МБОУ Судромская ОШ №13 Вельский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Судромская основная школа №13»
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Балакина Е.В.
1.3.        Почтовый адрес

 

165131 Архангельская область Вельский район пос. Погост ул. Центральная, 32
1.4.        Телефон

 

88183655132
1.5.        Сайт

 

https://shkola-sudroma.edusite.ru/
1.6.        Электронный адрес

 

Sudroma2008@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

85
1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

12 человек

Высшее педагогическое образование – 8 педагогов

Средне-специальное педагогическое образование – 4 педагога

Высшая категория – 3

Первая – 5

СЗД – 4

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

МБОУ «Судромская ОШ №13» выполняет образовательные функции (деятельность по программам ДОО, НОО и ООО), культурно-просветительские (совместная деятельность школы и МБУК «Судромский ЦО», Вельский краеведческий музей, музей школы), социально-педагогические (родительский всеобуч, ППК, ШСП).                                                                                                        С 2019 г. успешно функционирует центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Обновлено содержание предметов: физика, технология, информатика, черчение, ОБЖ. Изменения во внеурочной деятельности школы – это развитие цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.                            На базе школы функционирует  музей, работает детский оздоровительный лагерь.                                                            Действуют детские объединения: Честная жизнь (против коррупции), Юные инспекторы дорожного движения, Юные пожарные. Создан отряд Юнармии.

 

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Двухэтажное здание школы построено в 2017 году.  Школа на 100 мест,  по периметру территории установлено ограждение, видеонаблюдение.

В соответствии с требованиями Стандарта для обеспечения деятельности школы, реализующей основную образовательную программу начального и основного общего образования, учреждение обеспечено мебелью, хозяйственным инвентарём и оборудовано:

  • учебными кабинетами (14)
  • помещениями для занятий спортом (2);
  • помещением библиотеки с книгохранилищем и читальным залом;
  • помещениями для питания обучающихся;
  • административными и иными помещениями, оснащёнными необходимым оборудованием;
  • гардеробом, санузлами;
  • участком с необходимым набором оснащённых зон;
  • актовым залом;
  • музеем. 

Учреждение имеет комплекты ростовой классной мебели в кабинетах начальных классов, учебных кабинетах основной школы, специализированную мебель для кабинетов физики, химии и информатики.

Во всех учебных кабинетах установлены компьютеры, мультимедийное оборудование, интерактивные доски. В 5 кабинетах – документ-камеры. 

В школе один компьютерный класс и один мобильный класс,  предназначенные  для проведения уроков информатики и ИКТ. Кабинет оснащен современными компьютерами, проектором. Рабочих мест -10. Число персональных компьютеров – 27. Используются в учебных целях – 21.

Имеется  оборудование для мастерской и кабинета обслуживающего труда .

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1860
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

1860 год. Первым образовательным учреждением  в        Судроме стало земское одноклассное училище в деревне Погост. Оно находилось в ведении Вологодского отделения Епархиального училищного совета.  В 1898 – 1899 году в училище обучался 51 ученик. Судромская земская одноклассная школа в 1908 – 1909 году имела 3 отделения (класса). В ней обучалось  68 человек. В 1910-1911 году в школе занималось 36 человек. В 1914 – 1915 году школа имела 4 отделения, в ней обучалось 44 человека. Преподавание вели Сергиевская Вивея Викентьевна, Яшина Павла Васильевна, законоучитель священник Сергиевский Викентий Петрович и дьякон Комаров Константин Иванович.                                                       
2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Е. Попова – председатель школьного совета (1920 г.)

Кудрин Александр Деомидович – учитель, председатель школьного совета, заведующий школой (1921 – 1924 г.)

Трофимов – председатель школьного совета (1927 г.)

Александр Васильевич Бекряев (1934 – 1939)– первый директор школы.

Никулина Анастасия Макаровна. 1939-1975 гг. 36 лет отработала директором школы.  В первые два года завозила оборудование для школы, организовала горячее питание для школьников, приобретала новые книги, проводила текущие ремонты, добивалась оказания материальной помощи малообеспеченным учащимся. Успевала заниматься и большой общественной работой, была пропагандистом, выступала на всех колхозных и партийных собраниях и, начиная с первых выборов 1939 года, была бессменным депутатом Судромского сельского Совета. В годы войны собирала деньги на строительство самолётов эскадрильи «Комсомолец Архангельска», всего было собрано 1924 рубля. На танковую колонну – 2569 рублей. Самый большой денежный вклад был внесён директором Никулиной А. М. – 2 месячных заработка. В 60 –е годы добилась строительства здания для школы в д. Погост. Награждена  значком «Отличник народного просвещения» и Почётными грамотами Министерства Образования. 

Сивкова Александра Александровна. 1975-1984 гг.

Шамин Александр Васильевич. 1984 – 1997 гг.

Умело управлял школой. В период распада пионерской и комсомольской организации в 90-е годы сумел сохранить традиции школы, идеалы, на которых основывалось воспитание подрастающего поколения. В трудные годы безденежья,  самостоятельно и на собственные средства поддерживал благоустройство территории школы, осуществлял ремонт здания. Оказывал помощь педагогическому коллективу.

Шамина Светлана Викторовна. 1997 – 2013 гг. До этого отработала 15 лет завучем школы. Развитие школьного музея, сохранение истории школы, ее традиций, уклада.  Формирование основных направлений деятельности современной школы, техническое оснащение учебного процесса. Поддержка  инноваций в педагогической деятельности. Начало строительства новой школы.

В 2012 году Указом Президента РФ  директор школы С.В. Шамина  награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Балакина Елена Владимировна. 2013 – по настоящее время. Строительство нового здания школы. Внедрение инноваций в школе – создание центра цифровой грамотности «Точка Роста». Современное оснащение учебно-воспитательного процесса: интерактивное оборудование, техническое и программное обеспечение, креативное оформление школы. Грамотный подбор кадров.

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1908 год. Училище переименовано в Судромскую земскую одноклассную школу. Увеличилось количество детей и преподавателей, но здание было небольшим и вместить всех желающих учиться не могло, поэтому уровень грамотности населения был довольно низкий, особенно среди женщин и детей.     

