МБОУ Эйикская СОШ Оленекский улус

МБОУ Эйикская СОШ

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Эйикская средняя общеобразовательная школа»
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Кучарова Маргарита Валериевна
1.3.        Почтовый адрес

 

Республика Саха (Якутия), 678488, Оленекский улус, с. Эйик ул. Центральная 21
1.4.        Телефон

 

8/41169/23-060 приемная,

8/41169/23-061 директор.

1.5.        Сайт

 

http://эйикская-школа.оленек-обр.рф

 

1.6.        Электронный адрес

 

esaoh@mail.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования 1 ступень – 28 учащихся, 4 класса,

2 ступень – 33 учащихся, 5 классов,

3 ступень – 15 учащихся, 2 класса.

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация Всего педагогов: 22; из них женщин – 18, мужчин – 4.

Средний возраст: 36,6

20-35 лет – 8 чел. (36%)

36-50 лет – 10 чел. (45%)

51 и старше – 4 чел. (18%)

Образование: высшее – 19 (86%). 

Среднее специальное – 3 (13%).

Педагогический стаж:

От 0 до 3 лет –2

От 4 до 10 лет – 7

От 11 до 20 лет – 6

От 21 до 25 лет – 2

Свыше 26 лет – 5

 Квалификационная категория:

Высшая категория – 7

Первая категория – 9

Соответствие занимаемой должности – 5

Базовая категория – 1.

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация) Основная миссия МБОУ «Эйикская СОШ» – создание условий для всестороннего развития личности сельского школьника Севера через приобщение к этнокультурным ценностям народа Саха, воспитание полноценного хозяина земли, предприимчивого и конкурентоспособного, готового к самореализации в социуме.

Преподавание в 5-10 классах ведется по ФГОС ООО (вариант №4), в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке.

Являясь коллективным членом Союза агрошкол с 2003 года, ОУ по мере своих возможностей участвует в сельскохозяйственном производстве. За школой закреплёны сенокосные угодья- 599га, пастбища -526 га, охотничьи угодья – 100000 га, оленьи пастбища – 285354 га    для создания подсобного хозяйства. Создана производственная база, где выращиваются картофель, капуста, морковь, свекла и др. овощи. Ежегодно работает лагерь труда и отдыха «Сенокос», «Животновод», «Урожай». Школа на своём балансе имеет трактор ДТ-75, микроавтобус «УАЗ», автомашину «Урал», мини трактор Dong Feng и Вейтуо.

С целью укрепления материально-технической базы, дальнейшего образовательного и ресурсного обеспечения, в соответствии с требованиями времени в 2013 году ОУ зарегистрировало свое сельскохозяйственное предприятие (юридическое лицо). Вид деятельности: разведение и уход за лошадями, за КРС, заготовка и реализация сельхозпродукции. 

Количество кружков и секций за последние три года остается почти неизменным. По ФГОС с 1-9 классы выделяют 80 часов в неделю по 5 направлениям, в качестве дополнительного образования ведутся кружки «В мире музыки», «В мире шахмат», «Танцы народов мира», спортивные секции.

С большим желанием дети занимаются спортом. Среди детей популярны такие виды, как «Подвижные игры», «Волейбол». Востребованы такие кружки, как «Музыка без границ», танцевальные кружки, кружок «Юнкор», «Сувенирная лавка».

Наблюдается положительная динамика по вовлечению обучающихся в кружки, секции и объединения по интересам. Согласно индивидуальным запросам обучающихся, их возрастным особенностям в школе проводятся занятия кружков и секций по следующим направлениям.

·         Общеинтеллектуальное,

·         Духовно-нравственное,

·         Спортивно-оздоровительное,

·         Общекультурное,

·         Социальное

Разработана программа единого детского движения «Кэскил»целью которой является формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности. Одной из задач программы является: создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников учебно–воспитательного процесса.

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Главный учебный корпус –  здание «Школа на 80 мест» введено в эксплуатацию в 2001 году. Учебные кабинеты – 12 (кабинет физики, русского языка и литературы, математики, биологии и химии, якутского языка и литературы, информатики, ИЗО, истории и обществознания, начальные классы, учебная мастерская);

2. Спортивный зал с балконом: игровой зал 22х13,5 м. с беговой дорожкой, раздевалкой, инвентарной и тренерской комнатой.

