Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»
1. Общие сведения о школе
|
|
1.1. Полное название школы
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Стексовская средняя школа» |
1.2. Ф.И.О. директора школы
|
Топоркова Елена Ивановна |
1.3. Почтовый адрес
|
607141 Нижегородская область Ардатовский район село Стексово, улица Больничная дом 1 «а» |
1.4. Телефон
|
88317959215 |
1.5. Сайт
|
http://steksovo-scool.ucoz.ru/ |
1.6. Электронный адрес
|
ssteksovo_scool@mail.ru |
1.7. Количество учащихся, классов по уровням образования
|
Начальное общее образование – 20 учащихся, 2 класса – комплекта: 1,3; 2,4.
Основное общее образование – 27 учащихся, 3 класса – комплекта
|
1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация
|
Педагогов – 13; имеют первую категорию – 11;
соответствие занимаемой должности – 2. |
1.9. Организация образовательного процесса (краткая информация)
|
Начало занятий – 8.30, окончание – 15.00.
Продолжительность урока для 1 класса – 35 мин., для 2-9 – 45 мин. Перемены по 10 и 20 мин. Занятия в одну смену. Учебная неделя для 1 класса – 5 дней, для 2-9 – 6 дней. |
1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории
|
МБОУ Стёксовская СШ расположена в кирпичном двухэтажном здании, оборудованном в соответствии с требованиями СанПин. В 2009 году введена в эксплуатацию газовая котельная .
В школе оборудованы 8 кабинетов, которые оснащены ноутбуками и мультимедийными проекторами, в 7 из них – интерактивные доски. В школе имеется спортивный и актовый залы, столовая, медицинский кабинет, библиотека, музейная комната, комбинированная мастерская. В кабинете информатики 11 компьютеров объединены в локальную сеть, постоянно функционирует электронная почта, обеспечен доступ в сеть Интернет. Вблизи школы находится пришкольный участок, на котором школьниками выращиваются овощи, зелень, ягоды, предназначенные для питания в школьной столовой. |
2. История школы: основные вехи
|
|
1.1. Дата основания школы
|
В конце 1870 года в доме дьячка была открыта церковно – приходская школа |
1.2. Обстоятельства создания школы
|
Возникла потребность в обучении детей и в дальнейшем – квалифицированных работников для сельского хозяйства. |
1.3. Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)
|
Ласточкин Павел Александрович, первый директор школы, 1870 – 1909, организовал строительство начальной школы за счёт сборов с населения.
Ласточкина Маргарита Павловна – 1909 – 1939, в 1918 году была образована школа второй ступени, а в 1921 году – закрыта, учеников перевели в Ардатовскую среднюю школу. Воскресенский А.И. – 1931-1938 гг в селе школа вновь открыта. Провоторов С.И. – 1938-1941гг. Тюрин И.Т. – 1951 – 1964 гг. Доронченков Н.В. – 1964 – 1965 гг. Шишкова Н.Н. – 1967-1968 гг. Бондаренко Е.И. – 1968 -1970 гг. Сёгина Р.Ф. – 1972 -1980 гг. Жукарина В.В. – 1980-2012 гг. Топоркова Е.И. – с 2012 года |
1.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)
|
1870 – открытие церковно – приходской школы в доме дьячка.
1898 – строительство ещё одного здания школы (обучались только девочки). 1918 – открытие школы 2-ой ступени (через 2 года закрывается). 1931 – ШКМ (школа колхозной молодёжи), которая давала 7-летнее образование). 1933 – открытие интерната для детей из соседних сёл. 1954 – реорганизация школы в среднюю. 1959 – строительство новой деревянной школы. 1988 – строительство современной двухэтажной школы, которая функционирует по сей день. 2009 – введение в эксплуатацию газовой котельной.
|
1.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)
|
Садкова Л.А., заслуженный учитель РСФСР, проработала в школе завучем и учителем математики более 35 лет.
Тюрин И.Т. , выпускник школы, окончил с Похвальной грамотой, затем Горьковский пединститут и и Московский институт культуры , проработал директором более 15 лет. Жукарина В.В., выпускница школы, закончила Арзамасский пединститут, в должности директора проработала 32 года, отличник народного просвещения. Топорков В.А. – в должности учителя физики проработал более 40 лет, отличник народного просвещения. и др. |
1.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)
|
Брагин Ю.И. – председатель Стёксовского сельского совета, парторг колхоза «Стексовский».
Тюрин А.Ф., главный агроном областного с/хозяйства , зам. председателя облисполкома. Сумин В.В. – профессор, работал хирургом в областной больнице г. Горького. Кувшинов А.И. – первый секретарь Мичуринского райкома комсомола Тамбовской области, начальник военторга Тамбовской области. |
1.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)
|
Огромную помощь в строительстве школы оказывали 3 близлежащих колхоза: «Стёксовский», «Кологреевский», «Сосновский». Они выделяли трактора для вывоза брёвен из леса.