1910 год. По постановлению Вельской уездной земской Управы в Судроме организуются еще две школы: в д. Сердчино и в д. Луневской. Школы были однокомплектные, имели каждая по три класса.                                                                                   

1919 год. Школа сменила название на Судромскую семилетнюю школу. В 1922 году 7 класс закрывают (был лишь один выпуск). Остаются две начальные школы – Сердчинская, Луневская и 6 классов обучения в Судромской школе (д. Погост). Луневская школа в 1928 году переводится в д. Горы.                                                                                          1934 год. Вынесено постановление об открытии неполной средней школы в Судромском сельсовете на базе Луневской начальной школы в д. Горы в здании, где проживал раньше купец-смолопромышленник Шичёв. Дети из 14 деревень и 6 хуторов получили возможность обучаться с 5 класса. Это 157 учеников в возрасте от 12 до 17 лет.     1941 год. Чёрные дни войны. Уходят на фронт защищать Родину многие учителя-мужчины и выпускники школы. Из выпуска 1937 года (25 человек) 13 человек – воевали, пятеро не вернулись домой; из выпуска 1938 года (43 учащихся) 20 были мобилизованы, шестеро – погибли; из выпуска 1939 года (27 учащихся) мобилизовано -14, погибло – трое; из выпуска 1940 года (31человек) мобилизовано -15; погибло – семь, из выпуска 1941 года (25 человек) мобилизовано – 9, погибло – четверо. В 1945 году седьмой класс окончили 17 ребят.                                                                                1963 год. Судромская школа, ставшая восьмилетней, переехала в новое здание. Инициатором новостройки стало правление колхоза «Красное знамя» во главе с председателем Кудриным Иваном Васильевичем. Это было первое строительство новой школы в районе.

1978 год. Школьный музей прошел паспортизацию.                         

2017 год. Построено новое современное здание школы.

2019 год. Начал свою работу центр Точка Роста.

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Шаманина А.В. , заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы, краевед.

Особый вклад в развитие ОУ – автор рукописных краеведческих материалов о Судроме, создатель школьной библиотеки, школьного музея. Очень уважаемый и авторитетный человек в селе.

Угрюмов М.И., учитель биологии, технологии, физической культуры. С

Особый вклад в развитие ОУ – создал пришкольный участок, который был известен далеко за пределами области. С результатами работы юннаты школы  ездили на ВДНХ в г. Москву. В 1966 году за добросовестный самоотверженный труд учитель технологии, биологии Угрюмов М. И. Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён Орденом Ленина.

Бекряева В. Л., учитель начальных классов

Особый вклад в развитие ОУ –  организатор фольклорного ансамбля «Проталинки».  Дети пели, играли на музыкальных инструментах, ездили с выступлениями по району и в  город Архангельск. Творческая личность. Победитель педагогических конкурсов регионального уровня.

Поташева А.С., учитель начальных классов – знак «Отличник Народного просвещения».

Особый вклад в развитие ОУ – наставник, методист молодых педагогов школы. 

Шамин А.В., директор школы, учитель математики, черчения, технологии  –  знак «Отличник Народного просвещения».

Особый вклад в развитие ОУ – сохранение традиций школы в 90-е годы. Мастер декоративно-прикладного творчества, хранитель традиций изготовления щепной птицы и плетения из бересты.

Никитинская Л. Н., директор Судромской вспомогательной школы, учитель русского языка и литературы в Судромской общеобразовательной школе.

Особый вклад в развитие ОУ – формирование высокого уровня качества знаний школьников по предметам гуманитарного цикла.

Меньшикова Н.А., заместитель директора по УВР, учитель географии и биологии  – Почетная грамота Министерства просвещения  РФ.

Особый вклад в развитие ОУ – организация оптимального  научно-методического сопровождения образовательного процесса в школе.

Прибыткова В.В., учитель начальных классов, Почетная грамота министерства образования Архангельской области.

Особый вклад в развитие ОУ – формирование оптимальной модели взаимодействия семьи и школы.

Горбунова А.Н., заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания, руководитель школьного музея  – Почетная грамота Министерства просвещения РФ.

Особый вклад в развитие ОУ – организация научно-исследовательской деятельности школьников и педагогов, издательская деятельность. Активный участник муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов.  

Пушкина Т.В., учитель информатики, педагог дополнительного образования.

Особый вклад в развитие ОУ –  организация работы центра Точка Роста, ведение программ по робототехнике, моделированию, программированию,  пилотированию дронов. Первая в Вельском районе начала участвовать с детьми во всероссийских соревнованиях по программированию. Легко осваивает новые технологии, сотрудничает с мобильным технопарком «Кванториум» г. Архангельска. Является руководителем сообщества педагогов Точка Роста, ведет группу в соцсети ВК для школы  и педагогов Вельского района, рассказывая о новинках технического творчества и делясь собственным опытом работы. Активный участник муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов.

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Научный сотрудник Всесоюзного института растениеводства  детско-сельского отделения Шичева Л.В.; заслуженный учитель РСФСР Малышев А.В.; полковник медицинской службы Кудрин А.Д.;  помощник начальника Военно-медицинской академии полковник медицинской службы Н. Д. Кудрин; профессор, полковник медицинской службы Кудрин И.Д.; подполковник Пономарев И.Г.; кандидат психологических наук Булатов С.М.; заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР, почетный гражданин Вельского района Кудрин И.В.; Тюкина А. П., доцент Архангельского медицинского института; член Союза художников Никитинский Г.Е.; подполковник ФСКН России, кандидат в мастера спорта Шамин С.А.; кандидат наук, преподаватель ЛЭТИ Карпова С.С. , инженер-физик НИИ энерготехники им. Н. А. Доллежаля Оленев А.А.; Инженеры – конструкторы, начальники отделов ЗАО РИТВЕРЦ г. С-Петербург Лобановы Василий Васильевич, Юрий Васильевич;  инженер – конструктор ОАО “РадианПроект” Карпов К. С.; переводчик, помощник ген. директора АЦБК Поликарпова В.А.;  кадровый военный Макаров А. С. и др.
2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

Совет Ветеранов МО «Судромское»

Детский сад №49 «Солнышко»

МБУК Судромский Центр Отдыха

Агрофирма Судромская

Виды сотрудничества: совместные программы организации внеурочной деятельности; социальные проекты; волонтерская деятельность, благотворительные проекты.

 

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Площадка внедрения образовательных инноваций среди сельских малокомплектных школ.

1.    Содержание образования, обеспечивающего качественный его уровень.

2.    Совершенствование содержания и технологий образования.

3.    Развитие системы воспитания и дополнительного образования.

4.    Совершенствование условий для функционирования эффективной системы выявления, развития и сопровождения одаренных детей.

5.    Укрепление здоровьесберегающей образовательной среды в школе.

Школа является площадкой, где каждый ученик получает возможность выразить себя сообразно своим способностям, каждый учитель находит условия для реализации новаторских интеллектуальных и творческих проектов, а социум встречает духовно богатую, физически здоровую, творчески мыслящую личность, ориентированную на уважение к другим членам общества и государству в целом.

 

3.2.            Ценности школьной жизни

 

1. Патриотическое  воспитание  подрастающего  поколения заключается в создании современной системы воспитания, способной обеспечить целенаправленное воздействие на юных граждан с целью формирования чувства любви, преданности к Отечеству, озабоченности судьбой своей страны, готовности исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства.                                                                               Школа успешно решает  задачи по организации: мероприятий патриотической направленности, организации поискового движения, сохранению памяти о воинах, сражавшихся за Отечество, общественной деятельности в тесной взаимосвязи трех поколений.