3.         Краеведческий музей;

4.         Школьная библиотека;

5.         Оранжерея;

6.         Гараж;

7.         Пришкольный участок (Пришкольный участок состоит из 4 отделов: отдел полевых культур – 3 га – выращивание картофеля; отдел овощных культур – 0,67 га – выращивание овощей; цветочно-декоративный отдел – 10м2 – многолетние, однолетние цветы; теплица – 120 м2 – огурцы, помидоры);

8.         Ферма «Быйан» на 100 голов (2015 года постройки);

9.         Конебаза «Сылгыһыт» 25 голов (2016 года постройки);

10.       Мини молокозавод;

11.       Сенокосные угодья – 566 Га.

12.       Столовая – полностью укомплектован, состояние соответствует нормам;

13.       Медкабинет – полностью укомплектован, состояние хорошее;

14.       Стационарный лагерь «Буор Тумул» (2017 года постройки)

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

Год основания – 1936-1937 учебный год.
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

В 1934 году Правительство Якутской АССР приняло решение о создании нового Оленекского района с населенными пунктами Оленек, Джилинда, Шологонский наслег, в которых сразу были открыты школы. В селе Оленек первым учителем был Семенов Дионисий Николаевич с 11 учащимися, в Джилинде Федоров Семен Николаевич открыл двери школы 17 детям. В 1935 году в местности «Монгооло» Кирбяйского наслега Петров Лука Федорович стал обучать 11 детей оленеводов. Первые школы находились в частных домах или в конторах, они не были приспособленными для обучения детей. Но у всех было огромное желание учиться и обучать грамоте. За 1934-1935 учебный год в районе окончили первый класс 39 учащихся. В 1936-1937 учебном году была открыта первая школа в Шологонском наслеге. Село находилось на правом берегу реки Марха. Центром наслега являлся колхоз «Кыhыл сарданга». В школе было всего 11 детей. Учителем работал Романов Семен Петрович. В этом году в наслегах были построены типовые школы с новыми столами и партами. Школы открыли свои двери в установленные сроки, 1 сентября.
2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Заведующие

1951-1952 Николаев Петр Алексеевич

1959-1960 Захаров Василий Васильевич

1966-1967 Яковлева Анастасия Ильинична

1967–1969 Христофоров Семен Спиридонович

1969–1972 Алексеев Анисим Степанович

Директора

1972–1975 Николаев Ануфрий Иванович

1975–1978 Павлова Евдокия Ильинична

1978–1982 Филиппов Ефим Афанасьевич

1982–1984 Семенова Полина Петровна

1984–1988 Кучарова Лариса Ивановна

1988–1989 Фадеева Мария Николаевна

1989–1991 Павлова Евдокия Ильинична

1991–1992 Потапова Надежда Афанасьевна

1992–1992 Кучарова Елена Егоровна

1992–2003 Бечеканов Андрей Николаевич

2003–2011 Дмитриева Октябрина Анатольевна

2011–2012 Соломонов Константин Александрович

2012 – по наст. время Кучарова Маргарита Валериевна

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1951-1952 открытие Эйикской начальной школы. Заведующий – Николаев Николай Ануфриевич. Обучались П.П. Федорова, А.В. Долгунов, С.П. Андреев, Е.В. Иванов и др.

1969-1970 введено здание новой школы. Директор – Алексеев Анисим Степанович.

1970-1971 Эйикская начальная школа преобразована в восьмилетнюю. Директор – Николаев Ануфрий Иванович.

1974 первый выпуск. Среди них И. Алексеева, А.П. Васильев, М.С. Маисова, В.П. Степанов, О.Ф. Семенова, В.Н. Петров, В.В. Кучаров, И.В. Кучарова, В.И. Кучаров и др.

1976-1977 основан краеведческий музей. Директор школы –Е.И. Павлова. Зачинатель музея – П.П. Баишев. Он обучил многих учеников таксидермии. Среди них А.Х. Соломонов, А.П. Степанов, Е.И. Степанов и др. В развитие музея большой вклад внес учитель якутского языка и литературы Е.А. Филиппов.

1989-1990 Эйикская восьмилетняя преобразована в среднюю общеобразовательную школу. Директор – Павлова Евдокия Ильинична.

1997-1998 Эйикская неполная школа. Приказ №63 по Оленекскому УО от 27.06.1997.

1999-2000 оптимизация в системе образования: средняя школа реорганизована в основную агропрофилированную школу (приказом МО РС (Я)).