Колхоз «Стёксовский» снабжал школьную столовую мясной и молочной продукцией. Школа тесно сотрудничала с избой – читальней, позднее – с библиотекой. Партнёром школы был сельский клуб. Работники клуба совместно с учителями школы организовывали выступление хора, постановку спектаклей. А затем с концертами разъезжали по сёлам. |
3 Культура школы
|
|
3.1. Главные педагогические идеи школы
|
Приоритетными педагогическими идеями в школе на современном этапе являются:
– информационная (умение искать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); – коммуникативная (умение сотрудничать с людьми); – идея самоорганизации (умение ставить цели и реализовывать их, планировать, ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих); – самообразования ( готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни , обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
|
3.2. Ценности школьной жизни
|
Воспитание полноценной личности и привитие базовых человеческих духовных ценностей. Создание условий для формирования образованного человека, гражданина и патриота своей страны. |
3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)
|
——– |
3.4. Традиции и ритуалы
|
В школе традиционными стали праздники и мероприятия в честь Дня Учителя, Дня пожилого человека, Дня матери, Дня Победы и др. Проводятся торжественные линейки, посвящённые Дню знаний, Последнему звонку, а также устраиваются Осенний бал, Выпускной вечер, «Зарничка» и «Зарница» (к Дню Защитников Отечества), общешкольные конкурсы: «Отличник недели», «Самый чистый класс»; общие коллективные дела: уборка Парка ветеранов ВОвойны, турслёты и др. |
3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)
|
В школе наряду с традиционными активно внедряются современные педагогические технологии: метод проектов, коммуникативные, цифровые технологии и др. По-прежнему ценностью уроков является их связь с жизнью и практическая направленность. Уроки истории проводятся в музейной комнате, литературы – имеют продолжение при посещении исторических мест, связанных с жизнью писателей – земляков: пушкинские места в с. Б.Болдино (Болдинский краеведческий музей), г.Арзамаса и Нижнего Новгорода, где проживал и работал А.М.Горький. Учителя начальных классов организуют уроки – экскурсии по родному селу, знакомят детей с земляками и историческими местами. |
3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой
|
В школе организуются и проводятся коллективные творческие дела и реализуются многие социальные проекты: озеленение пришкольной территории, посещение Дома милосердия в День пожилого человека с концертной программой и вручением сувениров.
Проект «Чистый пруд», реализуемый группой старшеклассников, в 2018 году позволил привлечь внимание сельской администрации и решить экологическую проблему нашего села. В результате совместных действий взрослых жителей села и учащихся школы, привлекая выделенные Стёксовской сельской администрацией денежные средства и добровольные пожертвования жителей, был очищен сельский пруд, место отдыха и взрослых, и детей. В школе реализуются Программы: «Программа воспитания и социализации учащихся», «Программа духовно – нравственного воспитания». Ежегодно проводятся акции: «Георгиевская ленточка», «Открытка ветерану», «Бессмертный полк», «Свеча памяти», организованные совместно с сельским Домом культуры, а также экологические акции: «Чистый парк», «Поможем птицам» и др.; «Стоп, ВИЧ», «Меняем сигареты на витамины», «Телефон доверия» и др. |
3.7. Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе
|
Работают детские объединения:
– пионерская дружина им. В.П.Чкалова (не прекращавшая свою деятельность в 90-ые годы); – волонтёрский отряд «Ровесник». |
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)
|
——– |
4. Школа на земле | |
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа | Село Стексово возникло в XVII в., имеет такое название, так как на этом месте стекалось в болото несколько ручьев. В Стексове как крупном торговом селе был подвозной пункт, куда свозились товары из других сел и деревень и складывались до открытия торговли.
«Так как Стёксово – село базарное, то там довольно порядочное количество найдётся разных заведений; две казёнки по второму разряду, множество чайных трактиров и трактир с крепкими напитками. И вот в праздничный день старики и подростки группами идут на базарную площадь, вокруг которой находятся трактиры, и начинают переходить из одного трактира в другой. После всех этих шатаний, сходятся около одного (всегда) заведения, расходятся на две партии и идёт кулачная потеха.» В начале 20 века в селе имелись 2 церковно-приходские школы: мужская и женская. Дети помещиков, торговцев, кулаков после сельской школы продолжали учиться в гимназии Ардатова, бедняков и середняков в гимназию не принимали. Основными предметами в школе были русский язык, чтение, письмо, арифметика и Закон Божий. В настоящее время МБОУ Стёксовская СШ расположена в центре Стёксовской сельской администрации Ардатовского муниципального района в селе Стёксово. Школа – одна из наиболее удалённых школ от районного центра (22 км) , входящих в образовательное пространство Ардатовского муниципального района. Расположена на трассе Арзамас – Ардатов, что позволяет организовать подвоз обучающихся и воспитанников к школе из 5 близлежащих сёл двумя микроавтобусом «Газель».
|
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества | Ни одно важное событие или мероприятие в селе не обходится без педколлектива и учащихся школы. Совместно с работниками культуры Стёксовского ДК организуются и проводятся праздничные концерты к Дню Победы, Дню пожилого человека, 8 Марта, праздник Масленицы и многие др. Работник межпоселенческой библиотеки Брагина Н.Г. в школе проводит беседы, конференции по прочитанным книгам, знакомит с художественными новинками, поступившими в библиотеку. Фельдшер ФАП Ванюгина А.Ю. встречается с детьми и прививает навыки здорового образа жизни. Работая над реализацией социальных проектов, школьники обращаются за помощью в администрацию Стёксовского сельского совета и совместно решают проблемы по благоустройству села. |
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня | С удовольствием учащиеся школы, изучая историю родного края, посещают районный историко – краеведческий музей в Ардатове.