Школа сотрудничает с администрацией МО «Судромское»,  Советом ветеранов, Советом молодежи, МБУК РКЦ Судромским ЦО, Вельским краеведческим музеем, Отделом Управления по культуре  и туризму Вельского района, ГАУ АО  Центр “Патриот”, с Вельским  военно-морским клубом, поисковым отрядом «Вель».

2. Техническое творчество

Воспитание творческой, технически грамотной личности, обладающей логическим мышлением, связанным с программированием, алгоритмизацией, 3- D моделированием.

Дополнительные образовательные программы технической направленности ориентированы на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности. Обучение по программам технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Занятия в объединениях данной направленности также дают возможность углубленного изучения таких предметов как физика, математика и информатика.

Школа сотрудничает с мобильным технопарком г. Архангельска, ДНК САФУ.

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Эмблемы школы
3.4.            Традиции и ритуалы

 

Традиции советской школы

Иинтересные и многочисленные дела пионерской дружины:

– трудовые десанты,

– пионерские сборы и костры,

– игра «Зарница»,

– праздники, новогодние карнавалы,

– соревнования, зимние походы,

– коллективные творческие дела — защита предмета, защита профессии

– создание проектов новой школы,

– «Веснянка», уроки Мира, уроки Мужества,

– конкурсы: «Алло, мы ищем таланты», КВНы,

– месячники: «В гостях у Деда Мороза», оборонно-спортивной работы

– тимуровская работа, уроки общественно-полезного труда,

– посадка аллеи Славы,

– конкурсы рисунков и стихов,

– каждое лето лагерь труда и отдыха,

– уборка турнепса, капусты

 

Традиционные мероприятия современной школы

 – День Самоуправления                                                                                   – День открытых дверей в музее школы                                             – Предметные недели                                                                                 – Школьная научная конференция “Эврика”                                             – Месячник по военно-патриотическому воспитанию в школе (Зарница, Смотр строя и песни, конкурс «В книжной памяти мгновения войны», встречи с поисковиками)                                                  – Праздник Последний Звонок                                                                                  – Соревнования по пилотированию  дронов, гонки автомобилей                   – Участие в конкурсах технического творчества                                               – Участие в исследовательских конкурсах: Богоявленские чтения, Кирилловские чтения, Юность Поморья, Ломоносовский конкурс исследовательских работ, Отечество и др.                                                                                                                      – Раздельный сбор мусора «Чистая Судрома»                                                     – КВН                                                                                                                  – Интеллектуальный клуб Судромы                                                                    – Игра «Зеленый огонек»

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

– Создание оптимальной модели организации учебно-воспитательного процесса “Школа – образовательный и социокультурный центр села”.

Исследовательская и научная деятельность на базе музея школы.

– Робототехника в школе (внедрение).

– Школьная видеостудия (создание видео роликов, фильмов)

– Авторские разработки рабочих программ по робототехнике для начальной школы.

 

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Проекты музея школы:                                                                                  «Солдаты Великой Отечественной»,                                              «Судромчане – участники Первой Мировой войны»

«Деревушка моя позабытая»

«Книга о Судроме»

«Поклонный крест в память о Судромской Николаевской церкви».

Акции: Чистый обелиск, Письмо ветерану, Георгиевская лента, Неделя добра (волонтеры), Аллея памяти, Знамя Победы, Голос истории, Дом со звездой.

Школьные медиа

Газета «13 Вертикаль»

Школьная радиоточка

Школьная видеостудия

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Школьный спортивный клуб «Старт».

ЮИД.

Юные пожарные.

Честная жизнь.

Школьное научное сообщество «Эврика».

Интеллектуальный клуб Судромы.

 

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Школа расположена на территории муниципального образования «Судромское», в 35 км от районного центра города Вельск Архангельской области. Точной даты образования поселения нет, но первые упоминания есть в 14 веке. Расположено село вдоль Московского тракта. Ранее деревни Судромы располагались с двух сторон реки Ваги.

Современная Судрома находится  на федеральной трассе М-8. Центром МО «Судромское» является п. Погост. Всего в муниципальном образовании 9 деревень. Население – 1000 человек. Учреждения:  Судромская  амбулатория,  МБУК ЦО «Судромский»,  ООО  «Агрофирма Судромская»,  6  торговых предприятий,  Судромская Ильинская церковь,  почтовое  отделение  связи,  Судромское  лесничество, телевизионный ретранслятор.

Базовым  хозяйством  является ООО «Агрофирма Судромская».  Включает  в  себя – полеводство,  животноводство. Всего  работает  около 100  человек. 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Школа является центром социокультурной жизни села. Все проекты, праздники, акции организует и курирует школа. 
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Благотворители – Бородулин А.В., Шамин В.А., Шамина С.В., Горбунова А.Н., Лобановы В.В. и Ю.В., Меньшикова Н.А.

Партнеры школы – ДДТ г. Вельска, Вельская гимназия искусств, Вельский краеведческий музей, Судромский Центр Отдыха, Совет ветеранов Судромы, НОКЦ «Дом Карпеченко».

5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)  

Малышев Афанасий Петрович

Родился в деревне Залужье. Окончил начальную школу, городское училище, двухгодичные педагогические курсы при этом же училище (1913).  В 1914-1915 гг.  работал учителем в Сердчинской школе.  В 1915 году был призван в армию, год служил в Петрограде, затем был направлен в Виленское военное училище. После окончания училища в чине прапорщика воевал на Румынском фронте, где и встретил Октябрьскую революцию. Являлся организатором советской власти в Судроме, был избран в волостной исполком.  В гражданскую войну – на защите революции в составе стрелкового полка, охранявшего железную дорогу Тамбов-Балашов, по которой шло продовольствие на Москву.  Был награжден орденом Красного Знамени. 
 После гражданской войны работал учителем в Сердчинской школе Судромского сельсовета, затем более 13 лет – инспектором РОНО в г. Вельске.  В 1941 году  был удостоен звания заслуженного учителя РСФСР. 
 В июне 1941 года ушел на фронт, был комиссаром батальона 32-й отдельной стрелковой бригады 4-го гвардейского стрелкового корпуса 54-й армии Ленинградского фронта. В феврале 1942 года защищая Ленинград, капитан А.П.Малышев погиб.

Тюкина Александра Петровна

Судромскую школу окончила в 1930 году.  В 1940 году окончила факультет АГМИ с отличием.

В июле 1941 года А.П. Тюкина надела форму военного врача и была  назначена начальником хирургического отделения эвакогоспиталя. После войны Александра Петровна Тюкина пришла в клинику АГМИ. Приступила к лечению моряков и членов их семей, к занятиям со студентами, к научным исследованиям. В 1953 году, обобщив результаты исследований, она успешно защитила кандидатскую диссертацию. В 1967 году Александру Петровну назначили проректором по учебно-воспитательной работе. Она получила звание доцента, стала преподавать историю медицины. Александра Петровна является автором более 100 научных работ, методических писем, инструкций, участница I всесоюзного съезда историков медицины (1973 год). Награждена нагрудным знаком «Отличник здравоохранения», юбилейной медалью «За доблестный труд», медалью «Ветерана труда», пять военных наград и др.