2001-2002 введено новое здание школы. Директор – Бечеканов Андрей Николаевич.

2004-2005 Эйикская агропрофилированная средняя школа (Постановление МО «Оленекский улус (район)» №95 от 15.06.04). Директор – Дмитриева Октябрина Анатольевна.

2007-2008 На основании представления экспертного совета по республиканским экспериментальным площадкам школе присваивается статус «Республиканскаяэкспериментальная площадка» для реализации проекта «Сетевая организация муниципальной системы образования как условие образовательной поддержки социально-экономического развития района» (Приказ № 01 – 08/3438 от 14 декабря 2007 г.)

В 2010 году в Москве на международной выставке «Global Education – образование без границ» награждены Гран-при за проект «Агрошкола – как центр развития самостоятельной и самореализующей личности в любых социокультурных условиях общества».

И в этом же году на основании представления экспертного совета открытого республиканского конкурса инновационных образовательных проектов и программ Эйикской общеобразовательной школе Оленекского улуса присваивается статус«Республиканская экспериментальная площадка» для реализации проекта «Агрошкола как центр развития села» (Приказ № 01 – 08/662 от 5 мая 2010 г.)

2010-2011 апробация условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов II поколения.

2014-2015 МБОУ «ЭСОШ» – победитель муниципального конкурса «Лучшая школа».

2015-2016 школа получила грант Главы РС (Я).

2016-2017 с 1-4 классы введена ментальная арифметика.

2019-2020 Летний трудовой лагерь «Куннээх Эйик» – 3 место в районном, республиканском смотре-конкурсе «Программ по организации летнего отдыха»,

2019-2020 – победитель муниципального конкурса «Лучшее учреждение образования».

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Семенова Вера Петровна – учитель КНРСЯ, технологии – Отличник образования РС(Я) 2009 г., «Учитель учителей РС (Я)» 2011 г.,

Фадеева Мария Николаевна – Отличник образования РС (Я) 2005 г., Почетный работник Общего образования РФ 2011 г., нагрудной знак «Сердце отдаю детям» 2008 г., «Учитель учителей» РС(Я) 2019 г.

Кучарова Елена Егоровна – «Учитель учителей» РС(Я) 2010 г., Почетный работник Общего образования РФ 2011 г., «Отличник образования»РС(Я) 2009 г.

Павлова Туйаара Алексеевна – «Отличник образования» РС(Я) 2009 г.

Степанова Полина Петровна – «Отличник образования 2012 г.»

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Кучарова Лариса Ивановна – Отличник образования РСФСР, Отличник образования РС(Я), Заслуженный учитель РС(Я),

Боекова Розалия Максимовна – Отличник образования РСФСР, Отличник образования РС(Я),

Дмитриева Вера Семеновна – Отличник образования РС(Я), «Учитель учителей»,

Васильев Иван Петрович – Отличник образования РС(Я),

Стручкова Любовь Николаевна – Отличник образования РС(Я),

Кучарова Маргарита Егоровна – Отличник образования РС(Я),

Николаев Василий Ефимович – Отличник кинематографии РФ,

Оленова Татьяна Николаевна – Отличник культуры РС(Я),

Николаева Александра Павловна – – Отличник культуры РС(Я),

Степанова Варвара Петровна – – Отличник культуры РС(Я),

Боекова Тамара Сергеевна – Отличник здравоохранения РС(Я),

Васильева Айталина Петровна – Отличник здравоохранения РС(Я),

Васильев Иван Петрович – Отличник муниципальной службы РС(Я),

Семенов Федот Федотович – Отличник милиции,

Николаева Валентина Трофимовна – ветеран кинематографии РС(Я),

Петров Николай Николаевич – народный мастер.

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

   Глава села Степанов И.П, администрация МО «Шологонский национальный наслег»

§  ЭКЦ «Сандал»

§  МБДОУ «Кунчээн»

§  Эйикская участковая больница

§  Эйикская библиотека

§  Почта ОПС

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Идея школы – воспитание всесторонне развитой личности сельского школьника Севера через приобщение к этнокультурным ценностям народа Саха, воспитание полноценного хозяина земли, предприимчивого и конкурентоспособного, готового к самореализации в социуме.
3.2.            Ценности школьной жизни

 

Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:

·         гуманистический принцип;

·         доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей;

·         стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса;

·         стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;

·         атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учеников и учителей;

·         безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;

·         стремление к обеспечению социальной адаптации выпускника.

