя в хоккей,  при посещении ФОКа в районном центре.

Материальную помощь школе оказывает депутат Законодательного собрания Ардатовского района Янбиков Р.С.

Отзывчивыми являются многие жители села, которых в качестве почётных гостей приглашаются  в школу на классные часы, для профориентационной работы. Тесная связь налажена с участником афганской войны Криничным А.Н.

С большой коллекцией марок выступал перед детьми житель Стёксово,  филателист со стажем более 40 лет Шалаев В.В.

Дети посещали фермерское хозяйство Красавина В.В. и знакомились с  его хозяйством.

5.       История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)       Захарова  А.М. окончила Стексовскую среднюю школу в 1968 году, до 1973 года работала старшей пионервожатой. В 1970 году поступила на заочное отделение  биофака Арзамасского пединститута. Проработала учителем биологии и географии 48 лет. В селе пользуется уважением и авторитетом.

Бузуева Светлана, выпускница 2019 года, лучшая ученица школы, участвовала  в региональной телевизионной гуманитарной олимпиаде «Нижегородские умники и умницы». Результат – призёр, 4 место. Приглашена в Москву  на съёмки  четвертьфинала интеллектуальной игры «Умницы и умники»  (руководитель проекта Ю.Вяземский).

После окончания школы поступает на  бюджетное отделение юридического  факультета  Нижегородского государственного университета им. Н.А.Лобачевского, успешно обучается по сей день.

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)    Педагогическими династиями в селе являются:

Семья Рябовых: Николай Михайлович, учитель русского языка и литературы, стаж – 40 лет, Евгения Александровна, учитель немецкого языка, стаж  – более 30 лет, их дочь Наталья Николаевна, учитель математики, стаж – 37 лет.

Нянькина Р.М.  проработала в школе лаборантом и библиотекарем, её  стаж – более 20 лет и дочь Жукарина В.В., педстаж которой – около 40 лет, начала трудовой путь учителем математики  и более 35 лет – в должности директора сельской школы.

Огольцова А.П., учитель начальных классов, педстаж – более 30 лет и её дочь Шалаева А.Д. проработала учителем русского языка и литературы  48 лет.

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)    «В советской школе учитель пользовался  огромным авторитетом среди всех жителей села. Родители, несмотря на большую занятость, не пропускали ни одного родительского собрания.  В любой момент приходили к учителю за советом. Слово учителя было для учеников – законом. А сам учитель для жителей села являлся примером в работе, семье, поведении, общественной деятельности». (Из воспоминаний Захаровой А.М., проработавшей учителем с 1973 по 2018 год).

«В современной школе работать трудно, но интересно. Трудно, потому что приходит осваивать новые педагогические технологии, работу на компьютере. Не обходится без конфликтов с родителями, которые чувствуют себя компетентными во всех вопросах воспитания и обучения, нелегко – так как времени на себя и семью остаётся очень мало (после работы идёшь к компьютеру как рабочий к станку). А интересно – потому что мечтала с 5-го класса преподавать детям русский язык, люблю общаться с детьми, видеть результат своего труда и получать при этом моральное удовлетворение» (Шехунова Л.В., учитель с  1988 года и по сей день).

« В школе я получила  прочные знания, педагоги воспитали во мне трудолюбие, упорство, целеустремлённость, любовь и уважение к людям. С благодарностью вспоминаю своих учителей, которые являлись для нашего поколения примером в жизни. А ещё – сельская школа – это единый коллектив, где тебе помогут, поддержат, подскажут».

(Пяткина Л.О, выпускница 2006 года, провизор).

«Школа дала мне путёвку в жизнь, ведь не зря я выбрала профессию учителя. Спасибо учителям за их терпение, прочные знания, за подготовку к ЕГЭ. Вспоминаются наши коллективные творческие дела, участия в конкурсах, акциях, победы на районных мероприятиях. А ещё нас учили иметь твёрдую гражданскую позицию и любить свою Родину». (Тарасова Ксения, выпускница 2020 года, студентка Арзамасского пединститута)

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы):

Жукариной В.В., Захаровой А.М.,   Шехуновой Л.В.

Использованы материалы книги «Стексово» авт. В.М.Зюзин, И.Т.Тюрин,

изд – во Арзамас, 1999  г.