Кудрин Николай Деомидович

Родился в 1912 году в д. Телешевской, окончил сельскую церковно-приходскую школу.

В 1935 году после окончания рабфака в г. Ленинграде поступил в Военно-медицинскую академию. Будучи слушателем 5-курса принял участие в войне с Финляндией 1939-1940 гг. в качестве врача батальона и начальника ПМП.

С первых дней Великой Отечественной войны и до её завершения Н.Д.Кудрин находился в действующей армии Северо-Западного, Калининского и 1-го Прибалтийского фронтов, где занимал должность старшего врача, начальника группы ОРМУ, начальника 1-го отдела УПЭП, помощника начальника 1-го отделения санитарного отдела армии.

С 1950 года до выхода в 1970 году в отставку работал старшим помощником начальника НИО Военно-медицинской  академии. За заслуги перед Родиной Н.Д. Кудрин награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.

Тюкина Клавдия Полиектовна

Выпускница Судромской школы. Выпуск 1934 года. Учителем в Судромской школе работала с октября 1944 г. по декабрь 1950 года. Преподавала русский язык и литературу. С 1950 г.

работала в средней школе № 1 города Химки, затем в школе №425 г. Москвы.

 

Богачев Николай Тимофеевич

Родился в 1907 году в деревне Горы.  Окончив школу и педагогические курсы, работал в нашей школе учителем.

В армию был призван 10 мая 1941г. в г. Мурманск.

Николай Тимофеевич сражался с фашистами в рядах  92 —ой Отдельной ордена Красного Знамени стрелковой бригаде морской пехоты. Был рядовым.

«Краснофлотец — пулемётчик третьего батальона морской бригады североморец Богачёв Николай Тимофеевич из деревни Горы Судромского сельского совета отважно дрался на ул. Кима. Его пулемёт свинцовым дождём поливал атакующих фашистских захватчиков. Будучи в окружении, Николай Тимофеевич со своими товарищами не раз рассекал огнём кольцо фашистов…»

 Погиб  21 сентября 1942 года в кромешном аду Сталинграда.

 

Кудрин Иван Диомидович

Родился в д. Телешевской . В 1939 г. поступил в Военно-медицинскую академию имени С. М. Кирова в  г. Ленинграде.

В  1947 г. был направлен в Военно-медицинскую академию имени С. М. Кирова, в учебном отделе которой служил в должностях начальника программно-методического отделения. В 1966 г. становится начальником вновь созданной академии Центральной научно-исследовательской лаборатории обитаемости. Направления научной деятельности :проблемы профилактики и лечения травматического шока и кислородной недостаточности. Внес большой вклад в изучение вопросов психофармакологии здорового человека, сейсмоударных перегрузок, профпатологии и преморбидных состояний, военной экологии.

Почетный академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы. Профессор, полковник медицинской службы в отставке. Награжден многими орденами и медалями.

 

Пономарев Иван Григорьевич.

Был секретарем комсомольской организации в Судроме. Работал в Вельском райкоме комсомола, в Архангельском горкоме комсомола, в Ломоносовском райкоме партии.

 В годы Отечественной войны был комиссаром. Участвовал в боях на Карельском и 3-м Украинском фронтах.

 Награжден тремя орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и еще 7 медалями.

 В 1959 году демобилизовался из армии в звании подполковник.  Затем работал старшим преподавателем а  Ленинградской консерватории.

 

Холмов Владимир Степанович

В 1940 г. закончил Судромскую школу. Участник Великой Отечественной войны. В 1947 году закончил Ленинградское военное училище связи. До 1952 года служил в СКК ГДР. Являлся ветераном подразделения особого риска. Служил в Калинине, Полтаве, Москве. В 2000 г. присвоено звание полковника.

Был награжден Орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», всеми юбилейными медалями, медалью им. Жукова, «За безупречную службу 1 степени», «Ударник коммунистического труда», ветеран труда, классный телеграфист и т.п.

 

Тюкин Николай Кононович

Выпускник Судромской школы. Работал в Судромской семилетней с 1947 года по 1975 год учителем географии и немецкого языка. В 1950 году окончил Архангельский учительский институт (географический факультет).

С 1 октября 1975 года работал в Архангельском областном институте усовершенствования учителей заведующим кабинетом технических средств обучения.

 

Кудрин Иван Васильевич

Родился в 1929 году в деревне Пайтово.

В 1948 году окончил Вельский сельскохозяйственный техникум и был направлен в Афанасьевскую МТС Верхнее – Тоемского района Архангельской области, где работал механиком до призыва в Советскую Армию.

После демобилизации в 1952 году И. В. Кудрин работал электромехаником Вельского леспромхоза, а с 1953 по 1958 г. — механиком Вельской МТС.

В 1958 году избирается сначала заместителем председателя колхоза «Знамя коммунизма», а затем председателем колхоза «Красное знамя». С 1968 года по 1989 год И.В. Кудрин работал директором совхоза «Красное знамя». Награжден Орденом Ленина, Орденом Трудового Красного знамени, Знаком Почета. Ему  присвоено звание « Заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР». Почетный гражданин Вельского района.

 

Прибытков Николай Степанович

Судромскую школу закончил в 1951 году. Моторист на кино-передвижке, киномеханик. В 25 лет – заместитель заведующего отделом культуры по кино Вельского райисполкома. В 27 лет – директор межрайонного отделения кинопроката, в 30 – директор самой крупной в области киносети.

В январе девяносто второго года киносеть Вельского района вошла в структуру отдела культуры администрации района. Николай Степанович назначен заместителем руководителя нового отдела культуры и кино администрации района.

Сорок два года Николай Прибытков проработал на одном поприще. И все это время  свою работу сочетал с общественной . Он несколько раз избирался депутатом горсовета и райсовета. Был  членом обкома союза работников культуры, внештатным инструктором райисполкома, членом, секретарем, заместителем, председателем наблюдательной комиссии райисполкома, позднее администрации.

Жители Вельского района знают Николая Степановича как самого активного внештатного корреспондента многих газет и журналов – журнала “Клуб”, газет – “Вельские вести”, “Вельск-инфо”.

Николай Степанович Прибытков награжден почетным знаком “Отличник кинематографии СССР”, Ленинской юбилейной медалью, медалью “Ветеран труда”, знаком “Отличник гражданской обороны” и ” Отличник ВДПО”, а в 1965 году удостоен звания “Почетный кинематографист России”.