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

 Герб школы: На фоне солнечного цвета – открытая книга – как символ знаний и мудрости. На книге изображены танцующие девушка и юноша, а также палитра – эстетическое направление. Трактор, овощи, молоко – агронаправление школы.
3.4.            Традиции и ритуалы

 

Традиционные мероприятия:

—        «Золотая Осень» (сентябрь)

—        День бега и ходьбы (сентябрь)

—        Коллективная творческая деятельность «День учителя» (в октябре)

—        «День девочек» (октябрь)

—        Тимуровские отряды (в течение года)

—        Новогодние представления по классам

—        Профориентационная неделя (январь)

—        «Один день в армии»

—        День родного языка (якутского)

—        Смотр песни и строя

—        День Здоровья

—        День Победы (концерт, мюзикл)

—        Бал чемпионов «Имена года»

—        «Лидер Года»

—        Концерты выпускных классов

—        Мастерская Деда Мороза

—        Весенний поход

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Количество кружков и секций за последние три года остается почти неизменным. По ФГОС с 1-9 классы выделяют 80 часов в неделю по 5 направлениям, в качестве дополнительного образования ведутся кружки «В мире музыки», «В мире шахмат», «Танцы народов мира», спортивные секции.

С большим желанием дети занимаются спортом. Среди детей популярны такие виды, как «Подвижные игры», «Волейбол». Востребованы такие кружки, как «Музыка без границ», танцевальные кружки, кружок «Юнкор», «Сувенирная лавка», проектная деятельность для мальчиков «Байанай».

Наблюдается положительная динамика по вовлечению обучающихся в кружки, секции и объединения по интересам. Согласно индивидуальным запросам обучающихся, их возрастным особенностям в школе проводятся занятия кружков и секций по следующим направлениям.

·         Общеинтеллектуальное,

·         Духовно-нравственное,

·         Спортивно-оздоровительное,

·         Общекультурное,

·         Социальное.

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Проект внеурочной деятельности «Воспитание конкурентоспособной личности обучающихся в условиях крайнего Севера на основе проекта внеурочной деятельности
«Күннээх Эйик»
на 2019-2020 учебный включает в себя следующие подпроекты:

  • Проект охотпромысла «Байанай»,
  • «Юные корреспонденты»,
  • Проект декоративно-прикладной деятельности «Уран тарбахтар»,
  • Спортивные игры народов «Өбүгэ оонньуулара».

Традиционные акции:

  • «Ыраас эбэ» по очистке прилегающей территории озера Эйик,
  • Ежегодная эко-акция «Чистота начинается с нас» по очистке улиц села.
  • Ежегодная акция «Собери урожай»,
  • Акция «Дари добро» в организации помощи малоимущим, нуждающимся.
  • Проект «Танцы без границ».
3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Совет старшеклассников состоит из обучающихся 8-11-х классов и является органом самоуправления в школе, основанным на согласии и сотрудничестве.

Состав Совета старшеклассников:

1.            ПрезидентВасильева Аида

2.            ПредседательНектегяев Радик.

При Совете старшеклассников создаются секторы, каждый из которых отвечает за свой участок работы:

1.            Организационно-информационный секторОленова Александра, Ефимов Александр, Соломонова Нарыйа.

– отвечает за выполнение заданий, поручаемых классу;

– контролирует посещаемость обучающихся;

– обеспечивает участие школьников во встречах с администрацией школы и педагогическим коллективом;

– информирует обучающихся о проделанной работе.

2.            Организационно-развлекательный сектор – Сергеева Александрия, Сабардахова  Динара.

– отвечает за подготовку и участие в конкурсах, КВНах и т.д.;

– организует конкурсы, вечера, дискотеки, концерты, выставки.

3.            Сектор пресс-центр Кучарова Валерия, Федотова Кундууйэ, Васильева Александра.

– отвечает за своевременное информирование о предстоящих школьных мероприятиях и подведении итогов прошедших.

4.            Спортивный секторАфанасьев Давид, Васильев Андрей, Васильев Анатолий.

– помогает в организации спортивно-оздоровительной работы;

– помогает организовывать спортивные мероприятия в школе.

