Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»
1. Общие сведения о школе | |
1.1. Полное название школы
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Мутинская средняя общеобразовательная школа» |
1.2. Ф.И.О. директора школы | Кыйынова Лариса Васильевна |
1.3. Почтовый адрес | Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Мута, ул. Школьная 7 |
1.4. Телефон | 8(388)47-29-3-04 |
1.5. Сайт | ustmutaschool.obr04.ru |
1.6. Электронный адрес | ust-mutaschool@mail.ru |
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования | Всего 149, в том числе:
1-4 классы- 55 учащихся 5-9 классы- 78 учащихся 10-11 классы- 16 учащихся |
1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация | Всего педагогических работников – 27
социальный педагог – 1 чел. психолог – 1 чел. Высшей категории – 1 чел. Первой категории – 14 чел. |
1.9. Организация образовательного процесса (краткая информация)
|
Образовательный процесс организован согласно внутреннему распорядку, соответствует требованиям ФГОС НОО, ООО, СОО, ФкГОС СОО. Три ступени обучения: начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. |
1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории
|
Здание школы двухэтажное, типовое, блочное. Имеется отдельное здание начальной школы и пришкольного интерната (все здания деревянные), а также имеет филиал «Келейская НОШ» в соседнем селе.
Пришкольная территория благоустроенна, огорожена, озеленена, есть цветники, грядки, приобретен парник. Имеется участок для посадки картофеля. |
2. История школы: основные вехи | |
2.1. Дата основания школы
|
С 1925 г. Усть-Мутинская начальная школа;
В середине 1960 г. Была построена Усть-Мутинская восьмилетняя школа; 1982 г. – преобразована в Усть-Мутинскую среднюю школу. |
2.2. Обстоятельства создания школы
|
В середине 60-х годов была построена Усть-Мутинская восьмилетняя школа. В строительстве приняли участие граждане из Германии. Первым директором школы был назначен Чендеков П.Г. Вместе с ним прибыла Анастасия Васильевна Кокышева. Она работала заведующей в пришкольном детском интернате |
2.3. Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)
|
1925 г. -Чириков Михаил Григорьевич;
1960 г. – Чендеков Петр Давыдович; 1965-1970 гг. – Балбин Василий Кажочинович; 1977-1978 гг. – Кыпчаков Виктор Кундучинович; 1978-1989 гг. – Тоетова Клавдия Дельмековна; 1989-1993 гг. – Тижина Нона Павловна; 1994-1997 гг. – Епитов Василий Кукбаевич; 1997-2009гг. – Балушкина Дамеш Капошевна; 2009-2015 гг. – Колбин Марат Николаевич; 2015 г. – по настоящее время Кыйынова Лариса Васильевна. |
2.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)
|
В 1982 году Усть-Мутинская восьмилетняя школа преобразована в среднюю школу. Первый выпуск состоялся в 1968 году;
В конце 70-х годов началось строительство новой школы в селе Усть-Мута Усть-Канского района; Открытие школы состоялось 5 декабря 1983 года; Первым директором школы долгое время работала Тоетова Клавдия Дельмековна; В 2012 школа году была реконструирована (капитальный ремонт); В 2013 году прошел первый республиканский турнир по боксу; В 2017 году прошёл районный конкурс профессионального мастерства «Молодые-молодым»; В 2017 году Лауреат премии «Сто лучших школ»; В 2018 году открыт первый кадетский класс; В 2018 году прошел республиканский турнир по самбо; В 2019 году прошел первый районный кадетский бал; В 2019 году коллектив учителей становятся победителями фестиваля Алтын-Майдан в республике Крым; В 2020 году проходит награждение медалями 75-летию ВОВ кадетского класса. |
2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)
|
Котонова Светлана Ивановна – Отличник Просвещения Российской Федерации;