 

Попов Геннадий Михайлович

Родился 15 февраля 1940 г. в деревне Прилук Вельского района Архангельской области. Окончил в 1967 г. Архангельский государственный медицинский институт и до 1972 г. работал хирургом в узловой больнице станции Кулой Северной железной дороги. Учился в клинической ординатуре на кафедре факультетской хирургии АГМИ.
С 1972 г. работал хирургом, затем заведующим хирургическим отделением Вельской ЦРБ. Первым в районе начал применять органосохраняющие операции при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, ввел в практику хирургическое лечение осложненных форм мочекаменной болезни и многих других. Оказывал квалифицированную экстренную помощь, являлся руководителем практики студентов АГМИ, вел активную общественную работу, избирался депутатом районного, областного Советов депутатов, Архангельского областного собрания депутатов третьего созыва.

Заслуженный врач РСФСР (1990). Награжден орденом “Знак Почета” (1986), знаком “Отличник здравоохранения”. Почетный гражданин Вельского района (2007).

Савельева  Нина  Ивановна, уроженка  Судромской  земли, здесь  училась, здесь и  проработала   30  лет  учителем  начальных  классов. Была  доброй, внимательной  к  ученикам, учила добиваться  постоянной цели, всегда  старалась отметить  у  ребят хоть  маленький, но успех, не скупилась на  похвалы, и это очень положительно действовало  на  учеников.

Добивалась  высоких  и   прочных  знаний, использовала  технические  средства  обучения, много делала  сама   наглядных  пособий. Её  опыт  был  обобщён  не  только в  районе, но  и  в области. Была  участником  съезда  учителей  в  г. Архангельске. Имеет  правительственные  награды.

Ковальчук  Зоя  Ивановна  в  Судромской  школе  была учителем  начальных  классов, 36 лет  педагогического стажа  отданы  обучению и воспитанию не одного поколения школьников. 8 лет являлась заместителем председателя Совета ветеранов, пела в хоре.

Пахтусова  Вера  Яковлевна  с  августа  1946  года  работала в Судромской школе  учителем  математики. Всю  теплоту  своего  сердца  отдавала  она  ученикам, могла выручить в трудную минуту и подбодрить молодого  учителя. Она всегда была примером  добросовестного  отношения  к  своей  работе. Все  коллеги  и  учащиеся  помнят  её  как  очень  отзывчивого, чуткого человека, и не случайно к каждому  празднику  со  всех  концов  страны  приходят к  ней  письма  и  поздравления  от  выпускников и бывших  работников школы.

После выхода  на пенсию она ещё 15 лет  на  добровольных началах  работала в школе  библиотекарем. Вера Яковлевна очень любила поэзию, много знала стихов  наизусть и читала их на наших  школьных вечерах.

Попова Надежда Александровна родилась и прожила всю жизнь в Судроме. Начала свою трудовую деятельность в 1947 году учителем начальных классов, затем после окончания учительского института стала преподавать русский язык в 5 – 7 классах, учила детей разумному, доброму, вечному. Самый любимый поэт у Надежды Александровны был Сергей Есенин, потому что много стихов он написал о России, о деревне; любимое время года – весна, потому что всё  оживает, свежий воздух,  на берёзах около школы  появляются молодые листочки (так она отвечала на вопросы учеников).

Доильницына Нина Николаевна работала в Судромской школе в 70-е годы учителем русского языка и литературы, а затем перешла в совхоз «Красное знамя» секретарём-машинисткой. Выдержка из характеристики Нины Николаевны: «Отношение к работе  самое серьёзное, хорошо знает преподаваемый предмет, умеет пробудить у учащихся интерес к русскому языку и литературе, проводит большую работу по предупреждению ошибок учащихся. Много времени  уделяет воспитательной работе с ребятами. Много лет была председателем месткома профсоюзной организации. Выдержанная, пользуется авторитетом и  уважением  родителей и коллег по работе».

Лобанова Валентина Яковлевна, приехала  в Судрому в 1945 году и начала работать в начальной школе  в деревне Сердчино. Работать приходилось в трудное  послевоенное  время. Уроки  проходили в том же  доме,  где и жила Валентина Яковлевна, поэтому она учащихся очень жалела  и  кормила. Держала большое хозяйство, везде успевала, и дома и на огороде всегда был порядок. Ходила по семьям, объясняла пользу учения, чтобы родители отпускали детей в школу, занималась дополнительно. Вела разъяснительную работу и среди населения по политическим вопросам. Всегда была спокойная, уравновешенная, люди относились к ней с уважением.

Прибытков Александр Николаевич

Судромскую школу закончил в 1973 году. Проходил обучение в Велико-Устюгском училище морского и речного флота. На флоте служил с 1977 по 2019 год. Награжден орденом отличия за многолетнюю безаварийную работу на морском и речном транспорте в 2012 году. С 1992 года до 2013 – капитан теплохода «Брест».

Пономарев Александр Васильевич

Судромскую школу закончил в 1965 году.

Капитан 2 ранга Пономарев Александр Васильевич после окончания Высшего Военно-Морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского более 20 лет прослужил на Краснознаменном северном флоте на атомных подводных лодках проекта 627А в должностях от командира группы, командира дивизиона до механика. Неоднократно участвовал в боевых службах. В общей сложности он провел под водой более 900 дней. За отличную службу А.В. Пономарев был награждён медалями Министерства обороны, в том числе медалью “За боевые заслуги”. Являлся ветераном подразделения особого риска.

Бородулин Александр Васильевич

Окончил школу в 1971 году. 9 и 10 классы – в школе № 4 г. Вельск. В 1973 -1978 гг.  проходил обучение в Ленинградском ордена Красного Знамени сельскохозяйственном институте (г. Пушкин). После окончания работал в совхозе «Красное Знамя» механиком. С февраля 1989 г.  – директор совхоза «Красное Знамя» (Агрофирмы Судромской).

Дурапова Ольга Альбертовна

Выпускница Судромской школы 1975 г. Закончила

Котласское медицинское училище.  С 1980 г. работает

в сфере здравоохранения.  Заведующая  СП Судромская 

амбулатория. Фельдшер.  В 2020 г. профессиональный стаж составил  40 лет. За свой добросовестный труд награждена Почетными  грамотами   Министерства здравоохранения

Архангельской области.

Являлась депутатом  МО «Судромское».

Пухова Татьяна Семёновна

Родилась  в 1958 году в Няндомском  районе  Архангельской  области.   Закончила Каргопольское педагогическое  училище в по  специальности – учитель начальных классов.

В Судромской  школе  работала  воспитателем группы продлённого дня, старшей вожатой. Готовила с ребятами пионерские сборы, линейки, слёты, праздничные вечера. С большой выдумкой относилась к своей работе. Выступала и на сцене Дома культуры.

Смирнова Лариса Александровна

В школе работала с 1982 по 1987 год учителем физики и

математики. Была классным руководителем у выпускников

1987 года. Грамотно проводила уроки, поддерживала школьные традиции, помогала оформлять школьный музей, скромная, эрудированная дисциплинированная учительница.

Пеньевская  Татьяна Васильевна

Закончила в 1972 году Судромскую восьмилетнюю школу, в 1980 году Архангельский педагогический институт по специальности учитель математики — физики. 