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Танцевальный ансамбль «Юктэ» (от эвенкийского слова «ручей») был основан в 2014 году учителем начальных классов Кельциевой С.А. и учителем математики Егоровой А.Д. В ансамбле занимаются дети с 5-11 классы. Особое внимание уделяют фольклору народа эвенков. Молодой танцевальный ансамбль является участником районных, республиканских и международных конкурсов. Является лауреатом многих улусных, республиканских смотров и конкурсов.
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Школа расположена в селе Эйик Оленекского эвенкийского национального района, в 540 км воздушным путем от районного центра. Население составляет 376 человек, в том числе детей до 14 до 86 лет. Село Эйик имеет границы с Оленекским МО на севере, восточная граница с Жиганским, южная с Нюрбинским, юго-восточной граница ограничивается с Верхне – Вилюйским, юго-западная с Мирнинским районом. Удаленность от центра улуса с. Оленек 550 воздушным путем и республики г. Якутск по зимнику составляет 1280 км. Почтово-пассажирская связь с районным центром в основном осуществляется воздушным транспортом, а зимой –по автозимнику.

В данное время численность населения наслега составляет- 323 человек; мужского населения- 106, женского-104. Национальный состав: эвенки-190, якуты-131, прочие-2. В последние два года наблюдается демографическая убыль за счет снижения рождаемости. Школа обучает детей из семей, большинство которых проживает в домах без удобств. Общее количество семей-61.Семья с одним ребенком-22.Семья с двумя детьми -20.Семья имеющих трех детей-11.Семья имеющих четырех детей-4.Семья имеющих пятерых и более детей-3. Увеличивается количество малообеспеченных и неблагополучных семей, что свидетельствует о социально-экономическом процессе, происходящем в селе, что необходимо учитывать в работе школы.

Часть населения занята в малом предпринимательстве, коммунальном хозяйстве, бюджетные организации школа, детсад и больница, почта, администрация МО, СХППК «Эйик», СХППК «Тээйэ», СХППК «Чуостаах». Природно-климатические условия позволяют населению в летнее время заниматься тепличным хозяйством, выращивать овощные культуры на открытом грунте.

В условиях отдаленности от центра, слабо развитой инфраструктуры, слабо развитой транспортной схемы школа является ведущим центром развития культуры, образования и основным фактором развития села во всех сферах жизнедеятельности.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Школа является ведущим центром развития культуры. Ни одно мероприятие СП «Шологонский наслег» не обходится без участия учителей, учащихся школы. Традиционными стали концерты учителей ко Дню Единения, Новогодние вечера, 23 февраля, 9 мая.

Ежегодно классные коллективы выходят на волонтерскую помощь Тимуровцев.

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Ежегодно учителя присуждают именные стипендии для выпускников, отличившихся по предметам.
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Начало трудовой деятельности

Первый год работы в Эйикской школе был одним из главных этапов в моей педагогической деятельности проверкой на прочность. Тогда не было, как сейчас, квартиры для учителей, отопление было печное. Придя домой после уроков, кололи дрова, растапливали печь и уходили в школу. Электричество подключали по определенному графику. Нужно было вовремя сварить обед, приготовить ужин. В поселке экономили солярку, ее возили только по зимнику. Иногда зимой приходилось первые уроки провести при свечах. У дежурных учителей обязательно собой были фонарики.

Сейчас в памяти остались только положительные эмоции. Хочется сказать огромное спасибо всем учителям, завхозу школы Валентине Ивановне Кучаровой, кто помогал хотя бы словом, а таких не мало, кто давал советы, исправлял, пытался помочь и научить всему, что знал сам.

                    Туйаара Алексеевна Павловна

учитель русского языка и литературы

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Педагогическая династия Дмитриевых. Первый учитель в учительской династии, а так же ее основатель Вера Семеновна закончила Вилюйское педагогическое училище им.Н.Г. Чернышевского.  Проработала 35 лет в Эйикской школе. Награждена Грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР, знаками «Учитель учителей Республики Саха (Якутия) «Отличник образования Республики Саха (Якутия)», медалью «За вклад в социально- экономическое развития района», ей присвоено звание «Старший учитель», занесена в «Книгу почета» Эйикской основной школы Оленекского улуса, лауреат премии им. Заслуженного учителя ЯАССР Васильевой А.Н. «Сердце отдаю детям». Младшая дочь Кельциева Сахая Альбертовна, получила педагогическое образование, вышла замуж за учителя технологии и изобразительного искусства, а сын Семен женился на учительнице математики. Сахая Альбертовна-руководитель танцевального ансамбля школы «Юктэ». Сахая Альбертовна лауреат премии им. Заслуженного учителя ЯАССР Васильевой А.Н. «Сердце отдаю детям».