Закаляют свой организм , занимаясь в спортивных секциях, плавая в бассейне или играя в хоккей, при посещении ФОКа в районном центре. Материальную помощь школе оказывает депутат Законодательного собрания Ардатовского района Янбиков Р.С. Отзывчивыми являются многие жители села, которых в качестве почётных гостей приглашаются в школу на классные часы, для профориентационной работы. Тесная связь налажена с участником афганской войны Криничным А.Н. С большой коллекцией марок выступал перед детьми житель Стёксово, филателист со стажем более 40 лет Шалаев В.В. Дети посещали фермерское хозяйство Красавина В.В. и знакомились с его хозяйством. |
5. История и культура школы в деталях
|
|
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) | Захарова А.М. окончила Стексовскую среднюю школу в 1968 году, до 1973 года работала старшей пионервожатой. В 1970 году поступила на заочное отделение биофака Арзамасского пединститута. Проработала учителем биологии и географии 48 лет. В селе пользуется уважением и авторитетом.
Бузуева Светлана, выпускница 2019 года, лучшая ученица школы, участвовала в региональной телевизионной гуманитарной олимпиаде «Нижегородские умники и умницы». Результат – призёр, 4 место. Приглашена в Москву на съёмки четвертьфинала интеллектуальной игры «Умницы и умники» (руководитель проекта Ю.Вяземский). После окончания школы поступает на бюджетное отделение юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.А.Лобачевского, успешно обучается по сей день. |
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) | Педагогическими династиями в селе являются:
Семья Рябовых: Николай Михайлович, учитель русского языка и литературы, стаж – 40 лет, Евгения Александровна, учитель немецкого языка, стаж – более 30 лет, их дочь Наталья Николаевна, учитель математики, стаж – 37 лет. Нянькина Р.М. проработала в школе лаборантом и библиотекарем, её стаж – более 20 лет и дочь Жукарина В.В., педстаж которой – около 40 лет, начала трудовой путь учителем математики и более 35 лет – в должности директора сельской школы. Огольцова А.П., учитель начальных классов, педстаж – более 30 лет и её дочь Шалаева А.Д. проработала учителем русского языка и литературы 48 лет. |
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) | «В советской школе учитель пользовался огромным авторитетом среди всех жителей села. Родители, несмотря на большую занятость, не пропускали ни одного родительского собрания. В любой момент приходили к учителю за советом. Слово учителя было для учеников – законом. А сам учитель для жителей села являлся примером в работе, семье, поведении, общественной деятельности». (Из воспоминаний Захаровой А.М., проработавшей учителем с 1973 по 2018 год).
«В современной школе работать трудно, но интересно. Трудно, потому что приходит осваивать новые педагогические технологии, работу на компьютере. Не обходится без конфликтов с родителями, которые чувствуют себя компетентными во всех вопросах воспитания и обучения, нелегко – так как времени на себя и семью остаётся очень мало (после работы идёшь к компьютеру как рабочий к станку). А интересно – потому что мечтала с 5-го класса преподавать детям русский язык, люблю общаться с детьми, видеть результат своего труда и получать при этом моральное удовлетворение» (Шехунова Л.В., учитель с 1988 года и по сей день). « В школе я получила прочные знания, педагоги воспитали во мне трудолюбие, упорство, целеустремлённость, любовь и уважение к людям. С благодарностью вспоминаю своих учителей, которые являлись для нашего поколения примером в жизни. А ещё – сельская школа – это единый коллектив, где тебе помогут, поддержат, подскажут». (Пяткина Л.О, выпускница 2006 года, провизор). «Школа дала мне путёвку в жизнь, ведь не зря я выбрала профессию учителя. Спасибо учителям за их терпение, прочные знания, за подготовку к ЕГЭ. Вспоминаются наши коллективные творческие дела, участия в конкурсах, акциях, победы на районных мероприятиях. А ещё нас учили иметь твёрдую гражданскую позицию и любить свою Родину». (Тарасова Ксения, выпускница 2020 года, студентка Арзамасского пединститута) |
Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы):
Жукариной В.В., Захаровой А.М., Шехуновой Л.В.
Использованы материалы книги «Стексово» авт. В.М.Зюзин, И.Т.Тюрин,
изд – во Арзамас, 1999 г.