В школе Татьяна Васильевна преподаёт математику, физику, изо. Творческий учитель.  Умная, доброжелательная, ответственная, внимательная к людям – так характеризуют Татьяну Васильевну бывшие выпускники и коллеги по работе.

Зайцев Игорь Семенович

Судромскую школу закончил в 1983  году. Затем 9-10 классы в школе  № 4  г Вельска.

В1990 г. поступил в Архангельский индустриально – педагогический техникум, по окончанию которого  и до настоящего времени работает учителем трудового обучения в коррекционной школе г. Вельска. За многолетний добросовестный труд  и заслуги в сфере образования присвоено звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации».

Цаболова Людмила Викторовна

Закончила в 1987 году Судромскую восьмилетнюю школу, в 1980 году Архангельский педагогический институт по специальности учитель физической культуры. 

В школе г. Северодвинска преподаёт физкультуру, ОБЖ. Людмила Викторовна неоднократный призер, победитель конкурсов педагогического мастерства всероссийского уровня.

Меньщикова Екатерина Тимофеевна

Родилась 11 мая 1963 года в Колосовском районе Омской области.  Восьмилетнюю школу закончила в своём родном селе Большое Терёхино. Затем поступила в Тарское педагогическое училище на специальность учитель труда и  черчения. В 1982 году успешно его закончила. Работать в Судрому приехала в 1983 году. Преподавала уроки труда и рукоделия. 

Неоднократно с учащимися принимала участие в выставках декоративно — прикладного творчества в районе, селе и школе. Ажурные салфетки, скатерти, вышивки, изделия из бисера, шёлка, картины, созданные из ниток и многое другое сделано руками мастерицы и ее учениц.

Новикова Ирина Николаевна

Выпускница Судромской школы. Выпуск   1989   года.

Работала в Судромской школе с 1994 года по 1999 год сначала старшей вожатой, затем заместителем директора по воспитательной работе и учителем истории. Заочно окончила Архангельский педагогический институт. Специальность учитель истории. С 1999 года работает преподавателем истории и обществознания в Усть – Вельской школе №  23.

Меньшуткина Оксана Викторовна

Судромскую школу окончила в 1988 году. Котласское медучилище в 1994 году. Специальность – лечебное дело, фельдшер. Работает по профессии 29 лет. Ветеран труда. Имеет высшую категорию. Неоднократно награждалась почетными грамотами администрации Вельского района.  Имеет благодарность за свой труд от Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области. Активный участник и призер творческих, спортивных мероприятий на уровне района.

Филатов Максим Сергеевич

Окончил школу в 1995 году. В 2004 г. закончил Северный государственный медицинский университет. Специальность – хирургия, эндоскопия. С 2011 г. – заведующий эндоскопическим отделением БУЗ ВО Вологодской областной клинической больницы. Постоянно повышает свой профессиональный уровень. Активно участвует в работе Международных съездов врачей-хирургов и эндоскопистов в г. Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и Н. Новгороде.

Минин Юрий Сергеевич

Окончил  Судромскую школу в 2009 году.

Школу №4 г. Вельска в 2011 году. Вологодский государственный университет в 2016 году.

Служит  в войсковой части г. Северодвинска.

Офицер службы защиты г. Северодвинск

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Долгих Л.И. (выпускница школы) об учителе.   

«Человек большой доброты, Михаил Иванович Угрюмов был классным руководителем в нашем классе с 5 по 8 класс (1965 — 1970 гг.) Он постоянно что – нибудь придумывал, чтобы наш класс жил интересной жизнью, подавал мысли и в то же время заставлял нас самих думать. Сам же он всё время был рядом с нами. Проводились вечера отдыха и тематические вечера. Вспоминается один из вечеров в честь дня Советской Армии. В зале был имитированный костёр из веток, красного материала, электрических лампочек. Мы сидели все возле костра и слушали рассказ Михаила Ивановича о его участии в Великой Отечественной войне, а так же рассказы других ветеранов. Наш классный руководитель водил нас в дальние походы с целью изучения родного края: в с. Благовещенское (по местам боёв с белогвардейцами и интервентами в годы Гражданской войны), велосипедный поход в с. Верховажье. В преподавании своего предмета — биологии Михаил Иванович, большой знаток и любитель природы, выходил далеко за рамки учебника. Любить и беречь природу, понимать её язык учил он и нас. Всегда на уроках Михаила Ивановича была хорошая дисциплина, его слушали, уважали. Нам не забыть выпускного вечера, когда Михаил Иванович так растроганно давал нам напутствия, что мы все расплакались. Слезы были и на его глазах. А те слова до сих пор мы помним. Так он воспринимался нами, как очень родной и любящий нас человек. Мы думаем, что вот эти поэтические строчки, которые он нам часто повторял в простой жизни, были его девизом в жизни.                                

 «Не позволяй душе лениться, чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь».

 

Воспоминания директора школы Сивковой А.А. о работе

«Дней, которые запомнились много. Особенно запомнился день 1 сентября 1972 г. начало моей работы в этой школе; радостное, праздничное чувство встречи с учителями, ребятами осталось в памяти на всю жизнь. Мне посчастливилось начинать работу в этой школе с ветеранами труда, имеющими большой опыт работы в школе. Это Вера Яковлевна Пахтусова,   Анна Васильевна Шаманина, Анастасия Макаровна Никулина, Николай Кононович Тюкин, Нина Ивановна Савельева, Валентина Яковлевна Лобанова. У них  я училась понимать и любить детей, училась великому терпению и выдержке, таким необходимым качествам в работе учителя, у них прошла школе педагогического такта. Приятно было работать с молодыми девушками – учительницами Ржавитиной Татьяной Васильевной и Прожериной Татьяной Александровной. Они были инициаторами интересных дел, как в пионерской дружине, так и в коллективе учителей. Прожерина Т.А. была настоящим пионерским вожатым, любимицей ребят и коллег по работе».( 1980 г.)

 

«С Анастасией Макаровной Никулиной я проработала три года:с 1972 по 1975 год. Она в то время работала директором последние годы, а я начинала свою работу в Судромской восьмилетней школе, была её заместителем по учебно — воспитательной работе. Эти годы работы особенно запомнились мне. Анастасия Макаровна сама много

работала и требовала того же от меня и учителей. Её рабочий день в школе начинался в 8 часов утра, а уходила она из школы домой в 17 час. 30 мин., и так изо дня в день. Требовательная, волевая, энергичная в свои 55 лет, Анастасия

Макаровна любила во всём порядок и дисциплину, в классах и коридорах школы было всегда чисто и уютно. Работали мы с ней в содружестве, часто сидели вечерами, когда в школе становилось тихо, обсуждали планы работы, готовились к педагогическим совещаниям. А годовой отчёт школы писали в воскресенье, на неделе среди текущих дел не оставалось времени.Особенно любила Анастасия Макаровна подготовку к традиционным праздникам: вместе с пионервожатой Прожериной Т.А. и Анастасией Макаровной мы обсуждали планы подготовки и проведения торжественных праздников, прежде чем вынести их на обсуждение коллектива. Запечатлелась в памяти игра «Зарница» в 1973 г., она проводилась в воскресный день, ребята с алыми и синими погонами с самодельным деревянным оружием выстроились перед школой. Анастасия Макаровна — командующий — принимает рапорт и приветствует участников игры.