Династия Николаевых.

Основатель учительской– Федора Николаевна Николаева (Петрова). Федора Николаевна окончила Магаданский педагогический институт по специальности учитель начальных классов. Проработала на этом поприще около 30 лет. Федора Николаевна сама увлекалась фотографированием и в школе много лет функционировал кружок «Юный фотограф». Фотографии тех лет, как память, хранятся в школьном музее. Она по праву гордилась бы и своими дочерями, которые успешно, плодотворно работают учителями в родной школе.

Романова Анастасия Васильевна – средняя дочь Федоры Николаевны, окончив в 1997 году Намское педагогическое училище, 17–й год преподает в родной школе изобразительное искусство, черчение. Младшая дочь Федоры Николаевны- Прокопьева Наталья Васильевна. Окончила Якутское педагогическое училище № 1и работает в родной школе 18 лет.

Династия Кучаровых. Любовь к своей профессии, профессии педагога, привила своей дочери, Кучарова Елена Егоровна учитель якутского языка и литературы Эйикской СОШ. Оленекского Эвенкийского национального района республики Саха (Я). Более 35 лет она работает в Эйикской школе. За свою учительскую жизнь Елена Егоровна получила множество грамот, наград. Имеет высшую квалификационную категорию, Отличник образования РС(Я), была награждена знаком “Учитель учителей”. Дочь Елены Егоровны, Кучарова Маргарита Валериевна окончила биолого-географический факультет Якутского государственного университета. Трудовую деятельность начала учителем географии. С 2012 г. работает директором МБОУ ЭСОШ.

Вторая дочь Елены Егоровны, Кучарова Елена Валериевна окончила биолого-географический факультет СВФУ им. М. Аммосова. Работает в СВФУ им. М. Аммосова, институте естественных наук. “Молекулярно-генетические и клеточные технологии” ведущим инженером.

Династия Кучаровых, Степановых. Начало профессии учитель положила Кучарова Лариса Ивановна (1948г.р.), учитель начальных классов. Ёё трудовая деятельность началась в 1968 году учительницей Эйикской начальной школы Оленекского района. Кучарова Лариса Ивановна проработала в школе 41 год.

Лариса Ивановна Делегат XXVI областной комсомольской конференции, Делегат XI съезда учителей и педагогической общественности РС (Я). За проработанное время неоднократно награждалась грамотами Министерства Просвещения ЯАССР за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся, и благодарственными письмами Обкома ВЛКСМ, Президиума Верховного Совета ЯАССР, Совета Министров ЯАССР, Почетной грамотой Министерства просвещения ЯАССР, Знаком «Отличник народного просвещения РСФСР», Приказом министерства народного образования ЯАССР присвоено звание «Учитель -методист», Знаком отличия за самоотверженный труд «Первый Учитель», постановлением администрации улуса занесена в «Книгу Почета». Она Стипендиат РС(Я) национального фонда «Барҕарыы» – «Качественное образование – надежные инвестиции в будущее», Заслуженный учитель РФ», 2005 г. Занесена в «Педагогическую энциклопедию» (III том) МО РС(Я), награждена медалью «Ветеран труда». Степанова Полина Петровна окончила в 1988 Намское педагогическое училище.В 2000 году получила диплом Московского института государственного Администрирования.Новатор.Она из первых ввела ФГОС в 2010 году в школе.Депутат X съезда работников образования.Отличник Образования РС(Я).

Степанова Маргарита Петровн в 2003 году получила диплом Якутского государственного университета имени М.К.Аммосова, по специальности филолог, преподаватель французского языка и литературы.

Следующим продолжает династию Степанов Петр Александрович.Окончил Северо-восточный федеральный университет ,по специальности техник-программист. Работает учителем информатики в МБОУ «Эйикская СОШ» с сентября 2010 года.

Атакова Милена Егоровна тоже как и мы выбрала профессию учителя. Она окончила Намское педагогическое училище. Некоторое время работала в МБОУ «Эйикская СОШ» учителем рисования, технологии. Сейчас работает в Томпонском улусе, в селе Хандыга учителем.

Вторая племянница, Атакова Анжелика Егоровна пошла по моим стопам. Она стала учительницей английского языка. Педагогический стаж 8 лет. Выпускница МБОУ «Эйикская СОШ». Несколько лет проработала в Эйикской школе.