Котонова Аля Байрышевна – Заслуженный учитель Республики Алтай; Кыйынова Лариса Васильевна – учитель высшей категории, награждена грамотой Министерства образования Российской Федерации; Бакрасова Зоя Фёдоровна – Отличник народного Просвещения; Ченкурова Татьяна Аргымаевна – Отличник народного Просвещения; Иташева Тамара Дмитриевна – Заслуженный учитель Республики Алтай; Колбина Надежда Петровна – Заслуженный учитель Республики Алтай. |
2.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)
|
Иташев Аржан Валерьевич – депутат Госсобрания Эл-Курултай Республики Алтай;
Балина Анна Чекчеевна – заслуженный артист Российской Федерации, лауреат специальной премии «Золотая маска», «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»; Сандин Байрам Кыргымаевич – первый лётчик Республики Алтай; Копылов Александр Прокопьевич – ветеран боевых действий в Афганистане; Маташев Артур Михайлович – полковник ФСБ, заслуженный врач РФ; Матин Семён Павлович – ветеран Великой Отечественной Войны; Кара-Сал Нелли Николаевна – главный врач Усть-Канской ЦРБ; Молчоев Владимир Алпыевич – полковник МВД; Майманова Ирина Удуевна – заслуженная артистка Республики Алтай; Колбин Эмиль Викторович – актер национального драматического театра; Кыдатова Елена Григорьевна – заслуженный артист Республики Алтай; Кыдрашева Галина Васильевна – врач-терапевт; Колбин Виктор Алексеевич – директор Усть-Канского ДОСААФ; Матина Зинаида Григорьевна – фельдшер, ветеран труда; Орусова Наталья Ивановна – предприниматель; Маташева Дергелей Михайловна – заслуженный артист Республики Алтай. |
2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)
|
Долгие годы партнерами в деле воспитания и развития творческих способностей и спортивных достижений Усть-Мутинских учащихся являются СДК с. Усть-Мута, Усть-Канский ДЮСШ, Усть-Канский ЦДТ.
ИП «Орусова», ИП «Алып», ИП «Молчоев», ООО «Меркит» – все эти предприятия на всем историческом пути школы оказывали материальную поддержку, помощь школе проведении праздников, конкурсов и спортивных мероприятий. |
3. Культура школы
|
|
3.1. Главные педагогические идеи школы
|
Главная педагогическая идея школы «Качество образования – залог успеха школы»;
– создание педагогических условий для коммуникативного развития личности, способной жить в современном мире и быть нужным обществу; – повышение мотивации учащихся к изучению школьных предметов; –внедрение инновационных технологий; – развитие интереса обучающихся к проектной и исследовательской деятельности; – повышение имиджа школы. |
3.2. Ценности школьной жизни
|
Ученик и его всестороннее развитие! |
3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)
|
На гербе изображены: в центре книга, как главный источник знании; флаги Российской Федерации и Республики Алтай, как символ единения; школа является фундаментом получения знании на пути к развитию и учению; солнце, как символ света и процветания; гора, как символ нерушимости.
Девиз: «Знание-это сила» Флаг: полотнище синего цвета означает чистоту неба, светлое будущее наших детей, устремленный вверх самолет, означает стремление к знаниям и достижениям. Гимн: песня «Дорогою добра» |
3.4. Традиции и ритуалы
|
Традиционным праздником на начало учебного года является праздник Первого звонка, Празднование дня Учителя, ежегодный концерт Дня Матери, с 2018 года наша школа открыла новую традицию в районе – Кадетский бал. Новогодний бал Маскарад по традиции проводится обучающимися 10 класса. Ежегодный конкурс «Ученик года» не остается без нашего участия. Праздник для первого класса «Прощай, азбука!» проводится в каждый февраль. Почитание традиции, уважение культуре нашего народа проявляется через празднование Чагаа Байрам. Особое внимание уделяется мероприятиям, посвященным 9 мая. Выпускникам 9 и 11 классов последний звонок и выпускной бал. Первого июня – долгожданное открытие детского пришкольного лагеря.