     Запомнилась ещё подготовка к празднованию 30- летия Победы. Учителя ходили с магнитофоном к участникам Великой Отечественной войны, записывали их воспоминания на магнитофонную ленту, которые потом звучали на празднике со сцены.

По инициативе Анастасии Макаровны и под её непосредственным руководством был создан школьный краеведческий музей. Помню, как она бережно, любовно относилась к новым экспонатам музея.

    Я с благодарностью вспоминаю Анастасию Макаровну, те годы работы под её руководством. Работать приходилось много, иногда было очень трудно, но Анастасия Макаровна всегда меня поддерживала и вселяла уверенность в свои силы.

                                                        Январь 1985 г. Сивкова А.А.

 

Воспоминания Тюкиной А.П. (выпускница) о школе

   Зная, какой огромный труд, знания и терпение отдаёт почти трёхмиллионная армия учителей воспитанию подрастающего поколения и,  видя с экрана телевизора счастливые лица ребят всех возрастов, мне, ровеснице Октября, невольно вспомнились первые учителя и те условия, при которых мы в молодой Советской стране познавали азы образования.

   Детство я провела в Судроме Вельского района. Сельская начальная школа находилась в 2-х км в соседней деревне /на Горах/ во флигеле кулацкого дома. Флигель имел одну большую комнату – класс и маленькую комнату, где жил учитель с семьёй / двое детей/. Раздевались в коридоре /в сенях/, а в холод – тут же в классе. В школу ходили ребятишки из деревень: Артемьева, Кривой, Гор, Залужья, Заборья – на расстоянии до 4-х км.  Всё оснащение школы состояло из парт и доски. Учитель, как правило, вёл одновременно 2 класса /1-й и 3-й, 2-й и 4-й/ чередуясь через год. Давал задание старшим и занимался с младшими или наоборот и всё в одном и том же помещении. Первым моим учителем был Раевский Сергей Васильевич очень трудолюбивый, внимательный, деликатный человек. Не только мы, дети, но и наши родители очень уважали его, ибо для них он был советчиком и учителем, обучая их грамоте. Учебников в то время /1925 -30г.г./ было очень мало. Все задания на дом диктовались или писались на доске. Тетрадей почти не было. Их мы шили и линовали сами из какой-либо бумаги /старой конторской книги или обоев/. Цветной карандаш и ластик для нас были редкостью и роскошью. Своё скудное школьное имущество и еду носили в кошелках, сшитых из грубого домотканого полотна. О портфелях и ранцах не имели понятия. Сергей Васильевич многим из нас сделал сумки – чемоданчики из фанеры. Это уже была роскошь. Когда учились в 3-м классе, наиболее сильных учеников Сергей Васильевич прикрепил к взрослым неграмотным для обучения их. Мы были в роли учителей – ликвидировали неграмотность. Помню, я испытывала огромную радость, когда моя подопечная соседка Варвара стала по слогам читать и писать свою фамилию.

   Сергей Васильевич сумел убедить крестьян, в необходимости постройки новой школы. Было решено, что каждый житель окрестных деревень привезёт для школы определённое количество брёвен и отработает нужное количество дней. Зимой 1928 года мы, школьники, по очереди дежурили, отмечая, кто, сколько брёвен привёз. Вскоре уже в годы коллективизации школа была построена на окраине деревни Большая Гора. Сейчас в ней помещается вспомогательная школа интернат Вельского района. В праздники в школе были вечера: мы читали стихи и пели хором. Этому нас учил и руководил нами так же Сергей Васильевич. Иногда в школе по вечерам показывали кино /привозили из Вельска передвижку /смотреть которое мы приходили с взрослыми. Кино было немым с титрами, для чтения которых назначался кто-либо из старших учеников. Электроэнергии в деревнях в то время не было. Освещение – керосиновая лампа. А чтобы посмотреть кино, нужно было на протяжении всего сеанса кому-либо крутить динамик. Тот, кто крутил – смотрел кино бесплатно.

Ввиду необходимости нянчиться с младшими сестрёнками и братишками, четверо из которых, к сожалению, умерли в возрасте от двух до четырёх лет от инфекционных заболеваний /скарлатина, менингит/, мне посещать школу приходилось не весь учебный год, только с 1 октября по 20 апреля, когда нет полевых работ. Окончив три класса, пришлось год пропустить по этим же причинам. В четвёртом классе меня обучала К.В. Пономарёва, которая и сейчас проживает в Вельске, отдавшая свыше 35 лет жизни педагогическому труду.

   При школе была создана пионерская организация, входящая в состав отряда при школе на Погосте. Раз в месяц мы ходили туда на сборы /за 5-6 км/.

   Старшие школьники /3-ё, 4-ё классы/ во главе с учителем 1-е Мая и в Октябрьские праздники ходили колонной на Погост для участия в праздничном митинге. Колонну украшали сами. Готовили транспаранты и лозунги. Помню, старательно вырезали буквы из бумаги и наклеивали на красный материал /кумач/.

В пасхальные дни в период обедни и шествия вокруг церкви верующих, мы вместе с комсомольцами и учителями /С. Тюкина, И. Пономарёв, Кл. и М. Пономарёвы и др./ при школе организовали концерты и зазывали прихожан. Среди населения вели активную антирелигиозную пропаганду.

   Для всех жителей нашего сельсовета весной 1928 года было великим чудом услышать по радио слова из Москвы после установки очень высоких мачт для закрепления антенны. При этом событии присутствовали и старые и малые. (1963 г.)

 

Лобанова (Поливанова) Л.Ю. ( выпускница школы)

«В школу мы бегали в д. Горы. Это далеко. Часто по утрам нас привозила машина, которая ехала с рабочими. Утром мы еще успевали и с горы накататься до уроков, вымокнуть. Техничка нас привозных всегда жалела и чаем поила, отогревала. Ребятам из-за реки было хуже, их путь до школы занимал много времени, поэтому некоторые жили, снимая угол в домах местных жителей. Учителя у нас были строгие. Учили очень ответственно. Получить пятерку мечтал каждый, но для этого нужно было хорошие знания иметь и стараться. В 1963 году школу перевели в п. Погост. Новенькая школа была рассчитана примерно на 180 человек, во всяком случае, нас примерно столько и училось. Мне очень нравились уроки Шаманиной А.В. Она была хоть и строгой, но учила нас всему, что знала сама. Требовательна была к себе и к нам. Иногда начнет ругаться на кого-то, а потом и расхохочется сама, и мы с ней. Много было учителей одиноких, их молодость пришлась на военное время. Они жили для нас, школьников. Очень любили мы М.И. Угрюмова. Он был такой честный, справедливый и добрый учитель.(2000 г)