Самый молодой педагог нашей учительской династии – это Атакова Прасковья Егоровна, окончила Эйикскую школу в 2009 году серебряной медалью. Поступила в Северо-Восточный университет им.М.К.Аммосова», ИЗФИР. Несколько месяцев работала в США по программе work and travel, потом в Корее. Сейчас плодотворно работает в Усть-Майском районе учителем английского языка.

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Труд красит человека

70-80 годы я работала в Эйикской восьмилетней школе кочегаром. В то время в нашем поселке не было центрального отопления, функционировали автономные котельные в учреждениях. Это школа, больница, магазин, детский сад. Труд кочегара для женщины была тяжелой, пыльной. Огонь в печах-котлах кочегарки зажигался один раз в сентябре в начале учебного года, а затухал в конце мая, после экзаменов. Работала через 2 сутки.  Мой рабочий день начинался с раннего утра. Обязательно надо было заготовить нужное количество дров за сутки. Приходилось и колоть дрова. Дрова хорошо колятся в сильные морозы, мне помогали мои сыновья. Печи-котлы топили дровами- швырок беспрерывно, чтобы поддержать постоянную температуру, тепло. Нужно было топить правильно, особенно зимой, чтобы она не остывала. Обычно зимой мерзлые дрова лучше горят и поэтому их не таскали в помещение. В весенний период территорию котельной обязательно убирали, чистили шлак, золу. Иногда на территорию котельной организовывались школьные субботники.

Коллектив школы был дружный и слаженный. Учителя часто задерживались в школе, работали до поздна.  В ту пору в школе директором работала Евдокия Ильинична Павлова. Высокообразованная, интеллигентная. Она ежедневно присутствовала при пересменах дежурных кочегаров. Работали еще первая учительница моего внука Олега  Лариса Ивановна Кучарова, прекрасной души человек. Учился у Ларисы Ивановны и внук Алексей. Помню он говорил, что на уроках Ларисы Ивановны чувствует себя комфортно, может задать любой вопрос и получить на него ответ. Дмитриева Вера Семеновна, которая всегда приходила на помощь и советом, и делом, когда кто-то нуждался в поддержке. Всегда интересовалась судьбами детей работников школы, понимая, что им подчас не хватало внимания со стороны родителей из-за их постоянной занятости. Совестливая, обладающая высоким профессиональным мастерством, проявляющая искренний интерес к увлечениям детей Федора Николаевна Николаева.  У нее училась моя младшая дочь Галина. Добрым словом вспоминаю Ефима Афанасьевича Филиппова, доброго и отзывчивого педагога. Во многом благодаря ему в школе появился краеведческий музей, его открытые внеклассные мероприятия восхищали всех. Учителей в селе уважали, и каждого в отдельности. Родители стремились дать своим детям образование, следили за их успехами. Совхоз «Эйикский» без препятствий обеспечивало молодых учителей квартирами, дровами.

В то время жили все одинаково, никто особо не выделялся в материальной обеспеченности, поэтому без особых приглашений приходили друг к другу в гости, устраивали общие вечера, которые всех сближали, роднили. В таком доброжелательном коллективе все чувствовали себя увереннее. Кроме преподавательской работы коллектив учителей нашей школы много внимания уделял воспитанию школьников. Дети не только учились и развлекались, но и трудились. Организованы были тимуровские отряды, пионерские сборы. Старшеклассники каждое лето работали на сенокосе, в школе они были надёжной опорой учителей. В школьном коллективе чувствовалось единство учителей и учащихся, поэтому проблем с дисциплиной не было. Для родителей часто проводились беседы, собрание.

Все учителя были включены в общественную жизнь села. Это различные комсомольские мероприятия, выходы учителей на ферму в качестве доярок, субботники по заготовке дров. Художественное самодеятельность школы, в которой участвовали и ученики. Тогда художественным организатором был прекрасный баянист, учитель пения Василий Титович Неустроев. Учителя часто устраивали вечера встречи, праздники так, что душа радовалась. Я рада, что работала среди таких людей.

В 65 -летний юбилей хочу сказать огромное спасибо школе и пожелать дальнейшего процветания, а учителям- творческого вдохновения, любознательных учеников, профессиональных достижений и удовлетворения от работы!

Павлова Марина Спиридоновна,үлэ бэтэрээнэ

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): Амонова Оксана Васильевна, заместитель директора по УВР МБОУ «Эйикская средняя общеобразовательная школа» на основе школьной книги