Еженедельные ритуалы: каждый понедельник проводятся рабочие линейки, дежурство классов по графику в школе и в столовой, рейды «Опоздание», «Единая форма», «Как живешь, учебник?». |
3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей) | В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является применение активных форм познания (наблюдение, опыты, учебный диалог) и создание условий для развития рефлексии.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, педагог способен сформировать у школьников умения и навыки выделять цели, самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, создавать продукт своей деятельности (проект, презентации, сайты), т.е. педагог формирует у ребёнка умения и навыки самостоятельности и саморазвития. В нашей школе широко применяются на уроках и различных курсах также краеведческие материалы, используется и обновляется база музея. Итогом данной работы является результативное участие в различных краеведческих чтениях, конкурсах, разработка проектов и участие в научно-практических конференциях. Учениками школы выпускается ежемесячная Школьная газета – это работа курса внеурочной детальности по журналистике. Хорошо поставлена работа кружков этно-культурной составляющей. Ведется кружок «Топшуур», благодаря которой создана в 2019 году школьный ансамбль народных инструментов «Арчын» (есть состав взрослый из числа педагогов школы и детский из числа наших учеников). Данный ансамбль широко известен в нашей республике. |
3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой | Наша школа – кладезь проводимых акций, в которых обучающиеся и учителя с удовольствием принимают участие. В сентябре месяце социальным педагогом проводится акция доброты «Собери ребёнка в школу», где малообеспеченным и многодетным семьям собираем канцелярские принадлежности и дарим. Традиционной стала акция, посвящённая профилактике ДТП «Стань ярче». Данная акция проводится на основе конкурса. По итогам 2020 года первое место по наличию светоотражателей стал 3 класс. Весной и осенью учителя географии, химии, биологии проводят акцию по очистке берегов наших рек «Сохраним чистоту наших рек». В этом учебном году на республиканском уровне приняли участие в акции «Щедрый вторник» и получили региональную грамоту. Уроки доброты проводили классные руководители и учителя-предметники. Новой стала акция «Бум-батл», где образовательные организации на конкурсной основе собирали макулатуру. Наша школа в этой акции заняла 2 место. В акции, посвящённом ВОВ «Бессмертный полк» участвует вся школа. Особое внимание заслуживает акция «Шефская помощь пожилым», где ученики с классными руководителями помогаю труженикам тыла, пожилым людям села, ветеранам ВОВ.
Программа воспитания и социализации «Мы-патриоты России» реализуется по модулям: «Я-гражданин России», «Я-человек», «Я и моё здоровье». Программа, нацеленная на позитивное отношение к окружающему миру, ценностное отношение к жизни реализуется под названием «Жизнь прекрасна». |
3.7. Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе | В школе ведут свою деятельность 5 школьных методических объединений: ШМО классных руководителей, ШМО учителей естественного цикла, ШМО учителей гуманитарного цикла, ШМО учителей математического цикла, ШМО учителей начальных классов.
Школьный ученический совет имени Байрама Сандина включает в состав отряды классов. Родительский комитет школы работает по своему плану, положению. |
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе) | В школе высокие достижения показывают кружки художественно-эстетического направления: кружок «Топшуур», где дети играют на национальных инструментах и выступают в мероприятиях школы, села и района.
Занятия внеурочной деятельности «Мир танца» ведёт заслуженный артист Республики Алтай Кыдатова Е.Г. Её воспитанники ежегодно становятся победителями танцевального конкурса «Золотой Арабеск» в районе и в регионе. В школьном музее имени Байрама Сандина ведётся сбор фольклора, истории, культуры народов России. Педагог-психолог практикует в своей работе игры, связанные с шагайами-костяшками. |
4. Школа на земле
|
|
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа | Село Усть-Мута расположено в горно-степной зоне западной части Республики Алтай и находится у рек Мута, Техтень и Келей. Усть-Мутинское сельское поселение состоит из трех сел: Усть-Мута, Верх-Мута, Келей.
Село Усть-Мута в 1918 г. входила в состав Алтайского края Солонешенского района. На этот период в Усть-Муте 86 дворов, 204 мужчины, 205 женщины, 5750 десятин земли. В деревне есть молитвенный дом, сельский хлебозапасный магазин, торговая лавка. А село Келей входило в состав Яконурского сельсовета. В то время село Верх-Муты не было. Было селы Усть-Куча и Эзим. В 1920 г. с.Усть-Мута вошла в состав Усть-Канского района. В Усть-Муте жило в основном русское население, они строили дома, мельницы, церкви. Здесь открылась первая школа в доме попа. |
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества | МБОУ «Усть-Мутинская СОШ» со дня его образования участвует в жизни местного сообщества. Принимает активное участие при организации мероприятии приуроченные ко дню Великой Победы и который год принимает участие в акции «Бессмертный полк». На региональном уровне представляет честь школы в таких национальных праздниках, как «Чагаа Байрам», Масленица и Эл-Ойын. Ежегодно принимает участие в благоустройстве села: акции «Чистый берег», «Чистое село», «Посадка лесных насаждений», «Чистый перевал»; ежегодное обновление надписи, приуроченное ко дню победы. В школе организовано волонтерское движение «Помощь пожилым». |
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня | Администрация МО «Усть-Канский аймак», Управление по образованию и молодежной политике МО Усть-Канский район, Усть-Канский ЦДТ, Усть-Канский ДЮСШ, Усть-Мутинское сельское поселение, Усть-Мутинская сельская библиотека, Благотворительный фонд «Катрен» |
5. История и культура школы в деталях
|
|
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) | «Судьба человека». Что значит эти слова для школы?