 

Викторова В.А. (учитель школы)

  Вспомнила, как мы с мужем после института 3 года работали в Судромской школе. Спасибо всему коллективу за то, что радушно встречали начинающих учителей и опекали. Особая благодарность директору школы Сивковой Александре Александровне. Вся дальнейшая наша жизнь была связана с преподаванием.(2020)

 

Кудрина Зоя (выпускница школы)

Я тоже выпуск 1977. Прекрасно помню годы учебы, всех моих учителей. Судьба сделала мне подарок, с преподавателем русского языка и литературы Смоленцевой Татьяной Николаевной мы живем в одном прекрасном городе Севастополе, при встрече с теплотой вспоминаем нашу школу с березовой аллеей. за нее огромная благодарность М. Угрюмову, многие знают что это он с учениками высаживал эти березки, а мы там ловили майских жуков. Я закончила мед. училище и всегда работала в профессии. Огромная благодарность всем учителям, работникам школы, а ныне работающим так держать, вы молодцы. Даже так далеко я слежу за вашими успехами, новыми проектами. Отдельное спасибо за работу в музее! (2020)

 

Людмила Конюхневич (выпускница школы)

С 1 по 4 класс училась в начальной школе в д.Сердчино. Первые учителя – Лобанова Валентина Яковлевна, Некрасова Анна Филипповна. Судромскую школу закончила в 1970 г. Классный руководитель – Ухабова Н.И. Директором школы была Никулина А.М. , завучем Емельянова Т.А.

Преподаватели: Пахтусова В.Я., Шаманина А.В., Угрюмов М.И., Тюкин Н.К., Чистякова Н.Н. В 1973г. закончила ВУЭТ по специальности бухгалтер – торговли. По распределению уехала в Карелию, сейчас на пенсии, живу там же. Всегда с теплом вспоминаю нашу школу! (2020)

 

Прибыткова Татьяна (выпускница школы)

Школу закончила в 1981 году. Начальные классы нас успели поучить три учителя: Ковальчук Зоя Ивановна, Беляевская Нина Петровна и Савельева Нина Ивановна. Класс был шумный, весёлый, иногда неуправляемый. Затем классными руководителями были Викторова Валентина Александровна и Воробьева Татьяна Николаевна. Очень понравились видео о школе, спасибо огромное.(2020)

Лобанов Василий (выпускник школы)

Вспоминаю уроки физики и учителя Пеньевскую Т.В. Основу базовых знаний по этому предмету дала нам именно Татьяна Васильевна. Ее объяснения, дополнительный материал, расширяющий рамки предмета привили мне интерес к физике, дали прочную и крепкую основу для последующих знаний. (2015 )

 

Зайцева Л. (выпускница школы)

Самая справедливая учительница в школе – это Меньшикова Н.А. Она никогда никому не завышала оценок, оценивала справедливо и честно. Ее уроки отличались быстрым темпом и четкостью объяснений. Она нас водила на занятия на улице, где мы в природных условиях постигали азы биологии и географии. Нина Александровна во всем любила порядок и это требовала от нас. Я многое помню с ее уроков.

 

Горбунова А.Н.(выпускница школы, учитель)

История моей школы огромная. Множество выпусков, интересных судеб, замечательных людей. Каждый внес свой вклад в историю села, вписал свое имя в летопись школы. Я горжусь тем, что училась у таких педагогов как Шамина С.В., Шамин А.В., Меньшикова Н.А., Никитинская Л.Н. Их добросовестное отношение к делу, доброжелательное к ученикам многому научили меня. Людмила Николаевна Никитинская хвалила меня за сочинения по литературе, это вызывало желание делать все как можно лучше, больше читать, размышлять, анализировать прочитанное.  Светлана Викторовна учила математике так ясно и просто, что мы понимали все с первого раза. Ее объяснения, как правило, начинались с самого простейшего, и это позволяло нам понять задачу, теорему даже самую сложную. Ребят, которые не нуждались в подробном пошаговом объяснении, она не заставляла сидеть и скучать в ожидании, а обязательно продумывала работу для них с опережением. Старалась научить за 45 минут всех, кому-то дав базовые знания, а кому-то повышенного уровня. Многие мои ровесники признают и сейчас несомненный педагогический дар  Светланы Викторовны как настоящего учителя. Многому научила меня коллега по работе Прибыткова В.В. Ее позитивное, доброе отношение к людям, к детям, непростым жизненным ситуациям позволяло с легкостью решать сложные вопросы и проблемы. (2017)

 

Кубасова О.А.(учитель школы)

Сегодня Судромская школа выполняет не только традиционные образовательные функции, но и культурно-просветительские, социально-педагогические. Директор школы – Балакина Елена Владимировна – понимает, что школа должна отвечать современным требованиям, чтобы обучать и воспитывать подрастающее поколение в духе новаторства.

Четвертый  год успешно функционирует центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Среди задач главными являются обновление содержания предметов «Технология», «Информатика», «ОБЖ», развитие цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности. В 2019 году Судромская школа стала участницей проекта «Региональная общественная награда Архангельской области «Достояние Севера». Каждый год на протяжении последних 10 лет ведёт свою деятельность школьная научно-исследовательская конференция “Эврика”. Юные исследователи вместе с наставниками принимают участие в конференциях и общественно-научных чтениях муниципального, регионального, всероссийского уровня: Богоявленские, Кирилловские чтения, “Юность Поморья”, “Отечество”, “Защитники Отечества”.

Большую организационную и методическую работу проводит администрация школы. Так, с 2017 года на базе Судромской школы проведены 16  районных методических семинаров, на которых педагоги щедро делились своим опытом и профессиональными наработками.

Дружный коллектив единомышленников добивается высоких результатов.  Школа – непременный участник районных, областных и всероссийских конкурсов и олимпиад:  Всероссийский конкурс «Таланты России»,  Всероссийская олимпиада «Педагогический успех», региональный конкурс по антикоррупционному воспитанию, региональный конкурс  АО ИОО «Мы вместе», областной конкурс творческих работ «Моя семейная реликвия», конкурс АО ИОО к 75-летию Победы «Страницы школьных сайтов, посвященные Победе», конкурс видеороликов «Потому что я читаю», Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности», региональный конкурс  методических разработок  «Сияние Севера», региональный  конкурсе методических разработок  «Современные образовательные технологии в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью», Всероссийский форум учителей года в Москве, муниципальный и региональный этапы конкурса «Учитель года».

Для развития физически здоровой, гармонично развитой и активной личности направлена работа кружков «Робототехника», «Шахматы», секции по волейболу и баскетболу, школьная видеостудия и школьный пресс-центр «13-я вертикаль», спортивный клуб, интеллектуальный клуб, военно-патриотическое объединение «Юнармия» (2023)

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): Горбунова Анна Николаевна, Боярчук Виктория, Меньшикова Нина Александровна.