Чириков Г.М –основатель в далеком 1924 году Усть-Мутинской начальной школы. С тех пор прошло много времени. Многие педагоги связали свою судьбу с нашей любимой сельской школой, которая стоит на берегу красавицы-реки Моты, у подножия горы Толокой. Сюда совсем юной девчушкой приехала Михайлашева В.И., которая долгие годы проработала завучем школы, учителем начальных классов работала Бакрасова З.Б., дети ее продолжают учительскую династию. Непременно надо назвать Тезегеш О.И. – учителя алтайского языка и литературы, составителя учебников по алтайскому языку в 5-7 классов. Учительскую судьбу школы продолжает Котонова С.И. – Отличник Просвещения, учитель математики, выпускники, которой показывали лучшие результаты в районе. Много молодых педагогов продолжают традиции нашей школы, к судьбе школы добавился и кадетский класс с 2018 года. Значит судьба школы продолжается…. |
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) | Учитель – это прежде всего призвание. И выбирать эту профессию стоит, если чувствуешь, что очень хочешь работать с детьми, передавать им свои знания и умения.
И в нашей школе есть династия учителей. Одними из них являются семья Бакрасовых. Родоначальником этой династии является мама – Бакрасова Зоя Бексеновна. Она окончила Горно-Алтайский педагогический институт в 1963 году и начала свою педагогическую деятельность в маленькой деревне, под названием Келей. Затем перешла работать учителем начальной школы в селе Усть-Мута и с тех пор до окончания своей педагогической деятельности отдала все свои силы и знания родной школе, проработав 40 лет и выпустив немало выдающихся людей нашего села, района и республики. Является ветераном педагогического труда и отличником народного просвещения, имеет множество грамот за добросовестный труд и воспитание подрастающего поколения. Вырастила 5 сыновей. Трое из которых продолжили ее путь. Бакрасов Эрелдей Иванович закончил Горно-Алтайский Государственный университет и свою педагогическую деятельность начал в своей родной школе, учителем физической культуры. В данный момент работает учителем физической культуры в МБОУ «Усть-Канская СОШ имени Ч.К. Кыдрашева». Его учащиеся занимают призовые места на олимпиадах и показывают высокие спортивные достижения при сдаче ГТО. Бакрасов Иван Иванович тоже закончил Горно-Алтайский Государственный университет и свою педагогическую деятельность связал с обучением предмета географии, работает в МБОУ «Усть-Канская СОШ имени Ч.К. Кыдрашева». Бакрасов Вячеслав Иванович тоже пошел по стопам своей матери и старших братьев. Окончив Горно-Алтайский Государственный университет пришел работать учителем технологии в родную школу МБОУ «Усть-Мутинская СОШ». И вот уже на протяжении 12 лет продолжает нести знания учащимся. Активно участвует в различных конкурсах и мероприятиях разного уровня. Его жена, Бакрасова Айсана Сергеевна, является учителем начальных классов. Окончила Горно-Алтайское педагогическое училище и Горно-Алтайский Государственный университет. Свою педагогическую деятельной начала в данной школе, проработала учителем русского языка и литературы, заместителем директора по учебно-воспитательной части и в данный момент работает учителем начальных классов. Имеет грамоты районного и регионального уровня. К своей работе относится добросовестно. За время работы зарекомендовала себя хорошим педагогом, на высоком уровне владеющим как теоретической, так и практической методикой преподавания. Также можно назвать династию учителей Крупенкиных, Котоновых. |
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) |
|
Информация подготовлена и предоставлена:
Кыйынова Лариса Васильевна директор;
Матина Сынару Александровна – зам дир по УВР;
Кныева Наталья Васильевна зам дир по ВР;
Колбина Асель Андреевна учитель математики;
Модорова Рада Сергеевна учитель английского языка.